Чек лист анализа фрагмента учебного занятия с позиции системно деятельностного подхода по биологии

Урок в начальной школе «Искус-ство»

Уроку предшествовала большая подготовка самого учителя.

Поделила класс на группы.

Направляет учащихся, координирует их работу, используя схемы, план работы, таблицы, наглядный материал, тетради.

В ходе работы

консультирует и корректирует действия учащихся,

находит способы включения в работу каждого ученика.

Слушают, анализируют, ставят вопросы и высказывают свои предложения, опираются на свои знания.

Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа.

Распределяют работу между членами группы, общаются, выслушивают предложения друг друга, находят компромисс. Обобщают и делают выводы.

Выстраивают алгоритм своей работы и работы группы в целом.

Подводят итоги-презентуют перед классом, предварительно распределив обязанности каждого члена группы.

Групповая работа – полилог, фронтальная работа.

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе того, что уже усвоено и того, что еще не известно). Планирование (определение промежуточных целей, составление плана и последовательности действий). Контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном).

Планирование и прогнозирование, поиск информации в предложенных источниках,  взаимоконтроль.

Урок современного типа, в основе которого заложен принцип системно– деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

Используются разнообразные формы, методы и приёмы обучения, повышающих активность учащихся.

Я считаю, что в начале урока нужно было создать проблемную ситуацию, подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали тему и цели урока, а не назвать всё самой.

На уроке происходило формирование личностных качеств обучающихся, развивалось творческое мышление, закреплялись приемы учебной деятельности. Здоровьесбережению способствовала смена видов деятельности. Эмоциональный настрой и смена видов деятельности обеспечили комфортную психологическую атмосферу на протяжении всего урока.

Урок инновационный, высокоэффективный. Ученики справились с заданиями.

Учебное время на уроке использовалось эффективно.

организует «мозговой штурм»

стимулирует детей проводить параллели с ранее изученным материалом, предлагает групповое задание (творческое и теоритическое одновременно).

Осуществляет: групповой контроль, побуждает к высказыванию своего мнения, наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи, организует беседу

Связывает результаты урока с его целями, акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Выбирают актуальную информацию, обобщают, сравнивают, выявляют закономерности и противоречия в предлагаемых фактах,

Выявляют причинно-следственные связи, делают выводы

Формулируют обобщения и выводы, прогнозируют процессы

Групповая форма работы.

Приемы «кластер», «толстые» и «тонкие» вопросы.

Индивидуальная форма работы

Публично представляют результаты выполненной работы, коллективно строят действия по достижению цели работы в группе

Рассказывают о результатах выполненной работы, слушают мнения других учеников, в ходе дискуссии задают и отвечают на вопросы

Слушают учителя, соотносят свои результаты с со словами учителя

Ключевые слова, сводная таблица

Самостоятельно планируют свою деятельность

Принимают решение группой, аргументируют предлагаемые варианты решений

Аргументируют выбранное решение. Проверяют себя и оцениваю свои достижения

Рефлексивные приемы (подведение итогов с помощью наводящих вопросов учителя)

Процесс питания и дыхания клетки

На этапе рефлексии учебной деятельности прослеживается контролирующая деятельность учителя.

Деятельность учителя – направляющая. Учитель погружает в проблему, задавая наводящие вопросы. Создает устный анализ учебной деятельности, как коллективный, так и индивидуальный. Создает учебное взаимодействие с последующим обсуждением. Организует групповое исследование с построением моделей и аналитической характеристикой.

Решение учащимися творческой, исследовательской задачи.

Умение видеть и формировать проблему,

Умение ставить вопросы и выдвигать гипотезу,

умение наблюдать. Формулируют цели и задачи.

Отвечают на простые и сложные вопросы учителя, анализируют и делают выводы, сравнивают, обобщают, классифицируют.

Групповая и индивидуальная работа.

Групповая и индивидуальная.

Принятие решения и его реализация.

Слушают учителя. Выражают свои мысли понятно для собеседников. Воспринимают ответы одноклассников. Участвуют в обсуждении данной темы. Учатся формулировать свое мнение и позицию.

Планирование действий по решению учебной задачи для получения результата.

Благодаря умелому использованию педагогической технологии системно-деятельностного подхода, задания были направлены на самостоятельный поиск решения поставленной задачи.

Групповая работа направлена на развитие коммуникативных компетенций детей.

Учтены индивидуально-психологические особенности обучающихся.

Цель урока достигнута.

Структура урока соответствует структуре урока по ФГОС, учитель реализует системно-деятельностный подход.

На уроке применялась технология проблемно-диалогового обучения.

Через систему вопросов обозначает проблему, ученики принимают проблему. Учитель управляет поисковой деятельностью. Знания не даются в готовом виде.

Чек-лист анализа фрагмента учебного занятия.

Анализ урока с позиции системно-деятельностного подхода

Утвержденные 31 мая 2021 года Федеральные государственные образовательные стандарты не новые, а обновленные. Методологическая основа Стандартов осталась прежней: это системно-деятельностный подход, который предполагает достижение образовательных результатов в ходе учебной деятельности, в ходе создания учебных ситуаций, в которых знание находит свое применение при решении задач академической или практической направленности. И в этом смысле Стандарты ориентируются, прежде всего, на ту основу, которая была создана в 2009–2012 годах. В данной статье мы анализируем урок биологии с точки зрения системно-деятельностного подхода.

Урок по биологии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *