Требованиями ФГОС к психолого-педагогическим условиям реализации образовательной программы основного общего образования являются:
• обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к уровню начального общего образования с учетом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый;
• обеспечение вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса;
• формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса.
Преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к уровню начального общего образования с учетом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый, могут включать: учебное сотрудничество, совместную деятельность, разновозрастное сотрудничество, дискуссию, тренинги, групповую игру, освоение культуры аргументации, рефлексию, педагогическое общение, а также информационно-методическое обеспечение образовательно-воспитательного процесса.
При организации психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на уровне основного общего образования можно выделить следующие уровни психолого-педагогического сопровождения: индивидуальное, групповое, на уровне класса, на уровне образовательной организации.
Основными формами психолого-педагогического сопровождения могут выступать:
• диагностика, направленная на определение особенностей статуса обучающегося, которая может проводиться на этапе перехода ученика на следующий уровень образования и в конце каждого учебного года;
• консультирование педагогов и родителей, которое осуществляется учителем и психологом с учетом результатов диагностики, а также администрацией образовательной организации;
• профилактика, экспертиза, развивающая работа, просвещение, коррекционная работа, осуществляемая в течение всего учебного времени.
К основным направлениям психолого-педагогического сопровождения можно отнести:
• сохранение и укрепление психологического здоровья;
• мониторинг возможностей и способностей обучающихся;
• психолого-педагогическую поддержку участников олимпиадного движения;
• формирование у обучающихся понимания ценности здоровья и безопасного образа жизни;
• развитие экологической культуры;
• выявление и поддержку детей с особыми образовательными потребностями и особыми возможностями здоровья;
• формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;
• поддержку детских объединений и ученического самоуправления;
• выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
Для оценки профессиональной деятельности педагога в образовательной организации возможно использование различных методик оценки психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса.
Непременным условием реализации требований ФГОС НОО является создание в ГБОУ школе № 617 психолого-педагогических условий, обеспечивающих:
- преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности по отношению к дошкольному образованию с учётом специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
- формирование и развитие психологоз-педагогической компетентности участников образовательных отношений;
- вариативность направлений и форм, а также диверсификацию уровней психологопедагогического сопровождения участников образовательных отношений;
- дифференциацию и индивидуализацию обучения.
Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений на уровне начального общего образования
Можно выделить следующие уровни психологопедагогического сопровождения: индивидуальное, групповое, на уровне класса, на уровне образовательной организации.
Основными формами психолого-педагогического сопровождения являются:
- диагностика, направленная на выявление особенностей статуса школьника. Она может проводиться на этапе знакомства с ребёнком, после зачисления его в школу и в конце каждого учебного года;
- консультирование педагогов и родителей, которое осуществляется учителем и психологом с учётом результатов диагностики, а также администрацией образовательной организации;
- профилактика, экспертиза, развивающая работа, просвещение, коррекционная работа, осуществляемая в течение всего учебного времени.
- К основным направлениям психологопедагогического сопровождения можно отнести:
- сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;
- мониторинг возможностей и способностей обучающихся;
- психологопедагогическую поддержку участников олимпиадного движения;
- формирование у обучающихся ценности здоровья и безопасного образа жизни;
- развитие экологической культуры;
- выявление и поддержку детей с особыми образовательными потребностями;
- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;
- поддержку детских объединений и ученического самоуправления;
- выявление и поддержку лиц, проявивших выдающиеся способности.
В ГБОУ школе № 617 для обеспечения психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы созданы:
1) Школьная служба сопровождения.
2) Совет профилактики.
3) Школьная служба медиации.
4) Психолого-медико-педагогический консилиум.
Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:
Направление подготовки: 44. 02 Психолого-педагогическое образование
Направленность (профиль): Психология и педагогика инклюзивного образования
Программа направлена на подготовку профессиональных кадров для работы в сфере инклюзивного образования. Инклюзивное образование подразумевает создание специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающихся (воспитывающихся) в общеобразовательных организациях совместно со своими сверстниками. В его основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, но в то же время обеспечивает равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В 2020 г. в Новосибирской области насчитывается около 32 тысяч детей с ОВЗ, в том числе 7 500 – это дети-инвалиды. В Новосибирской области 70 % детей с ОВЗ обучаются инклюзивно. Концепцией развития инклюзивного образования охвачены все уровни образования – от дошкольного до профессионального.
Длительность обучения – 2 года 5 месяцев (заочная форма).
Цель программы – подготовить магистра к деятельности, требующей углубленной фундаментальной профессиональной подготовки в области психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образовательного процесса, оказания психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Что я буду изучать?
Учебный план имеет модульную структуру:
- «Методология исследования в образовании»
- «Профессиональная коммуникация»
- «Теоретические основы профессиональной деятельности педагога-психолога в образовании» («Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды», «Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления»,»Основы дифференциальной психологической диагностики»)
- «Теоретические основы инклюзивного образования» («Инклюзивное образование в современном мире», «Нормативно-правовые и экономические основы инклюзивного образования», «Детский аутизм: диагностика и коррекционная помощь»)
- «Практика реализации инклюзивного образования» («Проектирование программ профессиональной деятельности педагога-психолога в условиях инклюзивного образования», «Ранняя психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья». «Психолого-педагогические технологии инклюзивного образования»)
Содержание магистерской программы ориентировано на формирование профессиональных компетенций:
- способность к планированию и проведению научных исследований в области инклюзивного образования;
- способность проводить психолого-педагогическую диагностику субъектов инклюзивного образовательного процесса;
- способность осуществлять коррекционно-развивающую работу с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
- способность проводить психологическое просвещение, психологическое консультирование и психологическую профилактику субъектов образовательного процесса в области инклюзивного образования.
- В реализации магистерской программы участвуют высококвалифицированные научно-педагогические кадры, чей авторитет и научная репутация признаны профессиональным сообществом и достигнуты высоким уровнем исследований в области инклюзивного образования.
- Активная научно-исследовательская работа, в том числе – при выполнении магистерской диссертации на базе научно-образовательного центра «Инклюзивное образование». Проблему исследования выбирает сам обучающийся, поэтому она имеет личностную значимость и собственный опыт включенности в ее решение, содержит уникальность и авторскую позицию, что обеспечивает высокое качество выпускных квалификационных работ.
- Обучающиеся участвуют в разнообразных формах организации профессионального взаимодействия: ежегодных всероссийских научных школах с международным участием по проблемам инклюзивного образования, в международных форумах, проектных сессиях, научно-практических конференциях и т.д.
- В образовательном процессе реализуются личностно-ориентированные технологии. При организации контактной работы с магистрантами в условиях традиционной лекционно-семинарской формы организации обучения приоритет отдан интерактивным методам обучения, поэтому применяются диалоговые лекции, дискуссии, кейс-стади (анализ конкретных ситуаций), метод проектов; практические занятия проходят в таких формах как баркемп, воркшоп, мастер-класс, круглый стол, проектная сессия и других.
- Высокий уровень подготовки обеспечен преемственностью основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры, сочетанием традиций по подготовке специалистов по психолого-педагогическому направлению с новейшими образовательными технологиями.
- Созданы современная инфраструктура и материально-техническое обеспечение для реализации магистерской программы «Психология и педагогика инклюзивного образования.
Где я буду работать?
Перспективы трудоустройства выпускника будут иметь несомненные конкурентные преимущества. Возможные наименования должностей: руководитель инклюзивной образовательной организации, руководитель или сотрудник психологического центра, руководитель или сотрудник психолого-медико-педагогической комиссии, психолог, педагог-психолог, психолог образовательной организации, осуществляющий психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования.
Комплекс организационно-педагогических условий при составлении программы дополнительного образования
Шкроб С.
МАУ ДО ДДТ «Маленький принц»
Календарный учебный график Календарный учебный график определяет количество учебных недель и количество учебных дней, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов/этапов; определяет даты проведения занятия и т. Календарный учебный график является обязательным приложением к дополнительной общеобразовательной программе и составляется для каждой группы. Календарный учебный график рекомендуется размещать в Приложении: № п/п, Месяц, Число, Время проведения занятия, Форма занятия, Количество часов, Тема занятия, Место проведения, Форма контроля
Условия реализации программы Учебное помещение должно соответствовать требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН 2. 3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41.
Материально-техническое обеспечение Для реализации программы помещение должно соответствовать следующим характеристикам, далее вы размещаете сведения о помещении, в котором проводятся занятия (учебном кабинете, компьютерном классе, мастерской, лаборатории, хореографическом классе, спортивном или актовом зале и т. ); сведения о наличии подсобных помещений (кладовых, костюмерных, раздевалок и т. ); перечень оборудования учебного помещения, кабинета (классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, зеркала, декорации, костюмы и т. ); перечень оборудования, необходимого для проведения занятий, (станков, спортивных снарядов, швейных машинок, специальных приспособлений, микрофонов и т. ); перечень технических средств обучения (компьютер, принтер, графо-, мультимедиа-проекторы, интерактивная доска, телевизор, музыкальный центр, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель и т. ); перечень технических, графических, чертѐжных, швейных и других инструментов, приборов, музыкальных инструментов и т. ; перечень материалов, необходимых для занятий: ватман, ткани, нитки, фурнитура, глина, клей, краски, заготовки из дерева, металла и других материалов и т. ; учебный комплект на каждого обучающегося (тетрадь, ручка, карандаш, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом и т. ); требования к специальной одежде обучающихся (спортивная форма, одежда для занятий хореографией, работы в мастерской и т. Полный список оснащения и оборудования, чтобы не перегружать основной текст программы, можно перенести в Приложение к ней.
Информационное обеспечение Электронные образовательные ресурсы (аудио, видео), специальные компьютерные программы, информационные технологии. Кадровое обеспечение Целесообразно перечислить педагогов, занятых в реализации программы, кратко охарактеризовать их профессионализм, квалификацию. Если для реализации дополнительной общеразвивающей программы необходимы педагоги дополнительного образования разных направлений или иные специалисты (концертмейстер, художник-оформитель, аранжировщик, лаборант, электронщик, системный администратор, тьютор и т. ), то тогда следует указать направления работы педагогов дополнительного образования, должности и обязанности других специалистов, а также требования к их образованию и квалификации. Формы аттестации Аттестация позволяет определить, достигнуты ли обучающимися планируемые результаты, освоена ли ими программа. Формы аттестации индивидуальны для каждой программы, соответствуют локальному акту УДО и учебному плану программы. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 75) и приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» проведение итоговой аттестации по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам не предусмотрено. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, определяют формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся. Промежуточная аттестация может проводиться как завершающая какой-то этап реализации программы, так и по завершению программы в целом. Оценка образовательных результатов учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе должна носить вариативный характер. Инструменты оценки достижений детей и подростков должны способствовать росту их самооценки и познавательных интересов, а также диагностировать мотивацию достижений личности (Концепция, гл. III). Формы аттестации: зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестивали, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и другие. Текущий контроль включает следующие формы: творческие работы, самостоятельные работы, выставки, тестирование, конкурс, защита творческих работ, проектов, конференция, фестиваль, соревнование, турнир, зачетные занятия. Входная диагностика позволяет определить уровень знаний, умений и навыков, компетенций у обучающегося, чтобы выяснить, насколько ребенок готов к освоению данной программы. Входная диагностика проводится в случае, если это предусмотрено условиями набора обучающихся.
Оценочные материалы Диагностические процедуры обязательно должны иметь непосредственную связь с содержательно-тематическим направлением программы. При проектировании программы, в т. разноуровневой, важно провести тщательную методическую работу по созданию оценочных материалов и описанию квалификационных процедур, которые будут использоваться в рамках программы. При разработке заданий, используемых в оценочных материалах, необходимо опираться на соответствие уровня сложности заданий уровню программы, осваиваемому участником (принцип соответствия). Оценочные задания необходимо проектировать таким образом, чтобы результат их выполнения, сложившийся наличный уровень развития и образования участника сравнивался с его же предшествующим уровнем. Сравнения с результатами решений других участников программы, работающих на иных уровнях сложности, как правило, следует избегать. В этом смысле, различные оценочные процедуры, которые позволяют определить либо динамику соревнующихся групп, либо выполнить конкурсную оценку достижений участников на основании индивидуального зачѐта проводятся отдельно. В ходе конкурсных и соревновательных процедур рекомендуется проводить публичную оценку тех или иных достижений, уровней развитости ребёнка лишь в рамках заданных номинаций, границы которых укладываются в зону ближайшего развития участника. Для каждой программы разрабатываются свои, характерные для нее, параметры, критерии, оценочные материалы и диагностики. Обязательно указываются авторы используемых методик, даются ссылки на источники информации. Сами диагностические материалы, бланки опросников, тексты тесты, нормативы выполнения помещаются в приложении в конце программы.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования особое внимание уделяется психолого — педагогическим условиям.
Основной целью системы психолого-педагогического обеспечения педагогического процесса в МБДОУ, выступает создание условий, направленных на полноценное психофизическое развитие детей и обеспечение их эмоционального благополучия.
Программа МБДОУ «Детский сад №9 «Россиянка» предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами:
- Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.
- Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.
- Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.
- Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
- Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.
- Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.
- Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе.
Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области. Повышению качества образовательной работы с детьми способствует рационально организованная в группах развивающая среда, создающая условия для совместной деятельности детей и педагогов и позволяющая варьировать способы и формы организации их жизнедеятельности. Эффект и поддержка положительного эмоционального фона создается за счет вариативного и рационального использования помещений — как групповых комнат, так и помещений ДОУ в целом.
Все сотрудники создают и поддерживают доброжелательную атмосферу в группе, что способствует установлению доверительных отношений с детьми:
— общаются с детьми дружелюбно, уважительно, вежливо, ласково;
— поддерживают доброжелательные отношения между детьми;
— голос взрослого не доминирует над голосами детей, в группе наблюдается естественный шум;
— взрослые не прибегают к негативным дисциплинарным методам, которые обижают, пугают или унижают детей;
— в индивидуальном общении с ребенком выбирают позицию «глаза на одном уровне»;
— учитывают потребность детей в поддержке взрослых;
-чутко реагируют на инициативу детей в общении, учитывают их возрастные и индивидуальные особенности;
— уделяют специальное внимание детям с особыми потребностями;
— при коррекции поведения детей чаще пользуются поощрением, поддержкой, чем порицанием и запрещением.
Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья созданы необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
При реализации основной образовательной программы допускается проведение оценки индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагог-психолог, учителя — логопеды).
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Наполняемость группы определяется с учетом возраста детей, их состояния здоровья, специфики Программы.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия через:
— непосредственное общение с каждым ребенком;
— уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
— создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
— создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
— недирективную помощь детям;
— поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
— создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
— развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
— развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее — зона ближайшего развития каждого ребенка), через:
— создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
— организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
— поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
— оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
В целях эффективной реализации основной образовательной программы созданы условия для:
1) профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;
2) консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации);
3) организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Система комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи.
Коррекционно-развивающее направление образовательного процесса в МБДОУ «Детский сад №9 «Россиянка» представлено двумя направлениями: логопедическая коррекция и коррекционно-развивающая работа педагога-психолога.
Содержание образовательного процесса в группах компенсирующей направленности определяется следующими программами:
- «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – 3-е изд., перераб. И доп. В соответствии с ФГОС ДО. – СПб. ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 240с.
- Комплексная программа дошкольного образования: «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой – Москва, «Мозаика – синтез», 2014 г.
Цель: формирование и развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
- Практическое усвоение детьми лексических и грамматических средств языка.
- Совершенствование и развитие имеющейся у детей разговорной речи.
- Формирование правильного произношения: воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношение, слоговой структуры слов, фонематического восприятия.
- Подготовка к освоению грамоты.
Основные направления коррекционно-развивающей деятельности.
- Ежегодное обследование речи детей 5—6 лет (по плану) и обследование речи детей 3-5лет (по запросу родителей) с целью оказания своевременной логопедической помощи ребенку, имеющему речевые нарушения.
- Анализ медицинского и педагогического анамнеза, заключений врачей, результатов диагностики, проводимой психологами и педагогами.
- Обследование детей с нарушениями речи в условиях ППк.
- Динамическое наблюдение за ребенком с речевыми проблемами в процессе коррекционного обучения и воспитания.
- Комплектование подгрупп для коррекционно – развивающей деятельности.
- Оформление документации.
- Составление планов коррекционно-развивающей работы.
- Создание коррекционно-развивающей среды в кабинете логопеда и педагога-психолога
- Ведение логопедической работы по формированию, развитию всех компонентов речевой деятельности.
- Предупреждение вторичных отклонений, обусловленных первичными речевыми нарушениями.
- Развитие когнитивных функций и произвольной сферы дошкольников
- Предупреждение нарушений речи у дошкольников: выявление факторов риска в развитии речи, охрана нервно-психического здоровья и т.д.
- Оказание консультативной помощи родителям, дети которых имеют проблемы в развитии речи.
- Методическая помощь педагогам ДОУ по вопросам профилактики речевых нарушений, коррекции речи.
- Самообразование по вопросам оптимизации методов и содержания коррекционно-развивающей работы.
- Участие в работе методических объединений.
- Своевременное прохождение аттестации с целью повышения уровня квалификации, профессионализма.
- Разработка и совершенствование педагогических, коррекционных и диагностических методик.
- Участие в выставках, семинарах, конференциях по проблемам коррекции психофизических недостатков детей.
- Изучение выводов и рекомендаций ППк .
- Составление индивидуальных коррекционных планов на каждого ребенка.
- Внедрение новых технологий, вариативных форм оказания коррекционно-логопедической помощи.
- Взаимодействие учителя — логопеда, воспитателей, психолога и других профильных специалистов по преодолению отставаний в речевом и психофизическом развитии детей.
- Привлечение родителей к участию в коррекционной работе с детьми с целью закрепления умений и навыков, полученных ими на логопедических занятиях.
- Участие в работе психолого-педагогического консилиума МБДОУ.
- Подведение итогов логопедической работы за год на педагогическом совете.
- Информирование родителей о результатах коррекционной работы по формированию правильной речи у детей.
Психолого-педагогические и учебно-методические
основы деятельности специалиста дополнительного образования
Стрельцова, методист МОУ ДО «ДДТ»
Система дополнительного образования в России – это действующая подсистема образования, единый, целенаправленный процесс, который объединяет воспитание, обучение и развитие личности.
Основной целью образовательной деятельности дополнительного образования является создание условий для самовыражения, саморазвития и самоопределения детей.
Задача нашего учреждения обучать, воспитывать, поддерживать, адаптировать детей к современным условиям).
По характеру реализуемых функций специалисты системы дополнительного образования подразделяются на несколько категорий:
- Специалисты, работающие, непосредственно с детьми (педагогическая деятельность);
- Специалисты, организующие деятельность учреждения и его подразделений (организаторская – управленческая деятельность);
- Специалисты, обеспечивающие систему на разных уровнях (программно-проектировочная, методическая, финансово-экономическая, и др. обслуживающая деятельность)
Важным условием эффективности образовательного и воспитательного процесса является единство педагогического коллектива. У нас трудятся различные специалисты: педагоги дополнительного образования, социальный педагог, педагоги-психологи, ну и , конечно же, директор и методист. Каждый из нас имеет свои функциональные обязанности, однако все вместе мы выполняем единую задачу, поставленные перед нами государством и обществом – воспитание разносторонне развитой личности, способной действовать универсально, которая может самостоятельно, критически и творчески мыслить, имеющую активную жизненную позицию, способную благоприятно адаптироваться на рынке труда, т. конкурентоспособную личность. В Доме детского творчества в 2017-2018 обучается 243 человека. Мы даем возможность обучающимся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной, естественнонаучной, и социально-педагогической деятельностью – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.
Техническая направленность. Целью технической направленности дополнительного образования является развитие интереса детей к технике как объекту творчества, формирование стремления к познанию, учению и выбору профессии, обогащение личности, содействие приобретению практических умений, творческих способностей талантливой молодёжи.
Целью данного направления является: нравственное и художественно-эстетическое развитие личности ребенка в системе дополнительного образования.
У детей развивается способность эстетического восприятия прекрасного, формируется чувства радости и удовлетворения от выполненной работы, развитие творческих способностей, происходит социальная адаптация обучающихся посредством приобретения профессиональных навыков и развитие коммуникабельности при общении в коллективе, формируются художественно-эстетические знания, умения и навыки.
Физкультурно-спортивная направленность. Целью физкультурно-спортивной направленности дополнительного образования является воспитание и привитие навыков физической культуры обучающихся, формирование потребности здорового образа жизни.
На занятиях создаются условия для развития физической активности с соблюдением гигиенических норм и правил, организуется межличностное взаимодействие на принципах успеха.
Естественнонаучная направленность ориентирована на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, способствует формированию интереса к научно-исследовательской деятельности учащихся.
Большое внимание уделяется экологическому просвещению и повышению уровня
экологической культуры обучающихся, соблюдению нравственных и правовых принципов природопользования.
Целью данного направления является совершенствование системы образования на основе изучения родного края с использованием туристско-краеведческой деятельности, способствующей воспитанию нравственно здоровых, физически сильных молодых людей, любящих свою Родину и ответственных за ее будущее.
Социально-педагогическая направленность ориентирована на изучение психологических особенностей личности, познание мотивов своего поведения, изучение методик самоконтроля, формирование личности как члена коллектива, а в будущем как члена общества, изучение межличностных взаимоотношений, адаптацию в коллективе. Одной из главных задач социально-педагогического направления является самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является, которая актуальна, прежде всего, потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в социальной системе, очертить профессиональные перспективы.
Педагоги дополнительного образования непосредственно реализуют дополнительные образовательные программы различной направленности, занимаются развитием талантов и способностей детей.
Цели его деятельности:
– осуществление дополнительного образования детей и подростков, организация их разнообразной творческой деятельности;
– комплектование состава воспитанников детского объединения и принятие мер по сохранению контингента в течение срока обучения;
– обеспечение педагогически обоснованного выбора форм, средств и методов работы (воспитания и обучения), исходя из психофизиологической целесообразности;
– обеспечение соблюдения прав и свобод детей;
– участие в разработке и реализации образовательных программ, несение ответственности за качество их выполнения, за жизнь и здоровье воспитанников;
– составление плана и программы занятий, обеспечение их выполнения;
– организация участия обучающихся в массовых мероприятиях;
– выявление творческих способностей детей, содействие в их развитии, формирование устойчивых профессиональных интересов и склонностей;
– поддержка одаренных и талантливых детей, а также детей, имеющих отклонения в развитии;
– оказание консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющих), а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции;
– при проведении занятий обеспечение соблюдения правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
– участие в деятельности методических объединений и других форм методической работы, повышение своей профессиональной квалификации.
Дополнительное образование детей охватывает все сферы жизнедеятельности человека. Его содержание ограничено лишь одним требованием – не приносить вреда развивающейся личности.
Педагог дополнительного образования – специалист, организующий образовательный процесс в непосредственном контакте с детьми в сфере свободного времени ребенка.
В сфере дополнительного образования детей особая роль принадлежит личности педагога, стремящемуся к сотворчеству, сотрудничеству с детьми. Профессионализм педагога дополнительного образования выражается в умении видеть и формировать педагогические задачи на основе анализа ситуаций и находить оптимальные способы их решения. Заранее предвидеть многообразие ситуаций быстро меняющейся жизни невозможно. Поэтому одной из важнейших особенностей педагогической деятельности является ее творческий характер. Эталоном действий педагога дополнительного образования можно считать позицию: «рядом», «наравне», «вместе», но чуть «впереди». Но при этом необходимо, чтобы действия педагога проявлялись в трех группах качеств:
– деловые качества;
– свойства личности;
– педагогическое мастерство.
Ведущие деловые качества – это:
– целеустремленность в работе;
– четкость и деловитость;
– последовательность и настойчивость в достижении целей.
Свойства личности – это:
– гражданская позиция;
– моральная чистота;
– любовь к детям и педагогическому труду;
– педагогический оптимизм;
– творческий подход к делу.
Основным и конечным результатом профессиональной деятельности педагога дополнительного образования является сам воспитанник, развитие его личности, способностей и компетентности.
Задача педагога дополнительного образования – это руководство разнообразной творческой деятельностью обучающихся комплектование учебных групп. Именно педагог призван интегрировать усилия по физическому, интеллектуальному, нравственно-духовному развитию ребенка. Профессиональная деятельность педагога дополнительного образования направлена как на развитие познавательной мотивации детей, так и на решение образовательных задач, непосредственно отвечающих жизненным потребностям детей. Все это позволит в будущем прогнозировать возможности формирования у детей знаний, навыков, приобретаемых в системе дополнительного образования с целью использования их в различных жизненных ситуациях.
Содержание профессиональной деятельности педагога дополнительного образования в соответствии с квалификационной характеристикой определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность, по сути, представляет собой комплекс действий по воспитанию, обучению, развитию и педагогической поддержке и социальной защите личности ребенка.
Важное место в деятельности педагога дополнительного образования занимает не только стимулирование и развитие деятельности воспитанников, но и поддержка социальных инициатив, мероприятий, акций, социальных проектов и программ на основе постоянного творческого поиска.
Задача педагога дополнительного образования – это умение создавать «ситуации успеха» для каждого ребенка, независимо от уровня его способностей. Профессиональная состоятельность педагога зависит от искреннего согласия детей и подростков сотрудничать с ним, от подлинного педагогического авторитета. Нельзя заставить детей посещать занятия, которые им не нравятся, не удовлетворяют их духовным запросам.
Педагог дополнительного образования призван прививать детям следующие общекультурные качества:
– уважительное отношение к людям, ко всему живому,природе;
– чувство прекрасного, умение видеть и создавать красоту;
– интерес к получению знаний, навыки самостоятельногопоиска творчества;
– физическая культура, стремление к здоровому и гармоничному образу жизни;
– умение конструктивно общаться;
– умение владеть собой, своими желаниями и эмоциями;
– умение реалистично оценивать свои возможности и конструктивно определять жизненные задачи, свое предназначение.
Предмет профессиональной деятельности педагога дополнительного образования включает выполнение нескольких функций:
– исследовательской и прогностической;
– диагностической и педагогической поддержки;
– культурно-досуговой.
Эти функции проявляются в единстве, хотя у многих педагогов одна из них может доминировать над другими.
Показателями результативности профессиональной деятельности педагога дополнительного образования могут быть:
С одной стороны:
– участие и достижения обучающихся в различных конкурсах, фестивалях, выставках, соревнованиях;
– успешное освоение ими образовательной программы;
– увлеченное отношение детей к делу, которым они занимаются;
– ранняя профессиональная ориентация и допрофессиональная подготовка обучающихся.
С другой стороны – собственный профессиональный рост педагога дополнительного образования (участие в выставках, творческих, мастерских, сольных концертах, конкурсах).
Образованный человек – это человек, обладающий не только базовым образованием, но и дополнительным неформальным, которое является одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопределения.
Действительно, школа дает общее образование, важное и значимое. Но многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей, ранней профориентации способствует именно дополнительное образование.
И если школьное образование все дети получают в более или менее одинаковом объеме, что определяется ФГОС, то не стандартизированное дополнительное образование реализуется индивидуально в силу его многообразия, разнонаправленности, вариативности. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы.
Смысл дополнительного образования в том, что оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.
Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложения знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся.
А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.
Для того, чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Поэтому педагогам так важно знать и понимать проблемы друг друга – тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием детей, и тех, кто связан с предметным обучением в школе.
Только их взаимопомощь и совместные продуманные действия могут стать основой для создания целостного образовательного пространства, как на уровне отдельной школы, так и целого города, региона, страны.