Яна Игоревна Архипенко
Эксперт по предмету «Педагогика»
Задать вопрос автору статьи
Юлия Алеквандровна Герцен
«Педагогический работник, осуществляющий классное руководство в общеобразовательной организации» — такой формулировкой награждается в документах человек, которого дети называют просто: «Наша классная!». Разберемся, зачем нужен такой учитель, какие у него права и обязанности, за что он несет ответственность
Функции и основные
направления деятельности классного
руководителя.
Основные
направления деятельности классного
руководителя (воспитателя)
Сущность понятия
«классный руководитель», «воспитатель»
Функции и основные направления
деятельности классного руководителя
(воспитателя)
Содержание и формы работы классного
руководителя
Классный руководитель (воспитатель)
и педагогический коллектив
Классный
руководитель
в образовательной школе – это педагог,
занимающийся организацией, координацией
и проведением внеурочной воспитательной
работы.
– классный
воспитатель (освобожденный классный
руководитель);
Позиция классного
руководителя (воспитателя) вариативна:
– в учебной работе
учитель – организатор и руководитель
деятельности школьников;
Факторы,способствующие и мешающие успешной деятельности классного руководителя.
«Классный руководитель- это не работа, а образ жизни»,- считаю я.
Мой девиз такой: «Дети в классе – твое отражение, поэтому старайся постоянно работать
Главное – сохранить молодость души на долгие годы, тогда легче будет понять этих юных,
прекрасных, искренних детей.
Итак, успешность классного руководителя, на мой взгляд, складывается из многого:
из психологического климата в школе,
из самочувствия учителя в плане здоровья, из обстановки в семье,
из взаимопонимания с детьми и еще многого чего.
Что же способствует успешности классного руководителя?
Во-первых, во взаимоотношениях с детьми, я считаю, должно быть меньше формализма,
а больше человеческого общения.
Во-вторых, стиль общения с детьми выбираю благожелательный и простосердечный.
Полагаю, что успешность учителя зависит от успешности учеников. А успешен ребенок,
когда ему хорошо, когда его поддерживают и учитель,
Ребенок самоценен, и я не формирую его как личность, а создаю условия для его развития.
Я не веду его, а иду рядом, а может быть чуточку впереди,
я принимаю его таким, каков он есть со всеми его недостатками.
Другой составляющей успешной деятельности классного руководителя считаю хорошую
осведомленность о семье, в которой растет ребенок и
тесную связь с родителями.
Здесь важно знать все: про здоровье ребенка, в каких условиях он живет, а также каковы его
отношения с родителями.
Есть еще один фактор, способствующий успешной деятельности классного руководителя –
это тесная связь с учителями, работающими в классе.
Ведь ему важно иметь информацию об отношении детей к учебе, к тому или иному предмету и,
если потребуется, совместно с учителями
разрабатывать меры воздействия на класс или отдельных учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
https://youtube.com/watch?v=K0px2wo-Y7c%3Frel%3D0
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«”Успешный классный руководитель” ( из опыта работы классного руководителя)»
Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи деятельности классного руководителя:
• формирование и развитие коллектива класса;
• создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
• формирование здорового образа жизни;
• организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
• защита прав и интересов обучающихся;
• организация системной работы с обучающимися в классе;
• гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
• формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
• организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.
Функции классного руководителя
Деятельность классного руководителя — целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.
Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.
Функции классного руководителя:
• обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
• установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);
• проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
• взаимодействие с педагогическими работниками, э. также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
• организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
• организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
• стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
• взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом;
• ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
• регулирование межличностных отношений между обучающимися;
• установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
• содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
• оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
• изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
• определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
• контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
• контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
Формы работы классного руководителя
В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:
• индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
• групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
• коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:
• определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;
• учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;
• обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой, творческой деятельности обучающихся класса.
Критерии оценки осуществления функций классного руководителя
Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать на основании двух групп критериев: результативности и деятельности.
Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).
Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).
Функции классного часа
Как подготовить и провести дискуссию
Вопрос о культурном использовании Интернета современными школьниками
В помощь классному руководителю
Функции классного руководителя в современной школе
Цель и задачи деятельности классного руководителя
Цель деятельности классного руководителя —- создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Мудрые мысли великих людей для школьников
Мудрые мысли для подготовки классных часов для старшеклассников
– Никогда не спорьте с дураком — люди могут не заметить между вами разницы.
Первый закон спора
– Берись за все, что ты знаешь и умеешь или мечтаешь знать и уметь. В смелости заключается гениальность, власть и волшебная сила.
– Великие дела нужно совершать, а не обдумывать бесконечно.
Молодежное движение Хиппи
Материал для классного руководителя «молодёжное движение 60-х «HIPPIES»
В 60-х десятки тысяч молодых людей в Старом и Новом свете одновременно порвали с укладом жизни своих родителей, попытались вырваться из клетки повседневного бытия.
Была предпринята попытка опрокинуть сложившиеся ценности, возвестить о наступлении новой эры – Эры Любви. Молодежь хотела иных взаимоотношений между людьми, отношений, где не было расчёта; она жаждала мира, где человека принимали бы целиком, со всеми его достоинствами и недостатками, где его любили бы за то, что он есть.
Диагностика ранней стадии наркозависимости. Выявление и профилактика
Материал для классного руководителя «Проблема диагностики ранней стадии наркозависимости. Выявление и профилактика»
Необходимо проявить высокую бдительность, если у подростка обнаружены какие-либо таблетки, ампулы (другие лечебные препараты); любые приспособления для инъекции – шприцы, иглы, жгуты; какие-либо химические вещества, реактивы, препараты, жидкости, особенно из класса органических растворителей, различные средства бытовой и технической химии, а также «приспособления» для их вдыхания (трубки, «маски» и т. д.); целые растения или их части (стебли, «соломка», листья, головки цветов),
Толерантные и интолерантные люди
Материал для классного руководителя «Отличия толерантной личности от интолерантной» (подготовлено на основе работ Г. Оллпорта)
Деление людей на толерантных и интолерантных достаточно условно. Крайние позиции встречаются довольно редко. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Тем не менее склонность вести себя толерантно или интолерантно может стать устойчивой личностной чертой, что и позволяет проводить различия между толерантной и интолерантной личностями и характеризовать их.
Роль праздников в воспитании детей
Значение праздника в воспитательном процессе
Отечественные праздники прошлого и настоящего не могут выйти из породившего их времени, быть выше и чище общества, в котором они проводятся. В условиях идеологического диктата и цензуры создавались и проводились праздники, которые помогали отвлечься от насущных проблем и суеты и потому являлись как бы своеобразным допингом, охраняющим психическое здоровье народа.
Информационные классные часы в школе
XXI в. – век информации, стремительным потоком обрушивающейся на каждого из нас, хотим мы этого или нет. В XXI в. поток этот движется с еще большей скоростью и отнимает у нас все больше времени. Сориентироваться в этом поистине безбрежном море непросто. Непросто нам, взрослым людям. Еще сложнее детям.
Как подготовить и провести классный час
Советы для классного руководителя по подготовке и проведению классного часа
Классные часы являются основным компонентом системы работы классного руководителя. Они проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий.
Классный час, конечно же, не урок. Но обыкновенно ему определяют место в учебном расписании, чтобы сделать обязательной еженедельную встречу классного руководителя со своим классом.
Особенности работы с подростками
Особенности работы с подростковым коллективом
Работая с классом, педагог сталкивается с необходимостью решать так называемые организационные вопросы. Часто на это приходится отводить время на своем уроке. И чем меньше класс организован, тем труднее классному руководителю: приходится на себе тащить воз «дежурных» вопросов, распределения обязанностей, выяснения конфликтных ситуаций. А легче? Легче и классному руководителю, и школьникам, если класс растет как коллектив, если развивается система взаимодействий и создана благоприятная атмосфера. И классный час может этому помочь.
Подготовка и проведение классного часа
Остановимся подробнее на личностно ориентированных классных часах. Подготовку и проведение классного часа личностно ориентированной направленности можно представить в виде технологической цепочки последовательно выполняемых действий.
1. Составление педагогом совместно сучащимися и их родителями тематики классных часов на учебный год.
В определении тем классных часов принимают участие школьники и их родители. Важно выяснить их мнение о том, какие проблемы следует обсудить в классе. В методическом арсенале классных руководителей существует немало приемов и методов, помогающих обеспечить участие школьников и их родителей в составлении тематики классных часов:
Положение о классном часе
1. Классный час в школе является одной из основных форм организации воспитательной деятельности классного руководителя с классным коллективом.
2. Классный час основывается на принципах, изложенных в концепции воспитательной системы школы.
Структура и компоненты классного часа
Классный час как форма воспитательной работы с учащимися
Что такое классный час?
Что в педагогике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час?
Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентированной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру (Н. Е. Щуркова, Н. С. Финданцевич)
Осуществляет работу по развитию сплоченного классного сообщества (коллектива)
• Помогает в
организации классной деятельности
ребят: досуговых дел, тематических
вечеров, трудовых акций и т. д. с целью
изменения (гуманизации) межличностных
отношений.
• Участвует с
классным коллективом в общешкольных
мероприятиях, в совместных переживаниях
воспитывая ответственность, приучая к
сотрудничеству и взаимопомощи.
• Развивает и
совершенствует классное самоуправление,
приучая к самоорганизации, развивая
умение отстаивать свою точку зрения,
принимать решения, где необходимо –
идти на компромисс.
• Готовит
воспитанников к рыночным отношениям,
вовлекает класс (или группу) в
производственную деятельность, в
хозрасчетные отношения, развивая
навыки предприимчивости, хозяйственной
сметки и предпринимательства.
• Способствует
формированию навыков самозащиты, изучает
на классных часах вопросы прав
человека, потребителя товаров, поощряет
готовность детей отстаивать
справедливость, защищать себя и свой
коллектив от грубости, произвола и
насилия в любой форме и от кого бы то ни
было.
Осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности
• Помогает отдельным
учащимся в преодолении учебных проблем
на уроке или при выполнении домашних
заданий, консультирует родителей.
• Поощряет и по
возможности организует взаимопомощь
в учебе, помогает отдельным учащимся
преодолеть непонимание и конфликты с
педагогами.
• Организует и
участвует в педконсилиумах (малых
педсоветах) по учебным и психологическим
проблемам учащихся, при необходимости
посещает уроки учителя-предметника.
• Способствует
развитию познавательных интересов при
помощи классных часов, экскурсий,
предметных олимпиад, кружков,
интеллектуальных клубов и т. д.
• Содействует
профессиональному самоопределению
выпускника, подводит его к осознанному
выбору профессии, дальнейшего образования
и т. д.
• Содействует
получению дополнительного образования
(развития) воспитанников через систему
кружков, клубов, спортивных секций,
творческих или трудовых объединений,
существующих в школе или по месту
жительства, памятуя о том, что для детей
с проблемами в
учебе эти виды
занятости могут быть почти единственным
условием само реабилитации и предупреждения
девиантного поведения.
• Ответственность
за успеваемость в классе несет
учитель-предметник, а не классный
руководитель.
4.
В сельской школе организует
сельскохозяйственные работы, связанные
с выполнением учебного плана (вопросы
оплаты труда в случае превышения учебной
нагрузки педагога решаются администрацией
школы индивидуально в форме трудового
договора).
5.
Проводит родительские собрания
(семинары). Дает консультации.
Привлекает родителей к помощи школе.
6.
Организует питание учащихся, дежурство,
при необходимости коллективную уборку
класса (школы), мобилизует усилия детей
(и родителей) для ремонта школы, ведет
установленную документацию, осуществляет
учет посещаемости занятий и информирует
о ней родителей.
7.
Предпринимает необходимые меры для
предупреждения опасности для жизни
и здоровья воспитанников во время их
пребывания в школе. Немедленно
сообщает администрации и родителям о
всех ЧП, имеющих потенциальную и
реальную опасность для воспитанников.
8.
Участвует в работе педсоветов, семинаров,
административных и методических
совещаний.
9.
Осуществляет повышение своего
профессионального уровня, своевременно
участвует в аттестации.
1.
Содействует
созданию благоприятных психолого-педагогических
условий для индивидуального развития
личности ребенка.
• Изучает особенности
развития, состояние здоровья, эмоциональное
самочувствие, жизненные проблемы,
отражая все данные в психолого-педагогическом
дневнике, руководствуясь правилом:
чтобы воспитывать ребенка, надо его
знать.
• Изучает
склонности, интересы, сферу дарований
воспитанника, знакомит с ними его
самого, вместе подбирая виды деятельности,
через которые можно эти дарования
развить (кружки, факультативы, объединения
по интересам).
• Корректирует
межличностные связи в классе, по мере
сил гуманизируя отношения (в особенности
к классным изгоям и отверженным).
• В индивидуальных
беседах, в ходе психологических тренингов
привлекает детей (в особенности с
«трудным» поведением) к самоанализу,
помогает им понять себя, привлекает к
самовоспитанию, к самоуправлению.
• Старшеклассникам
помогает найти цели жизни, подводит к
осознанному выбору профессии,
ненавязчиво рисует привлекательный
образ семейной жизни, образы любимых и
т. д.
Направления работы педагога
Задачами и функциями классного руководителя определяются направления, содержание, формы и методы его деятельности. Практика показывает, что самыми важными направлениями работы педагога, выполняющего роль классного руководителя являются:
- изучение личности воспитанников;
- создание и воспитание коллектива учащихся;
- развитие заложенных талантов, умственных и физических способностей воспитанников, формирование познавательной культуры и организация досуга;
- создание благоприятных условий для физического развития, сохранения и укрепление здоровья учащихся;
- подготовка учащихся к трудовой деятельности;
- работа с учителями, взаимодействующими с воспитанниками;
- взаимосвязь и работа с родителями школьников;
- сотрудничество с внешкольными учебно-воспитательными учреждениями и общественными организациями;
- планирование воспитательной работы с детьми и ведение необходимой документации.
Сделаем домашкус вашим ребенком за 380 ₽
Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online
Бесплатное пробное занятие
*количество мест ограничено
Изучение личности воспитанника проводится классным руководителем посредством широкого спектра школьных методик. Основываясь на результатах анализа, педагог организует индивидуальный путь развития ребенка. На основе личных особенностей ребенка он привлекает его к активной деятельности классного коллектива. В такой работе необходимо сочетать дифференцированный подход к ребенку и работу с разнообразными группами, например, мальчиков и девочек, активных детей и пассивных, талантливых и отстающих в развитии. Методами изучения учащихся являются:
- систематическое наблюдение за деятельностью и поведением воспитанников, как в процессе обучения, так и во внеурочное время, проведение индивидуальных и групповых диагностических бесед;
- определение результатов деятельности учащихся;
- естественный эксперимент;
- составления рейтинга;
- метод компетентных оценок.
«Направления и формы деятельности классного руководителя» 👇
Коллектив учеников, в частности класс – это основная среда жизнедеятельности школьника. Создание и воспитание классного коллектива предусматривает привлечение учеников к различным в видам полезной деятельности, развитие межличностных отношений, формирование традиций в коллективе, налаживание связей с другими школьными коллективами. Очень важно создать в классе атмосферу дружественности и оптимизма, благоприятного психологического микроклимата.
Начиная свою работу, классному руководителю требуется ознакомиться с личными делами воспитанников, провести беседы с родителями, учителями-предметниками, проанализировать успеваемость и составить первоначальное представление об уровне успеваемости, поведения, определить положительные аспекты и недостатки класса. На следующем этапе необходимо определить эффективный подход к организации воспитательной роботы.
Система работы классного руководителя современной общеобразовательной школы
«Особенности профессиональной деятельности классного руководителя в современной общеобразовательной школе» 👇
Система работы классного руководителя – это совокупность взаимосвязанных воспитательных мероприятий, направленных на достижение определенной цели воспитания.
Система работы классного руководителя предусматривает продуманный набор материала, который доступен для освоения учащимися, а также умелое использование им наиболее эффективных методов и средств воздействия на учащихся.
Система включает в себя следующие компоненты:
- Изучение учащихся – изучению подвергается каждый ученик в отдельности и весь коллектив вместе. Данная работа проводится с целью подбора наиболее эффективных методов и средств работы. Изучение осуществляется на протяжении всего классного руководства.
- Организация и воспитание классного ученического коллектива – является одним из ведущих разделов профессиональной деятельности классного руководителя. Заключается она в формировании дружного и сплоченного коллектива, в развитии у детей необходимых личностных качеств.
- Укрепление дисциплины и повышение качества знаний учащихся – данные показатели являются основными при оценке качества осуществляемой классным руководителем учебно-воспитательной работы.
- Организация и проведение воспитательной работы – осуществляется с использованием разнообразных методов, средств и приемов, в рамках образовательного процесса или во внеурочное время.
- Координация воспитательной деятельность учителей – классный руководитель координирует и направляет воспитательную работы педагогов-предметников, которые преподают в «его классе». Суть данной работы заключается в обеспечении тесного сотрудничества между педагогами-предметниками и учащимися своего класса.
- Работа с родителями учащихся – предусматривает установление контакта с родителями учеников, постоянное взаимодействие с ними по вопросам воспитания, дисциплины и успеваемости детей. Кроме того, классный руководитель осуществляет информирование родителей по учебной работе, поведению детей на уроках и в школе. Совместно с родителями намечаются пути дальнейшей учебно-воспитательной работы.
Совокупность всех разделов работы классного руководителя современной общеобразовательной школы составляет сложную систему, являющуюся основой его профессиональной деятельности.
Педагогические требования к классному руководителю
Классный руководитель, в отличие от других педагогов, выполняет дополнительные функции, которые очень важны для воспитания учащихся и формирования у них социально значимых личностных качеств. Именно поэтому классный руководитель должен обладать не только профессиональными знаниями и умениями, но и иметь ряд личностных качеств.
Педагогические требования, предъявляемые к личности классного руководителя современной общеобразовательной школы:
- Высокий моральный авторитет – предполагает наличие у классного руководителя определенной силы воспитательного воздействия на учащихся. Больше значение в данном случае имеет моральный облик педагога, наличие у него необходимых нравственных и волевых качеств.
- Педагогическое мастерство – формируется в результате повседневной и упорной работы по повышению педагогической квалификации, расширению собственного профессионального кругозора, основательное знание преподаваемой учебной дисциплины, понимание закономерностей обучения и воспитания детей школьного возраста.
- Широкий культурный кругозор – в виду того, что на классного руководителя возложен достаточно широкий круг обязанностей, он должен обладать высокой культурой, заниматься постоянным расширением собственного кругозора. Это необходимо для того, чтобы удовлетворить разнообразные интересы и потребности учащихся.
- Педагогический такт – показатель внутренней и внешней педагогической культуры классного руководителя, включающий в себя уважительное и чуткое отношение к учащимся, доверие, внимательность и ненавязчивый контроль.
- Любовь и уважение к детям – подразумевается разумная любовь и уважение к детям и детству. Это является непременным условием эффективности профессиональной деятельности классного руководителя.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Классный руководитель — кто он и зачем нужен
У классного руководителя есть миссия. Он отвечает сразу за несколько важных моментов:
- за атмосферу и условия, в которых ребенок сможет развиваться и полюбит учиться;
- за создание из разношерстной группы детей уникального микросоциума — дружного класса;
- за налаженную и продуктивную коммуникацию ученика, родителя и педагогического коллектива во имя общей цели — воспитания здорового образованного человека с активной жизненной и социальной позицией и высоким уровнем духовно-нравственного развития.
В младших классах эту работу поручают ведущему учителю. В средних и старших —учебно-воспитательный процесс организует один из преподавателей-предметников этого класса. Существует практика и освобожденных от преподавания классных руководителей — воспитателей. Такой вариант применяется, когда класс или школа имеют специальное направление, к примеру коррекционное.
Руководство детским коллективом педагог добровольно берет на себя на условиях дополнительной оплаты и корректного юридического оформления: нужно составить письменное согласие работника и дополнительное соглашение к трудовому договору. Классное руководство можно взять не более чем над двумя классами.
В помощь будут устав образовательного учреждения, коллективный договор и положение о классном руководстве, существующие в учебном учреждении на правах локальных нормативных актов.
Цели, задачи и функции классного руководителя
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Федеральный государственный образовательный стандарт 2021 года (ФГОС 2021) определяют цели и задачи классного руководителя как развитие, воспитание, социализацию личности обучающихся.
Мы собрали нормативную базу, которая регулирует работу классных руководителей. Вы найдете ее в конце статьи.
В конце статьи есть шпаргалка
На педагога возложено несколько групп функций:
- педагогические — воспитание, помощь в саморазвитии и пр.;
- социально-гуманитарные — социальная защита ребенка, его социализация в коллективе и пр.
Функциональная особенность этого педагога в том, что цели и задачи воспитательного характера он решает в отношении не только отдельного ученика, но и всего класса как единого коллектива.
Среди приоритетных задач первая и актуальная — создать комфортную, дружескую атмосферу среди детей. Чтобы достичь этого, учитель гуманизирует межличностные отношения в коллективе, помогает формировать навыки общения с ровесниками и взрослыми с опорой на принципы взаимного уважения, не допускает любые виды и формы проявления жестокости и травли.
Обязанности классного руководителя
Обязанности, которые должен выполнять каждый педагог, перечислены в ст. 48 Закона № 273-ФЗ. А в методических рекомендациях из Письма Министерства просвещения РФ № ВБ-1011/08 от 12.05.2020 описаны инвариантная (обязательная) и вариативная части деятельности.
Неизменная часть содержит шесть блоков:
- Обязанности по отношению к обучающемуся — это помощь в учебе, адаптация в коллективе, организация таких видов деятельности, в которых ребенок сможет проявить себя: волонтерство, творческие, научные коллективы. Классный руководитель может помочь ученику с мотивацией к учебе и саморазвитию и просто обязан поддержать ребенка, если его семья оказалась в трудной жизненной ситуации.
- В классном коллективе учитель формирует благоприятную психологическую атмосферу, прививает детям навыки общения в полиэтнической и поликультурной среде, а также ценность достижений в учебной, творческой, спортивной коллективной деятельности. Педагог по мере возможностей должен корректировать деструктивные отношения в детском коллективе.
- Работая с родителями или законными представителями ученика, педагог привлекает их к сотрудничеству в воспитании, повышает их педагогические компетенции, помогает выстраивать коммуникации с другими учителями-предметниками.
- В педагогическом коллективе классный руководитель участвует в разработке единых педагогических требований и подходов к обучению и воспитанию, взаимодействует с администрацией и другими учителями, отстаивая интересы ребенка, чтобы повысить его результативность и результативность класса в целом.
- Совместно с социальными партнерами образовательного учреждения классный руководитель организует мероприятия, которые помогут профессиональному самоопределению ребенка, сплотят класс в дружный коллектив, а в случае необходимости обеспечивает поддержку и помощь детям из группы риска, попавшим в сложные жизненные обстоятельства.
- В обязательную часть входит и оформление документов. Классному руководителю надо составлять план работы по требованиям локальных нормативных актов и вести классный журнал в бумажной или электронной форме.
Полный перечень обязанностей из инвариантной части вы найдете в шпаргалке.
На вариативную часть деятельности классного руководителя влияют особые характеристики школы: специализация, расположение в регионе, где требуется поддержка родного языка, работа образовательного учреждения в сложном социальном контексте с устойчиво низкими результатами обучения, вынужденное комплектование разновозрастных классов и пр.
Права классного руководителя
Права, социальные гарантии и меры социальной поддержки классным руководителям предоставляются в соответствии с Законом № 273-ФЗ и Трудовым кодексом РФ.
Кроме этих документов, академические свободы и права педагогических работников обеспечивают локальные нормативные акты общеобразовательной организации, в которых должны быть учтены значимые моменты их деятельности. Например: право посещать уроки и занятия других преподавателей, чтобы корректировать их взаимодействие с учениками или со всем классом, право приглашать на встречу родителей детей по вопросам обучения и воспитания их ребенка и пр.
Оплата за классное руководство ведется из двух источников (данные на 2022 год):
- федеральное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5 000 руб.;
- выплата (доплата) за классное руководство из бюджета субъекта РФ, установленная по состоянию на 31 августа 2020 года.
Ответственность классного руководителя за детей
Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение
Он несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации за административные и уголовные правонарушения в ходе образовательной и воспитательной деятельности.
Все педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, указанных в ч. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ, в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами.
Кроме того, педагог может нести ответственность в пределах, определенных трудовым законодательством РФ, за нарушения локальных нормативных актов: уставных документов образовательного учреждения, правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, распоряжений директора.
Педагогические требования к воспитанникам
Важное значение в создании прочного, эффективного коллектива имеет правильное предъявление педагогических требований к воспитанникам. С этой целью, в начале своей работы, можно провести специальное собрание, на котором ознакомить учащихся со школьными правилами и требованиями классного руководителя по отношению к поведению, школьным обязанностям и так далее. Формулировка и предъявление требований побуждает учащихся к анализу личного поведения и переживанию определенных внутренних противоречий между имеющимся и требуемым уровнем поведения, таким образом, стимулируется самовоспитание.
Способность классного руководителя организовать внеклассную работу с учащимися является важным условием воспитания коллектива учащихся. Необходимо привлекать учеников к активной практической деятельности, пробуждать и развивать интерес к ней. На основе интересных практических дел можно формировать положительные традиции в классе. Традиции способствуют насыщенности жизни коллектива и его развитию.
Процесс воспитания учащихся подразумевает развитие талантов, умственных способностей, физического здоровья, формирование познавательной культуры, организацию досуга. Ориентируясь на это, классный руководитель совместно с учителями-предметниками должен воспитывать в своих подопечных ответственное отношение к учебе, способствовать в привлечении их к работе в различных научно-технических обществах, кружках, секциях, согласно их интересов и возможностей, поощрять изучение дополнительных иностранных языков на различных курсах. Важно развивать познавательный и культурный кругозор учащихся. Классный руководитель может осуществлять это через проведение экскурсий, конкурсов, встреч, посещение музеев и театров.
Одна из задач классного руководителя – своевременно увидеть отставание ученика в учебе, определить причины, которые привели к этому, и оказать воспитаннику эффективную помощь.
Важной частью работы классного педагога является духовно-нравственное воспитание, ориентированное на общечеловеческие ценности. Нравственное воспитание может реализовываться посредством знакомства учащихся с культурой различных стран мира, организации диспутов на морально-этические темы, литературно-художественных вечеров. Здесь важен пример педагога.
При организации внеклассной воспитательной работы с учащимися, классному руководителю важно помнить о необходимости воспитания чувства любви к Родине, патриотизма, национального самосознания и личной ответственности за сохранение богатств нашей страны.
В формировании личности в современных реалиях важной является подготовка учащихся к хозяйственно-трудовой деятельности. В связи с этим важным направлением деятельности классного руководителя должна быть подготовка к трудовой деятельности воспитанников, экологическое воспитание, экономическое воспитание.
На сегодняшний день наблюдается слабое физическое развитие и состояние здоровья большинства учащихся. Поэтому на первый план перед классным руководителем выдвигается необходимость создания благоприятных условий для физического развития воспитанников, сохранения и укрепления их здоровья. Классному руководителю важно уделять внимание изучению возрастных и психофизических особенностей детей, пропаганде здорового образа жизни среди воспитанников, предотвращению фактов употребление алкоголя и наркотиков.
Работа с учителями, преподающими в данном классе, помогает выработать единый стиль взаимоотношений с учениками.
Взаимосвязь классного руководителя с семьей и работа с родителями позволяет придать процессу воспитания целостность, единство, а значит сделать его более эффективным (Рис.2). Требуется ознакомить родителей с целью, задачами, содержанием и методами учебно-воспитательного процесса в определенном классе. Необходимо организовать психолого-педагогическое обучение родителей для выработки единого подхода к решению задач воспитания детей.
Сотрудничество с внешкольными учебно-воспитательными учреждениями и общественными организациями в рамках работы классного руководителя позволяет обогатить учебно-воспитательный процесс. Важно использовать в воспитательной работе с классом творческий потенциал воспитанников – музыкантов, художников, спортсменов, актеров. Данная практика позволяет формировать положительное отношение учащихся к полезной и увлекательной, творческой деятельности, поднимает престиж учащихся, занимающихся ею, позволяет ребятам самореализовываться.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
- Инвариантные обязанности классного руководителя
- Нормативно‑правовая база для классного руководителям
Понятие и сущность профессиональной деятельности классного руководителя современной общеобразовательной школы
Классный руководитель – это авторитетный педагог, который имеет стаж работы в общеобразовательной школе не менее пяти лет, ему поручается вести организованную и целенаправленную воспитательную работу с учащимися конкретного класса.
Классный руководитель параллельно с осуществлением воспитательной работы с определенным классом ведет преподавание одного из учебных предметов.
Классный руководитель является центральным лицом воспитательного процесса в современной общеобразовательной школе. Его назначение осуществляется директором школы, из числа наиболее авторитетных и опытных педагогов.
Основной задачей классного руководителя является организация целенаправленной учебно-воспитательной работы в вверенном ему классе.
Вся учебно-воспитательная работа, которую проводит классный руководитель, организуется во внеурочное время, по заранее составленному плану. В ходе данной работы классный руководитель занимается воспитанием коллективизма, укреплением дисциплины, повышением уровня знаний.
Основные обязанности классного руководителя сформулированы в Уставе школы. Ответственность за их выполнение он несет перед руководством школы и органами народного образования.
Таким образом, деятельность классного руководителя общеобразовательной школы многогранна и разностороння. Достижение поставленной цели возможно только в том случае, если работа осуществляется классным руководителем по определенной системе.