Чек лист анализа фрагмента учебного занятия по истории

Учитель мотивирует к учебной деятельности, формулирует учебную задачу.

Организует работу с историческими понятиями, обращаясь к опыту учащихся.

Организует работу с исторической картой, учебником, историческим источником.

Рефлексия учебной деятельности

Осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации. Извлекать информацию из источника. Осуществлять реконструкцию исторической личности на основе собственной информации. Сравнивать события, выявляя общие признаки и различия. Формулировать и обосновывать выводы. Представлять результаты своей деятельности в различных формах.

Составить исторический портрет Спартака, используя текст учебника, карту, иллюстрации, дополнительную литературу и интернет ресурсы

Участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого. Выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте. Публично представлять результаты выполненного исследования. Осуществление совместного деятельности. Координировать свои действия с другими членами команды.

Составить рассказ от имени гладиатора:

о бегстве из Капуи,

о победе у подножия Везувия,

о прорыве рабами укреплений Красса.

Самоуправление познавательной и учебной деятельностью. Владение приемами самоорганизации. Выявление проблемы требующей решения. Составление плана действий и определение способа решений. Осуществление самооценки полученных результатов.

Развитие эмоционального интеллекта – ставить себя на место исторической личности, понимать мотивы действий

как исторической личности. Найти информацию о сохранении исторической памяти о Спартаке в мировой культуре.  Составить план рассказа. Подготовить рассказ.

Урок построен на основе принципов системно – деятельностного подхода, много активной и самостоятельной деятельности учащихся. Реализуется творческий потенциал учащихся, развитие исторического, аналитического мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

Формируется умение работать с историческими источниками.

Анализ
видеофрагментов учебных занятий с позиции системно-деятельностного подхода.

Проанализируйте видеоурок или
фрагменты двух видеоуроков с опорой на чек-лист:

Чек-лист анализа фрагмента
учебного занятия

Материалы к практической работе: ссылки на
видеофрагменты современных уроков по различным предметам.

Урок биологии 7 класс

Урок искусств, начальная школа

Современное учебное занятие в условиях
введения обновленных

Практическая работа № 2 «Анализ с позиции
системно-деятельностного подхода

видеофрагментов учебных занятий по
иностранному языку»

Проанализируйте видеоурок по или фрагменты двух видеоуроков с опорой
на чек-лист

Ссылка на видеофрагмент урока английского языка: https://www.youtube.com/watch?v=mudDNNDeI1U

Ссылка на видеофрагмент урока немецкого языка: https://www.youtube.com/watch?v=r6rtRw2ZJKc&t=26s

При
заполнении чек-листа просмотрите урок до 30 минуты (этого будет
достаточно для того, чтобы выполнить анализ);

Заполняйте
краткими, но полными фразами. Не старайтесь писать много.

***Думаем, что у Вас не
возникнет никаких трудностей при заполнении чек-листа***

Анализ видеофрагмента учебного занятия с
позиции системно-деятельностного подхода.

Материалы к практической части занятия:
ссылка на урок по литературе

Чек-лист анализа фрагмента
учебного занятия по литературе

Тема:  Образ Платона Каратаева
в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”

Общий вывод об учебном занятии с позиции
реализации системно-деятельностного подхода.

Структура урока соответствует структуре урока по ФГОС. Учитель
реализует системно-деятельностный подход, применяет различные формы работы:
групповую, парную, индивидуальную, фронтальную. Учитель обозначает проблему через
учебную задачу. Проблемный диалог, работа с текстом романа, соотнесение с личным
опытом обучающихся,  интеграция знаний, активные приёмы включения учащихся в самостоятельную учебную деятельность способствуют
созданию рабочей атмосферы, вовлечению в учебный процесс всего класса.

Скачано с www.znanio.ru

Практическая работа №2 «Анализ видеофрагментов учебных занятий с позиции системно-деятельностного подхода»

Проанализируйте видеоурок или фрагменты двух видеоуроков с опорой на чек-лист.

Чек-лист анализа фрагмента учебного занятия

Тема анализируемого учебного занятия

Общий вывод об учебном занятии в контексте реализации системно-деятельностного подхода

Формы и приемы организации деятельности

Биология, 7 класс

Этап актуализации знанийПостановка познавательной задачи (проблемной ситуации).

Учитель использует эвристическую беседу (практические, интерпретационные и уточняющие вопросы), мотивирует учащихся находить решение, приходить к выводам, формировать новые понятия

Направляющая деятельность учителя

Этап изучения нового знания

Учитель подводит детей к понятиям, помогает формулировать

Этап закрепления нового знания

и применение его в жизни

Учитель контролирует учебную деятельность в группах, используя ситуацию актуального активизирующего затруднения, организационная деятельность по выдвижению идей, гипотез, целью которых является получение личного образовательного результата, выраженного в продуктах (построение наглядных моделей из пластилина)

Подведение итогов. Помогает провести анализ и характеристику, построенных моделей. Предлагает задание на закрепление и применение понятий в жизни

Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. Проблемно-диалоговое взаимодействие (повторение материала, сравнение процессов питания и газообмена)

Ученики «открывали» знания самостоятельно находили ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию полученную от учителя, а также в процессе самостоятельной исследовательской деятельности (построение модели питания, у каждой группы своя модель)

Сообщение о результатах работы в группах (презентация продукта) Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Презентация как работала группа.

Отвечают на простые и сложные вопросы учителя, анализируют и делают выводы, сравнивают, обобщают, классифицируют.

Моделирование (создание наглядной модели для разных способов  питания).

Презентация готового продукта.  защитное слово, выступать всем членам группы

вести диалог и участвовать в дискуссии; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде

Совместная деятельность (договариваются, кто будет выполнять, какую работу в группе)

Взаимообучение. Принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы. результат. Выполнять совместные задания

Обсуждение. Слушать и понимать речь других

Взаимодействие в процессе групповой работы. Умение договариваться, строить речевое высказывание в соответствие с поставленной задачей.

Представление продукта, готовили небольшие публичные выступления

Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата

Устанавливать причины успеха (неудачи) учебной деятельности. Корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Самоконтроль.Устанавливать причины успеха (неудачи) учебной деятельности. Корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Выполнение задания в диалоге с учителем. Совместное составление плана работы.

Составление плана работы, работа по плану с отметкой о её выполнении, рефлексия деятельности.

На мой взгляд, структура урока соответствует структуре урока на основе  системно-деятельностного подхода. Учитель через систему вопросов обозначает проблему, ученики принимают проблему. Учитель направляет  деятельность учеников. Знания не даются в готовом виде. обучающиеся самостоятельно ищут решения поставленной задачи; групповая работа направлена на развитие коммуникативных компетенций детей, они взаимодействуют в группах.

ва в ро-мане Л.Н.Толстого «Война и мир»

технологию проблемного обучения организует условия, провоцирующие учеб-ную деятель-ность – ста-вит проб-лемный во-прос: « Что может скры-вать цитата ? Какие знаки есть в цита-те, связан-ные с содер-жанием ро-мана?»

Актуализа-ция опорных знаний

Фронтальная форма организации учебной деятельности: вопросно-ответная форма обучения, при которой учитель не сообщает учащимся готовых знаний, а через поставленные вопросы, не содержащие готового ответа, мотивирует учащихся находить решение, приходить к выводам, формировать новые понятия.

Используя исследовательско-поис-ковый ме-тод, задания по функци-ональной грамотности,организуя фронтальную работу и работу в группах (в данном случае в парах) ведет эвристическую беседу, помогающую выстраивать логические цепочки, определять границы в романе, установить

связь с Иисусом, С героями романа: Пьером, Марией Балконской,

Наташей Ростовой(на этапе усложнения положения)

систематизировать и обобщать знания. Проводя эвристическую беседу на уроке учитель

задает вопрос( ставит небольшую мыслительную задачу

. Каждый последующий вопрос вытекает из ответа на предыдущий

Вся совокуп-ность вопро-сов последо-вательно ведет уча-щихся к искомому, к

творческому овладению знаниями, умениями, развитию логических умений

«Результат проблемного обучения»

приводит цитату Толстого, которая является обобщением по теме урока.

Базовые логические действия: выявляют и характеризуют существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений

Строят ассоциативный ряд Работа с информацией:

-Работают с текстом, осуществляют

-Изучают философские фрагменты,высказанные в работе Платона.

Доказывают их актуальность .

Сопоставляют с идеями романа,определяют ,что такое душа ,в чем смысл жизни.

-высказывают свое мнение

-Делают выводы и обобщения.

Приходят к Результампроблемного обучения: творчески овладевают знаниями, умениями, развивают логические умения

Базовые исследовательские действия:

аргументировать свою позицию, мнение

Фронтальная, индивидуаль-ная, самостоя-тельная работа

Работа в парах

исследовательская работа, работа с электонными носителями,

работа со справочной литературой, анализ текса,

Построение ассоциативного ряда,

работа с текстом,

изучение философских фрагментов в работе Платона и

Доказательство их актуальности.

-Сопоставление с идеями романа что такое душа .

-высказывание своего мнения

– выводы и обобщения.)

Фронтальная работа – работа со всем классом. Виды: • беседа; • обсуждение;

работает со справочной литературой, ан Результат проблемного обучения: творческое овладение знаниями, умениями, развитие логических умений

Совместная деятельность:Учатся вести эвристическую беседу ,работать над проблемой самостоятельно, в парах, участвуя во фронтальном опросе

-прислушиваются к мнению партнёра, стараются учесть его позицию, если считаютее верной.

Учатся полно и точно выражать свои мысли. Развивают межличностные отношения. Взаимообучение.

Фронтальная, индивидуальнаясамостоятельная работа

Общение: высказывают идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения.

Обучающиеся учатся принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия , вносить соответствующие коррективы в их выполнение, ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

выбирают средства достижения целей.

обобщают, делают выводы,

построению логической цепочке рассуждений, анализируют истинность утверждений.

, понимание того, что уже усвоено и что необходимо усвоить .Ученики

самостоятельно выполняют задание, общее для всего класса, без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе.

Активизация познавательной деятельности через организацию совместных действий(работа в паре)

Фронта-льная, индивидуальная самостоятельная работа

Учебное занятие соответствует мето-дологии системно-деятельностного подхода, так как педагог на разных этапах учебного занятия реализует учебную деятельность через предъявление учеб-ных заданий, направленных на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы..Урок считаю результативным, соответ-ствующим всем критериям результативности урока:

-цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику

ляется учет лич-ностных, метапредметных и предметных пла-нируемых результатов.

ваны разнообразные фор-мы, методы и приемы обучения, повышающие ак-тивность учащихся.

-Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

-Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную форму обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

-Стиль, тон отношений, задава-емые на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта -Цель урока достигну

та: образ Каратаева рассмотрен с различных позиций, установлена логическая связь с другими образами произведения, с мировоззрением человека в целом ,с пониманием цели и смысла жизни.

Технология, 1 класс

1. Мотивационно – целевой этап. Учитель проверяет готовность, формулирует цели и задачи урока, планирует работу учащихся в достижении цели урока. 2. Актуализация опорных знаний. Учитель создает проблемные ситуации, которые необходимо решить в течение урока.

3. Изучение нового знания.

Организует работу в группах с раздаточным материалом и последующим отчётом о работе группы по плану у доски.

4. Самоконтроль и оценка.

Учитель контролирует как дети справились, нацеливает  ребят на оценку своей работы по плану, который был предложен в начале урока.

5. Рефлексия учебной деятельности Предлагает обсудить как была проведена работа: по плану или нет?.

Сравнивают объекты, устанавливают основания для сравнения, устанавливают аналогии.

объединяют части объекта (объекты) по определенному признаку (геометрические фигуры.

Определяют существенный признак для классификации, классифицируютпредложенные объекты (геометрические фигуры для аппликации, детали)

Находят закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,данных и наблюдениях на основе предложенного учителем

реальным и тем к чему надо стремиться (желательным ) состоянием объектана основе предложенных учителем вопросов.

С помощью учителя формулируют цель, планируют изменения объекта, ситуации;сравнивают несколько вариантов решения задачи, выбирают наиболееподходящий (на основе предложенных критериев, обсуждают порядок сборки.Формулируют выводы и подкрепляют их доказательствами на основерезультатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозируют возможное развитие процессов, событий и их последствия ваналогичных или сходных ситуациях.Самостоятельно создавать схемытаблицы для представления

Фронтальная работа (беседа, обсуждение).

Приёмы внешней организации учебной деятельности: слушание, наблюдение, рассматривание, планирование работы.

Приём познавательной (внутренней) деятельности – приём внимания, запоминания.

Групповая форма работы: совместное выполнение одинакового задания.

Анализируют и работают по плану

Создают таблицу для изготовления изделия

Приём познавательной (внутренней) деятельности: оперирование образами, суждениями, умозаключениями мыслительными операциями и действиями; приёмами словесного описания, объяснения, формулировки вопросов или проблем.

Фронтальная работа (беседа, обсуждение), групповая работа..

Приёмы внешней организации учебной деятельности: слушание, наблюдение, рассматривание. Фронтальная работа (беседа, обсуждение)

Приёмы внешней организации учебной деятельности: слушание.

Взаимодействуют с учителем и обучающимися. Воспринимают и формулируют суждения, выражают эмоции в соответствиис целями и условиями общения в знакомой среде.

Проявляют уважительное отношение к собеседнику, соблюдают правила

ведения диалога и дискуссии; признают возможность существования разных точек зрения.

шаги и сроки;

принимают цель совместной деятельности, коллективно строят действияпо ее достижению: распределяют роли, договариваются, обсуждают процесс ирезультат совместной работы;

Выбор 1 варианта человечка

проявляют готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы.

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, принятие решения и его реализация; оценивание своего вклада в общий результат.

совместных проектных заданий с опорой на предложенные

Фронтальная (беседа, обсуждение)

Проявляют уважение друг к другу, объясняют друг другу как выполнить работу, работа в группах идет слаженно, дети умеют и руководить и выполнять,

Опыт публичного выступления, оценивали вклад каждого участника группы,

Сотрудничество на высоком уровне..

Проверяют наличие источников информации.

планируют действия по решению учебной задачи для получения

Выстраивают последовательность выбранных действий (работа по плану)

Выделение учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Осознание качества и уровня усвоения.

Устанавливание причины успеха/неудач учебной деятельности.

Корректировка своих учебных действий для преодоления ошибок.

Фронтальная работа (вопрос – ответ)

Самостоятельная индивидуальная работа выполнение шаблона, работа в группах.

– Урок построен на основе принципов системно – деятельностного подхода.

– Была организована работа на основе учета уровня актуального развития предусматривающего разную меру трудности, помощи и взаимопомощи при усвоении программного материала.

– Была система научных понятий.

– Проводилась работа по отбору существенных признаков понятия, опора на раннее сформированные понятия,

– Решения практических задач.

– Введение в тему урока, постановка целей и задач изучения темы,

– Наличие самостоятельной работы, наблюдение, составление плана ответа, составление схем, алгоритмов.

– Наличие дискуссии, диалога со словами “докажите”, “прокомментируйте”, “добавьте”.

– Учитель поддерживала правильные версии детей по обсуждаемой теме.

– Наличие работы в сотрудничестве, “ведущий – ведомый”,

– Предложение на выбор заданий различной трудности, разной формы (индивидуализация и дифференциация.

– Стимулирование учеников к применению разных способов учебной деятельности.

– Использование разных способов оценки и самооценки, рефлексии результата.

– Учет индивидуальных возможностей и способностей.

– Обеспечены условия для сотрудничества сопереживания.

– Создание ситуации успеха.

– Сохранение здоровья 9 посадка, зрение).

Развитие творческого потенциала.

Грамотная речь учителя.

Развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

ЧЕК-ЛИСТ ПО ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» 5 КЛАСС ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ (7 УЧЕБНЫХ НЕДЕЛЬ, 2 УРОКА В НЕДЕЛЮ)

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: САПУНОВА Е. С.

УЧЕБНИК: Вигасин А. А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свеницкая; под ред. А. А. Искендерова. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 303 с.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/489652-chek-list-po-predmetu-vsemirnaja-istorija-5-k

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *