Содержание опыта: Закрепить с ребенком
понятие ветра. Опустите парусные
корабли (хорошо, если паруса у них
разноцветные) на воду. Ребенок дует на
паруса, кораблики плывут. Так и большие
парусные корабли движутся благодаря ветру.
Что происходит с корабликом, если нет ветра?
А если ветер очень сильный? Начинается
буря, и кораблик может потерпеть настоящее
крушение (все это ребенок может
ветра. А теперь помашем веером перед
лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди
изобрели веер? А чем мы заменили веер в
нашей жизни? (Вентилятором) Хорошо
показать картинки с изображением женщин в
костюмах прошлого века, с веером.
Опыты, которые можно провести
с ребенком дома
Содержание опыта: Подвести ребенка к
поанию и значению свойств мокрого
песка Мокрый песок нельзя сыпать
струйкой из ладони, зато он может принимать
любую нужную форму, пока не высохнет.
Когда песок намокает, воздух между гранями
песчинок исчезает, мокрые грани слипаются
друг с другом
водооницаемость песка и
водопроницаемость глины. Подготовить две
банки: однус песком, другую с глиной.
Налить в банки одинаковое количество воды.
Выяснить, почему вода сразу прошла через
песок и не прошла через глину.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз
услышать», гласит народная мудрость.
«Лучше один раз испытать, попробовать,
сделать своими руками», утверждают
педагогипрактики. Малыш — природный
исследователь окружающего мира. Мир
открывается ребенку через опыт его личных
ощущений, действий, переживаний.
Благодаря этому он познает мир, в который
пришел. Он изучает все как может и чем
может – глазами, руками, языком, носом. Он
радуется даже самому маленькому
Почему же у большинства ребят с
возрастом интерес к исследованиям
пропадает? Может быть, в этом виноваты
мы, взрослые? Нередко на стремление
ребенка познакомиться с окружающим
миром мы реагируем так: «Отойди
немедленно от лужи, ты уже испачкала
платье! Не трогай песок руками, он грязный!
Возьми совок! Отряхни руки, посмотри, они
уже все в песке! Выбрось эту гадость, где ты
только такое находишь?»
Может быть, мы папы и мамы, бабушки
и дедушки, воспитатели и учителя, сами
того не желая, отбиваем у ребенка
естественный интерес к исследованиям?
Проходит время, и ребенок уже сам говорит
другим детям: нельзя трогать песок руками,
он грязный, и ему уже совершенно
неинтересно, почему с деревьев опадают
листья. Может быть, мы просто утратили
детскую способность видеть и наблюдать?
Для того чтобы дети не потеряли интерес
к окружающему миру, важно вовремя
поддержать их стремление исследовать все
и вся. Пусть даже при этом пострадает
красивая одежда или испачкаются руки.
Одежду можно постирать, руки – помыть. А
вот исчезнувший интерес к окружающему с
годами восстановить практически
Буклет «Дидактические игры по развитию познавательной активности для детей 6 — 7 лет»
Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №85
МБДОУ «Детский сад №85»
Подготовила: воспитатель подготовительной группы №13 Осипова О. А. г. Нижний Новгород 2017 год
Дидактическая игра «Найди, что зашифровано или путаница»
Цель: Развивать зрительное внимание и память, зрительно-пространственную ориентировку, воображение и логическое мышление, умение считать. Упражнять в классификации предметов.
Ход игры: Чтобы не ошибиться в том, что изображено на карточке, нужно постараться проследить контур каждого предмета. Обвести контур выбранного предмета несколько раз, назвать его. Посчитать общее количество предметов.
Дидактическая игра «Чем мы похожи?» Логическое домино
Цель: Учить детей подбирать картинки не по подобию, а по смыслу.
Правила игры: в игре участвуют от 2 до 8 человек. Каждый берет наугад по 6 карточек. Тот, кто начинает игру, выкладывает какую-либо из своих карточек на середину стола. Следующий участник игры присоединяет к первой карточке такую, которая подходит к ней по какому-либо признаку (цвет, форма, назначение и т.д.) если игрок подобрать карточку не может, он пропускает ход. Побеждает тот, кто раньше всех избавится от всех своих карточек.
Дидактическая игра «1, 2, 5— будем весело считать»
Цель: развивать понимание грамматических форм в обращенной к ребенку речи взрослого.
Закреплять навыки практического словоизменения по падежам, числам, родам существительных и числительных.
Ход игры: воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.
Один мяч, два мяча, пять мячей.Одна кукла, две куклы, пять кукол.Одно облако, два облака, пять облаков.Дидактическая игра «Геометрическое лото»
Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой, подбирать предметы по геометрическому образцу.
Ход игры: принимают участие 6 детей. Педагог рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы.
Дидактическая игра «Математические домики»
Цель: Закреплять знания состава чисел первого десятка.
Развивать мыслительную деятельность детей посредством упражнения в определении состава числа.
Ход игры: Ведущий помещает на крышу дома любую цифру от 1 до 10. Ребёнку необходимо разместить в двух окнах цифры, обозначающие состав данного числа.
603123, город Нижний Новгород, бульвар Южный, дом 12.
Режим работы МБДОУ «Детский сад№85» — 12 часов (6. 00 ч.—18. 00ч.)
График работы МБДОУ «Детский сад№85» — пятидневная неделя, суббота, воскресенье, государственные праздники—выходные дни.
Контактные телефоны: (831) 299-46-99, 299-46-72
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»
Ральф У. Эмерсон
Дошкольный возраст – это важнейшая и удивительная пора детства. Важнейшая – потому, что содержит в себе огромный потенциал развития личности ребенка и его социализации.
Дети очень любопытны. Им необходимо активно исследовать окружающий их мир.
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность является естественным состоянием ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать
Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых. Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?
Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.
Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
С раннего детства побуждайте доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).
Детей может стать одним из условий
развития детской любознательности,
а в конечном итоге познавательных интересов ребенка
г. Вельск, ул. Гайдара, д.13
Истомина Юлия Владимировна
первая квалификационная категория
Государственное бюджетное учреждение
для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
«Вельский детский дом»
для поддержания интереса
детей к познавательно –
Интеллектуальное развитие детей через элементарное экспериментирование
Интеллектуальным развитием называют способности к усвоению знаний и решению нестандартных задач. Интеллектуальное развитие отвечает за нормальный уровень и скорость мыслительных процессов: сравнений, обобщений, распознаваний, способности делать выводы. Интеллект у детей очень важно развивать для успешного обучения. Поэтому развитием интеллекта ребенка необходимо заниматься с раннего возраста. Развитие интеллектуальных способностей дошкольников можно осуществлять в естественных и привлекательных для них видах деятельности. Детское экспериментирование является одним из таких видов деятельности.
Предлагаем описание опытов (экспериментов), которые можно провести в домашних условиях и они будут интересны детям и их родителям.
Опыт: смешивание цветов
Потребуются шесть маленьких стаканчиков, вода, пипетка, синяя, жёлтая и красная краска, палочки для перемешивания. Налейте немного воды в стаканчик, капните несколько капель синей краски, перемешайте. Повторите с другими двумя стаканчиками, в один капнув жёлтую, а в другой – красную краску.
Возьмите стаканчик с синей жидкостью и перелейте часть в пустой, другую часть перелейте из стаканчика с жёлтой. Перемешайте и создайте, таким образом, зелёный цвет. Повторите с жёлтым и красным, а после – с красным и синим.
Предложите детям фиксировать результаты эксперимента на бумаге. Изобразите на листе три кружка: два рядом – это смешиваемые краски, один под ними – результат.
Опыт: невидимые чернила
Для проведения этого эксперимента вам нужно смешать треть чашки пищевой соды с третью чашки воды – получится мутноватая белая смесь. Затем возьмите ватную палочку, окуните в полученную смесь и напишите что-то на листе белого картона. Конечно, поначалу вы ничего не увидите.
Постарайтесь аккуратно – если это возможно, ведь здесь будет орудовать ребенок – полить невидимую надпись виноградным соком. Кислый сок вступит в реакцию с содой – и надпись .
Зубная паста для слона
Другой вариант опыта с содово-уксусным вулканом. Можно сказать, это один из лучших способов показать ребенку, что такое химическая реакция.
Возьмите мерный стакан и налейте в него немного 10% перекиси водорода, средства для мытья посуды и пищевого красителя. Далее добавьте в эту смесь чуть-чуть дрожжей. И просто наблюдайте за тем, что случится дальше. Реакция, происходящая в результате разложения перекиси водорода, катализируемого йодидом калия, много пены – очень много. Но не переживайте: она абсолютно безобидна.
Опыт: мыльные пузыри на морозе
мыльные пузыри, морозная погода.
Выносим баночку с мыльным раствором на сильный мороз и выдуваем пузыри. Сразу же в разных точках поверхности возникают мелкие кристаллики, которые быстро разрастаются и наконец, сливаются. Если погода не очень морозная и пузыри не замерзают, понадобится снежинка: как только вы выдули мыльный пузырь, сбросьте на него снежинку, и вы увидите, как она тут же соскользнет вниз и пузырь замерзнет.
при морозе и соприкосновении со снежинкой моментально начинается процесс кристаллизации, поэтому мыльный пузырь замерзает.
Вам понадобится 5 спичек. Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите
на блюдце. Капните несколько капель воды
расправляться и образуют звезду. Причина этого явления,
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/479152-buklet-dlja-roditelej-poznavatelnoe-razvitie-
* Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия.
* Описывать различные свойства окружающих его предметов.
* Узнавать предметы по заданным признакам.
* Разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных признаков.
* Находить противоположные по значению понятия.
* Определять родовидовые отношения между предметами и понятиями.
Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение — все то, чем занимается ребенок до школы, развивает у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать. Ребенок учится понимать главную мысль предложения, текста, картинки, объединять несколько картинок на основе общего признака, раскладывать картинки на группы по существенному признаку и т.д.
Внимание — это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе.
У дошкольника преобладает непроизвольное внимание; ребенок еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности.
Еще до начала обучения в школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребенку помощь. Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объем, концентрация, распределение и переключение, устойчивость.
— Все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений:
— выкладывания узора из мозаики;
— выкладывания фигуры из палочек по образцу;
— исключения лишнего;
— нахождения различий в двух похожих картинках;
— нахождения двух одинаковых предметов среди множества;
— нанизывания бусинок по образцу;
— срисовывания по клеточкам;
— нахождения одной буквы в газетном тексте (при повторе упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается).
При выполнении заданий не торопите ребенка, учитывайте его индивидуальные особенности и темп деятельности, в котором он работает.
— Устраните отвлекающие факторы.
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретения знаний, умений.
Память бывает произвольной (сознательное запоминание информации) и непроизвольной (основанной на эмоциях и интересе).
Память бывает кратковременной (точное воспроизведение спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления информации) и долговременной (воспроизведение информации через достаточно длительное время).
В зависимости от того, какие ощущения преобладают, говорят о памяти зрительной, слуховой, эмоциональной и др.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.
Слуховая память это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Этот вид памяти имеет особенно большое значение в развитии ребенка. Все, что известно малышу-дошкольнику, он узнает на слух. Этим же способом он будет усваивать до 70% информации, обучаясь в школе.
Эмоциональная память — это память на эмоциональные переживания. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у ребенка вызывает эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок.
Когда родители жалуются на плохую память своих детей, они часто приводят примеры того, как заставляют ребенка буквально зазубривать материал, но ребенок и за день не может выучить его. В данном случае проблема заключается в том, что от ребенка требуют механического запоминания материала, не вызывающего у него интереса.
Однако без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на понимание никакое усвоение знаний вообще невозможно и противоестественно для здорового ребенка. Вот почему так важно при развитии памяти ориентироваться в большей степени на смысловую память и показывать ребенку различные приемы, которые помогают лучше запоминать.
* Проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребенок, был ему понятен.
* Время для изучения материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.
* Попросите ребенка выученный материал повторить на второй день.
* При заучивании предлагайте ребенку проговаривать вслух.
* Заинтересуйте ребенка той информацией, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память.
* При появлении у малыша явных признаков утомления сделайте перерыв.
Восприятие — это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств.
Развитие восприятия не происходит само собой. Здесь велика роль взрослого, который специально организует деятельность учащихся по восприятию тех или иных объектов, учит выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений.
* Различать цвета и их оттенки.
* Различать форму предметов и геометрические фигуры.
* Делить геометрические фигуры на 1, 4 равные части.
* Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте).
*Выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже).
*Сравнивать до 10 предметов, различных по величине.
*Измерять длину предметов с помощью условной мерки (нитки).
* Различать и называть части суток, их последовательность.
* Понимать значение слов вчера, сегодня, завтра. Знать дни недели, месяцы года.
Таким образом, развивая у ребенка интеллектуальные и коммуникативные способности, вы помогаете ему быстро и безболезненно усвоить новые требования, касающиеся его обязанностей, правил поведения в классе, распорядка дня.
Буклет “Познавательно-речевое развитие детей”
Развитие познавательно – речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлено на умственное развитие ребенка.
Чем лучше будет организована познавательно – речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
Познавательно – речевое развитие включает в себя несколько областей:
познание;
коммуникация,
чтение художественной литературы.
Познавательно – речевая деятельность нераздельна с познавательно – исследовательской деятельностью. Она представлена множеством форм: здесь и занятия, целевые прогулки, экскурсии, совместная (беседы, наблюдения, дидактические игры) и самостоятельная деятельность детей (развивающие и творческие игры, элементарные опыты в исследовательском уголке).
Развитию речи особая роль отводится на занятиях разного вида: грамоты, где ребенок экспериментируют со словами; конструированию из разных материалов; математике с упражнениями в счете, ориентировке на листе бумаги и в пространстве, знакомстве с геометрическими фигурами и размером предметов, составлением и решением задач; ознакомлению с природой и познанием окружающего мира.
Важнейшую роль в познании имеют тематические занятия. Они углубляют представления детей о предмете, событии, явлении, обогащают их словарный запас, учат рассуждать, действовать самостоятельно, взаимодействовать с партнером, группой, договариваться, слушать и слышать, делать выводы, высказывать общее мнение. Рассказы детей могут быть в форме “телефонного разговора”, “детского журнала”, “радиопередачи”, “телепередачи”, из личного опыта и т. п. Но не все дети активны, поэтому индивидуальное рассказывание необходимо сочетать с коллективным (прием моделирования, когда один ребенок начинает рассказ, другой продолжает, третий заканчивает. Этот прием помогает неуверенным детям участвовать в обсуждении, т. к. они рассказывают свою часть текста, чувствуя поддержку сверстников, в тоже время заставляет всех детей следить за речью выступающих
Прежде чем давать знания,
надо научить думать,
Развитие познавательно – речевой деятельностиявляется одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлено на умственное развитие ребенка.
Познавательно – речевая деятельность нераздельна с познавательно – исследовательской деятельностью. Она представлена множеством форм: здесь и занятия, целевые прогулки, экскурсии, совместная (беседы, наблюдения, дидактические игры) и самостоятельная деятельность детей (развивающие и творческие игры, элементарные опыты в исследовательском уголке).
Познавательное развитие ребенка, развитие его мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляемые им новые знания и представления.
Приемы и технологии, используемые при формировании познавательно-речевой деятельности детей традиционны:
Речь часто определяется как озвученная мысль или форма существования ребенка. Потому, заботясь о богатстве, активности, связности речи, мы решаем проблему продуктивности мышления. По содержанию речи, ее грамотности мы судим об интеллектуальном уровне дошкольника, определяя его готовность к школе, т.е., перефразируя пословицу, можно сказать“Встречают по одежке, а провожают по уму, о котором судят по речи человека”.
Критерием успешного продвижения ребёнка является комплекс показателей исследовательской деятельности к концу дошкольного возраста.
- Проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим запределами конкретной ситуации, задает вопросы: “зачем?”, “почему?”, “как?”;
- Обнаруживает стремление объяснить связь фактов, используя рассуждения (“потому что..”);
- Стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов, вещей (коллекции);
- Проявляет интерес к символическим “языкам”: пытается самостоятельно «читать” схемы, карты, чертежи и делать
что-то по ним (лепить, конструировать);
(осваивает письмо как средство
систематизации и коммуникации).
Познавательно-речевое развитие детей
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/505226-buklet-poznavatelno-rechevoe-razvitie-detej
Также вас может заинтересовать
«Свидетельство участника экспертной комиссии»