Цели и задачи, изложенные в Концепции.
Основная цель, изложенная в концепции – это развитие творческих способностей детей и воспитание молодого поколения в высоконравственных, ответственных личностей.
Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
— формирование у молодёжи духовно-нравственных ценностей, а также гражданскую ответственность и патриотизм;
— привлечение молодого поколения к мероприятиям, связанным с профессиональной ориентацией;
— вовлечение детей в научную деятельность посредством наставников из научных организаций и учреждений.
Правительство утвердило концепцию развития дополнительного образования детей до 2030 года. Её планируется реализовать в два этапа, первый пройдёт уже в 2022–2024 годах, а второй — с 2025-го по 2030-й.
В документе отмечается, что на текущий момент уже проведён комплекс мероприятий по развитию дополнительного образования детей. Речь идёт о:
То есть новый документ дополняет то, что уже было начато. Отмечается, что в 72 регионах уже появилась целевая модель регионального допобразования. К 2024 году она распространится на все субъекты РФ.
Целевая модель предполагает, в частности, такие планы:
- создать сеть региональных модельных центров и муниципальных опорных центров дополнительного образования детей;
- внедрить механизмы персонифицированного учёта и финансирования дополнительного образования детей;
- обновить содержание программ допобразования;
- внедрить модели доступности допобразования для детей с различными образовательными потребностями;
- осуществить деятельность региональных навигаторов допобразования детей.
Региональными навигаторами в документе называются информационные ресурсы с данными о реализуемых в конкретном субъекте дополнительных общеобразовательных программах и организациях, которые их проводят. Кроме того, при помощи этих ресурсов можно искать подходящие ребёнку программы допобразования. Детей регистрируют в этих сервисах, чтобы вести персонифицированный учёт.
Что касается персонифицированного финансирования, то оно означает, что родителям будут выдавать специальные сертификаты. Ими можно будет оплачивать дополнительные общеобразовательные программы. Но сертификаты не будут распространяться на специальные организации допобразования в сфере искусства. Например, музыкальные и художественные школы.
Кстати, как показало недавно исследование в рамках Мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ, именно занятия искусствами на втором месте по популярности среди всех направлений дополнительного образования.
В концепции перечислены трудности, которые сейчас наблюдаются в российской системе детского допобразования. Вот лишь некоторые из них:
- неразвитость механизмов учёта индивидуальных возможностей и потребностей детей, а также несогласованность этих потребностей с направлениями социально-экономического развития регионов, когда определяются содержание и форматы допобразования;
- ограниченная доступность инфраструктуры допобразования для различных категорий детей (особенно для ребят с ограниченными возможностями здоровья);
- неэффективное использование потенциала допобразования для формирования у детей функциональной грамотности и , значимых для вхождения России в десятку ведущих стран мира по качеству школьного образования и для реализации приоритетных направлений научно-технологического развития страны;
- недостаточное использование потенциала организаций негосударственного сектора для развития допобразования;
- несоответствие темпа обновления материально-технической базы, содержания и методов обучения в системе допобразования, а также несоответствие профессионального развития педагогов темпам развития науки, техники, культуры, спорта, экономики, технологий и социальной сферы.
Главные цели в рамках совершенствования системы допобразования — создать условия для самореализации и развития талантов, а также воспитать «высоконравственную, гармонично развитую и социально ответственную личность».
Для достижения этих целей намечен целый ряд задач, среди которых, например, такие:
- организовать воспитательную деятельность на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства, а также формировать у детей и молодёжи общероссийскую гражданскую идентичность, патриотизм и гражданскую ответственность;
- расширить возможности для использования в образовательном и воспитательном процессе культурного и природного наследия народов России;
- сформировать механизмы преемственности и непрерывности образовательных траекторий в общем и дополнительном образовании детей, а также в среднем профессиональном и высшем;
- вовлечь детей в программы и мероприятия ранней профориентации;
- обеспечить взаимодействия с наставниками из научных учреждений, а также вузов и колледжей, для вовлечения детей в научную деятельность.
В результате реализации концепции планируется:
- обновить инфраструктуру допобразования детей;
- расширить участие колледжей и вузов в разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ;
- расширить участие организаций негосударственного сектора в реализации дополнительных общеобразовательных программ;
- создать сети технологических кружков для подготовки нового поколения технологических лидеров, инженеров и учёных, а также сети школьных спортивных клубов и лиг для формирования здорового образа жизни, развить школьные музеи, театры и медиацентры;
- запустить систему творческих конкурсов, фестивалей, научно-практических конференций с участием детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и сирот;
- использовать механизм зачёта школами образовательных результатов, которые получены в ходе освоения дополнительных общеобразовательных программ;
- внедрить в каждом регионе эффективную систему выявления, поддержки и развития талантов у детей и молодёжи;
- широко использовать эффективные модели интеграции основного и дополнительного образования (прежде всего речь о школах полного дня, о пользе которых говорили на заседании президиума Госсовета в августе);
- усилить воспитательную составляющую в содержании дополнительных общеобразовательных программ, которые реализуются на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций.
В соответствии с обозначенными целями составлен подробный план мероприятий первого этапа реализации концепции. Так, ожидается, что до 2024 года все регионы перейдут на персонифицированное финансирование. Причём сертификаты должны получить не менее 25%, а к 2030 году — не менее 30% детей в каждом субъекте РФ. Из федерального бюджета выделят субсидии для создания современной инфраструктуры в системе дополнительного образования детей. Чтобы доступ к дополнительному образованию был у большего количества ребят, количество мест в образовательных организациях планируют увеличить.
Кстати, недавно вышел очередной выпуск информационного бюллетеня НИУ ВШЭ под названием «Мониторинг экономики образования», который касается роли семьи в процессе обучения ребёнка. Там, в частности, эксперты оценили ситуацию с допобразованием. Так, выяснилось, что 78% школьников посещают дополнительные занятия. Причём 38,5% из них — только вне общеобразовательной организации, а 23,3% — и в школе, и вне неё.
А ещё ранее стало известно, что к расходам на дополнительное образование детей готовы 92% семей. Более того, некоторые подростки даже копили деньги именно на допобучение. Насколько эта ситуация изменится в новых экономических реалиях, покажет время.
Финансирование программ и мероприятий Концепции будет осуществляться из следующих источников:
— Федеральный бюджет;
— за счет средств субъектов Российской Федерации;
— муниципальных образований;
— внебюджетные источники в рамках государственно-частного партнерства.
Оплата дополнительного образования сертификатами.
При регистрации на таких сервисах происходит персонифицированный учет, где родителям выдается специальный сертификат. Данными сертификатами можно будет оплачивать программы дополнительного образования, но не все. Действия сертификатов не будет распространятся на некоторые организации дополнительного образования в сфере искусств.
Миссия советского внешкольного проекта.
С развитием информационных технологий в мире, где можно получить ответы на многие вопросы, найти интересные курсы, пройти дистанционное обучение, школа в обычном понимании как единственное место, где можно получить необходимые знания, утратила свою монополию. В советский период, школе отводилась очень большая роль в воспитании и получении качественных знаний будущего поколения. В соответствии с идеологией и стратегией коммунистической партии Советского Союза, дети всегда были под неусыпным присмотром педагогов и учителей. Педагогический совет мог в любое время собраться и решить важные вопросы детского воспитания в какой-то определенной семье, где по мнению учителей не всё гладко, есть проблемы между родителями и детьми, или просто родителями, что очень негативно может отражаться на учебе ребенка или детей. Решения педагогических советов всегда имело непосредственное действие, так как могли направить информацию о проблемах на работу родителям, где уже велась работа со взрослыми людьми на уровне профсоюзов, коллективных собраний, областных комитетов и т.п. Важное значение в идеологическом плане отводились детским и юношеским организациям, пионерским и комсомольским. После окончания уроков, почти все дети оставались либо в группе продленного дня, где получали дополнительное питание, а также внимание педагогов или старшеклассников, в чьи обязанности было брать на себя шефство над младшими школьниками, делать уроки вместе, играть на спортивных площадках. Либо школьники отправлялись в Дом пионеров и занимались в кружках по дополнительным программам, например, кружок юного техника, кружок юного летчика, или юные пенаты и т.д. То есть кружки для молодого поколения были созданы для социального ориентирования по интересам и способностям детей для промышленной, сельскохозяйственной отрасли, авиаконструкторской, машиностроительной и тому подобное. Здесь явно отслеживается именно стратегия советской государственной политики в сфере дополнительного образования детей и молодежи, создавая тем самым плацдарм для профессионального будущего советского человека, чтобы каждый нашел своё место в жизни и был полезен социалистическому обществу.
Задачи внешкольного образования Надежда Константиновна Крупская сформулировала как:
— направленность на всестороннее развитие личности ребенка, на развитие у него познавательных интересов, интереса к учебной деятельности;
— вовлечение детей в социальную и производственную деятельность, включение в непосредственную практику социалистического строительства.
Конечно, были разнообразные спортивные секции и творческие кружки, где пестовали талантливых детей, которые в будущем защищали честь страны в спортивных состязаниях мирового уровня и в мире искусства. Это было делом государственной важности.
Главная задача советского воспитания – это занять детей, организовать социально контролируемое влияние на подростков.
Что в Концепции?
В обновленном документе прописываются мероприятия, которые уже были проведены в рамках Федеральных и национальных проектов, таких как:
— «Успех каждого ребенка» в национальном проекте «Образование»;
— «Культурная среда» в национальном проекте «Культура».
Также прописывается целевая модель регионального дополнительного образования, которая по итогам 2021 года внедрена в 72 субъектах Российской Федерации, а к 2024 году ее внедрение планируется во всех субъектах Российской Федерации.
Концепция развития дополнительного образования детей.
С советским образованием всё понятно. Это наше историческое прошлое. Оно несомненно интересно для исследования и опыта будущих поколений. Многие люди старшего поколения с теплотой и трепетным чувством относятся к своему советскому прошлому, пионерским лагерям, слётам, мероприятиям комсомольской организации.
Что сейчас предлагается в качестве стратегии воспитания молодого поколения?
Правительство Российской Федерации выпустило РАСПОРЯЖЕНИЕ от 31 марта 2022 года №678р, где утвердило Концепцию развития дополнительного образования детей до 2030 года. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202204040022
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
1 сентября 2022 года вступает в силу Приказ Минтруда России №652н от 22 сентября 2021 года. https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/2203
В соответствии с Приказом №652н утверждается профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 августа 2018 г., регистрационный № 52016) признается утратившим силу.
На обучении будут рассмотрены следующие темы
— Развитие дополнительного образования детей-приоритетная задача
государственной политики. Нормативно-правовая база;
— «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030»;
— Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования;
— Особенности содержания и организации дополнительного образования
дошкольников. Дидактика дополнительного образования дошкольников;
— Совокупность требований к дополнительному образованию дошкольников
в ДО: к структуре и содержанию Программы ДОД, к условиям реализации;
— Программы ДОД, к результатам освоения Программы ДОД;
— Актуальные направления развития ДОД. Варианты программ
— Модульные подход к Программам ДОД;
— Инновационные технологии ДОД;
— Формы организации образовательного процесса ДОД;
— Направления воспитания в ДО средствами ДОД.
В чём суть обновленного стандарта?
В Приказе №652н Министерства труда и социальной политике обновлен профессиональный стандарт для педагогов дополнительного образования детей и взрослых.
Основная цель педагогов дополнительного образования — это организация деятельности обучающихся по усвоению знаний, умений, создание условий для развития творческих способностей. Удовлетворение таких потребностей обучающихся, как укрепление здоровья, организация свободного времени, интеллектуальное, нравственное и физическое совершенствование.
В Приказе утвержден прилагаемый профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». В нем описаны требования к педагогам, необходимые для проведения обучений по дополнительным программам, особые условия допуска к работе, необходимые умения и знания по разработке методических материалов, практических умений и навыков общения с детьми, их родителями (опекунами) и т.д.
Достаточно внушительный список всех требований, навыков, умений, чтобы педагогу дополнительного образования соответствовать профессиональному стандарту.
Дополнительное образование для дошкольников.
Не менее интересна тема по дополнительному образованию для дошкольников, т.к в допобразовании также как и для остальных детей школьного возраста, реализуется личностно ориентированный подход. Для реализации такого подхода необходимо создавать условия по исследованию личности, роста детей, их достижений.
Необходимо создавать расписание занятий с учетом интересов детей и их возможностей, продолжительность определяется санитарно-гигиеническими нормами, которые также надо учитывать.
При введении дополнительных программ для дошкольников прежде всего необходимо продумывать нагрузку на ребенка, учитывать где и в каком помещении будут проходить занятия, так как помещения представляют собой пространство для ребенка, где появляется чувство новизны, заинтересованности и неожиданности.
При дополнительном образовании для дошкольников обязательной формой проведения является творчество. Поэтому применимы следующие формы детских образовательных образований: секция, мастерская, клуб, кружок, студия, театр, школа и т.д.
Проблемы в дополнительном образовании.
В Концепции также указаны проблемы, которые необходимо преодолеть. К ним относятся:
— недоступность дополнительного образования для некоторой категории детей, в частности для детей с ограниченными возможностями;
— низкий уровень использования потенциала дополнительного образования для приобретения компетенций и функциональной грамотности, необходимых для повышения рейтинга России в мировом сообществе по качеству общеобразовательных программ;
— слабая педагогическая подготовка, не соответствующая современному темпу развития науки, технологий, экономической и социальной сфер;
— обновление материально-технической базы проходит крайне медленно.
Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29. 2012 N 273-ФЗ.
Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы. – Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2016 г. №1340-р
Федеральная целевая программа «Культура России (2010-2016 годы)» – Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2010 г. №1432-р
Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2010-2018 годы». – Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2009 г. №7.
Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» от 07.03. 1995 г. №233 (с изм. и доп. от 01.02. 2005 г.)
Алфёрова, Л.В. Организационно-правовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения. Практическое пособие / Л.В. Алфёрова. – Аркти, 2017. – 245 с.
Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: Учебное пособие / Под общ. ред. Д.А. Панкова. – М.: Новое знание, 2017. – 409 с.
Аналитическая ведомственная целевая программа «Повышение доступности и качества услуг дополнительного образования детей и совершенствование их социально-адаптирующих функций на 2016-2018 годы. – Утверждена приказом Министра образования и науки Российской федерации от 16 октября 2007 года №283
Атаманчук, Г.В Теория государственного управления. Курс лекций / Г.В.Атаманчук. – М.: Юридическая литература, 2000. – 489 с.
Атаманчук, Г.В. Государственное управление. Организационно-функциональные вопросы / Г.В. Атаманчук. – М.: НПО-Экономика, 2017 – 512 с.
Беляков, С.А. Лекции по экономике образования / С.А.Беляков. – М.: ГУ – ВШЭ, 2002. – 338 с.
Березина, В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. Канд. диссерт. /В.А. Березина. – М., 2002. – 38 с.
Березина, В. А. Дополнительное образование детей в современных условиях / В.А. Березина // Нормативные документы образовательного учреждения. – 2017. – №3. – С. 17-19.
Беспалько, В.П. Мониторинг качества обучения – средство управления образованием. / В.П. Беспалько // Мир образования. – 2017. – №2. С. 31-36.
Билялова, Г.Н. Педагогическая система как показатель результативности деятельности учреждения дополнительного образования / Г.Н. Билялова // Материалы научно-практической конференции. Ярославль, 2017. – С. 31-32.
Бруднов, А. К. Проблема качества как основная задача становления и развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации / А.К. Бруднов // Материалы научно-практической конференции. Ярославль, 2017– 289 с.
Буйлова, Л. Н. Особенности анализа дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова // Проблемы современного образования. – 2017. – № 51. – С. 200-208.
Воробьёва, И.В. Профессиональная подготовка кадров как условие результативного функционирования учреждения дополнительного образования детей / И.В. Воробьёва // Материалы научно-практической конференции. Ярославль, 2016. – С. 75-77.
Горшкова, Н.С. Программно-целевой подход в управлении учреждением дополнительного образования / Н.С. Горшкова // Материалы научно-практической конференции. Ярославль, 2016. – С. 69-70.
Золотарева, А.В. Интеграция общего и дополнительного образования.
Лебедев, О. Т. Модернизация управления образованием / О.Т. Лебедев // «Народное образование» 2016. – № 6. – С.173-174.
Леднев, В.С. Содержания образования: сущность, структура перспективы/ В.С. Леднев. – М.: Высшая школа, 2017– 224 с.
Малыхина, Л.Б. Концепция развития дополнительного образования детей Ленинградской области / Н.Н. Жуковицкая, Н.П. Царева, И.В. Дикун, Л.Б. Малыхина // Дополнительное образование и воспитание. – М.: «Витязь-М», 2017. – №11. – С. 7 – 15.
Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей до 2016 года. – Утверждена Приказом Министра образования и науки российской федерации от 16 апреля 2016 года.
Никулин, С. К. Развитие технического творчества учащихся профтехобразования в условиях перехода к рынку (управленческий аспект)./ С.К. Никулин. – М.,2017 – 28 с.
Об опыте развития системы дополнительного образования детей в Оренбургской области. / Решение коллегии Минобразования РФ от 25 ноября 2017 г. №14.
Где можно получить полную информацию о новых механизмах реализации допобразования для дошкольников?
В Приволжском ЦДПО проводятся обучения по повышению квалификации дополнительного образования для дошкольников. Ведут обучения педагоги-практики, имеющие опыт работы в школах, детсадах, знающих всю подноготную системы образования старого советского образца и той, что внедряют современные государственные служащие Министерства Просвещения, Министерства труда и социальной политики и т.п.
Бизнес-корпорации идут в систему дополнительного детского образования
На ПМЭФ обсудили, как сделать так, чтобы школьное допобразование перестало быть «унылой продлёнкой».
Редактор направления «Образование» Skillbox Media.
Из этой статьи вы узнаете:
У российского правительства амбициозные планы по развитию детского образования — к 2024 году у 80% юных граждан страны должен быть доступ к дополнительному образованию, почти для миллиона детей к этому же сроку откроют двери новые современные школы. Результатом должна стать своеобразная синергия государства и бизнес-структур, надежду на которую выразили эксперты в рамках сессии «Современное дополнительное образование — новые возможности для развития и профессиональной ориентации учащихся» на Петербургском международном экономическом форуме.
Дополнительное образование во многом зависит от возможностей школ, именно поэтому участники сессии сосредоточились прежде всего на теме создания образовательных учреждений нового типа. Алиса Денисова, руководитель направления «Современная образовательная среда» ВЭБ.РФ, напомнила, что в послании президента России были даны установочные цифры по вводу к 2024 году не менее 1 300 новых школ (с учётом тех, которые открываются с 2019 года).
Это значит, что с 2021 года по 2024 год новых объектов будет порядка 800, как раз по , которую ведёт ВЭБ.РФ совместно с Минпросвещения, — уточнила она.
Особенностью этой программы, по словам спикера, станет механизм государственно-частного партнёрства, а точнее — . Иными словами, часть средств на проектирование, строительство и эксплуатацию школ даёт банк-кредитор, оставшиеся суммы выделяют частный инвестор и региональный бюджет. Таким образом, в проекте по созданию школ появляется концессионер — инвестор и одновременно оператор этого проекта, который им руководит. И это, считает Алиса Денисова, очень хорошо, потому что концессионер, будучи представителем частного сектора, может привнести в проект лучшие организационные практики из бизнеса, объединяя их с передовыми образовательными практиками.
Подобные концессионные соглашения уже активно заключаются в регионах. Например, в 2018 году «Сбер» объявил о финансировании концессии по строительству школы в Ханты-Мансийске, а в 2019 году одобрил финансирование создания большого учебного комплекса в Нижнем Новгороде. В апреле 2021 года портал РБК сообщал, что банк также планирует построить девять школ в Пермском крае. На ПМЭФ ВЭБ.РФ и федеральный концессионер «ПроШкола» (его финансовым партнёром выступает «Сбер») заключили с регионами сразу несколько соглашений — например, о строительстве трёх школ во Владимирской области.
Концепция новых школ подразумевает в том числе создание инфраструктуры для дополнительного образования. Благодаря частным инвестициям она может получить гораздо лучшее оснащение, чем то, к которому привыкли в обычных муниципальных школах.
Инфраструктура — это, конечно, хорошо, но чему конкретно стоит учить современных детей в рамках дополнительного образования? Ответ на этот вопрос зависит от того, каким задачам оно должно служить.
Вероятно, прежде всего оно должно отвечать образовательным потребностям детей, которые не удовлетворяются общеобразовательной программой. Так, Алиса Денисова рассказала, какие пожелания озвучили подростки на другой сессии ПМЭФ — «Большая перемена: инвестируем в будущее». Среди них спикер выделила создание проектных мастерских, кружков по менеджменту, финансовой грамотности и ораторскому мастерству.
Вице-президент по развитию группы компаний «Просвещение» Павел Зенькович считает, что допобразование должно быть источником радости для детей и средством комфорта для работающих родителей: «Допобразование — мощнейший инструмент, чтобы ребёнку привить любовь к учёбе, привить ему радость от того, что он находится в школе. И из этого складывается то, что мы хотим увидеть в итоге, — мы ведь хотим увидеть наших детей счастливыми. Умными, со скиллами — это на втором плане. Наша задача — научить детей быть счастливыми».
Должно ли дополнительное образование служить целям профориентации? Взгляды экспертов на этот вопрос разошлись. Вице-губернатор Санкт-Петербурга Ирина Потехина считает, что термин «профориентация» неприменим к допобразованию, потому что это не отвечает современному запросу рынка труда.
«Когда целые отрасли рождаются и умирают, а те, что остаются, радикально меняются, учить ребёнка профориентации сегодня бессмысленно. Мы должны учить его карьерному проектированию — целому комплексу новых навыков, скиллов», — отметила она.
С этой точкой зрения не согласился Павел Зенькович: «В стране есть необходимость ранней профориентации, предпрофильных классов, чтобы детей готовить к следующему шагу», — считает он.
Профориентация не обязательно означает раннее обучение азам конкретной профессии. Это ещё и способ присмотреться к разным профессиональным направлениям и развить навыки, которые могут пригодиться как в конкретной специальности, так и где-то ещё. И в этой сфере дополнительному детскому образованию тоже очень пригодилась бы помощь бизнеса. А бизнес, в свою очередь, получил бы возможность заинтересовать будущее поколение теми или иными профессиональными направлениями. Примеры такого взаимодействия уже есть.
Мы понимаем, что через систему дополнительного образования можно как раз найти те интересные форматы, которые позволят выстраивать индивидуальные треки образования школьников, объединять усилия всех партнёров ради одной прикладной цели — дать ребёнку попробовать себя в деле, дать возможность выбрать тот пул компетенций, который не только будет ему интересен, но и поможет дальше успешно пройти по всей профессиональной траектории, — поделилась Юлия Воротникова, руководитель практики по работе с молодёжью Корпоративного университета СИБУРа.
Юлия Воротникова подчеркнула, что систему взаимоотношений бизнеса и организаций дополнительного образования невозможно выстроить раз и навсегда, как и невозможно полностью унифицировать — обучение должно учитывать особенности того или иного региона. Универсальные системы, по её словам, не всегда целесообразны, потому что локальные системы дают ту самую «изюминку», которая может помочь сформировать специалистов для конкретного региона.
Сегодня у СИБУРа есть уже несколько кейсов по развитию образования и сотрудничеству со школами. Свои проекты компания реализует, например, в Тюменской и Амурской областях. Осенью 2020 года холдинг «СИБУР» запустил проект с Ямало-Ненецким автономным округом, который предполагает открытие в местных школах совместно с Российским химико-технологическим университетом имени Д. И. Менделеева «менделеевских классов». Эти проекты учитываются в долгосрочном плане развития компании. А реализовать их помогает интеграция современных практик вузов, собственного корпоративного университета и партнёрских программ.
Несколько проектов по развитию новых практик образования и подготовке будущих кадров для технологической отрасли есть и у РОСНАНО: например, к ним относятся программа «Школьная лига РОСНАНО» и акселератор технологических проектов «Технолидеры будущего».
РОСНАНО — это взрослый институт развития, мы развиваем крупные предприятия, выращиваем взрослые стартапы, но откуда они возьмутся, если мы не будем «выращивать» для этого детей? У меня есть пример из нашей жизни, когда нам в наших стартап-студиях и наноцентрах нужны люди с предпринимательским мышлением и способные придумать какую-то новую технологию. Мы разыскиваем их по стране — и только процентов на десять удовлетворяем свой спрос. Нет таких людей, в какой-то степени мы потеряли молодое поколение, и теперь мы задумались о том, что их надо «выращивать». И начинать делать это нужно как можно раньше, — подчеркнула Светлана Решетникова, руководитель направления по развитию дополнительного образования детей и педагогов ФИОП (Группа РОСНАНО).
Решетникова также отметила, что система общего образования неповоротлива, но именно дополнительное образование позволяет восстановить пробел и давать современные навыки, которые будут нужны бизнес-сектору и экономике страны. Кроме того, допобразование ставит во главу угла интересы самих школьников, которые, по словам Светланы Решетниковой, хотели бы, например, усовершенствованную систему проектной работы — создавать проекты в команде, а не писать очередной школьный реферат на заданную тему. По словам спикера, у родителей, системы образования в целом и самих ребят уже есть запрос на эффективность проектов и возможность их применения в реальной жизни. И если пока не под силу создать сильный кружок в каждой школе, то можно консолидировать усилия корпораций и школ дистанционно, в том числе с помощью трекеров и онлайн-систем.
Ведущую роль в дополнительном образовании будущего эксперты отводят, конечно, педагогам.
«Построить школу, оснастить школу — это управляемый и хорошо изученный процесс. Мы за сто лет имели три волны массовых программ строительства. Я думаю, что в эту новую волну с этим мы справимся. А вот подбор кадров, их обучение, запуск школы как хорошо мотивированного учреждения — эта задача очень важная. И так, чтобы она была решена по всей стране с одинаковым уровнем качества, — здесь придётся постараться», — рассказала Алиса Денисова, имея в виду допобразование в новых школах, о строительстве которых шла речь в начале дискуссии.
Светлана Решетникова согласилась с тем, что именно кадры — ключевой элемент в обеспечении современного образования: даже лучшее оснащение не гарантирует эффективного процесса обучения, он зависит именно от желания и усилий педагогического состава. При этом менять существующую систему бессмысленно — необходимо «спускаться» в педагогические вузы и буквально «выращивать» учителей нового поколения.
«Нужно научить наших педагогов консолидироваться — педагогов допобразования с учителями общего образования, — чтобы они говорили с детьми на одном языке, рассказывали, как всё (разные знания и навыки. — Прим. ред.) можно соединить вместе», — сказала спикер.
С этим согласился и Павел Зенькович. Он считает, что одним из способов обеспечить метапредметность и соотносимость того, что дети проходят в школе, с содержанием дополнительного образования, могла бы стать работа в допобразовании педагогов основного образования после уроков. «Если, конечно, у них есть такое желание и готовность», — добавил он.
Чтобы собирать и распространять лучшие наработки допобразования, нужен специальный масштабный проект. ВЭБ.РФ уже задумался о создании специального акселератора лучших практик ДО, которые федеральный концессионер «ПроШкола» сможет масштабировать на российские школы.
«Мы, скорее всего, действительно запустим акселератор или программу, модель наставничества над каждой создаваемой школой в партнёрстве с крупными корпорациями, лучшими промышленными технологическими игроками в каждом регионе, а также с вузами с лучшими практиками, уже сложившимися в региональном допобразовании. Без этого эти школы будут просто, простите, „коробками“, которые не улучшат жизнь наших детей, наших семей, и не сделают их будущее счастливым, и не сделают процесс образования для них интересным, нужным и готовящим их к жизни в будущем мире», — резюмировала Алиса Денисова.
Научитесь: Цифровое образование: онлайн-инструменты и платформы
Планы реализации Концепции. Что намерены изменить?
План реализации Концепции намерены проводить в 2 этапа:
Первый этап – с 2022 по 2024 года;
Второй этап – с 2025 по 2030 года.
— обновление инфраструктуры для осуществления и реализации дополнительных программ для детей, отвечающего потребностям детей, их семей и реального сектора экономики;
— создание сети технологических кружков для будущих учёных, новаторов, исследователей;
— создание системы творческих мероприятий, конкурсов, фестивалей, слётов, научных конференций с участием молодого поколения;
— создание региональной системы для выявления и поддержки талантов у детей;
— создание института наставничества в системе дополнительного образования для детей;
— участие организаций негосударственного сектора в реализации дополнительных образовательных программ;
— создать условия и расширить возможности для освоения допобразования для детей с ограниченными возможностями;
— создание условий для регулярного проведения экскурсий для детей;
— дополнить списки туристских маршрутов и т.д.
Список реализации концепции внушителен. С полным перечнем можно ознакомится на портале правовой информации: http://static.government.ru/media/files/3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf
«Новые механизмы реализации допобразования для дошкольников»
Так же, если у Вас возникли любые вопросы, пожалуйста, не стесняйтесь заполнить форму — Мы отвечаем в пределах 24 часов!
Что представляет собой целевая модель?
— создание сети региональных центров по дополнительному образованию детей;
— обновление содержаний дополнительных программ для детей;
— доступности детского допобразования с разными образовательными потребностями;
— внедрение персонифицированного учёта и осуществление деятельности региональных навигаторов.
Последнее означает, что с помощью навигаторов, а это не что иное, как информационный ресурс, можно будет зарегистрировать ребенка и выбрать дополнительную программу для занятий. К тому же, можно ознакомится на этом ресурсе какие программы дополнительного образования реализуются в регионе.