Урок в начальной школе «Искус-ство»
Уроку предшествовала большая подготовка самого учителя.
Поделила класс на группы.
Направляет учащихся, координирует их работу, используя схемы, план работы, таблицы, наглядный материал, тетради.
В ходе работы
консультирует и корректирует действия учащихся,
находит способы включения в работу каждого ученика.
Слушают, анализируют, ставят вопросы и высказывают свои предложения, опираются на свои знания.
Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа.
Распределяют работу между членами группы, общаются, выслушивают предложения друг друга, находят компромисс. Обобщают и делают выводы.
Выстраивают алгоритм своей работы и работы группы в целом.
Подводят итоги-презентуют перед классом, предварительно распределив обязанности каждого члена группы.
Групповая работа – полилог, фронтальная работа.
Целеполагание (постановка учебной задачи на основе того, что уже усвоено и того, что еще не известно). Планирование (определение промежуточных целей, составление плана и последовательности действий). Контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном).
Планирование и прогнозирование, поиск информации в предложенных источниках, взаимоконтроль.
Урок современного типа, в основе которого заложен принцип системно– деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
Используются разнообразные формы, методы и приёмы обучения, повышающих активность учащихся.
Я считаю, что в начале урока нужно было создать проблемную ситуацию, подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали тему и цели урока, а не назвать всё самой.
На уроке происходило формирование личностных качеств обучающихся, развивалось творческое мышление, закреплялись приемы учебной деятельности. Здоровьесбережению способствовала смена видов деятельности. Эмоциональный настрой и смена видов деятельности обеспечили комфортную психологическую атмосферу на протяжении всего урока.
Урок инновационный, высокоэффективный. Ученики справились с заданиями.
Учебное время на уроке использовалось эффективно.
организует «мозговой штурм»
стимулирует детей проводить параллели с ранее изученным материалом, предлагает групповое задание (творческое и теоритическое одновременно).
Осуществляет: групповой контроль, побуждает к высказыванию своего мнения, наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи, организует беседу
Связывает результаты урока с его целями, акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке
Выбирают актуальную информацию, обобщают, сравнивают, выявляют закономерности и противоречия в предлагаемых фактах,
Выявляют причинно-следственные связи, делают выводы
Формулируют обобщения и выводы, прогнозируют процессы
Групповая форма работы.
Приемы «кластер», «толстые» и «тонкие» вопросы.
Индивидуальная форма работы
Публично представляют результаты выполненной работы, коллективно строят действия по достижению цели работы в группе
Рассказывают о результатах выполненной работы, слушают мнения других учеников, в ходе дискуссии задают и отвечают на вопросы
Слушают учителя, соотносят свои результаты с со словами учителя
Ключевые слова, сводная таблица
Самостоятельно планируют свою деятельность
Принимают решение группой, аргументируют предлагаемые варианты решений
Аргументируют выбранное решение. Проверяют себя и оцениваю свои достижения
Рефлексивные приемы (подведение итогов с помощью наводящих вопросов учителя)
Процесс питания и дыхания клетки
На этапе рефлексии учебной деятельности прослеживается контролирующая деятельность учителя.
Деятельность учителя – направляющая. Учитель погружает в проблему, задавая наводящие вопросы. Создает устный анализ учебной деятельности, как коллективный, так и индивидуальный. Создает учебное взаимодействие с последующим обсуждением. Организует групповое исследование с построением моделей и аналитической характеристикой.
Решение учащимися творческой, исследовательской задачи.
Умение видеть и формировать проблему,
Умение ставить вопросы и выдвигать гипотезу,
умение наблюдать. Формулируют цели и задачи.
Отвечают на простые и сложные вопросы учителя, анализируют и делают выводы, сравнивают, обобщают, классифицируют.
Групповая и индивидуальная работа.
Групповая и индивидуальная.
Принятие решения и его реализация.
Слушают учителя. Выражают свои мысли понятно для собеседников. Воспринимают ответы одноклассников. Участвуют в обсуждении данной темы. Учатся формулировать свое мнение и позицию.
Планирование действий по решению учебной задачи для получения результата.
Благодаря умелому использованию педагогической технологии системно-деятельностного подхода, задания были направлены на самостоятельный поиск решения поставленной задачи.
Групповая работа направлена на развитие коммуникативных компетенций детей.
Учтены индивидуально-психологические особенности обучающихся.
Цель урока достигнута.
Структура урока соответствует структуре урока по ФГОС, учитель реализует системно-деятельностный подход.
На уроке применялась технология проблемно-диалогового обучения.
Через систему вопросов обозначает проблему, ученики принимают проблему. Учитель управляет поисковой деятельностью. Знания не даются в готовом виде.
Чек-лист анализа фрагмента учебного занятия.
Анализ урока с позиции системно-деятельностного подхода
Утвержденные 31 мая 2021 года Федеральные государственные образовательные стандарты не новые, а обновленные. Методологическая основа Стандартов осталась прежней: это системно-деятельностный подход, который предполагает достижение образовательных результатов в ходе учебной деятельности, в ходе создания учебных ситуаций, в которых знание находит свое применение при решении задач академической или практической направленности. И в этом смысле Стандарты ориентируются, прежде всего, на ту основу, которая была создана в 2009–2012 годах. В данной статье мы анализируем урок биологии с точки зрения системно-деятельностного подхода.
Урок по биологии