Чек-лист анализа фрагмента учебного занятия

Предлагает ребятам в группах выполнить задание согласно плану и занести данные в таблицу.

Организует работу с трафаретами.

Проводит презентацию работ обучающихся.

Поиск, выделение и преобразование полученной информации.

Подведение к выводу в результате работы класса и учителя.

Извлечение информации из схем и рисунка.

Представление информации в виде таблицы. Работа по созданию ассоциативного ряда.

Добывание информации с помощью заполнения таблицы, обсуждения в группах.

Аргументируют представленные варианты решений. Составление плана решения учебной проблемы.

Применение на практике установленных правил.
Контролирование и оценивание результата полученного продукта по теме урока.

Составление плана работы, работа по плану с отметкой о её выполнении, рефлексия деятельности.

Конечность и бесконечность Вселенной- парадоксы классической космалогии

Учитель формулирует цели и задачи урока, планирует работу учащихся в достижении цели урока.

Создает проблемные ситуации, которые необходимо решить в течение урока.

Всю беседу сопровождает наводящими вопросами

Организует работу в группах с раздаточным материалом и последующим ответом о работе группы у доски.

Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. Проблемно-диалоговое взаимодействие

Отвечают на простые и сложные вопросы учителя, анализируют и делают выводы, сравнивают, обобщают, классифицируют.

Участие в беседе. Формулировка выводов. Учебное сотрудничество. Работа в группах.

Групповая форма работы: совместное выполнение одинакового задания.

Приём познавательной (внутренней) деятельности: оперирование образами, суждениям

учебной деятельности: слушание, наблюдение, вычисления

«Ваш звездный час»

планируют действия по решению учебной задачи для получения

Выполнение задания в диалоге с учителем. Совместное составление плана работы.

Индивидуальная, работа в группах.

Урок построен на основе принципов системно – деятельностного подхода, много активной и самостоятельной деятельности учащихся.

Формируется умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и учителем, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации

Задает проблемные вопросы.

Проверка усвоенных знаний на предыдущих уроках.

Связь с жизненным опытом школьников.

Открытие новых знаний через подведение к необходимости введения ещё одной физической величины.

Сравнительный анализ отличий мощности человека без использование специальных механизмов.

Формирование навыка установления причинно-следственных связей

Постановка проблемных вопросов.

Связь с повседневной жизнью в наше время – строительство домов.

Закрепление новых знаний на практике.

Создание жизненных ситуаций

Отвечают на вопросы;

Воспринимают и формулируют суждения

Вовлечение в деятельность частично-поисковым методом

Совместная разработка алгоритма механической работы

Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата

Самоконтроль. Устанавливать причины успеха (неудачи) учебной деятельности. Корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Внимательно слушают, фиксируют, полученные результаты в процессе выполнения практического задания.

На мой взгляд, структура урока соответствует структуре урока на основе  системно-деятельностного подхода. Учитель через систему вопросов обозначает проблему, ученики принимают проблему. Учитель направляет  деятельность учеников. Знания не даются в готовом виде. обучающиеся самостоятельно ищут решения поставленной задачи; групповая работа направлена на развитие коммуникативных компетенций детей, они взаимодействуют в группах

Урок в начальной школе «Искус-ство»

Уроку предшествовала большая подготовка самого учителя.

Поделила класс на группы.

Направляет учащихся, координирует их работу, используя схемы, план работы, таблицы, наглядный материал, тетради.

В ходе работы

консультирует и корректирует действия учащихся,

находит способы включения в работу каждого ученика.

Слушают, анализируют, ставят вопросы и высказывают свои предложения, опираются на свои знания.

Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа.

Распределяют работу между членами группы, общаются, выслушивают предложения друг друга, находят компромисс. Обобщают и делают выводы.

Выстраивают алгоритм своей работы и работы группы в целом.

Подводят итоги-презентуют перед классом, предварительно распределив обязанности каждого члена группы.

Групповая работа – полилог, фронтальная работа.

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе того, что уже усвоено и того, что еще не известно). Планирование (определение промежуточных целей, составление плана и последовательности действий). Контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном).

Планирование и прогнозирование, поиск информации в предложенных источниках,  взаимоконтроль.

Урок современного типа, в основе которого заложен принцип системно– деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

Используются разнообразные формы, методы и приёмы обучения, повышающих активность учащихся.

Я считаю, что в начале урока нужно было создать проблемную ситуацию, подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали тему и цели урока, а не назвать всё самой.

Литература, 10 класс

Образ Платона Каратаева

Учительница правильно, точно, логично подводит к проблеме.

учащиеся Учительница методично фиксирует всё, что говорят ученики, как выстраивают мысль, при возможности помогает им.

Организует учебное взаимодействие учеников (групп) и следующее обсуждение составленных моделей.

Оценивает выполнение каждой операции (диагностическая работа). Организует практическую работу. деятельность

Выдвигают проблему, решают задачи, ученики точно, правильно и логично аргументируют свой ответ. Пытаются

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Индивидуальная, групповая и фронтальная формы.

Ученики актуализируют накопленные знание, приобретая при этом новые. Применяют их при ответе на уроке..

Учащиеся умеют слушать своих однолкассников,

строят точные высказывания, аргументируют чётко свои ответы, ответы своих одноклассников. Умеют анализировать проблему.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения.

Осуществляют пошаговый контроль по результату

Целеполагание, самостоятельное выделение и формулирование цели структурирование знаний, анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Учитель литературы прекрасно реализовала системно-деятельностный подход. Учительница создала благоприятные условия для учащихся, помогла сориентироваться ученикам, когда те, затруднялись при ответе.

На уроке происходило формирование личностных качеств обучающихся, развивалось творческое мышление, закреплялись приемы учебной деятельности. Здоровьесбережению способствовала смена видов деятельности. Эмоциональный настрой и смена видов деятельности обеспечили комфортную психологическую атмосферу на протяжении всего урока.

Урок инновационный, высокоэффективный. Ученики справились с заданиями.

Учебное время на уроке использовалось эффективно.

организует «мозговой штурм»

стимулирует детей проводить параллели с ранее изученным материалом, предлагает групповое задание (творческое и теоритическое одновременно).

Осуществляет: групповой контроль, побуждает к высказыванию своего мнения, наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи, организует беседу

Связывает результаты урока с его целями, акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Выбирают актуальную информацию, обобщают, сравнивают, выявляют закономерности и противоречия в предлагаемых фактах,

Выявляют причинно-следственные связи, делают выводы

Формулируют обобщения и выводы, прогнозируют процессы

Групповая форма работы.

Приемы «кластер», «толстые» и «тонкие» вопросы.

Индивидуальная форма работы

Публично представляют результаты выполненной работы, коллективно строят действия по достижению цели работы в группе

Рассказывают о результатах выполненной работы, слушают мнения других учеников, в ходе дискуссии задают и отвечают на вопросы

Слушают учителя, соотносят свои результаты с со словами учителя

Ключевые слова, сводная таблица

Самостоятельно планируют свою деятельность

Принимают решение группой, аргументируют предлагаемые варианты решений

Аргументируют выбранное решение. Проверяют себя и оцениваю свои достижения

Рефлексивные приемы (подведение итогов с помощью наводящих вопросов учителя)

Учитель – модератор.

Модератор – это педагог, который учит учиться, мыслить, работать с информацией, сотрудничать.

Модерирование – это деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей ученика и его способностей.Учитель – тьютер.

Тьютор (англ. tutor — наставник, репетитор, преподаватель) – это человек, который сопровождает ребенка в учебном процессе, помогает ему решать многие образовательные и организационные вопросы.

Осуществляет педагогическое сопровождение ученикаУчитель: это профессионал, который:

демонстрирует универсальные и предметные способы действий

инициирует действия учащихся

консультирует и корректирует их действия

находит способы включения в работу каждого ученика

создает условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Исходя из перечисленного, формируются виды деятельности учителя и учащихся на разных этапах урока.

Умение видеть и формировать проблему, умение ставить вопросы и выдвигать гипотезу,

Извлечение информации из схем и рисунка.

Представление информации в виде таблицы.

Групповая и индивидуальная работа

Сотрудничество между учеником и учителем

Взаимодействие в процессе групповой работы. Распределение роли в работе.

Обобщают и делают выводы

– умеют выработать свою собственную точку зрения и обосновать ее, выбрав для этого нужные аргументы из приведенной совокупности фактов;

– умеют осуществлять выбор из нескольких альтернатив в сотрудничестве;

-ученик занимает управляющую позицию, проявляя самостоятельность и ответственность;

– умеют ученики определять проблемы, искать пути их решения и аргументировано представлять результаты работы;

– умеют подводить итоги

Составление плана работы, работа по плану с отметкой о её выполнении, рефлексия деятельности.

Планирование и самоконтроль.

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе того, что уже усвоено и того, что еще не известно);

планирование (определение промежуточных целей, составление плана и последовательности действий);

прогнозирование (предвосхищение результата);

контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном);

коррекция (внесение дополнений и корректив в план, способ действий);

оценка (осознание качества и уровня освоения материала, выделение того, что предстоит усвоить)

К теме выписаны на доске в столбик слова-ассоциации.

Ряд получился сравнительно правильным и достаточным. Учитель дал задание составить план, используя записанные слова;

• затем выслушал, сравнил с вариантом на картинке, добавил новые слова в ассоциативный ряд;

• оставил запись на доске

Структура урока соответствует структуре урока по ФГОС, учитель реализует системно-деятельностный подход, задания направляют обучающихся на самостоятельный поиск решения поставленной задачи; групповая работа направлена на развитие коммуникативных компетенций детей, они взаимодействуют в группах. Знания не даются в готовом виде.

Чек-лист анализа фрагмента учебного занятия.

Фронтальная форма работы, диалог,

самостоятельная работа по тексту, 
пересечение тем (философия, литература, геометрия), работа по созданию ассоциативного ряда, эвристическая беседа.

Постановка проблемных вопросов по образу Платона Каратаева.

Анализ предложенных высказываний на слайдах.

работа с учебником, планшетами как планирование своей деятельности ( быстрый поиск информации), сличение своего высказывания с высказываем другого ученика с целью согласия или дополнения сведений.

Вход в урок – работа с зашифрованной цитатой.

Проблемный диалог на протяжении всеурока

Структура урока соответствует структуре урока по ФГОС, учитель реализует системно-деятельностный подход через систему вопросов обозначает проблему, ученики принимают проблему. Учитель управляет поисковой деятельностью. Знания не даются в готовом видеНачальная щкола «Искусство»В основе урока заложен принцип системно– деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность:
учитель здесь и модератор, его деятельность направленная на раскрытие потенциальных возможностей ученика, его способностей.
Учитель здесь и тьютер. Он осуществляет педагогическое сопровождение ученика
 Учитель: это профессионал, который
демонстрирует универсальные и предметные способы действий, инициирует действия учащихся, консультирует и корректирует их действия, находит способы включения в работу каждого ученика,
создает условия для приобретения детьми жизненного опыта.
Исходя из перечисленного формируются виды деят-ти учителя и обучающихся на разных этапах урока  Умение видеть и формировать проблему,
умение ставить вопросы и выдвигать гипотизу,умение наблюдатьГрупповая, индивидуальная работаСотрудничество между учеником и учителемОбобщают и делают выводы
– умеют выработать свою собственную точку зрения и обосновать ее, выбрав для этого нужные аргументы из приведенной совокупности фактов;
– умеют осуществлять выбор из нескольких альтернатив в сотрудничестве;
-ученик занимает управляющую позицию, проявляя самостоятельность и ответственность ;
– умеют ученики определять проблемы, искать пути их решения и аргументировано представлять результаты работы;
– умеют подводить итоги;-целеполагание (постановка учебной задачи на основе того, что уже усвоено и того, что еще не известно);
-планирование (определение промежуточных целей, составление плана и последовательности действий);
-прогнозирование (предвосхищение результата);
-контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном);

-коррекция (внесение дополнений и корректив в план, способ действий);
-оценка (осознание качества и уровня освоения материала, выделение того, что предстоит усвоить);

Составление плана работы, работа по плану с отметкой о её выполнении, рефлексия деятельности.Структура урока соответствует структуре урока по ФГОС, учитель реализует системно-деятельностный подход, задания направляют обучающихся на самостоятельный поиск решения поставленной задачи; групповая работа направлена на развитие коммуникативных компетенций детей, они взаимодействуют в группах. Знания не даются в готовом виде.

ва в ро-мане Л.Н.Толстого «Война и мир»

технологию проблемного обучения организует условия, провоцирующие учеб-ную деятель-ность – ста-вит проб-лемный во-прос: « Что может скры-вать цитата ? Какие знаки есть в цита-те, связан-ные с содер-жанием ро-мана?»

Актуализа-ция опорных знаний

Фронтальная форма организации учебной деятельности: вопросно-ответная форма обучения, при которой учитель не сообщает учащимся готовых знаний, а через поставленные вопросы, не содержащие готового ответа, мотивирует учащихся находить решение, приходить к выводам, формировать новые понятия.

Используя исследовательско-поис-ковый ме-тод, задания по функци-ональной грамотности,организуя фронтальную работу и работу в группах (в данном случае в парах) ведет эвристическую беседу, помогающую выстраивать логические цепочки, определять границы в романе, установить

связь с Иисусом, С героями романа: Пьером, Марией Балконской,

Наташей Ростовой(на этапе усложнения положения)

систематизировать и обобщать знания. Проводя эвристическую беседу на уроке учитель

задает вопрос( ставит небольшую мыслительную задачу

. Каждый последующий вопрос вытекает из ответа на предыдущий

Вся совокуп-ность вопро-сов последо-вательно ведет уча-щихся к искомому, к

творческому овладению знаниями, умениями, развитию логических умений

«Результат проблемного обучения»

приводит цитату Толстого, которая является обобщением по теме урока.

Базовые логические действия: выявляют и характеризуют существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений

Строят ассоциативный ряд Работа с информацией:

-Работают с текстом, осуществляют

-Изучают философские фрагменты,высказанные в работе Платона.

Доказывают их актуальность .

Сопоставляют с идеями романа,определяют ,что такое душа ,в чем смысл жизни.

-высказывают свое мнение

-Делают выводы и обобщения.

Приходят к Результампроблемного обучения: творчески овладевают знаниями, умениями, развивают логические умения

Базовые исследовательские действия:

аргументировать свою позицию, мнение

Фронтальная, индивидуаль-ная, самостоя-тельная работа

Работа в парах

исследовательская работа, работа с электонными носителями,

работа со справочной литературой, анализ текса,

Построение ассоциативного ряда,

работа с текстом,

изучение философских фрагментов в работе Платона и

Доказательство их актуальности.

-Сопоставление с идеями романа что такое душа .

-высказывание своего мнения

– выводы и обобщения.)

Фронтальная работа – работа со всем классом. Виды: • беседа; • обсуждение;

работает со справочной литературой, ан Результат проблемного обучения: творческое овладение знаниями, умениями, развитие логических умений

Совместная деятельность:Учатся вести эвристическую беседу ,работать над проблемой самостоятельно, в парах, участвуя во фронтальном опросе

-прислушиваются к мнению партнёра, стараются учесть его позицию, если считаютее верной.

Учатся полно и точно выражать свои мысли. Развивают межличностные отношения. Взаимообучение.

Фронтальная, индивидуальнаясамостоятельная работа

Общение: высказывают идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения.

Обучающиеся учатся принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия , вносить соответствующие коррективы в их выполнение, ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

выбирают средства достижения целей.

обобщают, делают выводы,

построению логической цепочке рассуждений, анализируют истинность утверждений.

, понимание того, что уже усвоено и что необходимо усвоить .Ученики

самостоятельно выполняют задание, общее для всего класса, без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе.

Активизация познавательной деятельности через организацию совместных действий(работа в паре)

Фронта-льная, индивидуальная самостоятельная работа

Учебное занятие соответствует мето-дологии системно-деятельностного подхода, так как педагог на разных этапах учебного занятия реализует учебную деятельность через предъявление учеб-ных заданий, направленных на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы..Урок считаю результативным, соответ-ствующим всем критериям результативности урока:

-цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику

ляется учет лич-ностных, метапредметных и предметных пла-нируемых результатов.

ваны разнообразные фор-мы, методы и приемы обучения, повышающие ак-тивность учащихся.

-Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

-Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную форму обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

-Стиль, тон отношений, задава-емые на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта -Цель урока достигну

та: образ Каратаева рассмотрен с различных позиций, установлена логическая связь с другими образами произведения, с мировоззрением человека в целом ,с пониманием цели и смысла жизни.

Технология, 1 класс

1. Мотивационно – целевой этап. Учитель проверяет готовность, формулирует цели и задачи урока, планирует работу учащихся в достижении цели урока. 2. Актуализация опорных знаний. Учитель создает проблемные ситуации, которые необходимо решить в течение урока.

3. Изучение нового знания.

Организует работу в группах с раздаточным материалом и последующим отчётом о работе группы по плану у доски.

4. Самоконтроль и оценка.

Учитель контролирует как дети справились, нацеливает  ребят на оценку своей работы по плану, который был предложен в начале урока.

5. Рефлексия учебной деятельности Предлагает обсудить как была проведена работа: по плану или нет?.

Сравнивают объекты, устанавливают основания для сравнения, устанавливают аналогии.

объединяют части объекта (объекты) по определенному признаку (геометрические фигуры.

Определяют существенный признак для классификации, классифицируютпредложенные объекты (геометрические фигуры для аппликации, детали)

Находят закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,данных и наблюдениях на основе предложенного учителем

реальным и тем к чему надо стремиться (желательным ) состоянием объектана основе предложенных учителем вопросов.

С помощью учителя формулируют цель, планируют изменения объекта, ситуации;сравнивают несколько вариантов решения задачи, выбирают наиболееподходящий (на основе предложенных критериев, обсуждают порядок сборки.Формулируют выводы и подкрепляют их доказательствами на основерезультатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозируют возможное развитие процессов, событий и их последствия ваналогичных или сходных ситуациях.Самостоятельно создавать схемытаблицы для представления

Фронтальная работа (беседа, обсуждение).

Приёмы внешней организации учебной деятельности: слушание, наблюдение, рассматривание, планирование работы.

Приём познавательной (внутренней) деятельности – приём внимания, запоминания.

Анализируют и работают по плану

Создают таблицу для изготовления изделия

Приём познавательной (внутренней) деятельности: оперирование образами, суждениями, умозаключениями мыслительными операциями и действиями; приёмами словесного описания, объяснения, формулировки вопросов или проблем.

Фронтальная работа (беседа, обсуждение), групповая работа..

Приёмы внешней организации учебной деятельности: слушание, наблюдение, рассматривание. Фронтальная работа (беседа, обсуждение)

Приёмы внешней организации учебной деятельности: слушание.

Взаимодействуют с учителем и обучающимися. Воспринимают и формулируют суждения, выражают эмоции в соответствиис целями и условиями общения в знакомой среде.

Проявляют уважительное отношение к собеседнику, соблюдают правила

ведения диалога и дискуссии; признают возможность существования разных точек зрения.

шаги и сроки;

принимают цель совместной деятельности, коллективно строят действияпо ее достижению: распределяют роли, договариваются, обсуждают процесс ирезультат совместной работы;

Выбор 1 варианта человечка

проявляют готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы.

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, принятие решения и его реализация; оценивание своего вклада в общий результат.

совместных проектных заданий с опорой на предложенные

Фронтальная (беседа, обсуждение)

Проявляют уважение друг к другу, объясняют друг другу как выполнить работу, работа в группах идет слаженно, дети умеют и руководить и выполнять,

Опыт публичного выступления, оценивали вклад каждого участника группы,

Сотрудничество на высоком уровне..

Проверяют наличие источников информации.

Выстраивают последовательность выбранных действий (работа по плану)

Выделение учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Осознание качества и уровня усвоения.

Устанавливание причины успеха/неудач учебной деятельности.

Корректировка своих учебных действий для преодоления ошибок.

Фронтальная работа (вопрос – ответ)

Самостоятельная индивидуальная работа выполнение шаблона, работа в группах.

– Урок построен на основе принципов системно – деятельностного подхода.

– Была организована работа на основе учета уровня актуального развития предусматривающего разную меру трудности, помощи и взаимопомощи при усвоении программного материала.

– Была система научных понятий.

– Проводилась работа по отбору существенных признаков понятия, опора на раннее сформированные понятия,

– Решения практических задач.

– Введение в тему урока, постановка целей и задач изучения темы,

– Наличие самостоятельной работы, наблюдение, составление плана ответа, составление схем, алгоритмов.

– Наличие дискуссии, диалога со словами “докажите”, “прокомментируйте”, “добавьте”.

– Учитель поддерживала правильные версии детей по обсуждаемой теме.

– Наличие работы в сотрудничестве, “ведущий – ведомый”,

– Предложение на выбор заданий различной трудности, разной формы (индивидуализация и дифференциация.

– Стимулирование учеников к применению разных способов учебной деятельности.

– Использование разных способов оценки и самооценки, рефлексии результата.

– Учет индивидуальных возможностей и способностей.

– Обеспечены условия для сотрудничества сопереживания.

– Создание ситуации успеха.

– Сохранение здоровья 9 посадка, зрение).

Развитие творческого потенциала.

Грамотная речь учителя.

Развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *