Конференция проводится ежегодно с целью обмена педагогическим и исследовательским опытом, новыми практиками и подходами в профессиональной деятельности в сфере дополнительного образования детей.
Участники конференции: руководители и педагогические работники учреждений дополнительного, общего и профессионального образования, специалисты методических служб, научные сотрудники, аспиранты, студенты, заинтересованные в обсуждении проблем дополнительного образования детей.
- онлайн с докладом на конференции;
- онлайн без выступления;
- заочная с публикацией статьи.
Основные направления конференции:
- Педагогика и психология дополнительного образования
- Включение в систему дополнительного образования детей с различными образовательными потребностями
- Цифровая образовательная среда в дополнительном образовании
- Подготовка кадров для системы дополнительного образования
- Художественная деятельность в дополнительном образовании
- Естественнонаучная деятельность в дополнительном образовании
- Техническая деятельность в дополнительном образовании
- Туристско-краеведческая деятельность в дополнительном образовании
- Физкультурно-спортивная деятельность в дополнительном образовании
В рамках конференции проводится повышение квалификации педагогических работников по программе «Методика реализации образовательных практик по обновлению содержания дополнительного образования»
Регистрация на конференцию:
Телефон: 8 (903) 110-47-03, Галямова Эльмира Махмудовна, заместитель директора Института детства по дополнительному образованию.
С 27 апреля по 25 мая кафедра общего образования КОИРО совместно с коллективом педагогов начальных классов «Школы Будущего» п. Большого Исаково проводила традиционный ежегодный Межмуниципальный конкурс исследовательских проектов младших школьников «Мы сами открываем чудеса».
В заочном этапе конкурса приняли участие 138 школьников 1-4 классов из 30 образовательных организаций Калининградской области.
Конкурсанты представили проекты по различным направлениям:
- история, культура, традиции
- техника, информационные технологии
- краеведение
- естествознание, экология
- языкознание
- литература, театр, искусство.
Авторы 30 лучших исследовательских проектов стали участниками очного этапа конкурса.
Финал состоялся 25 мая в «Школе Будущего». Жюри оценивало не только актуальность работы и качество её оформления, но также самостоятельность участников в работе над проектом, умение грамотно представить тему, цель и задачи проекта, результаты и выводы.
В итоге, победителями исследовательских проектов стали:
Секция № 1 «История»«Познание истории своей малой родины и своего рода»Михаил Авраменко, 4 класс «Гимназия № 1» г. Советска, руководитель – Эльвира Григорьевна Маркова.
Секция № 2 «Экология»«Изучаем растения»Ева Шперлинг, 1 класс СОШ № 57 г. Калининграда, руководитель – Ирина Михайловна Русинова
Секция № 3 «Мир вокруг нас»«Где живут янтарные домовые?»Александр Павлов, 4 класс СОШ № 56 г. Калининграда, руководитель –Виталия Владимировна Двоенко;
Секция № 4 «Хобби и эксперименты»«Если ты природе друг. Уникальный эксперимент выращивания птенца галки»Артём Хромов, 3 класс СОШ № 57 г. Калининграда, руководитель – Ольга Эдуардовна Лаврова.
Ребята, которые не стали победителями, но проявили себя как настоящие исследователи, были награждены дипломами «За оригинальность и нестандартность», «Стремление к истине», «В ногу со временем», «Первые шаги в науку», «Хранители традиций», «Первые открытия», «Необычное в обычном» и другими.
Спасибо всем за участие! Вы настоящие молодцы!
Цель проекта – создание условий для эффективной реализации мероприятий по созданию новых мест дополнительного образования детей в субъектах Российской Федерации, получающих субсидии на создание новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Создание новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей – мероприятие государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в рамках которого предусмотрено финансовое обеспечение в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Образование», в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», приведённых в Приложении № 5 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642. Нормативные документы:
Федеральный проект «Успех каждого ребенка»
Методические рекомендации Министерства просвещения РФ по созданию новых мест
Изменения и дополнения рекомендаций от 14. 2021
Целевая модель региональной системы дополнительного образования
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09. 2018 г. № 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
Методические рекомендации по независимой оценке качества ДОД
Методрекомендации с разграничением понятий внеурочная деятельность и ДОД
Об организации и осуществлении сетевой формы
Санитарные правила и нормы
О внесении изменений в методические рекомендации в целях создания новых мест
Создание новых мест дополнительного образования детей
Опыт реализации проекта в 2019 году
О подходах к моделированию развития региональных систем дополнительного образования в целях создания новых мест
Коммуникационное сопровождение национальных проектов
Анализ данных и возможности самообследования для решения задачи по созданию новых мест
Типовые модели создания новых мест по направленностям:Презентация «Типовые модели развития инфраструктурной составляющей региональной системы дополнительного образования детей»
Модель естественнонаучной направленности
Модель социально-педагогической направленности
Модель технической направленности
Модель физкультурно-спортивной направленности
Модель художественной направленности
Брендирование типовых моделей:
Брендинг типовых моделей
Шрифт и цвет
Регламент информационной и консультационной поддержки:
Повышение квалификации педагогов, руководителей и специалистов в рамках проекта:
Инструкция для слушателей
Письмо об обучении и зачислении слушателей
Информация о курсе
Материалы курса по созданию новых мест
Семинар 29 июня 2021
Видеозапись семинара 29. 21 «Обучение в 2021 году» Видеозапись семинара 6 августа 2021 года Программа круглого стола 21 августа Программа семинара 25 августа Видеозапись семинара 21 августа 2021 года Видеозапись семинара 25 августа 2021 года
23 сентября 2021 годаМетодическое сопровождение создания новых мест дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности
Программа круглого стола 23 сентября 2021 года Видеозапись круглого стола 23 сентября 2021 года
29 сентября 2021 годаМетодическое сопровождение создания новых мест дополнительного образования детей в художественной и социально-гуманитарной направленностейПрограмма круглого стола 29 сентября 2021 года Видеозапись круглого стола 29 сентября 2021 года
4 октября 2021 годаМетодическое сопровождение новых мест дополнительного образования детей в области краеведенияПрограмма круглого стола 4 октября 2021 года Видеозапись круглого стола 4 октября 2021 года
7 октября 2021 года Методическое сопровождение создания новых мест дополнительного образования детей в области науки и техникиПрограмма круглого стола 7 октября 2021 года
Видеозапись круглого стола 7 октября 2021 года
Научно-практическая конференция по теме «Инновационные методы применения оборудования в целях обучения и воспитания, обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам всех направленностей дополнительного образования детей». Даты проведения 27 октября 2021 г. с 10:00 до 15:50 – очная часть с дистанционным участием, 29 октября 2021 г. с 12:00 до 16:00 – дистанционная часть. Программа конференции Программа конференции 27-29 октября 2021 года (PDF, 518 Кб) Научно-практическая конференция по теме по теме «Лучшие практики эффективного использования оборудования и средств обучения и воспитания в рамках создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей» (по итогам 2019-2020 гг. Дата проведения 14 декабря 2021 г. Программа конференции Программа конференции 14 декабря 2021 года (PDF, 463 Кб)
Предложения по совершенствованию методического сопровождения создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей
Предложения по совершенствованию методич. провождения создания новых мест (PDF, 555 Кб)
Форум педагогических и управленческих работников дополнительного образования детей «Новые возможности для успеха каждого ребенка!»Дата проведения:15 декабря 2021 г. , 10:00-17:00 (мск). Формат проведения:дистанционный. Раздаточные материалы:- Программа мероприятия Программа Форума (PDF, 392 Кб) – Сборник методических материалов и рекомендаций по созданию новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей
Сборник методических материалов и рекомендаций (PDF, 1. 05 Мб)
В современном обществе мы не мыслим своей
деятельности без использования компьютерных
технологий. Поэтому одной из основных задач
дополнительного образования, как и образования
вообще, является воспитание
компьютерно-грамотной личности.
В последнее время все больше внимания
уделяется применению метода проектов в процессе
преподавания различных предметов школьной
программы. Но почему только в учебной
деятельности? В настоящий момент существует
множество форм дополнительного образования
детей – это и кружки, факультативы,
дополнительные занятия в основной школе и
занятия в компьютерных клубах и центрах при
учреждениях дополнительного образования детей. Публикаций, посвящённых организации и
использованию метода проектов в этой области,
очень мало.
Опыт применения информационных технологий в
системе дополнительного образования показал
возможность использования их в процессе
реализации творческого потенциала учащихся. Поэтому мы решили попробовать внедрить в процесс
обучения информационным технологиям в
дополнительном образовании метод проектов.
Проектная деятельность в рамках кружковой
работы дает возможность школьнику активно
включаться в процесс поиска необходимой
информации, ее критического и творческого
осмысления, освоения способов самостоятельных
действий при решении образовательной проблемы и
актуализации получаемых таким образом знаний.
Организация работы над творческим проектом
Начать использование метода проектов довелось
именно мне в рамках компьютерного курса
«Современные мультимедиа технологии».
Наиболее активно мы его применяем при изучении
презентационных пакетов (типа MS PowerPoint). Учащиеся
с огромным удовольствием выполняют проекты,
потому что они позволяют выразить всю их
индивидуальность, их творческий потенциал,
попробовать себя в роли исследователя.
Вся работа над проектом делится на 4 этапа:
Подбор материала по выбранной тематике;
b. Анализ и осмысление полученной информации;
c. Составление плана будущего проекта;
Создание среды, соответствующей выбранной
тематике;
b. Вставка текста и иллюстраций;
c. Создание наглядности и интерактивности;
Работа над творческим отчётом;
Подготовка к защите творческого проекта.
В процессе выполнения своих индивидуальных
проектов учащиеся не только реализуют на
практике имеющиеся навыки, но и параллельно
изучают новые особенности работы с программой. Это позволяет осуществлять мотивированное
обучение (обучение тому, что им нужно), а не просто
передачу имеющегося у педагога опыта.
Возраст учащихся, работающих над проектами
Так как выполнение проекта производится в
сфере дополнительного образования в
разновозрастных группах, то у нас этот возраст
находится в пределах от 7 до 16 лет. В принципе,
если не требовать печатный отчёт, то программные
продукты (презентации) можно попробовать
выполнить и с дошкольниками, но они должны уметь
читать.
Примерные направления творческих проектов
Я думаю, всем понято, что предлагать учащимся
конкретные темы проектов не целесообразно, так
как это творческо-исследовательская работа и
должна быть ценна именно учащемуся. Тематика
проекта должна исходить из интересов каждого
учащегося, тем самым приобретая индивидуальный
характер.
Могу лишь предложить направления исследований:
- Родной край
- Моя семья
- Мои интересы
- Пропаганда здорового образа жизни
Это далеко не полный список, его можно
продолжать бесконечно. Мы же должны объяснить
учащимся, что тема должна быть актуальна,
востребована в обществе. Но в то же время мы не
должны ограничивать учащихся.
Помощь в подборе материала
Для ещё большей мотивации учащихся мы можем
предложить им консультации специалистов по
выбранным темам.
Например, если тема связана с родным краем, то
не стоит ограничиваться лишь анализом
литературы, можно организовать для учащихся
встречу со специалистом-краеведом или даже
журналистом, занимающимся сходной тематикой.
Так для разработки проекта «Я живу в Нижнем
Новгороде» Мы организовали для учащихся встречу
со специалистом краеведом, который посоветовал
обратить внимание не только на архитектуру и
историю Нижегородского края, но и на труды
выдающихся деятелей, художников, артистов и т. Работы, посвящённые этой тематике, Вы можете
найти на сайте Фестиваля исследовательских
работ учащихся «Портфолио» 2005/2006 и 2006/2007 учебных
годов (они выполнены под руководством Занозина
Д. и моим).
Также приветствуется помощь в фото- и
видеосъёмке материалов (видов, или каких-то даже
интервью или экскурсий).
Основные требования к работам
Как ни крути, а оценивать проекты придётся (не
оценкой конечно, а как-то иначе). Поэтому всё же
необходимо сформулировать определённые
требования к выполняемым проектам и сроки их
выполнения.
Можно, конечно, обойтись и без этого, но
организованность какая-то должна быть, так как
это всё-таки учебный процесс (пусть и
дополнительный).
Для своих учеников мы сформулировали следующие
требования:
- Актуальность проблематики (в принципе каждая
тема по своему проблемна, поэтому это не является
основным критерием); - Полнота и доступность информации (но при
оценивании учитывайте и возраст автора, так как
учащийся начальных классов не сможет выполнить
работу так же как и старшеклассник); - Наглядность:
a. Привлекательность;
b. Интерактивность;
c. Удобство управления. - Целостность восприятия (проект должен быть
чётко структурирован); - Направления дальнейшего использования (этот
пункт является дополнительным, иногда может не
учитываться, но он необходим для дальнейшего
учёта и использования вами в вашей деятельности).
Также необходимо чётко определить сроки
выполнения. Они зависят от
календарно-тематического плана, поэтому для
каждого курса – свои сроки.
Использование творческих проектов
Как же мы можем использовать эти проекты?
Каждая работа – это огромный труд его автора,
поэтому мы должны не просто оценить эту работу и
положить на полку, а использовать её каким-либо
образом, в своей работе или в работах коллег.
Любая работа несёт в себе информацию, которая
может быть полезна другим людям. Поэтому, если у
вас есть возможность поделиться ею, делайте это. Тогда вам будут благодарны и авторы, и
пользователи.
Например, мы стараемся по мере возможности
продвигать работы наших учащихся на различного
рода конкурсы, фестивали, конференции.
Форма представления готового проекта
Во-первых, к работе должен быть приложен отчёт
(бумажный и электронный).
Во-вторых, должен быть разработан программный
продукт (презентация, или что-то другое).
В-третьих, нужно подготовить текст устной
защиты проекта.
- Содержание отчёта:
- Титульный лист
- Обоснование выбора темы
- Структура проекта
- Краткая аннотация проекта (до 700 символов)
- Направления использования работы
- Используемые источники информации
- Приложение
Таким образом, на электронном носителе должны
быть представлены файлы:
- Файл отчёта Отчёт.doc
- Файл текста устной защиты проекта ТУО.doc
- Папка с программным продуктом «Проект»
Только при выполнении этих трёх пунктов
учащийся допускается к защите.
Организация защиты творческих проектов
Защита проектов может проходить в различных
формах.
Прежде всего, она может быть как очная, так и
заочная.
При очной форме защиты работы можно предложить
также несколько видов её организации:
- Конференция – при этой форме учащиеся
выступают при всех учащихся компьютерного
центра, а также администрации образовательного
учреждения и всех желающих посетить конференцию. - Круглый стол (по какой-либо проблеме) –
эта форма имеет смысл, если у вас несколько
учащихся выполняют работы по сходной тематике
или относящиеся к одной области знаний (например,
по краеведению). При этой форме учащиеся общаются
на тему поставленной проблемы, высказывают свои
взгляды, параллельно демонстрируя свой проект.
Но в этом случае мы (педагоги) должны продумать
схему проведения круглого стола так, чтобы все
учащиеся смогли высказать своё мнение, а не
просто согласиться с мнением товарищей. Эта
форма предполагает ограниченный круг
участников, поэтому, воизбежание сбоев в
организации, лучше пригласить лишь тех учащихся,
которых интересует данная проблема. Также
рекомендуется пригласить специалистов в этой
области знаний для более адекватной оценки
работ.
Заочная же форма может использоваться либо для
самых младших учащихся, либо в том случае, если
нет возможности организовать очную форму. Но при
этом, в любом случае, при оценивании, работ лучше
проконсультироваться со специалистами.
Опыт использования метода проектов
Опыт использования описанного нами метода
показал:
- Повысился процент качества обучения детей;
- Увеличилось количество детей, посещающих
занятия компьютерного центра; - Мотивированное обучение детей компьютерным
технологиям привело к тому, что дети стали меньше
играть в компьютерные игры; - Сформировалась методическая копилка
творческих проектов по разным направлениям
знаний.
И это ещё не всё. Мы и дальше будем использовать
этот метод, причём при изучении не только
презентационных пакетов, но и других программных
продуктов.
- Давыдова Е.В. Искусство разработки
проектов.//Информатика и образование. – №8. – 2005. –
с.6-26. - Киселёва М.М. Использование компьютерных
технологий в межпредметных
проектах.//Информатика и образование. – №8. – 2005. –
с.27-37.
Дополнительное образование в настоящее время по-новому определяет свое место в образовательно-воспитательном пространстве. Оно – органичная составляющая российской системы образования, так как находится в тесной взаимосвязи со школьным образованием.
Развитие личностных качеств воспитанника с целью его успешной жизнедеятельности сегодня становится определяющим направлением в современном образовании.
Дополнительное образование в современных условиях – это значимая составляющая образовательной системы.
Ребенок, приходя в учреждения дополнительного образования, выбирает для себя то дело, к которому больше всего лежит его душа, в котором он сможет стать успешным. Воспитанник стремится реализовать здесь свои задатки и раскрыть свои способности в том или ином виде деятельности. И одним из таких важных и интересных дел для него становится исследовательская работа.
Исследовательская деятельность детей в системе дополнительного образования – одно из средств воздействия на духовное развитие подрастающего поколения. Этот творческий процесс находит свое отражение в следующих формах: в учебно-исследовательской деятельности и собственно исследовательской.
Собственно исследовательская же деятельность предполагает большую самостоятельность учащихся и при выборе тематики, и при обработке собранного материала, и при выборе методик.
Воспитанники краеведческого кружка «Росинка» и литературной студии «Лучик» Центра внешкольной работы, приняв решение об исследовании культурных традиций своих хуторян-потаповцев, определили для себя творческие составляющие успешного детского индивидуального и коллективного исследования. Это и самостоятельные творческие работы, и встречи со старожилами хутора и мастерами декоративно-прикладного творчества, и мероприятия разных уровней, и экскурсии, и выставки, и экспозиции, и детские рисунки, и музейные уроки, и мини-музеи, и исторический уголок краеведения, и комната казачьего быта (Приложение 1). И во все это вложена частичка сердца каждого из воспитанников. Кроме этой работы ребята четко определили и этапы исследования, так как исследовательская деятельность воспитанников творческих объединений «Росинка» и «Лучики» – стройный научный процесс, имеющий свои этапы.
Таблица 1. Основные этапы научного исследования воспитанников.
В свою очередь мыслительные умения и навыки, приобретаемые воспитанниками в процессе исследовательской деятельности, представляют собой немаловажный процесс.
Обучающиеся, осуществляя исследовательскую деятельность, приобретают необходимые умения и навыки, формируют свою исследовательскую культуру.
Таблица 2. Компоненты исследовательской культуры воспитанников.
Мыслительные умения и навыки помогают обучающимся выстраивать логическую цепочку своих суждений.
Таблица 3. Мыслительные умения и навыки воспитанников.
Итак, целенаправленно приобретая умения и навыки исследования, одни воспитанники творческих объединений «Росинка» и «Лучик» выбирают для себя учебно-исследовательскую работу, другие же – собственно исследовательскую работу.
Таблица 4. Типы исследовательских работ воспитанников.
Учебно-исследовательские работы выполняются воспитанниками под постоянным контролем со стороны педагога и с использованием такой методики сбора и обработки данных, которые наиболее приемлемы для детей. Вот так, готовя свое исследование о культурных традициях родных дончан, воспитанники творческих объединений «Росинка» и «Лучик» одной из главных методик для себя определяют музейную педагогику. Ребятами вместе с руководителем «Росинки » и «Лучика» собран интересный краеведческий материал о быте и культурных традициях дончан (Приложение).
Учебно-исследовательская работа для воспитанников краеведческого кружка «Росинка» и литературной студии «Лучик» является своеобразным упражнением на заданную тему, когда ребенок оттачивает свои умения и знания, необходимые для выполнения в будущем самостоятельного исследования.
А собственно же исследовательские работы, подразумевающие большую самостоятельность учащихся как в выборе темы, так и при выборе методик и при обработке собранного материала, выполняются воспитанниками, уже имеющими некоторый опыт исследовательской деятельности. А педагог здесь выступает в роли консультанта, а при необходимости помогает детям на различных этапах выполнения исследовательской работы.
Работая над исследованием, воспитанники ставят для себя цель и задачи, которые смогут реализовать, доступно их раскрыть. Ребята четко формулируют для себя мысль о том, для чего выполняется исследование, подразделяют для себя данные задачи на типы.
Исследовательская деятельность нацелена на раскрытие творческого потенциала каждого воспитанника, потому что создает единое интеллектуальное развивающее, личностно формирующее пространство с возможностями для самообразования, самовоспитания ребенка в условиях модернизации дополнительного образования.
Исследовательская деятельность воспитанников дополнительного образования, как их авторское достижение, дает ребенку возможность реализовать свой творческий потенциал.
В результате творчества рождается замечательное исследование о дончанах – о декоративно-прикладном творчестве родных потаповцев.
Вот так и родилась исследовательская работа воспитанников краеведческого кружка «Росинка» и литературной студии «Лучик» на тему: «Традиции художественного льноткачества – бесценный опыт декоративно-прикладного творчества». Творческий коллективный труд обучающихся был отмечен грамотами районного, областного, регионального уровней: грамотой Центра внешкольной работы (2007 г. ), дипломом областного фестиваля искусств «Донская палитра» (2007 г. ), свидетельством ДАНЮИ (2008 г. ), дипломом регионального фестиваля «Струны души» (2009 г. ) (Приложение).
В современных условиях становится очень важным и нужным наличие достаточного количества творчески развитых детей, которые ясно осознают свои способности, желания и знают, как добиться поставленной цели. И те знания, умения, навыки, которые развивают творческие объединения учреждений дополнительного образования, непременно пригодятся воспитанникам в жизни. Пригодится ребенку и сам навык творчества, и владение творческими приемами. И все это станет замечательной движущейся силой в самой деятельности воспитанника во взрослой жизни.
Список литературы
- Бруднов А.К. Концепция дополнительного образования детей.// Внешкольник. – 1996. № 1.
- Ворстер А.В. Роль учреждений дополнительного образования в развитии творческих способностей ребенка.// Доп. обр. – 2006. № 2.
- Головизнина Н.Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности.// Доп.обр. –2002. № 8.
Проектная деятельность в дополнительном образовании не новшество последних десятилетий. Этот метод обучения появился еще в начале прошлого века, но до недавнего времени применялся в основном в средних школах и вузах. А между тем кружки и центры обладают всем необходимым потенциалом для развития проектного образа мышления у подрастающего поколения, что в будущем положительно скажется на уровне организаторских способностей молодых людей.
Что такое проект
В образовании вообще проект (от лат. projectus – выступающий, выдвинутый вперед) – одна из разновидностей самостоятельной исследовательской работы учеников, цель которой состоит в развитии творческого мышления. Обучение с использованием проектной деятельности направлено на решение заранее обозначенной проблемы или достижение заданного результата.
Трактовка термина отличается в зависимости от предметной области, в которой он применяется. Например, в менеджменте под проектом понимают любую деятельность, состоящую из комплекса отдельных шагов, а в технических науках – это идея создания нового объекта, задокументированного в чертежах и схемах.
При использовании проектной деятельности в дополнительном образовании (ДО) роль педагога сводится к консультированию и организации познавательной работы, а всю необходимую информацию ученики добывают самостоятельно: как отдельные участники образовательного процесса или работая в парах, группе.
Проект может включать в себя различные элементы, более привычные для школьников и студентов:
- доклад – знакомство аудитории с темой или проблематикой, не требующее научного обоснования и доказательной базы;
- исследование – активность, направленная на решение задачи с неизвестными результатами;
- реферат – поиск, аналитическая обработка и представление полного объема тематической информации, содержащейся в различных источниках.
Эти элементы можно рассматривать как составляющие проектной работы.
Дополнительное образование по сравнению со школой имеет огромный плюс в применении проектной модели обучения – высокую мотивацию и личную заинтересованность слушателей в результате. В стандартных учебных заведениях некоторая часть учеников видит смысл занятий только в получении оценок и аттестата.
Достоинства проектного метода обучения:
- позволяет решать объемные задачи за счет работы в группах;
- легко применим в любом творческом объединении;
- формирует значимые для будущей профессии ученика знания и умения;
- служит хорошей формой оценки достижений;
- учит детей сотрудничать с педагогом и работать с коллективом;
- формирует у обучающихся целый набор полезных компетенций (коллективное решение проблем, умение ставить цели, планировать работу, выделять важные аспекты, критически мыслить, грамотно распределять функции).
Проектная деятельность объединяет в себе сразу несколько результативных методов обучения, отображенных на рисунке.
Главная специфика проектной деятельности состоит в том, что должна иметь место интересная автору проблематика, которая будет мотивировать его к обучению. Перед ним ставится достижимая цель (решение исходной задачи), воплощаемая в созданном проектном продукте.
Виды
Существует огромное разнообразие проектов. Критериями их классификации могут служить различные аспекты:
- масштаб работ;
- сроки реализации;
- число участников;
- тематика области;
- вид исследования;
- степень сложности;
- место реализации;
- объем используемых ресурсов;
- возможность применения полученного продукта в реальной жизни и др.
Основные виды проектов отражены на рисунке.
В зависимости от масштабов работ проекты бывают трех видов:
- монопроект – творческая деятельность любого типа, которая ведется в одном направлении;
- мультипроект – объединение нескольких монопроектов;
- мегапроект – самый масштабный вариант, включающий одновременно моно- и мультикомпоненты, часто имеет вид программы отраслевого или регионального развития.
По срокам реализации и продолжительности выделяют:
- мини-проекты, на выполнение которых достаточно 1 урока или даже его части;
- краткосрочные проекты – задания, рассчитанные на 4–6 стандартных занятий;
- среднесрочные – работы, продолжающиеся от 30 до 40 часов, предполагают глубокое погружение в них, сочетание классной и внеклассной нагрузки;
- долгосрочные проекты – рассчитаны в среднем на год, выполняются во внеурочное время.
В зависимости от предметной области, в которой проводится исследование, проекты бывают техническими, экономическими, организационными, социальными. В этом случае их называют монопроектами. Если изучаемая проблематика охватывает одновременно несколько областей, работа будет относиться к смешанному, межпредметному типу.
Для системы дополнительного образования и школ особое значение имеет учебный вид проектов. Это вид познавательной деятельности, когда навыки и новую информацию ученики получают самостоятельно в процессе практической реализации задумки.
Если за основу классификации брать контакты участников, исследования делятся на следующие виды:
- международные (объединяющие участников из разных стран, как правило, при помощи интернета и телефонии);
- региональные и межрегиональные (совместные исследования, проводимые учениками из одного или нескольких регионов соответственно);
- внутришкольные;
- внутриклассные.
По методам, применяемым в процессе работы над проектами, их делят:
- на творческие;
- информационные;
- исследовательские;
- практико-ориентированные;
- ролевые.
В зависимости от того, проект какого вида в разработке, ученик будет выполнять разные функции и задачи.
Функции
Главное назначение проекта в дополнительном образовании состоит в том, чтобы научить детей самостоятельно овладевать практическими навыками и организовывать познавательный процесс на всех стадиях обучения (от идеи создания объекта до его применения в жизни). Такой результат достигается благодаря трем главным функциям, которые выполняет проект:
- развивающей – ученики отрабатывают навыки выбора одного решения проблемы из множества существующих вариантов, а затем в краткосрочном и долгосрочном периоде оценивают эффективность принятого решения;
- образовательной – состоит в знакомстве с новыми знаниями, терминами и умениями (причем нужную информацию ученик ищет самостоятельно, а педагог только направляет в правильное русло);
- воспитательной – развитие у детей личных качеств, способствующих их успеху в будущем (ответственность, деловая активность, предприимчивость, разумный авантюризм).
Сочетание этих трех функций учит детей рассматривать свою жизнь в качестве глобального макропроекта, благодаря чему они сразу расставляют приоритеты, грамотно и методично решают поставленные задачи и добиваются успеха на деловом поприще.
Этапы работы
Специфика проектной деятельности в допобразовании состоит в том, что получаемые в ходе работы знания и умения должны быть новыми для учеников, но в то же время им необходим хотя бы базовый опыт и минимальный уровень готовности. В противном случае задача окажется непосильной для выполнения, и дети быстро потеряют к ней интерес. Избежать такой проблемы помогает следование стандартным этапам работы над проектом:
- Проблематизация – формулировка главной проблемы. Она должна побуждать ученика к действию, мотивировать к преодолению трудностей.
- Целеполагание или преобразование проблемы в личную цель ученика или группы детей, формирование идеи ожидаемого результата.
- Планирование – разбивка всего хода решения задачи на последовательные шаги. Такая детализация работы помогает правильно распределить ресурсы (время, сырье, усилия участников) и способы создания проектного продукта, составить график выполнения работ.
- Выполнение составленного плана. На этом этапе часто происходит изменение намеченных шагов, а иногда и представления об ожидаемых конечных продуктах.
- Самооценка + рефлексия – сравнение полученных результатов с плановыми. На этом этапе анализируются допущенные ошибки, оцениваются достижения, прогнозируются перспективы разработанного проекта.
Каждый из этапов может разбиваться на более мелкие шаги, зависящие от параметров проекта (предметной области, сложности, количества участников и др.
Завершение проекта – презентация
Когда автор находит способ решения первоначальной проблемы, он создает презентацию продукта. Она должна демонстрировать результаты проделанной работы и навыки, которые получил ученик.
Сопроводительная речь в идеале должна иметь вид тезисов, которые отражают:
- общие сведения о проделанной работе;
- объемы обработанных информационных массивов (использованных средств);
- пояснение результата.
Стандартная продолжительность выступления – 7–10 минут. Автору проекта полезно заранее попытаться спрогнозировать вопросы, которые могут возникнуть у публики, чтобы дать на них максимально четкие ответы.
Методика выполнения
Метод проектирования – это то, каким именно способом будет организована научная и познавательная деятельность учащихся. Результатом образовательного процесса становятся изделия, услуги и любой полезный эффект. Все необходимые навыки для достижения первоначальной цели ученик нарабатывает самостоятельно по мере реализации проекта.
Выполнение заданий происходит по определенным правилам:
- постепенность информационной загруженности;
- выполнение задач начинают с более простых и знакомых, последовательно переходя к усложненным вариантам;
- постоянное усложнение требований к ученикам при одновременном соблюдении разумности критериев.
Такой подход помогает ученикам осознать собственные возможности.
Функции педагога в проектной деятельности:
- содействовать получению всего необходимого для работы (справочников, литературы, инструментов и др.);
- помочь найти способы разрешения возникших сложностей;
- зачесть или забраковать отдельные этапы выполнения проекта;
- научить ёмко описывать результаты работы;
- кратко резюмировать итоги проектной деятельности.
В ходе работы ученики по мере необходимости могут обращаться к подходящим источникам информации (интернет-ресурсам, справочникам, учебникам и другой литературе). Нужные сведения можно получить от общения с членами семьи, консультантами и экспертами в области, к которой относится проект.
Оформление
Проектная деятельность сопровождается оформлением особого документа – пояснительной записки. Она состоит из 7 элементов, перечисленных на рисунке.
Структура пояснительной записки
- Титульник – первый лист отчета, заполняемый по правилам учебного заведения. В правом верхнем углу указывают название учреждения. Далее по центру листа пишется наименование вида работы «проект» (необязательный элемент) и тема. Следующие компоненты – Ф. И. О. автора, группа / класс, в котором он обучается, и научный руководитель. В самой нижней строке листа указывают год и место выполнения работы.
- Введение с ключевыми характеристиками проекта (актуальностью, темой, задачами). Тут же указывают основные источники информации, оборудование и материалы, которые использовались в работе.
- Содержательная часть записки, как правило, состоит из нескольких глав.
В первой делается литературный обзор проблемной области, рассматривается приоритетная методика и техника выполнения проекта.В следующем разделе разрабатываются рекомендации по решению проблемы, алгоритм которых детально описывался в технической главе.Завершается основная часть определением экономической / экологической эффективности предложений. В подтверждение приводят расчеты затрат на изготовление проектного продукта и его рекламу. - В первой делается литературный обзор проблемной области, рассматривается приоритетная методика и техника выполнения проекта.
- В следующем разделе разрабатываются рекомендации по решению проблемы, алгоритм которых детально описывался в технической главе.
- Завершается основная часть определением экономической / экологической эффективности предложений. В подтверждение приводят расчеты затрат на изготовление проектного продукта и его рекламу.
- Заключение – краткий итог работы, в котором перечисляют основные результаты и соотносят их с главной целью и задачами проекта, описанными во введении.
Завершается пояснительная записка списком использованной литературы. Если для раскрытия текста необходимо сопроводить его габаритными таблицами, рисунками или другими объемными вспомогательными материалами, их выносят в приложение, а в основной части приводят лишь ссылку на них.
Учреждения допобразования – самая благоприятная среда для того, чтобы организовывать полноценную проектную работу. В кружках и центрах ДО педагоги совместно с родителями могут найти индивидуальный подход к любому ребенку, привлечь его к продуктивным занятиям без психологического принуждения.
Проектная деятельность как средство реализации ФГОС
Организация: МАОУ Лицей №121 имени Героя Советского Союза С. Ахтямова
Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Казань
Сегодня, когда ключевым элементом модернизации российской школы является федеральный государственный образовательный стандарт, реализация которого закреплена новым Законом «Об образовании РФ», возникает необходимость сделать акцент на организации проектной и исследовательской деятельности школьников как эффективных методов, формирующих умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключении. Другими словами – то, что дети могут сделать сегодня вместе, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана в ФГОС, следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.
Что такое «проектная» и «исследовательская деятельность» учащихся?
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Исследовательская деятельность обучающихся —деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Современное информационное общество ставит перед образованием новые задачи: «не научить» на всю жизнь, а научить учиться всю жизнь. Вместо накопления знаний необходимо сегодня ориентировать учащихся на развитие способности приобретать знания и формирования умения использовать приобретённые знания на практике. Вот именно эти ключевые компетенции, как показывают результаты международного исследования образовательных достижений российских учащихся (PISA), слабо сформированы у наших школьников, а именно: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения
Проект– это пять «П»
Тема должна быть интересна ребенку, должна его увлекать. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе.
Проектная технология на уроке физическая культура позволяет строить обучения на активной основе, через целенаправленную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом. Составляя проект, он превращается из объекта в субъект обучения, самостоятельно учится и активно влияет на содержание собственного образования. В этом случае он обучается посредством организации собственной деятельности. Такая работа дает возможность осознать, что уроки физической культуры развивают не только физически, но и интеллектуально.
В нашем лицее с 5-8 класс все выполняют групповые проекты. А 9-11 индивидуальные проекты.
Процедура защиты группового проекта
На защите проекта учащиеся должны иметь:
– готовый проект на бумажном носителе и в электронной версии, проверенный руководителем;
– текст защитного слова в печатном виде (или написанный от руки), проверенный руководителем;
– раздаточный демонстрационный материал или компьютерную презентацию в электронной версии
Результаты защиты группового проекта
Положительное прохождение процедуры защиты группового проекта определяется:
наличием продукта проекта, аргументированным выступлением ученика, положительным отзывом руководителя, ответами на вопросы.
Если работа ученика в ходе выполнения группового проекта признана неудовлетворительной, в течение 4 четверти он должен выполнить краткосрочный групповой проект (3-4 часа) в любом действующем объединении внеурочной деятельности лицея.
Оценка за групповой проект в 5-8 классе выставляется в специальную ведомость, вкладывается в портфолио ученика.
В 9-11 классах пишут индивидуальный проект.
Тема индивидуального проекта осуществляется сентябрь-октябрь. Проект может носит предметную, метапредметную, межпредметную направленность.
Защита индивидуального итогового проекта проходит в апреле.
Целью для обучающихся является:
Продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении избранной области.
Целью для педагогов:
Создание условий для формирования УУД учащихся, развития их творческих способностей и логического мышления.
Задачами выполнения проекта являются:
Обучение планированию (учащийся должен уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы).
Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию, правильно её использовать).
Развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление.
Формировать и развивать навыки публичного выступления.
Формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом)
Критерии оценки итогового индивидуального проекта
Для оценивания проектной работы педагог руководствуется уровневым подходом сформированности навыков проектной деятельности.
Вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх критериев
Алгоритм работы над проектом
Поисковый (сентябрь).
Работа над проектом (ноябрь-февраль)
Требования к оформлению итогового индивидуального проекта
Общие требования к оформлению проектно-исследовательских работ:
1)работа выполняется на листах стандарта А 4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 14;
2)12 пунктов с интервалом между строк – 1. Размер полей: верхнее – 2 см. , нижнее -1,5 см; левое – З см, правое – 2 см;
3)титульный лист считается первым, но не нумеруется;
4)каждая новая глава начинается с новой страницы;
5)точка в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставится;
6)все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц;
7)все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.
Объем текста исследовательской работы, включая формулы и список литературы, не должен быть менее 5 машинописных страниц.
Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц.
Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами, страницы приложений -арабскими цифрами.
Подготовленная учащимся пояснительная записка должна быть объемом не более одной машинописной страницы с указанием для всех проектов:
а) исходного замысла, цели и назначения проекта;
б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов;
в) списка использованных источников.
Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов – описание эффектов/эффекта от реализации проекта.
Рецензия руководителя должен содержать краткую характеристику работы
учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе:
а) инициативности и самостоятельности;
б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе;
в) исполнительской дисциплины.
При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.
Необходимо соблюдение разработчиком проекта норм и правил цитирования, ссылок на различные источники.
В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
Как показала практика, проектно – исследовательская деятельность очень актуальна и эффективна. Эффективность такого подхода заключается еще в том, что он дает возможность ученику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.
Учащиеся могут провести параллель между знаниями, приобретенными в учебе с реальным миром. Они рассматривают множество проблем, встречающихся в жизни и находят способы их решения, как следствие имеют возможность сформировать качества необходимые для успешной личной и профессиональной деятельности, в стенах школы могут задуматься о будущей профессии и проанализировать свои возможности.
- Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).
- Бородкина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форм соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – 2013. – № 3. – С. 50-57
- Иванова, М.В. Опыт педагогического сопровождения проектной деятельности школьников // Школа и производство. – 2013. – № 4. – С. 3 – 7
Сейтмухаметова, М. Опыт реализации здоровьесберегающего образования в школе посредством организации исследовательских проектов, обучающихся // Здоровьесберегающее образование. – 2014. – № 1. – С. 88-91