Ценность дополнительного профессионального образования

Роль дополнительного профессионального образования

Прогрессивное развитие и разработка новых технологий, осуществляемая практически во всех отраслях человеческой деятельности в 21-м веке, требует от современного работника все более высокого уровня познаний и компетентности в выполнении служебных задач. Это стимулирует человека постоянно обновлять и дополнять полученные ранее знания, а также приобретать новые навыки. Как раз на это и направлены курсы повышения квалификации в той или иной сфере трудовой деятельности и программы переподготовки специалистов.

Что же такое дополнительное профессиональное образование?

Это разновидность профессионального образования, направление которой ориентировано на предоставление дополнительного обучения лицам, которые уже имеют свидетельствующий об окончании среднего или высшего учебного заведения документ. Целью прохождения ДПО является получение современных знаний в целевой сфере деятельности или полная переквалификация и освоение новой профессии.

Чем конкретно отличаются курсы повышения квалификации от профпереподготовки

Как разные виды ДПО, профпереподготовка и курсы повышения квалификации специалиста имеют несколько существенных отличий:

  • Длительность образовательного курса. Понятное дело, что на базе уже имеющихся знаний и навыков в определенной специальности обучение занимает гораздо меньше времени, нежели профессиональная переподготовка, предусматривающая преподавание с нуля новой для работника профессии.
  • Конечная цель. Курсы повышения квалификации способствуют присвоению человеку более высокого разряда или категории по его основной специальности, что наделяет его регалиями и позволяет получать более высокую заработную плату. А переподготовка позволяет сменить направление трудовой деятельности.
  • Документы, получаемые после прохождения курса ДПО. О повышении работником квалификации свидетельствует подтверждающее удостоверение особого образца, а о прохождении курса профпереподготовки — диплом с заявленной
  • специальностью.

А теперь рассмотрим вышесказанное на простых примерах.

  • Если речь идет о повышении квалификации, то подразумевается, что человек уже имеет определенную квалификацию в какой-либо специальности. Так, если школьный преподаватель химии, который имеет диплом, присваивающий ему имеющуюся квалификацию, захочет обучать студентов своему предмету в высшем учебном заведении, ему нужно будет пройти специальные курсы повышения квалификации. Благодаря этому он получит новый уровень знаний своего предмета и будет компетентен в работе со студентами ВУЗа. Кстати, стажировка считается формой повышения квалификации, ее прохождение позволяет закрепить теоретическую часть обучения и в коротки сроки отработать необходимые в трудовой деятельности навыки.
  • Если говорить о переподготовке, то представим ситуацию с тем же преподавателем химии, только на этот раз он захочет обучать школьников русскому языку. Так как в его дипломе имеется информация только о том, что он может преподавать химию, ему необходимо пройти курс профпереподготовки, по окончании которого он получит диплом с нужной ему квалификацией преподавателя русского языка.

Где можно получить ДПО

Помимо занятий самообразованием, доступных каждому желающему, существуют специальные заведения, предоставляющие программу допобразования на платной и бесплатной основе за счет работодателя. По окончании прохождения курсов работник получает подтвержденный сертификат, необходимый для дальнейшей трудовой деятельности в выбранной сфере. Есть несколько типов учебных заведений, где можно пройти образовательный курс дополнительного профобучения:

  • Институты повышения квалификации, реализующие учебные программы ДПО в рамках одной или нескольких отраслей. Данные заведения сотрудничают с предприятиями, предоставляя возможность их работникам совершенствовать свою профессиональную квалификацию или производить переподготовку. Обучение проводится на базе среднего и высшего образования. Сюда относятся следующие учебные заведения: межотраслевые регионарные центры, частные бизнес-школы.
  • Академии (не путать с учреждениями, где производится высшее профессиональное обучение). Тут образовательные программы реализуются в одной отрасли и обучение производится на базе высшего образования. Так, человек, окончивший высшее учебное заведение, может заняться научно-исследовательской деятельностью и пройти две ступени академической карьеры: аспирантуру и докторантуру.
  • Учебно-курсовые специальные комбинаты и учебные центры занятости. Здесь рабочие и специалисты проходят курсы повышения собственной квалификации или переучиваются на другую специальность с дальнейшим трудоустройством.
  • Специальные производственные подразделения. Данные учебные заведения относятся к производственному предприятию, на работников которого направлена образовательная программа.

Работодатель и дополнительное профессиональное образование работников

Лицо, предоставляющее специалистам рабочие места, на условиях подписанного договора регулирует профпереподготовку, повышение квалификации, а также присвоение работникам второй специальности. ДПО может проводиться в стенах промышленной организации или же в указанных выше учебных учреждениях. Работодатель, опираясь на статью Кодекса под номером 372, устанавливает специальности и должности, которым необходимо пройти ДПО и формат специальной профпереподготовки, если она необходима.

Если человек проходит ДПО, то работодатель обязан составить для него корректный график, при котором работник сможет совмещать занятия по дополнительному профобучению со своей основной трудовой деятельностью.

В статье Трудового кодекса под номером 197 указывается, что каждый работник имеет право пройти профессиональную переподготовку и повышение своей квалификации. Для реализации этого права работнику необходимо заключить с работодателем специальный ученический договор.

Не стоит забывать, что профессиональный рост работника зависит не только от предоставляемых работодателем возможностей прохождения специальных дополнительных курсов, но и от личной заинтересованности трудящегося в получении новых знаний, опыта. В этом смысле очень большую роль играет самообразование при помощи учебных программ, которые можно найти в широком доступе.

Многопрофильный центр “Феникс” предлагает получить различные виды ДПО: подготовку, переподготовку, а так же повышение квалификации на базе средне-специального или высшего образования как очно, так и дистанционно.

Трансформационные изменения в экономике оказали огромное влияние на все сферы жизни нашего общества, и в первую очередь, на систему дополнительного профессионального образования (далее ДПО), которая призвана обновить и совершенствовать знания; обеспечить новые компетенции, необходимые для профессиональной деятельности или способствовать в получении нового вида деятельности/квалификацию; повысить профессиональный уровень специалистов в рамках имеющейся квалификации. Высокая квалификация персонала – важнейшее конкурентное преимущество любой организации/учреждения, компании.

Интенсивное развитие производственных технологий и научно-технический прогресс требуют от специалистов постоянного повышения профессиональных навыков и компетенций. Сегодня вместо квалификационных справочников приходит система профессиональных стандартов, соответствующая современным требованиям. Профессиональные стандарты необходимы для оценки квалификации работников.

Для успешного введения в практику различных инноваций специалист должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма. В связи с этим необходимость повышения квалификации как формы ценностно-смыслового, содержательного и технологического обогащения системы профессиональной деятельности становится актуальным.

В 2016 г. удостоверение СВФУ установленного образца получили 3128 человек. Всего за 7 лет по ДПП обучено 20 285 человек. Стабильность результатов образовательной деятельности свидетельствует проведенный мониторинг. На протяжении последних пяти лет наблюдается устойчивая тенденция к повышению роли образовательных услуг на 8-9%, так как востребованность специалиста на рынке труда во многом определяется уровнем его профессиональной квалификации. Сегодня специалистам реального сектора экономики, социальной сферы и бизнеса востребованным становится получение нового вида деятельности/квалификации посредством курсов профессиональной переподготовки.  Диплом СВФУ о профессиональной переподготовке установленного образца получили 739 человек, это на 11% меньше, чем в прошлом году (табл. 1). Следует отметить, что понижение показателя может зависеть от увеличения количества структурных подразделений СВФУ, занимающихся образованием взрослых.

Статистика по курсам ПК, ПП с 2010 по 2016 гг.

Проводимые институтом курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки способствуют выйти на новый уровень в решении нестандартных ситуаций, освоению новых профессиональных компетенций, обновлению форм и методов профессиональной деятельности и т.д.

Сотрудники института обладают не только совокупностью знаний, умений, навыков, которые необходимы для выполнения конкретной работы, но и обеспечивают осуществление широкого спектра профессиональных функций. Каждому сотруднику необходимо осуществлять работу по смежной профессии и уметь взаимодействовать с коллегами родственных профессий, то есть необходимо также владеть дополнительными компетенциями. Концен­трация усилий в единое целое способствует эффективной и качественной организации деятельности интегративной системы дополнительного профессионального образования. Высокотехнологичное построение деятельности института позволяет ежегодно выполнять план работ, а также удовлетворять возрастающую потребность сектора экономики, бизнеса и социальной сферы.

В настоящее время одним из эффективных способов выявления удовлетворенности качеством образовательных услуг является проведение социсследования посредством анкетирования. Анализ выборочных анкет выходного тестирования 732 слушателей курсов позволило сделать выводы о том, что курсы способствовали повышению:

1. Мотивационного компонента у 98,6% человек, в части:

– выполнения собственных функциональных обязанностей с позиций оптимизации   деятельности учреждения у 68,6% слушателей;

2. Профессионально-образовательного компонента у 100% слушателей, в части:

3. Профессионально-деятельностного компонента у 88,6% слушателей, части:

4. Информационно-коммуникационного компонента у 95,8 % слушателей, в части:

Проведенное анкетирование среди участников курсов повышения квалификации, а также динамика индекса удовлетворенности общим содержанием курсов подтверждают соответствие целей курсов ожидаемым потребностям респондентов. В целом, на основе анализа анкетных данных можно отметить, что содержание, механизм построения и реализации курсов удовлетворили респондентов. Изучение и оценка удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг позволяет получить необходимую информацию для устранения и корректировки учебного процесса, начиная с момента организационных работ и кончая самим образовательным процессом.

Таким образом, модернизация социально-экономических систем ставит все новые требования к профессиональной деятельности специалиста, что приводит к необходимости постоянно обновлять накопленные знания, профессиональные умения и навыки.

Дополнительное образование детей: экспликация понятия

Аннотация. Статья посвящена уточнению представлений о дополнительном образовании детей в современной системе российского образования. Автором рассматриваются различные подходы к пониманию этого педагогического феномена, анализируются его трактовки теоретиками и практиками.Ключевые слова:дополнительное образование детей, неформальное образование, индивидуальное развитие ребенка, мотивация к познанию и творчеству, свобода выбора.

Роль дополнительного профессионального образования

Ценность дополнительного профессионального образования

Высокие
требования к качеству профессиональных знаний как неизбежное следствие
научно-технического прогресса. Основная задача, стоящая перед дополнительным
образованием, и факторы, влияющие на его качество.

Быстро растущие информационные потоки и
стремительное развитие технологий обуславливают необходимость постоянного
расширения компетенций специалистов и освоения новых сфер деятельности. Как
следствие, профессиональное образование играет все более значимую и актуальную
роль. Возрастают требования к качеству профподготоки выпускников учебных
заведений.

Свои условия диктует рынок труда, открывая все
большие возможности для тех, кто обладает прочными глубокими знаниями и
специальными навыками, применимыми в различных областях деятельности. Поэтому
многие стремятся пройти качественное обучение по нескольким направлениям.

Качественно иной становится и роль дополнительного
профессионального образования. Перед учебными центрами в условиях
совершенствования образовательных стандартов и роста научно-технического
прогресса ставится задача организовать непрерывное повышение квалификации специалистов,
а также предложить программы обучения, обеспечивающие личностный рост и высокий
уровень подготовки профессионалов будущего.

При этом ключевыми факторами, влияющими на качество
дополнительного профессионального образования, являются:

  • материально-техническая база
    образовательного центра;
  • уровень информационного обеспечения
    процесса обучения;
  • методика обучения и программы;
  • компетентность преподавательского
    состава;
  • возможность дать практические навыки,
    необходимые в реальной трудовой деятельности;
  • мотивация обучающихся.

Понимая насколько важна сегодня роль
профессионального образования, НОУ «ГЦДПО» уделяет самое серьезное внимание каждому
из этих аспектов.

Мы предлагаем своим слушателям:

  • самые актуальные направления профподготовки
    (курсы ПК, курсы бухгалтеров, курсы строительных специальностей, курсы дизайна,
    курсы менеджеров и др.);
  • возможность повысить квалификацию или
    освоить профессию с самых азов;
  • современный парк компьютерной техники;
  • высокий уровень организации учебного
    процесса, авторские программы и эффективные методики обучения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *