Актуальные проблемы и пути решения

Воспитатели несут большую ответственность за своих подопечных. Неокрепшая психика ребёнка может быть нарушена из-за ошибок воспитателя, которые он допускает по случайности или незнанию.

Разберём 10 основных ошибок педагогов дошкольного образования, и как их можно исправить.

Отсутствие индивидуального подхода.

Воспитатели часто не учитывают индивидуальность ребёнка в обучении и в воспитании. Не стоит сравнивать детей друг с другом или ориентироваться на идеальный образ, описанный в книгах. Поэтому при подготовке к занятиям, при общении с разными детьми важно принимать во внимание особенности каждого ребёнка.

Несправедливое наказание.

Дети часто ссорятся, пытаясь поделить игрушку или разбираясь, кто прав. В таком случае они идут к взрослому, чтобы восстановить справедливость. Если воспитатель, не разобравшись в ситуации, наказывает обоих участников конфликта или виновника (по его мнению), он теряет доверие детей. Важно оставаться справедливым, даже когда, кажется, что проблема не требует внимания.

Нарушение субординации.

Речь об отношениях с родителями своих подопечных. Если воспитатель не соблюдает нормы этики, позволяет возникнуть панибратству, то это приведёт к неблагоприятным последствиям. Начиная от неуважительного отношения от родителей и детей, заканчивая проблемами с администрацией детского сада. Родители хотят видеть в воспитателе педагога, который воспитывает и развивает их детей, а не друга.

Актуальные проблемы и пути решения

Отсутствие культуры речи.

Воспитатель является примером для своих подопечных. Если малыши слышат неправильное произношение слов, их несогласование в предложении, невыразительную речь, им будет сложно овладеть коммуникативными навыками. Поэтому педагогу необходимо всегда следить за тем, что и как он говорит.

Повышение голоса.

В большом детском коллективе иногда приходится громко говорить, чтобы тебя услышали. Если воспитатель большую часть времени кричит, чтобы привлечь внимание, дети перестают воспринимать спокойную речь. Лучше отказаться от повышения голоса в большинстве ситуаций, чтобы дети слышали и привыкали к спокойной речи воспитателя к спокойной речи.

Частые замечания.

Во время занятий воспитатель может делать замечания детям, которые отвлекаются. Если педагог постоянно просит выпрямить спину, сесть ровно, поставить ноги на пол, то дети перестают воспринимать критику и новые знания. Лучше делать замечание индивидуально, не отвлекая других детей от процесса обучения.

Разное отношение к детям.

Сравнение одного ребёнка с другим.

Например, «Почему ты не можешь есть так же аккуратно как Саша?!». Стоит отказаться от такого сравнения, чтобы не портить самооценку ребёнка и отношение к нему коллектива. Учитывайте темпераменты детей, их интересы и возможности. Если вы знаете, что ребёнок медлительный, отправьте его одеваться раньше всех.

Излишняя опека.

Задача воспитателя — научить ребёнка как можно большему числу навыков и умений. Если у педагога не хватает терпения, он постоянно пытается показать как надо, или сделать все самостоятельно, то у детей не будет мотивации научиться делать самому. Поэтому нужно позволять детям самим найти решение и помогать только тогда, когда ребёнок сам об этом попросит.

Актуальные проблемы и пути решения

Использование физических наказаний.

Этого не стоит делать ни в какой ситуации и ни при каких условиях. Как бы ни вели себя дети, всегда нужно выяснять причину, разговаривать, объяснять.

Стать профессиональным воспитателем поможет АНПОО «НСПК». В колледже вы получите среднее профессиональное образование в дистанционном* формате. По окончании обучения два диплома — основной и о профессиональной переподготовке. Узнайте подробности о поступлении у сотрудников приёмной комиссии.

* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Гасанова Р. Проблема изучения индивидуальных образовательных траекторий в дополнительном образовании педагогов // Профессиональное образование в современном мире. 2020. 10, № 3. 4053–4063.

Гасанова Р. Методологические проблемы изучения персональных траекторий образования в педагогической психологии // Профессиональное образование в современном мире. 2020. 10, № 4. 4262–4270.

Arpentieva M. , Gasanova R. , Menshikov P. Individual educational trajectories in additional education of teachers // Modern didactics: psychological and pedagogical problems of training and education. Toronto, 2020. 59–68.

Kassymova G. , Yurkova M. , Zhdanko T. , Gerasimova J. , Kravtsov A. , Egorova J. , Gasanova R. , Larionova L. , Arpentieva M. Personal self-development in the context of global education: the transformation of values and identity // Bulletin of National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2019. № 6. 195–207.

Kassymova G. , Stepanova G. , Stepanova O. , Menshikov P. , Arpentieva M. and Merezhnikov A. , Kunakovskaya L. Self-development management in educational globalization // International Journal of Education and Information. 2018. № 12. 171–176.

Акимова И. , Баландин И. Использование информационных ресурсов для реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся // Школьные технологии. 2020. № 2. 74–85.

Александрова Л. Индивидуальная образовательная траектория в электронно-информационной среде образовательной организации. Москва : Авторский Клуб, 2020. 68 с.

Мартынова Е. Построение индивидуальной образовательной траектории лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, обучающихся в профессиональных образовательных организациях // Научный альманах. 2017. № 6-1. 156–160.

Герцен С. , Сухарева О. , Скороходова Л. Индивидуальные образовательные траектории как инновационная технология развития высшего образования // Высшее образование сегодня. 2019. № 10. 57–61.

Гладких В. , Сверчков Д. Цифровая образовательная среда как средство обучения курсантов по индивидуальной образовательной траектории // Перспективы науки. 2019. № 5. 237–239.

Грибанова М. Индивидуальная образовательная траектория обучающегося в учреждениях общего среднего образования // Научные записки ОрелГИЭТ. 2020. № 2. 35–38.

Бондаревская Е. , Кульневич С. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов на Дону : Учитель, 1999. 560 с.

Якина Л. Культурологическая модель преподавания мировой художественной культуры в школе // Человек в мире культуры. 2015. № 1. 80–86.

Арбузова Н. Индивидуальная образовательная траектория педагога как условие его профессионального развития // Вестник Белгородского института развития образования. 2019. 6, № 4. 99–104.

Звягин М. , Метельская Е. Конструирование отдельных образовательных траекторий из элементов «матрицы образовательных ресурсов» // Молодой ученый. 2016. № 19-1. 23–25.

Никитина М. , Побирченко В. Модель реализации профессионально ориентированной образовательной траектории обучающихся на основе компетентностного подхода // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. Вернадского. Экономика и управление. 2019. 5, № 1. 68–74.

Арпентьева М. Становление личностью, партнером и профессионалом: критерии и проблемы // Профессиональная ориентация. 2018. № 1. 10–19.

Перетягина Н. Индивидуальная образовательная траектория как способ сохранить человека в образовательном процессе // Психология обучения. 2010. № 4. 15–27.

Варламова В. Индивидуальная образовательная траектория в педагогических исследованиях // Современное образование: традиции и инновации. 2020. № 2. 182–184.

Гриншкун В. , Заславский А. Отечественный и зарубежный опыт организации образовательного процесса на основе построения индивидуальных образовательных траекторий // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2020. № 1. 8–15.

Файн М. Индивидуальная образовательная траектория педагога как средство достижения его профессионального развития // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-1. 348–351.

Aleshkovski I. , Moteva A. , Savina N. , Gasparishvili A. , Krukhmaleva O. Educational trajectories of school graduates of the Russian industrial region // Образование и наука. 2020. 22, № 10. 41–60.

Sergeeva M. Design of educational trajectory of students in the conditions of sociocultural educational environment // Научное образование. 2019. № 1. 6–14.

Шиян Н. Открытая образовательная среда как средство формирования индивидуальной образовательной траектории школьника // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 4-1. 279–281.

Бояринов Д. Индивидуальные образовательные траектории и образовательные карты // Системы компьютерной математики и их приложения. 2020. № 21. 371–375.

Зарецкая А. , Орлов В. Построение гибкой системы дополнительного профессионального образования для взрослых на основе индивидуальной образовательной траектории // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. 2020. № 38. 156–160.

Комаровская Е. , Пивоваров В. Моделирование индивидуальной образовательной траектории студентов в образовательном процессе вуза // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2020. № 2. 16–19.

Кондратенко А. , Григорьев А. , Кондратенко Б. Построение образовательных траекторий в образовании современной России // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. № 3. 122–125.

Краснопеева Т. , Шевченко А. , Гураль С. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий в информационной образовательной среде // Язык и культура. 2020. № 51. 153–176.

Пустыльник П. Развитие информационнообразовательной среды: формирование индивидуальной образовательной траектории бакалавра технологического образования с учетом рынка труда. Саарбрюккен : Ламберт паблишинг, 2017. 280 с.

Кольева Н. , Жабагина Ж. , Кожахметова А. Этапы и требования к построению индивидуальной образовательной траектории // Вестник СевероКазахстанского государственного университета им. Козыбаева. 2019. № 1. 152–156.

Чикалов Н. , Гасанова Р. , Арпентьева М. Тестирование профессиональных интересов: выбор направлений общего и дополнительного образования. Toronto : Altaspera Publ. , 2021. 362 с.

Галиуллина Ф. Модель психологического сопровождения образовательных траекторий // Теория и практика современной науки. 2019. № 10. 254–256.

Ковалева Т. , Якубовская Т. Тьюторская деятельность как антропопрактика: между индивидуальной образовательной траекторией и индивидуальной образовательной программой // Человек. 2017. № 12. 85–94.

Арпентьева М. Разрушение университета: от «всесторонне развитой личности» к ¬«роботоутойчивому специалисту» // Challenges of science : intern. pract. internet conf. , Almaty, Nov. 22, 2018. Almaty, 2018. 1–12.

Бодрийяр Ж. Общество потребления: его мифы и структуры. Москва : Республика etc. , 2006. 268 с.

Кондратенко Б. , Кондратенко А. Жизненный успех как приоритетная цель формирования образовательных траекторий // Пространственное развитие региона: перспективы, приоритеты, ресурсы : сб. науч. междунар. науч. -практ. конф. Калининград, 2019. 296–298.

Петрова В. Методические аспекты построения индивидуальных образовательных траекторий при обучении студентов педагогического образования // Педагогическая информатика. 2019. № 3. 40–49.

Сергеева М. Менеджмент-сопровождение индивидуальной образовательной траектории обучающихся в условиях высшего образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-3. 168–171.

Łobaczewski A. Politieke ponerologie: een wetenschap over de aard van voor politieke doeleinden aangewend kwaad. Castelsarrasin : Les Editions Pilule Rouge, 2017. 793 р.

Arpentieva M. , Kasymova G. , Lavrinenko S. , Tyumaseva Z. , Valeeva G. , Kenzhaliev O. , Duvalina O. , Kosov A. Ecological education in the global and supplementary education system // Bulletin of the National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2019. Vol. 158–168.

Дата публикации 27. 2016

Актуальные проблемы и пути решения

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина РФ, г. Нижний Новгород

Аннотация: Статья посвящена определению значимость системы дополнительного образования детей и подростков в современный период, а также исследованию ее актуальных проблем. Проблемы выделяются на основе анализа исследований работ отечественных учёных в области российского образования а также личного анализа. Делаются выводы о возможных путях их решения. Ключевые слова: дополнительное образование; школьник; учреждения дополнительного образования, школьное дополнительное образование

Additional education of children : problems and solutions

Melnikova Galina TimofeevnaNizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin Russia, Nizhny Novgorod

Abstract: The article is devoted to determining the importance of additional education of children and adolescents in the modern period, as well as the study of the actual problems. Problems are highlighted on the basis of the analysis of research works of domestic scientists in the sphere of Russian education as well as personal analysis. Conclusions about possible ways of their solution. Keywords: further education; student; institutions of additional education additional education

Одной из главных задач дополнительного образования является создание таких условий, при которых дети с раннего возраста активно развивались бы в той сфере, которая близка их интересам и желаниями, изучали окружающий мир, пробовали свои силы в изобретательской, спортивной и творческой деятельности. В границах только школьных предметов эта задача не может быть решена.

Дополнительное образование обладает определёнными особенностями, являющимися потенциально конкурентными. Проявлению этих особенностей способствуют следующие требования к организации процесса дополнительного образования: создание условий для свободного выбора детьми образовательного учреждения, программы или ее профиля, педагога; индивидуальное ориентирование образовательного процесса, что способствует формированию личной мотивации, созданию атмосферы для достижения успеха каждым воспитанником; признание за ребенком права на пробы и ошибки в его выборе, гибкий подход к смене области развития. Таким образом, сильной стороной дополнительного образования школьников в настоящее время является его особый социально-педагогический потенциал.

Но в современных условиях существования общества возникает ряд объективных проблем, которые влияют на функционирование и развитие системы дополнительного образования. В работах учёных, таких как Золотарёва А. , Антопольская Т. , Березина В. , Поволяева М. можно выделить следующие проблемы в деятельности учреждений дополнительного образования: кадровая проблема: недостаток квалифицированных преподавателей по многим направлениям, отсутствие должной подготовки будущих педагогов в учреждениях высшего образования к работе в этой сфере; слабая изученность социальных запросов на дополнительное образование детей и подростков, невозможность полностью обеспечить известный социальный заказ из-за недостатка кадров и проблем с финансированием; малое разнообразие предлагаемых программ; часто учреждения дополнительного образования располагаются неудобно для родителей и детей, а от сельских школ находятся слишком далеко; введение дополнительных программ на платной основе затрудняется из-за низкого материального положения семей.

Наряду с названными, можно выделить ещё ряд проблемных моментов. Например, принятые формы дополнительного образования не выдерживают конкуренции с активно развивающимися «компьютерными» формами досуга. В настоящее время детям доступны широкие возможности игровых интернет-развлечений, их увлекает общение в социальных сетях, то есть все то, что не требует особых интеллектуальных затрат. Сама система постоянных обязательных занятий (как уроки в школе) зачастую не привлекает ребят. Усложнение школьной программы, возрастающие социальные проблемы, финансовый кризис тоже накладывают свой негативный отпечаток. Иногда складывается мнение, что дополнительное образование – излишняя роскошь. Все это, естественно, приводит к недостаточной наполняемости групп.

Из сказанного следует, что программы дополнительного образования могут быть стабильными и востребованными только тогда, когда они являются социально-значимыми. При этом многие исследователи отмечают тот факт, что сегодня именно негосударственные учреждения дополнительного образования более оперативно реагируют на изменения на рынке данных услуг. Предлагаемые ими программы являются наиболее гибкими по сравнению с традиционными программами муниципальных упреждений. Такие программы помогают решить за короткой срок общие проблемы, возникающие в образовании детей. Это, например, подготовка к поступлению в школу или ВУЗ, обучение работе с компьютером и основными компьютерным программам; развитие коммуникативных навыков и т. Такие программы часто являются решением проблем, которые актуальны для родителей, — проблемы, что необходимо решать за короткое время, и потому родители согласны платить за это.

Также видится перспективным и необходимым развитие школьного дополнительного образования. Особенно это касается сельских школ. Во многих поселках и деревнях отсутствуют не только специальные учреждения дополнительного образования, но и обычные дома культуры, при которых традиционно на селе организовывались различные кружки и секции. Кроме того, именно классные руководители, школьные учителя-предметники имеют возможность выявить предпочтения ребят, определить их склонность к развитию в определенной области науки, творчества или спорта.

Антопольская Т. Организационная культура учреждения дополнительного образования детей: понимание, структурирование, развитие // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2009. Березина В. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб. пособие / В. Березина. – М. : Диалог культур, 2007. Магомедова З. Трансформация традиций воспитания в современной дагестанской семье. Проблемы семьи и семейного воспитания в условиях полиэтнического и поликонфессионального региона Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2015. 179- 184. Поволяева М. Научно-методическое и информационное обеспечение системы ДОД // Вестник образования России. 2007. №20. Распоряжение Правительства РФ от 04. 2014 N 1726-р6. Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29. 2012 N 273-ФЗ

Статья «Проблемы в сфере дополнительного образования детей»

Актуальность темы исследования.

Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Дополнительное образование как особый вид образования был выделен в 1992 году с принятием Закона «Об образовании», который создал правовые предпосылки для перехода от унитарной, идеологизированной, тоталитарной системы образования к системе вариативной, гуманистической, демократической, что обусловило существенное изменение статуса внешкольных учреждений.

Начался процесс эволюционного видоизменения системы внешкольной работы и внешкольного воспитания, перехода ее в новое качественное состояние. Необходимость видоизменения системы внешкольного воспитания, перехода ее в новое качественное состояние определялась рядом обстоятельств: во-первых, произошли принципиальные изменения в общественном сознании – взгляд на человека, прежде всего, как специалиста, уступает место взгляду на личность с позиций культурно-исторической педагогики развития; во-вторых, усиливается тенденция перехода развитых стран от техногенной к антропогенной цивилизации; в-третьих, культурно-образовательные, информационные, досуговые услуги пользуются все большим спросом и у детей, и у их родителей. В результате возрастает значение различных видов неформального образования для личности и общества. Одним из таких видов признано дополнительное образование, основное предназначение которого – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.

Учреждение дополнительного образования детей – это новый тип образовательного учреждения, имеющий свою специфику и задачи в едином образовательном пространстве.

Основная из них – создать такие условия, чтобы ребенок с раннего возраста активно развивался в соответствии с его интересами, желаниями и имеющимся потенциалом, постоянно стремился узнать что-то новое, изучал окружающую среду, пробовал свои силы в изобретательстве, творческой деятельности, спорте. Понятно, что в рамках одних только школьных предметов эту задачу решить невозможно. В Концепции модернизации российского образования на период до 2011 года подчеркивается, что учреждениям дополнительного образования принадлежит особая роль в развитии склонностей и способностей, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Кроме того, с каждым годом неуклонно возрастает роль учреждений дополнительного образования детей в обеспечении занятости детей и подростков, организации их социально значимого досуга, профилактике правонарушений, наркомании и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних. Это подтверждает востребованность такой формы образования в обществе.

Учреждение дополнительного образования детей, по мнению И. Щетинской, представляет собой «особое образовательное пространство, где осуществляется специальная образовательная деятельность по развитию индивида, расширяются возможности его практического опыта. Оно является пространством творческого освоения новой информации, формирования жизненных умений и способностей, на которые школа не ориентирована»

Система дополнительного образования детей формируется и развивается как многомерное образовательное пространство с взаимопроникающими и расширяющими сферами деятельности воспитанников – такое пространство, которое дополняя функциональность основного образования, расширяет и углубляет знания детей в интересных для них формах, способствует овладению ими различными формами познавательной деятельности и усилению их мотивации к учебе;

обеспечивает дополнительные возможности для раскрытия и развития способностей ребёнка в различных видах деятельности и, прежде всего, в художественно – творческой;

всемерно способствует самовыражению, развитию творческой активности, самоопределению и ускоряет формирование умений делать осознанный и ответственный выбор;

обеспечивает эффективность воспитательной работы, которая реализуется как системная, целостная деятельность по формированию духовно – нравственной, всесторонне развитой личности;

расширяет сферы практикоориентированной творческой работы детей и обеспечивает совершенствование отношений в звеньях «ребёнок – педагог» и «ребёнок – ребёнок»;

способствует установлению отношений в духе доброжелательности, взаимопомощи и сотрудничества, формированию коллектива и созданию в нем атмосферы, отвечающей провозглашенной ООН и ЮНЕСКО Программе «На пути к культуре мира»;

повышает эффективность и расширяет возможности спортивно – оздоровительной работы, позволяет интересно и содержательно организовать досуг детей и активно влиять на реализацию их здорового образа жизни.

В настоящее время система дополнительного образования детей переживает период становления. Не имея государственных требований, обязательных для исполнения, она наделена правами самостоятельного определения смыслов и ценностей своей деятельности, исходя из интересов детей и с учетом специфики его свободного времени.

На сегодняшний день можно сформулировать ряд проблем системы дополнительного образования.

Конкурентоспособность традиционных форм дополнительного образования детей неуклонно снижается в силу развития новых привлекательных возможностей досуга. Дети, в отличие от периода 30-летней давности, обладают широкими возможностями выбора развлечений и других форм интересного времяпрепровождения, не требующих серьезных усилий.

Например, они с удовольствием могут весь день играть в компьютерные игры или смотреть боевики по телевизору. Система дополнительного образования рискует не выдержать эту конкурентную борьбу и потерять своих традиционных клиентов;

Традиционный формат дополнительного образования, предполагающий, что ребенок добровольно и регулярно приходит на занятия, перестает срабатывать.

5-7 детей, сидящих на занятиях – страшный сон директоров учреждений дополнительного образования, который все чаще становится явью. Видимо, дело не только в качестве образовательных программ, но и в более глубоких социально-психологических изменениях: современного ребенка перестаёт устраивать такая форма получения образования, как регулярные обязательные занятия.

Становится актуальным вопрос о разработке и внедрении в практику новых форматов предоставления образовательных услуг;

Нарастание социальных проблем на фоне снижения финансовых возможностей местного самоуправления будет укреплять мнение о дополнительном образовании как об избыточной роскоши. В ситуации финансового кризиса не исключен сценарий резкого сокращения Системы, в результате которого выживут только программы, имеющие сильную общественную поддержку. Следовательно, программы дополнительного образования могут быть стабильными только в случае их очевидной социальной значимости.

У Системы будет появляться всё больше конкурентов в негосударственном секторе, которые будут давать детям более профессиональную подготовку. Программы негосударственных учреждений дополнительного образования уже сегодня являются более гибкими, чем традиционные программы муниципальных учреждений. Такие программы за короткое время решают локальные проблемы в образовании ребенка: подготовка к поступлению в школу, вуз, обучение работе на компьютере, развитие коммуникативных навыков и пр. Эти программы дают ответ на проблемы, актуальные для родителей, – проблемы, которые необходимо решить за короткий срок, и поэтому родители согласны за это платить. Дополнительное образование в негосударственном секторе можно считать состоявшимся. Оно, несомненно, будет откликаться на конъюнктуру рынка образования гораздо лучше, нежели традиционные дома творчества, чьё выживание не зависит от платных услуг.

Следовательно, негосударственные учреждения дополнительного образования будут укреплять свои позиции на рынке платных образовательных услуг и всё более оттягивать на себя те средства родителей, которые они готовы вкладывать досуг и образование своего ребенка. Конечно, усиление позиций Системы на рынке платных образовательных услуг должно происходить. Но, с нашей точки зрения, тотальная коммерциализация дополнительного образования поставила бы крест на его развитии как Системы, ответственной за воспитание и поддерживающей общество в решении социальных проблем. В конце концов, если кто-то видит своё призвание в ведении бизнеса на предоставлении образовательных услуг, то почему бы ему не создать собственную фирму вместо эксплуатации скромного муниципального (государственного) ресурса;

Обобщая сказанное можно сделать выводы. Учреждения дополнительного образования детей как разновидность воспитательных организаций:

представляют собой составную часть государственной системы социального воспитания;

по содержанию деятельности и организационной структуре отличаются большим разнообразием;

во взаимоотношениях с общеобразовательной школой играют зависимую роль – дополнения;

по принципу вхождения ребенка в воспитательную организацию являются добровольными;

в урегулировании социализации преобладает опосредованность воздействий детским объединением, сферами его жизнедеятельности;

педагог дополнительного образования выступает в специфических социальных ролях специалиста, лидера, мастера, художественного руководителя.

По отношению к общей системе образования дополнительное выступает подсистемой, но одновременно оно может рассматриваться как самостоятельная образовательная система, так как обладает необходимыми качествами, целостностью и единством составляющих ее элементов, которые имеют определенную связь друг с другом, это целостная, разноуровневая, многоступенчатая система, которая отличается открытостью и вариативностью.

В настоящее время система дополнительного образования находится в стадии развития, преодолевая сложности (недостаточное финансирование, нехватка квалифицированных кадров, недостаточная разработанность методического обеспечения и др). Одновременно в обществе растет понимание необходимости восстановления духовных основ жизни, сохранения и приумножения культуры своего народа. Увеличивается роль психологического, личностного фактора в жизни и профессиональной деятельности, приходит осознание важности постоянного самообразования и творческого совершенствования, становление активной жизненной позиции.

Список использованных источников

ФЗ РФ «Об образовании» от 10. 1992 N 3266-1 (ред. от 10. 2009)

Березина В. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб. пособие / В. Березина. – М. : Диалог культур, 2007. – 512 с.

Бруднов, А. От внешкольной работы к дополнительному образованию / А. Бруднов // Внешкольник. -1996. -№ 31. – С.

Краснова, С. Дополнительное образование в становлении активной жизненной позиции старшеклассников : Дис. канд. пед. наук : 13. – Бирск, 2004. – 191 с.

Медынский,Е. Внешкольноеобразование, егозначение, организацияитехника / Е. Медынский. – М. : Наука, 1918. – 322 с.

Новичков, В. Роль и место дополнительного образования в воспитании юного москвича / В. Новичков // Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования. – М. : МИРОС, 1997. – 207 с.

Пель, В. К истории создания и развития системы дополнительного образования в российской воспитательной системе / В. Пель // Проблемы педагогического образования: сб. науч. – М. , 1999. – С.

Поликашева, Н. Развитие системы дополнительного образования детей как ресурс социокультурной модернизации образования / Н. Поликашева. – 2011. – Проблемы современного образования: материалы международной научно-практической конференции 5-6 сентября 2010 года. – Пенза – Ереван – Прага: ООО Научно-издательский центр «Социосфера», 2010. – 487 с.

Щетинская, А. Совершенствование процесса дополнительного образования в современных условиях: науч. -метод. пособие / А. Щетинская. – Оренбург: ОЦДЮТ, 1997. – 100 с.

Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. В статье обосновывается значимость обращения к развитию системы дополнительного образования детей, проявляющейся в ее социальнопедагогических возможностях. Система дополнительного образования детей прошла цикл развития от случайного набора кружков, через создание материальной и методической базы, к системе, которая естественным образом вплетается в образовательный и воспитательный процессы и становится естественным продолжением основного образования. В последние годы реформаторские тенденции очень заметны в системе дополнительного образования детей, так как здесь стоит задача создать новую систему, содействующую личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, развитию творческих способностей, приобщению к культуре. С приятием Закона РФ «Об образовании» статус внешкольных учреждений существенно изменился. Принятый закон создал правовые предпосылки для перехода от унитарной системы к системе вариативной, отвечающей на запросы конкретных территорий. Необходимость видоизменения системы внешкольного воспитания, перехода ее в новое качественное состояние определялась рядом обстоятельств: во-первых, произошли принципиальные изменения в общественном сознании – взгляд на человека, прежде всего, как специалиста, уступает место взгляду на личность с позиций культурно-исторической педагогики развития; во-вторых, усиливается тенденция перехода развитых стран от техногенной к антропогенной цивилизации; в-третьих, культурно-образовательные, информационные, досуговые услуги пользуются все большим спросом и у детей, и у их родителей. В результате возрастает значение различных видов неформального образования для личности и общества. Одним из таких видов признано дополнительное образование, основное предназначение которого – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.

Выявляется потенциал современного учреждения дополнительного образования, заключающийся в возможностях консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства, преодоления этнонациональной напряженности, ограничения социального неравенства и др. Делается акцент на аналитике основных проблем системы дополнительного образования детей в современных исследованиях. Представлены группы проблем современной системы дополнительного образования детей (группа социально-имиджевых проблем, группа приоритетно ориентированных проблем, группа содержательно-методических проблем, группа организационно-финансовых проблем). Делаются выводы о необходимости исследования указанных проблем, возможностях их разрешения.

Система образования в области культуры и искусства является частью общей сферы современного образования, в которой отчетливо проступают те обострившиеся проблемы и противоречия, связанные с социально-экономическими преобразованиями в стране. «Структурно дополнительное образование вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в сферу образовательно-культурного досуга, сближает и дополняет эти системы. По отношению к общей системе образования дополнительное образование является подсистемой, но одновременно оно может рассматриваться как самостоятельная образовательная система, так как обладает качествами системы: целостностью и единством составляющих ее элементов, которые имеют определенную связь друг с другом»

Минимум содержания, структура и условия реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ теперь регулируются Федеральными государственными требованиями (ФГТ). Возникшие в результате современных изменений противоречия связаны с постановками целей образовательного процесса, его содержания, используемых методов и других аспектов организации деятельности учреждений дополнительного предпрофессионального образования. Назовем основные противоречия, существующие как в практическом, так и в теоретическом плане:

Общеобразовательная школа и учреждения дополнительного образования (ДХШ и ДШИ) увеличивают нагрузку и занятость детей, что противоречит принципу здоровьесбережения детей.

В соответствии с ФГТ внедрение информационных технологий предполагает материально-техническое оснащение кабинетов школ. На практике реально учреждения дополнительного образования не наполнены необходимым оборудованием для реализации образовательных предпрофессиональных программ.

Происходят изменения контингента, с которым работают педагоги дополнительного образования. Учащиеся, поступающие в учреждения дополнительного образования, не готовы к трудоемким видам деятельности, которые затем заменяются имитационными художественными технологиями или эскизами композиций без выполнения в материале. Современные ученые уже выявили настораживающий феномен массового угасания у детей художественно-творческого воображения.

Увеличение объема бюрократической работы администрации учреждений дополнительного образования. На сегодня сложилась ситуация, когда эти учреждения могут работать на основе трех видов образовательных программ: художественно-эстетической направленности; общеразвивающие; предпрофессиональные. Однако учреждениям дополнительного образования необходимо вновь пройти процесс лицензирования, теперь уже – на право ведения образовательной деятельности по предпрофессиональным образовательным программам. Школы также имеют право на реализацию предпрофессиональных образовательных программ в сокращенные сроки и по индивидуальным учебным планам, а для этого в учреждении должны быть разработаны соответствующие локальные акты.

Падение престижа творческих и педагогических специальностей. Низкая оплата труда педагогических кадров. Педагог перегружен, помещен в определенные бюрократические рамки: сбор справок, свидетельств о достижениях, осуществление методической работы – все это необходимая обязанность преподавателя. Постоянная необходимость оценивать свою и коллег работу портит микроклимат в коллективах, усиливает напряжение в отношениях с рядом работающими коллегами. Для поддержания авторитета, для аттестации, педагог должен постоянно доказывать свою состоятельность методическими работами, участием учеников в конкурсах. Подготовка к занятиям, отбор содержания и эмоциональный настрой, являющиеся напряженной внутренней работой творческого преподавателя, в нынешних условиях оценивается слишком формально.

В большинстве регионов Российской Федерации происходят стремительные изменения по преобразованию образования. Стратегия модернизации и инновационного развития неосуществима без урегулирования проблем. Для разрешения названных противоречий и проблем необходимо, на наш взгляд, следующее:

систематические региональные и всероссийские научно-практические и проектно-творческие встречи, форумы, конференции, семинары по инновационному опыту в проектной, управленческой, педагогической деятельности, информационных технологиях, др

реорганизация и развитие системы подготовки и переподготовки педагогических кадров и управленческого аппарата с учетом реальных потребностей общества и государства;

обеспечение школ ставкой методиста, который бы разрабатывал различные локальные акты. Например, Положение об образовательной деятельности в ДШИ (или Положение о реализации образовательных программ в ДШИ), Положение об организации приема и отбора детей, Положение об итоговой аттестации, Положение о промежуточной аттестации, текущем контроле; Порядок перевода с одной образовательной программы на другую; Порядок приема на сокращенную программу, Порядок реализации сокращенных образовательных программ и индивидуальных учебных планов и т

необходимо доверять преподавателю, который сможет сам устанавливать оптимальный режим своих занятий, как творческий, так и организационный.

Переход на научно-обоснованную систему дополнительного образования, должен проходить системно, поэтапно, не нарушая традиционных, проверенных временем ценностей. В городах и особенно в небольших населенных пунктах учреждения дополнительного образования являются настоящим очагом культуры, привлекая к себе внимание не только школьников и их родителей, но также всех жителей данной местности. Коммуникативная функция художественного образования в данном контексте выступает как общение с миром культуры и с другими людьми. Поэтому эта функция несет в себе неограниченные возможности в плане понимания культуры, восприятия мира во всем его художественном разнообразии, формирования у детей определенных гуманистических позиций по отношению к другим людям.

Система образования в области культуры и искусства является частью общей сферы современного образования, в которой отчетливо проступают те обострившиеся проблемы и противоречия, связанные с социально-экономическими преобразованиями в стране. «Структурно дополнительное образование вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в сферу образовательно-культурного досуга, сближает и дополняет эти системы. По отношению к общей системе образования дополнительное образование является подсистемой, но одновременно оно может рассматриваться как самостоятельная образовательная система, так как обладает качествами системы: целостностью и единством составляющих ее элементов, которые имеют определенную связь друг с другом».

Давно назрела необходимость оптимизации законодательства по вопросам осуществления образовательного процесса в сфере искусства. «Традиционные формы дополнительного образования, сходные с классно‑урочными, школьными формами, сегодня не устраивают ни современного старшеклассника, ни старшего подростка. По статистике 77 % старшеклассников вообще не приходят в традиционную систему дополнительного образования, хотя именно от их выбора своей жизненной перспективы во многом зависит будущее.

На практике учреждения дополнительного образования детей испытывают ряд глубоких противоречий:

– между узковедомственной спецификой деятельности учреждений дополнительного образования и необходимостью реализации широких контактов с ведомствами и организациями социокультурной, социальной и финансово-хозяйственной направленности для решения насущных вопросов своего функционирования и развития;

– между статусом учреждений: внешкольных, занимающихся досугом ребенка, и учреждений дополнительного образования детей как учреждений образования;

– между содержанием образования: традиционным подходом к обучению, отсутствием педагогических технологий во внешкольных учреждениях, необходимостью внедрения личностно-ориентированных технологий в образовательный процесс учреждений дополнительного образования детей и интеграции детских объединений в единую образовательную область.

Специфика внеурочной деятельности состоит в том, что в результате подобных занятий школьник должен научиться осознанно действовать, применять знания на практике, принимать решения и чувствовать за них ответственность и др. Отсутствие четкого и прозрачного разграничения между рассматриваемыми понятиями ещё более усиливает конкуренцию между общим образованием и учреждением дополнительного образования. Идентичные виды деятельности, цели и задачи накладываются, по сути дублируют друг на друга и ставят в неопределенное состояние, в первую очередь самого школьника, который зачастую чувствует себя занятым больше, чем его родители. В сложившихся условиях для учреждения дополнительного образования детей становится все более актуальным поиск конкурентных преимуществ, выделение понятных для родителей и детей отличий дополнительного образования от внеурочной занятости учащихся, разграничение деятельности школ и центров детского творчества и одновременно поиск точек соприкосновения центра внешкольной работы и учреждений дополнительного образования, способов их эффективного взаимодействия. Поиск конкурентных преимуществ центра внешкольной работы должен проводиться не с целью заменить внеурочную деятельность, а для того,чтобы в последующем сформировать для школ, гимназий и лицеев деловое предложение об интеграции внеурочной деятельности в дополнительное образование, где уже на профессиональном уровне будут развиваться способности ребенка.

С одной стороны, для привлечения детей дошкольного возраста значимую роль играют родители. В данном случае очевидна необходимость ведения просветительской работы с родителями дошкольников, проведение мастер-классов с детьми для выявления первичной заинтересованности, желания заниматься определенным видом деятельности. С другой стороны, фактически полное сокращение в общеобразовательных школах кружков дополнительного образования так же не способствует развитию детей, качественной организации из занятости, привития культуры проведения досуга. Причем, чем взрослее становится ребенок, тем существенно меньше становиться предложения в отношении получения дополнительного образования. Только в последние годы в Свердловской области благодаря инициативе Правительства, Министерства общего и профессионального образования Свердловской области получили развитие кружки технической направленности. То есть и о дисбалансе системы услуг в дополнительном образовании сегодня можно уверенно заявлять.

Таким образом, в рамках данной статьи нами обозначены основополагающие проблемы функционирования системы дополнительного образования на современном этапе развития России, показана значимость и необходимость данной системы для подрастающего поколения.

Голованов А. Исторические уроки становления и развития Отечественной системы дополнительного образования детей // Педагогика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.