1.2. Классификация видов гимнастики

Гимнастика является тем видом спорта, который подходит для людей любого возраста. Программы представляют собой особый комплекс упражнений, направленный на развитие координации, гибкости, силы, выносливости. Занятия не только помогают поддерживать физическую форму, но и способствуют улучшению настроения. В переводе с греческого понятие «гимнастика» означает «тренироваться», «упражняться». Благодаря существованию нескольких разновидностей данного вида спорта начать заниматься может каждый желающий.

1.2. Классификация видов гимнастики

Гимнастика как спорт развивается уже давно. Причем она универсальна и гармонична. Этим видом спорта могут заниматься все дети и взрослые, независимо от начального уровня подготовки, индивидуальных способностей, целей и потребностей. Гимнастика считается базовой дисциплиной. Это обусловлено ее способностью к всестороннему и равноценному развитию. В процессе занятий закладывается фундамент всех физических навыков. В дальнейшем их можно применять в других видах спорта, повседневной жизни и развитии профессиональных навыков.

1.2. Классификация видов гимнастики

Почему именно гимнастика?

Обеспечение гармоничного физического развития в гимнастике обусловлено наличием упражнений, которые нацелены на развитие разных групп мышц. Комплекс включает растяжки, координационные и силовые задания. В большинстве же других видов спорта происходят усиленные нагрузки на отдельные части тела. Так, в теннисе активно развивается одна сторона плечевого пояса. Это может привести к ухудшению осанки. В плавании основная нагрузка ложится на плечевой пояс, а в хоккее и футболе – на ноги. Именно поэтому такие занятия стоит дополнять тренировками в гимнастическом зале, которые будут компенсировать нехватку определенных упражнений. Например, обеспечат футболистам необходимую растяжку и помогут забивать эффектные голы, а теннисистам – быстроту, ловкость и реакцию.

Все
многообразие гимнастических упражнений
в зависимости от их специфической
направленности объединяется в
самостоятельные виды гимнастики. На
Всесоюзной конференции 1984 г. утверждена
следующая классификация: оздоровительные,
образовательно-развивающие и спортивные
виды гимнастики.

В
программе по физическому воспитанию
гимнастике отводится значительное
место. Студенты должны получить
теоретические сведения по гимнастике,
овладеть техникой ряда прикладных
и
спортивных гимнастических упражнений,
направленных на развитие физических,
волевых и других психических качеств.

Содержание
практического раздела составляет
основная и гигиеническая гимнастика,
а также профессионально-прикладная
и
производственная гимнастика. Секционные
занятия проводятся: для юношей – по
атлетической гимнастике; для девушек
– по ритмической гимнастике и аэробике.

Зачетные
требования.
Успеваемость
по гимнастике оценивается по степени
освоения учебного материала и результатам
выполнения установленных программой
требований и нормативов. К сдаче норм
допускаются студенты, прошедшие
подготовку и овладевшие техникой
упражнений.

Знания
и инструкторские навыки:

  • знать
    меры предупреждения травм на занятиях
    гимнастикой, овладеть способами оказания
    физической помощи и страховки при
    выполнении упражнений;
  • уметь
    составлять и проводить комплекс
    упражнений гигиенической или
    производственной гимнастики в
    соответствии с требованиями комплекса
    ГТО;
  • иметь
    знания и навыки в объеме требований,
    предъявляемых к общественному инструктору
    гигиенической и производственной
    гимнастики или судье по спорту.

выполнить
подтягивание на перекладине и подъем
переворотом, лазание по канату;

выполнить
акробатические упражнения (кувырок с
прыжка; кувырок назад стойка на лопатках,
на голове; переворот в сторону);

выполнить
упражнения на брусьях, перекладине (в
объеме программы);

выполнить
прыжки ноги врозь, согнув ноги через
козла в ширину, в длину и через коня в
длину;

выполнить
требования по преодолению полосы
препятствий.

выполнить
сгибание и разгибание рук в упоре лежа
на гимнастической скамейке, лазание по
канату;

выполнить
акробатические упражнения (кувырки
вперед, мост и поворот в упор присев,
стойку на лопатках, вставание с моста,
кувырок назад и поворот в сторону);

выполнить
упражнения на гимнастическом бревне и
брусьях разной высоты (в объеме программы);

выполнить
прыжки согнув ноги через коня с ручками,
ноги врозь и согнув ноги через козла в
ширину;

выполнить
комбинации упражнений художественной
гимнастики без предмета и с предметами.
Зачетные упражнения на 32 счета

со скакалкой, мячом, обручем, лентой
составляются преподавателями или самими
учащимися по заданию преподавателя и
выполняются под музыкальное сопровождение
всей учебной группой.

Основные сведения о гимнастической терминологии

Гимнастическая
терминология изучается учащимися
одновременно с овладением упражнениями.

Гимнастическая
терминология
– система специальных обозначений
(терминов), применяемых для краткого
обозначения упражнений, общих понятий,
названий снарядов, инвентаря. Роль
терминологии в гимнастике очень велика.
Она облегчает общение между преподавателем
(тренером) и учащимися, помогает кратко
обозначать упражнения при обучении и
записи их.

