Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия»

Идея гуманистической ценности воспитания в традициях отечественной педагогической мысли

В современных условиях наше общество переживает исторический перелом, который своим подходом, трактовкой мира, себя, закономерностей становления правового демократического общества и его приоритетов формирует определенный взгляд педагогической и научной общественности на национальные и духовные ценности как ориентиры развития отечественной педагогической аксиологии в процессе образования и воспитания молодого поколения.

Мы считаем, что в этой связи предстоит решить новый уровень задач по формированию гуманистических ценностей у подрастающего поколения. В педагогической системе они должны занимать доминирующее положение, выступая в роли стабилизирующего элемента, его социальной роли и т.

Одной из актуальных проблем этого процесса является формирование у студентов ценностных ориентации, (Под ценностными ориентациями, как известно, в философско-аксиологи ческой литературе, педагогике понимается избирательное отношение индивида к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженных в поведении. Процесс этот перманентный и осуществляется в течение всех их лет обучения /256, 233/

Анализ научно-педагогической литературы, а также практики работы российских вузов показывают, что в центре системы высшего образования -студент, его стремление к целостной картине мира, культуры, к формированию системного мышления, обеспечивающего единство непрерывного общекультурного, социально-нравственного развития личности, с учетом общественных потребностей и личных запросов, а также общечеловеческих и национальных духовных ценностей. На наш взгляд, это обуславливает особую важность реализации деятельностного подхода как стратегии гуманизации технологий обучения и воспитания, j

Например, В. Сластенин и Е. Шиянов отмечают, что необычайно актуализируется гуманистическая парадигма педагогического образования. Она задается самой гуманистической природой и сущностью педагогической деятельности. Гуманистические ценности этой деятельности, имеющие общечеловеческое и национальное значение, являются вечными ориентирами преподавателя и воспитателя.

В этой связи среди гуманистических ценностей функционирования и развития системы образования и воспитания выделяется главное – ориентация на развитие личности обучаемого. При этом, чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное его развитие, тем более свободным и зрелым становится он в реализации гуманистических ценностей в обществе. Именно в этом смысле гуманизация и рассматривается как фактор гармонического развития молодого человека /247, 229-231/.

Мы утверждаем, что гуманизация характеризует ценностные аспекты образования как общественного явления. Вместе с тем, гуманизация образования есть по праву сердцевина его национальных и общечеловеческих ценностей. В истории отечественной педагогики в вопросах гуманизации уделяли внимание следующим идеям: человечности (К. Вентцель /45/; общечеловеческого воспитания (Е. Бондаревская /31; 32/, О. Газман /56/, И. Ильинский и П. Бабочкин /101/, В. Караковский /107/, А. Макаренко /158; 159/, В. Сухомлинский /259; 260; 261/, Н. Таланчук /264; 265; 266/); воспитания в духе гуманизма (Б. Битинас /24; 25/, К. Вентцель 745/, П. Каптерев /105; 106/, В. Караковский /107/, А. Макаренко /158/, В. Сухомлинский /260/ и др. ); народности воспитания (И. Ильинский /101/, В. Караковский /107/, В. Сухомлинский /260/, М. Тайчинов /263/, Н. Таланчук /264; 265/); духовного совершенствования /П. Каптерев /106/, А. Макаренко /159/, Т. Петракова /212/, В. Сухомлинский /260/) и др.

Необходимо отметить, что социализация подрастающего поколения в современном обществе происходит в условиях ценностно-нормативной неопределенности, общей нестабильности, социального нигилизма, поэтому с такой остротой встают вопросы духовно-нравственного воспитания обучающегося.

Считаем, что современный учебно-воспитательный процесс в высших учебных заведениях должен быть основан на духовно-нравственных началах культуры, потому что истинно творческая и свободная личность студента не вырастает на почве псевдокультуры, политического и нравственного цинизма. у В конце 80-х – начале 90-х гг. возник поворот в сторону приоритета общечеловеческих ценностей над всеми остальными, а в качестве цели высшего образования и воспитания стало выступать стремление сохранить свое значение и духовную ценность, идею всестороннего развития личности студента, ее интеллектуальную и духовно-нравственную самореализацию. Этот сложившийся идеал, по нашему мнению, является высшей человеческой ценностью. Сама по себе ценность предусматривает правила, определяющие поведение, а также духовные и душевные качества, необходимые молодому человеку в обществе

Мы разделяем точку зрения на то, что нравственные ценности в обществе подразделяются на «общечеловеческие» и «национальные».

V Под общечеловеческими ценностями нами понимаются: ценность человеческой жизни, гуманизм, благородная целеустремленность, свобода, верность прогрессивным идеалам воспитания подрастающего поколения, культурные традиции, научный потенциал и т. Мы считаем, что одной из приоритетных задач сегодня является гуманистическое воспитание подрастающего поколения с опорой на общечеловеческие и национальные ценности.

Среди национальных ценностей необходимо выделить патриотизм, беззаветное служение Родине, чувства национального достоинства, гражданственность, духовность, прогрессивные народные традиции и обычаи, честь и благородство, героизм, мужество, совесть и порядочность, милосердие, миротворчество, бескорыстие, культура межнационального общения и т.

Таким образом, под уровнем национальных ценностей мы понимаем систему приоритетов, с помощью которых государство и общество осуществляют социализацию студентов вузов в соответствии с историческими условиями и национальными традициями. При этом, высшие учебные заведения выступают за формирование у студентов высоконравственных качеств их личности. Среди аксиологических ориентиров развития современной теории нравственного воспитания выделяются следующие – это свобода, честь, совесть, благородство и порядочность, любовь к Родине, своему народу. Однако при всем национальном своеобразии отмеченных нравственных ценностей в них нельзя не заметить то общее начало, которое создает единую этническую основу для нравственных идеалов и ценностных приоритетов в процессе воспитания молодого поколения.

class2 Педагогические условия формирования гуманистических ценностей у студентов современных российских вузов (на примере иностранных языков)

Гуманитаризация образования в высших учебных заведениях Российской Федерации

В реформе, проводимой высшей школой, исключительная роль принадлежит пересмотру основ и принципов социально-гуманитарного образования. К сожалению, традиционная профессионально-отраслевая организация высшего образования, подготовка только кадров исполнителей перестает отвечать общественным нуждам Необходимо учитывать, что на современном этапе повышаются требования к научному уровню и творческому потенциалу специалистов. Как показывает практика в XXI в. экономике уже будет недостаточно «узких профессионалов», ей нужны люди с широкой культурой и гибким мышлением.

Например, в своей работе «Объективная необходимость» В. Кинелев отмечал, что «необходимость восстановления органической связи между высшим образованием и культурой, усиления фундаментальной подготовки требует приоритетного развития университетского типа высшего образования, которое наиболее отвечает задачам воспитания нравственности и духовности. Общество обеспокоено падением морального уровня некоторой части молодого поколения и его духовной опустошенностью, которые в последнее время становятся все более заметными» /111, 151/.

Еще весной 1992 г. Правительство приняло специальное постановление «О развитии гуманитарного образования в Российской Федерации». Одновременно была развернута работа по подготовке и переподготовке преподавателей гуманитарных наук, изданию новой учебной и научной литературы /философия, история, экономика, социология, политология, право, культурология, литературоведение/, в том числе лучших книг зарубежных авторов. Это позволило постепенно ликвидировать последствие длительной монополии идеологического догматизма в гуманитарном образовании, создало условия для приобщения студентов к многообразию мировой и отечественной мысли.

Заслуживает также внимание предложенная СВ. Девятовой и В. Купцовым концепция гуманизации и гуманитаризации образования, «в которой определяют основные направления реформирования образования:

– демократизация процесса обучения и воспитания, а также управления системой образования, ориентируемые на обеспечение прав человека;

– гуманитаризация, связанная с возрастанием доли гуманитарных знаний в обучении и воспитании учащихся, необходимостью воспитания гражданских качеств личности, развитием у них способности воспринимать информацию и принимать эффективные решения;

– фупдаментализация, связанная с необходимостью систематизации знаний, выделения в ней главного, фундаментального, способного обеспечить преемственность всех форм обучения и воспитания;

– интеграция, призванная совместить различные формы системы обучения и воспитания учащихся, включая и международные;

К 1995г. были определены и введены в практику российских вузов новые направления /23 направления/ и 73 специальности высшего гуманитарного образования, которые учитывали и отражали тенденции развития гуманитарных наук в мировом сообществе, потребности, связанные с реформированием всех сторон жизни российского общества. Среди них такие новые для российской высшей школы предметы, как менеджмент, коммерция, политология, культурология, социальная антропология.

Необходимо отметить, что в основу новой концепции российского высшего образования был положен принцип получения студентами знаний, приобретения ими умений и навыков в контексте единой общечеловеческой культуры. Будущим специалистам необходимо не только давать основы научных знаний, но и научить их использовать методы социально-гуманитарных наук в своей профессиональной деятельности. Если преподавание социально-гуманитарных дисциплин будет связано с будущей профессией студента и его интересами, то оно будет способствовать его общекультурному и профессиональному росту.

Приходится констатировать, что в преподавании социально-гуманитарных наук отсутствовали такие формы и методы работы, обеспечивающие формирование навыков и умения их использовать как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности. Это порождало формализм и догматизм в овладении знаниями, их отрыв от реальных нужд и запросов учащейся молодежи и, как неизбежное следствие – индифферентное, а порой и негативное отношение к изучаемым гуманитарным дисциплинам.

Государственные образовательные стандарты являются действенным инструментом изменения методов и содержания обучения в российской высшей школы. Стандарты разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 773 от 10 августа 1993 г. «Об утверждении порядка разработки, утверждения и введения в действие Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования». Концепция Госстандартов была обсуждена и получила одобрение на двух всероссийских (июнь 1992 г. , июнь 1993 г. ) и целом ряде региональных и межвузовских совещаний преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Государственные образовательные стандарты должны обеспечить единство образовательного пространства в Российской Федерации; создать необходимые условия для расширения академических свобод, достижения высокого качества и преемственности образования во всех регионах; стать основой для сравнения образовательной системы России и других стран; позволить более успешно решать вопросы академической мобильности, признания дипломов об образовании, что существенно ускорит интеграцию России в мировое образовательное сообщество; формулировать требования к уровню подготовленности лиц, завершивших обучение по каждому из направлений гуманитарных и социально-экономических знаний; определять уровень минимальных знаний, умений и навыков, которыми должен обладать выпускник вуза, чтобы получить документы о соответствующей квалификации.

Обновленная структура социально-гуманитарного образования призвана закрепить иные подходы к преподаванию гуманитарных и социально-экономических дисциплин; воспитывать будущих специалистов в духе гражданственности, патриотизма и других гуманитарных ценностей; предоставлять возможность преподавательскому составу полнее реализовать свой профессиональный и творческий потенциал в целях формирования у будущих специалистов высокой общей и профессиональной культуры, способности динамично адаптироваться к новым условиям социума.

Государственный образовательный стандарт включает федеральный и региональный компоненты.

Федеральный компонент устанавливает обязательный минимум содержания каждой основной профессиональной образовательной программы и определяет государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям (специальностям).

Региональный компонент определяет ту часть содержания основных профессиональных образовательных программ, которая отражает региональные особенности подготовки специалистов. Порядок установления регионального компонента государственного образовательного стандарта определяется статьей 29 Закона Российской Федерации «Об образовании». Введение регионального компонента не должно приводить к снижению уровня требований, установленных федеральным компонентом.

Педагог дополнительного образования и педагог-организатор

Обе профессии предполагают работу с детьми. Педагог-организатор — это специалист, ответственный за общешкольную деятельность. Он устраивает школьные выставки, ярмарки, конкурсы. На специалисте лежит ответственность за взаимодействие со сторонними организациями. Например, договоренности с театрами, музеями и библиотеками. Кроме того, педагог-организатор занимается и информационной поддержкой мероприятия. Оповещает родителей и детей о его проведении, старается заинтересовать их, чтобы привлечь как можно больше посетителей. Если необходима сторонняя помощь, педагог привлекает к процессу опекунов, родительский комитет или других учителей. Составление графика мероприятий, написание сценариев, аналитическая работа для улучшения качества работы также ложатся на плечи педагога-организатора.

Педагог дополнительного образования заботится о развитии творческих или спортивных задатков ребенка. Ведение разнообразных кружков и секций, чаще всего узкопрофильных, входит в обязанности педагога ДО. В отличие от организатора, ему приходится работать с детьми разного возраста, подростками и взрослыми студентами. Фактически педагог ДО проводит раннюю профориентацию молодого поколения, отслеживая и выявляя таланты каждого ребенка.

Для любого кружка требуется набор определенных навыков. Это может быть сфера:

  • спорта;
  • робототехники;
  • рисования;
  • танцев;
  • театрального искусства;
  • литературы;
  • шахмат.

Педагог дополнительного образования находит в каждом подопечном те или иные навыки и увлечения. Таким образом он помогает ребенку определиться в выборе кружка.

Где работают специалисты

Оба специалиста могут работать в школьных и дошкольных образовательных учреждениях. В летние лагеря, творческие организации, ивент-агентства также привлекают педагогов-организаторов и ДО. В высших учебных заведениях часто создают кружки и секции, в которых студенты получают не связанные с основной специальностью навыки.

Учреждения, в которых может работать педагог-организатор:

  • детский сад;
  • дом творчества;
  • школа;
  • лагерь отдыха;
  • ВУЗ.

Где может работать педагог дополнительного образования:

Чем отличается деятельность педагога дополнительного образования от педагога-организатора

Несмотря на определенную схожесть, должностные обязанности педагогов значительно отличаются. Иногда один специалист может совмещать две профессии. Но это при условии, что он имеет соответствующее образование.

К должностным обязанностям педагога дополнительного образования относятся:

  • Привлечение посетителей в группу. Так как дополнительные факультативы не являются обязательными для посещения, специалисту нужно грамотно организовать процесс набора. Он должен составлять и реализовывать рекламные мероприятия, презентации, чтобы заинтересовать детей и мотивировать их посещать кружок.
  • Составление программ обучения. В том числе подготовка методических материалов и распределение нагрузки.
  • Обучение детей заявленным навыкам. Передача информации в простой и понятной форме, чтобы участники кружка могли применять полученные знания на практике.
  • Организация различных мероприятий, где дети могут поделиться полученными навыками. Разнообразные семинары, конкурсы, фестивали помогут ученикам показать уровень знаний и сравнить мастерство.
  • Взаимодействие с родителями и опекунами. Предоставление информации об успехах ребенка и составление планов развития выявленных способностей.
  • Обеспечение соблюдения техники безопасности и санитарно-гигиенических норм.
  • Оценка эффективности занятий. На основе полученных данных разработка методов обучения наиболее талантливых детей.

В обязанности педагога-организатора входят:

  • содействие выявлению и развитию талантов обучающихся;
  • изучение потребностей в проведении тех или иных образовательных мероприятий;
  • исследование интересов воспитанников с распределением по возрасту и психологическим аспектам;
  • содействие в обеспечении условий для реализации талантов ребенка;
  • организация работы кружков, клубов и секций;
  • проведение обучающих и развлекательных мероприятий;
  • руководство работой секций дополнительного образования;
  • организация экскурсий, походов, посещений театров, выставок;
  • обеспечение участия воспитанников в социально значимых проектах;
  • организация самостоятельного обучения воспитанников;
  • взаимодействие с работниками культуры и спорта для привлечения их к процессу организации досуга учеников.

Профстандарты для специалистов

Деятельность наставников регулируется двумя разными профстандартами. Для педагогов дополнительного образования применяется Приказ Минтруда России от 05. 2018 N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Согласно ему должность может занимать специалист, имеющий диплом в сфере педагогики и в области выбранной дисциплины (творчества, спорта).

Для педагогов-организаторов действует другой профессиональный стандарт. Он регулируется Приказом Минтруда России от 10. 2017 N 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания». Здесь нет необходимости в наличии дополнительных навыков. Однако предусмотрены требования к знаниям базовых технологий воспитания и работы с детьми.

Требования к профессиям

Вакансию педагога дополнительного образования может занимать специалист, имеющий диплом ВУЗа или колледжа по направлению «Педагогические науки». Также важно обладать высоким уровнем компетенции в выбранной отрасли. То есть, чтобы вести какую-либо секцию, потребуется образование в сфере ИЗО, хореографии или спорта, в зависимости от вида кружка. Допустимо привлекать к работе специалистов, имеющих высшее или среднее образование по нужному предмету и окончивших курсы профессиональной переподготовки.

Педагогом-организатором может работать соискатель, окончивший ВУЗ или колледж. При отсутствии профильного образования дополнительно потребуется пройти курсы переподготовки в области воспитания.

Для двух должностей обязательно регулярное повышение квалификации. В противном случае полученные знания и навыки устаревают и не могут применяться на практике.

Руководитель кружков — это педагог дополнительного образования детей и взрослых

Кружки и секции посещают не только дети и школьники. Студентам и взрослым людям также может быть интересно получение дополнительных навыков. Поэтому педагогу важно уметь преподносить информацию увлекательно для разных возрастных категорий.

Многие педагоги работают только с одной возрастной группой. Но встречаются и универсалы, которые могут подготовить интересные обучающие программы для детей и взрослых.

Как получить образование педагога ДО

Имея высшее или среднее образование в любой специальности, можно не тратить время на обучение в ВУЗе для получения профессии педагога. Согласно профстандарту программы переподготовки достаточно, чтобы вести кружки или факультативы.

Академия бизнеса и управления системами дает возможность получить новую профессию из любого города России. Обучение проходит в дистанционном режиме и полностью соответствует требованиям законодательства. По окончании курса «Педагог дополнительного образования» слушатели получают диплом о профессиональной переподготовке, которой можно использовать для трудоустройства.

В программу курса входят все необходимые для работы навыки. Слушатели изучают законодательную базу, основы психологии образования и методики педагогической деятельности. Все дисциплины преподносятся в простой и понятной форме.

Где получить образование педагога-организатора

Академия бизнеса и управления системами проводит набор на обучение педагогов-организаторов. Согласно профстандарту любой слушатель с высшим или средним образованием, пройдя программу переподготовки, имеет право занимать должность педагога-организатора.

Продолжительность обучения — 2 месяца. Все учебные материалы предоставляются дистанционно, через собственную платформу СДО на сайте Академии. Процесс организован просто и доступно для пользователей с любым уровнем владения компьютером.

За каждым слушателем закрепляется индивидуальный куратор, который поможет разобраться в сложных вопросах и не пропустить важную информацию.

Гибкий график обучения позволяет получить специальность без отрыва от основной работы.

Все программы полностью соответствуют требованиям законодательства РФ. Выдаваемые документы действительны на всей территории государства.

Документ об образовании обязательно вносится в государственную базу ФИС ФРДО, высылается бесплатно в любой регион и город России.

Для записи на обучение достаточно подать заявку или связаться с сотрудниками АБиУС через формы обратной связи на сайте и подписать договор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.