1. Основные условия организации
обучения.
2. Типология урока.
3. Структура урока.
4. Подготовка учителя к уроку.
Методика разрабатывает формы организации
обучения в единстве с раскрытием их
методических возможностей. В российской
школе в качестве основной принята
классно-урочная форма организации
обучения. Класс – это группа учащихся
постоянного состава: они имеют примерно
одинаковый возраст (в дневной школе),
обучаются по одинаковой программе,
обязаны систематически посещать уроки
и готовить домашние задания.
Уроки истории – это занятия, которые
учитель ведет в классом в школе: они
имеют одинаковую продолжительность,
проводятся по расписанию, в сумме должны
исчерпать изучение программы.
Существуют другие формы организации
обучения: семинары и конференции, учебные
экскурсии, дополнительные занятия,
консультации и т.д. Важнейшее значение
имеет домашняя работа учащихся. Высокая
эффективность обучения достигается
лишь при умелом использовании всех форм
его организации.
Урок истории – это часть учебного
процесса, но не механически обусловленная
и замкнутая, а логически и педагогически
завершенная. Урок истории является
частью содержания, занимающего
определенное место в системе школьного
курса и построенного по
проблемно-хронологическому принципу:
события и явления представлены в
комплексе на каждом данном отрезке
времени.
Урок истории – это законченный в
смысловом, временном и организационном
отношении отрезок (этап, звено, элемент)
учебного процесса. Урок имеет ряд
преимуществ по сравнению с другими
формами, в частности индивидуальной:
он отличается более строгой организационной
структурой; создает благоприятные
предпосылки для взаимообучения,
коллективной деятельности,
соревновательности, воспитания и
развития учащихся. Вместе с тем данная
форма обучения не лишена недостатков,
снижающих ее эффективность, главный
среди которых – опора (ориентация) на
«среднего» ученика.
Среди общих требований, которым должен
отвечать качественный современный урок
истории, выделяются следующие.
1. Использование новейших достижений
исторической науки, передовой
педагогической практики, построение
урока на основе закономерностей
учебно-воспитательного процесса.
2. Реализация на уроке в оптимальном
соотношении всех дидактических принципов
и правил.
3. Обеспечение надлежащих условий для
продуктивной познавательной деятельности
учащихся с учетом их интересов,
наклонностей и потребностей.
4. Установление осознаваемых учащимися
межпредметных связей.
5. Связь с ранее изученными знаниями и
умениями, опора на достигнутый уровень
развития учащихся.
6. Мотивация и активизация развития всех
сфер личности.
7. Логичность и эмоциональность всех
этапов учебно-воспитательной деятельности.
8. Эффективное использование педагогических
средств обучения.
9. Связь с жизнью, личным опытом учащихся.
10. Формирование практически необходимых
знаний, умений, навыков, рациональных
приемов мышления и деятельности.
11. Формирование умения учиться.
12. Тщательная диагностика, прогнозирование,
проектирование и планирование каждого
урока.
Каждый урок истории направляется на
достижение триединой цели: обучать,
воспитывать, развивать. С учетом этого
общие требования к уроку конкретизируются
в дидактических, воспитательных и
развивающих требованиях. К дидактическим
(или образовательным) требованиям
относятся: четкое определение
образовательных задач каждого урока;
рационализация информационного
наполнения урока, оптимизация содержания
с учетом социальных и личностных
потребностей; внедрение новейших
технологий познавательной деятельности;
рациональное сочетание разнообразных
видов, форм и методов; творческий подход
к формированию структуры урока; сочетание
различных форм коллективной, групповой
деятельности с самостоятельной
деятельностью учащихся; обеспечение
оперативной обратной связи, действенного
контроля и управления; научный расчет,
мастерство проведения урока.
Воспитательные требования к уроку
включают: определение воспитательных
возможностей учебного материала;
постановку только тех воспитательных
задач, которые органически вытекают из
целей и содержания учебной работы;
воспитание учащихся на общечеловеческих
ценностях; формирование жизненно
необходимых качеств: усидчивости,
аккуратности, ответственности,
самостоятельности и т.д.; внимательное
и чуткое отношение к учащимся, соблюдение
требований педагогического такта,
сотрудничество с учащимися и
заинтересованность в их успехах.
К постоянно реализуемым на всех уроках
развивающим требованиям относятся:
формирование и развитие у учащихся
положительных мотивов учебно-познавательной
деятельности, интересов, творческой
инициативы и активности, проведение
учебных занятий на «опережающем» уровне,
стимулирование наступления новых
качественных изменений в развитии.
Кроме того, выделяются и другие требования
к уроку: организационные, психологические,
управленческие, оптимального общения
учителя с учащимися, сотрудничества,
санитарно-гигиенические, этические и
др.
Важнейшими категориями методики обучения
истории являются задачи обучения,
содержание образования, структура
исторического знания, источники, из
которых черпают знания учащиеся, формы
учебной работы, звенья процесса обучения,
методика развития мышления и др. Все
эти проблемы находят отражение в уроке.
Важной проблемой, которую приходится
решать теоретику и практику, является
определение типа уроков. Каждый урок,
являясь элементом процесса обучения и
системы содержания курса, относится к
тому или иному типу – группе уроков,
имеющей определенные интегральные
черты. Тип урока влияет на качество
обучения и развития учащихся.
Среди учителей и методистов существуют
различные точки зрения на типологию
уроков – в зависимости от определения
главного принципа: по ведущему методу,
по звеньям процесса обучения, по
деятельности учащихся и др. В методике
преподавания истории наиболее
распространена классификация по звеньям
процесса обучения: 1) урок, содержащий
все звенья процесса обучения, –
комбинированный, или составной, урок;
2) урок изучения нового материала; 3)
повторительно-обобщающий урок; 4) урок
проверки и учета знаний. Методисты
считают эту классификацию более
целесообразной. Она дает возможность
ясно определить основную дидактическую
задачу каждого урока, структуру системы
уроков по типам. В этой системе должны
преобладать уроки изучения новых знаний
и комбинированные, что подтверждается
практикой. В 5-6-х классах в силу возраста
учащихся наиболее плодотворны
комбинированные уроки, отличающиеся
оптимальной сменой видов учебной работы.
Мысль о возможности дифференцированной
по возрастам типологии уроков заслуживает
внимания. Так, А.А. Вагин предлагает
различать для 4‑5-х классов три типа
уроков: содержащие все звенья обучения;
изложение в форме рассказа; повторение.
Для 6-7-х классов – семь типов уроков.
Для 9-10-х классов – десять типов уроков:
вводный, сообщение нового материала,
разбор, заключительный по теме,
повторительный, обобщающий, опрос,
содержащий все звенья процесса обучения.
Однако предложенная классификация
уязвима. Трудно представить в 4-5-х классах
урок, посвященный только рассказу.
Вводный урок не может выйти за рамки
повторения, обобщения или сообщения
нового материала. Умения и навыки могут
формироваться, а знания применяться на
всех этапах урока. Определение типа
урока по способу его проведения ничего
не дает учителю, очевидно, что урок-беседа
проводится путем беседы, а киноурок –
путем демонстрации кинокартины и т.д.
Определение типа урока по основной
дидактической цели действенно.
Особый тип урока представляют семинарские
занятия по истории во втором концентре.
Широкое применение в старших классах
лекционно-семинарской формы обучения
требует дальнейшей теоретической и
практической разработки методики таких
уроков.
1. Уроки в форме соревнований и игр:
конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН,
деловая игра, ролевая игра, кроссворд,
викторина.
3. Уроки, напоминающие публичные формы
общения: пресс-конференция, аукцион,
бенефис, митинг, регламентированная
дискуссия, панорама, телепередача,
телемост, диалог, устный журнал.
4. Уроки-фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз,
урок XXI века, урок «Подарок от Хоттабыча»
и др.
5. Уроки, основанные на имитации
деятельности учреждений и организаций:
суд, следствие, трибунал, ученый совет
и т.д.
Учитель, проводя нестандартные уроки,
стремится разнообразить жизнь школьника,
вызвать интерес к познавательному
общению, к уроку, к школе; удовлетворить
потребность ребенка в развитии
интеллектуальной, мотивационной,
эмоциональной и др. сфер. Вместе с тем
нельзя на базе таких уроков построить
весь учебный процесс. Урок – это
каждодневный труд, нетрадиционные уроки
хороши как разрядка, как праздник.
Учитель включает такие уроки в систему
процесса обучения, определяет их место
и роль в процессе познания.
Каждый урок имеет свою структуру.
Традиционными его элементами являются:
проверка знаний предыдущего учебного
материала, логически связанного с
содержанием данного урока; переход к
новому материалу; изучение нового
материала; закрепление; домашнее задание.
Эти структурные элементы на многих
уроках реализуются почти все.
Необходимы и уроки с преобладанием того
или иного звена процесса обучения.
Некоторые структурные звенья опускаются
в тех случаях, когда их не обязательно
вводить в структуру урока. Структурные
элементы урока весьма подвижны: проверка
знаний (опрос учащихся) может происходить
до объяснения нового материала, в
процессе объяснения или вовсе не
осуществляться на данном уроке. Например,
одиннадцать из двенадцати уроков второго
раздела программы для 6-го класса первого
концентра «Классическое средневековье
в Европе» взаимосвязаны идеей развития
феодального строя в Западной Европе.
Содержание каждого последующего урока
может быть усвоено учениками только
при отчетливом понимании предыдущего
материала. Поэтому все уроки темы
«Европейское общество в классическом
средневековье» (4 ч.) лучше начинать с
опроса. В 11-м классе уроки по теме «Россия
в годы Гражданской войны и интервенции»
посвящены ходу военных действий, и
каждый из них начинается с проверки
усвоения материала предыдущего урока,
так как новый урок раскрывает последующий
ход событий. Урок «Советская модель
модернизации» (тема 4: «СССР в конце
20-30-х гг.») целесообразно весь посвятить
изучению нового материала. Связи с
предшествующими знаниями будут
устанавливаться логикой изучаемого
нового материала. На таком уроке все
звенья процесса обучения взаимно
переплетаются в изучении нового
материала, и выделять их как структурные
элементы нет необходимости. Здесь
приобретает особую значимость характер
деятельности учащихся на разных уровнях
по плану учителя.
Поиски учителей и методистов, направленные
на повышение эффективности урока,
подтверждают, что структура урока должна
быть разнообразной. Она хороша в том
случае, если учитывает закономерности
обучения, условия педагогического
процесса в данном классе и позволяет
удачно реализовать педагогический
замысел учителя. Следовательно, не
структура урока, взятая сама по себе, а
ее соответствие педагогическим условиям
и замыслу оказывает влияние на
эффективность обучения.
Подготовка учителя к уроку должна
опираться как на всесторонний анализ
программы, где сжато сформулированы
цели и задачи истории, каждого ее курса,
так и на знание всех компонентов
содержания учебника. Подготовке
конкретного урока предшествует
составление тематического планирования,
в котором содержание разбивается на
логически целостные части, подлежащие
изучению на каждом уроке по данной теме.
Обязательными его компонентами должны
быть название темы и перечень ее
образовательно-воспитательных и
развивающих задач. Тематический план
целесообразно расположить в виде
таблицы:
Разрабатывая конкретное занятие, учитель
должен помнить, что эффективный урок
может быть основан лишь на взаимозависимости,
взаимодействии, взаимопроникновении
содержания урока и его методики. В
практике подготовки урока учитель
прежде всего определяет его цели, тип
урока, отбирает необходимое оборудование,
учебные пособия, намечает объем и
содержание учебного материала, логику
его раскрытия. Учитель стремится отобрать
к уроку наиболее убедительные факты,
яркие документы, отрывки из художественной
и мемуарной литературы и т.д.
Для активизации познавательной
деятельности надо выбирать методические
приемы, соответствующие содержанию
учебного материала и уровню развития
учащихся, постепенно усложняя их из
урока в урок, добиваясь необходимого
уровня развития умений учащихся.
Подготовка учителя к уроку завершается
составлением его плана, в котором
записываются тема, цели, дидактическое
оборудование, структурные элементы
урока с указанием их основного содержания
и характера деятельности учащихся. Если
планируется опрос, то формулируются
основные и дополнительные вопросы,
указываются номера или названия корточек.
При изучении нового материала планируется
логика его раскрытия и деятельность
учащихся по ходу его изложения учителем
или программируется самостоятельная
работа учащихся с определенными
источниками информации. В плане урока
обязательно отмечается обратная связь
от учащихся к учителю в виде предполагаемого
ответа на проблемный вопрос, поставленный
в начале урока или его части, обсуждения
выполненного письменного задания,
общего вывода из содержания урока и
т.д. Определяя домашнее задание, учитель
должен разъяснить его, дать инструкцию
к его выполнению.
Урок любого типа характеризуется
вариативностью методики его проведения.
В ходе урока должна обеспечиваться
активная познавательная деятельность
школьников при полном контакте с ними
учителя. Полноценный урок отмечается
реализацией задач образования, воспитания
и развития учащихся, в их единстве.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Что такое методика обучения истории?
2. Определить связь методики с другими
науками.
3. Выделить задачи курса методики.
4. Качества современного учителя.
Смоделируйте портрет учителя истории.
5. Каковы перспективы исторического
образования в средней школе?
6. Причины реформы исторического
образования.
7. Этапы школьной реформы исторического
образования.
8. Выявить особенности линейной структуры
исторического образования.
9. Назвать особенности концентрической
структуры исторического образования.
10. Особенности школьного исторического
образования в первом концентре.
11. Особенности школьного исторического
образования во втором концентре.
12. Составить учебно-методический комплекс
для определенного класса и концентра
по следующей схеме:
13. Проанализировать методический аппарат
учебника истории.
14. Сравнить предложенные Минобразованием
альтернативные учебники по истории для
любого класса.
15. Высказать свое отношение к рабочим
тетрадям.
16. Разработать конспект урока по истории
с использованием рабочей тетради.
17. Произвести анализ одного из сборников
познавательных заданий по истории.
18. Выделить проблемы процесса познания
учащимися основ исторической науки.
19. Основные направления руководства
учебной деятельностью школьника.
20. Выделить уровни познавательной
деятельности учащихся.
21. Источники формирования знаний в
процессе обучения истории.
22. Как Вы понимаете место образа, слова
и условного знака в преподавании истории?
23. Что такое метод обучения?
24. Проблема метода обучения в преподавании
истории.
25. Разработать конспект урока по истории
с применением различных методов обучения.
26. Виды устного изложения.
27. Что такое проблемное обучение и его
применение в обучении истории?
28. Разработать эвристическую беседу по
избранной проблеме.
29. Назовите инновационные технологии
в преподавании истории.
30. Посетить урок в школе и дать методический
анализ его по схеме «План наблюдения и
анализа урока истории».
Структурные компоненты урока ИСТОРИИ.
(звенья процесса обучения)
1. Организационный момент:
– внешняя и внутренняя подготовка учащихся к уроку;
– подготовка рабочего места, приветствие, проверка отсутствующих.
2. Подведение учащихся к изучению новой темы:
– актуализация ранее полученных знаний и умений, связь новой темы с
предшествующими занятиями и видами деятельности
– определение места урока в теме и курсе, его связи с предшествующими уроками;
сообщение учащимся целей и задач урока.
3. Изучение нового материала.
4. Первичное повторение и закрепление новых знаний и умений на уровне
– восстановление в памяти учащихся главных исторических событий, дат, понятий
и теоретических выводов урока;
– отработка новых познавательных приемов;
– фронтальная беседа по основным моментам учебной темы, тренировочные
упражнения, картографические и хронологические задачи.
5.Систематизация и обобщение новых знаний и умений при выполнении
познавательных заданий на преобразующем и творческом уровнях:
– решение познавательных, проблемных и творчески-образных задач;
– применение новых знаний и умений в иной учебной ситуации.
6. Организация домашнего задания:
– подробная инструкция о видах и способах выполнения домашней работы по
– определение целей домашнего задания;
– рекомендация источников и объяснение приемов работы с ними;
– определение условий и форм проверки домашнего задания.
7. Проверка знаний и умений по данной теме на очередном занятии.
Типы уроков по истории
(классификация по соотношению звеньев процесса обучения)
Урок изучения нового материала:
1. Организационный момент.
2. Подведение учащихся к изучению новой темы.
5. Систематизация и обобщение новых знаний и умений на преобразующем и творческом
6. Организация домашнего задания.
2. Проверка знаний и умений по данной теме.
3. Подведение учащихся к изучению новой темы.
4. Изучение нового материала.
5.Первичное повторение и закрепление новых знаний и умений на уровне
6. Систематизация и обобщение новых знаний и умений на преобразующем и творческом
7. Организация домашнего задания.
3. Систематизация и обобщение новых знаний и умений на преобразующем и творческом
4. Организация домашнего задания.
2. Первичное повторение и закрепление новых знаний и умений на уровне
Традиционные формы уроков истории
1. Лабораторное занятие (по учебнику)
5. Эвристическая беседа
Нетрадиционные формы уроков истории
1. Заочное путешествие
2. Спектакль, литературный салон. ассамблея
3. Аукцион, презентация
4. Урок-суд, урок-знакомство, урок – исторический портрет
5. Соревнование, турнир, викторина
6. Брифинг, пресс-конференция, симпозиум, телемост, круглый стол
7. Кино-, теле-, видеоуроки
8. Экскурсия в музей
9. Урок-дискуссия, урок проблемных поисков, урок интеллектуальных раздумий
Определение целей и задач урока
Образовательные цели и задачи:
– формирование исторических знаний
– усвоение понятий, законов, теорий, идей
– повторение, закрепление и углубление исторических знаний
Воспитательные цели и задачи:
– формирование мировоззрения
– нравственное, эстетическое воспитание
– воспитание патриотизма
– воспитание интереса к предмету
Развивающие цели и задачи:
– развитие мышления, речи, интеллектуальных навыков и умений (умения видеть
главное, сравнивать, анализировать, обобщать)
– развитие познавательных интересов и способностей учащихся
– развитие воли учащихся (целеустремленность, уверенность, выдержка,
– формирование специальных и общеучебных навыков и умений
1) тема (раздел курса, глава, параграф учебника и тема урока)
2) дата и номер урока
3) тип и форма урока
4) основные понятия, идеи
5) основные умения
6) межпредметные, внутрикурсовые, межкурсовые связи
7) средства обучения
1) тема урока
2) тип и форма урока
3) цели и задачи урока (образовательные, воспитательные, развивающие)
5) основные методы, применяемые на уроке
6) межпредметные , внутрикурсовые , межкурсовые связи
8) оборудование урока
10) ход урока, его содержание
11) домашнее задание
12) итоги урока
Ход урока (план-конспект)
Ход урока, этапы урока
Содержание и приемы работы учителя
Содержание и приемы работы учащихся
Проверка знаний и умений учащихся на уроках истории
Функции проверки знаний учащихся
Требования к проверке знаний
1. Мотивация опроса
2. Включение всех учащихся в работу
3. Учет особенностей учеников
5. Связь содержания проверки с новой темой
6. Определение места проверки на уроке
7. Мотивация оценки знаний
Формы проверки знаний учащихся
Виды и приемы проверки знаний учащихся
Устная проверка знаний:
– беседа по теме;
– рассказ у доски;
– ответ по цепочке;
– устное тестирование.
Письменная проверка знаний:
– составление планов, таблиц;
– письменное тестирование;
– письменные контрольные и проверочные работы.
Практическая проверка знаний и умений:
– ответ по карте, картине, иллюстрации;
– обсуждение кадров диафильма;
– описание музейных экспонатов.
Текущая проверка знаний:
– устный и письменный опрос;
– индивидуальный опрос;
– фронтальный опрос;
– компьютерный опрос.
Тематическая проверка знаний:
Итоговая проверка знаний:
– защита рефератов.
Тесты. Задания с несколькими вариантами.
а) из основной части, которая содержит утверждение или вопрос
б) из нескольких возможных ответов, из которых надо указать правильный.
Задания с вариантами выбора можно сформулировать на всех структурных компонентах
учебного исторического материала и проверить:
а) хронологические знания и умения:
– знание дат и событий
– умение определять синхронность исторических фактов
– умение соотносить факт с историческим периодом
– умение определять последовательность событий, вести счет лет
б) картографические знания и умения:
– знание места действия
– умение читать легенду карты
в) знание главных и неглавных исторических фактов:
– сложный исторический факт
г) теоретические знания:
– понятия и их признаки
– существенные черты, признаки явлений и процессов
– причины и предпосылки исторических событий
– последствия исторических событий и явлений
– устоявшиеся оценки исторических фактов
– умение выделять существенные признаки однородных исторических фактов.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11 пос. Нового», Георгиевского района
Урок систематизации и обобщения знаний на уроках истории.
Уважаемые коллеги! Я хотела бы поделиться с Вами опытом работы по вышеуказанной теме.
Уроки систематизации и обобщения апробированы мною на протяжении 12 лет. На мой взгляд, без уроков обобщения систематизации знаний или уроков обобщающего повторения нельзя считать завершённым процесс усвоения учащимися учебного материала.
Как и любой урок, он имеет свою структуру:
2.Постановка цели и задачи урока.
4.Обобщение и систематизация знаний. ( Подготовка учащихся к обобщённой деятельности и переформулирование вопросов на новом уровне.)
5. Применение знаний и умений в новой ситуации.
6. Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция.
7. Рефлексия (подведение итогов занятия). ( Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.)
Урок этого типа нацелен на решения двух основных дидактических задач:
1.Установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предмета в целом.
2. Проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся по всему
программному материалу, изучаемому на протяжении длительных периодов — четверти, полугодия и за весь год обучения.
Психологически такие уроки стимулируют учащихся к систематическому повторению больших разделов, крупных блоков учебного материала, позволяет им осознать его системный характер, раскрыть способы решения типовых задач и постепенно овладевать опытом их переноса в нестандартные ситуации, при решении возникающих перед ними новых необычных задач.
Психологическая наука утверждает, что дети быстро забывают пройденный материал, поэтому вторичное восприятие материала необходимы для более полного и прочного закрепления знаний.
Уроки обобщения и систематизации предусматривают все основные виды уроков и являются частью содержания, занимающего определённое место в системе школьного курса. На уроках учащимися при помощи учителя устанавливаются взаимосвязи процессов по проблемам, имеющимся в обществе.Ввиду особой важности уроков систематизации и обобщения в формировании системы знаний и закрепления в памяти учащихся важнейших фактов, понятий, выявления причинно-следственных связей программой выделены часы на их проведение.
С целью проведения уроков обобщения использую многообразие типов уроков: это уроки коррекции, проблемного характера, лекции, урок-зачет, уроки обобщения (анализа) знаний и др. учащихся. Эту работу я осуществляю дифференцированно, с учётом возрастных особенностей детей.
Такая классификация является очень удобной для планирования, прогнозирования деятельности учителя, с целью выявления недочётов в работе, слабых познаний учащихся по той или иной теме.
В младшем звене я провожу устный и письменные опросы. Так в 5-7 классах с целью мотивации активности, состязательности, создания эмоционального фона провожу уроки в виде состязаний по группам. Часть учащихся работает у доски, заполняя таблицы (на 4 доски), другая работает по группам, а затем эксперты групп, указывают на имеющиеся недостатки в работе своих одноклассников, Рассмотрим на примере одного урока в 5-ом классе по теме «Древний Египет» Урок – коррекции знаний. Свой урок я начинаю с фронтального опроса учащихся.
Вопросы на первом этапе это касаются узловых тем. Например: Где, когда, как образовалось государство Древнего Египта? Назовите основные занятия древних египтян и почему разливы реки Нил были так важны в жизни египтян? Какие цели преследовало войско фараона в походах? Перечислите направления этих походов. Какими особенностями обладало древнеегипетское письмо? В чём проявлялось особенность веры египтян в бога Амон-РА?
Затем перехожу к закреплению основных понятий и дат. Прежде чем приступить к работе с датами раздаю учащимся карточки, в которых указаны даты.
Им предлагается заполнить даты на соответствие событий. На таких уроках использую разные задания.
Подобное планирование уроков обобщения имеет место и в курсе истории Нового времени и истории России 6,7, 8классов. Только в 8 –ых классах я предлагаю заполнение таблиц, строго по хронологии событий.Такой тип урока позволяет осуществить как фронтальный устный, так и письменный опросы. Сразу отмечу, что я сторонник устного опроса. На мой взгляд, история является устным предметом и здесь учащиеся учатся, грамотно излагать свои мысли. Кроме того со стороны учителя идёт корректирование ошибок, допущенных учащимся. При фронтальном опросе можно опросить не менее 60% -80% учащихся. При таком опросе выявляются как пробелы учащихся, так и качество пройденного материала. Что же касается письменных опросов, то здесь мы имеем картину знаний учащихся 100%.
В 8- 9ых классах в основном это уроки зачёты. Так урок-зачёт даёт возможность мне, как учителю определить насколько глубоко учащиеся усвоили материал, с целью принятия дальнейших мер по устранению пробелов в знаниях детей. На уроках практикуется как тематический, так и практический зачет. Провожу такую работу после изученной темы, как завершающий этап. Все вопросы по организации зачёта обговаривается с учащимися заранее. Такая форма работы позволяет учащимся самим самостоятельно добывать научные знания, чувствовать личную ответственность. Со стороны учителя
проверяются знания фактического материала, основных понятий, а также аргументация рассуждений учащихся.
В старших классах использую также проблемный урок. Так,при закрепление темы либеральные реформы императора Александра Второго, перед учащимися ставится вопрос. Можно ли считать данные преобразования завершенными? В процессе обсуждения класс делится на группы. Каждая группа выдвигает своего эксперта. Начинается работа в группах, а затем обоснование, доказательства по проблеме со стороны экспертов.Учащимся позволяется делать заметки и выступать по своим записям.Такие уроки направлены: Во-первых, на формирование и развитие личности школьника,во- вторых, развитие активной мыслительной деятельности с учётом его индивидуальных особенностей, в – третьих, развитие речи и умения чёткого и грамотного изложения материала, умения вести диалог, вступать в дискуссию. Такие уроки помогают создавать особую психологическую атмосферу на уроках, особый эмоциональный настрой, без которого не произойдёт общения между учителем и учеником. Этот тип урока, на мой взгляд, является хорошим подспорьем для учащихся в их подготовке к ГИА и ЕГЭ, так как в процессе таких уроков можно выявить пробелы в знаниях учащихся и поработать над их устранением. Они активизируют даже самых слабых учащихся, даёт им возможность проявить себя.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что такие уроки во- первых, позволяют установить причинно-следственные связи, во- вторых, развивать познавательную деятельность учащихся и углубить имеющиеся знания. В третьих развивать речь и мышление, в- четвёртых, и усвоить большой объём знаний и, в- пятых, воспитать чувство коллективизма и сопричастности ко всему происходящем и развивать навыки публичного выступления.
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «КАМЕНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬСТВА И АВТОСЕРВИСА»
ДИСЦИПЛИНА: ОУД.04 «ИСТОРИЯ»
ТЕМА: «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 г.».
Подготовила: Горгулева НН., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ РО «КТСиА»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: «Отечественная война 1812 г.».
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: беседа с элементом игры(экскурсия).
Личностные: воспитывать уважение к историческому наследию России; формировать умение применять исторический материал для осмысления современных событий; готовность к служению Отечеству, его защите.
Метапредметные: формировать навыки планирования ответа; развивать навыки критического мышления; умение формулировать и доказывать свою точку зрения; применять необходимую информацию, используя предоставленную информацию; учить анализировать и выделять общее.
Предметные: формировать навыки владения комплексом знаний об истории России и периоде Отечественной войны 1812г, представления об общем и особенном в мировом историческом процессе; умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения; знать смысл понятий и терминов по теме урока Уметь самостоятельно извлекать информацию.
Обучающая: формирование представлений о причинах, участниках, ходе и итогах Отечественной войны 1812 года, раскрыть характер, планы воюющих сторон, показать войну 1812 года как одну из славных страниц отечественной истории, раскрыть массовый героизм русских воинов и русского народа, их готовность к самопожертвованию;.
Развивающая: развивать у обучающихся логическое мышление, умения выделять главное, анализировать и обобщать изучаемый материал; умения устанавливать причинно-следственные связи, определять значение событий, давать оценку историческим событиям и личностям;
Воспитательная: воспитание у обучающихся любовь и уважение к своему народу, чувства гордости, патриотизма на примерах подвигов российского народа.
Методические цели урока: показать использование информационных технологий на различных этапах урока; продемонстрировать приёмы активизации мыслительной деятельности и развития творчества обучающихся; продемонстрировать формирование общих компетенций
Межпредметные связи: литература.
Формирование общих компетенций:
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной, а в нашем случае в учебной деятельности.
Применяемые педтехнологии: технология проблемного обучения,
игровая, опережающая, информационно-коммуникативная
Методы обучения: словесные: беседа, рассказ; наглядные: демонстрация слайдов; практические: заполнение таблицы, работа с документом, рефлексивный: самооценка и взаимооценка
Оборудование: технические средства обучения: мультимедийный проектор, демонстрационный экран;
дидактические средства обучения: презентация, сборник стихотворений М.Ю.Лермонтова, отрывки романа Д.Мережковского “Наполеон”, портреты,. Текст из пьесы «Пожар Москвы» Е. П. Карпова.
Предварительная подготовка: отдельные обучающиеся готовят сообщение о ходе военных действий, готовят сообщения о ходе войны, об участниках и героях войны, стихотворение «Бородино»
(2 минуты) Организационный момент
Проверка готовности обучающихся к уроку.
Знакомство с критериями оценки работы обучающихся на уроке.
(1 минута) Целевая ориентация формируется преподавателемв процессе эвристической беседы с обучающимися по установлению возможных вариантов целей урока.
Вступительное слово преподавателя:
Людям никогда не обрести.
С этим чувством человек рождается,
С ним живет и умирает с ним.
Все пройдет, а Родина
Если мы то чувство сохраним».
Историческое значение каждого русского великого человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство — силою его патриотизма.
Самое лучшее предназначение есть защищать своё отечество».
(Державин Г. Р.)
Какая общая мысль объединяет эти высказывания?
Что каждый из вас понимает под словом Отечество?
Как вы думаете, связаны ли эти высказывания с нашей сегодняшней темой?
П. Сообщение темы и ожидаемых результатов.
Сегодня на уроке мы рассмотрим тему «Отечественная война 1812 г.», которая является одной из самых героических страниц истории нашей Родины XIXвека.
А.С.Пушкин называл «грозой 12-го года»
Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остервенение народа, Барклай,
зима иль русский бог?
Формируются навыки целеполагания обучающимися
Назовите цели урока? Обучающиеся определяют цели урока с помощью преподавателя:
ОТВЕТЫ: в ходе урока :
назвать главных участников войны; характеризовать основные сражения и их результаты;
анализировать документы, сделать самостоятельные выводы о причинах победы в войне;
высказать свое отношение к результатам и значению главного сражения под Бородино;
высказать свою точку зрения при ответе на вопрос ,поставленный А.С.Пушкиным;
разделить чувство гордости за подвиги русского воина, народа.
(1 минута) Мотивация обучающихся к изучению темы проводится преподавателем в процессе беседы, которая позволяет используя «мозговой штурм». Отвечают на вопросы:
что изучает история ?
Для чего необходимы знания о прошлом нашей истории, о событиях 1812г.,о выдающихся полководцах?
Приходят к выводу, что это есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Каждое новое поколение желает слышать о них. И соприкоснувшись с ними, люди становятся сильнее духом, потому что узнают, от какого крепкого корня ведут свой род.
(10-12 минут) Актуализация опорных знаний (опрос пройденного материала в форме самостоятельной работы в парах ).
Соотнесите даты и события:
1.1801-1825 Д. Период правления Александра I
2.1805-1807г. Б. Россия в коалиции со странами Европы против Франции.3.1804-1813г. А. Война с Ираном. Почему?4.1806-1812г. Г. Война с Турцией.5.1808-1809г. В. Война со Швецией. Почему Россия воевала со Швецией?Взаимопроверка.Оценивание: «5» -5 правильных ответов
«4» – 4 правильных ответов; «3» -3 правильных ответа
(учитываются при выставлении оценок в конце урока)
(15-17 минут) Формирование новых понятий (происходит в процессе объяснения нового для обучающихся содержания с использованием сообщений, дидактических и технических средств обучения).
Тема нашего сегодняшнего урока «Отечественная война 1812года». Это один из подвигов русского народа, когда на защиту свей Родины, встал весь российский народ перед лицом не только Франции, но и всей Европы, поэтому войну 1812года называют народной, Отечественной.
Мы с вами совершим экскурсию в то далекое время , проследим ход войны 1812г. и ответим на вопросы по плану:
(Презентация, слайды 8)
На уроке вы будете заполнять таблицу, информация будет предоставлена преподавателем и обучающимися, которые подготовили сообщения.
Подведение итога изученного материала.
Адьютант – офицер, состоящий при военном начальнике для выполнения его поручений.
Бюджет – роспись количества доходов и расходов государства, организации или отдельного человека.
Инфантерия – пехота.
Консолидация – складывание, сплочение нации.
Ополчение – войско, создаваемое в помощь регулярной армии на добровольных началах.
Флеши – земляные укрепления.
Фураж – корм для лошадей
(7-9 минут) Формирование навыков умственного труда происходит в процессе взаимопроверки в парах ответов на вопросы, записанные в тетрадях.
(Презентация, слайды 21 )
с последующим обсуждением полученных результатов.
(Презентация, слайды 22)
Задание 2. Проблемный вопрос.
– Возвращаемся к проблеме урокаКто же нанёс такой урон французам? Так “кто же нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима, иль русский Бог?” (слова из эпиграфа урока).
Кто сыграл главную роль в победе над врагом? Назовите причины победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.
. (Презентация, слайд 23)
Термин Отечественная война появился в XX веке. Он очень точно раскрывает суть этой войны, когда все жители России поднимаются на борьбу с захватчиком.
Закончить урок мне хочется словами:
В час испытаний поклонись ОтчизнеПо-русски, в ноги и скажи ей:- Мать! Ты жизнь моя!Ты мне дороже жизни!С тобою – жить,С тобою – умирать!Будь верен ей.И как бы не был длиненИ тяжек день военной маяты, -Коль пахарь ты,Отдай ей все, как Минин,Будь ей Суворовым,Коль воин ты.Люби ее, клянись,Как наши деды,Горой стояли за жизнь ее и честьЧтобы сказать в желанный час ПОБЕДЫ:И моего здесь капля меда ЕСТЬ.
(5-8минут) Подведение итога урока проводится преподавателем путем рефлексии:
(Презентация, слайды 24):
- Что запомнилось, понравилось на уроке?
- Что произвело самое сильное впечатление?
- Хотелось бы вам еще что-то узнать по этой теме?
Нарисуйте смайлик своего настроения после урока.
(3минуты) Выставление оценок с комментариями проводится преподавателем с учетом выставленных оценок учащимися.
Оцените работу соседа на уроке в целом(с учетом взаимопроверки)
Выдача домашнего задания: на выбор (Презентация, слайды 25)
1.Подготовить сообщение или сочинение «Наш край в годы Отечественной войны 1812 г.»
2. Подготовить сообщение или презентацию об одном из героев Отечественной войны,
3. Подготовить сообщение : Заграничные походы русской армии.