В
качестве терминов в гимнастике широко
применяются корни слов: вис, упор, мах,
сед и др. Статические положения
обозначаются, исходя из условий опоры:
стойки – на голове, на лопатках,
на
предплечьях, на руках; упор – на руках и
др. А также исходя из положения
отдельных частей всего тела в пространстве:
висы простые –
вис согнувшись, вис прогнувшись, вис
углом; висы смешанные – вис присев, вис
стоя, вис лежа.

Термины
для обозначения маховых упражнений
образуются с учетом особенностей того
или иного двигательного действия: подъем
переворотом, подъем махом вперед или
назад, подъем разгибом, подъем переворотом,
подъем махом вперед или назад, подъем
разгибом, подъем правой (левой) или двумя
и др. Термины для обозначения прыжков
и соскоков – в зависимости от положения
тела в фазе полета: прыжок (соскок) ноги
врозь, согнув ноги, углом, боком, переворот,
сальто.

Различают
термины общие, основные и дополнительные.

Общие
термины
применяются для определения отдельных
групп упражнений, общих понятий и др.
Например, вольные, строевые, общеразвивающие,
прикладные упражнения.

Основные
(конкретные) термины позволяют точно
определять смысловые признаки упражнения:
подъем, спад, оборот, поворот, вис, соскок,
прыжок, наклон, выпад, присед.

Дополнительные
термины уточняют основные и указывают

на направление движения, способ
выполнения, условия опоры: подъем
разгибом, дугой, переворотом, махом
назад и др.

Название
движения (упражнения), как правило,
состоит из основного термина, выражающего
суть выполняемого движения,
и
дополнительного, уточняющего характер
или способ движения, его последовательность.
Например, движения руками, ногами принято
определять по отношению к туловищу
независимо от его положения в пространстве.
При этом различают движения руками:
одновременные, поочередные и
последовательные, а также одноименные,
параллельные, симметричные и несимметричные.
Круговое движение рукой, ногой, телом
(на 360о)
обозначается термином “круг”, а движение
менее 360о
– термином “дуга”.

Направление
движений принято определять по их
началу. Для определения акробатических
упражнений и упражнений на гимнастических
снарядах применяются свои термины.

Гимнастика, как вид спорта

Гимнастика — спорт, а также часть физической культуры, делится на художественную, спортивную, командную, аэробную, эстетическую и акробатическую гимнастику. Для оздоровления выполняют упражнения утренней гимнастики, проводят физкультминутки в школах на переменах, элементы этого вида спорта включены в физкультурную программу, также иногда гимнастические упражнения проводят для лечения разных болезней в ходе занятий лечебной физкультурой (ЛФК). Вырабатывает выносливость, координацию, тренирует равновесие, силу, гибкость, дает навыки исполнения сложных упражнений.

  • — олимпийский вид спорта с 1896 года. Как вид спорта существовал в Древней Греции. Соревнования проходят в опорных прыжках, вольных упражнениях и разных снарядах — брусьях, кольцах, колоде, коне, бревне.
  • — исполнение упражнений (со скакалкой, обручем, лентой, булавой, мячом), которые объединены в музыкальный танец. Есть групповые упражнения, в которых спортсменки пользуются одновременно мячами и обручами или одним видом предметов.
  • происходит из скандинавских стран, соревнования проводятся с 1996 года. Есть три вида упражнений — вольные, акробатические прыжки и мини-батут. Есть индивидуальный и командный зачеты, занимаются женщины, мужчины или вместе и те и те в одной команде.
  • — зрелищные выступления на снарядах, закрепленных на полу (турники, кольца, батуты) или в воздухе, воздушная гимнастика (корд де волане, трапеции, воздушный турник, полотна, кольца и другие).
  • — парные, групповые упражнения, акробатические прыжки.
  • — спорт, в котором упражнения сложно скоординировать, также нужно взаимодействовать между партнерами, выполняя своеобразные аэробные шаги. В 1995 году аэробика получила признание и вошла в Международую федерацию гимнастики.

Гимнастика как вид спорта зародилась в Древней Греции, и происхождение этого термина тоже греческое — в переводе может означать «тренировать, обучать». Спортсмены занимались без одежды, поэтому по второй версии происхождение от слова «гимнос» — «обнаженный». Гимнастику в своих сочинениях описывали Гомер, Аристотель, Платон. Эти античные авторы указывали на благотворное влияние спорта на воспитании детей и юношей.

Некоторые гимнастические снаряды, например конь, существовали еще в древности. На коне делали гимнастические упражнения, помогающие освоить верховую езду. В древности гимнастика в лечебных целях применялась также в Индии, Китае, но там они превратились в духовные практики, своеобразные языческие религии (например йога) и поэтому не имели такой массовости, как в Греции и Риме, где гимнастика была просто подготовкой воинов.

Олимпийские соревнования проводились на протяжении 1168 лет (776 год до нашей эры — 392 год нашей эры), включали борьбу, метание копья, диска, прыжки в длину, бег, бой на кулаках, колесничная езда. Основной целью этих игр — военная подготовка юношей. Бегали со щитом, прыгали с гантелями, борьба переходила в бокс, а кулачный бой проходил с помощью твердых кожаных, а не смягчающих повязок на руку. В 393 году гимнастику запретили, поскольку она продолжала иметь языческую основу и плохо влияла нравственное воспитание молодежи.

