Цели руководящей деятельности классного руководителя и письмо Минобразования РФ от 12 мая 2020 г. N ВБ-1011

Яна Игоревна Архипенко

Эксперт по предмету «Педагогика»

Задать вопрос автору статьи

Юлия Алеквандровна Герцен

«Педагогический работник, осуществляющий классное руководство в общеобразовательной организации» — такой формулировкой награждается в документах человек, которого дети называют просто: «Наша классная!». Разберемся, зачем нужен такой учитель, какие у него права и обязанности, за что он несет ответственность

Функции и основные
направления деятельности классного
руководителя.

Основные
направления деятельности классного
руководителя (воспитателя)

Сущность понятия
«классный руководитель», «воспитатель»

Функции и основные направления
деятельности классного руководителя
(воспитателя)

Содержание и формы работы классного
руководителя

Классный руководитель (воспитатель)
и педагогический коллектив

Классный
руководитель
в образовательной школе – это педагог,
занимающийся организацией, координацией
и проведением внеурочной воспитательной
работы.

– классный
воспитатель (освобожденный классный
руководитель);

Позиция классного
руководителя (воспитателя) вариативна:

– в учебной работе
учитель – организатор и руководитель
деятельности школьников;

Факторы,способствующие и мешающие успешной деятельности классного руководителя.

«Классный руководитель- это не работа, а образ жизни»,- считаю я.

Мой девиз такой: «Дети в классе – твое отражение, поэтому старайся постоянно работать

Главное – сохранить молодость души на долгие годы, тогда легче будет понять этих юных,

прекрасных, искренних детей.

Итак, успешность классного руководителя, на мой взгляд, складывается из многого:

из психологического климата в школе,

из самочувствия учителя в плане здоровья, из обстановки в семье,

из взаимопонимания с детьми и еще многого чего.

Что же способствует успешности классного руководителя?

Во-первых, во взаимоотношениях с детьми, я считаю, должно быть меньше формализма,

а больше человеческого общения.

Во-вторых, стиль общения с детьми выбираю благожелательный и простосердечный.

Полагаю, что успешность учителя зависит от успешности учеников. А успешен ребенок,

когда ему хорошо, когда его поддерживают и учитель,

Ребенок самоценен, и я не формирую его как личность, а создаю условия для его развития.

Я не веду его, а иду рядом, а может быть чуточку впереди,

я принимаю его таким, каков он есть со всеми его недостатками.

Другой составляющей успешной деятельности классного руководителя считаю хорошую

осведомленность о семье, в которой растет ребенок и

тесную связь с родителями.

Здесь важно знать все: про здоровье ребенка, в каких условиях он живет, а также каковы его

отношения с родителями.

Есть еще один фактор, способствующий успешной деятельности классного руководителя –

это тесная связь с учителями, работающими в классе.

Ведь ему важно иметь информацию об отношении детей к учебе, к тому или иному предмету и,

если потребуется, совместно с учителями

разрабатывать меры воздействия на класс или отдельных учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

https://youtube.com/watch?v=K0px2wo-Y7c%3Frel%3D0

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа

«”Успешный классный руководитель” ( из опыта работы классного руководителя)»

Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачи деятельности классного руководителя:

• формирование и развитие коллектива класса;

• создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

• формирование здорового образа жизни;

• организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

• защита прав и интересов обучающихся;

• организация системной работы с обучающимися в классе;

• гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;

• формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

• организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

Функции классного руководителя

Деятельность классного руководителя — целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

Функции классного руководителя:

• обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;

• установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);

• проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;

• взаимодействие с педагогическими работниками, э. также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

• организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

• организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

• стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

• взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом;

• ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

• регулирование межличностных отношений между обучающимися;

• установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;

• содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;

• оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

• изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

• определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

• контроль за успеваемостью каждого обучающегося;

• контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

Формы работы классного руководителя

В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:

• индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

• групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);

• коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:

• определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;

• учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;

• обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой, творческой деятельности обучающихся класса.

Критерии оценки осуществления функций классного руководителя

Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать на основании двух групп критериев: результативности и деятельности.

Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).

Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).

Функции классного часа

Как подготовить и провести дискуссию

Вопрос о культурном использовании Интернета современными школьниками

В помощь классному руководителю

Функции классного руководителя в современной школе

Цель и задачи деятельности классного руководителя

Цель деятельности классного руководителя —- создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Мудрые мысли великих людей для школьников

Мудрые мысли для подготовки классных часов для старшеклассников

– Никогда не спорьте с дураком — люди могут не заметить между вами разницы.

Первый закон спора

– Берись за все, что ты знаешь и умеешь или мечтаешь знать и уметь. В смелости заключается гениальность, власть и волшебная сила.

– Великие дела нужно совершать, а не обдумывать бесконечно.

Молодежное движение Хиппи

Материал для классного руководителя «молодёжное движение 60-х «HIPPIES»

В 60-х десятки тысяч молодых людей в Старом и Новом свете одновременно порвали с укладом жизни своих родителей, попытались вырваться из клетки повседневного бытия.

Была предпринята попытка опрокинуть сложившиеся ценности, возвестить о наступлении новой эры – Эры Любви. Молодежь хотела иных взаимоотношений между людьми, отношений, где не было расчёта; она жаждала мира, где человека принимали бы целиком, со всеми его достоинствами и недостатками, где его любили бы за то, что он есть.

Диагностика ранней стадии наркозависимости. Выявление и профилактика

Материал для классного руководителя «Проблема диагностики ранней стадии наркозависимости. Выявление и профилактика»

Необходимо проявить высокую бдительность, если у подростка обнаружены какие-либо таблетки, ампулы (другие лечебные препараты); любые приспособления для инъекции – шприцы, иглы, жгуты; какие-либо химические вещества, реактивы, препараты, жидкости, особенно из класса органических растворителей, различные средства бытовой и технической химии, а также «приспособления» для их вдыхания (трубки, «маски» и т. д.); целые растения или их части (стебли, «соломка», листья, головки цветов),

Толерантные и интолерантные люди

Материал для классного руководителя «Отличия толерантной личности от интолерантной» (подготовлено на основе работ Г. Оллпорта)

Деление людей на толерантных и интолерантных достаточно условно. Крайние позиции встречаются довольно редко. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Тем не менее склонность вести себя толерантно или интолерантно может стать устойчивой личностной чертой, что и позволяет проводить различия между толерантной и интолерантной личностями и характеризовать их.

Роль праздников в воспитании детей

Значение праздника в воспитательном процессе

Отечественные праздники прошлого и настоящего не могут выйти из породившего их времени, быть выше и чище общества, в котором они проводятся. В условиях идеологического диктата и цензуры создавались и проводились праздники, которые помогали отвлечься от насущных проблем и суеты и потому являлись как бы своеобразным допингом, охраняющим психическое здоровье народа.

Информационные классные часы в школе

XXI в. – век информации, стремительным потоком обрушивающейся на каждого из нас, хотим мы этого или нет. В XXI в. поток этот движется с еще большей скоростью и отнимает у нас все больше времени. Сориентироваться в этом поистине безбрежном море непросто. Непросто нам, взрослым людям. Еще сложнее детям.

Как подготовить и провести классный час

Советы для классного руководителя по подготовке и проведению классного часа

Классные часы являются основным компонентом системы работы классного руководителя. Они проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий.

Классный час, конечно же, не урок. Но обыкновенно ему определяют место в учебном расписании, чтобы сделать обязательной еженедельную встречу классного руководителя со своим классом.

Особенности работы с подростками

Особенности работы с подростковым коллективом

Работая с классом, педагог сталкивается с необходимостью решать так называемые организационные вопросы. Часто на это приходится отводить время на своем уроке. И чем меньше класс организован, тем труднее классному руководителю: приходится на себе тащить воз «дежурных» вопросов, распределения обязанностей, выяснения конфликтных ситуаций. А легче? Легче и классному руководителю, и школьникам, если класс растет как коллектив, если развивается система взаимодействий и создана благоприятная атмосфера. И классный час может этому помочь.

Подготовка и проведение классного часа

Остановимся подробнее на личностно ориентированных классных часах. Подготовку и проведение классного часа личностно ориентированной направленности можно представить в виде технологической цепочки последовательно выполняемых действий.

1. Составление педагогом совместно сучащимися и их родителями тематики классных часов на учебный год.

В определении тем классных часов принимают участие школьники и их родители. Важно выяснить их мнение о том, какие проблемы следует обсудить в классе. В методическом арсенале классных руководителей существует немало приемов и методов, помогающих обеспечить участие школьников и их родителей в составлении тематики классных часов:

Положение о классном часе

1. Классный час в школе является одной из основных форм организации воспитательной деятельности классного руководителя с классным коллективом.

2. Классный час основывается на принципах, изложенных в концепции воспитательной системы школы.

Структура и компоненты классного часа

Классный час как форма воспитательной работы с учащимися

Что такое классный час?

Что в педагогике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час?

Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентированной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру (Н. Е. Щуркова, Н. С. Финданцевич)

Осуществляет работу по развитию сплоченного классного сообщества (коллектива)

• Помогает в
организации классной деятельности
ребят: досуговых дел, тематических
вечеров, трудовых акций и т. д. с целью
изменения (гу­манизации) межличностных
отношений.

• Участвует с
классным коллективом в общешкольных
мероприятиях, в совместных переживаниях
воспитывая ответственность, приучая к
сотрудничеству и взаимопомощи.

• Развивает и
совершенствует классное самоуправление,
приучая к са­моорганизации, развивая
умение отстаивать свою точку зрения,
при­нимать решения, где необходимо –
идти на компромисс.

• Готовит
воспитанников к рыночным отношениям,
вовлекает класс (или группу) в
производственную деятельность, в
хозрасчетные от­ношения, развивая
навыки предприимчивости, хозяйственной
сметки и предпринимательства.

• Способствует
формированию навыков самозащиты, изучает
на класс­ных часах вопросы прав
человека, потребителя товаров, поощряет
го­товность детей отстаивать
справедливость, защищать себя и свой
коллектив от грубости, произвола и
насилия в любой форме и от кого бы то ни
было.

Осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности

• Помогает отдельным
учащимся в преодолении учебных проблем
на уроке или при выполнении домашних
заданий, консультирует роди­телей.

• Поощряет и по
возможности организует взаимопомощь
в учебе, по­могает отдельным учащимся
преодолеть непонимание и конфликты с
педагогами.

• Организует и
участвует в педконсилиумах (малых
педсоветах) по учебным и психологическим
проблемам учащихся, при необходимо­сти
посещает уроки учителя-предметника.

• Способствует
развитию познавательных интересов при
помощи классных часов, экскурсий,
предметных олимпиад, кружков,
интел­лектуальных клубов и т. д.

• Содействует
профессиональному самоопределению
выпускника, под­водит его к осознанному
выбору профессии, дальнейшего образова­ния
и т. д.

• Содействует
получению дополнительного образования
(развития) воспитанников через систему
кружков, клубов, спортивных секций,
творческих или трудовых объединений,
существующих в школе или по месту
жительства, памятуя о том, что для детей
с проблемами в

учебе эти виды
занятости могут быть почти единственным
условием само реабилитации и предупреждения
девиантного поведения.

• Ответственность
за успеваемость в классе несет
учитель-предметник, а не классный
руко­водитель.

4.
В сельской школе организует
сельскохозяйственные работы, свя­занные
с выполнением учебного плана (вопросы
оплаты труда в случае превышения учебной
нагрузки педагога решаются администрацией
шко­лы индивидуально в форме трудового
договора).

5.
Проводит родительские собрания
(семинары). Дает консульта­ции.
Привлекает родителей к помощи школе.

6.
Организует питание учащихся, дежурство,
при необходимости коллективную уборку
класса (школы), мобилизует усилия детей
(и роди­телей) для ремонта школы, ведет
установленную документацию, осуще­ствляет
учет посещаемости занятий и информирует
о ней родителей.

7.
Предпринимает необходимые меры для
предупреждения опасно­сти для жизни
и здоровья воспитанников во время их
пребывания в шко­ле. Немедленно
сообщает администрации и родителям о
всех ЧП, имею­щих потенциальную и
реальную опасность для воспитанников.

8.
Участвует в работе педсоветов, семинаров,
административных и методических
совещаний.

9.
Осуществляет повышение своего
профессионального уровня, своевременно
участвует в аттестации.

1.
Содействует
созданию благоприятных психолого-педагоги­ческих
условий для индивидуального развития
личности ребенка.

• Изучает особенности
развития, состояние здоровья, эмоциональное
самочувствие, жизненные проблемы,
отражая все данные в психоло­го-педагогическом
дневнике, руководствуясь правилом:
чтобы воспи­тывать ребенка, надо его
знать.

• Изучает
склонности, интересы, сферу дарований
воспитанника, зна­комит с ними его
самого, вместе подбирая виды деятельности,
через которые можно эти дарования
развить (кружки, факультативы, объ­единения
по интересам).

• Корректирует
межличностные связи в классе, по мере
сил гуманизируя отношения (в особенности
к классным изгоям и отверженным).

• В индивидуальных
беседах, в ходе психологических тренингов
при­влекает детей (в особенности с
«трудным» поведением) к самоанали­зу,
помогает им понять себя, привлекает к
самовоспитанию, к само­управлению.

• Старшеклассникам
помогает найти цели жизни, подводит к
осознан­ному выбору профессии,
ненавязчиво рисует привлекательный
образ семейной жизни, образы любимых и
т. д.

Направления работы педагога

Задачами и функциями классного руководителя определяются направления, содержание, формы и методы его деятельности. Практика показывает, что самыми важными направлениями работы педагога, выполняющего роль классного руководителя являются:

  • изучение личности воспитанников;
  • создание и воспитание коллектива учащихся;
  • развитие заложенных талантов, умственных и физических способностей воспитанников, формирование познавательной культуры и организация досуга;
  • создание благоприятных условий для физического развития, сохранения и укрепление здоровья учащихся;
  • подготовка учащихся к трудовой деятельности;
  • работа с учителями, взаимодействующими с воспитанниками;
  • взаимосвязь и работа с родителями школьников;
  • сотрудничество с внешкольными учебно-воспитательными учреждениями и общественными организациями;
  • планирование воспитательной работы с детьми и ведение необходимой документации.

Сделаем домашкус вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

Бесплатное пробное занятие

*количество мест ограничено

Цели руководящей деятельности классного руководителя и письмо Минобразования РФ от 12 мая 2020 г. N ВБ-1011

Изучение личности воспитанника проводится классным руководителем посредством широкого спектра школьных методик. Основываясь на результатах анализа, педагог организует индивидуальный путь развития ребенка. На основе личных особенностей ребенка он привлекает его к активной деятельности классного коллектива. В такой работе необходимо сочетать дифференцированный подход к ребенку и работу с разнообразными группами, например, мальчиков и девочек, активных детей и пассивных, талантливых и отстающих в развитии. Методами изучения учащихся являются:

  • систематическое наблюдение за деятельностью и поведением воспитанников, как в процессе обучения, так и во внеурочное время, проведение индивидуальных и групповых диагностических бесед;
  • определение результатов деятельности учащихся;
  • естественный эксперимент;
  • составления рейтинга;
  • метод компетентных оценок.

«Направления и формы деятельности классного руководителя» 👇

Коллектив учеников, в частности класс – это основная среда жизнедеятельности школьника. Создание и воспитание классного коллектива предусматривает привлечение учеников к различным в видам полезной деятельности, развитие межличностных отношений, формирование традиций в коллективе, налаживание связей с другими школьными коллективами. Очень важно создать в классе атмосферу дружественности и оптимизма, благоприятного психологического микроклимата.

Начиная свою работу, классному руководителю требуется ознакомиться с личными делами воспитанников, провести беседы с родителями, учителями-предметниками, проанализировать успеваемость и составить первоначальное представление об уровне успеваемости, поведения, определить положительные аспекты и недостатки класса. На следующем этапе необходимо определить эффективный подход к организации воспитательной роботы.

Система работы классного руководителя современной общеобразовательной школы

«Особенности профессиональной деятельности классного руководителя в современной общеобразовательной школе» 👇

Система работы классного руководителя – это совокупность взаимосвязанных воспитательных мероприятий, направленных на достижение определенной цели воспитания.

Система работы классного руководителя предусматривает продуманный набор материала, который доступен для освоения учащимися, а также умелое использование им наиболее эффективных методов и средств воздействия на учащихся.

Система включает в себя следующие компоненты:

  • Изучение учащихся – изучению подвергается каждый ученик в отдельности и весь коллектив вместе. Данная работа проводится с целью подбора наиболее эффективных методов и средств работы. Изучение осуществляется на протяжении всего классного руководства.
  • Организация и воспитание классного ученического коллектива – является одним из ведущих разделов профессиональной деятельности классного руководителя. Заключается она в формировании дружного и сплоченного коллектива, в развитии у детей необходимых личностных качеств.
  • Укрепление дисциплины и повышение качества знаний учащихся – данные показатели являются основными при оценке качества осуществляемой классным руководителем учебно-воспитательной работы.
  • Организация и проведение воспитательной работы – осуществляется с использованием разнообразных методов, средств и приемов, в рамках образовательного процесса или во внеурочное время.
  • Координация воспитательной деятельность учителей – классный руководитель координирует и направляет воспитательную работы педагогов-предметников, которые преподают в «его классе». Суть данной работы заключается в обеспечении тесного сотрудничества между педагогами-предметниками и учащимися своего класса.
  • Работа с родителями учащихся – предусматривает установление контакта с родителями учеников, постоянное взаимодействие с ними по вопросам воспитания, дисциплины и успеваемости детей. Кроме того, классный руководитель осуществляет информирование родителей по учебной работе, поведению детей на уроках и в школе. Совместно с родителями намечаются пути дальнейшей учебно-воспитательной работы.

Совокупность всех разделов работы классного руководителя современной общеобразовательной школы составляет сложную систему, являющуюся основой его профессиональной деятельности.

Педагогические требования к классному руководителю

Классный руководитель, в отличие от других педагогов, выполняет дополнительные функции, которые очень важны для воспитания учащихся и формирования у них социально значимых личностных качеств. Именно поэтому классный руководитель должен обладать не только профессиональными знаниями и умениями, но и иметь ряд личностных качеств.

Педагогические требования, предъявляемые к личности классного руководителя современной общеобразовательной школы:

  • Высокий моральный авторитет – предполагает наличие у классного руководителя определенной силы воспитательного воздействия на учащихся. Больше значение в данном случае имеет моральный облик педагога, наличие у него необходимых нравственных и волевых качеств.
  • Педагогическое мастерство – формируется в результате повседневной и упорной работы по повышению педагогической квалификации, расширению собственного профессионального кругозора, основательное знание преподаваемой учебной дисциплины, понимание закономерностей обучения и воспитания детей школьного возраста.
  • Широкий культурный кругозор – в виду того, что на классного руководителя возложен достаточно широкий круг обязанностей, он должен обладать высокой культурой, заниматься постоянным расширением собственного кругозора. Это необходимо для того, чтобы удовлетворить разнообразные интересы и потребности учащихся.
  • Педагогический такт – показатель внутренней и внешней педагогической культуры классного руководителя, включающий в себя уважительное и чуткое отношение к учащимся, доверие, внимательность и ненавязчивый контроль.
  • Любовь и уважение к детям – подразумевается разумная любовь и уважение к детям и детству. Это является непременным условием эффективности профессиональной деятельности классного руководителя.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Классный руководитель — кто он и зачем нужен

У классного руководителя есть миссия. Он отвечает сразу за несколько важных моментов:

  • за атмосферу и условия, в которых ребенок сможет развиваться и полюбит учиться;
  • за создание из разношерстной группы детей уникального микросоциума — дружного класса;
  • за налаженную и продуктивную коммуникацию ученика, родителя и педагогического коллектива во имя общей цели — воспитания здорового образованного человека с активной жизненной и социальной позицией и высоким уровнем духовно-нравственного развития.

В младших классах эту работу поручают ведущему учителю. В средних и старших —учебно-воспитательный процесс организует один из преподавателей-предметников этого класса. Существует практика и освобожденных от преподавания классных руководителей — воспитателей. Такой вариант применяется, когда класс или школа имеют специальное направление, к примеру коррекционное.

Руководство детским коллективом педагог добровольно берет на себя на условиях дополнительной оплаты и корректного юридического оформления: нужно составить письменное согласие работника и дополнительное соглашение к трудовому договору. Классное руководство можно взять не более чем над двумя классами.

В помощь будут устав образовательного учреждения, коллективный договор и положение о классном руководстве, существующие в учебном учреждении на правах локальных нормативных актов.

Цели, задачи и функции классного руководителя

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Федеральный государственный образовательный стандарт 2021 года (ФГОС 2021) определяют цели и задачи классного руководителя как развитие, воспитание, социализацию личности обучающихся.

Мы собрали нормативную базу, которая регулирует работу классных руководителей. Вы найдете ее в конце статьи.

В конце статьи есть шпаргалка

На педагога возложено несколько групп функций:

  • педагогические — воспитание, помощь в саморазвитии и пр.;
  • социально-гуманитарные — социальная защита ребенка, его социализация в коллективе и пр.

Функциональная особенность этого педагога в том, что цели и задачи воспитательного характера он решает в отношении не только отдельного ученика, но и всего класса как единого коллектива.

Среди приоритетных задач первая и актуальная — создать комфортную, дружескую атмосферу среди детей. Чтобы достичь этого, учитель гуманизирует межличностные отношения в коллективе, помогает формировать навыки общения с ровесниками и взрослыми с опорой на принципы взаимного уважения, не допускает любые виды и формы проявления жестокости и травли.

Обязанности классного руководителя

Обязанности, которые должен выполнять каждый педагог, перечислены в ст. 48 Закона № 273-ФЗ. А в методических рекомендациях из Письма Министерства просвещения РФ № ВБ-1011/08 от 12.05.2020 описаны инвариантная (обязательная) и вариативная части деятельности.

Неизменная часть содержит шесть блоков:

  • Обязанности по отношению к обучающемуся — это помощь в учебе, адаптация в коллективе, организация таких видов деятельности, в которых ребенок сможет проявить себя: волонтерство, творческие, научные коллективы. Классный руководитель может помочь ученику с мотивацией к учебе и саморазвитию и просто обязан поддержать ребенка, если его семья оказалась в трудной жизненной ситуации.
  • В классном коллективе учитель формирует благоприятную психологическую атмосферу, прививает детям навыки общения в полиэтнической и поликультурной среде, а также ценность достижений в учебной, творческой, спортивной коллективной деятельности. Педагог по мере возможностей должен корректировать деструктивные отношения в детском коллективе.
  • Работая с родителями или законными представителями ученика, педагог привлекает их к сотрудничеству в воспитании, повышает их педагогические компетенции, помогает выстраивать коммуникации с другими учителями-предметниками.
  • В педагогическом коллективе классный руководитель участвует в разработке единых педагогических требований и подходов к обучению и воспитанию, взаимодействует с администрацией и другими учителями, отстаивая интересы ребенка, чтобы повысить его результативность и результативность класса в целом.
  • Совместно с социальными партнерами образовательного учреждения классный руководитель организует мероприятия, которые помогут профессиональному самоопределению ребенка, сплотят класс в дружный коллектив, а в случае необходимости обеспечивает поддержку и помощь детям из группы риска, попавшим в сложные жизненные обстоятельства.
  • В обязательную часть входит и оформление документов. Классному руководителю надо составлять план работы по требованиям локальных нормативных актов и вести классный журнал в бумажной или электронной форме.

Полный перечень обязанностей из инвариантной части вы найдете в шпаргалке.

На вариативную часть деятельности классного руководителя влияют особые характеристики школы: специализация, расположение в регионе, где требуется поддержка родного языка, работа образовательного учреждения в сложном социальном контексте с устойчиво низкими результатами обучения, вынужденное комплектование разновозрастных классов и пр.

Права классного руководителя

Права, социальные гарантии и меры социальной поддержки классным руководителям предоставляются в соответствии с Законом № 273-ФЗ и Трудовым кодексом РФ.

Кроме этих документов, академические свободы и права педагогических работников обеспечивают локальные нормативные акты общеобразовательной организации, в которых должны быть учтены значимые моменты их деятельности. Например: право посещать уроки и занятия других преподавателей, чтобы корректировать их взаимодействие с учениками или со всем классом, право приглашать на встречу родителей детей по вопросам обучения и воспитания их ребенка и пр.

Оплата за классное руководство ведется из двух источников (данные на 2022 год):

  • федеральное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5 000 руб.;
  • выплата (доплата) за классное руководство из бюджета субъекта РФ, установленная по состоянию на 31 августа 2020 года.

Ответственность классного руководителя за детей

Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение

Он несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации за административные и уголовные правонарушения в ходе образовательной и воспитательной деятельности.

Все педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, указанных в ч. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ, в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами.

Кроме того, педагог может нести ответственность в пределах, определенных трудовым законодательством РФ, за нарушения локальных нормативных актов: уставных документов образовательного учреждения, правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, распоряжений директора.

Педагогические требования к воспитанникам

Важное значение в создании прочного, эффективного коллектива имеет правильное предъявление педагогических требований к воспитанникам. С этой целью, в начале своей работы, можно провести специальное собрание, на котором ознакомить учащихся со школьными правилами и требованиями классного руководителя по отношению к поведению, школьным обязанностям и так далее. Формулировка и предъявление требований побуждает учащихся к анализу личного поведения и переживанию определенных внутренних противоречий между имеющимся и требуемым уровнем поведения, таким образом, стимулируется самовоспитание.

Способность классного руководителя организовать внеклассную работу с учащимися является важным условием воспитания коллектива учащихся. Необходимо привлекать учеников к активной практической деятельности, пробуждать и развивать интерес к ней. На основе интересных практических дел можно формировать положительные традиции в классе. Традиции способствуют насыщенности жизни коллектива и его развитию.

Процесс воспитания учащихся подразумевает развитие талантов, умственных способностей, физического здоровья, формирование познавательной культуры, организацию досуга. Ориентируясь на это, классный руководитель совместно с учителями-предметниками должен воспитывать в своих подопечных ответственное отношение к учебе, способствовать в привлечении их к работе в различных научно-технических обществах, кружках, секциях, согласно их интересов и возможностей, поощрять изучение дополнительных иностранных языков на различных курсах. Важно развивать познавательный и культурный кругозор учащихся. Классный руководитель может осуществлять это через проведение экскурсий, конкурсов, встреч, посещение музеев и театров.

Одна из задач классного руководителя – своевременно увидеть отставание ученика в учебе, определить причины, которые привели к этому, и оказать воспитаннику эффективную помощь.

Важной частью работы классного педагога является духовно-нравственное воспитание, ориентированное на общечеловеческие ценности. Нравственное воспитание может реализовываться посредством знакомства учащихся с культурой различных стран мира, организации диспутов на морально-этические темы, литературно-художественных вечеров. Здесь важен пример педагога.

При организации внеклассной воспитательной работы с учащимися, классному руководителю важно помнить о необходимости воспитания чувства любви к Родине, патриотизма, национального самосознания и личной ответственности за сохранение богатств нашей страны.

В формировании личности в современных реалиях важной является подготовка учащихся к хозяйственно-трудовой деятельности. В связи с этим важным направлением деятельности классного руководителя должна быть подготовка к трудовой деятельности воспитанников, экологическое воспитание, экономическое воспитание.

На сегодняшний день наблюдается слабое физическое развитие и состояние здоровья большинства учащихся. Поэтому на первый план перед классным руководителем выдвигается необходимость создания благоприятных условий для физического развития воспитанников, сохранения и укрепления их здоровья. Классному руководителю важно уделять внимание изучению возрастных и психофизических особенностей детей, пропаганде здорового образа жизни среди воспитанников, предотвращению фактов употребление алкоголя и наркотиков.

Работа с учителями, преподающими в данном классе, помогает выработать единый стиль взаимоотношений с учениками.

Взаимосвязь классного руководителя с семьей и работа с родителями позволяет придать процессу воспитания целостность, единство, а значит сделать его более эффективным (Рис.2). Требуется ознакомить родителей с целью, задачами, содержанием и методами учебно-воспитательного процесса в определенном классе. Необходимо организовать психолого-педагогическое обучение родителей для выработки единого подхода к решению задач воспитания детей.

Цели руководящей деятельности классного руководителя и письмо Минобразования РФ от 12 мая 2020 г. N ВБ-1011

Сотрудничество с внешкольными учебно-воспитательными учреждениями и общественными организациями в рамках работы классного руководителя позволяет обогатить учебно-воспитательный процесс. Важно использовать в воспитательной работе с классом творческий потенциал воспитанников – музыкантов, художников, спортсменов, актеров. Данная практика позволяет формировать положительное отношение учащихся к полезной и увлекательной, творческой деятельности, поднимает престиж учащихся, занимающихся ею, позволяет ребятам самореализовываться.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Инвариантные обязанности классного руководителя
  • Нормативно‑правовая база для классного руководителям

Понятие и сущность профессиональной деятельности классного руководителя современной общеобразовательной школы

Классный руководитель – это авторитетный педагог, который имеет стаж работы в общеобразовательной школе не менее пяти лет, ему поручается вести организованную и целенаправленную воспитательную работу с учащимися конкретного класса.

Классный руководитель параллельно с осуществлением воспитательной работы с определенным классом ведет преподавание одного из учебных предметов.

Классный руководитель является центральным лицом воспитательного процесса в современной общеобразовательной школе. Его назначение осуществляется директором школы, из числа наиболее авторитетных и опытных педагогов.

Основной задачей классного руководителя является организация целенаправленной учебно-воспитательной работы в вверенном ему классе.

Вся учебно-воспитательная работа, которую проводит классный руководитель, организуется во внеурочное время, по заранее составленному плану. В ходе данной работы классный руководитель занимается воспитанием коллективизма, укреплением дисциплины, повышением уровня знаний.

Основные обязанности классного руководителя сформулированы в Уставе школы. Ответственность за их выполнение он несет перед руководством школы и органами народного образования.

Таким образом, деятельность классного руководителя общеобразовательной школы многогранна и разностороння. Достижение поставленной цели возможно только в том случае, если работа осуществляется классным руководителем по определенной системе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *