2. Региональные образовательные ресурсы

В России уже выработана организационная схема создания системы обра­зовательных порталов, имеющая свои особенности. В организационную схему создания системы образовательных порталов включаются: горизонтальный портал «Российское образование», профильные вертикальные порталы по областям знаний: гуманитарный, экономико-социальный, естественно-научный, инженерный, педагогический, медицинский, сельскохозяйственный и др., специализированные вертикальные порталы: книгоиздание, единый экзамен, новости образования и др.

Кроме того, порталы разделяются на общероссийские, межрегиональные и региональные.

Во многих случаях, используя системы поиска, рубрикации и каталогиза­ции, которые имеются практически на любом образовательном портале, педа­гоги и школьники могут существенно упростить поиск электронных ресурсов, требуемых для образовательного процесса. Ученики и родители смогут получить доступ к качественным учебным и ме­тодическим материалам, сократить время на поиск требуемой информации, изучить особенности классификации информационных ресурсов сети Ин­тернет.

Полезными могут оказаться собранные на порталах ссылки на ресурсы, со­держащие контактную информацию об учреждениях образования и отдельных педагогах, новости сферы образования, объявления об олимпиадах, конкурсах, конференциях и других мероприятиях, в которых регулярно принимают учас­тие учителя и школьники

Общероссийские образовательные порталы

Сайт Министерства образования и науки РФ

Федеральный портал «Российское образование»

Российский общеобразовательный портал

Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Каталог учебных изданий, оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования

Среднее профессиональное образование РФ

Повышение квалификации работников образования

Федеральный портал «Инженерное образование»

Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»

Федеральный портал «Социально-гуманитарное и политологическое образова­ние Федеральный портал «Экономика. Социология. Менеджмент

Федеральный правовой портал «Юридическая Россия

Российский портал открытого образования

Российское образование для иностранных граждан

Региональные образовательные порталы и сайты органов управления образованием

Владимирский образовательный портал

Департамент образования Вологодской области

Департамент образования и науки Кемеровской области

Департамент образования и науки Краснодарского края

Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области

Департамент образования Тверской области

Департамент общего образования Томской области

Ивановский областной образовательный портал

Информационно-образовательный портал Ростовской области

Информационно-образовательный портал Тюменской области

Комитет образования и науки Курской области

Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга

Костромской образовательный портал

Ленинградская областная корпоративная сеть (ЛОКОС)

Липецкий региональный образовательный портал

Министерство образования и науки Астраханской области

Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Министерство образования и науки Челябинской области

Министерство образования и науки Чеченской Республики

Министерство образования Калининградской области

Министерство образования Московской области

Министерство образования Республики Башкортостан

Министерство образования Республики Коми

Министерство образования Республики Марий-Эл

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Министерство образования Ставропольского края

Министерство образования Хабаровского края

Модернизация образования Волгоградской области

Московское образование: информационный портал Департамента образования Москвы

Новгородский образовательный портал

Новосибирская открытая образовательная сеть

Образование в Воронеже: портал главного управления образования Воронежской области

Образование в Магаданской области

Образование в Ярославской области

Образование и наука Самарской области

Образование Урала: региональный портал

Образовательный информационный портал Ханты-Мансийского автономного округа — Югры

Образовательный портал Алтайского края

Образовательный портал города Брянска и Брянской области

Образовательный портал города Мурманска

Образовательный портал Карелии

Образовательный портал Курганской области

Образовательный портал Пензенской области

Образовательный портал Министерства образования и науки Республики Татарстан

Образовательный портал Республики Мордовия

Омский образовательный сервер

Пермский городской школьный портал

Портал Агентства образования Красноярского края

Портал «Образование и наука» Удмуртской Республики

Псковский образовательный портал

Региональный информационно-образовательный портал Министерства образования Саратовской области

Региональный портал образовательного сообщества Оренбуржья

Система образования Омской

Хабаровская краевая информационная образовательная сеть «Пайдейя»

образовательный портал Ленинградской области

Инструментальные средства, описания технических и методических подходов, рекомендуемые для разработки электронных образовательных ресурсов

Современный учитель, активно используя информационные и телеком­муникационные технологии в своей профессиональной деятельности, как правило, не остается в стороне от разработки отдельных электронных средств обучения. Таким образом, несмотря на то, что основная масса таких средств, очевидно, должна создаваться профессиональными коллективами разработ­чиков, авторами части таких ресурсов все равно будут являться школьные учителя, привносящие собственные средства в обучение отдельным дисцип­линам.

Очевидна целесообразность коллективной разработки электронных обра­зовательных ресурсов, где учителю отводится первостепенная роль консуль­танта по отбору учебно-методического материала. В ходе профессиональных разработок в состав коллектива создателей таких ресурсов должны включаться программисты, художники, звукооператоры, операторы, специалисты-кон­сультанты, методисты-предметники, редакторы, дизайнеры учебного мате­риала. Очевидно, что работа в составе такого творческого коллектива требует от педагога многосторонних знаний и умений. Но зачастую учитель не имеет возможности разрабатывать электронные средства обучения в группе специа­листов и занимается разработкой самостоятельно.

Создателям электронных средств обучения следует учитывать, что сущест­вует проблема, связанная с хаотичностью разработки и использования инфор­мационных технологий и ресурсов в образовании. Нередки ситуации, когда участникам образовательного процесса приходится неоправданно овладевать новыми дополнительными приемами оперирования с техническим оборудова­нием, программным обеспечением и содержательным наполнением для каж­дого отдельного образовательного электронного ресурса.

Таким образом, вне зависимости того, какую роль играет учитель в про­цессе создания электронных средств обучения, он должен обладать знаниями и умениями, которые позволили бы ему решать соответствующие задачи на достаточно профессиональном уровне. Решению этой проблемы способствует использование настоящего раздела Каталога, знакомящего педагогов с основ­ными технологиями и принципами разработки электронных средств обуче­ния.

Педагогам необходимо ознакомиться электронными и традиционны­ми печатными изданиями, посвященными сущности и специфике исполь­зования электронных средств обучения в подготовке школьников, общим подходам к созданию наглядных электронных средств обучения, особен­ностям разработки образовательных мультимедиа- и гипермедиаресурсов и использованию для этого специализированных инструментов. Изучая предлагаемые ресурсы, педагоги могут более детально познакомиться с до­статочно большим набором разнотипных требований, предъявляемых к ка­честву создаваемых электронных средств обучения, получить рекомендации по проектированию и созданию собственных разработок, освоить одну из возможных универсальных практических технологий создания электронных средств обучения.

Образовательное электронное интернет-издание для педагогов «Мультимедиа в образовании»

Образовательное электронное интернет-издание педагогов «Использование информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании»

Журнал «Компьютерные инструменты в образовании»

Информационный интегрированный продукт «КМ-ШКОЛА»

Система программ для поддержки и автоматизации образовательного процесса «1С:Образование»

Система для построения информационного пространства школы

Учебные пособия для общеобразовательных школ

Безопасность жизнедеятельности школы

Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности»

Основы безопасности жизнедеятельности. Сайт Баграмян

Нормативные документы, методические материалы по ОБЖ. Сайт Разумова В.Н.

Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций

Институт психологических проблем безопасности

Все о пожарной безопасности

Охрана труда. Промышленная и пожарная безопасность. Предупреждение чрезвычайных ситуаций

Первая медицинская помощь

Портал детской безопасности

Россия без наркотиков

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

Федеральный центр гигиены и эпидемиологии

Охрана труда и техника безопасности

Лига здоровья нации

Всероссийский форум «Здоровье нации – основа процветания России»

Безопасность и здоровье: ресурсы, технологии и обучение

Подготовка к ЕГЭ

Единый государственный экзамен введен с целью обеспечения равных ус­ловий при поступлении в вуз и сдаче выпускных экзаменов в школе. Еще одна цель – попытка улучшения качества образования в России за счет более объек­тивного контроля и более высокой мотивации на успешное его прохождение. Подготовка выпускников к успешной сдаче – новая задача для школьных учи­телей.

В каталог вошли также ссылки на портал информационной поддержки ЕГЭ, демонстрационные материалы. Для подготовки к ЕГЭ выпускникам предоставляется возможность пройти репетиционное тестирование, оз­накомиться на сайтах со списками авторитетных изданий, куда включены пособия для подготовки к государственной итоговой аттестации (ГИА) в 9 классах.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

институт педагогических измерений. Все о

Тесты онлайн, ЕГЭ, ЦТ

Варианты вступительных испытаний по материалам журнала «Квант»

Все о ЕГЭ

Высшее образование в России

ЕГЭ: информационная поддержка

Подготовка к ЕГЭ. Тесты

Подготовка к ЕГЭ. Толковый словарь ЕГЭ

Курсы русского языка, подготовка к ЕГЭ

Образовательный центр Перспектива. Подготовка к ЕГЭ

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

Программа образовательных кредитов

Русский язык для школьников и абитуриентов

Сайт международной выставки «Образование и карьера в

Учебно-научный центр довузовского образования

Учебный центр «Уникум». Проведение репетиционных ЕГЭ

Центр интенсивных технологий образования

Центр тестирования и развития при МГУ «Гуманитарные технологии»

Ресурсы для администрации и методистов образовательных учреждений

Данный раздел Каталога нацелен на более полное знакомство педагогов ресурсами, способствующими повышению эффективности общей организа­ционной и учебно-методической работы учителя. Использование этих и дру­гих электронных ресурсов сети Интернет во многих случаях может привести к автоматизации деятельности педагога и сокращению нагрузки, лежащей на учителе. Как следствие, подобное использование средств информатизации в расчете, планировании и администрировании педагогической деятельности может положительно отразиться на эффективности системы обучения школь­ников.

Неотъемлемым для общего среднего образования видом деятельнос­ти являются научные и методические исследования, в которые вовлече­ны учителя и сотрудники учреждений образования. Как правило, такие исследования направлены на создание новых методов и средств обучения школьников, поиск новых путей организации воспитательной работы с мо­лодежью. Использование публикуемых в этом разделе Каталога ссылок на научно-методические издания, порталы, конференции, профессиональные форумы педагогов и методистов, проводимые в сети Интернет, может спо­собствовать повышению эффективности учебно-методической деятельнос­ти учителя.

Перечисленные ниже ссылки на ресурсы и сервисы сети Интернет могут оказаться полезными при организации удаленных дистанционных взаимо­действий педагогов в сфере технологий и результатов научных и методических исследований. Эти же ресурсы сети Интернет способны повысить эффектив­ность взаимодействия педагогического коллектива школы и родителей при обучении и воспитании школьников.

В помощь учителю: Сетевое объединение методистов (СОМ)

Газета «Управление школой»

Журнал «Вестник образования России»

Инновационная образовательная сеть «Эврика»

Коллекция «Право в сфере образования» Российского общеобразовательного портала

Комплексные проекты модернизации образования

«Обучение для будущего»

Образовательные проекты компании «Кирилл и Мефодий»

Образовательный портал «Учеба»

Практикум эффективного управления: Библиотека по вопросам управления

Портал движения общественно-активных школ

Портал «5баллов» (новости образования, вузы России, тесты, рефераты)

Профильное обучение в старшей школе

Сетевое взаимодействие школ

Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»

Хронобус: Системы для информатизации административной деятельности образовательных учреждений

Школьные управляющие советы

Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии

Образовательное сетевое сообщество «Сеть творческих учителей»

Электронный журнал «Еженедельный педсовет»

Всероссийский августовский виртуальный педагогический совет

9. Материалы для самоподготовки учителей и учеников

Повсеместное подключение школ к сети Интернет дает возможность ис­пользовать информационные образовательные ресурсы Интернета в процессе обучения для развития общеучебных навыков работы с информацией, мульти-медиаресурсами, мотивации творческого мышления, личностных интересов и потребностей учащихся.

Различные формы представления информации на основе средств мульти­медиа позволяют учащимся переносить исследовательские навыки на реали­зацию творческих проектов. Проекты позволяют глубже понять, как приме­нить полученные знания на практике, выработать такие необходимые в жизни качества, как инициативность, самостоятельность. Организация работы с ре­сурсами Интернета требует от учащегося владения навыками аналитических рассуждений, суждений по аналогии, комбинаторных рассуждений. Для пони­мания ситуации учащийся должен уметь различать факты и мнения, при вы­боре стратегии решения проблемы рассмотреть и соотнести причины и следс­твия, изложить свое решение, опираясь на анализ материалов. Именно навыки рассуждений лежат в основе умений решать проблемы и формируют ядро ком­петентности в этой области.

Учитель создает соответствующие педагогические условия, выполняя роль координатора и консультанта, и учащиеся самостоятельно решают учебные проблемы, находят новые способы выполнения, сравнивают данные из разных источников, сопоставляют, корректируют свои дальнейшие действия для до­стижения более высокого результата. Использование интернет-ресурсов спо­собствует созданию условий эффективного сочетания приемов активизации мыслительной деятельности в процессе обучения. Для учителя это означает замену обучающей функции развивающей, которая является доминирующей в организации совместной поисково-исследовательской работы, организующей диалоговые формы обучения, сопровождающиеся практической деятельнос­тью.

Раздел Каталога содержит ссылки на современные и архивные аудио-, ви­деоматериалы. Приведены ссылки для самообразования и профессионального общения учителей и методистов, в том числе в рамках сетевых сообществ, пред­ставлена информация о специальных изданиях и журналах. В разделе собраны ссылки для учащихся старших классов, стоящих перед выбором профессии, а также для младших школьников с играми и сказками.

Всероссийский интернет-педсовет: образование, учитель, школа

Авторская методика обучения

Академия повышения квалификации работников образования (АПКиППРО)

Информатика и ИКТ

Информационно-методический сайт для учителей и школьников

Информационный портал для работников системы образования

Информационный ресурсный центр по практической психологии

Конференция-выставка «Информационные технологии в образовании» (ИТО)

Методика воспитания дошкольников

Центр психологической поддержки бизнеса и семьи

Открытый класс. Социальная сеть педагогов. Сетевые профессиональные сообщес­тва

«Питерская Школа» – виртуальная сеть г. Санкт-Петербурга

Мир Бибигона. Детская социальная сеть

Сетевое сообщество подростков

Для детей и подростков

Книги и дети

Литературный журнал для детей и взрослых

Мир жуков и человек (Зоологический институт РАН)

Природа и животные

Энциклопедический портал. Все для семьи, школьника, абитуриента

Профориентация. Выбор профессии, вуза, школы, профильного класса

Российский союз молодых ученых

Русский биографический словарь

Некоммерческая электронная библиотека «

Сибирский центр инновационных педагогических технологий

Энциклопедия замечательных людей и идей

Путь в науку. Естественно-научный журнал для молодежи

Российская империя в фотографиях

Тесты для выбора профессии

РАЗЪЯСНЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ К НЕКОТОРЫМ САЙТАМ  к дополнительному списку используемых Интернет-ресурсов

Федеральные образовательные ресурсы

Раздел содержит перечень сайтов федеральных органов управления образованием, учреждений образования федерального уровня, информационных сайтов федеральных программ и проектов, перечень федеральных информационно-образовательных порталов, а также описания новейших систем доступа к образовательным ресурсам сети Интернет, создаваемых на государсвенном уровне в рамках Федеральной целевой программы развития образования.

Федеральные органы управления образованием

Подраздел содержит ресурсы, публикуемые в сети Интернет Министерством образования и науки Российской Федерации, федеральными службами и агентствами, а также подведомственными им организациями, работающими в сфере образования на федеральном уровне. Наряду с официальными сайтами органов управления образованием, представлены сайты, на которых можно получить информацию об отдельных направлениях развития сферы образования, о реализуемых программах и проектах общероссийского масштаба, о ходе и результатах отраслевых программ и научно-исследовательских работ, нацеленных на повышение эффективности российской системы образования. Ресурсы подраздела предназначены для администрации, методистов и учителей образовательных учреждений.

Федеральные информационно-образовательные порталы

Подраздел включает перечень федеральных образовательных порталов, выступающих основными источниками информации для всех имеющих отношение к образованию. Порталы представляют собой наиболее мощные коллекции ссылок на образовательные интернет-ресурсы, опубликованные в российском сегменте Всемирной сети. Кроме того, порталы содержат новостные ленты, электронные библиотеки и коллекции образовательных ресурсов, справочники, средства общения педагогов и учащихся, информацию о специалистах и организациях, работающих в сфере образования, и много других полезных сервисов. Ресурсы подраздела предназначены для администрации, методистов и учителей образовательных учреждений, а также для учащихся и их родителей.

Сайты учреждений образования федерального уровня

Подраздел содержит ресурсы, публикуемые в сети Интернет различными организациями, работающими в сфере образования на федеральном уровне. Наряду с официальными сайтами органов управления образованием, представлены сайты, на которых можно получить информацию об отдельных направлениях развития сферы образования, о реализуемых программах и проектах общероссийского масштаба, о ходе и результатах выполнения отраслевых программ и научно-исследовательских работ, нацеленных на повышение эффективности российской системы образования. Ресурсы подраздела предназначены для администрации, методистов и учителей образовательных учреждений.

Федеральные информационно-образовательные ресурсы

Подраздел включает описание новейших систем доступа к образовательным ресурсам сети Интернет, создаваемых на государственном уровне в рамках Федеральной целевой программы развития образования. Описываемые интернет-каталоги представляют собой мощные коллекции ссылок на образовательные ресурсы, опубликованные в российском сегменте сети Интернет. Кроме того, такие системы содержат новостные ленты, электронные библиотеки, справочники, средства общения педагогов и учащихся, информацию о специалистах и организациях, работающих в сфере образования, и много других полезных сервисов. Ресурсы подраздела предназначены для администрации, методистов и учителей образовательных учреждений, а также для учащихся и их родителей.

Региональные образовательные ресурсы

Раздел содержит перечень сайтов региональных органов управления образованием и региональных информационно-образовательных порталов. В разделе представлены проекты «Образование» и «Информатизация системы образования», реализуемые в регионах Российской Федерации. Изучение ресурсов раздела позволяет получить общее представление об особенностях функционирования и перспективах развития системы образования в российских регионах.

Подраздел содержит краткое описание основных ресурсов, освещающих вопросы издания учебной, методической и справочной литературы для общего образования, экспертизы учебников, качества современной учебной литературы.

Издательства учебной литературы

Подраздел содержит перечень сайтов издательств, выпускающих учебную, методическую, развивающую и справочную литературу для общего и педагогического образования.

СМИ образовательной направленности

Подраздел содержит ресурсы, размещаемые в сети Интернет наиболее известными и популярными средствами массовой информации. Материалы, публикуемые на страницах традиционных и электронных газет и журналов, знакомят с новостями сферы образования, представляют точки зрения специалистов и педагогов по различным вопросам, связанным с данной сферой, информируют об учебных и методических разработках. Большинство редакций помещают в сети Интернет архив ранее вышедших публикаций, а также сведения о порядке подписки или приобретения тех или иных газет и журналов.

Электронные библиотеки, словари, энциклопедии

Интернет-ресурсы образовательного и научно-образовательного назначения, оформленные в виде электронных библиотек, словарей и энциклопедий, пользуются особой популярностью, поскольку они предоставляют открытый доступ к полнотекстовым информационным ресурсам, представленным в электронном формате — учебникам и учебным пособиям, хрестоматиям и художественным произведениям, историческим источникам и научно-популярным статьям, справочным изданиям и др. Как правило, подобные ресурсы сети Интернет оснащаются достаточно подробными каталогами, а также системами поиска нужных материалов. Эти сервисы значительно облегчают работу с содержательным наполнением образовательных ресурсов сети Интернет, поскольку ориентированы на получение наиболее достоверных выборок и дают возможность педагогам и обучающимся формировать собственные библиографические описания.

Подраздел содержит информацию о сроках, месте и условиях проведении конференций и выставок, так или иначе связанных с образованием. Большинство ресурсов подраздела включают в себя описание разработок и инноваций, апробированных на общественных мероприятиях, позволяют заранее ознакомиться с материалами предстоящих образовательных форумов и принять в них участие. Ресурсы подраздела предназначены для администрации, методистов и учителей образовательных учреждений.

Подраздел содержит информацию об условиях проведения и результатах конкурсов и олимпиад среди школьников и педагогов, а также материалы, используемые для подготовки участников к олимпиадам и конкурсам. Ресурсы подраздела предназначены для администрации, методистов, учителей, а также учащихся образовательных учреждений.

Портал посвящен всем ступеням среднего образования. Содержит материалы по педагогике, в т.ч. коррекционной педагогике и специальной психологии. Кроме обширного каталога ссылок на образовательные ресурсы, здесь есть тематические коллекции методических материалов по различным учебным дисциплинам (диктанты по русскому языку, естественнонаучные эксперименты и пр.) Портал содержит справочную информацию об организации системы образования в различных регионах России.

Естественнонаучный образовательный портал

Портал содержит материалы и ссылки на ресурсы Интернет по естественно-научным дисциплинам. Поиск материала возможен по предмету (физика, химия, биология, математика), типу материала (справочники, задачники, лабораторные практикумы, учебники и др.), уровню образования (общее, высшее), характеру аудитории: (преподаватели, учащиеся, студенты).

Специализированный портал «Здоровье и образование»

Нормативно-правовая часть сайта содержит законодательные и регламентирующие документы по охране здоровью учащихся. «Библиотека» содержит учебные программы, учебно-методическую литературу по формированию навыков здорового образа жизни, авторефераты диссертаций, монографии, статьи. Есть полнотекстовая версия журнала «Валеология».

Социально-гуманитарное и политологическое образование

Портал содержит каталог ссылок и коллекции ресурсов по истории, философии, психологии, политологи, международным отношениям. Среди представленных материалов: учебники и учебные планы, методические рекомендации, курсы лекций, периодические издания, иллюстративный материал, – для преподавателей и учащихся дошкольной, начальной и средней степеней образования.

Федеральный портал по дополнительному образованию детей

Портал содержит сведения о федеральных учреждениях дополнительного образования, нормативные документы, сведения о федеральных и межведомственных программах. Есть коллекция научно-методических материалов по организации системы, педагогике и менеджменту дополнительного образования, коллекция работ детей в области художественного, научно-технического и других направлений творчества. Специальный раздел посвящен детскому оздоровительному отдыху. Портал содержит каталог ссылок на ресурсы Интернет.

Портал содержит демоверсии тестов, результаты прошедшего тестирования, нормативные документы, материалы совещаний и конференций, посвященных тестированию, коллекцию публикаций по данной теме из периодических изданий. Есть большой раздел «Вопросы и ответы».

Специализированный портал по информационно-коммуникационным технологиям в образовании

Портал создан для обеспечения комплексной информационной поддержки образования в области современных информационных и телекоммуникационных технологий, а также деятельности по применению ИТ в сфере образования. Среди разделов портала: «Библиотека» (содержит полные тексты учебных и методических материалов), «Интернет-ресурсы» (содержит ссылки на ресурсы по информационным технологиям, размещенные на сайтах учебных заведения и других организаций); «Конференции» (содержит материалы конференций по тематике портала – тезисы и полные тексты докладов, сведения об участниках).

Система федеральных образовательных порталов

Полный список ресурсов, образующих единую инфраструктуру образовательной информационной среды в России.

Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования. Сайт ФЦИОР обеспечивает каталогизацию электронных образовательных ресурсов различного типа за счет использования единой информационной модели метаданных, основанной на стандарте LOM.

Информационная система “Единое окно доступа к образовательным ресурсам” предоставляет свободный доступ к каталогу образовательных интернет-ресурсов и полнотекстовой электронной учебно-методической библиотеке для общего и профессионального образования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *