1. Система образования в Российской Федерации

Новый
ФЗ Об образовании в РФ №273-ФЗ Принят
Государственной думой РФ 21 декабря 2012
г. Вступил в силу с 1 сентября 2013г.

1.
Система образования в Российской
Федерации: структура и общая характеристика.

2.
Виды образования и формы обучения в
Российской Федерации

3.
Правовое регулирование отношений в
сфере образования. Законодательство
об образовании.

4.
Управление образованием в Российской
Федерации: федеральный, региональный
и муниципальный уровни и их полномочия.

5.
Государственный надзор и контроль в
сфере образования.

6.
Лицензирование образовательной
деятельности и аккредитация организаций,
осуществляющих образовательную
деятельность.

7.
Образовательные организации в России:
структура и характеристика.

8.
Организации, осуществляющие образовательную
деятельность как дополнительную.

9.
История образования в России.

11.
Расходы на образование: динамика расходов
федерального бюджета и проблемы
финансирования на образование.

12.
Международные рейтинги образовательных
систем и места российских образовательных
организаций.

13.
Дошкольное образование в России.

14.
Система школьного образования в России.

15.
Система высшего профессионального
образования в Р.Ф.

16.
Проблемы высшего образования в Р.Ф. и
пути их решения.

17.
Основные направления развития современного
образования.

18.
Образование в условиях глобализации.

19.
Сущность понятий «компетенция» и
«компетентность». Основные идеи
комплексного подхода в обучении.

20.
Понятие и сущность инновационного
процесса в образовании.

21.
Проблемы реформы отечественного
образования и реализация принципов
Болонского процесса.

22.
Проблема качества образования и
педагогической теории и практике.

23.
Особенности преподавания экономики в
средней и высшей школе.

24.
Зарубежные образовательные системы:
сравнительная характеристика и
возможности использования опыта в
отечественной образовательной практике.

25.
Основные исторические этапы интеграции
науки и экономики.

26.
Научно-технический потенциал и
закономерности его развития.

27.
Организационная структура науки.

28.
Основные структурные единицы
научно-технического комплекса современных
развитых стран (НИП, КИЦ, РИП, регион
науки, технополис, технопарк, инкубатор):
общая характеристика.

29.
Федеральные и региональные программы
поддержки научных исследований.
Федеральные исследовательские центры
и университеты.

30.
Функции современного государства по
отношению к науке.

31.
Расходы на науку в современных промышленно
развитых странах и России. Производство
и экспорт наукоёмкой продукции в мире.

32.
История развития науки в России.

33.
Современная государственная политика
в научной сфере.

34.
Основные проблемы развития отечественной
науки.

35.
Актуальные направления развития
современной экономической науки.
Проблемы теории и практики экономического
развития.

Федеральный
закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) “Об
образовании в Российской Федерации”
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) Гл.
2. Система образования. Статья 10 Структура
системы образования.

1. Система образования в Российской Федерации

Структура системы образования в РФ

Структура системы образования в РФ регламентируется статьей 10 «Структура системы образования» Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) “Об образовании в Российской Федерации”.

В соответствии с этой статьей Закона об образовании система образования в РФ включает в себя:

  • федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
  • организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
  • федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
  • организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
  • объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Структурно современная система образования в РФ построена таким образом, что:

  • создает условия для непрерывного образования
  • посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ,
  • предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также
  • учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Уровни образования в РФ

Современное образование в РФ подразделяется:

  • на общее образование,
  • дополнительное образование и
  • профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

В свою очередь общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

В настоящее время в соответствии с Законом об образовании в Российской Федерации установлены следующие уровни:

  • уровни общего образования:
    начальное общее образование;
    основное общее образование;
    среднее общее образование и
  • начальное общее образование;
  • основное общее образование;
  • среднее общее образование и
  • уровни профессионального образования:
    среднее профессиональное образование;
    высшее образование – бакалавриат;
    высшее образование – специалитет, магистратура;
    высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.
  • среднее профессиональное образование;
  • высшее образование – бакалавриат;
  • высшее образование – специалитет, магистратура;
  • высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.

п.п.4,5 статьи 10 «Структура системы образования» Федерального закона № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды образования, как:

  • дополнительное образование детей и взрослых и
  • дополнительное профессиональное образование.

Таким образом современное Российское образование структурно представляет собой непрерывную систему последовательных уровней (см. рис.), на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов, о которых поговорим в следующем материале.

Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу.

Структура системы образования в Российской Федерации

С учетом понятия «образование», содержащегося в п. 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», систему образования РФ можно рассматривать как:

Структура системы образования раскрывается в ч. 1 статьи 10 «Структура системы образования» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» и включает в себя:

  • федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и федеральные государственные требования (ФГТ), образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
  • организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
  • федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
  • организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
  • объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Важнейшей классификацией системы образования является законодательное выделение видов, подвидов и уровней образования.

Согласно ч. 2 статьи 10 «Структура системы образования» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» образование в РФ подразделяется на 4 вида:

Понятие каждого вида образования дано в п. 11 – 14 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Общее образование

Общее образование – вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.

Общее образование подразделяется на 4 уровня образования:

  • начальное общее образование;
  • основное общее образование;
  • среднее общее образование.

Дошкольное образование – направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста (от 2 месяцев до 8 лет).

Начальное общее образование – направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности:

  • овладение чтением, письмом, счетом,
  • основными навыками учебной деятельности,
  • элементами теоретического мышления,
  • простейшими навыками самоконтроля,
  • культурой поведения и речи,
  • основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Основное общее образование – направлено на становление и формирование личности обучающегося:

  • формирование нравственных убеждений,
  • эстетического вкуса и здорового образа жизни,
  • высокой культуры межличностного и межэтнического общения,
  • овладение основами наук, государственным языком РФ,
  • навыками умственного и физического труда,
  • развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению.

Среднее общее образование – направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

Уровни общего образования – являются преемственными:

  • начиная с уровня начального общего образования данное правило означает, что обучающиеся, не получившие начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования;
  • при этом начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования.

ч. 5 статьи 66 «Начальное общее, основное общее и среднее общее образование» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

Профессиональное образование

Профессиональное образование – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности.

В профессиональном образовании также, как и общем образовании, выделяются 4 уровня профессионального образования:

  • среднее профессиональное образование;
  • высшее образование – бакалавриат;
  • высшее образование – специалитет, магистратура;
  • высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.

Среднее профессиональное образование – направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку

  • квалифицированных рабочих или
  • служащих и специалистов среднего звена

по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

До вступления в силу Федерального закона об образовании № 273-ФЗ в качестве самостоятельного уровня профессионального образования выделялось начальное профессиональное образование, которое, фактически, интегрировано теперь в систему среднего профессионального образования. При этом согласно переходным положениям (статья 108 Федерального закона об образовании № 273-ФЗ) начальное профессиональное образование приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

На данный момент все образовательные программы среднего профессионального образования отнесены к основным профессиональным образовательным программам, и подразделяются на два вида:

  • программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих,
  • программы подготовки специалистов среднего звена.

Следует отметить, что данные программы среднего профессионального образования являются именно отдельными образовательными программами, а не уровнями среднего профессионального образования, т. в среднем профессиональном образования уровни отсутствуют.

Высшее образование – имеет целью:

  • обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства,
  • удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования,

Реализация программ высшего образования запрещена профессиональным образовательным организациям.

Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Дополнительное образование, в отличие от других видов образования, делится на два подвида:

Дополнительное образование детей и взрослых – направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

Дополнительное образование детей – обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

Фактически дополнительное образование детей и взрослых представляет собой подвид образования, дополняющий общее образование.

Дополнительное образование детей и взрослых включает в себя:

  • дополнительные общеразвивающие программы и
  • дополнительные предпрофессиональные программы.

Последние реализуются только в двух сферах:

  • в сфере искусства и
  • в сфере физической культуры и спорта, и
  • только для детей.

Дополнительные предпрофессиональные программы – направлены на выявление и отбор одаренных детей в раннем возрасте.

Данные программы в сфере искусства – создают условия для художественного образования и эстетического воспитания детей, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств.

В сфере физической культуры и спорта дополнительные предпрофессиональные программы – направлены на создание условий для физического воспитания и физического развития детей, получение ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта (в том числе избранного вида спорта) и подготовку к освоению этапов спортивной подготовки.

Дополнительное профессиональное образование – направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

В рамках освоения дополнительных профессиональных программ происходит совершенствование и получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, либо приобретение новой квалификации.

Профессиональное обучение

Профессиональное обучение – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций:

Профессиональное обучение не сопровождается получением образования того или иного уровня.

Профессиональное обучение нельзя путать со средним профессиональным образованием

Перечень профессий, рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утверждается Министерством образования и науки РФ (с 15 мая 2018 года – Министерством просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России)).

Образование
в Российской Федерации —
единый целенаправленный процесс
воспитания и обучения, являющийся
общественно значимым благом и
осуществляемый в интересах человека,
семьи, общества и государства, а также
совокупность приобретаемых знаний,
умений, навыков, ценностных установок,
опыта деятельности и компетенции
определенных объема и сложности в целях
интеллектуального, духовно-нравственного,
творческого, физического и (или)
профессионального развития человека,
удовлетворения его образовательных
потребностей и интересов.

Система
образования в России включает в себя:

1)
федеральные государственные образовательные
стандарты и федеральные государственные
требования, образовательные стандарты,
образовательные программы различных
вида, уровня и (или) направленности;

2)
организации, осуществляющие образовательную
деятельность, педагогических работников,
обучающихся и родителей (законных
представителей) несовершеннолетних
обучающихся;

3)
федеральные государственные органы и
органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющие
государственное управление в сфере
образования, и органы местного
самоуправления, осуществляющие управление
в сфере образования, созданные ими
консультативные, совещательные и иные
органы;

4)
организации, осуществляющие обеспечение
образовательной деятельности, оценку
качества образования;

5)
объединения юридических лиц, работодателей
и их объединений, общественные объединения,
осуществляющие деятельность в сфере
образования.

Образование
подразделяется
на общее образование, профессиональное
образование, дополнительное образование
и профессиональное обучение, обеспечивающие
возможность реализации права на
образование в течение всей жизни
(непрерывное образование).

В
Российской Федерации устанавливаются
следующие уровни общего образования:

2)
начальное общее образование;

3)
основное общее образование;

4)
среднее общее образование.

В
Российской Федерации устанавливаются
следующие уровни профессионального
образования:

1)
среднее профессиональное образование;

2)
высшее образование – бакалавриат;

3)
высшее образование – специалитет,
магистратура;

4)
высшее образование – подготовка кадров
высшей квалификации.

Дополнительное
образование включает в себя
такие подвиды, как дополнительное
образование детей и взрослых и
дополнительное профессиональное
образование.

Система
образования создает условия для
непрерывного образования посредством
реализации основных образовательных
программ и различных дополнительных
образовательных программ, предоставления
возможности одновременного освоения
нескольких образовательных программ,
а также учета имеющихся образования,
квалификации, опыта практической
деятельности при получении образования.

Ст.11
Федеральные государственные образовательные
стандарты и федеральные государственные
требования. Образовательные стандарты

Федеральные
государственные образовательные
стандарты и федеральные государственные
требования обеспечивают:

1)
единство образовательного пространства
Российской Федерации;

2)
преемственность основных образовательных
программ;

3)
вариативность содержания образовательных
программ соответствующего уровня
образования, возможность формирования
образовательных программ различных
уровня сложности и направленности с
учетом образовательных потребностей
и способностей обучающихся;

4)
государственные гарантии уровня и
качества образования на основе единства
обязательных требований к условиям
реализации основных образовательных
программ и результатам их освоения.

Федеральные
государственные образовательные
стандарты включают в себя требования
к:

1)
структуре основных образовательных
программ (в том числе соотношению
обязательной части основной образовательной
программы и части, формируемой участниками
образовательных отношений) и их объему;

2)
условиям реализации основных
образовательных программ, в том числе
кадровым, финансовым, материально-техническим
и иным условиям;

3)
результатам освоения основных
образовательных программ.

Федеральными
государственными образовательными
стандартами устанавливаются сроки
получения общего образования и
профессионального образования с учетом
различных форм обучения, образовательных
технологий и особенностей отдельных
категорий обучающихся.

Федеральные
государственные образовательные
стандарты общего образования
разрабатываются по уровням образования,
федеральные государственные образовательные
стандарты профессионального образования
могут разрабатываться также по профессиям,
специальностям и направлениям подготовки
по соответствующим уровням профессионального
образования.

Порядок
разработки, утверждения федеральных
государственных образовательных
стандартов и внесения в них изменений
устанавливается Правительством
Российской Федерации.

Московский
государственный университет имени М.В.
Ломоносова, Санкт-Петербургский
государственный университет,
образовательные организации высшего
образования, в отношении которых
установлена категория “федеральный
университет” или “национальный
исследовательский университет”, а
также федеральные государственные
образовательные организации высшего
образования, перечень которых утверждается
указом Президента Российской Федерации,
вправе разрабатывать и утверждать
самостоятельно образовательные стандарты
по всем уровням высшего образования.
Требования к условиям реализации и
результатам освоения образовательных
программ высшего образования, включенные
в такие образовательные стандарты, не
могут быть ниже соответствующих
требований федеральных государственных
образовательных стандартов.

Ст.
12. Образовательные программы

1.
Образовательные программы определяют
содержание образования. Содержание
образования должно содействовать
взаимопониманию и сотрудничеству между
людьми, народами независимо от расовой,
национальной, этнической, религиозной
и социальной принадлежности, учитывать
разнообразие мировоззренческих подходов,
способствовать реализации права
обучающихся на свободный выбор мнений
и убеждений, обеспечивать развитие
способностей каждого человека,
формирование и развитие его личности
в соответствии с принятыми в семье и
обществе духовно-нравственными и
социокультурными ценностями. Содержание
профессионального образования и
профессионального обучения должно
обеспечивать получение квалификации.

2.
В Российской Федерации по уровням общего
и профессионального образования, по
профессиональному обучению реализуются
основные образовательные программы,
по дополнительному образованию –
дополнительные образовательные
программы.

3.
К основным образовательным программам
относятся:

1)
основные общеобразовательные программы
– образовательные программы дошкольного
образования, образовательные программы
начального общего образования,
образовательные программы основного
общего образования, образовательные
программы среднего общего образования;

2)
основные профессиональные образовательные
программы:

а)
образовательные программы среднего
профессионального образования – программы
подготовки квалифицированных рабочих,
служащих, программы подготовки
специалистов среднего звена;

б)
образовательные программы высшего
образования – программы бакалавриата,
программы специалитета, программы
магистратуры, программы подготовки
научно-педагогических кадров в аспирантуре
(адъюнктуре), программы ординатуры,
программы ассистентуры-стажировки;

3)
основные программы профессионального
обучения – программы профессиональной
подготовки по профессиям рабочих,
должностям служащих, программы
переподготовки рабочих, служащих,
программы повышения квалификации
рабочих, служащих.

4.
К дополнительным образовательным
программам относятся:

1)
дополнительные общеобразовательные
программы – дополнительные общеразвивающие
программы, дополнительные предпрофессиональные
программы;

2)
дополнительные профессиональные
программы – программы повышения
квалификации, программы профессиональной
переподготовки.

5.
Образовательные программы самостоятельно
разрабатываются и утверждаются
организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, если
настоящим Федеральным законом не
установлено иное.

6.
Образовательные программы дошкольного
образования разрабатываются и утверждаются
организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, в
соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного
образования и с учетом соответствующих
примерных образовательных программ
дошкольного образования.

7.
Организации, осуществляющие образовательную
деятельность по имеющим государственную
аккредитацию образовательным программам
(за исключением образовательных программ
высшего образования, реализуемых на
основе образовательных стандартов,
утвержденных образовательными
организациями высшего образования
самостоятельно), разрабатывают
образовательные программы в соответствии
с федеральными государственными
образовательными стандартами и с учетом
соответствующих примерных основных
образовательных программ.

8.
Образовательные организации высшего
образования, имеющие в соответствии с
настоящим Федеральным законом право
самостоятельно разрабатывать и утверждать
образовательные стандарты, разрабатывают
соответствующие образовательные
программы высшего образования на основе
таких образовательных стандартов.

9.
Примерные основные образовательные
программы разрабатываются с учетом их
уровня и направленности на основе
федеральных государственных образовательных
стандартов, если иное не установлено
настоящим Федеральным законом.

Статья
13. Общие
требования к реализации образовательных
программ

1.
Образовательные программы реализуются
организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, как
самостоятельно, так и посредством
сетевых форм их реализации.

2.
При реализации образовательных программ
используются различные образовательные
технологии, в том числе дистанционные
образовательные технологии, электронное
обучение.

3.
При реализации образовательных программ
организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, может
применяться форма организации
образовательной деятельности, основанная
на модульном принципе представления
содержания образовательной программы
и построения учебных планов, использовании
соответствующих образовательных
технологий.

4.
Для определения структуры профессиональных
образовательных программ и трудоемкости
их освоения может применяться система
зачетных единиц. Зачетная единица
представляет собой унифицированную
единицу измерения трудоемкости учебной
нагрузки обучающегося, включающую в
себя все виды его учебной деятельности,
предусмотренные учебным планом (в том
числе аудиторную и самостоятельную
работу), практику.

5.
Количество зачетных единиц по основной
профессиональной образовательной
программе по конкретным профессии,
специальности или направлению подготовки
устанавливается соответствующим
федеральным государственным образовательным
стандартом, образовательным стандартом.
Количество зачетных единиц по
дополнительной профессиональной
программе устанавливается организацией,
осуществляющей образовательную
деятельность.

6.
Основные профессиональные образовательные
программы предусматривают проведение
практики обучающихся.

7.
Организация проведения практики,
предусмотренной образовательной
программой, осуществляется организациями,
осуществляющими образовательную
деятельность, на основе договоров с
организациями, осуществляющими
деятельность по образовательной
программе соответствующего профиля.
Практика может быть проведена
непосредственно в организации,
осуществляющей образовательную
деятельность.

8.
Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по
соответствующим образовательным
программам различных уровня и (или)
направленности или по соответствующему
виду образования устанавливается
федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в
сфере образования, если иное не установлено
настоящим Федеральным законом.

1.
В Российской Федерации гарантируется
получение образования на государственном
языке Российской Федерации, а также
выбор языка обучения и воспитания в
пределах возможностей, предоставляемых
системой образования.

2.
В образовательных организациях
образовательная деятельность
осуществляется на государственном
языке Российской Федерации, если
настоящей статьей не установлено иное.
Преподавание и изучение государственного
языка Российской Федерации в рамках
имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ осуществляются
в соответствии с федеральными
государственными образовательными
стандартами, образовательными стандартами.

Статья
15. Сетевая форма реализации образовательных
программ

1.
Сетевая форма реализации образовательных
программ (далее – сетевая форма)
обеспечивает возможность освоения
обучающимся образовательной программы
с использованием ресурсов нескольких
организаций, осуществляющих образовательную
деятельность, в том числе иностранных,
а также при необходимости с использованием
ресурсов иных организаций. В реализации
образовательных программ с использованием
сетевой формы наряду с организациями,
осуществляющими образовательную
деятельность, также могут участвовать
научные организации, медицинские
организации, организации культуры,
физкультурно-спортивные и иные
организации, обладающие ресурсами,
необходимыми для осуществления обучения,
проведения учебной и производственной
практики и осуществления иных видов
учебной деятельности, предусмотренных
соответствующей образовательной
программой.

2.
Использование сетевой формы реализации
образовательных программ осуществляется
на основании договора между организациями,
указанными в части 1 настоящей статьи.
Для организации реализации образовательных
программ с использованием сетевой формы
несколькими организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, такие
организации также совместно разрабатывают
и утверждают образовательные программы.

Статья
16. Реализация образовательных программ
с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий

1.
Под электронным обучением понимается
организация образовательной деятельности
с применением содержащейся в базах
данных и используемой при реализации
образовательных программ информации
и обеспечивающих ее обработку
информационных технологий, технических
средств, а также информационно-телекоммуникационных
сетей, обеспечивающих передачу по линиям
связи указанной информации, взаимодействие
обучающихся и педагогических работников.
Под дистанционными образовательными
технологиями понимаются образовательные
технологии, реализуемые в основном с
применением информационно-телекоммуникационных
сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических
работников.

2.
Организации, осуществляющие образовательную
деятельность, вправе применять электронное
обучение, дистанционные образовательные
технологии при реализации образовательных
программ в порядке, установленном
федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в
сфере образования.

3.
При реализации образовательных программ
с применением исключительно электронного
обучения, дистанционных образовательных
технологий в организации, осуществляющей
образовательную деятельность, должны
быть созданы условия для функционирования
электронной информационно-образовательной
среды, включающей в себя электронные
информационные ресурсы, электронные
образовательные ресурсы, совокупность
информационных технологий,
телекоммуникационных технологий,
соответствующих технологических средств
и обеспечивающей освоение обучающимися
образовательных программ в полном
объеме независимо от места нахождения
обучающихся. Перечень профессий,
специальностей и направлений подготовки,
реализация образовательных программ
по которым не допускается с применением
исключительно электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий,
утверждается федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования.

Статья
17. Формы получения образования и формы
обучения

1.
В Российской Федерации образование
может быть получено:

1)
в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность;

2)
вне организаций, осуществляющих
образовательную деятельность (в форме
семейного образования и самообразования).

2.
Обучение в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность, с учетом
потребностей, возможностей личности и
в зависимости от объема обязательных
занятий педагогического работника с
обучающимися осуществляется в очной,
очно-заочной или заочной форме.

3.
Обучение в форме семейного образования
и самообразования осуществляется с
правом последующего прохождения в
соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего
Федерального закона промежуточной и
государственной итоговой аттестации
в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность.

4.
Допускается сочетание различных форм
получения образования и форм обучения.

5.
Формы получения образования и формы
обучения по основной образовательной
программе по каждому уровню образования,
профессии, специальности и направлению
подготовки определяются соответствующими
федеральными государственными
образовательными стандартами,
образовательными стандартами, если
иное не установлено настоящим Федеральным
законом. Формы обучения по дополнительным
образовательным программам и основным
программам профессионального обучения
определяются организацией, осуществляющей
образовательную деятельность,
самостоятельно, если иное не установлено
законодательством Российской Федерации.

Статья
18. Печатные и электронные образовательные
и информационные ресурсы

1.
В организациях, осуществляющих
образовательную деятельность, в целях
обеспечения реализации образовательных
программ формируются библиотеки, в том
числе цифровые (электронные) библиотеки,
обеспечивающие доступ к профессиональным
базам данных, информационным справочным
и поисковым системам, а также иным
информационным ресурсам. Библиотечный
фонд должен быть укомплектован печатными
и (или) электронными учебными изданиями
(включая учебники и учебные пособия),
методическими и периодическими изданиями
по всем входящим в реализуемые основные
образовательные программы учебным
предметам, курсам, дисциплинам (модулям).

2.
Нормы обеспеченности образовательной
деятельности учебными изданиями в
расчете на одного обучающегося по
основной образовательной программе
устанавливаются соответствующими
федеральными государственными
образовательными стандартами.

Статья
19. Научно-методическое и ресурсное
обеспечение системы образования

1.
В системе образования в соответствии
с законодательством Российской Федерации
могут создаваться и действовать
осуществляющие обеспечение образовательной
деятельности научно-исследовательские
организации и проектные организации,
конструкторские бюро, учебно-опытные
хозяйства, опытные станции, а также
организации, осуществляющие
научно-методическое, методическое,
ресурсное и информационно-технологическое
обеспечение образовательной деятельности
и управления системой образования,
оценку качества образования.

2.
В целях участия педагогических, научных
работников, представителей работодателей
в разработке федеральных государственных
образовательных стандартов, примерных
образовательных программ, координации
действий организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, в
обеспечении качества и развития
содержания образования в системе
образования могут создаваться
учебно-методические объединения.

3.
Учебно-методические объединения в
системе образования создаются федеральными
органами исполнительной власти и
органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющими
государственное управление в сфере
образования, и осуществляют свою
деятельность в соответствии с положениями,
утвержденными этими органами. Типовые
положения об учебно-методических
объединениях в системе образования
утверждаются федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования.

4.
В состав учебно-методических объединений
на добровольных началах входят
педагогические работники, научные
работники и другие работники организаций,
осуществляющих образовательную
деятельность, и иных организаций,
действующих в системе образования, в
том числе представители работодателей.

Статья
20. Экспериментальная и инновационная
деятельность в сфере образования

1.
Экспериментальная и инновационная
деятельность в сфере образования
осуществляется в целях обеспечения
модернизации и развития системы
образования с учетом основных направлений
социально-экономического развития
Российской Федерации, реализации
приоритетных направлений государственной
политики Российской Федерации в сфере
образования.

2.
Экспериментальная деятельность
направлена на разработку, апробацию и
внедрение новых образовательных
технологий, образовательных ресурсов
и осуществляется в форме экспериментов,
порядок и условия проведения которых
определяются Правительством Российской
Федерации.

3.
Инновационная деятельность ориентирована
на совершенствование научно-педагогического,
учебно-методического, организационного,
правового, финансово-экономического,
кадрового, материально-технического
обеспечения системы образования и
осуществляется в форме реализации
инновационных проектов и программ
организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, и иными
действующими в сфере образования
организациями, а также их объединениями.

Виды образования и формы обучения в Российской Федерации

Образование
подразделяется на общее образование,
профессиональное образование,
дополнительное образование и
профессиональное обучение, обеспечивающие
возможность реализации права на
образование в течение всей жизни
(непрерывное образование). (профессиональное
обучение)

1)
как дополнительное образование детей
и взрослых

В
России существует три основные формы
получения образования: очная (дневная);
очно-заочная
(вечерняя);заочная.

Ограничения
на получение образования по той или
иной форме обучения может устанавливаться
законодательством об образовании и
(или) образовательным стандартом.

Также
возможно получение образования в
форме экстерната (самообразования)
и семейного
образования
с правом прохождения промежуточной и
государственной итоговой аттестации
в образовательных организациях.


сетевое
обучение.
Сетевая форма реализации образовательных
программ — реализация образовательной
программы с использованием ресурсов
нескольких организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, в том
числе иностранных, а также при необходимости
с использованием ресурсов иных
организаций;


электронноеидистанционное
обучение.

3.
Обучение в форме семейного образования
и самообразования осуществляется с
правом последующего прохождения в
соответствии с частью
3 статьи 34настоящего Федерального
закона промежуточной и государственной
итоговой аттестации в организациях,
осуществляющих образовательную
деятельность.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования

6.
Дополнительное образование
включает в себя такие подвиды, как
дополнительное образование детей и
взрослых и дополнительное профессиональное
образование.

7.
Система образования создает условия
для непрерывного образования
посредством реализации основных
образовательных программ и различных
дополнительных образовательных программ,
предоставления возможности одновременного
освоения нескольких образовательных
программ, а также учета имеющихся
образования, квалификации, опыта
практической деятельности при получении
образования.

Дополнительные образовательные программы
и услуги реализуются в целях всестороннего
удовлетворения образовательных
потребностей граждан, общества,
государства. В рамках каждого уровня
профессионального образования основной
задачей дополнительного образования
является непрерывное повышение
квалификации работников в связи с
постоянным повышением образовательных
стандартов.

К дополнительным образовательным
программам относятся образовательные
программы различной направленности,
реализуемые:

  • в общеобразовательных и профессиональных
    образовательных учреждениях за пределами
    определяющих их статус основных
    образовательных программ;
  • в образовательных учреждениях
    дополнительного образования (учреждения
    повышения квалификации, курсы, центры
    профориентации, музыкальные и
    художественные школы, школы искусств,
    дома детского творчества,
  • станции юных техников, юных натуралистов
    и иных, имеющих соответствующую
    лицензию);
  • посредством индивидуальной педагогической
    деятельности.

В соответствии с Законом РФ «Об
образовании» общеобразовательные
программы направлены на решение задач
формирования общей культуры личности,
адаптации к жизни в обществе, создание
основы для осознанного выбора и освоения
профессиональных образовательных
программ.

К общеобразовательным относят программы
дошкольного образования, начального
общего образования, основного общего
образования, среднего (полного) общего
образования. Общеобразовательные
программы реализуются в дошкольных
учреждениях, учреждениях начального
общего, основного общего, среднего
(полного) общего образования, в том числе
специальных (учреждения для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей). Общеобразовательные
учреждения представлены преимущественно
государственными общеобразовательными
школами, а также элитарными учреждениями
— гимназиями, лицеями. Средняя
общеобразовательная школа имеет три
ступени: I ступень – начальная школа (4
года); II ступень — основная школа (5 лет);
III ступень – средняя школа (2 года). Ступени
школы соответствуют трем основным
этапам развития учащихся: детство,
отрочество, юность.

Образовательные учреждения по своим
организационно-правовым формам могут
быть государственными, муниципальными
и негосударственными (частными,
общественных и религиозных организаций).
Деятельность государственных,
муниципальных образовательных учреждений
регулируются типовыми положениями о
соответствующих типах и видах
образовательных учреждений, утвержденными
Правительством РФ, и разработанными на
их основе Уставами. Для негосударственных
образовательных учреждений типовые
положения выполняют функции примерных

Система образования включает в себя

1)
федеральные государственные образовательные
стандартыи федеральные государственные требования,
образовательные стандарты, образовательные
программы различных вида, уровня и (или)
направленности;

2)
организации, осуществляющие образовательную
деятельность, педагогических работников,
обучающихся и родителей (законных
представителей)несовершеннолетних
обучающихся;

2.
Образование подразделяется на
общее образование, профессиональное
образование, дополнительное образование
и профессиональное обучение, обеспечивающие
возможность реализации права на
образование в течение всей жизни
(непрерывное образование).

3.
Общее образование и профессиональное
образование реализуются по уровням
образования.

Виды и уровни образования

1. Общее образование:

2. Профессиональное образование:

3. Дополнительное образование:

Профессиональное образование – это
процесс и результат профессионального
развития личности посредством научного
организационного профессионального
обучения и воспитания на основе
профессиональных образовательных
программ.

Профессиональные образовательные
программы направлены на решение задач
последовательного повышения
профессионального и общеобразовательного
уровня, подготовку специалистов
соответствующей квалификации. К ним
относятся программы начального, среднего,
высшего и послевузовского профессионального
образования. Реализация этих программ
осуществляется в профессиональных
образовательных учреждениях.

Формами получения профессионального
образования являются обучение в
профессиональных образовательных
учреждениях с отрывом или без отрыва
от производства, самообразование,
экстернат.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *