1.Методика и технологии социально-педагогической деятельности

1.Методика и технологии социально-педагогической деятельности

1.Методика и технологии социально-педагогической деятельности

1.Методика и технологии социально-педагогической деятельности

1.Методика и технологии социально-педагогической деятельности

1.Методика и технологии социально-педагогической деятельности

1.Методика и технологии социально-педагогической деятельности

1.Методика и технологии социально-педагогической деятельности

1.Методика и технологии социально-педагогической деятельности

Будучи, по сути, технологиями социального
типа, социально-педагогические технологии
подразделяются на:

– субъектные технологии –
индивидуальные, групповые,
сферные и массовидные. К индивидуальным
(персональным) технологиям относят
технологии саморазвития, самозащиты,
самосохранения, самообеспечения,
самообучения, самоорганизации и т. д.
Групповые технологии могут быть разделены
в зависимости от половозрастных
признаков, статусных, профессиональных
и т.д. Например, для безработных это
технологии трудоустройства, для бывших
заключенных, беспризорных – технологии
реадаптации, для подростков — технологии
адаптации к условиям современного
общества, для лиц с ограниченными
физическими возможностями – трудотерапия,
для семей — семейная психотерапия и
т.д. Число социальных групп и слоев,
требующих социальной помощи, все время
возрастает, усложняются их проблемы,
следовательно, растет и число социальных
групповых технологий. Массовидные
технологии касаются большого массива
населения, всего общества (например,
пиаровские технологии); деятельностные
технологии:

– направленные на совершенствование
социально-педагогической работы как
вида деятельности;

– направленные на улучшение деятельности
организационных структур
социально-педагогической работы (техники
управления, прогнозирования, моделирования,
проектирования);

– оптимизирующие деятельность социального
педагога (консультирование, корректировка,
установление проблемы и т.п.);

– улучшающие деятельность клиента
(установка на успех, снятие комплексов,
улучшение коммуникативных навыков и
т.д.);

– средовые технологии, например, технологии
оздоровления окружающей человека среды
(как природной, так и социальной) и ее
совершенствования (коррекция процессов
общения, техники профилактики и разрешения
конфликтных ситуаций, развитие
стрессоустойчивости, превентивные меры
по преодолению нарушений адаптации и
т.п.).

Кроме того, можно выделить следующие
группы технологий:

– «кабинетные», «лабораторные»
(искусственно созданные вовременных
условиях), «полевые» (в реальной среде);

– разработанные, адаптированные,
внедренные и полностью используемые;
внедренные, но используемые слабо; не
внедренные;

– разработанные технологии, имеющие
методики обучения им, и разработанные,
но не имеющие таких методик.

Каждый вид социально-педагогической
технологии имеет свои особенности и
способы освоения.

Методика в общем виде
представляет собой совокупность
методов, приемов и средств целесообразно
проведению какой-либо работы. Методика
социально-педагогической работы – это
система принципов, форм, способов и
средств организации социально-педагогической
деятельности с разным контингентом
детей. М.В. Шакурова определяет методику
как сложившуюся совокупность методов,
позволяющую решать типовые задачи.
Объектом методики является

организуемая социальным
педагогом разнообразная деятельность.
На подбор методики существенное влияние
оказывает содержание деятельности
человека, на работу с которым она
рассчитана. Так, игра потребует одних
методик, диалоговое общение – других.
Понятие «метод»
означает способ освоения действительности,
путь достижения заданной цели. С помощью
методов социальный педагог оказывает
целенаправленное воздействие на
сознание, по-

ведение, чувства
ребенка, а также на окружающую его
среду. Методы работы социального
педагога направлены на личность, ее
самосовершенствование, самовоспитание,
самоорганизацию, самоутверждение.

Всю совокупность
методов, используемых в социально-педагогической
деятельности, можно классифицировать
на две большие группы: теоретические
и практические.
Теоретические методы (общенаучные) –
сравнение, анализ, идеализация, обобщение,
индукция, дедукция и др. Практические
методы социально-педагогической
деятельности – биографический,
наблюдение, интервью, консультирование,
беседа, убеждение, упражнение и др.
Существуют также методы оценки
эффективности социально-педагогической
работы – это способы, приемы, оценки,
дающие ответ на вопрос, насколько
эффективны были примененные
профессионально-практические методы.
Самым продуктивным из них является
сравнительный, который предполагает
сравнение двух ключевых параметров:
каким было состояние клиента до оказания
ему социально-педагогической помощи,
и каким оно стало после этого. Разница
представляет собой критерий эффективности.

Методы коррекции –
особая группа социально-педагогических
методов. К ним относятся поощрение и
наказание. Необходимо помнить, что
поощрение и наказание должны быть
направлены не на личность ребенка, а
на его поступок (ты хороший, но плохо
то, что ты сделал).

Методы поддержки
личности применяются, когда ребенок
находится в сложной ситуации. Социальный
педагог помогает ему проанализировать
свое состояние, сформулировать, что
нужно в корне изменить, помогает наладить
бытовые условия жизни, отношения между
членами семьи.

В работе социального
педагога применяются групповые и
индивидуальные методы. Например, можно
проводить индивидуальную беседу,
интервью, групповой социально-педагогический
тренинг.

Можно классифицировать
методы по содержанию проводимой работы:
социально-экономические (работа
социального педагога в школе с
нуждающимися детьми, разносторонняя,
в том числе и материальная, помощь
семье), организационные (направлены на
организацию коллектива, отношения
личности в коллективе, организацию
помощи личности, семье, создание клубов,
объединений), психолого-педагогические
(исследование, наблюдение, беседа,
интервью).

Прием в
социально-педагогической работе – это
частное выражение метода, его
конкретизация. Социальный педагог
выбирает тот или иной прием в зависимости
от конкретной социально-педагогической
ситуации, мотивов поведения ребенка.
Например, проводя консультирование,
социальный педагог приводит убедительные
примеры, описанные в научной
психолого-педагогической литературе
– это его прием. Средства воспитания
– это совокупность материальных,
эмоциональных и других условий, которые
использует социальный педагог для
достижения поставленной цели. В качестве

средств могут выступать
природа, произведения искусства, книги,
средства массовой информации. Так,
можно при проведении родительского
собрания на определенную тему показывать
видеоматериал. Понятие «технология»
современными учеными трактуется
по-разному. Вопрос о соотношении методики
и технологии также остается дискуссионным.
М.В. Шакурова определяет технологию в
целом как систему знаний о способах и
средствах обработки и качественного
преобразования объекта. Ключевым звеном
любой

технологии, можно
сказать, является подробное определение
конечного результата и его точное
достижение. Педагогическая технология
рассматривается академиком В.А.
Сластениным как строго научное
проектирование и точное воспроизведение
гарантирующих успех педагогических
действий и определяется личностными
параметрами педагога (то есть учитывается
его профессиональный потенциал, личные
качества). По мнению профессора М.А.
Галагузовой, технология
социально-педагогической деятельности
– это совокупность методов и приемов
практической социально-педагогической
деятельности, характеризующейся
рациональной и целесообразной
последовательностью действий и
применением определенного инструментария
социальным педагогом. По отношению к
методике социально-педагогической
деятельности технология является более
узким понятием, так как методика
подразумевает выбор определенной
технологии социальным педагогом.
Особенностью методики является ее
универсальность, и поэтому множество
специалистов, имеющих соответствующую
подготовку, в состоянии освоить основные
технологии. Реализация этих технологий
существенно не меняется под влиянием
индивидуально-личностных особенностей
социального педагога, который их
применяет. В методике же ситуация
обратная: именно индивидуальные
особенности специалиста зачастую
играют существенную роль в решении
социально-педагогических задач.

Как полагает Л.В.
Мардахаев, в каждой конкретной ситуации
социальному педагогу необходимо уяснить
социально-педагогическую цель, которой
надо добиваться, условия ее реализации,
особенности и возможности объекта,
особенности места реализации, возможности
по времени для реализации цели, формы
реализации, особенности субъекта
социально-педагогической деятельности,
его возможности. На этой основе
подбирается одна из технологий.

Применение
социально-педагогических технологий
позволяет поэтапно реализовывать
компоненты деятельности социального
педагога. Социально-педагогическая
деятельность начинается с постановки
цели и задач: сформировать у ребенка
навыки общения, помочь ему адаптироваться
в новой среде и т. д. Этапы технологического
цикла социально-педагогической
деятельности следующие:

диагностирование
проблемы; поиск путей решения этой
проблемы; отбор и применение методик;
оценка правильности решения данной
проблемы; корректировка деятельности
(при необходимости).

Классификация социально – педагогических технологий.

В зависимости от основы классификации в научной литературе выделяют различные виды или типы социальных (в том числе и социально-педагогических) технологий.

По степени новизны различают традиционные (прошлого опыта) и инновационные (принципиально новые).

По преобладающей деятельности в профессиональной работе социального педагога различают консультативные, посреднические, игровые, психотерапевтические, коррекционные технологии, технологии проведения тренингов, организации досуга подопечных; технологии проектирования, моделирования, экспертизы, управления и т.д.

По направленности на преобразование окружающей подопечного среды выделяют так называемые средовые технологии оздоровления природной среды и технологии оздоровления социальной среды (технологии профилактики и разрешения конфликтных ситуаций, технологии развития стрессоустойчивости подопечных и т.д.).

По количеству подопечных, включенных в процесс реализации социально-педагогической технологии, можно выделить следующие виды: индивидуальные (технологии активизации процессов саморазвития, самовоспитания и т.д.); групповые (технологии трудоустройства безработных, технологии реадаптации беспризорных, технологии адаптации лиц с ограниченными возможностями и т.д.); массовые (технологии пропаганды здорового образа жизни, технологии социальной рекламы и т.д.).

По степени практической включенности в процесс профессиональной деятельности А.И. Пригожин выделил: кабинетные, получены в результате информационно-логического анализа ситуации); лабораторные ( получены в экспериментальных, специально искусственно созданных условиях ); полевые (получены в результате реальной работы в общественной среде).

Л.Я.Дятченко подразделил технологии на следующие группы: макротехнологии (технологии уровня общества, региона, больших социальных групп; например, технологии профилактики наркозависимости среди молодежи РФ, предупреждения детской беспризорности в масштабах страны; технологии государственной поддержки детских и молодежных общественных организаций); мезотехнологии (технологии уровня города, населенного пункта, крупной социальной группы; например, технология трудоустройства отбывших наказание в пенитенциарных учреждениях; технологии адаптации к условиям современного общества детей с ограниченными возможностями); микротехнологии (рассчитаны на небольшие объединения людей, общественные процессы на микроуровне; например, технологии создания групп взаимопомощи многодетных семей в школе, технологии развития навыков самоконтроля, самозащиты).

М.В.Шакурова подразделяет социально – педагогические технологии на: субъектные технологии – индивидуальные, групповые, сферные и массовидные. К индивидуальным (персональным) технологиям относят технологии саморазвития, самозащиты, самосохранения, самообеспечения, самообучения, самоорганизации и т.д. Групповые технологии могут быть разделены в зависимости от половозрастных признаков, статусных, профессиональных и т.д. Массовидные технологии касаются большого массива населения, всего общества (например, пиаровские технологии);

Деятельностные технологии: направлены на совершенствование социально-педагогической работы как вида деятельности; направленные на улучшение деятельности организационных структур социально-педагогической работы (техники управления, прогнозирования, моделирования, проектирования); оптимизирующие деятельность социального педагога (консультирование, корректировка, установление проблемы и т.п.); улучшающие деятельность клиента (установка на успех, снятие комплексов, улучшение коммуникативных навыков и т.д.).

Средовые технологии, например, технологии оздоровления окружающей человека среды (как природной, так и социальной) и ее совершенствования (коррекция процессов общения, техники профилактики и разрешения конфликтных ситуаций, развитие стрессоустойчивости, превентивные меры по преодолению нарушений адаптации и т.п.)

5. Структура и содержание социально – педагогической технологии.

Основу технологического процесса составляет алгоритм действий (операций). В технологиях социального типа он не столь жестко задан, отдельные его этапы могут повторяться, дублироваться, взаимозаменяться либо опускаться. Алгоритм обеспечивает повторяемость, тиражируемость технологии.

В работах отдельных специалистов предпринимаются попытки определить типовой алгоритм деятельности социального педагога. Представим обобщенный вариант:

1. Диагностический вариант.

А. Анализ исходной ситуации:

а) определение степени трудности и опасности ситуации для ребенка;

б) определение того, входит ли она в круг проблем, которые должен решать социальный педагог;

в) выявление причин, ее породивших;

г) постановка проблемы;

д) определение степени переживания и осознания проблемы ребенком, т.е. ее актуальности для него;

е) готовность или неготовность ребенка к решению проблемы.

Б. Постановка задачи социально-педагогической защиты (проектирование).

В. Определение своей компетентности в оказании помощи или круга лиц, способных ее оказать. Планирование деятельности.

2. Оказание помощи ребенку в выявлении и осознании проблемы и ее причин или создание условий для актуализации проблемы для ребенка.

3. Совместное проектирование решения трудной ситуации.

4. Определение способов социально-педагогической защиты (непосредственные, прямые, косвенные, опосредованные).

5. Помощь ребенку в нахождении способов разрешения проблемы или создание условий для поиска им этих способов.

6. Анализ результатов выхода из проблемы.

7. Оценка собственной деятельности.

8. Последствия – формирование установки ребенка на самостоятельное преодоление подобных проблем.

9. Осуществление контроля за состоянием ребенка и его развитием.

Л.В.Мардахаевым были разработаны замкнутые циклы технологического процесса социально – педагогической и социальной деятельности, включающие определенные этапы и операции.

Вариант Л.В.Мардахаева предполагает пять взаимосвязанных этапов:

2) этап выбора (разработки) оптимальной технологии;

3) этап непосредственной подготовки к реализации выбранной технологии;

В разработках научного коллектива под руководством И.Г.Зайнышева также выделено пять этапов технологической деятельности:

1. Предварительный этап.

2. Этап целеполагания.

3. Этап обработки информации.

4. Процедурно-организационный этап.

5. Контрольно-аналитический этап.

1. Социально – педагогические технологии – один из сложившихся на основе предшествующего опыта или выявленных и обоснованных путей достижения определенной социально-педагогической цели (Л.В.Мардахаев). Она может рассматриваться: как обоснование (описание) этапов, методов и средств социально-педагогической деятельности, обеспечивающих достижение определенного результата; как целесообразная, оптимальная последовательность деятельности, направленная на достижение определенной социально-педагогической цели.

2. Методика в общем виде представляет собой совокупность методов, приемов и средств целесообразно проведению какой-либо работы. Методика социально-педагогической работы – это система принципов, форм, способов и средств организации социально-педагогической деятельности с разным контингентом детей.

3. Средовыетехнологии – технологии оздоровления природной среды и технологии оздоровления социальной среды (технологии профилактики и разрешения конфликтных ситуаций, технологии развития стрессоустойчивости подопечных и т.д.).

4. Индивидуальные технологии -технологии активизации процессов саморазвития, самовоспитания и т.д.

5. Групповые технологии -технологии трудоустройства безработных, технологии реадаптации беспризорных, технологии адаптации лиц с ограниченными возможностями и т.д.

6. Массовые – технологии пропаганды здорового образа жизни, технологии социальной рекламы и т.д.

7. Кабинетные – получены в результате информационно-логического анализа ситуации).

8. Лабораторные – (получены в экспериментальных, специально искусственно созданных условиях).

9. Полевые -(получены в результате реальной работы в общественной среде).

10. Макротехнологии (технологии уровня общества, региона, больших социальных групп; например, технологии профилактики наркозависимости среди молодежи РФ, предупреждения детской беспризорности в масштабах страны; технологии государственной поддержки детских и молодежных общественных организаций);

11. Мезотехнологии (технологии уровня города, населенного пункта, крупной социальной группы; например, технология трудоустройства отбывших наказание в пенитенциарных учреждениях; технологии адаптации к условиям современного общества детей с ограниченными возможностями);

12. Микротехнологии (рассчитаны на небольшие объединения людей, общественные процессы на микроуровне; например, технологии создания групп взаимопомощи многодетных семей в школе, технологии развития навыков самоконтроля, самозащиты).

13. Субъектные технологии – индивидуальные, групповые, сферные и массовидные.

14. Деятельностные технологии – направлены на совершенствование социально-педагогической работы как вида деятельности; (техники управления, прогнозирования, моделирования, проектирования); оптимизирующие деятельность социального педагога (консультирование, корректировка, установление проблемы и т.п.); улучшающие деятельность клиента (установка на успех, снятие комплексов, улучшение коммуникативных навыков и т.д.).

1. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник для бакалавров / Л. В. Мардахаев. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – 817 с.

2. Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей. – Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2005.

3. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

4. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога: учеб.пособие для студ. вузов / М. В. Шакурова. – 4-изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 265.

5. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2001.

6. Олиференко Л.Я. и др. Социально- педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Я.Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 256 с.

Поиск по сайту:

Главная
О нас
Популярное
ТОП
Новые страницы
Случайная страница
Изречения для студентов
Пожаловаться на материал
Обратная связь
FAQ

Алгоритм деятельности как элемент социально-педагогической технологии

Основу технологического процесса
составляет алгоритм действий (операций).
В технологиях социального типа он не
столь жестко задан, отдельные его этапы
могут повторяться, дублироваться,
взаимозаменяться либо опускаться.
Алгоритм обеспечивает повторяемость,
тиражируемость технологии.

В работах отдельных специалистов
предпринимаются попытки определить
типовой алгоритм деятельности социального
педагога. Представим обобщенный вариант:

1. Диагностический этап.

а) определение степени трудности и
опасности ситуации для ребенка;

б) определение того, входит ли она в круг
проблем, которые должен решать социальный
педагог;

д) определение степени переживания и
осознания проблемы ребенком, т. е. ее
актуальности для него;

е) готовность или неготовность ребенка
к решению проблемы.

Б. Постановка задачи социально-педагогической
защиты (проектирование).

В. Определение своей компетентности в
оказании помощи или круга лиц, способных
ее оказать. Планирование деятельности.

2. Оказание помощи ребенку в выявлении
и осознании проблемы и ее причин или
создание условий для актуализации
проблемы для ребенка.

3. Совместное проектирование решения
трудной ситуации.

4. Определение способов социально-педагогической
защиты (непосредственные, прямые,
косвенные, опосредованные).

5. Помощь ребенку в нахождении способов
разрешения проблемы или создание условий
для поиска им этих способов.

8. Последствия — формирование установки
ребенка на самостоятельное преодоление
подобных проблем.

9. Осуществление контроля за состоянием
ребенка и его развитием.

Л.В. Мардахаевым, научным коллективом
под руководством И.Г. Зайнышева были
разработаны замкнутые циклы технологического
процесса социально-педагогической и
социальной деятельности, включающие
определенные этапы и операции.

Операция – простейшее действие,
направленное на достижение конкретной,
не разлагаемой на более простые осознанной
цели (подцели). Совокупность операций,
объединенных общей целью (подцелью),
составляет процедуру технологического
процесса.

Вариант Л.В. Мардахаева предполагает
пять взаимосвязанных этапов:

2) этап выбора (разработки) оптимальной
технологии;

3) этап непосредственной подготовки к
реализации выбранной технологии;

В разработках научного коллектива под
руководством И.Г. Зайнышева также
выделено пять этапов технологической
деятельности:

1. Предварительный этап. На этом этапе
осуществляются операции выявления,
оценки и ранжирования проблемы, выяснения
факторов, обусловивших ее возникновение.
Организатор социальной деятельности
настраивается на ее решение, мобилизует
свой интеллектуальный, морально-психологический
и профессиональный потенциал. Одновременно
уточняются критерии действенности и
эффективности деятельности социальных
служб при решении обозначенной социальной
проблемы. При этом критерии успеха
действий социальных служб и специалистов
могут отражаться в постановке и
формулировании цели и конкретных задач
социальной работы.

2. Этап целеполагания. На этом этапе
происходит первичное формулирование
целевой установки деятельности
специалистов и организаторов социальной
работы. Цель обусловливает выбор средств
и способов ее достижения, определяет
направления поиска дополнительных
источников информации об условиях и
социальной среде жизнедеятельности
клиентов.

3. Этап обработки информации. На этом
этапе технологического процесса идет
поиск дополнительных источников
информации, сбор и систематизация
информации, ее анализ и обобщение.
Выводы, вытекающие из результатов
аналитической работы, составляют
содержательную базу для уточнения цели
и задач, для выработки программы действий,
определения содержания, организационных
форм и методов социальной работы.

4. Процедурно-организационный этап. На
этом этапе осуществляется последовательная
реализация намеченных программой мер
социального воздействия конкретными
исполнителями в обозначенное время и
сроки, сопоставление и соизмерение
результатов с критериями успешности
социальной деятельности.

5. Контрольно-аналитический этап. Это
завершающий этап технологического
цикла, на котором анализируются итоги
деятельности специалистов, выявляются
факторы, способствующие положительному
решению задач социальной деятельности,
и намечаются пути устранения недостатков.

Понятие социально-педагогической технологии и ее специфика как технологии социального типа

Специальные социальные технологии посвящены оптимизации социальных процессов в условиях специализированных учреждений, центров и т. п.

Термин «технология» применяется в самых различных отраслях практической деятельности: в производстве (технология изготовления деталей, механизмов и т. п., технология обработки материалов), в управлении (технология управления, поиска и принятия решений), в математике (технология решения задач на ПЭВМ, т. е. алгоритмизация), в педагогике (технология модульного обучения) и т. д. Во второй половине XX столетия происходит активное формирование понятия «социальная технология». Социальная технология может быть понята как разработка методов и методик результативного и рационального целенаправленного социального воздействия.

Применительно к педагогической, в том числе и социально-педагогической, деятельности специалисты традиционно отмечают такой существенный недостаток, как низкая результативность. При соблюдении всех возможных рекомендаций получаемый результат далеко не всегда соотносим с той целью, которая определяла деятельность. Закономерным в связи с этим стало увлечение технологическим подходом. Его ведущее преимущество как раз и заключается в научном подборе таких методов, средств и способов деятельности, с помощью которых можно обеспечить максимальную результативность.

Технология – система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта.

Ключевым звеном любой технологии является детальное определение конечного результата и точное достижение его. Другое достоинство технологии, актуальное для социально-педагогической деятельности, – тиражируемость, воспроизводство, т.е. возможность ее осуществления другим человеком после специального обучения, освоения.

Столь жесткие требования к использованию технологии в социальных процессах претерпели ряд изменений: ожидаемый результат не может быть досконально конкретизирован, ибо крайне сложно придать изменяемому объекту необходимые для дальнейшей «обработки» черты и свойства, если исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметром изменения – одно или несколько его свойств; в отличие от промышленных технологий, которые представляют собой строго определенную последовательность точно подобранных технологических процессов и операций, причем замена одного процесса другим, а также изменение последовательности влечет снижение результативности, в социальных процессах процедура преобразования более гибкая, не так жестко детерминирована; нужная последовательность даже самых результативных процессов или мероприятий не гарантирует достижения полной эффективности; человек — многофакторная система, на него оказывает влияние огромное количество внешних воздействий, сила и направленность которых различна, а порой и противоположна, поэтому заранее предсказать эффект того или иного влияния часто невозможно; огромную роль играет обратная связь, возможно выборочное повторение отдельных частей процесса.

Алгоритм – программа решения задач, точно предписывающая, как и в какой последовательности операций можно получить результат, определенный исходными данными.

Социальные технологии – система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов.

Специалистами в области социальных технологий определены следующие необходимые условия технологизации практической деятельности в социальной сфере:

– объект воздействия должен иметь признаки социальной системы;

– должны быть выделены элементы системы объекта социального воздействия, особенности его строения (структуры) и функционирования;

– должна быть обеспечена возможность формализации реально происходящих процессов и представления их в виде определенных операций, процедур, показателей;

– должна быть обеспечена возможность воспроизводства и повторяемости операций, процедур или показателей в новых условиях.

Разновидностью социальных технологий выступают педагогические, в том числе социально-педагогические, технологии.

Социально-педагогическая технология – один из сложившихся на основе предшествующего опыта или выявленных и обоснованных путей достижения определенной социально-педагогической цели (Л. В. Мардахаев). Она может рассматриваться: как обоснование (описание) этапов, методов и средств социально-педагогической деятельности, обеспечивающих достижение определенного результата; как целесообразная, оптимальная последовательность деятельности, направленная на достижение определенной социально-педагогической цели.

В какой мере можно сегодня говорить о технологизации социально-педагогической деятельности? Специалисты не пришли к единому мнению.

Так, Л. Е. Никитина считает, что в отношении социального педагога пока можно говорить лишь о комплексе используемых методов и приемов в совокупном профессиональном опыте. Применительно к деятельности социального работника подходы технологизации в мировой практике разработаны в большей степени, чем для педагога, но социальный педагог прежде всего педагог, а лишь затем социальный работник. Для социального педагога актуальны традиционные методы воспитания и воспитательной работы.

С точки зрения В. П. Беспалько, любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. Развивая его мысль, можно логически заключить, что с утверждением социальной педагогики как науки все больше направлений деятельности социального педагога должны быть в той или иной степени технологизированы. В связи с этим, как полагает Л. В. Мардахаев, в каждой конкретной ситуации социальному педагогу необходимо уяснить: социально-педагогическую цель (к чему стремиться, чего следует добиваться); условия ее реализации; особенности и возможности объекта; особенности места реализации; возможности по времени для реализации цели; возможные формы реализации; особенности субъекта социально-педагогической деятельности, его возможности.

На этой основе подбирается либо одна из имеющихся технологий, либо моделируется новая, специальная технология для данного случая.

Таким образом, технологизация социальных процессов, в том числе социально-педагогических, объективно неизбежна. Вместе с тем, очевидно, что невозможно технологизировать всю социально-педагогическую деятельность. Различные направления работы социального педагога в разной степени поддаются технологизации. Например, деятельность по охране прав ребенка в большинстве случаев построена на заранее разработанных технологиях, значительная часть которых имеет узаконенную процедуру исполнения. Работа в «открытой» среде (на улице), наоборот, максимально спонтанна, интуитивна, хотя и она не лишена некоторого технологического подкрепления (типовые технологии общения, преодоления межличностных конфликтов и т.п.). Скорее можно говорить о необходимости постоянного приспособления типовых алгоритмов к конкретной ситуации с учетом неповторимости объектов, уникальности их характеристик, обязательности индивидуального целеполагания.

Социально-педагогическая технология – во-первых, совокупность приемов и методов, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями и социальными педагогами в процессе взаимодействия с клиентами для обеспечения эффективности процесса социализации подрастающего поколения, и, во-вторых, способ осуществления социально-педагогической деятельности конкретным социальным педагогом на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией с целью выбора оптимальных средств и методов для их выполнения. В этом отличие ее от социальной педагогики как особого вида деятельности. ^ 2. Формы и уровни социально-педагогических технологий

Социально-педагогические технологии существуют в двух основных формах: во-первых, в виде программ, содержащих конкретные процедуры и операции социально-педагогической деятельности, и, во-вторых, в виде самой деятельности, построенной в соответствии с такими программами.

Социально-педагогические технологии существуют на нескольких уровнях:

1. Индивидуальный, или авторский, на котором происходит реализация в своеобразной последовательности конкретной деятельности по решению социально-педагогической задачи. Практически каждый социальный педагог, осуществляя свою профессиональную деятельность, так или иначе привносит в стандартную последовательность технологических процедур специфику, обусловленную личным подходом к пониманию проблемы, которая зависит от индивидуальных особенностей специалиста, уровня его профессионализма, опыта работы и т. п.

2. Групповой, или профильный, на котором происходит последовательная реализация социально-педагогических задач в русле определенного социального института, посредством выбора спектра типичных для данного института и типа клиента технологий. Очевидно, что одна и та же технологическая операция, например диагностика проблемы клиента, различна по своей структуре, длительности и содержанию в условиях кризисного отделения центра социальной помощи и в деятельности школьной социально-педагогической службы.

3. Управленческий, или территориальный, на котором реализация конкретных задач осуществляется в рамках конкретной территории посредством модернизации связей и функций наличных социальных институтов.

4. Общие, частные и специальные социально-педагогические технологии

В соответствии с уровнем технологического действия могут быть выделены общие, частные и специальные социально-педагогические технологии.

Общие социально-педагогические технологии воплощают закономерности процесса взаимодействия специалиста с ребенком (подростком), компоненты этой деятельности. Система общих социально-педагогических технологий включает в себя: диагностику, профилактику, адаптацию, реабилитацию, коррекцию, социальную терапию, социальную экспертизу, прогнозирование, проектирование, посредничество, консультирование и т. д.

Частные социально-педагогические технологии в основе своей составляют определенные технологические процедуры оказания помощи конкретным категориям и социальным слоям, нуждающимся в поддержке. Группу частных технологий образуют следующие технологические процедуры: социально-педагогическая работа с лицами девиантного поведения, с детьми-инвалидами и т. д.

Специальные социальные технологии посвящены, как правило, оптимизации социальных процессов в условиях специализированных учреждений, центров и т. п. – например, технологии социально-педагогической деятельности во внешкольном досуговом учреждении, технологии работы социального педагога в школе, в приюте, в местах лишения свободы и т. д. К числу специальных технологий также можно отнести такие не столь часто упоминаемые технологии, как создание чисто физических условий для клиентов (например, архитектура внешкольного досугового учреждения), применение технического оборудования (использование кабельного телевидения в доме для детей-инвалидов), использование информационных систем (компьютеры для обеспечения сохранности документов и их систематизации в социально-педагогических службах) и т. д. ^ 3. Типы социально-педагогических технологий

Будучи, по сути, технологиями социального типа, социально-педагогические технологии подразделяются на:

– субъектные технологии – индивидуальные, групповые, сферные и массовидные. К индивидуальным (персональным) технологиям относят технологии саморазвития, самозащиты, самосохранения, самообеспечения, самообучения, самоорганизации и т. д. Групповые технологии могут быть разделены в зависимости от половозрастных признаков, статусных, профессиональных и т.д. Например, для безработных это технологии трудоустройства, для бывших заключенных, беспризорных – технологии реадаптации, для подростков — технологии адаптации к условиям современного общества, для лиц с ограниченными физическими возможностями – трудотерапия, для семей — семейная психотерапия и т.д. Число социальных групп и слоев, требующих социальной помощи, все время возрастает, усложняются их проблемы, следовательно, растет и число социальных групповых технологий. Массовидные технологии касаются большого массива населения, всего общества (например, пиаровские технологии); деятельностные технологии:

– направленные на совершенствование социально-педагогической работы как вида деятельности;

– направленные на улучшение деятельности организационных структур социально-педагогической работы (техники управления, прогнозирования, моделирования, проектирования);

– оптимизирующие деятельность социального педагога (консультирование, корректировка, установление проблемы и т.п.);

– улучшающие деятельность клиента (установка на успех, снятие комплексов, улучшение коммуникативных навыков и т.д.);

– средовые технологии, например, технологии оздоровления окружающей человека среды (как природной, так и социальной) и ее совершенствования (коррекция процессов общения, техники профилактики и разрешения конфликтных ситуаций, развитие стрессоустойчивости, превентивные меры по преодолению нарушений адаптации и т.п.).

Кроме того, можно выделить следующие группы технологий:

– «кабинетные», «лабораторные» (искусственно созданные вовременных условиях), «полевые» (в реальной среде);

– разработанные, адаптированные, внедренные и полностью используемые; внедренные, но используемые слабо; не внедренные;

– разработанные технологии, имеющие методики обучения им, и разработанные, но не имеющие таких методик.

Каждый вид социально-педагогической технологии имеет свои особенности и способы освоения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *