Яна Игоревна Архипенко
Эксперт по предмету «Педагогика»
Задать вопрос автору статьи
Цель урока – это то, к чему стремится педагог во время урока, то, что им намечено, те намерения, которые необходимо осуществить.
Задача урока – это то, что необходимо выполнить или осуществить для достижения поставленной цели.
Виды целей урока
Большое значение в организации урока имеет грамотная постановка цели и задач, направленных на формирование у учащихся интереса к изучаемому предмету и активизации из внимания.
Цель урока – это понятийная или образная модель того результата, который должен быть получен в ходе учебной деятельности учащегося и под воздействием дидактической деятельности педагога.
То есть, цель является тем конечным желаемым результатом, который необходимо получить в конкретный промежуток времени.
Цель может быть поставлена на конкретный урок, а может на серию уроков из определенного раздела, в зависимости от изучаемого объема учебного материала и сложности поставленной проблемы.
Для достижения поставленной цели, в соответствии с методикой обучения, ее принято дробить на составные части (подцели и задачи), решение которых осуществляется постепенно в ходе урока.
В массовой педагогической практике принято использовать трехцелевые уроки:
- Воспитательные цели – направлены на формирование личностных качеств учащихся, которые развиваются в процессе урока (усидчивость, аккуратность и т.д.).
- Обучающие цели – направлены на освоение конкретного учебного материала (изучение правил грамматики, сложения, быстрого чтения и т.д.).
- Развивающие цели – заключаются в формировании и развитии психических свойств человека, чаще всего познавательных (внимательность, наблюдательность и т.д.).
«Цели и задачи урока» 👇
Данные три цели принято считать как одну, именуют ее – «триединая цель».
Довольно часто педагогу не хватает данного перечня целей, чтобы максимально охватить все возможности урока. В этом случае некоторые педагоги в качестве целей рассматривают определенные качественные характеристики образовательной деятельности учащихся и дидактическую деятельность самого педагога.
В том случае, если педагогом ставится одновременно несколько целей, то педагог их видит единым блоком, во взаимосвязи и дополнении друг друга. Количество ведущих целей во многом зависит от профессионализма педагога.
Разбивка цели на части – задачи, требует от педагога знания ее структуры. В структуру цели входит объект, предмет и действие цели.
Объект – это учащийся, его возрастные и индивидуальные особенности, позиция в классе, уровень развития и т.д.
Предмет – это то, что педагог хочет преобразовать в процессе урока, достичь какого-то конкретного результата.
Действие цели – это мера преобразования предмета по отношению к объекту.
При выделении из цели задач урока важно помнить, что в совокупности они должны соответствовать цели, а решение каждой из них является ступенью в ее достижении.
Алгоритм постановки цели урока
К постановке целей урока предъявляется ряд требований:
- Цель не должна быть слишком объемной, так как процесс ее достижения ограничивается временными рамками урока.
- Цель соответствует подготовленности и возможностям учащихся.
- Цель соответствует возможностям педагога.
- Цель должна быть обоснована исходя из следующих точек зрения:
необходимость осуществления подготовки учащихся к усвоению учебного материала на следующих уроках;
достижение текущих и конечных результатов обучения;
конкретизация поставленной цели, в ней педагог и учащиеся должны «видеть» ожидаемый конечный результат урока.
Для постановки целей урока целесообразно использовать следующий алгоритм:
Выявление исходного уровня знаний учащихся.
Определение «пробелов» в образовании, недостаточность знаний необходимых для последующего усвоения учебного материала.
Осуществление оценки возможностей педагога и учащихся.
Определение того объема учебного материала, которое может быть успешно усвоено учащимися за время урока.
Точная формулировка целей урока и учебных задач, того к чему будут стремиться учащиеся в процессе урока.
Выделяют три основные способа постановки целей урока:
- Через содержание учебного материала.
- Через действия педагога, осуществляемые во время урока.
- Через действия учащихся, осуществляемые во время урока.
Виды и порядок постановки задач урока
Задачи урока – это совокупность последовательных действий, выполнение которых продвигает учащегося к достижению поставленной цели урока.
Исходя из определения и сущности задач урока, они планируются как глаголы. По своему содержанию задачи должны быть точные, конкретные, ориентированные на определенный результат, достижение которого возможно за отведенное урочное время.
Выделяют следующие виды задач урока:
- Образовательные задачи урока – направлены на обеспечение в процессе урока повторения, усвоения и закрепления основных понятий, теорий, законов и научных фактов, формирование и закрепление специальных умений по конкретному учебному предмету, общенаучных умений и навыков. То есть образовательные задачи предусматривают усвоение учащимися необходимых знаний и умений, достижение определенного уровня владения учебной информацией.
- Воспитательные задачи урока – предусматривают формирование основных мировоззрений в соответствии с содержание урока, оказание содействия трудового, эстетического и физического воспитания учащихся их профориентации, формирование общепринятой в обществе модели поведения, усвоение норм морали.
- Развивающие задачи урока – направлены на развитие у учащихся умения выделять в изучаемом учебном материале важное и основное, сравнивать, обобщать, логически мыслить и правильно излагать свои мысли. Развивающие задачи предусматривают развитие у учащихся таких качеств как самостоятельность, эмоциональность, познавательный интерес и активность.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Жанна Хачатуровна Степанян
Процесс обучения направлен на осуществление ряда функций:
- образовательной,
- воспитательной,
- развивающей.
Данные функции реализуются комплексно, но для того чтобы понять их практическую значимость в обучении, необходимо рассматривать по отдельности друг от друга.
Образовательная функция обучения
Образовательная функция обучения – направлена на формирование знаний, умений, навыков и опыта практической деятельности.
Знание – это процесс понимания и сохранения в памяти учебной информации в виде фактов, понятий, правил, формул, теорий и т.д., а так же последующее их воспроизведение.
Умение – это способность оперировать полученными знаниями, выполнять с их помощью операции или действия.
По своей природе умения – это владение различными способами применения знаний в практической деятельности.
Умение позволяет использовать полученные ранее знания при выполнении заданий, упражнений, решения различных ситуаций, а также в решении практических жизненных задач.
Навык – это доведенное до автоматизма и совершенства умение, посредством выполнения однотипных задач и упражнений, выполнение которого не требует от исполнителя сознательной деятельности.
Навыки необходимы для того, чтобы полноценно и качественно занимается различными видами деятельности, не задумываясь над выполнением элементарных действий. Пример навыка – это письмо, чтение и т.п.
«Функции процесса обучения» 👇
Умения и навыки могут быть общенаучные и специальные. Специальные включают в себя специфические умения и навыки, которые характерны для конкретной отрасли или учебного предмета.
Общенаучные умения и навыки необходимы каждому учащемуся, так как они имеют отношение к процессу изучения всех учебных предметов.
Таким образом, образовательная функция обучения включает в себя три взаимосвязанных между собой компонента – это знания, умения и навыки. Овладение ими является одной из основных целей процесса обучения.
Воспитательная функция обучения
Воспитательная функция обучения – направлена на формирование у учащихся научного мировоззрения, понимания законов природы, мышления, нравственных и эстетических представлений, а также овладение правилами и нормами поведения в обществе.
Во время обучения формируются такие качества личности учащегося как социальное поведение, ценностные ориентации, мотивы деятельности и т.д.
Основные воспитательные возможности в процессе обучения заложены в учебном материале. В общем же каждый учебный предмет имеет определенный воспитательный потенциал. Это связано в первую очередь с тем, что процессы обучения и воспитания взаимосвязаны между собой. То есть при обучении происходит становление и развитие личности, воспитание в ней определенных качеств, необходимых для полноценного члена общества. Аналогично и в процессе воспитания осуществляется обучение учащегося, воспитание у него различных личностных качеств.
Все учебные дисциплины способствуют формированию и расширению мировоззрения учащегося, его кругозора, представление об общей картине мира, на основании чего вырабатывается личностная основа взглядов на собственную жизнедеятельность.
Воспитательное воздействие на ребенка в процессе обучения, так же оказывает личность педагога, сверстников, ближайшего окружения, психологический климат в коллективе.
Таким образом, обучение всегда воспитывает, но не всегда в нужном направлении и неавтоматически. Именно поэтому функция воспитания должна быть организована и реализована педагогом, исходя из поставленных учебных задач.
Развивающая функция обучения
Одновременно с образовательной и воспитательной функцией обучения, немаловажное значение имеет развивающая функция.
Развивающая функция обучения – направлена на полноценное и всестороннее развитие личности учащегося.
Развитие осуществляется во всех направлениях – речевое, мышление, сенсорная и двигательная сферы личности, эмоционально-волевая область и т.д.
Эффективно организованный процесс обучения автоматически влечет за собой процесс развития учащегося.
Способствуют развитию содержание процесса обучения, используемые педагогом методы, средства и формы обучения.
Несмотря на то, что правильно организованный процесс обучения всегда влечет за собой развитие, реализация данной функции будет успешнее в случае специальной направленности на развитие учащихся.
Развивающая функция подразумевает, что в процессе обучения, представляемый педагогом учебный материал постепенно усложняется, тем самым осуществляется не только усвоение новой информации, но развитие личности учащихся.
Таким образом, для того, чтобы обучение было целенаправленно развивающим необходимо постоянное осознанное усложнение содержания учебного материала.
В настоящее время существует множество технологий, успешно реализующих развивающую функцию обучения.
Необходимо отметить, что помимо рассмотренных образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения, некоторые ученые выделяют еще побудительную и организующую функции. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы он побуждал к дальнейшим учебно-познавательным действиям учащихся, организовывал их на познание нового.
Бесспорным является то, что все функции процесса обучения взаимосвязаны и реализуются во всех его дидактических компонентах и на всех этапах обучения.
Алина Ганзенко
Задачи — это определенные установки, которые направлены на достижение поставленной цели.
Постановка цели и задач урока имеет большое значение, так как они направлены в первую очередь на активизацию внимания учащихся, стимулирование у них познавательной активности и формирование первоначального интереса к учебному процессу.
Принято выделять три вида задач урока:
- образовательные,
- развивающие,
- воспитательные.
Образовательные задачи урока
Образовательные задачи урока – это задачи, которые направлены на усвоение учебного материала, расширения собственного мировоззрения, формирования определенных знаний, умений и навыков, необходимых для успешной реализации в жизни.
Основные образовательные задачи урока:
- Формирование или продолжение формирования и закрепления основных знаний и умений по изучаемому предмету.
- Формирование у учащихся умения выделять основное в изучаемом учебном материале, обобщать и сравнивать изучаемые факты, логично и последовательно излагать собственные мысли и идеи.
- Восполнять, при необходимости, пробелы в основных знаниях, умениях и навыках.
- Обеспечение контроля, получаемых знаний, умений и навыков по изучаемому учебному предмету.
- Формирование необходимых трудовых навыков, включающих в себя понимание учебного задание, самостоятельно продумывание плана и хода его выполнения, осуществление подготовки к работе и соблюдение намеченного плана работы.
- Формирование навыков самостоятельно поиска необходимой информации, умения работать с различными источниками информации, выделять нужные материалы.
- Формирование умения слушать и понимать педагога, конспектировать учебную информацию, работать с конспектами, схемами и макетами.
- Формирование умения наблюдать за предметами и явлениями, устанавливать взаимосвязь между существенными признаками и отношениями.
- Формирование умения работать с учебной информацией – находить, выделять нужное, фиксировать в письменном виде (конспекты, схемы, графики и т.д.).
- Формирование необходимых навыков практического характера: проведение учебно-практических и лабораторных работ, расчетов, измерений и т.д.
«Задачи урока» 👇
Таким образом, образовательные задачи урока направлены на формирование у учащихся необходимых знаний и умений в рамках изучаемых учебных предметов, а также формирование навыков, необходимых для осуществления процесса обучения и самообучения.
Развивающие задачи урока
Развивающие задачи урока – это задачи, которые направлены на общее развитие учащихся, а также на их личностное развитие в соответствии с возрастными возможностями и потребностями.
К развивающим задачам урока относятся:
- Развитие у учащихся мотивации на осуществление учебной деятельности.
- Развитие интеллектуальных качеств, познавательных способностей и интереса, посредством использования данных о применении изучаемых явлений окружающего мира, достижений науки и техники, игровых технологий и т.д.
- Развитие эмоциональных чувств и качеств учащихся, путем создания на учебных занятиях различных эмоциональных ситуаций, а также посредством использования приемов, включающих в себя яркие примеры из повседневной жизни, иллюстраций, демонстраций, оказывающих положительное влияние на чувства детей.
- Развитие у учащихся волевых качеств, самостоятельности, умения стойко преодолевать трудности в обучении, посредством организации разнообразных проблемных ситуаций, включения в учебный процесс творческих заданий, дискуссий, самостоятельной работы и т.д.
- Устранение недостатков, у учащихся, имеющих отставание по учебе, обратить особое внимание на развитие у них интеллекта, эмоций, воли.
- При работе с учащимися, которые показывают хорошие результаты в обучении, обратить внимание на поддержание у них положительного интереса и мотивации к обучению.
- Формирование и развитие умения рассуждать логично, излагать свои мысли четко и исчерпывающе, уметь наблюдать и на основании наблюдения делать выводы и обобщения.
- Формирование и развитие умения выделять из общего существенное, переносить полученные знания в новую ситуацию, уметь видеть проблему и на ее основании формулировать вопрос.
- Развитие умения самостоятельно и логично рассуждать, экспериментировать, устанавливать взаимосвязь между предметами и явлениями.
- Формирование и развитие умений по итогу наблюдения или эксперимента делать обобщения и выводы, видеть конкретные проявления научных законов.
- Развитие у учащихся творческих способностей, познавательной активности, креативности, самостоятельно разбираться в инструкциях, производить вычисления и измерительные операции.
- Развитие навыков самостоятельной научной работы, посредством выполнения разного рода творческих работ (рефераты, доклады, эссе и т.д.).
- Развитие умений качественно и всестороннее освещать излагаемый учебный материал, посредством применения знаний, полученный в ходе изучения различных источников информации.
- Развитие познавательного интереса, альтернативного и логического мышления, речь, самостоятельности и т.д.
- Развитие основных навыков учебной деятельности и учебно-организационных умений.
Таким образом, развивающие задачи урока направлены на всестороннее и полноценное развитие учащегося посредством эффективно организованной воспитательно-образовательной деятельности, реализуемой педагогом во время учебного урока.
Воспитательные задачи урока
Воспитательные задачи – это задачи, направленные на воспитание личности учащегося, овладение им общечеловеческой культурой и нормами поведения, принятыми в современном обществе.
К воспитательным задачам урока относятся:
- Оказание учащимся содействия в формировании основных мировоззренческих идей, в ходе учебного занятия.
- Обеспечение нравственного воспитания учащихся, посредством включения в образовательный процесс соответствующих примеров из источников художественной литературы, истории и т.д. Воспитание таких личностных качеств как коллективизм, патриотизм, гуманизм и иных общечеловеческих ценностей.
- Оказание необходимого содействия в трудовом воспитании учащихся, посредством собственного примера, примеров из повседневной жизни и т.д.
- Оказание положительного влияния на профессиональное самоопределение учащихся.
- Оказание содействия эстетическому и нравственному воспитанию учащихся, посредством ознакомления с произведениями искусства и литературы, природными явлениями, научными достижениями и т.п.
- Оказание содействия в физическом воспитании учащихся, проявление заботы о профилактике их утомляемости во время учебного урока.
- Устранение имеющихся недостатков и пробелов в воспитании учащихся (нетактичность, недисциплинированность, необязательность, неаккуратность и т.д.).
- Оказание содействия в осуществлении военно-патриотического воспитания учащихся.
- Воспитание таких личностных качеств как умения преодолевать трудности, усидчивость, аккуратность при выполнении поручений и заданий, сила воли, упорство, настойчивость и т.д.
- Воспитание у учащихся ответственного отношения к учебе, ответственности за результаты своего учебного труда, соблюдение правил и техники безопасности.
- Формирование и совершенствование у учащихся нравственных принципов, посредством собственного личного примера.
- Воспитание искреннего интереса к воспитательно-образовательной деятельности, получению новых знаний, расширению собственного кругозора, доброжелательного отношения с одноклассниками и педагогами.
- Воспитание стойкой жизненной и гражданской позиций.
- Воспитание экологического и гуманистического мышления, терпимого отношения к взглядам и точкам зрения других людей, их жизненной позиции и образу жизни.
- Воспитание уважительного отношения к другим людям, старшему поколению, родителям, педагогам и т.д.
Таким образом, воспитательные задачи урока, направлены на воспитание полноценной личности, обладающей общепризнанными нормами и навыками поведения, умеющей выстраивать продуктивные взаимоотношения с окружающими, способной жить в современном социуме.
План: 1. Сущность
процесса обучения.
2.
Структура процесса обучения.
3.
Общие закономерности процесса обучения.
4.
Движущие силы процесса обучения.
5.
Функции процесса обучения.
7.
Обучение как двусторонний процесс
совместной деятельности
8.
Основные этапы процесса обучения.
1.
Сущность процесса обучения.
В
процессе обучения взаимодействуют:
деятельность преподавания и деятельность
учения. Такое отношение двух основных
деятельностей является условием
функционирования учебного процесса.
Поставленная учебная задача и
познавательная деятельность учащихся
создают логику и обеспечивают самодвижение
процессуальной стороны обучения.
Зависимость учебного процесса от общих
закономерностей человеческого познания
выражает сущность самого процесса
обучения.
Познание,
являясь отражающей деятельностью, может
воспроизводить окружающий мир в сознании
человека с различной степенью адекватности.
Это вырабатывает способность человеческого
организма отвечать на любое воздействие
избирательной реакцией, соответствующей
особенностям источника.
В
такой отражательной деятельности
присутствует два противоположных
процесса: процесс
интериоризации (формирование
внутренних структур человеческой
психики в результате усвоения структур
внешней социальной деятельности) и
процесс
экстериоризации (процесс
перехода внутренних психологических
структур во внешнюю социальную
деятельность человека).
Эти
два процесса составляют основу
человеческого познания. А поскольку
сущность процесса обучения вытекает
из общего хода процесса познания и
определяется его общими закономерностями,
связанными с отражением окружающего
мира в познавательной деятельности
человека, постольку целью
учебного процесса является выработка
у учащихся механизма в переходе
психологических структур из внешнего
плана во внутренний план и наоборот,
т.е. формирование, отработка и развитие
системного свойства сознания в активном
отражении объективного мира, в построении
этого мира и саморегуляция на этой
основе своего поведения и деятельности.
Системой
условий для функционирования учебного
процесса становятся все составляющие
его компоненты (цель, содержание, методы,
средства, организационные формы,
деятельности преподавания и учения,
результат). Общим результатом процесса
обучения выступают психические
новообразования в любой сфере
жизнедеятельности человека – познавательной,
личностной, предметной, деятельностной.
Дидактика
рассматривает обучение как сложную
целостную систему, вбирающую в себя
совокупность взаимосвязанных элементов
(компонентов). Процесс обучения – это
сложная система, выражаемая бесконечным
разнообразием состояний, отношений и
связей ее функционирующих компонентов.
В состав этой системы входят информационные
компоненты, средства обучения, средства
организации и управления.
П.И.Пидкасистый
в своих исследованиях дает следующую
структуру процесса обучения:
1.
Цель обучения (цели и задачи обучения).
3.
Средства управления (содержание учебного
материала, методы обучения, средства
обучения, организационные формы
обучения).
Все
компоненты учебного процесса надо
рассматривать в закономерной взаимосвязи
и взаимовлиянии, поскольку они обеспечивают
его функционирование, устойчивое
единство и целостность.
Ю.К.Бабанский
в своих исследованиях выделил следующие
составные элементы процесса обучения:
1.
Целевой компонент (цели и задачи
обучения).
2.
Стимулирующе – мотивационный компонент
(интересы, мотивы учения).
3.
Содержание обучения (учебный план,
учебные программы, учебники).
4.
Операционно-деятельностный компонент
(методы, средства и формы организации
обучения).
5.
Контрольно-регулировочный компонент
(контрольные, практические работы,
опросы, зачеты, экзамены, самоконтроль).
6.
Оценочно-результативный компонент
(оценка, самооценка, коррекция).
Процессу
обучения присущи определенные
закономерности. Их исследованию посвящены
работы Ю.К.Бабанского, М.А.Данилова,
Б.И.Коротяева, М.Н.Скаткина и др. В книге
“Дидактика средней школы”
В.В.Краевский и И.Я.Лернер выделяют два
вида закономерностей обучения: первые
связаны с самой сущностью процесса
обучения, они неизбежно проявляются
независимо от характера деятельности
учителя и ученика и содержания образования;
вторые зависят от организуемой на
занятии деятельности и используемых
средств. В качестве примеров закономерностей
первой группы авторы называют воспитывающий
характер обучения, целенаправленное
взаимодействие преподавателя, учащегося
и изучаемого объекта; активную деятельность
обучаемого; соответствие целей учащихся
целям преподавателя. Ко второй группе
отнесены восемь закономерностей, в
частности такие как: зависимость
прочности усвоения содержания материала
от систематичности его повторения;
зависимость обученности сложным способам
деятельности от овладения простыми
способами; зависимость уровня и качества
усвоения от учета учителем степени
значимости для учащихся усваиваемого
материала.
По-иному
формулирует закономерности Ю.К.Бабанский.
Приведем некоторые из них: взаимосвязь
обучения с процессами образования,
воспитания и развития, входящими в
целостный педагогический процесс;
необходимость учитывать реальные
возможности учащихся и внешние условия
обучения; зависимость содержания
обучения от его задач, отражающих в себе
потребности общества, уровень и логику
развития науки; выбор методов и средств
организации и контроля учебной
деятельности в зависимости от задач и
содержания обучения; соответствие форм
организации обучения от задач, содержания
и методов обучения.
И.П.Подласый
в учебнике “Педагогика” дает
классификацию всех
имеющихся закономерностей,
действующих в учебном процессе. Эти
закономерности подразделены на две
группы: на общие и частные. Общие
закономерности охватывают процесс
обучения в целом, тогда как частные
закономерности связаны лишь с отдельными
компонентами учебного процесса.
Общие
закономерности процесса обучения
(И.П.Подласый):
1.
Закономерность цели обучения.
Цель
обучения зависит от: а) от уровня и темпов
развития общества; б) потребностей и
возможностей общества; в) уровня развития
и возможностей педагогической науки и
практики.
2.
Закономерность содержания обучения.
Содержание
обучения (образования) зависит от: а)
общественных потребностей и целей
обучения; б) темпов социального и
научно-технического прогресса; в)
возрастных возможностей школьников;
г) уровня развития теории и практики
обучения; д) материально-технических и
экономических возможностей учебных
заведений.
3.
Закономерность качества обучения.
Эффективность
каждого нового этапа обучения зависит
от: а) продуктивности предыдущего этапа
и достигнутых в нем результатов; б)
характера и объема изучаемого материала;
в) организационно-педагогического
воздействия обучающих; г) обучаемости
учащихся; д) времени обучения.
4.
Закономерность методов обучения.
Эффективность
дидактических методов зависит от: а)
знаний и навыков в применении методов;
б) цели обучения; в) содержания обучения;
г) возраста учащихся; д) учебных
возможностей (обучаемости) учащихся;
е) материально-технического обеспечения;
ж) организации учебного процесса.
5.
Закономерность управления обучением.
Продуктивность
обучения зависит от: а) интенсивности
обратных связей в системе обучения; б)
обоснованности корректирующих
воздействий.
6.
Закономерность стимулирующего обучения.
Продуктивность
обучения зависит от: а) внутренних
стимулов (мотивов) обучения; б) внешних
(общественных, экономических,
педагогических) стимулов.
Знание
этих закономерностей поможет учителям
более эффективно планировать учебный
процесс и управлять им.
Противоречия,
возникающие в ходе учебного процесса,
являются источником его движения и
развития. Познание обусловлено внешними
и внутренними противоречиями как
проявление взаимозависимостей объектов.
Внешние противоречия действуют как
условия этих изменений, а внутренние
являются их основой. В процессе учения
внешние противоречия связаны с
учебно-познавательной деятельностью
учащихся и руководством этой деятельностью
со стороны учителя, внутренние – с
интериоризацией знаний, переводом их
из внешнего во внутренний план школьников.
Важнейшим
противоречием является противоречие,
возникающее между постоянно возрастающими
требованиями общества к знаниям учащихся
и существующей практикой обучения.
Также является противоречие между
выдвигаемым ходом обучения учебными и
практическими задачами и наличным
уровнем знаний, умений и умственного
развития учащихся. В.И.Загвязинский
систематизировал важнейшие противоречия,
разбив их на противоречия целей обучения
(например, всестороннее общее развитие
учащихся и углубленное развитие их
специальных интересов и способностей);
противоречия сущности учебного процесса
(например, преподавание и учение);
противоречия содержания изучаемого
(растущий поток научной информации и
ограниченные рамки учебной программы;
соотношение абстрактных и конкретных
элементов, фактического материала и
обобщений и т.п.); противоречия методов
обучения (скажем, руководящая роль
учителя и развитие самостоятельности
учащихся); противоречия организационных
форм обучения (например, фронтальный
способ обучения и индивидуальное
овладение знаниями).
Основным
противоречием
процесса
обучения обычно называют преодолеваемое
в совместной работе ученика и учителя
несоответствие между воплощенным в
деятельности ученика достигнутым
уровнем знаний, навыков, умений, развития,
отношения к учению и требуемым уровнем,
находящимся в ближайшей перспективе,
закономерно вырастающим из достигнутого
уровня. Здесь движущие силы развития
заложены между достигнутым уровнем
развития ученика и выдвигаемой ходом
обучения учебной задачи.
В
своем развитии основное противоречие
в обучении проходит ряд этапов.
Сначала оно возникает как противоречие
между дидактическими задачами и уровнем
знаний и развития школьников. Далее
может возникнуть противоречие между
принятыми учениками требованиями
дидактической задачи и их потребностями
и интересами. Наконец, возникает
противоречие между появившейся установкой
деятельности и конкретными результатами,
которые школьнику удается получить на
том или ином этапе своего продвижения
к цели.
Деятельность
ученика всегда направлена на усвоение
определенного конкретного содержания,
поэтому важнейшей задачей обучения
является устранение несоответствия
между усвоенными и новыми знаниями, для
понимания и объяснения которых полученных
ранее знаний недостаточно.
К
внешним противоречиям иногда относят
противоречия между материальными
предметами и схематическим их изображением
в виде рисунка, схем, чертежей, между
конкретными явлениями, происходящими
в природе и обществе, и их описанием в
учебнике или изложением учителя
(неполным, нередко субъективным), между
состоянием проблемы в науке и ее
упрощенным толкованием в учебнике,
между коллективным обучением в классе
и индивидуальным характером усвоения
знаний.
К
внутренним противоречиям можно, например,
отнести противоречия между требованием
глубокого усвоения знаний и индивидуальными
возможностями учащихся, познавательным
характером усвоения и способами овладения
готовой информацией, желанием переключиться
от учения на другие виды деятельности
и чувством долга как мотива учения и
т.п.
Все
эти противоречия учитель должен учитывать
и разрешать на уроке, руководя процессом
учения школьников.
Процесс
обучения осуществляет образовательную,
воспитательную
и развивающую
функции.
Обучение, развитие и воспитание тесно
связаны между собой. Подобно тому, как
личность целостна и едина, так и процесс
ее обучения целостен и един. Формировать
всесторонне развитую личность – значит
обучать основам наук, общим методам
познания, творческому мышлению и
рациональному использованию знаний на
практике, эмоциональному восприятию
окружающей действительности. Процесс
обучения предполагает и овладение
учащимися специальными умениями и
навыками.
Сложен
вопрос о соотношении обучения и развития.
Развитие, являясь результатом обучения,
выступает как готовность личности к
самостоятельной организации своей
умственной деятельности в соответствии
с возникшими или поставленными задачами
разного уровня сложности. Признаками
развития можно считать: дисциплинированность
мышления, способность продуктивно
усваивать новое, системность знаний,
умение применять их в разнообразных
условиях, способность переносить приемы
умственной деятельности в новые условия,
познание сущности явлений, теоретическое
мышление и способность организовать
свои действия. По ходу обучения необходимо
развивать у учащихся восприятие, память,
наблюдательность, мышление, речь,
воображение. Эти качества личности
формируются в процессе такого обучения,
которое вовлекает учащихся в творческую
систематическую самостоятельную работу.
Обучение
выполняет и воспитывающую функцию.
Воспитание осуществляется через
содержание, формы и методы обучения.
Огромное влияние на учащихся оказывает
личность учителя. На каждом уроке
решаются такие воспитательные задачи:
формируются мировоззрение, нравственные,
трудовые, эстетические, этические
представления и взгляды, поведение и
деятельность в обществе, система идеалов
и потребностей. Решение этих задач
невозможно без усвоения знаний,
определенных понятий, соблюдения
требований, норм, традиций. Реализация
воспитательной функции обучения и
состоит в том, что оно придает формированию
новых положительных качеств личности
целенаправленный характер.
Системный
подход является методологическим
направлением научных исследований,
ориентирующих ученых на изучение сложных
систем не только как целостных объектов,
но и отдельных элементов в их взаимосвязях
и отношениях. В учебно-воспитательном
процессе внутри одной учебной дисциплины
также возможен системный подход.
В
педагогике таким целостным объектом
исследования является единство обучения,
воспитания и развития учащихся. Имея
данные о результатах системного
исследования соответствующих объектов,
учитель может успешно применять системный
подход к учебно-воспитательному процессу.
Одним
из определяющих компонентов процесса
обучения является его цель. Цель обучения
связывает воедино все основные компоненты
процесса обучения, определяет его
направление и в значительной степени
детерминирует общий результат,
эффективность педагогических воздействий.
В
педагогической литературе отмечается
многоуровневый характер педагогических
целей. Так, Т.И.Ильина предложила три
уровня педагогических целей:
1)
цель, задающая общее направление
деятельности всех учебно-воспитательных
учреждений общества и определяющая
характер педагогического воздействия;
она соответствует представлению общества
об идеале человеческой личности, выражает
требования общества к человеку;
2)
педагогические цели на определенном
уровне формирования личности;
3)
оперативные цели, которые ставятся при
проведении отдельного занятия или
какого-то иного мероприятия.
Реализация
целей образования невозможна без
постановки и решения главных и
соответствующих частных целей. При
определении конкретных целей обучения
важно установить не только то, что
должны, но и что реально могут достичь
обучаемые. Четкая научная организация
учебно-познавательной деятельности
учащихся и предполагает осмысление
конкретных целей и задач урока, которые
ими будут решаться сознательно и
последовательно в течение всего занятия.
Образовательные
цели и задачи воспитания
Общие
цели образования, воспитания и развития
перед школой выдвигаются обществом и
отражаются в государственных документах
(Стандарт образования). Затем они
конкретизируются в программах по
отдельным учебным предметам, учебниках,
методических пособиях для учителей,
дидактических материалах для учащихся.
Кроме общих целей и задач, к каждому
занятию учитель формирует частные.
Четкая постановка перед учащимися целей
и задач обучения особенно важна в
современной школе в связи с широким
привлечением учащихся к самостоятельному
приобретению знаний, овладению навыками
и умениями, творческому применению их
на практике. Так как обеспечить достижение
этих целей и задач должен учитель,
образовательная цель формулируется
для него и учащихся. Образовательная
цель определяет, какого учебного
результата следует добиться школьникам
под руководством учителя, каким объемом
знаний, навыков и умений овладеть и на
каком уровне (репродуктивном, творческом)
их применять, какие требования будут
предъявляться детям по окончании
занятия.
Воспитательные
цели и задачи воспитания
В
процессе обучения задачи образовательные,
воспитательные и развивающие решаются
в неразрывном единстве. Они объединяются
общей задачей всестороннего и
гармонического развития учащихся.
Всестороннее
развитие личности означает рост ее
духовных и физических сил, ее творческих
способностей и индивидуальных дарований,
формирование человека как гражданина,
как нравственной и культурной личности.
Как же осуществляется воспитание в
процессе обучения? Нужно ли определять
воспитательную цель занятий?
Как
и обучение, воспитание является сложной
педагогической деятельностью учителя,
воздействующей на личность учащегося
в соответствии с общими задачами школы.
Воспитание как специфическая педагогическая
деятельность имеет свои методы и приемы,
принципы, средства воздействия на
учащихся, общую цель и конкретные задачи.
Но процесс воспитания длится долго, и
ощутимые его результаты можно выявить
нескоро. Чтобы успешно его решить,
необходимо повышать воспитательный
эффект каждого занятия.
Готовясь
к уроку, учитель четко определяет, на
формирование каких личностных качеств
нужно акцентировать внимание, формулирует
воспитательные задачи (но учащимся их
не объявляет), тщательно продумывает
методы, приемы и средства их решения.
При этом он учитывает содержание учебного
материала, возраст и поведение учащихся,
их подготовку в образовательном и
воспитательном плане, качества личности,
которые уже выработаны и требуют
закрепления в поведении и поступках
детей, и те, которые нуждаются в дальнейшей
работе по их формированию. Учитываются
и индивидуальные особенности школьников,
требующие особого внимания в воспитании.
Воспитательные цели и задачи учитель
решает благодаря правильной организации
учебно-воспитательного процесса в ходе
выполнения дидактического плана. Учение
как важнейший труд детей дает возможность
для формирования таких качеств личности,
как настойчивость, инициативность,
творческая активность, самостоятельность,
честность, чувство долга и ответственности
перед учителем и коллективом учащихся.
Цели
и задачи развивающего обучения
Развитие
человека, становление его личности –
это целостный процесс, в котором
взаимосвязаны разные его стороны и
качества: физические, умственные,
трудовые, эстетические, нравственные.
Физическое
развитие личности характеризуется
крепостью организма, совершенным
функционированием нервной системы,
мускульной и других систем, силой,
скоростью, точностью, ловкостью,
ритмичностью, грациозностью движений.
Оно проявляется в хорошем здоровье,
устойчивости организма, способности к
физическому напряжению, в управлении
человеком своим телом, стремлении
поддерживать статус физической культурой,
гимнастикой, спортом, а также в
удовлетворении от мускульной активности,
совершенством собственных движений.
Умственное
развитие человека отражается в его
высокой общей и специальной образованности,
широком круге и системности знаний о
природе и обществе, культуре речи, умении
пользоваться знаниями, применять их в
умственной и практической деятельности.
Оно выступает в общих и специальных
способностях личности: в любознательности,
в стремлении к приобретению и обогащению
знаний, самостоятельных решений новых
познавательных задач, в удовлетворении
своих познавательных интересов, в
систематизации приобретенных знаний.
Кроме этого, умственное развитие связано
с владением приемами умственной
деятельности, что предполагает способность
выполнять умственные операции при
решении новых задач, требующих переноса
усвоенного способа деятельности в новые
условия.
Умственное
развитие осуществляется в процессе
овладения новыми знаниями, навыками,
умениями. Его эффективность зависит от
содержания, методов, средств и способов
организации процесса обучения. Все
методы способствуют умственному развитию
в большей или меньшей степени. Это
зависит в первую очередь от внутренней
структуры методов обучения, от приемов
активизации и характера заданий и
способов их выполнения. Так, репродуктивные
задания менее способствуют умственному
развитию, чем эвристические, творческие.
Для
всесторонне развитой личности важным
является ее эстетическое отношение к
действительности, выражающееся в
восприятии и переживании красоты в
природе, труде, произведениях искусства
и в жизни, в стремлении к красоте в быту
и в отношениях людей. Нравственная
сторона развития личности завершает
ее характеристику.
Образовательные,
воспитательные и развивающие цели
формулируются и реализуются в
учебно-воспитательный процесс школы
комплексно.
7.
Обучение как двусторонний процесс
совместной деятельности учителя и
учащихся.
Обучение в дидактике
трактуется как специально организованный,
целенаправленный и управляемый процесс
взаимодействия учителей (преподавание)
и учеников (учение), направленный на
достижение поставленных учебно-воспитательных
задач. То есть обучение
– это вид познавательной деятельности,
где происходит взаимодействие двух
познавательных процессов: деятельности
преподавания и деятельности учения.
Преподавание
заключается как в передаче учащимся
определенного объема знаний, так и в
руководстве учебно-познавательной
деятельностью учащихся, их воспитанием
и умственным развитием. Учение – процесс,
в ходе которого на основе познания и
приобретенного опыта возникают новые
формы поведения и деятельности, связанные
с формированием знаний, умений и навыков.
2.
совместная деятельность учителя и
учащихся;
3.
руководство со стороны учителя;
4.
специальная организация и управление;
5.
целостность и единство;
6.
соответствие закономерностям возрастного
развития учащегося;
Структурные
компоненты процесса обучения
Целостную
структуру совместной деятельности
учащихся и учителя образуют
“субъект-объектные” и “субъект-субъектные”
отношения. Отношение “субъект-объект”
характеризует отношение ученика к
изучаемому учебному предмету. Отношение
“субъект-субъект” отражает отношение
учащегося к учителю и другим ученикам.
Система названных отношений может быть
признана нормальной, когда взаимосвязаны
между собой все ее компоненты: отношение
учащихся к целям и содержанию обучения,
отношения учащихся между собой и к
учителю; условия, в которых протекает
учебная деятельность.
Преподавание
и учение становятся внешней формой, в
которой протекает познавательный
процесс, называемый обучением. Обучение
как совместный процесс деятельности
преподавателя и воспитанников имеет
определенную структуру,
состоящую из следующих элементов:
2.
Учащийся – субъект учения – обладает
определенными свойствами: он одновременно
выступает как объект и субъект воспитания,
является носителем врожденного потенциала
сил и способностей (задатки, особенности),
приобретенного опыта, активным помощником
педагога в учебной деятельности,
организатором собственного развития
(самообразование, самовоспитание).
3.
Учебная деятельность – всестороння
активность объекта при выполнении
дидактических функций субъектом
обучения. Это процесс, включающий в себя
систему целей, операций, действий,
отношений и конечный результат –
обучаемость, воспитуемость, развитость,
а также развитие сил и способностей
всех участников преподавания и учения,
связь образования и самообразования.
4.
Учебный предмет и средства обучения,
то есть содержание образования и средства
его получения.
5.
Условия обучения: материально-технические,
гигиенические, организационно-методические,
этико-психологические.
Данная
структура обладает главным свойством:
при взаимодействии всех элементов она
развивается, совершенствуется,
одновременно изменяя учителя и ученика.
Особая
роль в обучении отводится деятельности
учения. Учение – это активная, созидательная
и творческая деятельность ученика,
связанная с системой познавательных
действий. Позиция ученика в процессе
обучения может выступать в качестве
объекта и субъекта обучения. В учении
присутствует синтез индивидуальных и
коллективных действий, поскольку здесь
представлена собственная деятельность
ученика и классного коллектива. Результаты
обучения находят отражение в качестве
знаний, умений и навыков и формирующихся
на их основе мировоззрении, жизненном
опыте, познавательной и трудовой
активности.
Учебная
деятельность – это система познавательных
действий учащихся, направленных на
решение учебно-познавательных задач.
Определяющими условиями обучения как
деятельности являются его цели и задачи
(образовательные, воспитательные,
развивающие), содержание учебного
материала и мотивы учебной деятельности
школьников. Эти условия взаимосвязаны
и взаимозависимы. Цели образования
определяют его содержание. Мотивы
учебной деятельности оказывают
значительное влияние на активность
учащихся, их отношения к учебному труду
и, в конечном счете, на результаты
обучения. В свою очередь, мотивы
формируются в процессе обучения,
воспитания и развития учащихся, зависят
от организации учебно-воспитательного
процесса, методов и приемов обучения,
средств и содержания учебного материала.
Цели обучения и воспитания обусловливают
характер деятельности учителя и
учащегося, формы и методы обучения,
определяют направление учебного
процесса.
8. Основные этапы
процесса обучения.
Познание
– широкое понятие и включает в себя
обучение. Обучение как
отражательно-преобразовательная
деятельность совершается по законам
человеческого познания, конкретизирующимися
в зависимости от предмета познания и
индивидуальных особенностей человека.
Процесс обучения представляет собой
акт взаимодействия разных элементов,
в ходе которого происходит передача и
усвоение социального опыта. Здесь
выделяют четыре основных этапа:
1.
Восприятие материала, подлежащего
усвоению.
2.
Осмысление материала, образование
понятий.
3.
Закрепление и совершенствование знаний,
образование умений и навыков.
4.
Применение на практике усвоенных знаний,
умений и навыков.
Восприятие
– психический
процесс, предполагающий отражение в
сознании человека предметов и явлений
действительности в совокупности их
различных свойств, частей, связан с
пониманием целостности отражаемого. В
восприятие входят не только данные
непосредственных ощущений, но и прошлый
опыт, который, как правило, богаче
непосредственных ощущений. Поэтому
одна из задач обучения – активизировать
имеющиеся знания, связать их со вновь
изучаемым учебным материалом. Это
способствует узнаванию нового, подключению
к восприятию жизненных наблюдений и
чувств учащихся; развивает умение
выделить главное и существенное;
активизирует усилия в изучении изучаемых
проблем.
Понимание
– мыслительный
процесс, направленный на выявление
существенных свойств предметов и явлений
действительности. Понимание осуществляется
путем установления связей между уже
известным и неизвестным, явлениями и
процессами, путем сознания причин и
следствий развития изучаемых объектов.
Организуя восприятие нового материала,
учитель предварительно ставит
познавательные задачи: что надо усвоить?
с какой целью? Затем раскрывает содержание
учебной информации для создания общего
о ней представления, направляет внимание
учащихся на главное и существенное. Но
восприятие и понимание еще не обеспечивают
полного усвоения изучаемого. Они – суть
основания для более глубокой и
разносторонней обработки исходных
данных в умственной деятельности.
За
восприятием и пониманием следует
осмысление,
в ходе которого обогащается изучаемое
(оно становится более полным, глубоким
и разносторонним), формируются отношения
к изучаемому, уверенность в справедливости
определенных выводов, правильности
информации, развиваются убежденность
и умение отстаивать собственное мнение.
Для эффективного осмысления используются
разнообразные приемы умственной
деятельности: сравнение, сопоставление,
выделение главного и существенного,
обобщение и т.д. На этом этапе формируются
понятия, раскрывается сущность изучаемых
предметов и явлений, происходит обобщение
знаний как своеобразный результат
обучающей и познавательной деятельности.
Образование понятий
– сложный процесс. Здесь выделяются два
пути (способа) формирования понятий:
индуктивный и дедуктивный.
Индукция
– это способ рассуждения от частного к
общему. Индукция начинается с накопления
знаний о возможно большем числе в
чем-либо однородных предметов и явлений,
что дает возможность найти сходное и
различное в предметах и явлениях и
опустить несущественное и второстепенное.
Обобщая сходные признаки этих предметов
и явлений, учащиеся делают общий вывод
или заключение, устанавливают общее
правило или закон.
Дедукция
– это способ рассуждения от общего к
частному. Дедуктивный способ формирования
понятия дает ученикам знание о конкретных
свойствах и качествах отдельного
предмета на основе знаний общих законов
и правил.
Восприятие
и осмысление, которые способствуют
формированию понимания и обобщения
изученного, требуют закрепления,
которое организуется, как правило, путем
повторного осмысления, неоднократного
воспроизведения учебного материала в
полном объеме или в его существенно
важных частях. Для закрепления требуется
заучивание теорий, правил, законов,
выполнение письменных и устных упражнений.
Необходимо подвести учащихся к пониманию
изученного, а не к механическому усвоению.
Полезно проводить закрепление на
примерах, упражнениях, фактах, которые
не были упомянуты при изложении нового
материала. Такой подход способствует
установлению новых связей усвоенного
с ранее приобретенным опытом. Целесообразно
организовать самостоятельную работу
учащихся по составлению задач, нахождению
причин и следствий изучаемых явлений
и т.д. Такая организация закрепления
углубляет знания, развивает способности
учащихся.
Заключительный
этап обучения – процесс применения
знаний, умений и навыков на практике.
Этот процесс осуществляется в самых
разнообразных видах и во многом зависит
от содержания, учебной дисциплины,
специфики темы и мастерства учителя.
Применение изученного можно организовать
в заключительной части урока, на
практических упражнениях и использовать
при этом самые разные виды обучения –
от конкретных индивидуальных заданий
до коллективной мыслительной деятельности.
Все
стадии процесса обучения существуют
не изолированно, они протекают в
диалектической связи и взаимозависимости.
Так, уже во время восприятия развиваются
элементы понимания, осмысления; тесно
переплетены обобщение, закрепление и
применение знаний.
Последовательность
всех этапов усвоения не всегда одинакова.
Изучение нового может начаться с решения
конкретной задачи, а может и с представления
общего и теоретического материала.
Здесь нет единых правил.