Литература, 10 класс
Образ Платона Каратаева
Учительница правильно, точно, логично подводит к проблеме.
учащиеся Учительница методично фиксирует всё, что говорят ученики, как выстраивают мысль, при возможности помогает им.
Организует учебное взаимодействие учеников (групп) и следующее обсуждение составленных моделей.
Оценивает выполнение каждой операции (диагностическая работа). Организует практическую работу. деятельность
Выдвигают проблему, решают задачи, ученики точно, правильно и логично аргументируют свой ответ. Пытаются
Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.
Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.
Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.
Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.
Индивидуальная, групповая и фронтальная формы.
Ученики актуализируют накопленные знание, приобретая при этом новые. Применяют их при ответе на уроке..
Учащиеся умеют слушать своих однолкассников,
строят точные высказывания, аргументируют чётко свои ответы, ответы своих одноклассников. Умеют анализировать проблему.
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения.
Осуществляют пошаговый контроль по результату
Целеполагание, самостоятельное выделение и формулирование цели структурирование знаний, анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Учитель литературы прекрасно реализовала системно-деятельностный подход. Учительница создала благоприятные условия для учащихся, помогла сориентироваться ученикам, когда те, затруднялись при ответе.
устанавливать основания для сравнения.
вести диалог и участвовать в дискуссии; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.
Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.
обучает детей осуществлять рефлексивное действие, а стиль, тон отношений, задаваемые на уроке создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. Учитель во время урока формирует умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений. На уроке учитель применила во время презентации бригадный метод группового познания и частично «Полилог», так как дети презентовали свой продукт: группы выполняли своё задание и выступал каждый член группы по предложенному плану учителя с Использованием ЭОР.
Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).
Инструктаж о последовательности работы.
Раздача дидактического материала по группам.
Учитель контролирует учебную деятельность в группах, используя ситуацию актуального активизирующего затруднения, организационная деятельность по выдвижению идей, гипотез, целью которой является получение личного образовательного результата, выраженного в продуктах (планах, моделях-продуктах (аппликация)).
Активизация познавательной деятельности через организацию совместных действий.
Базовые исследовательские действия .
Работа с информацией (распределение фигур в таблицу).
Взаимообучение. Принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы. Проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат. Выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Устанавливать причины успеха (неудачи) учебной деятельности. Корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Направляющая и контролирующая деятельность учителя.
Сообщают правила прослушивания «Учимся выступать с презентацией».
защитное слово, выступать всем членам группы.
Учитель – модератор.
Модератор – это педагог, который учит учиться, мыслить, работать с информацией, сотрудничать.
Модерирование – это деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей ученика и его способностей.Учитель – тьютер.
Тьютор (англ. tutor — наставник, репетитор, преподаватель) – это человек, который сопровождает ребенка в учебном процессе, помогает ему решать многие образовательные и организационные вопросы.
Осуществляет педагогическое сопровождение ученикаУчитель: это профессионал, который:
демонстрирует универсальные и предметные способы действий
инициирует действия учащихся
консультирует и корректирует их действия
находит способы включения в работу каждого ученика
создает условия для приобретения детьми жизненного опыта.
Исходя из перечисленного, формируются виды деятельности учителя и учащихся на разных этапах урока.
Умение видеть и формировать проблему, умение ставить вопросы и выдвигать гипотезу,
Извлечение информации из схем и рисунка.
Представление информации в виде таблицы.
Групповая и индивидуальная работа
Сотрудничество между учеником и учителем
Взаимодействие в процессе групповой работы. Распределение роли в работе.
Обобщают и делают выводы
– умеют выработать свою собственную точку зрения и обосновать ее, выбрав для этого нужные аргументы из приведенной совокупности фактов;
– умеют осуществлять выбор из нескольких альтернатив в сотрудничестве;
-ученик занимает управляющую позицию, проявляя самостоятельность и ответственность;
– умеют ученики определять проблемы, искать пути их решения и аргументировано представлять результаты работы;
– умеют подводить итоги
Составление плана работы, работа по плану с отметкой о её выполнении, рефлексия деятельности.
Планирование и самоконтроль.
Целеполагание (постановка учебной задачи на основе того, что уже усвоено и того, что еще не известно);
планирование (определение промежуточных целей, составление плана и последовательности действий);
прогнозирование (предвосхищение результата);
контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном);
коррекция (внесение дополнений и корректив в план, способ действий);
оценка (осознание качества и уровня освоения материала, выделение того, что предстоит усвоить)
К теме выписаны на доске в столбик слова-ассоциации.
Ряд получился сравнительно правильным и достаточным. Учитель дал задание составить план, используя записанные слова;
• затем выслушал, сравнил с вариантом на картинке, добавил новые слова в ассоциативный ряд;
• оставил запись на доске
Структура урока соответствует структуре урока по ФГОС, учитель реализует системно-деятельностный подход, задания направляют обучающихся на самостоятельный поиск решения поставленной задачи; групповая работа направлена на развитие коммуникативных компетенций детей, они взаимодействуют в группах. Знания не даются в готовом виде.
Математика, 6 класс
Решение практико-ориентированных задач
Организующая, направляющая. Учитель формулирует цели и задачи урока, планирует работу учащихся в достижении цели урока. Организует выполнение группового задания: • постановка познавательной задачи (проблемной ситуации); • инструктаж о последо-вательности работы; • раздача дидактического материала по группам. Использует задания по функциональной грамотности. Консульти-рует и корректирует действия обучающих-ся. Организует проверку, разбор решения практико-ориентированной задачи. Привлекает к анализу решения эксперта.
Развитие навыков смыслового чтения, поиск и выделение необходимой информации, структуриро-вание знаний. Проблемно-диалоговое взаимодействие, поисково-исследова-тельский метод.
Учитель ставит проблему в виде задачи. Обучающиеся осуществляют осознан-ный выбор способа решения задачи, используя поисково-исследова-тельский метод; проводят логически обоснованные рассуждения, расчеты. Защищают выбран-ный способ решения, делают вывод.
Учебное сотрудничес-тво. Работа в группах. Умение четко формулиро-вать свою позицию, понимать других; участие в коллектив-ном обсуждении.
Взаимодействие в процессе групповой работы: совместное выполнение одинакового задания. Общение: высказыва-ют идеи, нацеленные на решение учебной задачи. Прием учебной деятельности: слушание друг друга, исследова-ние, вычисление.
Самоорганизация: планируют действия по решению учебной задачи для получения результата. Построение логической цепочки рассуждений, анализ результата полученных вычислений. Контролируют и оценивают свои действия, вносят соответствующие коррективы в их выполнение, проявляют познаватель-ную инициативу в учебном сотрудничест-ве. Выбор способов достижения цели. Обобщают, делают выводы. Ученики выдвигают версии, самостоятельно выполняют задание в своей группе, общее для всего класса, без контакта с другими группами, но в едином для всех темпе. Сообщение о результатах работы, защита решения.
Совместное составление плана решения. Работа в группах. Правиль-ность выполнения заданий проверяется с помощью взаимо-контроля, эксперта. Оценка результата своей работы.
Структура урока соответствует структуре урока по ФГОС. Учитель реализует системно-деятельност-ный подход. Учитель применяет групповую форму работы, которая направлена на развитие коммуникативных компетенций. Учитель обозначил проблему через задачу, направил обучающихся на самостоятельный поиск решения. Знания не даются в готовом виде. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничест-во со сверстниками и учителем на основе овладения вербальными и невербальны-ми средствами коммуникации Стиль, тон отношений, задаваемые на уроке, создают атмосферу сотрудничест-ва, сотворчества, психологичес-кого комфорта.
Чек-лист анализа фрагмента учебного занятия.
Тема анализируемого учебного занятия
Общий вывод об учебном занятии в контексте реализации системно-деятельностного подхода
Формы и приемы организации деятельности
Биология, 7 класс
Этап актуализации знанийПостановка познавательной задачи (проблемной ситуации).
Учитель использует эвристическую беседу (практические, интерпретационные и уточняющие вопросы), мотивирует учащихся находить решение, приходить к выводам, формировать новые понятия
Направляющая деятельность учителя
Этап изучения нового знания
Учитель подводит детей к понятиям, помогает формулировать
Этап закрепления нового знания
и применение его в жизни
Учитель контролирует учебную деятельность в группах, используя ситуацию актуального активизирующего затруднения, организационная деятельность по выдвижению идей, гипотез, целью которых является получение личного образовательного результата, выраженного в продуктах (построение наглядных моделей из пластилина)
Подведение итогов. Помогает провести анализ и характеристику, построенных моделей. Предлагает задание на закрепление и применение понятий в жизни
Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. Проблемно-диалоговое взаимодействие (повторение материала, сравнение процессов питания и газообмена)
Ученики «открывали» знания самостоятельно находили ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию полученную от учителя, а также в процессе самостоятельной исследовательской деятельности (построение модели питания, у каждой группы своя модель)
Сообщение о результатах работы в группах (презентация продукта) Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Презентация как работала группа.
Отвечают на простые и сложные вопросы учителя, анализируют и делают выводы, сравнивают, обобщают, классифицируют.
Моделирование (создание наглядной модели для разных способов питания).
Презентация готового продукта. защитное слово, выступать всем членам группы
Совместная деятельность (договариваются, кто будет выполнять, какую работу в группе)
Взаимообучение. Принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы. результат. Выполнять совместные задания
Обсуждение. Слушать и понимать речь других
Взаимодействие в процессе групповой работы. Умение договариваться, строить речевое высказывание в соответствие с поставленной задачей.
Представление продукта, готовили небольшие публичные выступления
Самоконтроль.Устанавливать причины успеха (неудачи) учебной деятельности. Корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Выполнение задания в диалоге с учителем. Совместное составление плана работы.
Составление плана работы, работа по плану с отметкой о её выполнении, рефлексия деятельности.
На мой взгляд, структура урока соответствует структуре урока на основе системно-деятельностного подхода. Учитель через систему вопросов обозначает проблему, ученики принимают проблему. Учитель направляет деятельность учеников. Знания не даются в готовом виде. обучающиеся самостоятельно ищут решения поставленной задачи; групповая работа направлена на развитие коммуникативных компетенций детей, они взаимодействуют в группах.
Тема занятия: «Современное учебное занятие в условиях введения обновленных ФГОСНОО, ФГОС ООО».
Практическая работа №2«Анализ с позиции системно-деятельностного подхода видеофрагментов учебных занятий».
Анализ урока математики в соответствии с требованиями ФГОС
Класс, учитель: Гуриева Фатима Махарбековна
Количество учащихся в классе: 18
Присутствовали на уроке: 16
Тема урока: Внетабличное умножение и деление
урок применения знаний и умений
: закрепить знания, умения и навыки, полученные на уроках ;развивать внимание, память, познавательную активность учащихся, а также развивать интерес к предмету через игровую форму работы, повышать активность учащихся; воспитывать чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы, а также чувство взаимопомощи.
–повторить таблицу умножения и деления;
-закрепить умение выполнять внетабличное умножение и деление чисел;
-совершенствовать вычислительные навыки.
развивать у детей логическое мышление, внимание, память, познавательный интерес к предмету; навыки речевой культуры.
воспитывать умение работать в коллективе, дружбу и взаимопомощь, стимулировать к поиску новых знаний
Директор МБОУ СОШ №2 Кантемирова Э.А.
Технология, 1 класс
1. Мотивационно – целевой этап. Учитель проверяет готовность, формулирует цели и задачи урока, планирует работу учащихся в достижении цели урока. 2. Актуализация опорных знаний. Учитель создает проблемные ситуации, которые необходимо решить в течение урока.
3. Изучение нового знания.
Организует работу в группах с раздаточным материалом и последующим отчётом о работе группы по плану у доски.
4. Самоконтроль и оценка.
Учитель контролирует как дети справились, нацеливает ребят на оценку своей работы по плану, который был предложен в начале урока.
5. Рефлексия учебной деятельности Предлагает обсудить как была проведена работа: по плану или нет?.
Сравнивают объекты, устанавливают основания для сравнения, устанавливают аналогии.
объединяют части объекта (объекты) по определенному признаку (геометрические фигуры.
Определяют существенный признак для классификации, классифицируютпредложенные объекты (геометрические фигуры для аппликации, детали)
Находят закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,данных и наблюдениях на основе предложенного учителем
реальным и тем к чему надо стремиться (желательным ) состоянием объектана основе предложенных учителем вопросов.
С помощью учителя формулируют цель, планируют изменения объекта, ситуации;сравнивают несколько вариантов решения задачи, выбирают наиболееподходящий (на основе предложенных критериев, обсуждают порядок сборки.Формулируют выводы и подкрепляют их доказательствами на основерезультатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозируют возможное развитие процессов, событий и их последствия ваналогичных или сходных ситуациях.Самостоятельно создавать схемытаблицы для представления
Фронтальная работа (беседа, обсуждение).
Приёмы внешней организации учебной деятельности: слушание, наблюдение, рассматривание, планирование работы.
Приём познавательной (внутренней) деятельности – приём внимания, запоминания.
Групповая форма работы: совместное выполнение одинакового задания.
Анализируют и работают по плану
Создают таблицу для изготовления изделия
Приём познавательной (внутренней) деятельности: оперирование образами, суждениями, умозаключениями мыслительными операциями и действиями; приёмами словесного описания, объяснения, формулировки вопросов или проблем.
Фронтальная работа (беседа, обсуждение), групповая работа..
Приёмы внешней организации учебной деятельности: слушание, наблюдение, рассматривание. Фронтальная работа (беседа, обсуждение)
Приёмы внешней организации учебной деятельности: слушание.
Взаимодействуют с учителем и обучающимися. Воспринимают и формулируют суждения, выражают эмоции в соответствиис целями и условиями общения в знакомой среде.
Проявляют уважительное отношение к собеседнику, соблюдают правила
ведения диалога и дискуссии; признают возможность существования разных точек зрения.
шаги и сроки;
принимают цель совместной деятельности, коллективно строят действияпо ее достижению: распределяют роли, договариваются, обсуждают процесс ирезультат совместной работы;
Выбор 1 варианта человечка
проявляют готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы.
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, принятие решения и его реализация; оценивание своего вклада в общий результат.
совместных проектных заданий с опорой на предложенные
Фронтальная (беседа, обсуждение)
Проявляют уважение друг к другу, объясняют друг другу как выполнить работу, работа в группах идет слаженно, дети умеют и руководить и выполнять,
Опыт публичного выступления, оценивали вклад каждого участника группы,
Сотрудничество на высоком уровне..
Проверяют наличие источников информации.
Выстраивают последовательность выбранных действий (работа по плану)
Выделение учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
Осознание качества и уровня усвоения.
Устанавливание причины успеха/неудач учебной деятельности.
Корректировка своих учебных действий для преодоления ошибок.
Фронтальная работа (вопрос – ответ)
Самостоятельная индивидуальная работа выполнение шаблона, работа в группах.
– Урок построен на основе принципов системно – деятельностного подхода.
– Была организована работа на основе учета уровня актуального развития предусматривающего разную меру трудности, помощи и взаимопомощи при усвоении программного материала.
– Была система научных понятий.
– Проводилась работа по отбору существенных признаков понятия, опора на раннее сформированные понятия,
– Решения практических задач.
– Введение в тему урока, постановка целей и задач изучения темы,
– Наличие самостоятельной работы, наблюдение, составление плана ответа, составление схем, алгоритмов.
– Наличие дискуссии, диалога со словами “докажите”, “прокомментируйте”, “добавьте”.
– Учитель поддерживала правильные версии детей по обсуждаемой теме.
– Наличие работы в сотрудничестве, “ведущий – ведомый”,
– Предложение на выбор заданий различной трудности, разной формы (индивидуализация и дифференциация.
– Стимулирование учеников к применению разных способов учебной деятельности.
– Использование разных способов оценки и самооценки, рефлексии результата.
– Учет индивидуальных возможностей и способностей.
– Обеспечены условия для сотрудничества сопереживания.
– Создание ситуации успеха.
– Сохранение здоровья 9 посадка, зрение).
Развитие творческого потенциала.
Грамотная речь учителя.
Развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.
Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС
Класс, учитель: 1 класс «Д», Паршина Т. П.
Количество учащихся в классе: 32 чел.
Присутствовали на уроке: 29 чел.
Тема урока: «Число и цифра 3».
изучение нового материала и первичного закрепления.
: формирование норм нравственно-этического поведения в разных формах работы;
развитие навыка работы с учебником; развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения; уточнение и расширение словарного запаса учащихся при использовании математической терминологии;
формирование понятия числа и цифры 3; определение места числа в числовом ряду, написание цифры 3.
Моя проблемная задача:
как обеспечить успешность каждого обучающегося на уроке; как сохранить и укрепить здоровье ребёнка при организации его учебной деятельности.
: компьютер, проектор, презентация, учебник, раздаточный материал, рабочие тетради; цифра 3; цифровой ряд чисел от 1 до 10; конверты с материалом для парной работы, фишки.
знать название числа 3; уметь находить число 3 в числовом ряду; уметь находить предметы, представленные по три; уметь записывать цифру 3.
: число, цифра
учебник А. Л. Чекин «Математика», 1 класс.
На данном этапе дети имеют уже достаточные знания, практические навыки: обозначают числа 1, 0, 2; соотносят количество предметов с числом; для записи чисел используют цифры 1, 0, 2; определяют тему и цель урока; умеют выражать свое мнение.
Для достижения цели использовались
объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, методы устного и письменного контроля и самоконтроля.
с уроком окружающего мира.
В ходе урока были использованы различные : фронтальная, парная, индивидуальная.
На уроке, с целью активизации работы, были использованы
различные виды контроля: контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль.
: наблюдение, сравнение, аналогия.
Данный урок включает
I этап – организационный момент.
1) мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
2) определить содержательные рамки урока.
На этом этапе идет формирование (обозначается смысловая ориентация).
II этап – постановка цели и определение темы урока.
сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке.
III этап – первичное восприятие нового материала.
1) учить находить предметы, представленные по три;
2)познакомить с названием и обозначением числа 3;
3) уметь вести счет предметов.
4) учить писать цифру 3.
На этом этапе идет формирование (проявляют познавательную инициативу в оказании помощи героям учебника и соседу по парте);
(выполняют задания с использованием материальных объектов, формулируют правило);
(умение слушать собеседника, вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие);
IV этап – первичное закрепление учебного материала.
: формировать навыки использования изученного материала.
На этом этапе формируются (помощь героям учебника);
(контролируют и оценивают процесс и результат деятельности).
V этап – подведение итогов урока. Рефлексия.
1)подвести итог проделанной работе на уроке;
2)формировать личную ответственность за результаты своего труда.
При подготовке к уроку были учтены программные требования и образовательные стандарты.
Обучение на уроке строится на основе
«учение через деятельность», который предполагает формирование всех видов универсальных учебных действий.
Исходя из этого, я ставила следующие
– состав числа;
– закрепить навык счета.
– воспринимать одноклассников как членов своей команды;
– вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
– быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.
– «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков;
– составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы.
– активно участвовать в общей дидактической игре;
– активно участвовать в обсуждениях, возникающих в ходе игры;
– ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроке материалу.
– выполнять работу в паре, помогая друг другу;
– принимать участие в обсуждении алгоритма выполнения конкретного задания;
– участвовать в оценке и обсуждении результата.
Для реализации данных целей применялись следующие технологии и приемы: технология развивающего обучения, деятельностный подход, рефлексивная технология.
Весь процесс на уроке представлял собой взаимодействие (учитель-ученик, ученик-ученик). Это способствует заинтересованности в предмете, дает возможность проявить способности детям, быть активным участником учебного процесса, не бояться высказать свое мнение.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими действиями. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследовании первоклассников, соответствовал их жизненному опыту. На уроке были использованы разные формы обучения. А так же использовалась индивидуальная и дифференцированная работа, как со-слабыми, так и с сильными учениками. Это просматривается через постановку вопросов, взаимопроверку. На уроке велась фронтальная и групповая форма обучения. При проведении работы в паре ставилась цель сплотить ребят, учить их работать вместе, сообща, выслушивая мнение других, предлагать свои идеи и делать общий вывод.
Предметные и метапредметные результаты сформулированы точно и корректно в целях данного урока. Была создана учебная ситуация «проблема» для открытия нового знания на уроке и реализована методически грамотно. Дети на уроке с помощью учителя формировали затруднение, ставили цели для решения проблемы, а так же составляли алгоритм работы вместе с учителем. Где учитель был преимущественно в позиции предметника. На данном уроке дети в большей степени самостоятельно работали с алгоритмом и применяли новый способ в парах, фронтально, индивидуально, а учитель лишь направлял детей. Оценка на уроке проводилась как учителем, так и детьми.
Материал урока соответствовал уровню подготовленности учащихся класса, что обеспечивало обратную связь. Выбранный темп учебной работы на уроке позволил добиться поставленных задач.
Для соблюдения санитарно-гигиенических норм, достижения результативности урока, формы работы видоизменялись, проведена физкультминутка на мышечное расслабление. Методы и приемы ведения урока способствовали продуктивной деятельности на уроке. Обстановка на уроке способствовала активизации умственной деятельности.
ИКТ использовалось на протяжении всего урока. Использование ИКТ на уроке помогает наглядно представить вниманию обучающихся практические действия.
Урок своих целей достиг. Все обучающиеся были охвачены работой.
Содержание урока соответствовало требованиям ФГОС.
Выводы и рекомендации:
1.Продолжать учить детей работе в группах, парах.
2.Учить детей выражать свои мысли.
3.Добиваться точных, правильных, полных ответов.