В средние века гимнастики как таковой не было, однако в воинской подготовки рыцарей несомненно были гимнастические элементы. Например, тамплиерам запрещалось отступать, даже если противников было в три раза больше по численности — поэтому тренировки включали растяжки, изворотливость и акробатические элементы, чтобы устоять в неравном бою.

В позднее средневековье были попытки возродить античный опыт гимнастических упражнений, например Иероним Меркуалис на рубеже 16 и 17 века написал сочинение на тему «Об искусстве гимнастики». Вопросами физического воспитания детей занимались педагоги швейцарец Песталоцци (1746 — 1827) и чех Ян Амос Каменский (1592 — 1670), неоднократно затрагивавшие эту тему. Уже в это время зарождается комплекс упражнений вольжировка — на коне, столе, лазанье по стенке, шесте, упражнения на равновесие на колоде, канате.

Гимнастика была хорошо развита в среде бродячих цирковых артистов, но именно из-за этого она не воспринималась в высшем обществом, считалась уделом простолюдинов. Но с развитием равноправия в обществе все вскоре поменялось, что и покажет реферат в следующем разделе.

На рубеже 18  — 19 веков в Германии в школах филантропистов теоретически разрабатывали спортивную тему, гимнастика появилась как отдельный предмет, на эту тему написали реферат И.Гутс-Мутс и Г.Фит. Педагог Ф.Л.Ян (1778 — 1852) разработал немецкую гимнастическую систему «турнен», включавшую упражнения на коне, брусьях, кольцах и турнике. В 1811 году Ф.Ян открыл возле Берлина гимнастическую школу со снарядами, а в 1816 году издал книгу на эту тему под названием «Немецкая гимнастика» с примерами упражнений и методическими рекомендациями.Были созданы другие национальные гимнастические системы — француская Ф.Аморосом, шведская П.Лингом, чешская (сокольская) — М.Тыршем. В 1817 году ученики Ф.Амороса провели в Париже первые гимнастические соревнования. Шведская система базировалась на вольных упражнениях, немецкая отдавала предпочтение снарядам. Многочисленные попытки возрождения олимпийских игр закончились в 1896 году их возрождением, гимнастика была включена в эти игры как отдельный вид спорта, до сегодняшнего дня это самая зрелищная часть этого мероприятия.

Сразу в программу были включены все нынешние снаряды, только вольные упражнения были включены в 1932 году на олимпиаде в Лос-Анджелесе. Другие древние виды гимнастики — метание копья, ядра, прыжки, бег стали отдельными дисциплинами. Женщины выступали с 1928 года, а окончательно программа приняла современный вид на ХІ играх в Берлине, 1936 году.

В 1881 году три страны — Голландия, Бельгия и Франция создали ФЕГ — Европейскую гимнастическую федерацию. Идейным вдохновителем, основателем и президентом стал бельгиец Николас Куперус.

В 1921 году эта организация превращается в Международную Федерацию Гимнастики (ФИЖ), которая до сегодняшнего дня объединяет спортивную, художественнную гимнастику, акробатику, спортивную аэробику и прыжки на батуте. В федерацию входят 125 стран, объединение насчитывает 30 000 000 спортсменов и почти 3000 постоянных участников международных соревнований. С 1995 года также в гимнастическую федерацию было создано отделение аэробики, в Российской Федерации есть Федерация и Ассоциация спортивной аэробики России.

В 1982 году был основан Европейский гимнастический союз, который на сегодняшний день насчитывает 46 стран, он независимо от международной организации проводит чемпионаты Европы. В дальнейшем реферат поведает о оздоровительных типах спорта.

Оздоровительные виды гимнастики развивают опорно-двигательный аппарат, реакцию, подвижность, гибкость, силу, улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы:

  • состоит из прыжковых, беговых движений, наклонов, приседаний, которые исполняются под быструю, танцевальную музыку.
  • — разные позы (асаны), упражнения по дыханию и психорегуляции. Именно особенности психорегуляции приводят к выводам, что йога — не что иное, как своеобразная восточная секта, пагубно влияющая на психику, так как в основе лежат религиозные индийские практики. Асаны приводят к чрезмерным нагрузкам и ненужным растяжениям, оздоровительный эффект возможен в основном посредством самовнушения. Вред йоги еще не до конца изучен. Поскольку гимнастика связана с подвижностью, а йога в основном статическая, гимнастическими здесь можно назвать только методы растяжек.
  • практикуется в ускоренном режиме, скорость более семи километров в час. Поскольку при таких темпах бежать легче, чем ходить, это гимнастический вид рекомендуется только при наличии противопоказаний, например болезней сердца. Практикуется на занятиях по физкультуре.
  • также относится к физкультуре. Принцип — активизация мышц, нужных для отдельного вида работы, а также усиление кровообращения при сидячей работе, где от физического самочувствия зависит производительность труда.
  • имеет гигиенические цели, тренировка организма после пробуждения.
  • предназначена для облегчения материнства, развивается выносливость мышц, живота, спины, ног, таза. Гимнастика для беременных, после родов также относятся к этому виду.
  • повышает возможности организма для определенного направления физической деятельности, улучшения профессионального мастерства.
  • направлена на рост мышечной массы, выносливости, силы. К увеличению мышц нужно относится осторожно, так как оно может приводить к сердечно-сосудистым заболеваниям. Развиваться нужно гармонично — улучшать дыхательную систему, укреплять сосуды.
  • Лечебная физкультура (ЛФК) — вид простых гимнастических упражнений, которые помогают преодолевать последствия разных болезней, в основном ортопедического характера.

Гимнастика в России

В 1774 году Екатерина Вторая приказала обучать гимнастике кадетов сухомлинского корпуса. В начале 19 века этой дисциплине обучались гвардейцы, а к середине этого века все в армии в обязательном порядке должны обучать элементы гимнастики. В 1855 году в Санкт-Петербурге был открыт платный гимнастическо-фехтовальный зал, причем офицеры занимались бесплатно. В конце ХІХ века професор П.Ф.Лесгафт создает теоретическую основу внедрения гимнастики в физическое воспитание, на базе его курсов в 1918 году был создан современный институт физкультуры.

В 1863 году в Санкт-Петербурге существовало немецкое гимнастическое общество, в которое было запрещено вступление русских, так как власти боялись закрытых кружков, которые могли стать политическими. Однако 1881 году все же появилось «Русское гимнастическое общество», которое в 1885 году провели первые гимнастические соревнования, принимало участие одиннадцать человек.

В 1897 роке было организовано «Санкт-Петербуржское атлетическое общество», в этом же году были проведены соревнования, которые продолжались до 1915 года. Подобные общества появлялись по всей России, например сокольские кружки, которые в 1907 и 1912 году принимали в соревнованиях в Праге. В том же 1912 году российская команда гимнастов принимала участие в Стокгольмских V олимпийских играх, но фактически безрезультатно. В 1913 году в Киеве состоялась Российская Олимпиада.

В СССР гимнастика была чрезвычайно развита, на эту тему есть множество публикаций, но достаточно взглянуть на факты — женская команда на олимпиадах была рекордных 10 раз первой, а мужская — пять раз. Лариса Латынина завоевала 18 олимпийских медалей, из них 9 золотых. Николай Андрианов завоевал 15 медалей на олимпиадах, из них 7 золотых. А в 1980 году гимнаст Александр Дитятин завоевал восемь медалей из восьми возможных, из них 3 золотых. В 1992 году Виталий Щербо (сборная СНГ) завоевал 6 золотых медалей.

Методика физического воспитания и развития детей

Конспект по теме: «Виды гимнастики и их характеристики»

2. План лекции:

1. Задачи и методические особенности гимнастики.2. Классификация видов гимнастики.

3. Характеристики видов гимнастики:

3.2. Гимнастика со спортивной направленностью.

3.3. Прикладная или лечебная гимнастика.

Гимнастика – от греческого (гимнос, обнаженный) – система специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических положений направленных на решение задач всестороннего развития и оздоровления ребенка.

Гимнастика — исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов гармонического физического воспитания людей. Она является дисциплиной спортивно-педагогической.

  • Укрепление здоровья занимающихся, содействие их физическому развитию, физической подготовленности, формированию правильной осанки.
  • Обогащение занимающихся специальными знаниями в области гимнастики, формирование гигиенических навыков, приучение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным опытом, а через него и опытом эстетическим, эмоциональным, волевым, общения, нравственным, трудовым и др.
  • Формирование организаторских и профессионально-прикладных умений и навыков, необходимых для успешной педагогической деятельности.
  • Развитие двигательных (мышечная сила, быстрота и др.) и психических (ощущения, восприятия, представления, внимание, память на движения и др.) способностей, необходимых для успешного овладения гимнастическими упражнениями различной сложности, бытовыми, профессиональными, военно-прикладными двигательными умениями и навыками.
  • Воспитание эстетических, волевых, нравственных качеств и прежде всего добросовестного, глубоко осознанного отношения к учебным и спортивным занятиям, к общественной работе, к труду, чувства товарищества, коллективизма, патриотизма, готовности к защите Родины.
  • Подготовка высококвалифицированных спортсменов по спортивной, художественной гимнастике и акробатике как самостоятельным видам спорта.

Успешное решение перечисленных выше задач предусматривает разностороннее педагогическое воздействие на личность занимающегося в целом, на индивидуальные свойства, относящиеся ко всем ее подструктурам, и достигается специфическими для гимнастики средствами и методами.

Средствами гимнастики являются гимнастические упражнения, музыкальное сопровождение занятий, естественные силы природы, гигиенические процедуры, слова педагога, оказывающие психо-регулирующее воздействие, и др. К основным средствам относятся гимнастические упражнения, музыка и слово педагога. Все средства гимнастики можно уподобить хорошему инструменту в руках грамотного и опытного педагога.

Методы — это способы применения гимнастических упражнений и других средств гимнастики с целью специально запланированного воздействия на занимающихся. Способ выполнения упражнения характеризуется следующим: сколько раз выполнять упражнение, как при этом дышать, как сочетать напряжение работающих мышц с их расслаблением, как восстановить силы после интенсивной и продолжительной мышечной работы.

В системе физического воспитания ребенка дошкольного возраста выделяются различные виды гимнастики:

  • общеразвивающая (к ней относятся — основная гимнастика, гигиеническая и др.);
  • гимнастика со спортивной направленностью, включающая в себя элементы, доступные детям и направленные на повышение их общей физической подготовленности (к ней относятся художественная гимнастика, атлетическая и др.);
  • прикладная, или лечебная.

Основная гимнастика направлена на укрепление здоровья, общей физической подготовленности, закаливание организма, воспитание правильной осанки, укрепление внутренних органов и их систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной).В содержание основной гимнастики входят строевые (упражнения в построении и перестроении), общеразвивающие и основные движения. Выполнение физических упражнений проводится на гимнастических снарядах и с использованием физкультурного инвентаря. Под влиянием основной гимнастики улучшается деятельность внутренних органов, усиливается обмен веществ, укрепляется нервно-мышечный аппарат. Отечественные ученые считают гимнастику важным фактором повышения работоспособности, лучшим средством отдыха.

Гимнастика позволяет подобрать упражнения, избирательно влияющие на развитие любых групп мышц, суставов, органов и их систем. Занятия гимнастикой содействуют образованию навыков различной сложности и тем самым предъявляют высокие требования к нервной системе и функциям анализаторов. Для гимнастики характерна точная, дозированная нагрузка, определяемая характером упражнений, темпом их выполнения, анализом и числом движений, особенностями исходных положений.

Гимнастические упражнения могут быть:

а) динамичными (направленными на более полное использование всех движущих сил при выполнении физических упражнений и одновременное уменьшение сил тормозящих);б) статическими (они связаны с неподвижным сохранением какого-либо положения тела и его позы). Гимнастические упражнения могут носить анаэробный и аэробный характер (т.е. упражнения, выполняемые при минимальном или максимальном потреблении кислорода).

3.2. Гимнастика со спортивной направленностью.Гимнастика со спортивной направленностью имеет целью повышение общей физической подготовленности человека. В работе с детьми дошкольного возраста можно применять только ее элементы.

  • Акробатика (от греч. — «подымающийся вверх»). В дошкольных учреждениях используются отдельные элементы акробатики, в основном это подводящие к акробатическим упражнениям движения, которые подготавливают ребенка к выполнению упражнений в школьном возрасте.Особого внимания педагога требует выполнение упражнений на растяжку и кувырков. Ряд исследователей подчеркивают необходимость осторожного подхода педагогов к обучению ребенка кувыркам (М. Н. Поняев, О. Сытель и др.). Многие специалисты в области физического воспитания ребенка рекомендуют в целях охраны позвоночника, особенно шейных его отделов, надевать ребенку шейный воротник (Т.Доман, Д.Доман, Б.Хаги и др.) или стелить мягкий коврик (И.Борисова).В раннем возрасте акробатические движения выполняются вместе со взрослыми (мамой, папой, воспитателем). К акробатическим видам упражнений относятся упражнения типа: «Стрекоза», «Самолетик», «Ласточка», «Рыбка», «Окошко» и др.
  • представляет собой систему физических упражнений, выполняемых под музыку. Ритмическая гимнастика способствует развитию у детей мышечной свободы, выразительности, красоты, грациозности, ритмичности движений. Она развивает музыкальность, формирует чувство ритма.Ритмическая гимнастика в дошкольных учреждениях включается в разные формы двигательной деятельности: в утреннюю гимнастику, в вводную часть физкультурных занятий или как ритмические блоки в основную их часть и другие виды деятельности.

Цель: направлена на восстановление здоровья, улучшение НС, повышение тонуса организма, снятие отрицательных эмоций, улучшение телосложения и осанки.

К прикладной гимнастике относится лечебная гимнастика, или лечебная физкультура, направленная на восстановление здоровья. Она используется для улучшения состояния нервной системы, повышения тонуса организма, снятия отрицательных эмоций, улучшения телосложения, исправления осанки.

4. Вопросы для самоконтроля

1. Один из видов человеческой культуры, специфика которого заключается в оптимизации природных свойств людей, принято называть:а – физическим развитием;       б – физическим воспитанием; в – физической культурой;       г – физическим упражнением.

2.   Физическая культура ориентирована на совершенствование:а – работоспособности человека;    б – физических и психических качеств учащихся;в – природных физических свойств человека; г – техники двигательных действий.

3.   Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются:а – уровень здоровья и физического развития людей;б – степень использования физической культуры в сфере воспитания, образования, производстве, быту; в – характер системы физического воспитания, развитие массового спорта и спорта высших достижений;г – все перечисленное.

4.   Отличительным признаком физической культуры является:а – физическое совершенство человека;б – развитие физических качеств и обучение двигательным действиям;в – занятия в форме урока;г – выполнение физических упражнений.

5.  Оздоровительные задачи в процессе физического воспитания решаются на основе:а – обеспечения полноценного физического развития;   б – совершенствования телосложения; в – закаливания и физиотерапевтических процедур;      г – формирования двигательных умений и навыков

  • Физическое воспитание дошкольников.  Шебеко, В.Н.. – М.: Академия, 1998. – 192 с.
  • Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении. Воротилкина, И.М.  Метод, пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. – 144 с.
  • Техника гимнастических упражнений. Гавердовский, Ю.К. Попул. учеб. пособие. – М.: Тера – Спорт, 2002. – 512 с.
  • Гимнастика: Учеб. для студентов вузов / Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. – М.: Академия, 2001. – 448 с.
  • Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Глазырина Л.Д. – М.: Владос, 1999. – 175 с.
  • Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте/ Ю.Д. Жедезняк, П.К. Петров – М.: Академия, 2001. – 264 с.
  • Здоровьеформирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет / Науч. ред.М. М Безруких. – М.: Владос, 2001. – 336 с.
  • Воспитатели по физической культуре в дошкольных учреждениях. Кожухова Н.Н. – М.: Академия, 2002. – 316 с.
  • Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). Пензулаева, Л.И. – М.: Владос, 2001. – 128 с.

Зачем гимнастика будущим профессиональным спортсменам

1.2. Классификация видов гимнастики

Если вы видите своего ребенка профессиональным спортсменом, то рекомендуется начать именно с тренировок в гимнастическом зале. Ни для кого не секрет, что во всех единоборствах, теннисе, фигурном катании, игровых и других видах спорта занятия начинаются с общей физической подготовки. Однако она нацелена на развитие определенных навыков, которые потребуются в последующих тренировках. Гимнастика же дает детям разностороннее развитие. Это обеспечивает определенный фундамент для проявления себя в других видах спорта, дает преимущества перед сверстниками, которые только начинают свой путь в спорте. Так, если ваш ребенок начал ходить в гимнастический зал с 2 лет, то к 5 годам он обычно уже умеет:

  • кувыркаться;
  • подтягиваться;
  • стоять на руках;
  • выполнять перевороты на кольцах и многое другое.

Польза гимнастики для детей разных возрастов

1.2. Классификация видов гимнастики

Для самых маленьких от 1 года до 3 лет. Гимнастикой могут заниматься дети от 1 года. В возрасте до 3 лет этот вид спорта станет хорошим помощником в развитии базовых двигательных навыков. При этом будет использоваться разнообразное безопасное оборудование. Гимнастический зал станет местом, где ребенок будет оставлять избыточную энергию, физически развиваться под руководством тренеров по грамотной методике.

Детям от 3 до 7 лет. Это возраст, когда ребенок активно растет и легко обучается всему новому. Специалисты считают этот период наиболее эффективным для создания фундамента физической подготовки. Занятия гимнастикой позволяет развивать гибкость, координацию движений и реакцию, скорректировать ортопедические нарушения и сформировать правильную осанку, укрепить мышечный корсет. Выполнение сложно-координационных упражнений положительно влияют на развитие центральной нервной системы, мозга. Также в процессе обучения у ребенка повышается уверенность в себе, укрепляется здоровье.

Детям от 7 до 11 лет. В этом возрасте у ребенка быстро увеличиваются пропорции тела. Учебная загруженность и нехватка физической активности может привести к ухудшению ловкости, ослаблению мышц, а также ослаблению иммунитета. Предотвратить эти негативные процессы позволят регулярные занятия в гимнастическом зале.

Для подростков. На этот возраст приходится пик физического развития. Ко времени окончания школы у девушек и юношей завершается рост, полностью заканчивается формирование пропорций тела и окостенение скелета. При регулярных тренировках достигается максимум мышечной силы. Именно для подростков очень важны уверенность в себе, ловкость движений и красивая фигура. Все это можно получить на занятиях гимнастикой.

Классификация гимнастики

Все многообразие упражнений, объединенных в единую систему, формирует самостоятельный вид гимнастики. С момента проведения всесоюзной конференции в 1984 году ее классификация имеет утвержденную форму. Прежде чем начать заниматься данным видом спорта, следует определиться с целью. В зависимости от того, чего вы хотите добиться от гимнастики, она подразделяется на несколько видов: оздоровительные или лечебные, образовательно-развивающие и спортивные.

Этот вид гимнастики направлен на укрепление здоровья взрослых и детей. Он не предполагает максимальных нагрузок и доступен для людей всех возрастов, с разным телосложением и физической подготовкой. В детском возрасте занятия способствуют гармоничному психологическому и физическому развитию, формированию правильной осанки, мышечного корсета, координации, гибкости и выносливости, а также силы воли, трудолюбия, целеустремленности, самоанализа, уверенности и стрессоустойчивости. Программа подразумевает не только тренировки, но и соревнования, проводимые в доброжелательной обстановке. В Европейском Гимнастическом Центре дети могут начать занятия с 1 года в сопровождении родителей.

Спортивная гимнастика представляет собой вид спорта, который включает в себя соревнования на гимнастических снарядах в мужском и женском многоборье. В программу гимнастического многоборья для женщин входят упражнения на разновысоких брусьях, бревне, вольных упражнениях, опорном прыжке. В мужское многоборье входят вольные упражнения, опорный прыжок, кольца, конь, перекладина и параллельные брусья. Развивающая гимнастика – это первый этап, с которого начинаются занятия спортивной гимнастикой. Поэтому тренировки можно начинать с 1 года. По мере взросления и овладения физической формой, навыками базовых элементов ребенок плавно переходит к изучению более сложных гимнастических упражнений и развитию в направлении спортивной гимнастики. Данный этап наступает ближе к возрасту 5–6 лет.

Акробатика на дорожке

Акробатика на дорожке представляет собой выполнение акробатических элементов на надувной акробатической дорожке (air track) или специальной прыжковой дорожке с пружинами. На занятиях можно научиться выполнять простые и сложные элементы, а также комбинировать их в связки. Акробатические элементы развивают координацию, выносливость, смелость, уверенность в себе. Обучение легким акробатическим элементам, таким как кувырки, стойка на руках, можно начинать уже с 1,5 лет и далее без возрастных ограничений. По мере освоения базовых упражнений их сложность постепенно увеличивается.

Занятия на батуте положительно влияют на психоэмоциональное состояние людей, которые искренне радуются, взлетая вверх. Кроме того, такие прыжки тренируют вестибулярный аппарат, существенно укрепляют мышечный корсет, развивают внимание и координацию движений. Тренировки интересны и детям, и их родителям. Чтобы регулярные занятия были полезны для здоровья, тренировка должна состоять из качественной разминки, подкачки разных групп мышц, обучения основным акробатическим элементам на полу, прыжков на батуте, обязательной растяжки связок ног, спины, различных суставов. Легкие прыжки на батуте можно начинать с 1,5 лет. Они будут укреплять мышцы ног, развивать у ребенка навык толчка, координацию движений, чувство баланса. Данный вид нагрузки не является опасным для позвоночника, так как ребенок не выполняет высоких прыжков, только раскачивающие движения, шаги, а также прыжки с помощью тренера. После занятий на батуте обязательно выполняется растяжка спины.

Спортивная акробатика представляет собой соревнования в выполнении акробатических поддержек в паре, которые направлены на удержание равновесия в сложных акробатических элементах. Парной акробатикой ребенок может заниматься при участии одного из родителей, выполняя несложные, но интересные акробатические поддержки. Такой вид тренировок сплочает и учит командной работе, взаимоподдержке. Заниматься спортивной акробатикой можно с 3 лет.

Это увлечение для молодых и смелых людей, которые находятся в поисках адреналина. В уличных условиях он является опасным видом спорта, поэтому следует отдать предпочтение занятиям в специально оборудованном зале. Паркур состоит из элементов акробатики и спортивной гимнастики, поэтому паркуристом может стать только профессиональный гимнаст и акробат. Важно начинать занятия паркуром с базовой гимнастической подготовки: развития координации движений, силы, гибкости, изучения базовых акробатических элементов, которые постепенно усложняются. Это увлекательный способ комплексной тренировки, включающий кардио и силовую нагрузку вместе с выполнением сложно-координационных упражнений, в том числе с элементами преодоления полосы препятствий.

Занятия включают разминку, подкачку всех групп мышц, обучение разным акробатическим элементам и прыжкам через модули, различным способоам преодоления полосы препятствий, прыжки на батуте и в поролоновую яму, интересные упражнения на снарядах и растяжку.

Занятия паркуром в Европейском Гимнастическом Центре проводятся в группе 11–18 лет под строгим контролем тренера и в безопасных условиях гимнастического зала. Тренер подбирает упражнения в зависимости от физической подготовки человека.

Этот вид спорта для очень гибких людей. Элементы выполняются только на гимнастическом ковре с использованием предметов или без них. Гимнастические предметы: обруч, лента, мяч, булавы, скакалка. Еще одно важное отличие художественной гимнастики – это выполнение элементов с демонстрацией шпагатов, переворотов и прыжков в шпагат. В художественной гимнастике отсутствуют сальто.

В художественной гимнастике все упражнения выполняются под музыкальное сопровождение. Как правило, наиболее популярна женская гимнастика, но этим видом спорта могут заниматься и мужчины.

Разобравшись, какая есть гимнастика и чем она отличается, вы можете сформировать цель и прийти на пробное занятие.

В Европейском Гимнастическом Центре проходят занятия развивающей гимнастикой, спортивной гимнастикой, акробатикой на дорожке, спортивной акробатикой, прыжками на батуте, паркуром.

Оздоровительные виды гимнастики

Главное
назначение оздоровительных видов
гимнастики состоит в том, чтобы укреплять
здоровье человека, поддерживать на
высоком уровне его физическую и умственную
работоспособность в учебе, труде,
повышать активность в трудовой и
общественной деятельности.

Гигиеническая
гимнастика

используется для сохранения и укрепления
здоровья, поддержания на высоком уровне
физической и умственной работоспособности,
трудовой и общественной активности,
для отдыха после большого физического,
умственного и эмоционального напряжения,
продолжительной адинамии. Занятия
проводятся в индивидуальной и групповой
формах с детьми из детских садов,
школьниками, учащимися средних и высших
учебных
заведений;
в оздоровительных лагерях, в домах
отдыха, санаториях и с военнослужащими
Российской Армии.

Вводная
гимнастика
направлена
на быстрое вхождение занимающихся в
предстоящую учебную или трудовую
деятельность. По форме организации это
«гимнастика до занятий» в школе и
«гимнастика до работы» на производстве.
Здесь применяются упражнения по структуре
движений, энергетическому и сенсорному
обеспечению близкие к профессиональным
двигательным действиям. Продолжительность
выполнения упражнений от 5 до 10 мин.

Физкультурная
минутка, или
физкультурная
пауза, применяется
для поддержания физической и умственной
работоспособности на высоком уровне в
течение всего учебного или трудового
дня, предупреждения нарушения осанки,
локального физического утомления. Она
проводится при появлении признаков
утомления во время учебных занятий или
работы.

Лечебная
гимнастика

основа лечебной физической культуры
(ЛФК). Она помогает восстановлению
временно утраченных отдельных функций
организма после травмы, ранения, болезни,
хирургической операции и др. Применяется
в комплексе с другими лечебными средствами
при самых различных заболеваниях.

Основной
формой занятия является урок или
процедура продолжительностью 30 — 60
мин. Разновидностью лечебной физической
культуры на современном этапе являются
нетрадиционные виды оздоровительной
гимнастики: корригирующая, реабилитационная,
функциональная (дыхательная, суставная)
и т.д. Корригирующая гимнастика проводится
с целью укрепления мышц, суставов и
связок и, как следствие, исправления
некоторых дефектов опорно-двигательного
аппарата и лечения их начальных форм:
нарушения осанки, искривления позвоночника,
плоскостопия и др.

Ритмическая
гимнастика
считается
разновидностью оздоровительной
гимнастики. Комплекс упражнений
составляется из общеразвивающих
упражнений, элементов художественной
гимнастики и хореографии, стилизованных
форм ходьбы, бега, прыжков и других,
несложных по технике исполнения
упражнений. Важным элементом ритмической
гимнастики является музыкальное
сопровождение. С помощью этих средств
можно дозировать величину физиологической
нагрузки на организм, управлять
психологическим состоянием занимающихся,
повышать их активность на занятии.

В
ритмической гимнастике можно выделить
достаточное количество разновидностей,
отличающихся друг от друга содержанием
и построением урока. К оздоровительным
направлениям ритмической гимнастики
относятся: классическая
аэробика,
гимнастика с использованием базовых
шагов; танцевальная
аэробика,
где используются различные современные
танцевальные стили и направления (салса,
рок, диско, фанк, хип-хоп); аэробика
с использованием предметов и приспособлений
(степ, слайд, фитбол и др.). Характерной
чертой оздоровительных видов ритмической
гимнастики является наличие аэробной
части занятия, на протяжении которой
поддерживается работа кардиореспираторной
системы на определенном уровне, что и
дает оздоровительный эффект.

В
последнее время появился такой раздел
как, нетрадиционная
гимнастика.
Это относительно новые и достаточно
популярные в массовом оздоровительном
движении виды двигательной активности.

Стретчинг
(гимнастика
поз) включает в себя комплекс поз,
обеспечивающих наилучшие условия для
увеличения подвижности
определенных
мышечных групп и суставов.

Калланетика

это гимнастика статических упражнений.
В систему данного вида оздоровительной
гимнастики входит тридцать упражнений,
нагрузку которых повышают за счет
увеличения времени удержания определенной
позы.

Шейпинг

это гармоничное соединение влияния
физических упражнений, определенного
режима питания и специального компьютерного
тестирования на организм занимающихся.
Существует несколько видов шейпинг-систем:
шейпинг-классик, шейпинг-терапия,
шейпинг-юни, шейпинг для беременных,
шейпинг-про.

Восточные
оздоровительные системы гимнастики
позволяют использовать резервы
человеческого организма, обладающего
уникальными возможностями для
самосохранения и восстановления.
Специфичной чертой комплексов восточных
видов гимнастики является единство
внутренней и внешней деятельности
организма, достигнутое при ведущей роли
сознания. К ним относят йогу, ушу,
тайзыцюань и др.

Плюсы гимнастики для взрослых

Для людей средней возрастной группы. Им важно поддерживать хорошую физическую форму и следить за своим самочувствием. Упражнения на гибкость позволяют сохранять здоровье спины и шеи, обеспечивают подвижность суставов. Не менее полезны и сложно-координационные нагрузки. Вместе с кардио- и силовыми тренировками они способствуют повышению бодрости, снятию стрессов, приведению организма в тонус.

Для пожилых людей. После 50 лет также можно заниматься гимнастикой. В этом возрасте стоит сделать акцент на упражнения, которые улучшают силу и выносливость, равновесие и гибкость. Это позволяет пожилому человеку сохранить здоровую сердечно-сосудистую и дыхательную системы, крепкие кости, подвижные суставы.

Получить квалифицированные ответы на возникшие вопросы можно у наших специалистов. Для этого позвоните по телефону +7 (495) 477 32 69 или оставьте заявку на бесплатное пробное занятие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *