2021 НОО. Соотношение метапредметных результатов и компонентов функциональной грамотности

Информационная грамотность

Ее уровень определяется, во-первых, готовностью искать информацию, в том числе и в своем привычном учебнике, а во-вторых — в умении отбирать нужные данные в огромном поле информации. Кроме того, в начальной школе каждый ребенок должен овладеть базовыми умениями обращения с информацией: сравнение, обобщение, классификация, анализ.

Хотя работа с информацией является метапредметным навыком, чаще всего его освоение бывает связано с математикой. В настоящий момент необходимость научить ребенка работать с таблицами и диаграммами заявлена на уровне предметного требования, поэтому в некоторых учебниках математики для начальной школы уже появился специальный раздел — «Работа с информацией». Он призван обучить школьников правильно читать таблицы и диаграммы, работать с утверждениями, представлять одну и ту же информацию в разных формах.

Начав с математики, очень важно перенести полученные навыки и на другие предметы: представление информации в виде табличных данных актуально на уроках и литературного чтения, и ОРКСЭ, и окружающего мира.

Важно отметить, что информационная грамотность ребенка напрямую связана с уровнем его читательской функциональной грамотности. Без навыка осмысленного чтения невозможно вычленить нужную информацию, крайне сложно оценить, какие данные из текста действительно важны, а какие являются лишними.

«Математические задачи на выбор условий, на определение вопроса — это чистое смысловое чтение. Мы до сих пор недооцениваем значение смыслового чтения на других уроках!»

Как помочь ребенку стать информационно грамотным?

  • Информация может быть организована по-разному. Создавайте на уроках как можно больше ситуаций, когда ребенок может преобразовать текстовую информацию в табличную и наоборот, рассматривать одни и те же данные, представленные в разных формах.
  • Формируем критическое мышление. Приучайте учеников проверять любую информацию, критически относиться к любым данным — независимо от источника.
  • С привязкой к жизни. Иногда ребенку, чтобы проявить информационную грамотность, необходимо обладать определенным жизненным опытом, вычленять информацию не только из текстов и таблиц, но и из реальной жизни. Например, о том, что лучший результат в беге на 600 метров — 9 секунд, а не 13.
  • Не только организовывать, но и пользоваться.Полезно научить ребенка выбирать наиболее удобную форму представления информации — и еще полезнее, если потом, спустя какое-то время, он сможет воспользоваться своими данными и применить их в какой-нибудь житейской ситуации.

В каких ситуациях дети чаще ошибаются при работе с информацией? Опыт экспертов гласит, что младшие школьники демонстрируют лучшие результаты при анализе информации, если в задаче им дается непротиворечивая информация: последовательность событий не нарушена, нет противоречий в табличных и текстовых данных и т.д. Если же в задаче есть нарушение тривиального течения событий, данные разнятся — результативность выполнения таких заданий снижается на 30%. Следовательно, и здесь уместна небольшая провокация: пусть данные в таблице и в тексте будут немного разными, пусть ход событий будет не таким очевидно достоверным.

2021 НОО. Соотношение метапредметных результатов и компонентов функциональной грамотности

Литературное чтение. 2 класс. Учебник. Часть 1

Основные цели курса «Литературное чтение» во втором классе — развитие у детей восприятия художественных текстов разных видов и жанров, воспитание интереса к слушанию и чтению, общее литературное образование младших школьников. В процессе практической деятельности у второклассников формируется речевая компетентность (аудирование, чтение, говорение), представления о литературоведческих терминах и понятиях. Учебник содержит две части и предлагается в комплекте с программой и книгой для учителя «Уроки литературного чтения в современной начальной школе. 2 класс», которая поможет в подготовке и проведении занятий с детьми.

Что труднее — прочитать таблицу или заполнить таблицу? Теоретически, эти два типа работы с информацией должны быть примерно одинаково затруднительны. Главное — знать устройство таблицы, понимать, по какому принципу представляются данные. Важно тренировать работу в обоих направлениях, они друг друга дополняют. Между тем, заполнять пустые таблицы наши ученики умеют немного лучше, чем добывать необходимую информацию из заполненной таблицы. Обратите на это внимание: при большом массиве информации ученик может и растеряться.

«Двоечник отличается от отличника тем, что у него какие-то звенья цепи, какие-то части алгоритма выпали из поля зрения. Вы подсказываете ему, он выполняет — на том и построена зона ближайшего развития. Помогите ребенку! Поможете сегодня, завтра, а послезавтра он сделает сам.»

Социальная грамотность

Согласно Примерной программе воспитания и социализации обучающихся очень много внимания уделяется задачам воспитания. Воспитательные результаты не проверяются, не оцениваются, отметки за патриотизм не ставятся — но задачи это не умаляет. Поэтому социальную функциональную грамотность следует рассматривать как обязательный минимум планируемых результатов.

Из чего складывается социальная функциональная грамотность школьника?

  • Готовность успешно социализироваться, существовать в разных ситуациях. Бывает, что ребенок, открытый и контактный, вдруг в первом классе попадает в петлю прилюдного одиночества. В чем причина? Возможно, он просто не может приспособиться. Тогда ему особенно нужна помощь и поддержка педагога.
  • Способность предвидеть последствия своего поведения, оценивать возможность скорректировать ситуацию. Навык предвидеть, думать на шаг вперед крайне важен для социализации. Почаще задавайте детям вопросы — а что будет, если? Придумаем разные варианты? Как могут развиваться события? Формировать предвидение — значит во многом обеспечить правильную реакцию ребенка на ситуацию.
  • Наличие у ребенка определенных личностных качеств — ответственности, целеустремленности, дисциплинированности. Без определенного уровня личностной зрелости, действительно, не может существовать социально грамотная личность.

ФГОС заставляют по-новому посмотреть на поведенческую модель человека. Путь от знаний к поведению, ценностям и смыслам лежит только через мотивацию. Если не сформирован мотив последующего действия, если ученик не понимает, зачем что-либо делать, что будет, если сделать или не сделать, в чем опасность — от него пока рано ждать осмысленной деятельности как таковой.

Еще одно важное наблюдение: знания не определяют характера поведения. Наша задача — сформировать для них реально действующие мотивы.

В процессе формирования социальной грамотности младших школьников большую роль играет организация форм совместной деятельности. К сожалению, сейчас дошкольники не слишком хорошо умеют сотрудничать: чаще всего их бросает из крайности в крайность, от полного подчинения до активного лидерства.

Умение договариваться, уступать, оценивать общую работу формируется в парах, в группах — и, по возможности, без слишком активного участия педагога. Часто школьники не умеют строить совместную деятельность, потому что все их действия регулируются и контролируются наставником: кто будет главным, как фиксировать результаты, кто в споре прав и т.д.для всех педагогов задание «на вырост» — позволить детям воспользоваться ситуацией, когда им придется договориться по поводу совместной деятельности самостоятельно.

На современном этапе развития общества, социальных институтов и государства в целом происходит переосмысление педагогической парадигмы образования, формируются новые контуры и расставляются акценты в области формирования функциональной грамотности.

Функциональная грамотность – уровень грамотности человека, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении.

Начиная с введения ФГОС говорилось о грамотности. В 2012 о финансовой, в 2018 о глобальных компетенциях, в 2021 о креативном мышлении.

С 1 сентября 2022 года начали действовать ФГОС в каждой школе. Первые и классы в 2022 году, учатся уже по обновленным ФГОС. Этот ФГОС более чётко разграничивает те умения и навыки, которые должны быть сформированы у обучающегося. Их отличает конкретика, они стали инвариативными – Читательская грамотность, математическая и финансовая грамотность, естественно-научная грамотность. В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Функциональная грамотность младшего школьника характеризуется следующими показателями:

  • готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;
  • возможность решать различные учебные и жизненные задачи;
  • обладать умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
  • способность строить социальные отношения в соответствии правилами сотрудничества;
  • способность оценивать свою деятельность;
  • стремиться к дальнейшему образованию и самообразованию.

Метапредметные результаты уже давно понятное словосочетание (познавательные, учебные и регулятивные). Как же их правильно разделить с функциональной грамотностью? Ничего делить и не надо.

Новый ФГОС требует от учителя интересного урока. И достигаем это благодаря использованию современных дидактических инструментов, созданных самим учителем в виде проблемных вопросов, кроссвордов, учебных и познавательных заданий, слайд-презентаций, проектов.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией становится обязательным условием успешности. Важное внимание важно уделять развитию осознанности чтения. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается.

Так для формирования читательской грамотности на уроках чтения, азбуки, русского языка используются читательское пространство пробно-поисковые ситуации, беседы-дискуссии, самостоятельное формулирование вопросов, устное словесное рисование, словарно-стилистическая работа.

Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт. Выделим несколько правил, которые способствуют формированию математической грамотности:

  • необходимость теоретической базы;
  • погружение обучающихся в реальные ситуации;
  • формирование опыта поиска путей решения жизненных задач, необходимость обучения математическому моделированию реальных ситуаций, умение переносить способы решения учебных задач на реальные;

Так для математической и финансовой грамотности на уроках математики, технологии можно использовать

  • Решение текстовых задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.)
  • Решение нестандартных задач.
  • Решение задач с недостающими данными.
  • Изменение вопроса задачи.

Естественнонаучная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознавания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и объяснения естественнонаучных явлений. Естественнонаучная функциональная грамотность младшего школьника:

  • готовность осваивать и использовать знания о природе;
  • сознание ценности и научных знаний о природе;
  • овладение методами познания природных явлений;
  • способность к рефлексивным действиям.

Для успешного формирования естественнонаучной грамотности учащихся необходимо использовать задания, которые содержат следующие операции:

  • переводить данные, представленные в графическом виде, в текстовую информацию, текстовую информацию представлять в графическом виде;
  • «читать» таблицу, схему, рисунок, модель; определять значимые характеристики информации, представленные в графическом и/или текстовом виде, необходимые для решения учебной задачи;
  • анализировать, оценивать, интерпретировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
  • выделять главную мысль (закономерность, факт) в полученной текстовой и/или графической информации;
  • представлять полученные данные в текстовом или графическом (схема, таблица, другая модель) виде;

Сформированность функциональной грамотности обеспечивает человеку возможность адаптации и самореализации. Развитие функциональной грамотности возможно на основе сформированной академической грамотности. Особенность учебного процесса в современных условиях заключается в развитии компетенций, которые являются основой функциональной грамотности. Образовательный результат можно сформулировать терминами деятельности учащихся: «что умеет ученик», «насколько он владеет определенными компетенциями». Ориентирование идет на комплексные задания с описанием реальных жизненных ситуаций, направленных на развитие и оценку функциональной грамотности.

Каковы критерии оценки задач, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности?

Оценка выполненной задачи. Проверяемый компонент компетенции задает способы и критерии оценивания результата. Эталонный ответ должен в полной мере учитывать задаваемый контекст ситуации. Для задач с одиночным или множественным выбором ответ принимается полностью при соответствии с эталонным вариантом.

Например: задача из задания «Секреты микроволновки» (с. 96).

Задача (разработчики О.А.Абдулаева, А.В.Ляпцев,

Миша решил в микроволновке разогреть себе борщ на обед. Какую посуду он может для этого использовать?

  • Открытый пластмассовый контейнер.
  • Фарфоровую тарелку с позолотой.
  • Эмалированную миску.

Оценка выполнения задачи:

Верный ответ – 1 балл.

1. Открытый пластмассовый контейнер.

Ответ не принимается (если):

  • Несколько вариантов ответа.
  • Другой вариант.
  • Ответ отсутствует.

Поскольку в задачах моделируется жизненная ситуация то в ряде случаев невозможно стандартизировать все ответы. Для задач с коротким ответом возможны допущения.

В заданиях по естественно-научной грамотности используются задачи следующих типов:

  • открытого с кратким или развернутым ответом;
  • закрытого с выбором одного правильного ответа из 4‒5 предложенных;

Большинство задач в задании (около 80%) открытого типа с кратким ответом.

В представленном задании все формулировки задачи предполагают развернутый письменный ответ.

Памятка для анализа педагогической ценности задачи по оценке и развитию функциональной грамотности

  • Какую учебную цель преследует данная задача?
  • Какие элементы функциональной грамотности имеются в виду?
  • Необходима ли именно эта задача?
  • Почему выбран такой стимул к задаче?
  • Почему взяты такие, а не другие исходные данные?
  • Отвечают ли исходные данные реальной обстановке, в которой могла бы возникнуть аналогичная задача?
  • Интересна ли задача для учащихся, увлекательна, естественная ли постановка вопроса, вызывает ли она у учащихся интерес к ответу или способу решения, чем именно?
  • Сможет ли учащийся самостоятельно решить данную задачу? Что он для этого должен знать, уметь, помнить, представлять? Если учащийся не сможет этого сделать, о чем будет свидетельствовать этот факт?
  • Чем и в какой мере ему может и должен помочь учитель?
  • Как эта задача связана с предшествующей и последующей учебной деятельностью учащегося?
  • Как эта задача связана с предшествующей и последующей жизнью учащегося?

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

Мы ведём этот курс по тетрадям – тренажёрам «Функциональная грамотность».

Занятия курса разделены на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».

Каждый блок в тетради выделен разными цветами. Тренажёр предполагает эффективный способ как коллективной, так и индивидуальной работы.

Соотношение метапредметных результатов и компонентов функциональной грамотности во ФГОС-2021 НОО

В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Именно поэтому для совершенствования качества образования, которое поможет человеку реализовать свой потенциал, на первый план выходит развитие функциональной грамотности школьников.

Функциональная грамотность – это определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, т.е. её смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни. Сущность функциональной грамотности заключается в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общении и социальных отношениях.

Развитие функциональной грамотности в начальной школе является актуальной задачей педагога.

Функциональная грамотность включает в себя способность свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.

Основные виды функциональной грамотности:

  • коммуникативная грамотность –
    свободное владение всеми видами речевой деятельности;
    способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь;
    самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;
  • свободное владение всеми видами речевой деятельности;
  • способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь;
  • самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;
  • информационная грамотность –
    умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
  • умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
  • деятельностная грамотность –
    это проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
  • это проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

На формирование функциональной грамотности детей младшего школьного возраста направлен русский язык как учебный предмет.

На уроках русского языка основными умениями являются умение работать с текстом, а также умение владеть устной и письменной речью. Эти умения выступают не только как специальные учебные умения, но и как УУД, необходимые для изучения всех остальных предметов в школе, поэтому необходимо развивать функционально грамотную личность посредством освоения предметного содержания по русскому языку.

Для диагностики сформированности функциональной грамотности можно использовать тестовые материалы, содержание которых включает в себя основные разделы по русскому языку: фонетика, состав слова, морфология, лексика, синтаксис и пунктуация. Все задания разделены на три уровня:

  • Репродуктивный уровень – действие по образцу, ориентация на внешние характеристики;
  • Рефлексивный уровень – действие с пониманием, ориентация на существенные отношения как основу способа действия;
  • Функциональный уровень – компетентное действие, ориентация на поле и границы возможностей способа действия.

Первый уровень – репродуктивный:

1) Отметь слова, которые нужно написать с большой буквы, даже если они находятся в середине предложения.

  • Белгород (название города)
  • Банка (стеклянный сосуд)
  • Башкиры (название народа)
  • Байкал (название озера)
  • Белка (название зверька)

2) Отметь слово, которое не является родственным остальным словам.

  • Вода – прозрачная бесцветная жидкость.
  • Водитель – тот, кто управляет машиной.
  • Водопад – стремительно падающий с высоты поток воды.
  • Водопровод – сооружение с системой труб, по которым доставляется вода.

Второй уровень – рефлексивный

1) Отметь слово (или слова) с суффиксом – ик.

  • пальчик
  • стаканчик
  • ключик
  • разведчик

2) Отметь пример, в котором выделенное слово стоит в именительном падеже.

  • Бабушка поставила на стол тарелку с пирожками.
  • В углу комнаты стоял письменный стол.
  • В обед за стол садились все члены семьи.
  • Кот не хотел играть и забрался под стол.

Третий уровень – функциональный

1) К каким словам нужно добавить приставку за-, чтобы текст передавал смысл последнего предложения? Подчеркни эти слова.

Я старался не спугнуть морских котиков. Но вот встревожилась ближайшая ко мне самочка.

Она привстала и подняла острую рыжую мордочку, зашевелив усами. Оторвали от песка головы и её соседки. Возился огромный самец. И вдруг всё семейство, как по команде, двинулось к воде. Шевелились и другие звери. Качались, ныряли усатые чёрные головы. Пляж начал приходить в движение.

2) Какую начальную форму может иметь слово? Запиши все варианты.

лечу – ____________________

Ответ: лечить, лететь, лечение.

Тестовые задания соответствуют трём уровням развития учащихся: первый уровень – репродуктивный, когда ученик выполняет задание или действие по образцу, осуществляет ориентацию на внешние признаки; второй уровень – рефлексивный, когда ученик выполняет действие с пониманием, он ориентируется на взаимосвязь и существенные взаимосвязи между компонентами, элементами, явлениями, как основу способа действия; третий уровень – функциональный, когда ученик выполняет компетентное действие, ориентируется на смысловое поле и возможности способа действия. Выполнение заданий третьего (функционального) уровня, как правило, вызывает у большинства детей затруднения в ходе его выполнения в силу недостаточного свободного владения основными понятийными средствами.

Как же развивать у обучающихся в начальной школе функциональную грамотность по русскому языку, чтобы достичь требований результатов ФГОС?

Для того чтобы у обучающихся на уроках русского языка развивалась функциональная грамотность, необходимо, прежде всего, развивать интерес к изучению данного предмета посредством самого языка, а именно: показать обучающимся богатство и систематичность языка, тщательно отбирать материал для занятий и ответственно подходить к построению каждого урока.

В представлении о функциональной грамотности особое место занимает деятельностная грамотность, т.е. способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию и реализовывать простейшие виды деятельности в ситуации неопределенности.

Составляющими функциональной грамотности являются умения (ключевые компетенции или универсальные учебные действия) определённого типа, основанные на прочных знаниях, а именно: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные. Эти умения могут быть приобретены учащимися при условиях, если:

  • обучение носит деятельностный характер;
  • учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
  • предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;
  • используются продуктивные формы групповой работы.

Таким образом, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, и в зависимости от каждодневной работы учителя, образовательные технологии, которые он выбирает, формируется функциональная грамотность младших школьников, соответствующая их возрастной ступени.

Функциональная грамотность является одним из базовых факторов, способствующих активному участию обучающихся в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни. Формирование функциональной грамотности младших школьников обеспечивает подготовку детей к жизни в информационном обществе, способствует проявлению и развитию индивидуальных способностей младших школьников, делает их интересными собеседниками во взаимодействии с другими людьми.

Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед учителем ставятся новые задачи: научить не только грамотно решать эти задачи, но и делать выводы, систематизировать накопленные знания, уметь самостоятельно добывать необходимую информацию.

Исследования немецких ученых показали, что человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; и только тогда, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, он запоминает и усваивает материал на 90%

Вот и встают перед учителем вопросы: как научить ребенка учиться, ориентироваться в большом объеме информации, работать с текстом? Как вызвать активную познавательную деятельность? Как вызвать положительное отношение к учебе? Как формировать функциональную грамотность? Появляется необходимость в новых педагогических технологиях, в эффективных формах образовательного процесса, в активных методах и приемах обучения, которые направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.

Приём «Урок без темы»

Описание: универсальный приём триз, направленный на создание внешней мотивации изучения темы урока. Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.

Пример: Учитель записывает на доске слово «тема», выдерживает паузу до тех пор, пока все не обратят внимание на руку учителя, которая не хочет выводить саму тему.

Учитель: ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему урока, и, кажется, неслучайно! Вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете уже в середине урока: почему рука отказалась записать тему урока?

Данный вопрос записывает в уголке классной доски.

Приём «Ложная альтернатива» (прием триз)

Описание: внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы “или-или”, совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.

Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:

  • Сколько будет 8 + 4: 11 или 13 ?
  • Что растет не березе – яблоки или груши?
  • Слово “часы” – пишется как “чесы” или “чисы”?
  • Кто быстрее плавает – котенок или цыпленок?
  • Столица России – Париж или Минск?
  • Какие звери живут в африке – мамонты или динозавры?

Приём “Шаг за шагом”

Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Автор – Е.Д.Тимашева (г.Люберцы).

Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. Из изученного ранее материала. Давайте попоробуем по теме Существительное.

Приём «Я возьму тебя с собой»

Описание: Учитель загадывает признак, по которому будет собрано множество объектов. Задача класса угадать этот признак. Для этого они называют разнообразные предметы, а учитель говорит, возьмет ли он их с собой или нет. Игра продолжается, пока кто-то из учеников не догадается, какой признак объединяет все «взятые» предметы.

«Я беру тебя с собой» – гибкий прием, который можно изменять согласно теме урока.

Естественно-научная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознавания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и объяснения естественно-научных явлений.

Задача учителя – помочь ученику ориентироваться в обилии поступающей информации.

Приём «Хорошо – плохо»

Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие. Формирует познавательные умений: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства.

Кроме этого формируются:

  • умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
  • умение разрешать противоречия;
  • умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.

Например, на уроке окружающего мира учитель задает ситуацию:

Тема «Погода». Одним из природных явлений является дождь.

– Найдите плюсы или минусы данного явления.

Класс делится на 2 команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы.

2021 НОО. Соотношение метапредметных результатов и компонентов функциональной грамотности

– Я вам предлагаю оставить эту же тем, но взять природное явление – снег. Найдите плюсы и минусы данного явления.

Вывод: вы сейчас оценивали объект, ситуацию с разных позиций

Приём «Фишбоун» (рыбий скелет/рыбья кость) – универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Но наиболее эффективно «рыбья кость» применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний, чтобы помочь учащимся организовать полученную информацию в стройную систему. В основе Фишбоуна – схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы – горизонтальная.

2021 НОО. Соотношение метапредметных результатов и компонентов функциональной грамотности

Рассмотрим этот приём на теме урока окружающего мира «Какие бывают растения».

Проблема. – Какие бывают растения?

  • 1 причина – деревья, факты – имеют один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветки
  • 2 причина – кустарники, факты – имеют много стволов- стволики
  • 3 причина – травы, факты – имеют мягкий зелёный стебель

Вывод: чтобы определить вид растения, надо рассмотреть главный отличительный признак – вид ствола.

Это приём позволяет учащимся проанализировать весь учебный материал, который был предложен в ходе изучения темы и сделать соответствующие выводы.

Приём “Займись синтезом”

Описание: Интересный способ ввести себя в состояние творчества заключается в смешивании различных видов восприятия, способности ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения.

  • Чем пахнет слово “учитель”?
  • Какой вкус у сиреневого цвета?
  • Какая форма у среды (как она выглядит)?
  • Какую музыку вы слышите, когда представляете лицо пожилого человека, смеющегося ребенка?

Развития творческого восприятия, совершенствования механизмов переключения можно добиться, регулярно работая над подобными упражнениями.

Заключение

Все эти приемы помогают значительно улучшить восприятие предмета школьником, вызывают интерес к поставленным задачам.

Используемые на уроках приёмы и методы работы способствуют развитию информационно-образовательной среды, направленной на формирование функциональной грамотности учащихся. Методы и приёмы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на одном уроке, главное, чтобы работа велась в системе.

Учитель должен увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.

2021 НОО. Соотношение метапредметных результатов и компонентов функциональной грамотности

Термин «функциональная грамотность» (от греч. grammata – чтение и письмо) был предложен и введен в научный и практический оборот ЮНЕСКО в 1957 году и предполагал совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.

Долгое время основное назначение функциональной грамотности ограничивалось идеей формирования элементарных знаний и умений, ценных в основном для человека, для его адаптации к окружающему миру. По мере усиления потребностей человека участвовать в экономической, политической, культурной сферах жизни общества функциональная грамотность гражданина становится ценной не только для человека, но и для общества.

Современный уровень развития человека должен соответствовать требованиям, предъявляемым ему со стороны государства, социальных институтов и быстро изменяющейся информационной среды. Сегодня и российские, и западные специалисты признают необходимость нового содержательного наполнения понятия «функциональная грамотность», пересмотра ее компонентов. Решением этой задачи в России занимается коллектив Центра начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».

На основе требований ФГОС НОО и анализа результатов международных мониторинговых исследований качества школьного образования разработана обновленная характеристика функциональной грамотности младшего школьника.

Выпускник начальной школы должен обладать:

  • готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;
  • возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
  • способностью строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
  • совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию.

Таким образом, в современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания; применять полученные знания на практике; оценивать свое знание-незнание; стремиться к саморазвитию. Содержание функциональной грамотности младшего школьника, безусловно, составляют метапредметные универсальные учебные действия – познавательные, коммуникативные, регулятивные.

Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные (языковая, литературная, математическая, естественно-научная) соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.

Каково состояние решение проблемы формирования функциональной грамотности у младших школьников на сегодняшний день? Анализ результатов ВПР в 4 классе и результатов участия российских школьников в международных исследованиях (PIRLS, TIMS) выявил основные недостатки в достижении младших школьников:

  • недостаточно владеют смысловым чтением
  • не справляются с задачами на интерпретацию информации
  • затрудняются в решении задач, требующих анализа и обобщения
  • не умеют высказывать предположения, строить доказательства.

Главная причина такого положения кроется в том, что задания на уроке по-прежнему в основном носят репродуктивный характер. Недостаточное внимание педагоги уделяют построению поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроке, формированию у них навыков самостоятельной организации своей деятельности.

Кафедрой начального образования НИРО в течение ряда лет обеспечивается научно-методическое сопровождение процесса формирования функциональной грамотности обучающихся.

В период введения и реализации ФГОС НОО проведены научные исследования по проблемам «Развитие коммуникативной компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образования», «Формирование информационной культуры участников образовательных отношений в соответствии с требованиями ФГОС НОО», «Создание и апробация модели квалитологической компетентности педагога начальной школы». «Развитие читательской компетентности младших школьников», «Формирование регулятивных УУД у младших школьников в процессе их речевого развития», «Преемственность в формировании универсальных учебных действий учащихся начальной и основной школы в процессе письменно-речевой деятельности» и др.

Результаты научно-исследовательской деятельности представлены для педагогической общественности в виде научных публикаций (монографий, статей в журналах «Нижегородское образование», «Начальная школа», в сборниках материалов НПК международного и Всероссийского уровней) и методических пособий. В помощь для учителей начальных классов созданы методические пособия «Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС» (Москва, 2013), «Организация внеурочной деятельности младших школьников» (Москва, 2013), «Формирование основ гражданской идентичности» (Н.Новгород, 2014), «Речевое развитие младших школьников: коммуникативно-деятельностный подход» (Н.Новгород, 2011).

В программах различных форм повышения квалификации педагогов начальных классов рассматриваются как предметные, так и интегративные компоненты функциональной грамотности. Особое внимание уделяется формированию метапредметных УУД в процессе изучения учебных предметов, умения работать с информацией, навыкам смыслового чтения. Учителя овладевают личностно ориентированными педагогическими технологиями, способствующими формированию функциональной грамотности на уроке и во внеурочной деятельности: проблемно-диалоговое обучение, проектно-исследовательская деятельность, критическое мышление через чтение и письмо, уровневая дифференциация обучения, ИКТ-технологии и др.

С целью формирования информационной грамотности обучающихся в 2016-18 гг. был реализован сетевой проект «Развитие информационной культуры участников образовательных отношений в начальной школе».

2 апреля 2019 года кафедра начального образования проводит региональную научно-практическую конференцию «Формирование функциональной грамотности у младших школьников в учебной и внеурочной деятельности», где будет представлен опыт инновационной деятельности педагогов ОО Нижегородской области по использованию эффективных технологий, методов, форм обучения и воспитания, способствующих формированию функциональной грамотности у младших школьников и определены новые направления профессиональной деятельности педагогов начальной школы Нижегородского региона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *