Чем отличается практико -ориентированный проект от исследовательской работыметодическая разработка (11 класс)

Чем отличается практико-ориентированный проект  от исследовательской работы?

Довольно часто учителя задают вопрос «Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?». Это достаточно серьезный вопрос.

Во-первых, на мой взгляд, главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель:

цель проектной деятельности – реализация проектного замысла,

а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.

Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.

Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.

В-третьих, проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами.

Основными этапами проектной деятельности являются:

•    Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;

•    Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;

•    Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;

•    Подготовка и защита презентации;

•    Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

Этапы научного исследования:

  • Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
  • Постановка цели и конкретных задач исследования.
  • Определение объекта и предмета исследования.
  • Выбор метода (методики) проведения исследования.
  • Описание процесса исследования.
  • Обсуждение результатов исследования.
  • Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

В-четвертых, проект – это замысел, план, творчество по плану. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.

РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ПРОЕКТОМ И ИССЛЕДОВАНИЕМ

В традиционных представлениях школьных учителей исследовательское обучение понимается как метод проектов. Многие учителя не видят разницы между исследованием и проектированием. Большинство затруднений обусловлено, прежде всего, непониманием природы как исследовательских, так и реферативных, экспериментальных и др. творческих работ учащихся. Учитель, как руководитель исследования, должен сам быть подготовленным и компетентным.

Постараемся ликвидировать этот пробел в компетенциях учителей. Итак, сначала обратимся к определениям.

Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая ОБЩУЮ ЦЕЛЬ, СОГЛАСОВАННЫЕ МЕТОДЫ, СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ДОСТИЖЕНИЕ ОБЩЕГО РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Непременным условием проектной деятельности является наличие ЗАРАНЕЕ ВЫРАБОТАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОНЕЧНОМ ПРОДУКТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЭТАПОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ (ВЫРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРОЕКТА, ДОСТУПНЫХ И ОПТИМАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОЗДАНИЕ ПЛАНА, ПРОГРАММ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА) И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА, ВКЛЮЧАЯ ЕГО ОСМЫСЛЕНИЕ И РЕФЛЕКСИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Оба определения показывают, что у исследования и проектов есть общие черты. Но это не значит, что их можно использовать как синонимы. Вспомним наши рассуждения о педагогических технологиях: технология является таковой пока осуществляются все ее этапы. Если отсутствует или нарушается последовательность этапов, технология разрушается и перестает быть таковой. Итак, попробуем выделить общие черты этих РАЗНЫХ педагогических технологий.

К ОБЩИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ ОТНОСЯТСЯ:

  • общественно-значимые цели и задачи исследовательской и проектной деятельности: как правило, результаты исследовательской, а в особенности, проектной деятельности имеют конкретную практическую ценность, предназначены для общественного использования
  • структура проектной и исследовательской деятельности включает общие компоненты:
  • анализ актуальности данных работ;
  • целеполагание, формулировка задач, которые следует решить;
  • выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
  • планирование, определение последовательности и сроков этапов работ;
  • собственно проведение проектных работ или научного исследования;
  • оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования;
  • представление результатов работ в пригодном для использования виде;
  • проведение проектной и исследовательской деятельности требует от разработчиков высокой компетенции в выбранной сфере, творческой активности, собранности, аккуратности, целеустремленности, высокой мотивации;
  • итогами проектной и исследовательской деятельности являются не только предметные их результаты, но и интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умений сотрудничать в коллективе и способностей самостоятельной работы, уяснение сущности творческой исследовательской или проектной работы.

СУЩЕСТВУЮТ И ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Любой проект направлен на получение вполне конкретного задуманного, замысленного разработчиком результата – продукта, обладающего определенной системой свойств, предназначенного для определенного конкретного использования. Тогда как в ходе научного исследования, как правило, организуется поиск в какой-то определенной области, и при этом на начальном этапе лишь обозначается направление исследования, может быть, формулируются отдельные (далеко не все) характеристики итогов работ.

Реализацию проектных работ предваряет точное умозрительное представление будущего продукта, разработчик предварительно проектирует в умственном плане результаты проектных работ и только после этого приступает собственно к исполнительному этапу деятельности. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. Тогда как на начальных этапах исследовательской деятельности формулируется лишь гипотеза, то есть «научное допущение или предположение, истинностное значение которого неопределенно». Научная гипотеза выдвигается всегда в контексте развития данной области научных знаний, для решения какой-либо конкретной проблемы, следовательно, формулировка гипотезы всегда сопряжена с постановкой проблемы исследований. Осознание научной проблемы и ее формулировка значимый этап исследовательской деятельности. Итак, логика построения исследовательской деятельности требует, в обязательном порядке, формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.

Значимой особенностью исследовательской деятельности, существенно отличающей ее от проектной, является то, что научное исследование может привести к самым разным, иногда и неожиданным результатам – в научной среде говорят: «отрицательный результат, тоже результат». То есть исследователь зачастую не может прогнозировать всех точных характеристик результата своей деятельности, часто не знает, всех сфер, где итоги его работы смогут найти свое практическое применение.

Проект направлен на практическое применение. В научном исследовании практическая значимость часто весьма опосредована, она не главное – важнее сам процесс исследования.

В исследовании не может быть разных видов деятельности – это строго научный жанр. Исследовательская работа должна быть написана в определенном жанре, и этот жанр – рассуждение. Ее композиция может строиться по-разному у разных исследователей, но этапы работы будут повторяться. В проекте же все будет зависеть от того жанра, к которому стремится автор. Cтатья может быть написана в жанре, например, – репортажа, соединять исследовательский и оформительский компоненты проекта. Таким образом, в проекте, как в едином целом, могут гармонично переплетаться очень разные направления деятельности.

Сравним основные этапы проведения научного исследования и проектных работ.

Выбор сферы деятельности, доказательство актуальности планируемых работ.

Формулировка замысла проекта:

  • Предварительное описание продукта проектных работ.
  • Его соответствие условиям будущего использования.
  • Осознание проблемы, существующей в данной научной сфере.
  • Формулировка гипотезы, направленной на разрешение данной проблемы.
  • на выполнение замысла проекта (очень конкретно)
  • на решение научной проблемы (большая степень свободы)

Интерпретация целей на языке задач:

  • получение конкретного продукта проектных работ
  • разностороннее научное исследование объекта изучения

Выбор методологического инструментария

В основном, специфические методы предметных областей, операции и приемы получения заданных свойств продукта проектной деятельности и т.д.

Включают весь методологический инструментарий: общенаучные методы, специфические методы, различные необходимые операции исследовательской деятельности

Проведение проектных или исследовательских работ

Реализация проектных работ в соответствии с замыслом, поставленными целями и задачами, с использованием выбранного инструментария – получение конкретного продукта проектной деятельности.

Проведение научного исследования, направленного на решение существующей научной проблемы, экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы, достижение поставленных целей исследования, решение задач, конкретизирующих цели исследования.

Оценка соответствия всех свойств продукта разработок замыслу проекта. Подготовка полученного продукта к его дальнейшему использованию: разработка рекомендаций и инструкций к использованию.

Уяснение, анализ, обработка результатов научного исследования. Оформление результатов исследования для их последующей презентации.

Проверка возможности использования полученного продукта в конкретных условиях.

Обсуждение полученных результатов научного исследования с компетентными лицами.

Практическое использование полученного продукта.

Прогноз дальнейшего развития научных исследований данного направления.

После такого сопоставления наглядно видно, что проект и исследование РАЗНЫЕ педагогические технологии, они состоят из разных этапов, разных продуктов деятельности и т.д.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ школьника – деятельность учащихся по решению творческой, исследовательской задачи с заранее НЕИЗВЕСТНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ; есть ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, характерные для исследования в научной сфере. Главный РЕЗУЛЬТАТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЙ ТУ ИЛИ ИНУЮ ИСТИНУ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОЦЕДУРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ В СТАНДАРТНОМ ВИДЕ. Таких стандартов в науке несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. В каждом из стандартов определен характер языка, объем, структура.

ПРОЕКТ, ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, НАПРАВЛЕННАЯ НА ДОСТИЖЕНИЕ КОНКРЕТНОГО ОБЩЕГО РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПРОДУКТА). НЕПРЕМЕННОЕ УСЛОВИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – НАЛИЧИЕ ЗАРАНЕЕ ВЫРАБОТАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОНЕЧНОМ ПРОДУКТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Главная ее ценность – свершение, преобразование, поэтому все средства подчинены достижению результата. НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОЕКТА НЕОБХОДИМО РЕШАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ, ЧТОБЫ ПРОЕКТ БЫЛ РЕАЛЬНЫМ, НО ИССЛЕДОВАНИЕ ЗДЕСЬ ВЫПОЛНЯЕТ ЧИСТО ОБСЛУЖИВАЮЩИЕ ФУНКЦИИ.

В ИССЛЕДОВАНИИ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ РАЗНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ЭТО СТРОГО НАУЧНЫЙ ЖАНР. В ПРОЕКТЕ, КАК В ЕДИНОМ ЦЕЛОМ, МОГУТ ГАРМОНИЧНО ПЕРЕПЛЕТАТЬСЯ ОЧЕНЬ РАЗНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Корнюшенко Ирина Дмитриевна

Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС

Характеристика понятий «исследовательская деятельность» и «проектная деятельность», их сходства и различия.

Главная цель введения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. В указанном документе говорится, что нужно изучать в школах те способы и технологии, которые пригодятся в дальнейшем образовании и в будущей взрослой жизни.

Сегодня образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива.

У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным. Эти личностные качества определят инвестиционную привлекательность образования.

Среди разнообразных направлений современных образовательных технологий ведущее место занимают исследовательская и проектная деятельность обучающихся.

Педагоги с давних времен выделяли два основных пути учения: «учение пассивное» – посредством преподавания – и «учение активное» – посредством собственного опыта (термины К.Д. Ушинского). Речь идет о двух принципиально разных путях получения образования. В различные времена соотношение их в практике образования существенно менялось. На первый план выходил то один, то другой.

В современной литературе по педагогике все чаще встречаются понятия «проектное обучение» и «исследовательское обучение». В чем сходство и различие между этими понятиями?

– слово иноязычное, происходит от латинского – «брошенный вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений.

Совокупность документов (расчетов, чертежей и т.д.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия.

Это может быть предварительный текст какого-либо документа.

Какой либо замысел или план.

В свою очередь проектирование можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Таким образом, проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности.

Рассмотрим более подробно особенности организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на примере реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО).

Организация исследовательской деятельности школьников.

Требования ФГОС к организации исследовательской деятельности школьников.

В Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения формулируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения и саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения школьников в активную познавательную деятельность, в частности, исследовательскую.

Согласно ФГОС школьники должны овладеть различными видами исследовательской работы. Безусловно, в этом им помогает учитель. Умению результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, использовать ранее накопленные знания и умения ученик должен научиться самостоятельно.

В новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. В таких условиях исследовательская деятельность учащихся становится особенно актуальной.

Таким образом, обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, – одна из основных практических задач современного образования.

Общие исследовательские умения и навыки, формируемые у школьников на уроках.

Под специальными исследовательскими знаниями в данном контексте следует понимать специфические знания о проведении исследований и действии механизмов исследовательского поиска. Под общими исследовательскими умениями и навыками мы будем понимать следующие:

– умение видеть проблемы;

– умение задавать вопросы;

– умение выдвигать гипотезы;

– умение давать определение понятиям;

– умения и навыки наблюдения;

– умения и навыки проведения экспериментов;

– умение делать выводы и умозаключения;

– умения и навыки структурирования материала;

– умения и навыки работы с текстом;

– умение доказывать и защищать свои идеи.

Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.

Этапы исследовательской деятельности школьников.

этапами исследовательской деятельности

Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).

Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).

Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования).

Выборка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).

Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).

Определить последовательность проведения исследования.

Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).

Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы).

Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).

Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

выбора темы исследования:

– тема должна быть интересна ребенку, должна его увлекать;

– тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования;

– тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности;

– тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро;

– помогая учащимся выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой сами себя чувствуете одаренным;

– педагог тоже должен чувствовать себя исследователем.

Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Значение проектной деятельности для достижения требований ФГОС

Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Введение проектной деятельности в школе очень актуально в наши дни. Важно на раннем этапе обучения создать необходимые психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности. учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создания проекта

Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их надпредметный характер. Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется через систему учебно-познавательных методов и приемов, направленных на практическое или теоретическое освоение действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий.

Сущность, понятие, классификация проектов.

могут задаваться условиями, при которых учащиеся:

самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).

Особенности образовательного процесса:

интегрированный характер образовательного процесса определяется необходимостью в интеграции знаний по различным учебным предметам при решении определенной проблемы;

интегрированные и внеурочные формы работы определяются интегрированным характером и сроками выполнения проекта;

индивидуальный подход в определении знаний для каждого учащегося определяется исходя из интересов каждого ребенка, уровня его возможностей;

образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию к учению;

индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях;

необходимость в приобретении новых знаний возникает в процессе работы над решением поставленной проблемы.

Классификация проектов очень разнообразна. Знание различных видов проектов позволяет учителю выбрать именно тот проект, который необходим в конкретной учебной ситуации. Проекты бывают И те и другие имеют преимущества и недостатки. Как правило, первый проект, предлагаемый детям, разрабатывается всем классом или достаточно большими группами учащихся, а уже второй проект может иметь различные решения. Всегда находятся ученики, которым по объективным или субъективным причинам легче работать индивидуально, а не в группе.

проекты, только последний тип проектов может существовать в рамках классно-урочной системы. Конечно, это будут так называемые , предполагающие интеграцию знаний из разных научных областей на стадии подготовки продукта, но реализующиеся в одной области знаний. проекты выполняются исключительно во внеурочное время.

В 1910 году американский ученый Коллингс предложил классификацию учебных проектов, которая включала: проекты игр (танцы, постановки и т.п.), экскурсионные проекты (изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью), повествовательные проекты (создание текстов, картин, музыкальных произведений), конструктивные проекты (изготовление различных предметов).

Сегодня классификация изменилась и представляет собой следующее.

проект имеет целью решение социальных задач. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную заказчиком проблему.

проект разрабатывается для сбора информации о чем-либо с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории.

проект по структуре похож на научное исследование. Отметим, что А.И. Савенков не признает подобный вид проектов и проводит резкое разграничение между проектами и исследовательской деятельностью, признавая необходимость в школе обеих форм работы.

проект предполагает создание альманахов, сборников, театральных постановок, фильмов и т.п.

проект считается одним из самых сложных, так как участники проекта, выбирая для себя роли литературных или исторических персонажей, до презентации проекта не могут предсказать его конечный результат.

Существует и особый вид проектов, возникший сравнительно недавно, – проект. Телекоммуникационные проекты подразделяются в вою очередь на несколько групп.

Языковые (лингвистические), направленные на формирование речевых умений и навыков, изучение фольклора и др.

Культурологические проекты, направленные на изучение историко-географических, этнографических, политических особенностей.

Игровые проекты, направленные на изучение специфических терминов, профессиональное моделирование.

Развитие телекоммуникационных проектов тормозится отсутствием необходимого технического оборудования в школах.

Методические аспекты организации проектной деятельности в школе.

Этапы работы над проектом

Этапы работы над проектом могут быть различными, последовательность и содержание каждого этапа могут зависеть от возраста учащихся, особенностей темы проекта, конкретной учебной ситуации и т.п.

Общие этапы работы над проектом могут формулироваться следующим образом:

Конструирование проектных заданий

Дидактическим средством, обеспечивающим продуктивную де­ятельность школьника в проектировании служит . Проектное задание со­ставляется педагогом – руководителем проекта. Это довольно слож­ный, но необходимый процесс в проектировании. Для составления проектного задания педагогу необходимо максимально расширить свои собственные познания по рассматриваемой теме, вникнуть в суть проблемы, найти перспективные точки, которые в дальнейшем обеспечат продукт проекта.

В ходе практической работы обозначились , которым должно соответствовать проектное задание по фор­ме и содержанию:

Текст проектного задания должен быть изложен доступным для понимания ребёнка этого возраста языком. зада­ния должно быть интересным для учащегося и мотивировать его к поиску оригинального решения проблемы. Для этого найденная в разных источниках информация по теме перерабатывается состави­телем в несложный и увлекательный по мере возможности текст.

С целью развития коммуникативных умений школьника, а также привлечения к процессу работы над проектом взрослых-непедагогов как носителей определённой компетентности в задании на поиск информации наряду с формулировкой «Найди в разных источниках» используется также указание «Узнай у взрослых».

По возможности в задание включается какой-либо вариант действенного показа проектного продукта.

При составлении задания необходимо учесть, какие получен­ные предметные знания ребёнок сможет при ра­боте над проектом.

Соблюдение в проектном задании всех перечисленных требова­ний можно считать идеальным вариантом, которого, по всей види­мости, при работе с разными, порой неожиданными и сложными для воплощения темами достичь в конкретном проекте достаточно труд­но. К тому же предложенный вариант конструирования проектно­го задания нельзя считать окончательным и свободным от критики. Собственное видение педагогом методических проблем ученическо­го проектирования подскажет ему возможно наиболее продуктив­ный вариант составления проектного задания.

Ещё раз подчеркнём, что проектное задание носит ориентировоч­ный характер. Работая по предложенному учителем плану, ученик может отклониться от первоначально замысла и выйти на другие, более значимые и интересные для него пути решения проблемы. Главное, чтобы в этот момент педагог смог увидеть «рациональное зерно» в изысканиях своего ученика, но при этом корректно ограни­чить стихийное фантазирование, если таковое будет иметь место.

Леонотович А.В., Саввичев А.С. «Исследовательская и проектная работа школьников/ Под ред. А.В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2016. – 160 л.

с. Дивное 2020 год

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *