5 занимательных приёмов работы с текстом. Помогут на литературе и не только

ТЕКСТ – это
речевое произведение, которое является результатом речевой деятельности
человека, это основная коммуникативная единица, которая им используется во
время речевой деятельности.

Текст
характеризуется единством темы, замысла, основной мысли и смысловой
законченностью.

У текста также
есть определённая композиция (внутренняя структура). Она состоит из зачина
(вступления), основной части и заключения. Наличие в тексте основной части
обязательно, вступления и заключения – факультативно. Во всех частях
последовательно раскрывается содержание текста.

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 20 г. Кирова

Эксперт: методика преподавания русского языка и литературы

Конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность и языковая компетентность. Основу содержания литературы как учебного предмета составляет чтение и текстуальное изучение художественных произведений.

Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей.

Каждый учитель мечтает, чтобы все ученики приходили на урок подготовленными: полностью прочитали то или иное произведение или параграф. И не просто прочитали, а поняли смысл прочитанного текста. При итоговой аттестации выпускник также должен понимать смысл прочитанного текста. Будь это задание к тексту или сам текст.

Педагоги, работающие в 9 – х и 11 – х классах, знают, что большинство ошибок допускается вследствие непонимания прочитанного, а также при чтении самого задания.

5 занимательных приёмов работы с текстом. Помогут на литературе и не только

Можно сокрушаться, что дети перестали читать. А можно взять и заинтересовать ребёнка текстом, который написали пару веков назад. Как это сделать? Своим опытом делится наш блогер Александра Жидкова.

По статистике, каждый день человек в среднем прочитывает несколько тысяч знаков. Например, согласно исследованиям, житель Франции тратит на чтение около 7 часов в неделю, а представитель Таиланда — и того больше (немногим больше 9 часов). Причем это не только соцсети или какие-то статьи в интернете. Так, классику читают 31% людей старше 45 лет и столько же — в категории до 24 лет.

Что точно изменилось, так это количество разнородной текстовой информации, которую ежедневно воспринимает и обрабатывает человек. И здесь в игру вступает известный закон физики «если где-то прибыло, значит где-то убыло». Увеличилось количество информации, уменьшилось качество её критического осмысления. Делаем простой вывод: в работе с текстом стоит делать ставку на осознанность восприятия, а не гнаться за количеством.

Посудите сами: впервые в истории человечества массово стал доступен открытый диалог с текстом. Читатель больше не молчаливый реципиент, чей удел в лучшем случае оставлять заметки на полях и обсуждать прочитанное в книжном клубе. Теперь он взаимодействуют с текстом и его автором здесь и сейчас.

И здесь на учительскую авансцену выходят креативные стратегии работы с текстом, которые предполагают чувство сопричастности, взаимодействия и творчества на основе прочитанного и осмысленного. Попутно тренируем навыки внимательного чтения, умения задавать вопросы, обсуждения и рефлексии.

Расскажу о 5 приемах, особенно полюбившихся мне:

Текст и я, текст и текст, текст и мир

Обсуждение текста выстраивается из ответов на 3 вопроса, которые помогают ученику взглянуть на текст не как на реликтовый экспонат, а как на возможность для диалога:

  • Соотнесение текста с текстом. Какие параллели и взаимосвязи можно найти между изучаемым текстом и другими произведениями?
  • Соотнесение текста с собой. Как то, что написал автор соотносится с имеющимся у ученика опытом? Почему прочитанное произведение актуально и важно для него лично?
  • Соотнесение текста с миром. На какие глобальные вопросы и проблемы выходит текст?

Для наглядности можно использовать подсказку с выражениями, которые помогут начать обсуждение.

5 занимательных приёмов работы с текстом. Помогут на литературе и не только

Текст через призму чувств

Активизируем воображение и погружаемся в воспоминания. Кому не хотелось попробовать знаменитые плюшки, которые уплетал Карлсон? А может, вы из тех, кто буквально ощущал у себя в руках штурвал корабля и дуновение морского ветра, отправляясь в путешествие по страницам пиратской саги? Такие ассоциации точно не забудутся, а упражнение поможет детям сформировать их. Задача — зафиксировать сенсорные детали, которые были замечены в тексте: звуки, образы, ароматы, тактильные ощущения и вкусы.

5 занимательных приёмов работы с текстом. Помогут на литературе и не только

Урок-дегустация

Этот метод я подсмотрела в Швеции. Он напоминает посещение библиотеки, но только в игровой форме. Учитель выбирает книги и вписывает их в специальное дегустационное меню. Дети садятся за сервированный стол и выбирают книгу, которая приглянулась им по названию (а может быть, по обложке или иллюстрации), читают первую страницу или аннотацию, а затем заполняют небольшую анкету с вопросами:

  • Что ты думаешь про обложку книги? Как ты думаешь, о чем может быть сюжет произведения?
  • Опиши свои первые эмоции от книги. Изменились ли они как-то после прочтения нескольких страниц?
  • Что делает автор, чтобы заинтересовать читателя?
  • Захотел бы ты прочитать эту книгу до конца?

Ко всему прочему, дегустация книг дает массу поводов для обсуждений, сравнения предположений, дискуссий и даже жарких споров. А главное есть только один способ узнать, кто же в итоге оказался прав. Для этого надо дочитать книгу.

Дизайн для персонажей

Неотъемлемый навык осознанного чтения — умение подмечать детали и выстраивать аргументацию. В этом помогает упражнение на дизайн для персонажей. Для характеристики героев произведений можно использовать необычный ракурс и предложить прочувствовать персонажа, создав страничку его личного дневника, пост в социальной сети, а может подобрать идеальный дизайн для дома, в котором мог бы жить персонаж, или собрать для него гардероб.

Чтобы задание не превратилось в оторванное от произведения свободное творчество, попросите подобрать три аргумента из текста, которые могли бы обосновать точку зрения ученика. Не потерять структуру поможет визуальный образ: детали дизайна основаны на тех качествах персонажа, которые можно отыскать в тексте.

5 занимательных приёмов работы с текстом. Помогут на литературе и не только

Ищем новости

Последнее упражнение кажется мне особенно актуальным в современном мире и связано оно с работой с новостными текстами и интернет-публикациями. Задача — подобрать 2-3 публикации по теме урока и попросить учеников оценить их достоверность и качество предоставляемой информации. Для этого не лишним будет заранее обсудить, на какие критерии стоит обращать внимание. Например, насколько известен ресурс, на котором был размещен текст? Пытается ли его автор навязать определенную точку зрения или просто информирует о событиях? Можно ли проверить факты из статьи на достоверность? Есть ли в тексты ссылки на использованные источники? Какие эмоции возникают после прочтения?

Процесс оценки можно также геймифицировать, если предложить сыграть в простую игру «две правды, одна ложь» и попросить опознать фейковый текст.

В этой статье я собрала только часть методов, которые полюбились мне. И хотя они все разные, объединяющий, на мой взгляд, момент в том, что все эти техники дают возможность ребенку «проживать» текст, задавать вопросы и отвечать на них, исходя из своего опыта и взглядов.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото на обложке: Shutterstock / Gladskikh Tatiana

Стандарты Второго поколения определяют, что выпускник школы должен уметь работать с текстом: искать нужную информацию и понимать прочитанное, уметь преобразовывать и интерпретировать информацию, извлечённую из текста, уметь высказывать собственное суждение о прочитанном, а самое главное быть способным переносить навыки, полученные на одном учебном предмете, на другой.

Сегодня учитель предпочтение отдает методам обучения, которые помогают освоить универсальные способы деятельности: познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные. Необходимо создать условия для развития мышления, творческого воображения, интуиции, речи, умений объяснять и рассуждать. Все эти условия может обеспечить работа с текстом на уроках литературного чтения.

Выделяются 3 этапа чтения:

  • Работа с текстом до чтения
  • Работа с текстом во время чтения
  • Работа с текстом после чтения

Мы предлагаем рассмотреть приёмы работы по развитию смыслового чтения над стихотворением на каждом этапе чтения на примере стихотворения С. Михалкова «Мой щенок».

Работа с текстом до чтения

Цель работы на первом этапе – этапе работы с текстом до чтения – заключается в развитии такого умения, как АНТИЦИПАЦИЯ, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста.

Здесь ведётся работа с названием, эпиграфами, сносками, выстраиванием ассоциативного ряда по названию.

Один из приёмов работы называется “Эпиграф к уроку”. Это могут быть пословицы, поговорки или слова известных людей. Например, эпиграфом к данному уроку могут быть слова французского писателя Антуана де Сент Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Детям учитель говорит о том, что как эти слова связаны с произведением, они узнают в конце урока.

К этому этапу относится и работа с заголовком и с иллюстрацией. Например, можно предложить отгадать ребус.

5 занимательных приёмов работы с текстом. Помогут на литературе и не только

Или использовать приём «Пропуск букв». Нужно вставить буквы гласных в слова и угадать название произведения.

Работу над этим стихотворением можно начать и с иллюстрации к тексту.

5 занимательных приёмов работы с текстом. Помогут на литературе и не только

Учитель задаёт вопросы: – Что вы можете сказать о девочке? Почему она грустная?

После того, как дети отгадают название стихотворения или поработают с иллюстрацией, учитель просит предположить, о чём может идти речь в этом произведении.

Этот приём называется «Дерево предсказаний».

5 занимательных приёмов работы с текстом. Помогут на литературе и не только

Детям предлагают поработать в группах. У них на столах лежат листочки, детям нужно написать на них свои предсказания, предположения. Далее учитель задаёт вопрос: А что надо сделать, чтобы узнать точно, что произошло? Надо прочитать текст. И таким образом мы переходим ко второму этапу – этапу работы с тексом во время чтения.

Работа с текстом во время чтения

На втором этапе проводится работа по обобщению частей прочитанного текста, по постановке вопросов обобщающего характера, высказыванию предположений по дальнейшему развитию сюжета и роли героев в композиции текста.

Чаще всего используется приём «Чтение с остановками».

Учащиеся читают текст небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»

Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.

Например, после чтения первой строфы задаются следующие вопросы:

– Почему девочка сбилась с ног?

– Что значит это выражение? Как долго она его искала? Как чувствовала себя героиня, после потери друга?

– Как вы думаете, что будет дальше?

Следующий приём оказывает плодотворное влияние на развитие устной речи учащихся, углубление представлений и понятий, имеющихся у детей, более образное восприятие всего произведения в целом. Этот приём называется «Аудиозапись», когда учащиеся прослушивают литературные произведения в исполнении профессиональных актеров. Психологи отмечают прямую зависимость умственной деятельности от эмоциональных переживаний.

Словарную работу можно провести, используя приём «Верно / Неверно»

Например, детям выдаётся таблица, в которую внесены слова и дано их лексическое значение. Детям нужно установить правильность значения слов, используя, по необходимости, справочную литературу.

Такую работу можно проводить как индивидуально, так и в парах или группах.

На начальном этапе работы с текстом, на этапе его осмысления можно использовать различные приемы маркировки текста значками по ходу чтения – такой приём назывется Инсерт (чтение с пометами), когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно.

  • «!» – Я это знал.
  • «+» – Новое для меня.
  • «-» – Вызывает сомнение.
  • «?» – Вопрос.

Данный приём требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательными и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

5 занимательных приёмов работы с текстом. Помогут на литературе и не только

Широко известен и применяется активно на любой из фаз урока прием «Толстые и тонкие вопросы». «Тонкие» вопросы репродуктивного плана, а вопросы, требующие размышления, – «толстые». После прочтения текста ученики, объединившись в группы, составляют несколько вопросов. Заданные вопросы являются для учителя способом диагностики знаний ученика, так как они демонстрируют уровень погружения в текст, умение анализировать.

Например: Для этого стихотворения дети составили тонкие вопросы:

  • Сколько часов девочка ждала щенка?
  • Где лежит больной щенок?
  • Какое животное впилось в хвост щенку?
  • Почему девочка переживала о пропаже щенка?
  • Что чувствовала бы девочка, если щенок не вернулся домой?

Такая классификация помогает учить детей самостоятельно задавать вопросы к тексту. Им нравится формулировать и записывать вопросы к произведению. Данную работу можно организовать в парах, в группах и индивидуально. Дети увлекаются этим видом деятельности, да и само название приема вызывает у них радостное ощущение, на завершающем этапе стадии осмысления. В конце изучения произведения можно устроить конкурс по номинациям: на самый оригинальный, самый лёгкий, самый каверзный, самый трудный, вопрос-загадку.

Следующий прием называется «Продвинутая лекция» (конспект-опора с пропусками ключевых слов)

Такой приём уместнее проводить в парах. Во время чтения стихотворения детьми заполняется конспект-опора, затем идет обсуждение полученных результатов сначала в паре, затем – в классе. Использование этого приема позволяет превратить работу в интереснейший диалог ученика с учеником, ученика с учителем и со всем классом.

Для данного урока можно предложить следующий конспект-опору

  • Какая беда случилась с девочкой?________________________
  • В какое время суток пропал щенок?______________________
  • Что предложила мама? _________________________________
  • Кто открыл дверь?_____________________________________
  • Кто впился в хвост щенку?______________________________
  • Где лежит больной щенок?______________________________
  • Какая часть туловища забинтована у щенка?_________________

Ещё один прием – «Чтение в кружок»

Учитель озвучивает задание: “Мы начинаем по очереди читать текст по строфам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он прочитанный текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу”.

Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

На третьем этапе «Работа с текстом после чтения» выявляются авторские позиции, идёт обсуждение, дискуссия по толкованию текста, выявляется главный смысл, идея произведения, выполняются творческие задания и т.п.)

Одним из приёмов на этом этапе будет Приём «Эссе» – письменные размышления на заданную тему, разновидность эссе – прием «Напишите письмо» – когда учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, что позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими.

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам щенок. Со мной произошла неприятная история. Утром мне было скучно, и я решил погулять один. Я побежал в лес, чтобы найти себе друга. Я хотел подружиться с пчёлами, но они почему-то меня искусали. Я еле от них убежал и решил, что больше без спросу не буду убегать из дома.»

И еще один прием послетекстовой работы – «Узелки на память».

Это заполнение схемы-опоры по произведению.

  • Название__________________
  • Автор________________________
  • Герои произведения___________
  • Время и место действия____________
  • Сюжет:
  • Начало событий_____________________
  • Поворотный пункт событий_______________
  • Проблема_________________ ____________
  • Решение проблемы__________________________

Детям очень нравится такой приём как “Слепой текст”.

1. Заполнять «слепой» текст нужно словами или числами.

Я сегодня сбилась с _____

У меня пропал щенок.

_____ часа его звала,

_____ часа его ждала.

За уроки не садилась

И _________ не могла.

2. Восстановить текст из перепутанных неполных фрагментов, данных в виде текстов на едином листе.

3. Восстановите текст из перепутанных неполных фрагментов, в виде текстов на разных карточках.

Следующий интересный приём «Жокей и лошадь».

Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».

А вот приём «Уголки» используется при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая – отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста.

На всех этапах работы с текстом можно применять приём таблица «ЗХУ».

«Знаю. Хочу знать. Умею», сокращенно ЗХУ – интерактивный методический прием, направленный на развитие обратной связи в познавательном процессе.

В начале урока, на основе ответов учащихся по пройденному материалу заполняется графа «Знаю».

Сразу же, после заполнения столбца “Знаю”, формулируются новые вопросы, ответы на которые ребята хотели бы получить после изучения темы. Их записывают во второй графе. Здесь важна помощь учителя, он должен замотивировать учащихся к рассуждению: Что вы хотели бы узнать еще? Чему сегодня на уроке можно научиться?

В конце урока, на этапе рефлексии, учащиеся делают выводы и записывают в третьей графе то, что узнали.

Таким образом, приемы и методы технологии чтения сегодня актуальны и востребованы, их можно применять при работе с любым текстом. Они соответствуют основным требованиям модернизации образования – формированию предметных, личностных и метапредметных образовательных результатов.

2 этап – этап текстовой деятельности.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации, обобщение части прочитанного текста, постановка вопросов обобщающего характера, высказывание предположений по дальнейшему развитию сюжета и роли героев в композиции текста и тд).

Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста. Основные стратегии на этапе текстовой деятельности – диалог с автором, комментированное чтение.

1. Стратегия «Чтение в кружок». Текст читается по очереди (каждый «член кружка» читает по абзацу). После этого следует остановка: все задают вопросы к прочитанному отрывку. Если на вопрос ответить невозможно (он не соотносится с текстом), то вопрос считается неправильным. * Все правильные вопросы могут записываться.

2. Стратегия «Чтение про себя с вопросами».

3. Стратегия «Чтение про себя с пометами. (Инсерт)». Пометы на полях: + – знал; – – новое; ? – интересно; V – непонятно. Можно и другие: В – вопрос; О – ответ; З – знаю; Н – новое; И – интересно; Х – хочу узнать; С – спросить; У – уточнить.

4. Стратегия «Чтение с остановками». Чтение текста с остановками, во время которых даются задания в виде вопросов: одни направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания следующего отрывка.

5. Стратегия «Поставь проблему – предложи решение». Вспомните, с какими проблемами сталкиваются герои произведения (проблема формулируется и записывается в овал). Далее дети могут назвать несколько проблем, учащиеся делятся на группы и предлагают всевозможные варианты решения проблем.

Этап – этап предтекстовой деятельности.

Цель – развитие антиципации (умение предполагать, прогнозировать содержание текста). Задача – выработать мотивацию к прочтению текста

1.Стратегия «Прогноз по заголовку».

Задание: подумайте, о чем может идти речь в рассказе К.Г.Паустовского «Теплый хлеб», в произведении П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка» и т.д.

Приведите примеры подобных расхождений.

2. Стратегия «Мозговой штурм» («Корзина идей»).

Задание: ответьте на вопросы перед чтением текста (сказки «Теплый хлеб») – Что вы знаете о К.Г Паустовском? Как вы думаете, о чем будет рассказ? Кто может быть главным героем? Какое событие в рассказе может быть описано.

3. Стратегия «Образ текста».

Задание: проверьте свои предположения. На основании слов, взятых из текста, попробуйте составить небольшой сюжетный рассказ. Название рассказа дается.

4.Стратегия «Батарея вопросов».

Задание: составьте вопросы к тексту по заглавию, по иллюстрациям.

5. Стратегия «Глоссарий».

Задание: посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом. Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам и посмотрите их значение и употребление слов, используемых в тексте.

6. Стратегия «Соревнуемся с писателем».

Задание: попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации. Один ученик предлагает свой вариант, остальные его дополняют.

7. Стратегия «Верные и неверные утверждения».

8. Стратегия Знаю, Хочу узнать, Узнал.

Технология продуктивного чтения (ТПЧ)

Научить ребенка читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» – вот важная задача учителя. Именно поэтому технология продуктивного чтения (ТПЧ), разработанная профессором Н. Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.

Технология универсальна, может применяться на уроках любого цикла.

Она направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.

Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Учитель организует исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится партнером, наставником, наблюдателем.

Виды
упражнений

Методисты и учителя предлагают много
видов заданий для работы над текстами. Естественно, что виды работ зависят от
того, какую цель мы ставим перед домашним чтением. Если это чтение ради чтения,
то задания будут ориентированы только на контроль содержания. Если мы хотим,
чтобы у нас состоялась и беседа по прочитанному, по проблеме текста, то, кроме
заданий, упомянутых выше, добавляются еще и другие, чтобы учащиеся могли
высказать свое мнение, переходя, постепенно от подготовленной к
неподготовленной речи.

Нет согласия между методистами и в необходимости
предтекстовых упражнений, направленных на работу с лексическими и
грамматическими структурами, использованными в тексте. Одни авторы считают, что
такие упражнения обязательны и они должны предшествовать обсуждению самого
текста, поскольку тем самым у учащихся обогащается словарный запас и
подготавливается база для дальнейшего говорения по проблеме. Другие авторы
считают, что чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, а не
средство для обучения устной речи, поэтому предварительная работа над словами
здесь будет лишняя.

Кроме всего, вид упражнений зависит и от возраста
учащихся, от уровня их подготовленности. Так, в языковом вузе происходит
совершенствование навыков прочтения художественного текста. Студенты учатся:

· воспринимать особенности формы и содержания
художественного произведения (сюжет, жанр, форму презентации, идею,
композицию);

· понимать как явно выраженную информацию, так и
скрытую;

· извлекать лингвистическую, лингвострановедческую и
идейно-образную информацию;

· делать выводы о событиях и персонажах;

· проникать в суть словесно-художественного замысла
писателя, его творчества в целом;

· проводить лингвостилистический анализ текста с
использованием литературных терминов.

Чтение художественных произведений совмещается с
изучением литературоведческих статей и последующем обсуждением выдвинутых в них
положений. Происходит дальнейшее расширение лексического запаса за счет
активизации слов и выражений, относящихся к области литературной теории. При
фронтальном и индивидуальном контроле может использоваться как устная речь, так
и письменная (перевод трудных фрагментов, их анализ, аннотирование,
реферирование).

Предтекстовые упражнения (работа над словами и
грамматикой, использованные в тексте).

1. Найти, выписать и перевести предложения с
определенными словами.

2. Найти пары: слово и его дефиниция. Учащимся даны 2
колонки, их задача соединить пары стрелочками.

3. Выбрать антоним слова из предлагаемых.

4. Выбрать синоним слова из предлагаемой группы.

5. Объяснить слово или фразу, идиому, не переводя ее.

6. Соединить пары слов по смыслу.

7. Работа над словообразованием.

8. Работа с предлогами.

9. Выписать и перевести предложения с определенной
грамматической структурой: пассивным залогом, инфинитивом, косвенной речью и
т.д.

10. Перефразировать предложения, используя
определенную грамматическую структуру.

11. Перефразировать предложения, заменив выделенное
слово или выражение на синоним, использованный в тексте.

12. Составить предложения с определенными словами,
чтобы стало ясным их значение.

13. Перевести на английский слова и выражения,
используя лексику текста.

14. Частичный перевод предложения, где учащимся
остается перевести на английский только одно слово, данное в скобках.

8. Контроль понимания общего содержания

Все перечисленные задания максимально облегчены, в них
все внимание сконцентрировано только на содержании. Они могут по указанию учителя
выполняться как в устной, так и в письменной форме.

Эта система контроля должна быть как можно больше
ориентирована на самоконтроль читающего. При этом контрольные задания могут
быть сообщены читающему или до чтения или после него.

Контрольная обратная связь осуществляется в процессе
чтения и способствует более полному осмыслению информации текста.

1. озаглавить главные смысловые части текста;

2. найти (выписать) предложения, выражающие главную
мысль отдельных частей текста;

3. прочитать (выписать) те фрагменты из текста,
которые характеризуют того или иного героя;

4. найти (выписать) предложения, подтверждающие или
отрицающие определенное мнение;

5. перечислить последовательно всех действующих лиц;

6. назвать по порядку все места действий, названные в
тексте;

7. продолжить (окончить) рассказ одной-двумя фразами
на иностранном языке;

8. ответить на вопросы, ответы на которые учащиеся
могут найти в тексте;

9. угадать и описать ситуации, в которых автор
употребляет ту или иную лексическую единицу, сочетания слов или целое
предложение.

10. Согласиться или не согласиться с высказываниями в
соответствии с содержанием.

11. Учитель называет 2–3 предложения. Нужно выбрать
утверждение, соответствующее содержанию, и повторить его.

12. Пересказать текст, сокращая его и выбирая главное.
Возможен пересказ по плану или по ключевым словам.

13. Написать вопросы, ответы на которые послужат
пересказом текста

13. Перевести отрывок на хороший русский

9. Контроль понимания важных деталей текста и его
оценка

Понимание текста — лишь часть задания, подготовка к
следующему этапу — к беседе по прочитанному. В сущности этот второй подход к
контролю чтения скорее является упражнением в устной речи, нежели в чтении.
Обсуждение предполагает понимание содержания текста; понятое содержание служит
базой для построения бесед, сообщений, моделирования ситуативно-обусловленных
речевых актов, высказывания суждений, выражения отношений, эмоций и т. п.
Упражнения для организации беседы по прочитанному должны представлять собой
последовательную серию заданий, направленных на постепенный переход от
подготовленной речи к речи неподготовленной. Эта система упражнений должна быть
всячески ориентирована на выяснение взаимоотношений действующих лиц, на
вскрытие и оценку мотивов их поступков. Здесь возможны такие задания:

1. передать содержание отдельных эпизодов из текста.

2. рассказать, как действовал герой повествования в
сложившейся ситуации;

3. инсценировать поведение (поступок) тех или иных
героев.

4. охарактеризовать того или иного героя повествования:
внешность и характер.

5. охарактеризовать время, место и обстоятельства
действия;

6. объяснить намерения автора;

7. ответить на вопросы с изложением в ответе
собственной точки зрения по затронутому вопросу.

8. прокомментировать, событие, эпизод или поступок,
содержащиеся в тексте;

9. организовать беседу-дискуссию в связи с оценкой
событий или поступков героев текста;

10. дать развернутую оценку поступкам героев,
изложенным в тексте;

11. выразить главную идею текста одним предложением;

12. рассказать о своих впечатлениях о тексте, оценить
его. Сказать, что понравилось, что нет и почему.

10. Послетекстовый этап

1. Попытаться представить поведение героев в
изменившихся обстоятельствах, например, несколько лет спустя или спросить, чтобы
стало с героями, если бы что-то не произошло;

2. Пересказать текст от лица различных персонажей.
Здесь учащимся можно даже пофантазировать, ведь в тексте не может содержаться
вся информация о поведении и местоположении того или иного героя;

3. Предложить картину-иллюстрацию к тексту, не рисуя
ее, а просто описать, что там будет;

4. Написать свои вопросы к персонажам, если бы была
возможность оказаться там.

5. Рассмотрев иллюстрацию к тексту, написать сочинение
на тему «Что чувствует герой (героиня) в данный момент»

6. Написать рекламную брошюру какого-либо места из
текста или заведения

7. Написать краткую аннотацию к книге, которая могла
бы послужить вступлением.

8. Написать письмо герою или героине книги,
предупреждая его (ее) о том, что может случиться.

9. Дать совет герою (героине)..

10. Написать сочинение о своем любимом персонаже;

11. Сравнить персонажей книги, которые там явно
противопоставлены друг другу или с персонажем ранее прочитанной книги.

12. Взяв за основу ситуацию текста, написать
собственный текст в другом жанре.

13. Подобрать / отобрать пословицы, которые наиболее
точно подходят по смыслу к данной ситуации и наиболее точно передают идею
текста.

Виды работы над текстом на уроке чтения.

1.                             
Чтение всего текста.

2.                             
Чтение, деление на части. Составление плана.

3.                             
Чтение по готовому плану.

4.                             
Чтение, после чтения – пересказывание.

5.                             
Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.

6.                             
Чтение с сокращением текста. Дети убирают слова или предложения, которые
можно опустить. Подготовка к сжатому пересказу.

7.                             
Чтение цепочкой по предложению.

8.                             
Чтение цепочкой по абзацу.

10.                         
Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

11.                         
Чтение, ответы на вопросы.

12.                         
Чтение, нахождение отрывка, который поможет ответить на вопросы.

13.                         
Чтение самого красивого места в тексте или стихотворении.

14.                         
Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения.
Позже предложение можно заменить логически законченным отрывком.

15.                         
Чтение «выше нормы» (в основном это домашнее задание, когда ученик,
хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путём тренировок дома
набирает 10-15 слов. Например, норма чтения незнакомого текста составляет 40
слов, значит, домашний текст должен прочитать с нормой 50-55 слов в минуту.

16.                         
Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

17.                         
Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить ошибку.

18.                         
Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.

19.                         
Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).

20.                         
Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками ( для басни).

21.                         
Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).

22.                         
Чтение- подборка звукового оформления «фильма».

23.                         
Беседа с сопровождением выборочного текста.

24.                         
Нахождение в тексте 3 (5, 7,..) выводов.

25.                         
Высказывание своих собственных суждений о прослушанном после чтения
учителем или учеником.

26.                         
Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.

27.                         
Установление путём чтения причинно- следственных связей.

28.                         
Чтение названия рассказа. Как ещё можно назвать?

29.                         
Чтение по ролям.

30.                         
Чтение по ролям диалога, исключая слова автора .

31.                         
Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.

32.                         
«Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на
услышанное).

33.                         
Нахождение предложений (отрывка), который мог бы прочитать вот этот
человек.

34.                         
Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с
мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально.

35.                         
Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком,
вопросительным, запятой, многоточием ит.д.

36.                         
Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на
предыдущем уроке).

37.                         
Нахождение и чтение образных слов и описаний.

38.                         
Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

40.                         
Чтение стихотворения, расстановка пауз.

41.                         
Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.

42.                         
Выразительное чтение рассказа, отрывка, стихотворения по собственному
выбору.

43.                         
Чтение отрывка текста с распространением предложений в нём.

44.                         
Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме

1.                             
Кто быстрее найдёт в тексте слово на заданное учителем правило.

2.                             
Нахождение в рассказе самого длинного слова.

3.                             
Нахождение в рассказе двух-, трёх-, четырёхсложных слов.

4.                             
Нахождение в рассказе и чтение сочетаний:

А) существительное
+ прилагательное;

Б) существительное
+ глагол;

В) местоимение +
глагол;

49. Чтение,
пометка непонятных слов.

50. Чтение
слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги.

51. Нахождение и
чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова
написаны на доске).

52. Чтение слов, к
которым даны сноски.

53. Нахождение и
чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.

54. Чтение и
выписывание слов для практического словаря, например, к тема «Осень», «Зима» и
т.д.

55.
Комбинированное чтение. (учитель – учащиеся хором).

Работу с текстом
делят на три этапа: предтекстовый, текстовый и послетекстовый. Обучение приёмам
работы с текстом и получение необходимых знаний, умений и навыков позволяет
учащимся овладеть умениями и навыками самостоятельной работы с текстом и
подготовки речевых высказываний различного типа.

Приёмы работы с
материалом текста и соответствующие упражнения на ПРЕДТЕКСТОВОМ ЭТАПЕ
предназначаются для дифференциации языковых единиц и речевых образцов, их
узнавания в тексте, тренировки сиюминутной их семантизации, овладения
различными структурными материалами (словообразовательными элементами,
видовременными формами глагола и т. д.) и языковой догадкой для формирования
навыков вероятностного прогнозирования.

Упражнения на
узнавание слова по формальному признаку:

1.                             
Определите по формальным признакам, какой частью речи являются
выделенные слова.

2.                             
Прочитайте слова и укажите, от каких слов они образованы.

Упражнения на
узнавание слова по семантическому признаку:

1.                             
Заполните пропуски подходящими по смыслу словами.

2.                             
Найдите синонимы, антонимы в ряду данных слов.

3.                             
Прочитайте и выпишите из текста все слова обозначающие: предметы,
действия и т. д.

4.                             
Выберите из текста слова, относящиеся к изучаемой теме.

Упражнения на
автоматизацию узнавания лексических единиц:

2.                             
Найдите самое общее или самое конкретное по значению слово. (Упражнения
ограничить во времени).

Упражнения на
различение грамматических явлений:

1.                             
Выпишите из текста изучаемые явления и сгруппируйте их.

2.                             
Выпишите предложения с данной грамматической формой.

3.                             
Объясните употребление данной грамматической формы.

1.                             
Составьте предложения из слов, данных вразбивку.

2.                             
Замените выделенную форму по образцу.

1.                             
Составьте из двух предложений одно простое.

2.                             
Образуйте сложноподчинённое предложение из приведённых простых.

3.                             
Выразите ту же мысль другими средствами.

Упражнения для
обучения работе со словарной статьёй:

1.                             
Быстро сориентируйтесь в алфавите и найдите указанное слово.

2.                             
Определите значение сложного слова по его элементам.

3.                             
Трансформируйте грамматическую форму слова, встречающуюся в тексте, в
словарную, исходную.

Упражнения на
прогнозирование содержания читаемого:

1.                             
Прочтите заглавие и скажите, о ком (чём) будет идти речь в данном тексте

2.                             
Прочтите первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут
рассматриваться в тексте.

1.                             
Ответьте на предтекстовые вопросы.

2.                             
Определите верные и неверные утверждения.

На ТЕКСТОВОМ ЭТАПЕ
предполагается использование различных приёмов извлечения информации и
трансформаций структуры и языкового материала текста.

Упражнения на
свёртывание текста:

1.                             
Найдите в предложении или группе предложений элементы, несущие
информацию.

2.                             
Расположите предложения абзаца по степени важности информации.

3.                             
Сократите предложения, абзацы, отдельные фрагменты текста за счёт
исключения несущественной информации.

Упражнения на
реконструкцию текста:

1.                             
Составьте предложения из заданных ключевых слов по образцу.

2.                             
Расположите разрозненные предложения в соответствии с предлагаемой
схемой.

3.                             
Составьте сокращённый вариант текста из 10 предложений на основе выбора
их из предложенных 20.

1.                             
Замените слово синонимом по образцу.

2.                             
Замените слова дефиницией (описанием).

3.                             
Преобразуйте действительный залог в страдательный, и наоборот по
образцу.

4.                             
Расположите разрозненные пункты плана в соответствии с содержанием.

5.                             
Воспроизведите текст по плану

Упражнения на
обобщения материала:

1.                             
Сделайте итоговый вывод или резюме по содержанию текста.

На послетекстовом
этапе приёмы оперирования направлены на выявление основных элементов содержания
текста.

Упражнения на
выявление темы текста:

1.                             
Выявите слова, выражающие тему в абзаце, в связке абзацев, в тексте.

2.                             
Найдите обобщающие слова и сформулируйте тему.

3.                             
Сформулируйте тему самостоятельно.

Упражнения на
передачу сюжета:

1.                             
Оцените значение указанного события или эпизода для развития сюжета.

2.                             
Определите наиболее значительные события и/или эпизоды в тексте.

Упражнения на
составление характеристики персонажей:

1.                             
Выделите авторские характеристики.

2.                             
Ответьте на вопросы к фрагментам текста.

3.                             
Поставьте вопросы к фрагментам текста.

4.                             
Прокомментируйте авторскую характеристику героев.

Дайте свою характеристику героям

Разработанная технология включает три этапа работы с текстом, трехступенчатый процесс.

5 занимательных приёмов работы с текстом. Помогут на литературе и не только

3 этап – этап посттекстовой (послетекстовой) деятельности.

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача – обеспечить углубленное восприятие и понимание текста, ставить вопрос к тексту в целом, далее следует беседа, результатом которой должно стать понимание авторского смысла. Повторное обращение к заглавию, к иллюстрациям, выполнение творческих заданий.

5 занимательных приёмов работы с текстом. Помогут на литературе и не только

2. Стратегия «Дерево вопросов» Крона – что? где? когда? Ствол – почему? Как? Не могли бы вы? Корни – как текст соотнести с жизнью? С текущими событиями? Что автор пытался показать?

3. Стратегия «Кубик Блума» (Бенджамин Блум – известный американский педагог, автор многих педагогических стратегий = техник).

На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему?», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Учитель или ученик бросает кубик.

Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпал кубик.

Вопрос «Назови» нацелен на уровень репродукции, т.е на простое воспроизведение знаний.

Вопрос «Почему» – ученик в данном случае должен найти причинно – следственные связи, описать процессы, происходящие с определенным предметом или явлением.

Вопрос «Объясни» – ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях.

5 занимательных приёмов работы с текстом. Помогут на литературе и не только

Все выше перечисленные стратегии предусматривают серьезную работу с текстом, его глубокий анализ и понимание, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся по учебному материалу .Продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпать из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

1. Применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения.

2. Ориентирована на развитие личности.

3. Развивает умение прогнозировать результаты чтения.

4. Способствует пониманию текста на уроке.

Статьи по теме

Существуют различные точки зрения по поводу того,
какие этапы работы над текстом необходимо включить в учебный процесс, какие
наиболее эффективны. Естественно, что выбранные виды работы зависят от целей,
которые мы ставим перед чтением.

Обычно выделяются 3 этапа работы над любым текстом:
дотекстовый этап (предречевые упражнения), текстовый этап (контроль понятия
содержания), послетекстовый этап (контроль понятия важных деталей текста,
анализ и оценка). Очевидно, что послетекстовый этап будет присутствовать в том
случае, когда текст рассматривается не столько как средство формирования умений
читать, сколько для развития продуктивных умений в устной или письменной речи,
а проще говоря, умений говорить и писать на иностранном языке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *