Библейская мудрость гласит: «Легче верблюду пройти в игольное ушко, чем учителю провести урок по ФГОС». Ой, не то! Или то? Разбираемся, что такое ФГОС 3 поколения и реально ли сформировать структуру урока в школе в соответствии со всеми его требованиями.
Структура урока в школе по ФГОС: как запихнуть все в 40 минут
Что такое ФГОС 3 поколения
С сентября 2022 года будут действовать ФГОСы уже третьего поколения.*
По-прежнему во главу угла ставится развитие личности ребёнка, при этом упор делается на так называемые «мягкие» — метапредметные и личностные — навыки.
Требования по сравнению с ФГОС второго поколения стали более точными и конкретными. Раньше прописывались только компетенции, которые надо развивать, но не путь развития и результат обучения, это решалось каждым учебным учреждением отдельно. Теперь же ФГОС контролирует:
- список тем для освоения на каждом году обучения (менять их местами не рекомендуется);
- результат изучения предмета (предметные и метапредметные навыки в рамках дисциплины);
- формат работы (внеурочная деятельность, выездные семинары, лабораторные и т.д.);
- «контрольные точки» (предметные проверочные работы, на которых учащиеся должны показать строго определённый результат, чтобы учитель в графе «освоено» мог поставить галочку).
Предполагается, что из-за расплывчатости общих предметных требований ФГОС второго поколения школьники были ужасно перегружены. Поэтому теперь определяется минимальное и максимальное количество часов для освоения программ образования, учитываются возрастные и психологические особенности учащихся.
*Новый ФГОС можно изучить здесь.
Открытие новых знаний и первичное закрепление.
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися темы.
Учитель: Займемся чтением и анализом рассказа. Кто желает начать? Читаем и фиксируем неизвестные Вам слова.
«Чтение вслух с остановками
Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок.
И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами,—от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь?
-В какое время года происходит действие рассказа?
-Какое художественное средство использует автор в 1-ом предложении?
-Что просит больной ребёнок?
– Как вы думаете, где мог видеть лапти сын барыни?
-Почему мать одна переживает за сына?
-Что имеет ввиду автор под словосочетанием «в такую страсть»?
-Давайте предположим, кто станет помогать матери
Стукнуло в прихожей,— Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:
Ну что, барыня, как? Не полегчало?
Лапти? Что за лапти такие?
Мотнул шапкой, задумался.
-С какими героями вы познакомились?
-Кто такой Нефед?
– Каким вы его себе представляете? Чтобы ответить на этот вопрос составим кластер-описание героя.
Почему мать мальчика называет его Нефедушка?
-Почему он интересуется состоянием мальчика?
-Что заставило героя задуматься?
-О чем он мог задуматься?
Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.
– В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином не хитрое дело.
Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где же в такой ужас дойти!
-Чем опасно то решение, которое принял Нефед? Чего он не учел?
-Почему он не подумал об этом?
И, приотворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.
Пообедали, стало смеркаться, смерклось — Нефеда не было.
Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую пору не вернешься.
Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее.
-Что взял с собой Нефёд? Для чего?
-Как вы думаете, что происходило в доме в отсутствие Нефёда?
-Переживали ли домашние о Нефёде?
-Почему Нефед не вернулся, что с ним могло случиться?
Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака.
Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями.
-Есть ли надежда на улучшение состояния мальчика?
А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:
Мамочка, дай! Мамочка, дорогая, ну что тебе стоит! И мать кидалась на колени и била себя в грудь:
Господи, помоги! Господи, защити!
А когда наконец рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый, зловещий стук в окно.
-Почему стук в окно был «зловещим»?
Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело,— белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда.
-Что произошло? Как мужики нашли Нефеда?
-Что значит фраза автора «решили пропадать»?
-Почему спаслись мужики?
-Как вы думаете, сделал ли Нефед то, что пообещал?
За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.
— Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет?
Я тоже с вами согласна, так как на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.
– Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего?
-Чью жизнь спас Нефед?
– Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом?
-Только ли жизнью можно жертвовать ради людей?
: В тексте вам встретились непонятные слова. Назовите. Давайте узнаем, что они обозначает, и для этого поработаем с карточкой у Вас на столах. В них вам даны определения и их толкования. Вам нужно соединить каждое определение с нужными толкованиями стрелочками. Работаем в парах.
Обучающиеся читают и анализируют текст: работают над созданием кластера, дают толкования неизвестным словам.
Отвечают на вопросы:
Эпитет – «непроглядная вьюга».
Больной ребёнок просит красные лапти
Возможно, он наблюдал за крестьянскими детьми, хотел стать участником их игр.
В такую плохую погоду.
– Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, народная простая речь, работящий, серьёзный, участливый, немногословный, решительный, верный слову, кроткий, добросердечный.
– Любит, ценит, уважает его.
– Мальчик дорог ему.
-Герой задумывается, не отправиться ли ему в путь за лаптями.
– Герой не учёл того, что на улице страшный мороз, вьюга, что ему скорее всего не дойти, не исполнить задуманное.
– В этот момент он думал только о том, как спасти мальчика, не думал о собственной жизни.
– Он взял с собой кнут, потому что знал о том, что в дороге могут встретиться волки, собаки. Использовал, как средство опоры в метель.
– Домашние переживали о Нефёде. И от этого ночь казалась ещё страшней. Думали, что он остался переночевать у знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня.
– Случилось что-то плохое.
Мужики нашли Нефёда случайно, лежащим в снегу.
-Решили пропадать – сдались.
– Мужики спаслись благодаря Нефёду.
– Он выполнил, что обещал.
– Да. Ради жизни мальчика.
– Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям.
– Нет. Можно личным временем, вещью, спокойствием, комфортом.
Записи в тетради. Усвоение значений новых слов. Осмысление текста.
МАОУ «МСОШ№ 16» Миасского городского округа
Особенности современного урока литературы в контексте новых образовательных стандартов (ФГОС).
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь.
В данной статье речь идет об инновационных методах и подходах к современному уроку в рамках реализации ФГОС.
Инновационный поиск новых средств обучения приводит педагогов к пониманию актуальности таких форм и методов обучения как деятельностные, групповые, проблемные, рефлексивные. Значительную роль в решении этих проблем играет метод учебных проектов и исследовательская деятельность учащихся, которые в последние годы приобретают все большую популярность среди педагогов.
Литература как учебный предмет – плодородная почва для проектно-исследовательской деятельности. Учителя-словесники часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группе даст ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решить вышеперечисленные проблемы.
В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы. Следовательно, выполнение задания требует от учащихся не только знания содержания произведения, творческого подхода к работе, но и организаторских, коммуникативных умений, универсальных учебных действий.
В своей педагогической практике я применяю различные виды проектной деятельности. Первые проекты были самые простые. «Александр Невский в истории, живописи, литературе», «Басни Эзопа и Крылова», «Символика цвета в лирике Есенина», «Мир животных в русской литературе 20 века», «Рубаи. Фотопроект» и др. Класс делился на группы, каждой группе давалось определённое задание. Эти проекты в основном носили информационный характер, но, несмотря на это, давали положительные результаты. Ведь, выполняя работу над проектом, дети учились добывать информацию, выделять из неё главное, успешно презентовать её одноклассникам.
Урок-проект является одним из интересных, увлекательных, познавательных форм учебной деятельности, позволяющий сочетать различные педагогические технологии: коллективный способ обучения (КСО), компьютерные технологии.
Например, после изучения повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в 7 классе был задуман проект « Отцы и дети в литературе и истории»
Класс делился на группы, каждая из которой должна была представить свой продукт проектной деятельности:
1 группа – Иван Грозный в живописи. Репродукция картины И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван».
Иван Грозный. Историко-биографический контекст.
2 группа – М.Шолохов «Донские рассказы»
Рассказ «Родинка». Тема коллективизации.
3 группа – «Трагическая смерть Павлика Морозова». История одного убийства: так кем же был Павлик Морозов?
4 группа – Фрагмент повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
Первым этапом проекта являлась информация для родителей о проблемах проекта, формах его результатов, о возможной помощи родителей своим детям по осуществлению проекта.
Следующий этап – это представление проекта ученикам, обсуждение предложенных проблем, разделение на группы и определение старшего в группе. Кроме того, определялись критерии оценки каждого этапа работы, сообщения и презентации. Затем проводились консультации, поэтапно велось оценивание деятельности каждого из участников группы. Для того чтобы ответить на проблемный вопрос, поставленный учителем в подтемах, школьникам уже недостаточно познакомиться только с материалом справочников и энциклопедий, им приходилось использовать научные статьи и монографии, что позволяет совершенствовать навыки исследовательской деятельности. Они знакомятся с разными точками зрения на ту или иную проблему и задумываются над тем, кто же прав. На данном этапе важен контроль преподавателя, так как участникам проекта достаточно часто требуется консультация не только по оформлению результата, но и по анализу отобранной информации, которую необходимо систематизировать.
На этапе защиты проекта заслушивались выступления рабочих групп, оценивалось их выступление, оформление презентации.
Рефлексия была проведена в форме написания сочинения-рассуждения.
Практика показала, что целесообразнее использовать метод проектов при изучении обзорных тем, так как это один из самых трудных разделов литературного курса.
Еще одним инновационным методом обучения является кейс-метод. Использование его на уроках литературы обусловлено актуальностью проблемного обучения в современной школе. Данный метод включает в себя учебные конкретные ситуации, специально разрабатываемые на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях. В ходе разбора ситуаций обучающиеся учатся действовать в «команде», проводить анализ и принимать решения.
Урок – исследование начинается с создания проблемной ситуации.
Кейс-пакет по теме «Живет ли среди нас сострадание?»
1.Словарь Ожегова. Значение слов «сострадание», «сострадательный»
А.Костюнин. Эссе «Сострадание».
В.Астафьев. Рассказ «Последний поклон».
-Какой предстает в этом рассказе бабушка?
-Символично ли название рассказа?
К.Паустовский. Рассказ «Телеграмма».
-Показался ли вам эпизод, описанный автором, вопиющим? Почему? Вы осуждаете только одного героя или обоих? Какая часть эссе кажется более весомой? Почему автор употребляет слова «Тело», «Разум», «Душа» с большой буквы»? Что, по вашему мнению, можно простить ребенку, но нельзя – взрослому?
В.Маковский «Ткачиха с внучками»
И.Владимиров «Дед и внуки»
Б.Кустодиев «На террасе»
Гирландайо «Дедушка и внук»
В.Перов «Дедушка и внучек»
На таких уроках можно использовать любые современные методы: просмотр отрывка из фильма, аудио или видеозапись, материал на слайдах из презентации. Необходимо включать в содержание урока упражнения, позволяющие учащимся овладеть специальными метапредметными умениями и навыками исследовательского поиска: После таких уроков у многих учеников появляется потребность исследовать, желание выйти за рамки урока. Поэтому организация уроков литературы исследовательской направленности не просто веяние времени и требование ФГОС, а необходимость для успешной социализации и саморазвития школьников.
– Ростов – на- Дону, 2001, – 160 с.
3. Бурков В.Н.Как управлять проектами. М., 1997.
4. Донцова О.В. Метод проектов как одна из форм исследования на уроках литературы.
5.Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования / Под ред. Проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство “Учебная литература”. Издательский дом “Фёдоров”. 2006.
6.Хуторской А. В. Практикум по дидактике и методикам обучения. – СПб.: Питер, 2004.
7.Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя. – М., 1984.
Конспект урока литературного чтения по ФГОС НОО
УМК: «Школа России»
Программа: Л.Ф.Климанова «Литературное чтение» для 2 класса
Тема раздела: Детские писатели. Я и мои друзья.
Тема урока: В. А. Осеева «Волшебное слово»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами, сформировать собственную позицию поведения ребенка;
- регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;
- познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации), сформировать правила бесконфликтных взаимоотношений;
- коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы; работать в паре: обсуждать, сравнивать прочитанное произведение, моделировать взаимоотношения; осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
соотносить содержание рассказа с пословицей; моделировать семейные взаимоотношения; формулировать правила поведения.
Применяемые методы, педагогические технологии:
технология деятельностного метода обучения, технология проблемно-диалогического обучения, технология развития критического мышления;
методы: построение модели взаимоотношений, метод сравнения, метод конструирования правил поведения, метод чтения в парах.
Используемые средства обучения: учебник Л. Ф. Климановой «Литературное чтение» 2 класс, портрет В. А.Осеевой, карточки – листы с записанными волшебными словами, напечатанные на листах отрывки текста, конверты с сердечками для самооценки.
Типы и структура урока по ФГОС
« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Не секрет, что современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:
- -резко возросла информированность детей;
- -современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;
- -несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;
- – ограниченность общения со сверстниками.
И в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является
– применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;
-создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.
И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Учебная деятельность включает в себя следующие компоненты:
– учебная задача;
– учебные действия;
– действия самоконтроля и самооценки.
Учебная деятельность – самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает.
Учебная задача – цель, которую перед собой ставит ученик (Чему? Зачем?).
Учебное действие – система существенных признаков понятия или алгоритм (Как?).
Самоконтроль – определение правильности выполненного действия (Правильно?).
Самооценка – определение правильности выполненного действия (Хорошо? Можно лучше?).
Таким образом одной из ведущих компетентностей педагога является знание типологии и структуры уроков. Наиболее проработанными считаются типологии Т.И. Шамовой, и Л.Г. Петерсон.
Т.И. Шамова выделяет следующие типы уроков:
- Урок изучения новых знаний и способов действий;
- Урок закрепления знаний и способов действий;
- Урок комплексного применения знаний и способов действий;
- Урок обобщения и систематизации знаний;
- Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов действий.
Вид учебных занятий: лекция, экскурсия, исследовательская лабораторная работа, учебный и трудовой практикум. Цель – изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
Организация начала урока:
- Проверка домашнего задания
- Подготовка учащихся к усвоению
- Изучение нового материала
- Первичная проверка усвоения знаний
- Первичное закрепление знаний
- Контроль и самопроверка знаний
- Подведение итогов урока
- Информация о домашнем задании
Вид учебных занятий: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Цель – вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.
Логика процесса закрепления знаний:
- Актуализация опорных знаний и их коррекция.
- Определение границ (возможностей) применения этих знаний: что с их помощью можно определить, где применить?
- Пробное применение знаний
- Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний.
- Упражнения с переносом знаний в новые условия.
Вид учебных занятий: практикум, лабораторная работа, семинар. Цель – усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.
Логика – процесса комплексного применения ЗУН:
- Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний.
- Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
- Усвоение образца комплексного применения ЗУН.
- Применение обобщенных ЗУН в новых условиях.
- Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков.
семинар, конференция, круглый стол.Цель – усвоение знаний в системе. Обобщение единичных знаний в систему.
- Подготовка учащихся: сообщение заранее темы (проблемы), вопросов, литературы.
- Вооружение учащихся во время обобщающей деятельности на уроке необходимым материалом: таблицами, справочниками, наглядными пособиями, обобщающими схемами, фрагментами фильмов. Самое главное в методике обобщения – включение части в целое.
- Обобщение единичных знаний в систему (самими учащимися)
- Подведение итогов. Обобщение единичных знаний учителем.
Вид учебных знаний: контрольная работа, зачет, коллоквиум, общественный смотр знаний. Цель – определение уровня овладения знаниями. Коррекция знаний, умений, навыков. В процессе учебно-познавательной деятельности учащихся лежит деятельность, направленная на выполнение постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного охвата знаний, применения их на разных уровнях.
- Уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел.
- Уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел, применил по образцу и в измененных условиях, где нужно узнать образец.
- Уровень готовности к творческому применению знаний. Это значит: овладел знаниями на 2 уровне и научился переносить в новые условия.
- Этап проверки домашнего задания
- Этап всесторонней проверки знаний
- Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала
- Этап усвоения новых знаний
- Этап закрепления знаний
- Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению
Типы уроков, предложенные педагогом-методистом Л.Г. Петерсон.
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.)
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных понятий, алгоритмов и т.д.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализация коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.)
Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритмов и т.д. Структура технологических карт содержит этапы урока, составленные с учетом типа урока:
Организационный этап, предполагающий деятельность учителя по проверке готовности к уроку класса, учащихся и сообщение темы урока; учащиеся должны также проверить собственную готовность к уроку, настроиться на восприятие нового материала.
Целеполагание и мотивация, предполагающий деятельность учителя по формированию умения целеполагания: активизация учащихся с помощью вопросов, игровых заданий (загадки, пословицы), используя словарь темы, представленный в рабочей тетради учащегося.
Формируется осознанное целеполагание.
Актуализация. Учитель актуализирует знания учащихся по изучаемой теме, обращаясь к жизненному опыту учащихся, ранее усвоенному материалу. Задачи, стоящие перед учителем: подготовить мышление учащихся к усвоению нового материала, проанализировать совместно с учащимися учебную ситуацию, выявить умения, способы усвоения материала соответствующие теме изучаемого и смоделировать этапы изучения нового материала. Формируется умение анализа учебной ситуации и моделирования, рефлексия цели урока.
Организация познавательной деятельности предполагает деятельность учителя по обучению учащихся умениям структурировать, составлять план изучения темы.
Формируется планирование, рефлексия цели урока и моделирования.
Применение знаний и умений, предполагающий организацию деятельности учащихся по применению знаний в ходе практической работы, проектирования, составления инструкционных карт, эскизов и так далее.
Формируется деятельностный компонент самоорганизации учебной деятельности: волевая регуляция, самокоррекция, самооценка, рефлексия целеполагания, планирования, целеудержание.
Контроль усвоения знаний. Учитель на данном этапе проверяет усвоение знаний учащимися, используя разные формы (индивидуальная и групповая, в парах) и способы работы: тестирование, опрос, выполнение разноуровневых заданий.
Дифференцированное домашнее задание определяется учителем совместно с учащимися: учащиеся должны выявить собственные затруднения, возникшие при изучении темы и определить, какие пробелы в знаниях необходимо восполнить.
Рефлексия предполагает создание учителем условий для деятельности учащихся по выявлению собственных затруднений в изучении темы, причин затруднений и определению возможного решения проблемы (дифференцированное домашнее задние).
Комплексное применение знаний и способов действий. Выполнение проекта. Учитель организует самостоятельную деятельность учащихся по применению знаний и умений.
Формируется и оценивается деятельностный компонент: результат выполненного (грамотность, владение терминологией, осознанность, качество) и процесс выполнения (самостоятельность, инициативность, творческий подход); волевая регуляция, самооценка, самокоррекция, рефлексия цели и плана выполнения проекта.
Консультирование. Учитель консультирует учащихся (по запросу) по вопросам реализации и защиты проекта. Формируется и оценивается самоорганизация учебной деятельности как интегративное регулятивное УУД.
Обобщение и систематизация знаний и способов действий. Защита проекта. Учитель организует выступление учащихся по защите собственных проектов, оценивание проектов одноклассницами. Формируется и оценивается умение самооценки, рефлексии.
Таким образом, конструирование образовательного процесса в форме технологической карты позволяет сделать работу учителя педагогически технологичной: представить темы разделов в виде целостной системы уроков, взаимосвязанных по этапам обучения (целевому, планировочному, содержательному, деятельностному, контрольному, рефлексивному). Планирование конечных результатов позволяет выбрать наиболее эффективные технологии, формы и средства обучения, содержание материала, что в целом дает возможность управлять формированием знаний и умений и приводит к запланированному результату.
Структура урока по ФГОС предполагает следующие этапы:
1. Структура урока усвоения новых знаний:
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Первичное усвоение новых знаний.
- Первичная проверка понимания
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
- Рефлексия (подведение итогов занятия)
2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
- Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- в знакомой ситуации (типовые) в изменённой ситуации (конструктивные)
- в знакомой ситуации (типовые)
- в изменённой ситуации (конструктивные)
- Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
- Рефлексия (подведение итогов занятия)
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
- Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- с целью подготовки к контрольному уроку с целью подготовки к изучению новой темы
- с целью подготовки к контрольному уроку
- с целью подготовки к изучению новой темы
- Применение знаний и умений в новой ситуации
- Обобщение и систематизация знаний
- Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
- Рефлексия (подведение итогов занятия)
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Обобщение и систематизация знаний Подготовка учащихся к обобщенной деятельности Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
- Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
- Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
- Применение знаний и умений в новой ситуации
- Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
- Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.
5. Структура урока контроля знаний и умений
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура.
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
- Рефлексия (подведение итогов занятия)
7. Структура комбинированного урока
Педагогика начала с того, чтобы научить ребенка предупреждать ошибки, дав ему
определенные знания, умения и навыки для решения частных задач. Однако практически
невозможно дать уроки на все случаи жизни. Впрочем, это и не нужно, важнее научить
детей действовать в ситуации неопределенности, не пасовать, не паниковать, а
размышлять, анализировать ситуацию, планировать, осуществлять действия и3
контролировать, оценивать свой способ действия и его результат. Формирование
перечисленных учебных действий и является основным содержание урока в системе
Структура урока в школе — спасательные круги учителя
Прежде всего учителю необходимо не страдать перфекционизмом. Не получится провести каждый урок как открытое занятие в рамках «Учителя года». Лучше ориентироваться на уровень класса, на предметные задачи, а не пытаться покорить педагогический Эверест.
По законам ФГОС школа живёт с 2009 года. У каждого матёрого учителя уже есть набор шаблонов организации урока и наработки. Если же говорить о молодых педагогах, то они могут обратиться за помощью к опытным коллегам или пройти тематические курсы, семинары.
ФГОС третьего поколения, хотя и более конкретен в требованиях к результатам обучения, всё же не око Саурона, не следит за малейшим движением учителя на занятиях. Педагог может проводить уроки творческие. Разнообразьте формы уроков. Это могут быть:
- лекции и семинары;
- путешествия и экскурсии;
- игры;
- зачёты;
- практикумы;
- конференции и прочее.
Помним, школьники — это ОБУЧАЮЩИЕСЯ, то есть их можно ОБУЧИТЬ самостоятельной сознательной работе на уроке. Только постепенно.
Структура урока в школе по ФГОС
Это гарантия того, что в течение занятия класс будет реально работать, а не плестись за учителем-локомотивом. Для этого можно сделать начало урока театрализованным представлением (или включить короткое видео с такой сценкой), в шутливой форме рассказать план урока.
С «сильным» классом можно урок вообще «перевернуть»: дать домашнее задание и спросить, всё ли в нём понятно; дети сталкиваются с проблемой, ведь знаний по теме нет, поэтому невольно переходят к целеполаганию и построению проекта исследования материала. То есть в начале урока надо УДИВЛЯТЬ.
Добиваться, чтобы ученики 1-2 классов формулировали тему урока и цели обучения, — расходовать время зря
Даём им сначала готовые ответы, которые надо прочесть вслух (можно несколько раз). Через несколько уроков убираем, например, пару слов и играем в «Самого внимательного». Дальше можно работать по шаблону вроде «Узнать, изучить, освоить», чтобы дети сами ставили цели урока.
В среднем звене тему урока формулируем вопросом («Что такое подлежащее?»), в идеале шокирующим («Как грибы могут захватить мир?»).
Проверка домашней работы часто превращается в объяснение по второму кругу
Чтобы этого избежать, даём индивидуальные задания в формате «Найди ошибку» отдельным «слабым» ученикам, параллельно с классом проводим блиц-опрос. Хорошо работает «опрос молча»: вопросы формулируются так, чтобы на них можно было ответить «да/нет», дети сигнализируют зелёной или красной карточкой соответственно.
С погружением в проблемную ситуацию тоже могут возникать трудности, особенно в «слабых» классах
Поэтому сначала приучаем школьников находить ответ на конкретный вопрос по теме в учебниках. Постепенно вводим схемы/ таблицы для систематизации знаний. Только когда будет освоен этот этап, можно давать проблему для самостоятельного поиска решения.
Хорошо организовывать пары «сильный — слабый», работу в мини-группах по 3-4 человека, чтобы не отвечать на вопросы каждого ученика в отдельности.
Ускорить темп урока помогают всевозможные соревнования, баттлы на время.
Как закреплять знания?
Идеально вне урока — например, в формате web-квеста или тестирования с автоматической проверкой ответов.
Рефлексия, то есть оценивание школьниками своей работы, должна быть одновременной и массовой
Пусть дети сигналят цветными карточками, смайлами, голосуют (например, за кандидатов по фамилии: «Понятно», «Непонятно», «Надо подумать»).
ФГОС не определяет наполнение какого-то конкретного урока. Это совокупность требований к программам образования. То есть от ФГОС зависит:
- наполнение учебников материалами;
- сколько времени выделится на тот или иной предмет;
- в каком виде пройдет аттестация школьников.
Тем не менее общие требования к структуре урока в школе во ФГОС все же есть. Их определяет, как и раньше, системно-деятельностный подход. Учитель только направляет и корректирует, а ученики сталкиваются с учебными проблемами, испытывают приступ острого любопытства и, самостоятельно исследуя тему, находят пути решения.
Обязательные пункты структуры урока в школе по ФГОС
- организационный момент (приветствие,создание психологически комфортной среды, мотивация на учебную деятельность);
- проверка домашней работы, коррекция знаний и навыков прошлых этапов;
- подготовка к работе на уроке;
- исследовательская деятельность школьников, освоение новых знаний и способов действий;
- закрепление изученного;
- контроль (самоконтроль) и самооценка учащихся;
- коррекция знаний и способов действия учителем;
- подведение итогов урока, объяснение домашнего задания;
- рефлексия.
То есть при длительности урока 40 минут на каждый пункт плана должно уходить от 1 до 7 минут.
Миссия невыполнима, или Что съест время урока
Разработчики ФГОС рисуют весьма пасторальную картину, когда учителю не приходится, как дятлу, из урока в урок долбить одно и то же, а ученики с радостью усваивают новые знания и навыки.
Реальность часто выглядит не так красиво.
Основная проблема, с которой сталкивается учитель при построении урока по ФГОС, — инертность школьников. Просто потому что человек склонен лениться. Поэтому «раскачка» учащихся, мотивирование на самостоятельную работу часто «съедает» значительную часть урока. Ведь принуждать и давать готовые выводы нельзя.
Для полноценной самостоятельной работы школьников учитель должен разработать дифференцированный учебный материал в зависимости от уровня обученности каждого ученика. Умолчим, что сама разработка займёт много ЛИЧНОГО времени педагога. Контроль работы и коррекция знаний на уроке потребуют, чтобы учитель разорвался на пару десятков кусочков или хотя бы организовал групповую самопроверку/ индивидуальный самоконтроль. А для этого нужно сознательное желание школьников работать. Смотрим предыдущий пункт об инертности.
ФГОС требует использовать на уроке как можно больше современных технологий. Но далеко не все провинциальные школы имеют технические возможности школ крупных городов. Поэтому учителя и ученики вынуждены работать буквально по-советски — с помощью:
- бумажных карточек;
- доски;
- книг и пособий из школьной библиотеки.
Это занимает на уроке гораздо больше времени, чем показ презентации.
Даже если где-то есть идеальные школьники, обладающие всеми универсальными навыками по ФГОС, стремящиеся к знаниям и обучающиеся в технически оборудованных кабинетах, учителю всё равно сложно работать с 30-35 учениками одномоментно.