Цель урока естествознания должна и Методика преподавания естествознания в начальной школе

28.12.2012

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 4 г. Туапсе

Коваленко Оксана Николаевна

Методика преподавания естествознания в начальной школе

Коваленко Оксана Николаевна

Методика преподавания естествознания в начальной школе. Задачи.Методы. Типы уроков.

Характеристика понятий

Все понятия делятся на 2 группы:

типы понятий по содержаниютипы понятий по объему

Содержание понятия – совокупность существенных признаков предметов, явлений.

Типы понятий по содержанию:

простыесложные
(один элемент знаний о природе)(несколько элементов знаний о природе)

Типы понятий по объему:

Понятия с точки зрения науки:

Методы введения понятий:
1. индуктивный метод от частного к общему;

дедуктивный метод от общего к частному.

Приемы работы с понятиями на уроке:

1. запись понятия на доске;
2. перевод слова, если оно иностранное;
3. выделение существенных признаков;
4. применение понятия на практике (знание трансформируется в умение).

Пример введения понятия «карта».

Метод введения – индукция.

Средства обучения: настенные карты, планы местности, атлас, карты-вкладыши учебника.

Методы: словесные и наглядные.

Вначале проводится беседа с используемым наглядным пособием плоскостных средств обучения:

Можно ли показать весь земной шар на карте в натуральную величину? (изображение уменьшенное)

Можно ли показать все предметы окружающего мира на карте? (обобщенное изображение)

Какой показатель используется для уменьшения объекта на карте?

Что используется для показа объектов на карте? (условные знаки, легенда)

Далее необходимо объяснить термин «плоскость» для показа объектов.

Далее после выявления существенных признаков данное понятие записывается на доске и в тетради, т. к. такого определения нет в учебнике. Желательно записывать существенные признаки понятий по ходу их введения.

Перевод слова с греч.: карта – «лист».

Применение понятия на практике. При изучении темы «карта» необходимо научить детей «читать» карту, т. е. развивать картографические умения у детей.

Приемы чтения карты:

* прочитать название;
* определить масштаб;
* изучить легенду;
* определение направлений на карте;
* определение расстояний с помощью масштаба;
* определение (нахождение) объектов на карте;
* решение других (творческих) задач.

После практической работы с картой подводят детей к понятию «чтение карты», существенные признаки которого дети должны выявлять самостоятельно: «читать карту» означает умение находить объекты, определять направление, расстояние, умение решать другие задачи.

Вывод: т. о. знания данного понятия трансформировались в специальные умения – картографические. (Другие примеры работы с картой см. в разделе частной методики).

Наглядные методы обучения естествознанию.

Типы наглядных методов:

наглядные методы иллюстрацийнаглядные методы демонстрации
плоскостных средств обученияобъемных средств обучения

Т. о. наглядные методы

Дидактические задачи использования наглядных методов.

Могут использоваться как иллюстрация для формирования представлений об окружающем мире.

Могут использоваться как методические приемы. Напр.: сравнение, обобщение на основе использования наглядных средств обучения.

Могут и должны использоваться как источник знаний.

Условия для применения наглядных методов.

Желательно, чтобы наглядные методы использовались как источник знаний, как основа для развития познавательных способностей детей. Для этого необходимо подбирать задания по решению проблемных ситуаций, следственных связей, добиваться, чтобы предмет или явление рассматривались целенаправленно, с выявлением главных признаков и т. д. Наглядные методы способствуют реализации принципа наглядности в обучении.

Практические методы обучения естествознанию.

Практические методы обучения естествознанию: понятие, значение, виды.

Практические работы и методика их проведения в курсе естествознания.

Виды практических методов.

Наблюдение за природой и деятельностью человека.

Практические методы играют большую роль в развитии личности ребенка, т. к. формируют специальные практические умения.

Дидактические задачи использования практических методов.

«1» Для формирования представлений об окружающем мире.

«2» Установление причинно-следственных связей между компонентами природы, природой и человеком  формирование научного мировоззрения.

«3» Развитие практического умения и познавательной деятельности детей.

В ходе наблюдений, опытов, практических работ у учащихся начинают формироваться следующие взгляды на мир:

окружающий мир реально существует и познается человеком;

предметы и явления природы взаимосвязаны, природа представляет собой единое целое;

окружающий мир не является чем-то статичным, он постоянно изменяется;

теоретические знания связаны с практикой. Значит, человек может управлять природой.

Т. о. использование практических методов имеет и мировоззренческую направленность.

Практические работы и методика их проведения.

Эффективность практических работ зависит от тщательной подготовки к ним учителя.

Эта работа включает в себя три этапа:

подбор необходимых материалов;

приемы их выполнения.

Виды практических работ.

Практические работы с натуральными предметами природы (с коллекциями горных пород, гербариями, растениями, животными, почвой, образцами семян, плодами и т. д.).

Практические работы с приборами, моделями (компас, гномон, глобус, теллурий).

Практические работы с плакатами и картами.

Графические практические работы (выполнение схем, чертежей, рисунков).

Практические работы с картинками и таблицами.

Практические работы с муляжами, макетами.

Практические работы с моделированием природных процессов.

Практические работы, связанные с органами и системами человека (мышцы, зубы, дыхание, работа сердца).

Требования*, предъявляемые к практическим заданиям.

* должны основываться на знаниях, имеющихся у детей;

*должны быть пассивными и в то же время достаточно трудными;

*должны быть ясно и четко сформулированными;

*должны учитывать время выполнения;

*должны предусматривать возможность записи результатов.

Приемы проведения практических работ.

Название темы практической работы.

Указание учителя о ходе их выполнения.

Форма организации учащихся.

Оформление результатов работы.

Опыты и методика их проведения в курсе естествознания.

Опыт – это способ изучения объектов или предметов в специально созданных исключительных условиях с целью выявления тех или иных свойств предметов или явлений.

Виды опытов по природоведению:

опыты по изучению состояния и свойств воды, п/и, минералов, почв;

опыты по выяснению условий, необходимых для прорастания семян;

опыты по выяснению значения тепла, воды, минеральных солей на рост и созревание растений.

Типы опытов по продолжительности:

Основные задачи опытов:

развитие практических умений работать с различными средствами обучения, для установления причинно-следственных связей между компонентами и явлениями природы, т. е. служат основой для формирования научного мировоззрения.

Приемы выполнения опытов.

Объявление темы опыта.

Инструктаж по технике безопасности.

Форма отчетности школьников.

Наблюдения за природой и трудовой деятельностью человека
и методика их использования в естествознании.

Роль наблюдений в становлении целостного взгляда школьников
на окружающий мир.

Наблюдение – это ведущий метод обучения в естествознании.

Наблюдение ведется по шести основным направлениям:

ежедневное наблюдение за погодой;

сезонные изменения в растительном и животном мире;

состояние водоемов и почв;

сезонный труд людей;

охрана и укрепление здоровья.

В организации наблюдения большую роль играет дневник наблюдений, основу которого составляют задания для наблюдения в природе, сгруппированные по сезонам, согласно следующей логике: сначала дается задание для наблюдений за неживой природой, затем – за растениями, животными, трудом людей.

Дидактические задачи использования наблюдения в учебном процессе:

формирование представлений о сезонных изменениях в природе;

развитие практических умений вести дневник наблюдений, а также развитие интеллектуальных умений сравнивать, обобщать, делать выводы;

вырабатывание основы для формирования научного мировоззрения младших школьников.

Приемы фиксации результатов наблюдений:

б) раскрашивание черно-белых рисунков;

в) обведение контуров изображенных на рисунках объектов

г) заполнение таблиц;

д) краткие записи, фиксация условными знаками.

Особенности методики обобщения результатов наблюдения.

Обобщение результатов наблюдения проводится на первом уроке наступившего месяца.

К этому уроку учащимся даются задания, в которых необходимо подсчитать количество ясных дней, пасмурных дней, дней с переменной облачностью, дней с направлением ветра, дней с количеством осадков, дней с воздуха ниже и выше 0. А также они должны выявить состояние водоемов, почв, особенности развития растительного и животного мира.

На уроке проводится беседа о результатах наблюдения и выявляются причины сезонных изменений в природе.

В конце обобщения результатов наблюдений необходимо установить связь между климатом, водой, почвой, растительным и животным миром, трудом людей в форме логически опорной схемы, тем самым формируя у учащихся целостного взгляда на окружающий мир.

Возможно выполнение практических работ «Описание погоды», «Состояние почв, водоемов, органического мира, труда людей за месяц».

Итоговым обобщением наблюдения в природе по сезонам являются составные характеристики соответствующего времени года. Возможно также проведение уроков обобщения наблюдения за природой и трудовой деятельностью людей.

Итог обобщения наблюдения желательно изобразить в виде схемы с установлением причинно-следственных связей между компонентами природы и трудовой деятельностью школьника.

Вывод по использованным наблюдениям учащихся начальной школы за природой и трудовой деятельностью.

Работа с дневниками наблюдений способствует:

а) становлению эмпирических знаний;

б) развитию практических умений вести наблюдение и обрабатывать результаты наблюдения;

в) развитию самостоятельности и наблюдательности;

г) формирование основ естественнонаучного мировоззрения.

Характеристика методов по характеру познавательной
деятельности учащихся и их использование в естествознании.

Это метод, при котором изучение идет с использованием различных средств наглядности без создания проблемной ситуации при активной деятельности учителя, направленной на получение информации.

Это метод, когда усвоение знаний идет по аналогии, т. е. происходит усвоение готовых знаний без какой-либо их творческой переработки.

Это метод, когда активизация познавательной деятельности идет путем постановки заданий, вопросов на анализ, сравнение, сопоставление, обобщение, воспроизведение опорных знаний детей.

Это метод, когда на уроке ставятся проблемы и дети сами пытаются их решить.

Это метод, когда учащиеся сами ставят проблемы и пытаются их решить.

Творческие методы обучения.

(методы, работающие на развитие личности)

Методические приемы и их классификация.

Метод – это элемент или этап метода, который используется для усиления дидактических возможностей метода.

Организационные – организация работы учащихся на уроке, подбор средств, продумывание моделей урока, опыта, практического опыта.

Технические – это последовательность использования на уроках оборудования, приемы заполнения таблиц, практических работ, опытов.

Логические – это приемы, направленные на развитие логического мышления на основе проблем, ситуаций, а также вопросов на сравнение, обобщение.

Приемы работы с учебником (текстом, иллюстрациями, аппаратом усвоения учебника).

Общий вывод по методам изучения.

Отбор методов и средств зависит от:

принципов, целей, задач, содержания темы;

возрастных особенностей детей;

уровня подготовки учащихся;

классификации учителя, соответствующих конкретных условий и определенного этапа развития общества.

Формы организации образовательного процесса
по естествознанию в начальной школе.

Функции современного урока естествознания.

. Образовательная или обучающая.

Основу данной функции составляют знания.

Виды научных знаний.

Работа над понятиями и терминами на уроке.

Работа по установлению причинно-следственных связей, закономерностей, гипотез, законов.

Основу данной функции составляют умения и способы познания детей.

Интеллектуальные (умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, выделять главную мысль, классифицировать и т. д.).

Эмоционально-волевые (умения трудиться индивидуально и в коллективе, умение сопереживать).

Основу данной функции составляют следующие аспекты:

формирование естественнонаучного мировоззрения;

становление основ экологической культуры;

трудовая, нравственная, политехническая культура;

Урок не считается современным, если в нем не было самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Формирование у учащихся устойчивой потребности в знаниях.

Особенности целеполагания в естествознании.

Учитывая тот факт, что образовательный процесс – это целостный единый процесс и в нем нельзя разорвать образование, воспитание и развитие. Поэтому при моделировании задач урока слова образовательная, воспитательная и развивающая не пишутся. Задача считается триединой, но в ней выделяются три аспекта:

основу данного аспекта составляют знания и приемы учебной работы;

основу данного аспекта составляют умения интеллектуальные, эмоционально-волевые, творческие;

основу данного аспекта составляет воспитание (см. экокультуру).

Образец моделирования урока по теме «Степь».

сформировать представление и дать комплексную характеристику зоне степей, сравнить ее с зоной широких лесов, раскрыв проблемы экологии;

продолжить формирование интеллектуальных умений (сравнивать, выделять главную мысль, обобщать, делать выводы, работать с текстом, таблицами, гербарием, картой, почвой);

продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения на основе взаимосвязей компонентов природы в природной зоне, основ экокультуры на базе природоохранного, этического аспектов эковоспитания, воспитание любви к своему краю.

Типы уроков по естествознанию и требования,
предъявляемые к ним.

Урок изучения нового материала.

– приветствие;

объявление структуры занятия;

Изучение нового материала.

Закрепление нового материала.

Выдача домашнего задания с аннотацией.

Подведение итогов урока. Выставление оценок с комментариями.

. Комбинированные уроки.

Комбинированный урок с поэтапным закреплением нового материала.

1. Организационно-мотивационный момент.

2. Вопросы повторения.

3. Изучение нового материала.

4. Выдача домашнего задания с комментариями.

5. Подведение итогов.

Актуализация опорных знаний детей.

Изучение нового материала.

Закрепление нового материала.

Применение знаний в новой, нестандартной ситуации (т. е. творческие задания).

Выдача домашнего задания с комментариями.

. Урок обобщений знаний, умений по естествознанию.

Требования к уроку:

Проверить сформированность ведущих знаний раздела, а именно фактологических (представлений), понятий, закономерностей, причинно-следственных связей.

Проверить сформированность интеллектуальных и специально-практических умений по данному разделу.

