Представлена Глава 12. Современные дидактические концепции. Педагогика. Сластенин В. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. Сластенин, И. Исаев, Е. Шиянов; Под ред. Сластенина. – М. : Издательский центр “Академия”, 2002. – 576 с.
- Глава 12. Современные дидактические концепции
- § 1. Характеристики основных концепций развивающего обучения
- § 2. Современные подходы к разработке теории личностно-развивающего обучения
(Раздел III. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ)
В учебном пособии раскрываются антропологические, аксиологические основы педагогики, теория и практика целостного педагогического процесса; организационно-деятельностные основы формирования базовой культуры школьника. Дается характеристика педагогических технологий, в том числе конструирования и осуществления педагогического процесса, педагогического общения и др. Раскрываются вопросы управления образовательными системами. Авторы – лауреаты премии Правительства РФ в области образования.
Может быть полезно учителям, руководителям системы образования.
Направление подготовки: 44. 02 Психолого-педагогическое образование
Профиль: Психология и педагогика инклюзивного образования»
Программа направлена на подготовку профессиональных кадров для работы в сфере инклюзивного образования. Инклюзивное образование подразумевает создание специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающихся (воспитывающихся) в общеобразовательных организациях совместно со своими сверстниками. В его основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, но в то же время обеспечивает равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В 2020 г. в Новосибирской области насчитывается около 32 тысяч детей с ОВЗ, в том числе 7 500 – это дети-инвалиды. В Новосибирской области 70 % детей с ОВЗ обучаются инклюзивно. Концепцией развития инклюзивного образования охвачены все уровни образования – от дошкольного до профессионального.
Длительность обучения: очная форма – 4 года, заочная форма – 5 лет. Программа имеет государственную аккредитацию.
Цель программы – подготовка бакалавров, готовых реализовывать психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образовательного процесса, оказания психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Что я буду изучать?
Учебный план имеет модульную структуру:
Где я буду работать?
Перспективы трудоустройства выпускника будут иметь несомненные конкурентные преимущества. Возможные наименования должностей: психолог, педагог-психолог, психолог образовательной организации, осуществляющий психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования.
Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц
Форма обучения: очная (2 года).
Стоимость обучения: 60. 000 рублей за 1 год.
Квалификация выпускника: Магистр
Образовательная программа данного направления является программой нового поколения; она разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.
Выпускники профиля обладают высокой компетенцией, они готовы работать в образовательных организациях дошкольного, начального, среднего общего, профессионального и дополнительного образования, центрах психолого-педагогического сопровождения, в учреждениях социальной сферы, в отделах управления образованием.
Какие навыки вы получите?
– проведение психолого-педагогической диагностики лиц с ОВЗ;
– осуществление коррекционной деятельности с лицами с ОВЗ;
– организация процесса консультирования участников образовательных отношений.
Какие дисциплины вы будете изучать?
– Нормативно-правовые основы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
– Проектирование и сопровождение индивидуального образовательного маршрута для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
– Мониторинг коррекционно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях.
– Особенности развития когнитивных функций и эмоциональной сферы у лиц с ограниченными возможностями здоровья.
– Тьюторство в системе инклюзивного образования.
– Консультирование педагогов образовательных учреждений, осуществляющих обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья.
– Ассистивные технологии в специальном и инклюзивном образовании.
– Психолого-педагогическая диагностика лиц с ограниченными возможностями здоровья.
– Психолого-педагогические основы разработки и реализации коррекционно-развивающих программ.
Кто будет вашими преподавателями?
Руководитель образовательной программы:
– Фролова Светлана Валериевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психологии и педагогики», клинический психолог, дефектолог
– Федосеева Елена Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, соавтор множества учебных пособий, статей по направлению специальное (дефектологическое)образование, клинический психолог, дефектолог
– Брыкин Юрий Вадимович, кандидат педагогических наук, доцент, руководитель образовательных программ кафедры психологии и педагогики, профессор РАЕ
– Елькина Ирина Юрьевна, кандитат психологических наук, соавтор монографий, учебных пособий, статей в журналах ВАК по направлению «Психолого-педагогическое образование»
Как поступить на программу?
Пройти тестирование по направлению подготовки. Подробнее о тестировании
Все интересующие вопросы Вы можете задать по телефону горячей линии приемной комиссии: 7 (495) 033-03-63.
Направление подготовки: 44. 02 Психолого-педагогическое образование
Направленность (профиль): Психология и педагогика инклюзивного образования
Программа направлена на подготовку профессиональных кадров для работы в сфере инклюзивного образования. Инклюзивное образование подразумевает создание специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающихся (воспитывающихся) в общеобразовательных организациях совместно со своими сверстниками. В его основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, но в то же время обеспечивает равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В 2020 г. в Новосибирской области насчитывается около 32 тысяч детей с ОВЗ, в том числе 7 500 – это дети-инвалиды. В Новосибирской области 70 % детей с ОВЗ обучаются инклюзивно. Концепцией развития инклюзивного образования охвачены все уровни образования – от дошкольного до профессионального.
Длительность обучения – 2 года 5 месяцев (заочная форма).
Цель программы – подготовить магистра к деятельности, требующей углубленной фундаментальной профессиональной подготовки в области психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образовательного процесса, оказания психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Что я буду изучать?
Учебный план имеет модульную структуру:
- «Методология исследования в образовании»
- «Профессиональная коммуникация»
- «Теоретические основы профессиональной деятельности педагога-психолога в образовании» («Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды», «Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления»,»Основы дифференциальной психологической диагностики»)
- «Теоретические основы инклюзивного образования» («Инклюзивное образование в современном мире», «Нормативно-правовые и экономические основы инклюзивного образования», «Детский аутизм: диагностика и коррекционная помощь»)
- «Практика реализации инклюзивного образования» («Проектирование программ профессиональной деятельности педагога-психолога в условиях инклюзивного образования», «Ранняя психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья». «Психолого-педагогические технологии инклюзивного образования»)
Содержание магистерской программы ориентировано на формирование профессиональных компетенций:
- способность к планированию и проведению научных исследований в области инклюзивного образования;
- способность проводить психолого-педагогическую диагностику субъектов инклюзивного образовательного процесса;
- способность осуществлять коррекционно-развивающую работу с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
- способность проводить психологическое просвещение, психологическое консультирование и психологическую профилактику субъектов образовательного процесса в области инклюзивного образования.
- В реализации магистерской программы участвуют высококвалифицированные научно-педагогические кадры, чей авторитет и научная репутация признаны профессиональным сообществом и достигнуты высоким уровнем исследований в области инклюзивного образования.
- Активная научно-исследовательская работа, в том числе – при выполнении магистерской диссертации на базе научно-образовательного центра «Инклюзивное образование». Проблему исследования выбирает сам обучающийся, поэтому она имеет личностную значимость и собственный опыт включенности в ее решение, содержит уникальность и авторскую позицию, что обеспечивает высокое качество выпускных квалификационных работ.
- Обучающиеся участвуют в разнообразных формах организации профессионального взаимодействия: ежегодных всероссийских научных школах с международным участием по проблемам инклюзивного образования, в международных форумах, проектных сессиях, научно-практических конференциях и т.д.
- В образовательном процессе реализуются личностно-ориентированные технологии. При организации контактной работы с магистрантами в условиях традиционной лекционно-семинарской формы организации обучения приоритет отдан интерактивным методам обучения, поэтому применяются диалоговые лекции, дискуссии, кейс-стади (анализ конкретных ситуаций), метод проектов; практические занятия проходят в таких формах как баркемп, воркшоп, мастер-класс, круглый стол, проектная сессия и других.
- Высокий уровень подготовки обеспечен преемственностью основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры, сочетанием традиций по подготовке специалистов по психолого-педагогическому направлению с новейшими образовательными технологиями.
- Созданы современная инфраструктура и материально-техническое обеспечение для реализации магистерской программы «Психология и педагогика инклюзивного образования.
Где я буду работать?
Перспективы трудоустройства выпускника будут иметь несомненные конкурентные преимущества. Возможные наименования должностей: руководитель инклюзивной образовательной организации, руководитель или сотрудник психологического центра, руководитель или сотрудник психолого-медико-педагогической комиссии, психолог, педагог-психолог, психолог образовательной организации, осуществляющий психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования.
Наш мир переживает коренную смену подходов к образованию и к социокультурной политике в целом. К этим изменениям можно отнести, понятие «инклюзивное образование». Развитие и гуманизация образовательной системы неизбежно приводят к внедрению различных форм интегрированного обучения детей с ОВЗ в массовую школу. В то же время, существует ряд проблем, затрудняющих успешность реализации интегрированного обучения:— низкая компетентность родителей и педагогов в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ;— недостаточная координированность действий специалистов, участвующих в реализации интегрированного обучения. Успешность обучения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении зависит от включенности в работу с ним комплекса специалистов: педагога-психолога, классного руководителя, учителей-предметников, логопеда, дефектолога, соц. педагога. Важно обсуждать эту проблему и с родителями учащихся, т. основные трудности взаимодействия в процессе организации интегрированного обучения возникают не только по поводу учебных проблем, но и взаимоотношений ребёнка в классе. Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуация жизненного выбора – множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития» (Е. Казакова (2000). Процесс сопровождения – комплекс последовательно реализуемых специалистами сопровождения действий, позволяющих субъекту сопровождения определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения. Метод сопровождения – способ практического осуществления процесса сопровождения на основании полной информации о сущности проблемы и путях её решения. Служба сопровождения – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координированно. Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ является обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум.
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
- психологическое обеспечение образовательных программ;
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Психолого-педагогическое сопровождение в образовательном учреждении строится на принципах:
— Непрерывность. Психолого-педагогическое сопровождение функционирует на всех ступенях образования, благодаря чему и обеспечивается непрерывность процесса сопровождения. — Системность. Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов. Среди них семья, обустройство образовательной среды, обучение и воспитание, взаимодействие детей, вопросы самопознания и личностной самореализации. — Обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса. На всех этапах инклюзивного образования сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие воспитанников, положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения, способствует развитию взаимодействия детей. В этих условиях у детей с особенностями психофизического развития формируется социальная компетентность. Существуют три модели интегрированного обучения. — Полная и комбинированная интеграция, где в одной группе, осваивая образовательные программы, совместно обучаются дети с ОВЗ. — Частичная интеграция показана детям, которые по тем или иным причинам не способны овладеть образовательным стандартом, поэтому они вливаются в группу на часть дня. — Временная интеграция предполагает объединение всех воспитанников группы компенсирующего назначения с типично развивающимися дошкольниками не реже двух раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с особыми образовательными потребностями положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми. МКУ ЦРОиМП в 2015 – 2016 учебном году проводит следующие мероприятия:— Семинар «ФГОС: игра как особый вид деятельности дошкольника с ОВЗ» (апрель). — Постоянно действующий семинар: «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обучающихся с ОВЗ в рамках реализации ФГОС»Заседание №1 «Специфика психолого – педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в рамках реализации ФГОС» (февраль)Заседание №2 «Психолого – педагогические особенности сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве ООО» (март)Заседание № 3 «Психолого – педагогические особенности сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве НОО» (май)— Консультирование родителей по вопросам нормативно-правового обеспечения инклюзивных процессов в образовании (пятница 14. 00 – 17. 00). — Консультирование педагогов по формированию комфортной и безопасной среды в классах инклюзивного обучения (пятница 14. 00 – 17. 00). — Методические рекомендации образовательным организациям, реализующим ФГОС обучающихся с ОВЗ (на сайте МКУ ЦРОиМП). Более подробная информация об обеспечении психолого – педагогической помощи обучающимся размещена на сайтах образовательных организаций.
Внимание на курсы скидки от 20 до 62%
72 часа-2100 руб и 144 часа-5500 руб для физических лиц
Уважаемые слушатели курсов, мы рады предложить вам модули курса 2. “Психолого-педагогические и учебно-методические аспекты деятельности” :
Для кого курс: учителей, педагогов, преподавателей, воспитателей, психологов, педагогов доп. образования и других специалистов сферы образования, профессиональной деятельности, социальных работников и других специалистов сферы деятельности “человек-человек”.
Цель курса – освоение слушателями компетенции в области интеграции основ психолого-педагогических знаний в процесс своей профессиональной деятельности и взаимодействия с коллегами, клиентами, пациентами, учениками и др. участниками взаимодействия на рабочем месте, необходимых как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.
· знание процесса развития психолого-педагогической науки, представление о методах исследования; овладение понятийным аппаратом психолого-педагогического знания, способствующего содержательному взаимодействию человека в сфере социальных и профессиональных отношений; понимание сущности сознания и самосознания, представление об естественнонаучной природе психики, соотношении биологических и социальных факторов, обуславливающих становление личности, о роли мотивационно-потребностных установок и волевых качеств поведения и деятельности личности; знание психолого-педагогических аспектов обучения, воспитания, развития личности и учет их в личной и профессиональной деятельности; приобретение опыта психолого-педагогического анализа учебных и профессиональных проблемных ситуаций.
В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:
· основные категории и понятия психологической и педагогической наук;
· предмет и методы психологии и педагогики, место психологии и педагогики в системе наук и их основные отрасли;
· основные этапы развития психологии и педагогики, содержание современных теоретических концепций, основные научные школы, сведения о жизни выдающихся педагогов и психологов;
· объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме;
· содержание, принципы, формы, методы педагогической деятельности
· природу психики, основные механизмы ее развития, соотношение сознания и бессознательного;
· методы психолого-педагогического изучения личности и коллектива;
· методы психической регуляции эмоций и поведения;
· способы самоорганизации учебно-познавательной деятельности.
· проектировать собственное саморазвитие;
· анализировать психологические особенности личности (темперамент, характер, способности, направленность), интерпретировать собственное психическое состояние;
· использовать методы психической саморегуляции психических функций в различных условиях жизнедеятельности;
· использовать методы воспитательной работы с производственным персоналом, с собственными детьми;
· самостоятельно приобретать новые знания: находить необходимую информацию, анализировать ее, обрабатывать и выступать перед аудиторией.
Последнее изменение: Среда, 12 Январь 2022, 15:51
Сущность, целевое назначение и функциональные особенности дополнительного образования
Дополнительное образование – это часть системы образования детей и взрослых, ориентированная на разностороннее личностное развитие и включающая обучение по программам, не входящим в общеобразовательное школьное обучение.
Дополнительное образование реализуется в рамках государственных стандартов и осуществляется специализированными учебными заведениями и педагогами дополнительного образования.
Педагог дополнительного образования – личность, наделенная профессиональными качествами, посредством которых происходит педагогическое сотрудничество с учащимися во внеурочное время, нацеленное на удовлетворение потребностей, как познавательного, так и творческого характера, а также развивающее коммуникативные навыки.
Развитие дополнительного образования в России произошло совсем недавно. Оно было включено в образовательную систему только в 90-е годы 20-го столетия и утверждено принятием закона «Об образовании».
Формирование системы дополнительного образования нацелено на обеспечение всестороннего личностного саморазвития, самоопределения и самоутверждения и развитие творческих способностей.
Рисунок 1. Дополнительное образование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Исходя из целевого назначения допобразования, система предполагает постановку таких задач:
- Ориентация на индивидуальное развитие каждого ребенка и обеспечение условий для раскрытие талантов и способностей;
- Воспитание личности, социально развитой и адаптированной;
- Формирование и развитие личности, наделенной интеллектуальными, нравственными, эстетическими качествами;
- Стимулирование к творческой активности и познавательно заинтересованности учащихся;
- Создание условий для развития педагогов, раскрытия их творческого потенциала и повышения мастерства.
В отличие от иных уровней и направлений системы образования, дополнительное образование является свободным. Оно осуществляется по желанию самого учащегося, чтобы он мог удовлетворить свои потребности в различных сферах жизнедеятельности, реализовать себя и свои таланты, исследовать мир и его процессы в более полной форме.
Благодаря системе дополнительного образования происходит создание единого обучающего пространства, призваного сформировать у учащихся целостное представление о мироустройстве, обеспечить гармоничное формирование всех качеств личности, необходимых для ее продуктивной жизнедеятельности.
Дополнительное образование является средством для саморазвития и самосовершенствования личности. Оно позволяет усвоить жизненные ценности и реализовывать их на практике в более полной и гармоничной форме. Ребенок развивается разносторонне и может самостоятельно выбрать направление и путь своего развития и профессионального направления деятельности. личность получает шанс самостоятельного формирования своих жизненных планов и развивает навыки реализации деятельности различных направлений множеством способов.
Особенно активное развитие дополнительное образование дает творчеству. Творческие виды деятельности учащихся не получают такого развития в школах, как в учреждениях дополнительного образования.
Функциональное значение дополнительного образования сводится к выполнению им следующих функций:
- Функция непрерывности – охват всех уровней и стадий системы образования. Оно находится на втором плане образовательной системы, но составляет ее фундамент и не имеет возрастных и иных ограничений применения.
- Познавательно-информационная функция – освоение знаний и навыков деятельности в обществе и осмысление реальности бытия, познание сущности мира.
- Ценностная функция – развитие основных ценностных ориентаций ребенка.
- Личностно-формирующая функция – нацеленность на формирование и развитие личности.
- Терапевтическая функция – обеспечение благоприятной психологической среды пребывания ребенка и формирование положительных коммуникаций.
- Культурно-досуговая – проведение полезного свободного времени, являющееся профилактической мерой асоциального и противоправного поведения, а также помогающее расслабиться и отвлечься.
Специфические черты системы дополнительного образования
Основной чертой системы дополнительного образования является ее ориентация на саморазвитие, самоактуализацию и самореализацию личности. Это позволяет реализовать возможности личности в точной истинной форме и стать тем человеком, которым он может и должен быть на своем жизненном пути.
Специфика дополнительного образования проявляется в следующем:
- Ориентация деятельности заведения дополнительного образования на личностную самореализацию и самоутверждение;
- Специфическое направление педагогической работы, ориентированное на самоопределение и самореализацию учащихся;
- Наличие образовательного выбора: педагога, программы обучения, содержания и методик прохождения образовательного процесса;
- Наличие компетентности и педагогического мастерства педагогов, связанных с вопросами развития индивидуальности, субъектности, самоопределения и самоутверждения;
- Наличие творческой атмосферы и потенциала для развития креативного мышления и раскрытия природных задатков;
- Гибкость системы дополнительного образования.
Принципы организации дополнительного образования
Система дополнительного образования опирается на некоторые общие педагогические принципы, а также имеет свои особенные фундаментальные законы.
Систему дополнительного образования можно охарактеризовать следующими принципами организации:
- Принцип демократии – наличие возможности выбора консолидации прохождения занятий заведения образования, направления и области педагогической деятельности.
- Принцип культуросообразности – знакомство с культурными ценностями, их принятие, знакомство с культурным наследием.
- Принцип ответственности – ответственность за свои действия и поступки, выбор своей жизненной позиции и исполнении определенных ролей.
- Принцип гуманизма – создание творческой атмосферы и комфортного психологического климата.
- Принцип продуктивности – достижение целевого назначения дополнительного образования, изменение социума в лучшую сторону.
- Принцип педагогической помощи – оказание помощи ребенку в его саморазвитии, самосовершенствовании и реализации талантов.
Психолого-педагогические условия сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика
Организация: МОУ ШИСОО с. НЫДА
Населенный пункт: Тюменская область, ЯНАО, с. Ныда
Аннотация. Необходимость адаптивной среды в школе-интернате посредством социально-психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями – требование времени. В статье показана организация сопровождений детей с ОВЗ и семей в школе- интернате. Представлены результаты сопровождения.
Ключевые слова: адаптивная среда, сопровождение, амплификация, дезадаптация, коррекция.
В развитии детей часто возникают проблемы, выражающиеся в отклонении от общепринятых социальных возрастных ожиданий, школьно-образовательных нормативов успешности, установленных в обществе норм поведения и общения.
Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Анализ состояния сопровождения детей с ОВЗ, выявление факторов и противоречий, влияющих на сопровождение данного контингента и эффективность работы специалистов социально-психолого-педагогической службы с данным контингентом детей в школе-интернате – все это способствует развитию и совершенствованию опыта.
Школа должна измениться для того, чтобы быть ориентированной на любого ребенка с любыми образовательными потребностями. Это сложный процесс, требующий организационных, содержательных, ценностных изменений. Нужно менять не только формы организации обучения, но и способы взаимодействия с детьми данной категории.
Изменение парадигмы педагогического образования и превращение ее по существу в образование психолого-педагогическое позволяет осуществлять в МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда» процесс обучения, ориентированный на развитие обучающихся с ОВЗ, учет особенностей и всестороннее раскрытие личностного потенциала.
Создание адаптивной среды, которая позволяет обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию, а также наличие адекватной системы психолого-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения за ходом развития ребенка с ОВЗ, разработку индивидуальных программ обучения и коррекции, а также работу со средой, в которую интегрируется ребенок.
Процесс психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ подразумевает:
Проектирование образовательной среды, исходящей из общегуманистического подхода к необходимости максимального раскрытия возможностей и личностного потенциала ребенка, опираясь на возрастные нормативы развития, основные новообразования возраста как критерия адекватности образовательных воздействий, в логике собственного развития ребенка, приоритетности его потребностей, целей и ценностей.
Поддержание функционирования ребенка в условиях оптимальной амплификации образовательных воздействий и недопустимости его дезадаптации.
Собственно говоря, все сопровождение ребенка с ОВЗ и определяется оценкой этих границ и поддержанием необходимого объема образовательной информации в оптимальных границах, не допуская перехода состояния ребенка в дезадаптивное.
Цель: формирование системного подхода к обеспечению условий для развития, освоения общеобразовательных программ и социализации в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Совершенствование адаптивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья на всем протяжении их присутствия в школе-интернате, а также выработки за счет этого соответствующего ресурса для максимальной адаптированности в других социальных средах.
- Комплексное социально-психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья через составление индивидуальной программы сопровождения, включая определение вида и объема необходимой помощи (обучающей, медицинской, социально-педагогической, психологической, коррекционной).
- Психолого-педагогическая поддержка семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для преодоления ограничений жизнедеятельности, а также формирование родительской ответственности за здоровое развитие и воспитание детей, формирование системы семейных ценностей.
В реализации программы психолого-педагогического сопровождения задействованы: администрация школы-интерната, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, учителя-предметники, классные руководители, воспитатели, педиатр участковой больницы.
Данная программа определяет основные направления психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в школе-интернате. В школе-интернате разработана нормативно-правовая база для реализации программы сопровождения детей с ОВЗ. Данная программа охватывает всех детей, обучающихся в школе-интернате, имеющих статус дети с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР, УО).
Программа направлена на создание адаптивной образовательной среды для данного контингента детей и рассчитана на 2 года, но при этом возможно внесение корректив.
Сопровождение как процесс и целостная деятельность всех субъектов образовательного процесса всецело должно определяться тремя основными взаимосвязанными компонентами:
Систематическим отслеживанием психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения.
Созданием социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент).
Созданием специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детям с особыми образовательными потребностями (в рамках специального образовательного компонента).
Непрерывное поддержание силами всех специалистов – участников образовательного процесса равновесной ситуации между реальными возможностями ребенка и образовательными воздействиями (определяемых, в первую очередь, внутренними условиями и закономерностями индивидуального развития ребенка) и объемом, динамическими показателями этих образовательных воздействий со стороны педагогов, родителей, любых других субъектов образовательной среды.
Психолого-педагогическое сопровождение, в том числе особенности индивидуализации образовательного маршрута и самой работы по индивидуальной программе с ребенком с ОВЗ, основывается на определенных принципах:
Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, ориентацию на личностные особенности ребенка, семьи.
Гуманно-личностный – уважение к ребенку, к каждому члену семьи, формирование позитивной «Я – концепции» каждого ребенка, его представления о себе.
Принцип комплексности – тесный контакт с администрацией, педагогом-психологом, социальным педагогом, учителем-логопедом, педагогами и родителями (законными представителями).
Принцип деятельностного подхода – психологическая, логопедическая, социальная и педагогическая помощь осуществляется с учетом ведущей деятельности, основных новообразований возраста ребенка. А также так же на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.
Это общая методология психолого-педагогического сопровождения, представление взаимодействия ребенка с ОВЗ и образовательной среды как системы передачи и амплификации потока образовательной информации.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья:
- создание психологически комфортных условий для развития эмоционально-личностной сферы и познавательных процессов у обучающихся с ОВЗ;
- создание условий для социализации их в обществе.
Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья:
- повышение психолого-педагогической компетентности родителей;
- систематизация психолого-педагогической помощи и поддержки родителей.
Для педагогов школы-интерната: повышение психологической компетентности педагогов.
- создание адаптивной образовательной среды посредством комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса;
- психолого-педагогическое просвещение и психопрофилактика в сетевом сообществе.
Технологии, используемые при сопровождении детей с ОВЗ: организация сопровождающей работы (М. Битянова), работа психолога с различными возрастными группами (Р. Овчарова), работа с проблемными детьми: дифференциация и индивидуализация обучения; коррекционно-развивающее обучение детей с задержкой психического развития, технология работы с умственно отсталыми детьми (Г. Селевко).
Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в школе-интернате имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей со всеми участниками образовательного процесса: обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Вопрос о выборе образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается территориальной психолого-педагогической комиссией с учетом рекомендаций медицинских работников (МСЭ), исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Для детей выстраивается развивающая, коррекционно-развивающая работа при необходимости, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого.
Принцип вариативности и возможности обучения применяется на протяжении всего периода обучения по адаптированной программе в школе-интернате, на уровне соответствующем его способностям, особенностям развития и склонностям, снимает излишнее эмоциональное и интеллектуальное напряжение, способствуют формированию положительных внутренних мотивов учения.
В школе-интернате организуется индивидуальная и групповая коррекционная работа с обучающимися. Отбор в коррекционные группы обучающихся для индивидуальных занятий проводится с учетом рекомендаций школьного ПМПк и тПМПК.
Основной формой организации внеурочной деятельности школьников выступает проектная деятельность. Включение детей с ОВЗ в проектную деятельность имеет особое значение, так как способствует их самореализации в различных видах трудовой, творческой деятельности, интеграции в социум. Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств детей-инвалидов и детей с ОВЗ: требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам.
Таким образом, социально-психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ необходимо на протяжении всего периода их обучения. Для семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ важным является развитие потенциальных возможностей ребенка и успешная интеграция его в обществе. Поэтому родителям необходимо своевременная социально-психолого-педагогическая помощь по преодолению их отчужденности в обществе.
Результат деятельности службы сопровождения:
– наличие индивидуальных программ коррекционной работы с детьми с ОВЗ;
– наличие индивидуальных программ работы с детьми с ОВЗ;
– наличие индивидуальных планов работы;
– наличие плана-графика тематических индивидуальных и групповых консультаций для обучающихся и отдельных категорий родителей на 2015/2016 уч
– наличие адаптированных общеобразовательных программ для обучения детей с ОВЗ;
– наличие индивидуальных образовательных траекторий по основным предметам;
– наличие программы коррекционно-развивающих занятий «Тропинка к своему Я» для 1-8 классов;
– наличие логопедической программы «Коррекция звукопроизношения» для 1-4 кл.
– включение специалистов ведомств и учреждений Надымского района, участвующих в комплексном сопровождении детей с ОВЗ (сетевое взаимодействие): МСЭ, центр реабилитации, тПМПК и др.
– адаптирование архитектурной и материально-технической среды школы-интерната;
– план работы волонтерского движения «Нью-Эйдж» для детей-инвалидов.
Результат проведения коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ:
Положительная динамика в развитии эмоционально-волевой сферы (тест Басса – Дарки): снижение выраженности следующих форм агрессии: физическая – 10 чел. /41%; вербальная – 7/29%, негативизм – 5/21%, раздражительность – 11/46%. У большинства детей наблюдается средний уровень проявления агрессивных состояний – 19/79%).
Повышение уровня удовлетворенности школьной жизнью (А. Андреева):
2/8% чел – высокий уровень удовлетворенности
22/92% – средний уровень удовлетворенности,
нет – низкий.
Повышение уровня познавательных способностей обучающихся на уровне начального общего образования – 2/50% (компьютерный вариант теста Равена Д).
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих скоординировано, что в свою очередь направленно на результат.
Опубликовано
Целью психолого – педагогического сопровождения развития ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка в соответствии нормой развития в определенном возрасте
Критерием эффективности сопровождения ребенка -инвалида и ребенка с ОВЗ является нахождение ребенка в индивидуально-адаптивной зоне уровня образовательных воздействий и динамического контроля изменения показателей адаптации. 6 мая 2016 г
Целью психолого – педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ является обеспечение оптимального развития ребенка , успешная интеграция в социум
Задачи психологического сопровождения заключается не только в оказании своевременной помощи и поддержки личности, но и в научении ее самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, ответственно относиться к своей учебной деятельности