Анализ урока с позиции системно-деятельностного подхода
Утвержденные 31 мая 2021 года Федеральные государственные образовательные стандарты не новые, а обновленные. Методологическая основа Стандартов осталась прежней: это системно-деятельностный подход, который предполагает достижение образовательных результатов в ходе учебной деятельности, в ходе создания учебных ситуаций, в которых знание находит свое применение при решении задач академической или практической направленности. И в этом смысле Стандарты ориентируются, прежде всего, на ту основу, которая была создана в 2009–2012 годах. В данной статье мы анализируем урок биологии с точки зрения системно-деятельностного подхода.
Урок по биологии
Тема анализируемого учебного занятия
Общий вывод об учебном занятии в контексте реализации системно-деятельностного подхода
Формы и приемы организации деятельности
Биология, 7 класс
Этап актуализации знанийПостановка познавательной задачи (проблемной ситуации).
Учитель использует эвристическую беседу (практические, интерпретационные и уточняющие вопросы), мотивирует учащихся находить решение, приходить к выводам, формировать новые понятия
Направляющая деятельность учителя
Этап изучения нового знания
Учитель подводит детей к понятиям, помогает формулировать
Этап закрепления нового знания
и применение его в жизни
Учитель контролирует учебную деятельность в группах, используя ситуацию актуального активизирующего затруднения, организационная деятельность по выдвижению идей, гипотез, целью которых является получение личного образовательного результата, выраженного в продуктах (построение наглядных моделей из пластилина)
Подведение итогов. Помогает провести анализ и характеристику, построенных моделей. Предлагает задание на закрепление и применение понятий в жизни
Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. Проблемно-диалоговое взаимодействие (повторение материала, сравнение процессов питания и газообмена)
Ученики «открывали» знания самостоятельно находили ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию полученную от учителя, а также в процессе самостоятельной исследовательской деятельности (построение модели питания, у каждой группы своя модель)
Сообщение о результатах работы в группах (презентация продукта) Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Презентация как работала группа.
Отвечают на простые и сложные вопросы учителя, анализируют и делают выводы, сравнивают, обобщают, классифицируют.
Моделирование (создание наглядной модели для разных способов питания).
Презентация готового продукта. защитное слово, выступать всем членам группы
вести диалог и участвовать в дискуссии; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде
Совместная деятельность (договариваются, кто будет выполнять, какую работу в группе)
Взаимообучение. Принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы. результат. Выполнять совместные задания
Обсуждение. Слушать и понимать речь других
Взаимодействие в процессе групповой работы. Умение договариваться, строить речевое высказывание в соответствие с поставленной задачей.
Представление продукта, готовили небольшие публичные выступления
Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата
Устанавливать причины успеха (неудачи) учебной деятельности. Корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Самоконтроль.Устанавливать причины успеха (неудачи) учебной деятельности. Корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Выполнение задания в диалоге с учителем. Совместное составление плана работы.
Составление плана работы, работа по плану с отметкой о её выполнении, рефлексия деятельности.
На мой взгляд, структура урока соответствует структуре урока на основе системно-деятельностного подхода. Учитель через систему вопросов обозначает проблему, ученики принимают проблему. Учитель направляет деятельность учеников. Знания не даются в готовом виде. обучающиеся самостоятельно ищут решения поставленной задачи; групповая работа направлена на развитие коммуникативных компетенций детей, они взаимодействуют в группах.
Практическая работа №2 «Анализ видеофрагментов учебных занятий с позиции системно-деятельностного подхода»
Проанализируйте видеоурок или фрагменты двух видеоуроков с опорой на чек-лист.
Чек-лист анализа фрагмента учебного занятия
Конечность и бесконечность Вселенной- парадоксы классической космалогии
Учитель формулирует цели и задачи урока, планирует работу учащихся в достижении цели урока.
Создает проблемные ситуации, которые необходимо решить в течение урока.
Всю беседу сопровождает наводящими вопросами
Организует работу в группах с раздаточным материалом и последующим ответом о работе группы у доски.
Участие в беседе. Формулировка выводов. Учебное сотрудничество. Работа в группах.
Групповая форма работы: совместное выполнение одинакового задания.
Приём познавательной (внутренней) деятельности: оперирование образами, суждениям
учебной деятельности: слушание, наблюдение, вычисления
«Ваш звездный час»
планируют действия по решению учебной задачи для получения
Индивидуальная, работа в группах.
Урок построен на основе принципов системно – деятельностного подхода, много активной и самостоятельной деятельности учащихся.
Формируется умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и учителем, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации
Тема занятия: «Современное учебное занятие в условиях введения обновленных ФГОСНОО, ФГОС ООО».
Практическая работа №2«Анализ с позиции системно-деятельностного подхода видеофрагментов учебных занятий».
Чек-лист анализа фрагмента учебного занятия.
Учитель мотивирует к учебной деятельности, формулирует учебную задачу.
Организует работу с историческими понятиями, обращаясь к опыту учащихся.
Организует работу с исторической картой, учебником, историческим источником.
Рефлексия учебной деятельности
Осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации. Извлекать информацию из источника. Осуществлять реконструкцию исторической личности на основе собственной информации. Сравнивать события, выявляя общие признаки и различия. Формулировать и обосновывать выводы. Представлять результаты своей деятельности в различных формах.
Составить исторический портрет Спартака, используя текст учебника, карту, иллюстрации, дополнительную литературу и интернет ресурсы
Участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого. Выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте. Публично представлять результаты выполненного исследования. Осуществление совместного деятельности. Координировать свои действия с другими членами команды.
Составить рассказ от имени гладиатора:
о бегстве из Капуи,
о победе у подножия Везувия,
о прорыве рабами укреплений Красса.
Самоуправление познавательной и учебной деятельностью. Владение приемами самоорганизации. Выявление проблемы требующей решения. Составление плана действий и определение способа решений. Осуществление самооценки полученных результатов.
Развитие эмоционального интеллекта – ставить себя на место исторической личности, понимать мотивы действий
как исторической личности. Найти информацию о сохранении исторической памяти о Спартаке в мировой культуре. Составить план рассказа. Подготовить рассказ.
Урок построен на основе принципов системно – деятельностного подхода, много активной и самостоятельной деятельности учащихся. Реализуется творческий потенциал учащихся, развитие исторического, аналитического мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.
Формируется умение работать с историческими источниками.