Проверить сформированность научно-естественного мировоззрения основ экокультуры и других аспектов по воспитанию.

. Урок подведения итогов наблюдений.

. Урок коррекции знаний, умений.

. Вводный урок.

Типы уроков по форме организации
образовательного процесса.

Подходы к анализу уроков естествознания

Подход к анализу. Блоковый анализ уроков естествознания.

Организационные аспекты урока:

а) целесообразность выбора типа урока (по дидактическим целям, формам организации), методов, средств обучения;

б) соблюдение правил охраны труда на уроке;

в) организация внимания учащихся на уроке;

г) организация познавательной активности учащихся.

Содержательные аспекты урока:

а) научность и доступность изучаемого материала;

б) актуальность, связь с жизнью, экологическая направленность;

в) логичность;

г) степень межпредметной интеграции;

д) личностно-смысловая направленность урока.

Технологические аспекты урока:

а) рациональность использования времени;

б) оптимальность темпа занятий;

в) использование творческих методов обучения;

г) целесообразность использования средств обучения;

д) оптимальность использования методов и форм контроля знаний, умений и навыков.

Развивающие аспекты уроков:

а) становление интеллектуальных, практических умений учащихся;

б) овладение способами познания;

в) использование ситуаций творчества и сотрудничества.

Воспитательные аспекты урока:

а) формирование естественнонаучного мировоззрения;

б) становление основ экологической культуры;

в) формирование патриотических, эстетических чувств.

Позиция учителя на уроке:

а) профессиональное знание, эрудиция;

б) педагогическая культура;

в) гумманно-демократическое отношение к учащимся;

г) коммуникативность.

Позиция учащихся на уроке:

а) активность;

б) заинтересованность;

в) эмоционально-психологическая удовлетворенность от работы на уроке.

а) достижение целей и задач урока;

б) овладение учащимися знаниями, способами познания, развитие умений;

в) выявление резервов совершенствования урока и путей их реализации.

. Подход к анализу уроков естествознания.

Психолого-педагогическая характеристика класса.

Задачи урока, их обоснование.

Тип урока по дидактическим целям и формам обучения, их обоснование.

Реализация ведущих принципов обучения (научности, регионально-краеведческого, связи с жизнью, экологического, наглядности, доступности, гумманизации).

Формы, методы, приемы обучения, используемые на уроке, их обоснование.

Воспитательный потенциал урока, средства его реализации.

Логическая завершенность урока, выставление оценок, домашнее задание.

Выводы и предложения по уроку.

Ведущие принципы преподавания естествознания
в современный период

Научность – преобладание на уроке теоретических знаний над фактологическими и эмпирическими знаниями. Урок считается научным, если в нем велась работа с понятиями, терминами, работа по установлению причинно-следственных связей, закономерностей (законов, гипотез).

Регионально – краеведческий принцип.

Принцип связи с жизнью.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/6928-metodika-prepodavanija-estestvoznanija-v-nach

Также вас может заинтересовать

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

МПЕ – науки о системе процесса обучения, воспитания и развития младшего школьника, обусловленная особенностями содержания естествознания.

Предмет изучения МПЕ – образовательный процесс в начальной школе по естествознанию.

МПЕ отвечает на следующие вопросы (задачи):

Зачем учить? – дать минимум знаний в области природы, экологии, экономики, человека.

Чему учить? – отбор содержания.

Как учить? – использование новейших технологий обучения, а также современных форм, методов, приемов, средств обучения. Знать, как познать окружающий мир.

Связь МПЕ с другими науками:

Философские постулаты в МПЕ:

Целостность окружающего мира.

Изменяемость и динамичность мира.

Ничто не возникает из ничего и не уходит бесследно (круговорот веществ и воды в природе).

Показываем, что мир познаваем (с помощью наблюдений, опытов, экспериментов, практических работ, т. е. эмпирических методов познания).

Методы исследования МПЕ как науки:

беседы с учащимися;

беседы родителей с учителями;

практическое оформление результатов эксперимента.

Ведущие современные направления в преподавании
естествознания в начальной школе и методика их реализации
в образовательном процессе.

Главным направлением в образовательной области «Природа» является формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней. Иначе говоря, речь идет о формировании естественнонаучного мировоззрения младших школьников. Это достигается путем установления причинно-следственных связей между компонентами природы, между природой и человеком, а также между органами и системами человека, т. е. речь идет о формировании взглядов на природу как целостную единую неразрывную картину окружающего мира.

Примеры по формированию научного мировоззрения младших школьников.

См. в разделах «Частные методики».

См. часть лекций по МПЕ.

Установление причинно-следственных связей на уроках естествознания означает следующее:

реализацию принципа научности в образовании;

формирование естественнонаучного мировоззрения младшего школьника;

установление способствует развитию личности ребенка, т. к. для этого используются проблемно-познавательные задания, которые развивают интеллектуальные умения: сравнивать, обобщать, выделять главную мысль, анализировать, делать выводы, классифицировать и т. д.; а также развивают практические умения у детей.

Вывод: т. о. установление причинно-следственных связей – это часть современного урока естествознания в начальной школе.

2-е направление в современном преподавании естествознания в начальной школе – формирование основ экологической культуры младших школьников.

Экологическое воспитание рассматривается как разностороннее взаимодействие субъектов деятельности с окружающей средой. В результате такого взаимодействия осуществляется процесс социализации личности ребенка, т. е. приспособление его к условиям социальной жизни и экологизации, формирование человека как понятия экологической культуры.

Экологическую культуру определяют как качественное новообразие личности: экологически развитого сознания, эмоционально-чувствительной и деятельностной сфер личности.

Младший школьный возраст – это сомоценный этап развития экологической культуры, когда происходит качественный скачок в мироощущение ребенка от «Я – природа» до «Я и природа», идет формирование ценности отношения к окружающему миру, собственного жизненного опыта.

Выделяют следующие нравственно-экологические позиции личности:

усвоение норм и правил экологического взаимодействия с окружающим миром как привычки;

наличие потребности в экологических знаниях, применение их на практике;

потребность в общении с растительным и животным миром, сопереживание им;

умение видеть, понимать прекрасное в природе;

проявлять инициативу в решении экологических проблем.

В настоящее время главной воспитательной задачей в образовательных учреждениях является воспитание человека культуры, составной частью которой является экологическая культура. Формирование основ экокультуры является одним из ведущих направлений в современном преподавании естествознания, т. к. проблемы экологии носят глобальный характер.

Главная задача экологического воспитания – становление экологического мировоззрения младших школьников. Формирование основ экокультуры идет через реализацию следующих аспектов в содержании естествознания в начальной школе:

Особенности методики становления основ экокультуры
младших школьников.

Формирование экологического мышления идет через использование следующих форм и методов обучения:

использование ролевых (правовых) игр, игровых моментов, рассказов, бесед на экологическую тему, кроссвордов;

чтение дополнительной литературы;

моделирование экологических процессов и ситуаций;

решение познавательных задач, связанных с экологией;

подготовка экологических сообщений, связанных с экопроблемой;

практическая деятельность детей в решении проблем, связанных с охраной природы.

Формы и типы уроков по методическим целям (дидактическим):

-игровые формы поведения уроков (КВНы на экологическую тематику, уроки-суды, уроки-викторины, конференции «Лес и человек»);

-интегрированные уроки на экологическую тематику;

-уроки изучения нового материала, основанные на экологических проблемах;

-уроки обобщения ЗУ учащихся на экологическую тематику;

-утренники, посвященные экологической тематике.

Большие возможности в формировании основ экокультуры имеет использование краеведческого материала на уроках естествознания и во внеклассной работе, имеющего экологическую направленность. Особенно при изучении полезных ископаемых, вод, почв, растительного и животного мира своего региона, где основы экокультуры могут формироваться на базе природоохранного, социально-экономического, этнического и гуманистического аспектов экологического воспитания, т. е. на уроках естествознания необходимо рассматривать вопросы охраны природы, значимости компонентов природы для человека, подчеркнуть тесную связь человека с окружающей средой, позитивными и негативными результатами деятельности человека, а также необходимо знакомить учащихся с Красной книгой России и Краснодарского края, проблемами и необходимостью охраны птиц и зверей своего региона. Можно также дать детям задание природоохранного значения своей местности (охрана гнездовья птиц), подкормка животных, защита водоемов от загрязнения, уборка за животными, создание экологической тропы и т. п.

Вывод: т. о. для формирования основ экокультуры необходима систематическая работа учителя, как на уроках, так и во внеклассной работе.

Методы работы с естественнонаучными понятиями
в начальной школе.

Понятие – это форма научных знаний, объективно отражающих существенные признаки объектов, явлений окружающего мира.

Природа, живая природа, неживая природа, тела, вещества, сезонные изменения в природе, горизонт, линия горизонта, ориентирование, масштаб, план местности, карта, чтение плана местности и карты, рельеф равнины, горы, овраги, полезные ископаемые, река, родник, озеро, море, океан, почва, природное сообщество, природная зона, смена дня и ночи, смена времен года; скелет, органы человека, система человека, экология, экономика, транспорт, промышленность, сельское хозяйство, промышленное сельскохозяйственное предприятие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *