08 декабря 2021 года во Дворце учащейся молодежи Санкт-Петербурга в очно-заочном формате проведена V Городская научно-практическая конференция «Практика работы, инновационные методики и технологии в дополнительном образовании детей с ОВЗ и инвалидностью»

08 декабря 2021 года во Дворце учащейся молодежи Санкт-Петербурга в очно-заочном формате проведена V Городская научно-практическая конференция «Практика работы, инновационные методики и технологии в дополнительном образовании детей с ОВЗ и инвалидностью».

08 декабря 2021 года во Дворце учащейся молодежи Санкт-Петербурга в очно-заочном формате проведена V Городская научно-практическая конференция «Практика работы, инновационные методики и технологии в дополнительном образовании детей с ОВЗ и инвалидностью»

08 декабря 2021 года во Дворце учащейся молодежи Санкт-Петербурга в очно-заочном формате проведена V Городская научно-практическая конференция «Практика работы, инновационные методики и технологии в дополнительном образовании детей с ОВЗ и инвалидностью»

Основная цель Конференции – определение основных направлений педагогической деятельности в процессе реализации, адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, обобщение и трансляция практического опыта работы в образовательном пространстве.

В работе Конференции приняло участие более 300 педагогических работников: среди них руководители и педагогические работники образовательных учреждений: дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования, профессиональных образовательных учреждений города, а также педагоги Ленинградской области.

08 декабря 2021 года во Дворце учащейся молодежи Санкт-Петербурга в очно-заочном формате проведена V Городская научно-практическая конференция «Практика работы, инновационные методики и технологии в дополнительном образовании детей с ОВЗ и инвалидностью»

08 декабря 2021 года во Дворце учащейся молодежи Санкт-Петербурга в очно-заочном формате проведена V Городская научно-практическая конференция «Практика работы, инновационные методики и технологии в дополнительном образовании детей с ОВЗ и инвалидностью»

В рамках конференции были организованы четыре секции на площадках Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга.

В ходе работы секции «Актуальные вопросы совершенствования системы дополнительного образования детей с ОВЗ и инвалидностью» были рассмотрены современные технологии в образовании и развитии детей с ОВЗ. Участники поделились опытом реализации дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ для детей с ОВЗ в инклюзивном детском саду, также были рассмотрены организационно-методические аспекты образовательного процесса.

Своим опытом с коллегами поделилась Войлокова Елена Федоровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры олигофренопедагогики РГПУ им. Герцена, ведущий специалист Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В работе секции приняли участие слушатели курсов повышения квалификации по теме: «Организация работы с детьми с ОВЗ, с инвалидностью в дополнительном образовании».

08 декабря 2021 года во Дворце учащейся молодежи Санкт-Петербурга в очно-заочном формате проведена V Городская научно-практическая конференция «Практика работы, инновационные методики и технологии в дополнительном образовании детей с ОВЗ и инвалидностью»

Участниками секции «Лучшие практики реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ и инвалидностью» был рассмотрен вопрос о подходах к решению государственной задачи на формирование и развитие личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения. В диалоге педагоги определили, специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение программ для детей в соответствии с видом ограничений: использование специальных учебных пособий и дидактических материалов, использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, активное использование дистанционных технологий, проведение специалистами групповых и индивидуальных коррекционных занятий, моделью организации наставничества.

В работе секции приняла Кузьмина Елена Олеговна, председатель Санкт-Петербургского городского отделения общероссийской благотворительного фонда «Российский детский фонд». Также был представлен опыт работы ГБОУ «Балтийский берег», «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных», ДДТ «У Вознесенского моста», ГБОУ школ № 522, школы-интерната № 1 им. Грота и опыт наставничества в структурном подразделении ГБОУ школы № 409 при ФГБУ НМИЦ детской травматологии и ортопедии им. Турнера.

В ходе обсуждения представленных вопросов участники конференции выдвинули предложение о возможности создания в Санкт-Петербурга Модельного центра дополнительного образования по работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью.

В ходе работы секции были подведены итоги Открытого городского конкурса педагогического мастерства «Современные и инновационные методики и технологии в дополнительном образовании для детей с ограниченными возможностями здоровья» 2021 года.

На секции «Формы и методы работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью: традиции и инновации» педагогами образовательных учреждений были представлены различные формы работы и технологии в дополнительном образовании от системного подхода к проектированию лепбука и его использования на коррекционных занятиях дефектолога, логопеда, влияния декоративно-прикладного творчества на духовно-нравственное развитие младших школьников с ОВЗ до работы по программе «Спешил Арт» Специального Олимпийского Комитета Санкт-Петербурга».

Секция «Педагогическая поддержка способностей и одаренности у детей с ОВЗ и инвалидностью в условиях дополнительного образования» начала работу с выступления Мальцевой Екатерины Ромильевны и Громовой Веры Владимировны, педагогов-организаторов ГБНОУ ДУМ СПб. Педагоги рассказали о Городском фестивале-конкурсе инклюзивного художественного творчества «Вера. Надежда. Любовь», как творческой площадке для детей с ОВЗ и инвалидностью. Фестиваль направлен на развитие инклюзивных творческих коллективов с участием детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение их полноценного участия в жизни общества, выявления талантливых детей и подростков, привлечения их к активному участию в культурной жизни. Зыкова Валерия Анатольевна и Караваева Ирина Михайловна представили опыт работы Открытого фестиваля жестового пения с международным участием «Поющие руки».

Подводя итоги конференции начальник методического отдела Дворца Теплякова Лариса Евгеньевна отметила высокий уровень взаимодействия образовательных учреждений города в организации работы по совершенствованию деятельности по работе с детьми с ОВЗ в дополнительном образовании.

С материалами конференции можно ознакомиться на сайте Дворца учащейся молодежи.

Олеся Дюндик
Консультация «Современные педагогические технологии в дополнительном образовании»

Я работаю в учреждении дополнительного образования детей. В отличие от школы, здесь имеются все условия для того, чтобы разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам; учить всех по-разному, корректируя содержание и методы обучения в зависимости от уровня умственного развития и конкретных возможностей, способностей и запросов каждого ребенка. По своей специфике образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей имеет развивающий характер, т. направлен прежде всего на развитие природных задатков, на реализацию интересов детей и на развитие у них общих, творческих и специальных способностей.

В дополнительном образовании отсутствует жесткая регламентация деятельности, но добровольные и гуманистические взаимоотношения детей и взрослых, комфортность для творчества и индивидуального развития дают возможность внедрять в практику личностно-ориентированные технологии.

на каждом занятии осуществляю индивидуальный подход к детям. Также иногда применяется и индивидуальная форма обучения (технология индивидуализации обучения).

Такая технология позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. (В школе индивидуальное обучение применяется ограниченно).

Также, наряду с технологией индивидуального обучения, применяю на занятиях и групповые технологии. е организую совместные действия, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию учащихся.

Групповые технологии широко используются мною в практике. Так, в группе проводится

• одновременная работа со всей группой;

• работа в парах;

• групповая работа на принципах дифференциации.

Например, для выполнения конкретного задания учебная группа делится на подгруппы. И получается, что каждый ребенок задействован и виден его вклад.

Обучение осуществляется путём общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. А работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативность.

Технология коллективной творческой деятельности.

Также мною плодотворно применяется технология коллективной творческой деятельности

организацию совместную деятельность детей и взрослых, детей младшего и старшего возраста. Получается, все в коллективе участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.

Приведу некоторые формы КТД:

Трудовые дела: это может быть трудовой десант, подарок друзьям, рейд, и т.

В трудовых КТД воспитанники и их старшие друзья осуществляют заботу через труд-творчество. Так, вместе с ребятами проводим акции: «Милосердие» и «Подарок воину-интернационалисту», где ребята своими руками изготавливают сувениры, открытки с пожеланиями и лично их вручают. Такие трудовые дела воспитывают стремление вносить свой вклад в улучшении действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, а также работать самостоятельно и творчески.

Познавательные дела: это различные турнир– викторины, турниры знатоков, защита каких-нибудь проектов и т.

Художественные дела. Концерты. Кукольный театр. Литературные, художественные конкурсы. Участвуем в конкурсах и обязательно наряду с индивидуальными работами выполняем коллективную.

Спортивные дела: веселая спартакиада, зарницы.

Так как я занимаюсь со школьниками в основном младшего звена, то без применения игровых технологий деятельность немыслима. Пед. игры активизируют деятельность учащихся.

Педагогические игры различаются по :

-по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые).

-по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, развивающие, творческие и др

-по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др

-по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.

-по предметной области (математические, экологические, исторические, географические и др

Цели игровых технологий обширны :

-дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;

-воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;

-развивающие: развитие качеств личности;

-социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

В своей ежедневной работе с детьми применяю здоровьесберегающие технологии, включающие упражнения:

– для расслабления и укрепления мышц глаз;

– для укрепления мышц верхнего плечевого пояса и спины;

– на мышечное расслабление;

– пальчиковая гимнастика;

-совершенствование двигательной активности в ритмических упражнениях и в подвижных играх.

Учитывая требования здоровьесберегающих технологий, для сохранения здоровья обучающихся и эффективной работы на занятиях применяются динамические паузы, физкультминутки, минутки релаксации. Для того чтобы научить детей заботиться о своем здоровье, провожу беседы, которые непосредственно связаны с понятиями «здоровый образ жизни», «безопасное поведение на дороге, в лесу». На своих занятиях постоянно контролирую соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья обучающихся. Таким образом, здоровьесберегающие технологии способствуют укреплению и сохранению здоровья детей, развивают творческий потенциал детей, снимают стресс и повышают интерес к занятиям.

Итак, подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы повторить, что все технологии -обучающие, развивающие, воспитательные направлены на то, чтобы:

-разбудить активность детей;

-вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;

-опираться на самостоятельность, активность и общение детей.

И главное – чтоб, педагог умел самостоятельно анализировать свою работу, выявить недостатки, определить их причины и выработать пути исправления, (как говорится – не ошибается тот, кто не делает).

Важно! Изменились банковские реквизиты

Программы повышения квалификации

Автоматизированные информационные системы и технологии в программно-методическом обеспечении учебных предметов программ среднего профессионального образования. pdf

Актуальные вопросы правозащитной деятельности. pdf

Актуальные вопросы теории и практики внедрения современных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС. pdf

Актуальные вопросы теории и методики изучения шорского языка и шорской литературы в современной школе. pdf

Актуальные вопросы современного российского законодательства и практики его применения. pdf

Актуальные проблемы преподавания педагогики и методик начального образования. pdf

Актуальные вопросы правоприменительной деятельности. pdf

Актуальные проблемы юриспруденции в контескте преподавания правовых дисциплин в вузе. pdf

Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности компании (анализ финансового состояния). pdf

Альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК) у детей с тяжелыми нарушениями речи. pdf

Использование современных достижений естественных наук, наук о земле, геоэкологии, техносферной безопасности и безопасности жизнедеят. pdf

Инклюзивное обучение в высших и средних профессиональных организациях. pdf

Консультирование семьи (супружеских пар, родителей, детей). Психоаналитический подход. pdf

Лечебная физическая культура и физкультурно-оздоровительная деятельность в образовательной организации. pdf

Методика профессионального обучения. pdf

Новые подходы в ГМУ. pdf

Организация и управление текущей деятельностью гостиничного комплекса. pdf

Оказание первой медицинской (доврачебной) помощи в образовательных организациях (с использованием дистанционных образовательных технологий). pdf

Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении в рамках ФГОС. pdf

Организация образовательного процесса (по предметным областям или учебным предметам) в условиях реализации ФГОС

Организация педагогического процесса в условиях реализации ФГОС СПО. pdf

Организация, планирование и содержание тренировочного процесса в образовательных учреждениях. pdf

Основы организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья (с использованием дистанционных образовательных технологий). pdf

Основы работы с информационными системами на платформе 1С Предприятие. pdf

Подготовка педагогов к реализации современной концепции преподавания предметной области Технология. pdf

Практическая медиация в системе образования. pdf

Проектирование современных образовательных технологий в системе высшего и среднего профессионального образования (с использованием дистанционных образовательных технологий). pdf

Проектирование и реализация образовательных технологий в условиях ФГОС ВО (со стажировкой по преподаваемым дисциплинам). pdf

Профессиональная компетентность классного руководителя в условиях реализации стандартов нового поколения. pdf

Профилактика неуспеваемости в освоении ФГОС детьми с трудностями в обучении и развитии (в условиях предшкольного и начального образования). pdf

Профилактика риска суицидального поведения детей и подростков в образовательных учреждениях (с использованием дистанционных образовательных технологий). pdf

Применение современных информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности педагогических работников дошкольных учереждений

Проектирование и реализация адаптированных образовательных программ для лиц с ОВЗ в условиях ФГОС. pdf

Проектирование и реализация образовательных технологий в условиях ФГОС СПО (со стажировкой по преподаваемым дисциплинам). pdf

Противодействие коррупции на государственной и муниципальной службе. pdf

Психоаналитический подход в консультировании личностных и профессиональных проблем. pdf

Психолого-педагогические основы управления образовательной организацией в условиях реализации ФГОС. pdf

Психолого-педагогические основы формирования метапредметных результатов учащихся в условиях реализации ФГОС (2). pdf

Психолого-педагогическое сопроводжение детей в системе дошкольного образования. pdf

Психолого-педагогическое сопровождение подготовки ребенка к школе. pdf

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях соременного лицея. pdf

Психолого-педагогическое сопровождение школьников с трудностями в обучении и социализации в условиях реализации ФГОС. pdf

Психолого-педагогические и методические аспекты деятельности педагога в условиях реализации ФГОС. pdf

Психологическое сопровождение спортсмена учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. pdf

Разработка и применение онлайн курсов в условиях электронной информационно-образовательной среды вуза. pdf

Разработка и реализация образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. pdf

Современные педагогические технологии организации урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС (по предметным областям) (с использованием дистанционных образовательных технологий). pdf

Современные подходы к управлению образовательной организацией в условиях реализации ФГОС (по уровням и направлениям). pdf

Современное содержание и технологии преподавания фундаментальных и отраслевых дисциплин психологии и педагогики. pdf

Современные технологии совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции преподавателя практического курса иностранного языка

Современные технологии контроля уровня владения иностранным языком. pdf

Совершенствование профессиональных компетенций и современное предметное содержание в условиях реализации ФГОС в СПО и ДПО по географи. pdf

Совершенствование профессиональных компетенций и современное предметное содержание в условиях реализации ФГОС ООО по географии. pdf

Создание прикладных решений на платформе 1С Предприятие. pdf

Специалист в сфере недвижимости. pdf

Теория и практика преподавания немецкого (французкого) языка как второго иностранного. pdf

Теория и методика обучения игре в шахматы в начальной школе. pdf

Технологии оценки персонала и потенциала сотрудников в системе управления персоналом организации. pdf

Технологии преподавания специальной дошкольной психологии, педагогики и частных методик воспитания и развития детей дошкольного возра. pdf

Физическое воспитание ребенка раннего возраста. pdf

Филологический анализ текста на уроках русского языка и литературы. pdf

Цифровизация образования и использование дистанционных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС. pdf

Экономика, финансы и менеджмент организации. pdf

Экономическая безопасность в условиях цифровизации бизнеса и финансовых рынков. pdf

Отдел дополнительного образования и развития карьеры

8 (3843) 77-56-17

Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Дополнительное образование и его воспитательную составляющую в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий пробелывоспитания в семье и образовательных учреждениях разных уровней и типов. И, конечно же, дополнительное образование – не система психолога – педагогической и социальной коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. Современные технологии образования не являются единственным средством реформирования образования Главным стратегическим и технологическим ресурсом всегда был и остается именно педагог, отпрофессионализма, нравственных ценностей, интеллекта, которого зависит качество образования. Сегодня в РФ насчитывается около 18 тысяч учреждений дополнительного образования.

Дополнительное образование является сложной педагогической системой. Ее оптимальное функционирование зависит от множества факторов, но главным образом от педагогического мастерства учителя. Совершенствование педагогического мастерства учителей является главным условием дальнейшего повышения качества учебно-воспитательной работы и приведения ее в соответствии с требованиями жизни в условиях модернизации российского образования.

Учреждения дополнительного образования в государственной системе социального воспитания объективно играют подчиненную роль. Данное обстоятельство выражается как в определении содержания организуемого социального опыта и образования, так и в подстройке порядка функционирования под режим общеобразовательной школы.

Педагог дополнительного образования определенным образом ограничен в методах управления деятельностью и поведением воспитанника, в частности, речь идет о методах требования и показания.

В данном случае педагог для управления деятельностью воспитанников устанавливает отношения диалога, а активность детей в освоении содержания образования обеспечивается путем стимулирования их интереса.

В задачи педагога дополнительного образования входит руководство разнообразной творческой деятельностью, обучающийся в области дополнительного образования, организация внеурочной работы с воспитанниками в школе. Педагог дополнительного образования – один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы различной деятельности. Он занимается развитием талантов и способностей школьников включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность. Он комплектует состав творческих объединений, способностей сохранению контингента обучающегося, реализация образовательной программы участвует разработке авторских образовательных программ, несет ответственность за качество их реализации. Оказывает консультативную помощь родителям по вопросам развития способностей детей в системе дополнительного образования. Педагог в глазах воспитанника является специалистом в привлекательном виде деятельности, поэтому ребенок готов устанавливать с ним контакт, чтобы освоить деятельность. Другими словами, образ педагога дополнительного образования, как правило, отличается от образа учителя школы в сторону большего доверия, более комфортных отношений, интереса обеих сторон друг к другу и к осваиваемому ребенком предмету.

Макаренко утверждал, что ученики простят своим педагогам и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие, постоянную готовность к работе, ясную мысль, знание воспитательного процесса, воспитательное умение.

Смысл деятельности педагога дополнительного образования детей не в том, чтобы непосредственно воздействовать на ребенка, формируя у него заданный комплект личностных качеств, но организовать самодеятельность ребенка, в которой будет проходить становление «человеческого в человеке», проявление и преобразование его личности.

Трудности, которые обычно испытывают педагоги дополнительного образования в процессе программирования, выражаются в двух аспектах:

а) построение собственного процесса, создание программы;

б) определение содержания и написание текста программы.

Сначала рассмотрим первую группу проблем – трудности процесса.

Самые первые из них возникают уже на этапе формирования замысла программы и связаны с ограниченностью изучения существующего опыта работы. Это обусловлено как объективными, так и субъективными причинами:

– не во всех учреждениях есть полный комплект типовых программ (изданных под грифом министерства образования), а также необходимое педагогическая узкоспециальная литература;

– многие педагоги не исполняют возможностей научно-педагогических библиотек, хотя имеют на это полное право, являясь работниками сферы образования;

– у большинства педагогов нет опыта работы с педагогической литературой вообще и с авторскими изданиями в частности.

Второй достаточно серьезной проблемой для педагога – практика является отбор содержания и процесс написания текста программы. Большинство педагогов дополнительного образования, будучи прекрасными специалистами в определенном виде деятельности, не имеют, к сожалению, необходимой педагогической подготовки для грамотного изложения содержания образовательной программы. При этом у многих из них наблюдается достаточно разностное отношение к любой критике в адрес их произведения. Применение наглядных средств обучения предъявляет и определение требования к педагогу дополнительного образования.

а) Педагог должен понимать необходимость чувственных образов в процессе изучения учебного материала;

в) Педагогу необходимо определить характер использования на занятии чувственных образов как средства развития абстрактного мышления;

К профессионально значимым качествам педагога относится:

– педагогическая направленность – важнейшее качество, которое представляет доминирующую систему мотивов, определяющую поведение педагога и его отношения к профессии;

– педагогические целеполагание – умение определить важность педагогических задач в зависимости от конкретных условий;

– педагогическая рефлексия – способность педагога к самоанализу.

Каргина З. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. – М. : Школьная Пресса, 2006 – 96 с

festival- 1 septeber. Ru >articles

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1Дагестанский государственный педагогический университет

Что собой представляет дополнительное образование? Дополнительное образование – вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном,физическом или профессиональном совершенствовании. Оно возникло в конце 19 века в России в виде кружков , клубов , мастерских ,дневных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей-колоний и т. Какие задачи выполняет дополнительное образование детей? Оно развивает творческие способности ребенка, воспитывает его,формирует у ребенка культуру общения, ограждает его от пагубного влияния, физически развивает и многие другие задачи. Любое учреждение дополнительного образования детей стремится достичь одну общую цель – вырастить каждого ребенка полноценной, всесторонне развитой, профессионально и творчески реализованной личностью. Особенностью дополнительного обучения является то, что оно не принудительное и пожалуй это, одно из самых значимых его достоинств. Если говорить о дополнительном образовании в дошкольном возрасте, то в первую очередь тут имеется в виду такой вид ДОУ, как детский сад. Именно он способен обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования в ДОУ и качества образования в целом. Ценность дополнительногообразования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. Дополнительное образование может быть платным и бесплатным. Учитывая интересы дошкольников и запросы родителей по дополнительным услугам, детский сад обычно выбирает следующие направления: художественно-эстетическое развитие (кружки и студии по изобразительной ,театрализованной деятельности, обучение танцам, хореография, игра на музыкальных инструментах); физическое воспитание и развитие (плавание ,гимнастика, спортивные танцы, фигурное катание ); интеллектуальное развитие ( шахматы, разнообразные развивающие игры ,занимательная математика, физика для малышей ,экономика и т. );раннее развитие (сенсорное ,развитие логики , речи и др. ); экологическое образование; экскурсионные и культурно-массовые мероприятия. В детском саду всегда есть дети, проявляющие интерес к одному или к нескольким видам деятельности. Также детские дворцы и детские центры являются видами дополнительного образования дошкольников и детей школьного возраста. Они способствуют всестороннему развитию ребенка. Чаще всего родители сами делают выбор за своего ребенка и отправляют его на те кружки, которые им хотелось бы, чтоб их ребенок посещал. К сожалению , этого делать нельзя. Ребенок сам должен выбирать ту деятельность , которой ему захочется заниматься, а родители и педагоги , в свою очередь должны помогать ему самостоятельно развиваться и самосовершенствоваться. Дополнительное образование детей дошкольного возраста могут оказывать не только воспитатели, но и специалисты, которые работают по собственным авторским программам, по какому либо направлению: музыкальному, художественному, эстетическому, нравственному ,психологическому и другим. На сегодняшний день актуально отдавать ребенка в учреждение дополнительного образования, потому что очень важно обеспечить ребенку полноценное развитие. Это поможет ребенку не только подготовиться к школе, но и выбрать свой путь саморазвития. Существует множество программ, реализующихся в данное время и направленных на развитие в дошкольном возрасте следующих качеств личности , таких как : логическое и математическое мышление , художественно-эстетический вкус , театрализованная деятельность, овладение родной речью, и многие другие качества. Например, дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Логика для дошкольников» предназначена для детей 5-7 лет и рассчитана на два года обучения. В данной программе описаны формы обучения ,технологии ,методы и приемы организации образовательного процесса, представлен педагогический инструментарий оценки эффективности программы, календарно-тематический план ,конспекты итоговых занятий ,дидактические игры ,образовательные ситуации ,физминутки , подвижные игры используемые на занятиях и т. Итак, возвращаясь к вопросу об дополнительном образовании детей в дошкольном возрасте , хочу отметить , здесь говорится об кружковой работы в детском саду , которая является одним из направлений творческого ,физического ,интеллектуального и социально-личностного развития воспитанников в дошкольных учреждениях. Именно кружковая деятельность дает каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные ,познавательные ,эстетические и творческие запросы. При ее организации сад учитывает ,конечно же, в первую очередь интересы детей и добровольный выбор ими кружка , возрастные особенности детей и их опыт. Каждый педагог ,руководящий кружком должен контролировать норму нагрузки на ребенка , необходимость создания комфортной обстановки для полноценного развития творческой личности , а также необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада. Работа кружка может осуществляться как в групповой ,так и в индивидуальной форме. Почему в детских садах организуются кружки и студии? В детском саду есть дети ,проявляющие большой интерес к различным видам деятельности , но требования СанПин и других нормативных документов ,регламентирующих образовательную деятельность ,не позволяют проводить большее количество занятий ,чем предусмотрено программой. Отсюда и выход из ситуации – создание кружков и секций. Конечно осуществлять такую деятельность без квалифицированного педагога невозможно. Поэтому опытный ,профессионально-образованный педагог, является необходимым условием для осуществления процесса обучения и воспитания в учреждении дополнительного образования. Хотелось бы в своей статье поделиться личным опытом. Итак хочу начать с того , что являясь студенткой Дагестанского Государственного Педагогического Университета , обучаясь на факультете дошкольного образования ,я прошла четыре практики : учебную , в детском саду, в школе и во дворце детского творчества. В первую очередь хочу отметить , что до читателя хотелось бы донести именно структуру дополнительного образования в деятельности Дворца Детского Творчества города Махачкала, так как именно там реализуется деятельность более тридцати студий для людей различного возраста ,начиная с младшего дошкольного возраста. Но прежде чем я расскажу об этом , хотелось бы пару слов сказать о других практиках , посещаемых мной , а именно ,что на мой взгляд является немаловажным. Итак учебная практика в ДГПУ, почему я хочу ее отметить ? Я объясняю это тем, что в каждом ВУЗе проводятся вневузовские мероприятия в которых участвуют студенты ,это на мой взгляд и есть дополнительное образование студента. Также в ДГПУ готовят педагогов дополнительного образования. Следующая практика это – практика в детском саду , о ее связи и сущности я уже говорила в своей статье. Детский сад – неотъемлемая часть дополнительного образования. Что касается школы , то в каждой школе есть кружки для школьников, это могут быть чаще всего хореографический кружок и спортивная секция. Смею судить, что, это отрасль дополнительного образования детей дошкольного возраста. И наконец самая незабываемая практика это практика во Дворце Детского Творчества. Почему из всех практик я выделяю именно ее ? Объясняется это наличием множества секций , то есть это дает большие возможности для детей абсолютно разного возраста. Я проходила практику в ДДТ г. Махачкала , находящегося на улице Дзержинского 21. Эта практика оставила незабываемый положительный отпечаток на моей жизни. Во-первых , здесь дополнительное образование абсолютно бесплатное. Во-вторых ,наличие большого выбора различного рода секций. В-третьих , профессиональные педагоги. В-четвертых , помещение соответствует ФГОС. Я посетила почти все студии за время прохождения практики ,жаль что было немного времени. В ДДТ есть спортивная студия, хореографическая ,студия изо, студия юный эколог ,студия по обучению шахматам и шашкам ,студия вокала, ковроткачества и многие другие студии. Все они способствуют всестороннему развитию личности , а именно: нравственное и эстетическое развитие , экологическое и физическое воспитание , воспитание художественного вкуса и восприятия красивого, духовное воспитание , воспитание любви к традициям своего народа, развитие воображения и мышления и т. Все дети с удовольствием посещали эти студии. Одним из плюсов ДДТ является именно наличие всего ,что необходимо для развития ребенка ,причем обучение бесплатно. Также ссылаясь на собственный опыт ,хочу отметить детский центр «Кубик» находящийся в г. Махачкала. Я работаю в свободное время педагогом и воспитателем в «Кубике». Детский центр также осуществляет деятельность по дополнительному образованию, то есть это объясняется наличием кружков ,таких как : лего – конструирование , ИЗО, гимнастика, английский язык , логопед, подготовка к школе и продленка ,почасовая няня , обучение лезгинки и многое другое. Кружок гимнастики способствует развитию физических качеств : силы, ловкости, быстроты и укрепление детского организма. Кружок лезгинки способствует развитию двигательных возможностей , обучает правильному построению движения рук и ног, образованию осанки и т. Кружок по английскому языку обучает детей с малых лет, начиная с легкого и постепенно переходя к сложному. Кружок изо учит детей воспринимать прекрасное и излагать это на бумаге, развивает восприятие цвета и образа, развивает воображение и многое другое. В детском центре « Кубик» работают опытные и профессиональные педагоги , имеющие большой стаж. Обучение там осуществляется как в индивидуальной , так и в групповой форме. Многие родители желают , чтоб их ребенок полноценно развивался и отдают его на различные секции и кружки. В наше время это вполне возможно. Вывод: дополнительное образование существует во многих сферах образования, стоит только захотеть саморазвиваться и самосовершенствоваться , а способов получить дополнительное образование множество. Для детей дошкольного возраста всегда потребуется помощь родителя и педагога, но важно знать , что выбор кружка всегда должен зависеть от самого ребенка, а не от взрослого ,как это чаще всего бывает. Золотарева А. Проблемы и перспективы дополнительного образования2. Березина В. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования. Медынский Е. , Новичков В. Роль и место дополнительного образования , его значение ,организация и техника.

Код для цитирования:

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Федорова Ирина Аркадьевна.

Аннотация. В данной статье описываются современные педагогические технологии, существующие в образовании, а также технологии, которые возможно применить в условиях дополнительного образования. Кратко описан опыт работы по взаимодействию общеобразовательных учреждений и учреждения дополнительного образования. Статья будет полезна методистам и педагогам, работающим в сфере дополнительного образования.

Ключевые слова: педагогическая технология, дополнительное образование, проектирование.

MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE PRACTICE OF ADDITIONAL EDUCATION FOR CHILDREN

Fedorova Irina.

Abstract. The article describes modern pedagogical technologies that exist in education, as well as technologies that might be applied in conditions of additional education. The experience of work on the interaction of general education institutions and the establishment of additional education is covered. The article will be useful to methodologists and additional education teachers.

Key words: pedagogical technology, additional education, design.

В современном образовании понятие «педагогическая технология» явление не редкое. Гораздо реже оно звучит в рамках дополнительного образования. На данный момент применяется много педагогических технологий. Как среди них выбрать ту, которая даст возможность показать более высокий результат? Как

перенести выбранную педагогическую технологию в условия дополнительного образования? Кроме того, знание современных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре – это одно из важнейших условий успешной деятельности современного педагога. И это понятно: ведь любая технология, прежде всего, отвечает на вопрос: как добиться высокого результата, и неважно в основном или дополнительном образовании.

В связи с тем, что основные технологии обучения и воспитания были созданы для общего образования, перед дополнительным образованием встает проблема создания новых технологий или же адаптация уже имеющихся. Общеобразовательная школа, в основном, использует информационные, обучающие технологии с опорой на интеллектуальные возможности. Способы деятельности детей, а также их интересы довольно часто остаются вне поля зрения педагога. Школьные задания в большинстве своем носят репродуктивный характер, сводятся к выполнению действий по образцу, что ведет к перегрузке памяти и не способствует развитию психических процессов обучающихся. Учреждение дополнительного образования в отличие от общеобразовательной школы должно разделять детей по их индивидуальным особенностям (как психологическим, так и физическим), интересам, причем содержание и методы обучения нужно рассчитывать на уровень интеллектуального развития и корректировать в зависимости от конкретных способностей и запросов ребенка. В результате для детей должны создаваться соответствующие условия развития: они смогут реализовать свои способности и освоить программы (индивидуальные программы, модульное обучение, разноуровневое обучение).

Но в действительности это не так. На практике видно, что большинство занятий педагогами дополнительного образования проводятся в традиционной форме по классической классно-урочной схеме (объект-субъектные отношения).

Конечно, с введением ФГОС картина постепенно начинает меняться, но появляется другая проблема: формируя метапредметные и личностные результаты детей (на них делается акцент) в школе упускается предметность. Возникает вопрос – что делать? Вероятно, объединять усилия школы и учреждения дополнительного образования, расставляя при этом свои акценты. Школа учит и воспитывает, а дополнительное образование обучает способам добычи этих знаний, учитывая индивидуальные психологические, интеллектуальные и физические особенности каждого.

В дополнительном образовании часто используются и показывают неплохие результаты следующие педагогические технологии:

– Технология личностно-ориентированного развивающего обучения(И. Якиманская)

– Технология дифференцированного обучения

– Цель технологии: формирование мировоззрения детей, развитие познавательных способностей, становление мотивационных установок

положительной направленности, удовлетворение самых различных их интересов

– Технология индивидуального обучения(Инге Унт, В. Шадриков)

– Технология коллективного взаимообучения (А. Ривин,В. Дьяченко)

– Технология адаптивной системы обучения(А. Границкая)

– Технология коллективной творческой деятельности (И. Волков, И. Иванов)

– Технология проблемного (исследовательского) обучения

– Технология программированного обучения(В. Беспалько)

– Игровые технологии (П. Пидкасистый, Д. Эльконин)

– Технология проектного обучения

В части обеспечения результативности в соответствии с ФГОС учреждения дополнительного образования оказываются сегодня более эффективными, что объясняется изначальными условиями деятельности (вариативность, свобода выбора, необязательный характер образования и пр.

Развитие универсальных учебных действий, развитие базовых компетентностей – то, что требует внеурочных нетрадиционных форм организации учебного процесса.

Созданная нами единая комплексная модульная вариативная программа «От пробы – к выбору, от выбора – к успеху», позволяющая решать задачи по

Стандарту, ориентирована на метапредметные и личностные результаты и благодаря своей гибкой организационной структуре отвечает запросам разных школ-партнёров.

Главной образовательной технологией педагогов нашего учреждения является технология проектирования.

Метод учебных проектов дает возможность учащимся выбора и «проб» в собственной о бразовательной практике:

– «пробы» в индивидуальных и групповых проектах;

– «пробы» в исполнении различных ролей в групповой работе;

– «пробы» различных социальных ролей;

– «пробы» в различных областях знаний, в том числе – выполнение межпредметных проектов.

Метод настаивает на обязательности самооценки и рефлексии. Обязательным завершением любого проекта является презентация полученного продукта. В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта.

В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:

– поисковые (исследовательские) умения;

– умения и навыки работы в сотрудничестве;

– менеджерские умения и навыки;

– презентационные умения и навыки.

Все педагогические технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы: разбудить активность детей; продемонстрировать им оптимальные способы осуществления деятельности; подвести эту деятельность к процессу творчества; опираться на самостоятельность, активность и общение детей.

Итак, современные педагогические технологии могут существенно перестроить процесс обучения.

В условиях ДО ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности, поэтому, внедряя новые педагогические технологии постоянно, а также включая его в активную творческую деятельность, каждый ребенок получает возможность каждому ребенку проявить себя, развить собственные способности.

Таким образом, современные технологии в работе учреждений дополнительного образования детей сочетаются со всем, что накоплено в педагогике в течение долгого времени. Они позволяют выбирать наиболее эффективные способы и приемы организации деятельности детей и создавать максимально комфортные условия для развития современной творческой личности.

Белый В. О современных тенденциях в распространении методов проектного обучения / В. Белый // Школьные технологии. – 2010. – №2. – с. 107-114.

Буланова-Топоркова М. , Духавнева А. и др. Педагогические технологии. – Ростов н/Д. : издательский центр «Март», 2002. – 318 с.

Гузеев В. Образовательная технология: от приема до философии. – М. : Сентябрь, 1996. – 112 с.

Даутова О. , Крылова О. Современные педагогические технологии в профильном обучении: учебно-методическое пособие для учителей / под ред. Тряпициной. – СПб. : КАРО, 2006. – 176 с.

Дьяченко В. Коллективный способ обучения становится массовой практикой / В. Дьяченко // Народное образование. – 2008. – №1. – с. 191-197.

Ксензова Г. Перспективные школьные технологии. – М. : Педагогическое общество России, 2000. – 224 с.

Кукушкин В. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. – Ростов н/Д. : изд-во «Феникс», 2003. – 448 с.

Новикова И. Этапы познания: Организация проблемного обучения / И. Новикова // Спорт в школе. Газета Изд. дома «Первое сентября». – 2010. – №4. – с.

Поздняк С. Дифференциация на основе когнитивных стилей учащихся как способ повышения качества образования / С. Поздняк // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2010. – №5. – с. 21-27.

Рачевский Е. Информационные технологии в образовании: Школа будущего / Е. Рачевский // Директор школы. – 2010. – №1. – с. 55-58.

Селевко Г. Воспитательные технологии. – М. : НИИ школьных технологий, 2005. – 320 с.

Селевко Г. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М. : Народное образование, 1998. – 256 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.