Персонификация как принцип организации образовательного процесса.
в статье описывается актуальность персонификации современного образования. Одним из ведущих является социокультурная ситуация, которая характеризуется как «постоянно изменяющийся мир», в котором все меньше устойчивых, стабильных условий существования, что, в свою очередь, определяет актуальность постановки вопроса об «изменяющемся человеке в изменяющемся мире».
Понятие персонификации (от лат. persona — лицо, личность и facere — делать) в настоящее время широко употребляется в различных областях научного знания: философии, социологии, психологии, педагогике, менеджменте, юриспруденции и др. При всем многообразии контекстов его употребления в раскрытии сущности этого понятия четко прослеживаются общие, инвариантные признаки, позволяющие сделать выводы том, что у исследователей и практиков появилась потребность эксплицировать с его помощью те особенности современного образовательного процесса, которые не укладываются в рамки таких понятий, как индивидуализация, дифференциация и других, подчеркивающих значимость такой организации образовательного процесса, которая бы максимально ориентировала его на внутреннюю активность самого обучающегося и его самостоятельность в образовательной деятельности.
Предпосылки анализа личности педагога с позиции персонализации встречаются в работах Л.С. Выготского, определившего, что личность становится тем, что она есть, только через то, что она предъявляет для других. Окончательное оформление эти идеи получили в концепции персонализации, выдвинутой в трудах A.B. Петровского и В.А. Петровского.
Под персонализацией понимается обретение человеком своей идеальной представленности и продолженной в других людях, благодаря чему он выступает перед самим собой и в общественной жизни как личность. Личность, по мнению В.А. Петровского, как субъект персонализации обладает потребностью и способностью вызывать значимые изменения в окружающей действительности.
Анализ научно-педагогической литературы по проблеме персонификации и персонализации образования (В.В. Агеев, В.П. Беспалько, Е.В. Богомолова, Т.Э. Галкина, В.В. Грачев, И.Н. Калошина, В.М. Киселев, C.B. Кондратьев,
A. Е. Крикунов, О.В. Попова, E.H. Рябинова, Л.Н. Сизоненко, А. Солонина,
B. Солонин, Г.Л. Тульчинский, А.Х. Шерстобитов и др.) свидетельствует о том, что данные понятия не имеют однозначной трактовки и каждое из них может приобретать следующие интерпретации: направление модернизации непрерывного профессионального образования (Л.И. Гурье) , особая форма организации образовательного процесса (В.В. Грачев) , принцип построения содержания обучения (И.Н. Калошина, В.М. Киселев), особый тип обучения (C.B. Кондратьев, А. Солонин, В. Солонин) , процесс, направленный на развитие способностей и интересов учащихся, фактор развития познавательной активности обучаемых и формирования обобщенных умений профессиональной деятельности (А.Х. Шерстобитов).
Ряд отечественных исследователей (В.П. Беспалько, В.В. Грачев, В.М. Киселев, Е.Л. Прасолова, E.H. Рябинова и др.) рассматривают персонализированное (персонифицированное) и личностно ориентированное образование как тождественные. Иной смысл в сущность персонализированного образования вкладывают А. Солонина и В. Солонин, ориентируясь на концепцию персонализации A.B. Петровского и В.А. Петровского. Под персонализированным обучением понимается такое обучение, в процессе которого осуществляется персонализация обучаемых и обучающих как в общности обучаемых, так и в обществе обучающих, которая их взаимно обогащает.
Концепция персонализации образовательного процесса применительно к построению целостной образовательной среды, ориентированной на становление субъектной позиции студента в учебном и социокультурном процессе, на основе личностного, культурологического, аксиологического, синергетического, герменевтического подходов разработана и обоснована в трудах В.В. Грачева. Задачами персонализации образовательного процесса автор называет развитие ценностно- смысловой устремленности личности, расширение сферы «Я-компетентностей», развитие внутренней ответственности и авторской позиции обучаемого. В исследовании было введено понятие образовательных коммуникаций и принципов их построения при персонализации образовательного процесса: доступность коммуникаций, их интерактивность, сензитивность, адресность, избыточность, разносторонность, интегративность и др. Персонализация образовательного процесса рассматривается им как личностно-образующий процесс и результат, цель и ценность, философия и политика вузовского строительства, соответствующие им образовательные технологии и практики под знаком перевода обучаемого в личностную позицию, т.е. в позицию субъекта учебной деятельности и сопряженных с ней ведущих сфер жизнедеятельности (познавательной, информационной, научно-инновационной, социальной, управленческой и т.д.). Автором выявлена и представлена совокупность ведущих технологий персонализации образовательного процесса в вузе, установлены критерии их применения: диалогичность, рефлексивность, сотрудничество.
Термин «персонификация» изначально использовался только в психологической литературе. В частности в собственно психологических текстах это понятие трактуется в контексте идей Фрейда, Юнга, т.е. как бессознательное, подсознательное, как то, что остается присущим человеку после «вынесения за скобки» его ролевого поведения. В современной педагогике персонификация рассматривается чаще всего как педагогический принцип.
Принцип персонификации таким образом подчеркивает значимость ведущих «жизненных» умений, о которых заявило ЮНЕСКО: уметь учиться; уметь работать вместе; уметь жить с другими и уметь просто жить. Современные ценности персонифицированного образования исследователи данного вопроса характеризуют следующим образом:
— овладение конкретным человеком способами организации своей познавательно-творческой деятельности («умение учиться»);
— развитие ориентаций человека на понимание сути, сущности вещей и деятельности, а не на формализованное усвоение разного набора сведений и знаний. Формирование собственных смыслов учения и жизнедеятельности, в том числе
профессиональной деятельности на основе согласования этого понимания с программой своей жизни;
— овладение способами успешного решения профессиональных задач в совместном труде («уметь работать вместе, в команде»);
— овладение способами толерантного общения с другими людьми (в любых формах осуществления контактов);
— овладение способами организации собственной жизни, основанной на принципах экологичности, социальной успешности и т.п.
Персонифицированное обучение отличается направленностью на развитие проблемно-рефлексивного мышления как ведущего психологического механизма, позволяющего человеку управлять своей жизнедеятельностью, в том числе и ее профессиональной сферой, позволяющего ему быть не только качественно исполнять, но и проектировать и оценивать ее. Оптимальный путь развития проблемно- аналитического, проблемно-рефлексивного мышления заключается в создании образовательных ситуаций, постоянно требующих самостоятельного решения новых и постепенно усложняющихся для обучающегося задач, т.е. обучение на основе открытия новых способов деятельности не только при выполнении проектов, но и в условиях освоения информации из других источников.
Практика административной работы в школе
№6 за 2017 год.
Проектирование персонифицированной образовательной среды школы как условие реализации ФГОС общего образования
Персонификация образовательной среды является одним из приоритетов, на которые нацелены федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Поэтому наш журнал уделяет особое внимание материалам, посвященным данной проблематике. В представленной публикации четко сформулированы актуальность, цели и задачи проекта по формированию персонифицированной образовательной среды школы, достаточно подробно описаны механизмы и условия его реализации, а также мероприятия первого года внедрения проекта. Сильными его сторонами являются описания возможных рисков, которые могут воспрепятствовать успешному внедрению проекта, и способов их преодоления, предполагаемых результатов персонифицирования образовательной среды для образовательной организации, педагогов и обучающихся, критериев оценки результативности проекта и объектов диагностики. В результате реализации представленного педагогического проекта в образовательной организации будет разработана и внедрена модель персонифицированной образовательной среды, апробирована технология взаимодействия всех участников образовательных отношений, поддерживающая такую среду, разработаны методические рекомендации для педагогического сообщества по внедрению данной модели. Также полученные в ходе реализации проекта результаты могут использоваться образовательными организациями при разработке и корректировке образовательных программ (рабочих программ учебных курсов), учебных планов, в том числе индивидуальных.