2.6. Способность человека к труду в профессиональной общности. Профессиональная среда

В
лекции рассматриваются вопросы, связанные
с сущностью понятий “профессиональная
среда”, “погружение в профессиональную
среду”, характеристикой профессиональных
общностей и  конфликтах, возникающих
в профессиональной среде.

Формирование профессиональной среды – реальная задача любой компании. Для современного бизнеса – это очень важно. Для постсоветских предприятий, едва сводящих концы с концами, общественных организаций, преследующих не коммерческие цели – это важно вдвойне: если нет возможности формировать факторы профессиональной среды посредством естественного регулятора – денег, то нужно, как минимум, обеспечить мирные производственые отношения иным образом.

2.6. Способность человека к труду в профессиональной общности. Профессиональная среда

Работник и изъяны естественного регулятора

Деньги имеют важное значение, когда их количество значимо. Небольшое вознаграждение за труд не представляет интерес даже для выживания. Скорее, это насмешка над профессией вообще и над работником в частности.

Значимое вознаграждение за труд открывает новые возможности. Квартира, машина, солнечный берег у моря и реакция родственников, друзей, соседей. Как правило, пена быстро слетает, а работник продолжает работать и работает хорошо, надежно и стабильно, но есть и такие, которыми овладевают не самые лучшие идеи.

Во всех без исключения случаях все профессиональные среды, даже если наниматель или рабочий коллектив что-то сделали не так, не предусмотрели тот или иной вариант развития событий, сохраняют нормальное состояние. Бизнес или предприятие могут прекратить свое существование, но это частность. Профессиональные среды существуют над предприятиями, компаниями и другими формами совмещения предметов труда и социальных отношений.

2.6. Способность человека к труду в профессиональной общности. Профессиональная среда

Можно говорить о миграции знаний и опыта между предприятиями, по части предметов труда и социальных отношений, но не следует представлять, что частный опыт одной компании есть критерий или основание обсуждать общее – ту или иную профессиональную среду в целом.

Обратные процессы, напротив, очень важны. Воспринимать и использовать успешный опыт в любом деле очень хорошая тактика и значимый эффект.

Профессия и жизнь

Всех интересует полный комфорт, можно с надеждой на собственную яхту, но чаще проще: нормальная семья и нормальная работа. Не нужно лучше, чем у всех, для большинства вполне достаточно иметь мир дома и здоровые отношения на работе, приличный доход и планы на завтра.

2.6. Способность человека к труду в профессиональной общности. Профессиональная среда

Все всегда предельно просто. Бизнес, который желает процветать, не просто принимает человека на работу, он принимает его таким, какой он есть, и делает его таким, какой он нужен. Каждый человек – кладезь знаний, опыта и банальных рефлексов. Первые две позиции раскрыть трудно, но доступно. Последняя позиция – фишка коммунизма, очень отработанная на практике, потому для многих, еще живущих предприятий, этот регулятор вполне доступен.

Работа, когда она длится заметное время, а профессиональные привычки и привыкание к коллективу формируются обычно от месяца до двух, уравновешивает систему “человек и профессиональная среда”, однако если человек привыкает к выполнению определенного вида действий, то профессиональная среда отвечает изменением предметов трудовой деятельности и адекватной реакцией рабочего коллектива.

Профессиональная среда

Мир всегда полон мыслителей, которые знают, что предложить слушателям. Складно говорить – не много стоит. Но тратить время на познание чудесных идей – неоправданная роскошь. Некоторые утверждают, что профессиональная среда – это место, где человек осуществляет профессиональную деятельность. Другие идут дальше и определяют виды профессиональной среды:

  • реалистический,
  • исследовательский,
  • артистический,
  • социальный,
  • предпринимательский,
  • конвенциональный.

2.6. Способность человека к труду в профессиональной общности. Профессиональная среда

Что из того, что так сказано или написано? Ровным счетом – ничего. Но если сделать попытку понять жизнь как совокупность личного и общественного, где первое – чаще всего быт и семья, а второе – работа и внешняя среда, то многое может показаться совсем иначе.

О изменении среды в предметной части

Что касается предметной части, изменений в технологии выполнения работ, новых или модернизированных механизмов и т. п. – это статика, даже если брать самые динамичные профессии, например, информационные технологии.

Абсолютно ничего не изменилось от появления PHP, JavaScript, но вот явление в свое время Фортрана помнится до сих пор (этот язык и языки его времени просто открыли колоссальные возможности для сложных математических расчетов, прежде всего).

Комбинация HTML + CSS понятна и интересна менее чем одному проценту населения планеты, даже с учетом ужасно большой скорости роста количества, занятых в сфере IT, людей. Не всем нужна верстка (HTML), а без правил (CSS) таблиц стилей вовсе можно обойтись.

Программирование каким было в 80-х – таким и осталось в текущем веке (в известном контексте здесь сделан акцент на семантику, а не на отличия в смысле технологичности или функциональности, например, кухонная газовая плита в момент, когда она стала общедоступной, и в настоящее время).

2.6. Способность человека к труду в профессиональной общности. Профессиональная среда

В начале 90-х у программирования был реальный шанс изменить положение вещей, но монополисты пошли другой дорогой (приоритет классики перед объектами), а далеко не каждый одинокий специалист или компания способны что-то противопоставить авторитарному мнению.

В те времена изменение в предметной части стали бы кардинальными и значимыми для изменения в социальной части многочисленных видов профессиональных сред в сфере информации. Только в конце 10-х годов этого века стало реальностью то, что могло произойти в начале 90-х годов прошлого века.

Аналогично можно сказать и про другие профессиональные среды: предметная часть непрерывно меняется, но как континенты меняют лицо планеты, не всегда это кардинально меняет социальную составляющую.

Реальность

Профессиональные среды в первом приближении – это различные совокупности предметов труда, социальных отношений, реализации знаний и опыта, отношений личностного характера и учета государственного влияния.

Это определение несколько шире того, что встречается обычно, но последние три позиции стали весьма существенными в настоящее время. Профессиональные среды, однозначно, делятся на две категории:

  • бизнес – есть деньги и их количество имеет значение для работника;
  • жизнь – когда есть идея, сложившаяся ситуация, или «ожидание конца».

На первом плане в обоих случаях всегда стоит человек и профессиональная среда в контексте предметов труда, социальных отношений, знания, опыта, личных и других обстоятельств, но в первом случае (бизнес) есть существенное обстоятельство: в нем имеется естественный регулятор – деньги, в размере, который позволяет управлять.

2.6. Способность человека к труду в профессиональной общности. Профессиональная среда

В любом случае происходит реальное формирование-развитие профессиональной среды, так и «профессиональности» работника. Абсолютно не важно, какая категория образовалась в той или иной социальной нише, не имеет значения ни позиция работника, ни позиция руководителя. Всегда работают только объективные законы, ну а насколько они познаны работником или руководителем – вовсе не важно, но это вообще, а не для первого или второго, в частности.

Заинтересованные работники и руководители могут проявлять интерес к пониманию объективных законов и результат превзойдет ожидания. Полагание на собственные силы, интуицию и понимание ситуации, как правило, не приводит к успеху.

Понятие профессиональной среды

Профессиональная
среда – совокупность условий, необходимых
для осуществления профессиональной
деятельности в обществе или в конкретном
учреждении, коллективе.

К
профессиональной среде относятся и
сложившиеся внутренние межличностные
взаимоотношения между всеми участниками
образовательного процесса, система
отношений учреждения с окружающим
социумом, стиль жизнедеятельности
учреждения и его культура.

Эту
социальную подсистему профессиональной
среды создают сами участники
профессиональной общности, и она
включает: мотивы, смыслы, способы
восприятия людьми друг друга; мотивы и
приемы общения их между собой в
профессиональном объединении, обмен
ценностными ориентациями, смыслами
профессии, информацией о профессиональных
ролях; профессиональную лексику и
жаргон; психологический климат; мотивы,
цели, смыслы и значимость совместной
деятельности профессиональной общности;
собственно взаимодействие (конкуренция,
кооперация, соревнование, конфронтация
и пр.).

Профессиональная
среда обеспечивает осознание субъектом
собственной профессиональной
принадлежности, принятие профессиональных
установок, вхождение в профессиональную
культуру, профессиональный рост и
развитие.

Компонентами
ПС являются: профессионалы как носители
компетенций, новички (студенты и молодые
специалисты), профессиональные группы
и сообщества, вузы, кафедры, организации
и др. К функциям профессиональной среды
традиционно относят только адаптационную
и рассматривают ее в основном по отношению
к студентам, молодым специалистам.

Были
выделены дополнительно следующие
функции:

 • Адаптационная
(ПС –  носитель профессиональных
норм, ценностей, установок, которые
необходимо усвоить, принять, чтобы
успешно осуществлять профессиональную
деятельность).

• Мотивационная
(принадлежность, реальная или предполагаемая
ПС – источник мотивации, как положительной,
так и отрицательной, пребывания в
профессии).

 • Коммуникативная
(обмен профессиональной информацией,
взаимодействие с другими профессионалами
как внутри среды, так и за ее пределами).

• Обучающая,
развивающая (ПС – важнейший источник
инноваций, новых приемов, методов,
технологий).

• Регулирующая
(ПС способна обеспечить поддержку и
контроль необходимого профессионального
уровня субъекта профессии, поддержать
профессиональную репутацию).

• Эмоциональная
(эмоциональная поддержка).

• Синергетическая
(организация совместных проектов).

• Накопления
и трансляции профессиональных знаний
(преемственность профессиональных
знаний, умений, навыков и опыта).

Профессиональная
среда всегда отличалась несколько
размытыми организационными и даже
территориальными рамками. Представители
профессий могли встречаться, обмениваться
опытом, устраивать дискуссии и обсуждения,
которые не были четко регламентированы,
но при этом могли оказать существенное
влияние на профессиональное развитие.

Различают
виды профессиональной среды по характеру
воздействия на человека, на его
работоспособность и профессиональное
самочувствие: комфортная, относительно
комфортная, экстремальная и
сверхэкстремальная.

Особенность
сегодняшней ситуации в том, что она
становится все менее ограниченной
рамками одного вуза, одной организации,
одной отрасли производства или
профессионального образования, одной
страны. Более того, все возрастающее
количество междисциплинарных связей
и проектов убедительно свидетельствует
о том, что современная профессиональная
среда не ограничивается и рамками одной
профессии. Сейчас профессионал, стремясь
повысить свои профессиональные
компетенции, зачастую обращается к
знаниям, традиционно относившимся к
другим профессиональным сферам.

Так,
врач, имеющий медицинское и высшее
экономическое образование, самостоятельно
изучает психологию, чтобы стать более
эффективным как врач и руководитель.

Современные
средства коммуникации способствуют
выстраиванию междисциплинарных связей
и стремлению профессионала развить
свои профессиональные компетенции в
смежных профессиональных сферах.

Развитие
ITтехнологий создало возможность обмена
информацией и взаимодействия с
профессионалами и педагогами практически
по всему миру, широкого доступа к
профессиональной литературе, возможность
обучения очень многим профессиям с
любой ступени.

Все
это, на наш взгляд, привело к качественным
изменениям профессиональной среды.

Профессиональная
среда в современном мире представляет
собой богатый источник роста
профессионализма ее субъектов, она
несет информацию о востребованных
компетенциях и возможных перспективах
их развития, о взаимосвязях в
профессиональном мире, о новых профессиях.

В
силу этого она обладает большим
образовательным потенциалом, мотивирует
к поиску дополнительных путей повышения
квалификации и обучения новым знаниям.
Вовлеченность в профессиональную среду
– важная часть развития профессионала,
поскольку именно она обеспечивает
преемственность в рамках профессии.
При этом мы имеем дело с двумя одновременно
протекающими процессами: вовлечении
со стороны профессиональной среды и
вовлеченностью со стороны субъекта,
каждый из которых на разных этапах
развития профессионализма может играть
свою роль. Так, привлекательность
профессиональной среды может стать
стимулом для выбора, освоения и углубления
в профессии. С другой стороны, стремление
развиваться профессионально ведет к
поиску соответствующей среды, которая
бы этому способствовала.

Таким
образом, степень вовлеченности в
профессиональную среду может варьироваться
в зависимости от особенностей самой
среды в данный момент, от степени ее
привлекательности для субъекта, от
профессионального уровня и индивидуальных
особенностей самого субъекта, что
выражается в этапах развития вовлеченности.
В литературе, как научной, так и популярной,
достаточно широко обсуждается проблема
вовлеченности персонала как важного
условия эффективной работы сотрудников
организации. Чаще всего вовлеченность
рассматривают как концентрацию работника
на задаче; готовность интеллектуально
и эмоционально работать столько, сколько
нужно для ее решения; удовлетворенность
своей ролью, приверженность организации,
ее целям и ценностям

Анализируются
как эмоционально-мотивационная
составляющая вовлеченности, так и
поведенческая, а именно, количество
физической и психологической энергии,
которую человек длительно посвящает
работе.

Вовлеченность
в профессиональную среду позволяет
субъекту находиться в курсе актуальных
тенденций своей профессиональной сферы,
осознавать существующие в ней взаимосвязи,
понимать необходимые зоны профессионального
роста, учитывать особенности взаимовлияния
и взаимопроникновения и взаимосвязи
со смежными профессиональными сферами.

Вовлеченность
в профессиональную среду как устойчивое
состояние активного взаимодействия
субъекта с профессиональной средой,
проявляющееся в поведенческой активности
как внутри среды, так и за ее пределами
в качестве представителя этой
профессиональной среды. Вовлеченность
в профессиональную среду сопровождается
эмоционально окрашенным чувством
принадлежности ей и приверженностью
субъекта целям и ценностям профессии.

Поскольку
вовлеченность в ПС процесс динамичный
можно выделить следующие его этапы.

1.
Предварительный этап – вовлеченность
только начинает формироваться. Человек
осуществляет процесс выбора своей
профессии, которая становится для него
привлекательной. Формируется намерение
стать представителем данной профессии
и присоединиться к профессиональной
среде. В некоторых случаях выбор профессии
определяется знакомством с профессиональной
средой, привлекательностью ее субъектов.
На этом этапе субъект не является частью
профессиональной среды.

2.
Обучение и начальное развитие
профессиональных компетенций, ориентация
в профессиональной среде – как правило,
этот этап связан с началом профессионального
обучения, знакомством с профессиональным
языком, нормами и правилами, приспособлением
к требованиям и условиям труда,
ассимиляцией накопленного образовательного
опыта. У человека формируются базовые
профессиональные компетенции,
приобретается новая социальная роль,
например, студента, обучающегося
определенной профессии. Данный этап
заканчивается формированием психологической
готовности и желанием заниматься
выбранной профессиональной деятельностью.

3.
Приобщение к профессиональной среде,
адаптация к профессиональной деятельности
– на этом этапе человек начинает ощущать
себя частью профессиональной среды,
разделяет ценности и традиции
профессионального сообщества,
демонстрирует поведение, соответствующее
требованиям среды. Формируется
профессиональная идентичность,
развиваются представления о профессиональной
карьере, происходит развитие базовых
и формирование специфических компетенций.
Данный этап заканчивается адаптацией
к профессиональной деятельности и
осознанием себя представителем
определенной профессии.

4.
Погружение в профессиональную среду –
в этот период происходит повышение
осознанности профессиональной
деятельности, развитие мастерства,
возникает ощущение профессиональной
успешности, у человека появляются
профессиональная позиция, осознание
своих профессиональных возможностей
и ограничений, формируется опыт
взаимодействия с внешним окружением
как представителя профессиональной
среды (и признание его профессионального
статуса внешним окружением). У человека
происходит выбор профессиональной
стратегии и способов ее реализации.
Кроме того, именно на этом этапе возникает
осознание необходимости развития
профессиональных компетенций,
осуществляются поиск и построение
возможных путей дальнейшего
профессионального роста и совершенствования.
Если на предыдущем этапе направление
и содержание обучения преимущественно
задавались извне, то сейчас субъект
начинает осознавать и строить собственную
образовательную траекторию. Этот этап
сопровождается углублением и ростом
постоянства контактов человека с
профессиональной средой.

5.
Интеграция в профессиональной среде –
на этом этапе человек испытывает
удовлетворенность своей профессией,
вносит творческий вклад в изменение
профессиональной среды, ощущает свою
профессиональную значимость, у него
актуализируется потребность передачи
накопленного опыта. Развиваются
коммуникации, возникает признание
внутри профессионального сообщества.
На стадии интеграции потребность в
постоянном, непрерывном образовании
становится базовой для развития
профессионализма и поддержания высокого
профессионального мастерства.

На
всех этапах своего развития – вовлеченность
в профессиональную среду отражает
процесс взаимодействия человека с ней.
Временные, возрастные рамки прохождения
этапов вовлеченности индивидуальны,
зависят от профессиональной принадлежности
и особенностей субъектов труда.

Вовлеченность
в профессиональную среду представляет
собой непрерывный, целостный, системный,
структурированный процесс взаимодействия
профессионала с его профессиональным
окружением. Вовлеченный профессионал
испытывает интерес к профессиональной
деятельности, посвящает силы, время,
энергию, ресурсы эффективному выполнению
своей профессиональной деятельности,
профессиональному росту и развитию,
связан с профессиональным сообществом,
следит за изменениями и инновациями в
своей сфере.

Таким
образом, вовлеченность в профессиональную
среду предполагает, с одной стороны,
совершенствование и обновление тех
компетенций, которые позволяют эффективно
выполнять профессиональную деятельность,
с другой стороны, возможность быть
проактивным, понимание направления
развития, осознание тех компетенций,
которые нужно формировать в ближайшем
будущем, чтобы оставаться востребованным
и конкурентоспособным.

Профессиональная
среда предполагает наличие профессиональных
взаимодействий в группах

Среди
всех социальных объединений людей
особое место принадлежит профессиональным
объединениям или профессиональным
общностям, так как большая часть
сознательной жизни человека проходит
в «созидании и общении» (М. Монтень)
Различие социального и профессионального
объединения относительно. Отличие их
фиксируется на: объективной зависимости
трудовой деятельности в каждой отдельной
производственной организации от
социальных, исторических, государственных
и других условий.

Люди,
профессионально объединенные в
общественном труде, реализуют потребности
общества, социальный заказ на тот или
иной продукт, приспосабливаясь к
профессии, необходимости исполнения
внешне заданных профессиональных
функций (стандарт профессии); специфике
основной задачи профессиональных
общностей – совместное создание
реального продукта труда (стандарт
результата); обратном влиянии способностей
человека, личностных качеств, новых
форм и способов совместной профессиональной
деятельности на профессиональный труд
и его результаты.

Изменение социальной составляющей

Человек меняется непрерывно. Каждый момент времени человек воспринимает информацию и моментально принимает решения. Решение производственных задач по времени зависит от специфики профессии.

Операция у хирурга может занимать от пары минут до нескольких часов. Строительство дома зависит от поставки строительных материалов, а когда они есть – от мастерства работников. Для разработки сайта специалист может потребовать сутки или неделю, но по истечении срока должен быть готов к тому, что заказчик резко сменит тему или желаемый функционал.

Не всегда важно рассматривать что именно определяет та или иная профессия. Однако важно рассматривать то обстоятельство, насколько эффективно работник тратит время на выполнение своей работы, насколько полно он использует свой потенциал и сколько ему за это надлежит заплатить.

2.6. Способность человека к труду в профессиональной общности. Профессиональная среда

В качестве фонового, но обязательного процесса важно заботиться о комфортабельных условиях для рабочего коллектива в целом, о полноценных социальных отношениях между работниками, об управлении рабочим процессом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *