Вокруг аутического спектра распространены различные мифы и заблуждения. Некоторые люди считают, что все аутичные люди являются гениями, в то время как другие утверждают, что причиной аутизма являются прививки или образ жизни родителей. Есть также те, кто считает, что люди с таким расстройством не нуждаются в общении и не могут успешно функционировать в обществе.
Мы решили изучить РАС и жизнь людей, страдающих этим расстройством.
Что такое аутизм?
Аутизм — расстройство, отличающееся дефицитом личностных, социальных, речевых и других сторон развития и навыков общения. Однако, каждый случай уникален и индивидуален.
Каковы симптомы и признаки расстройства аутического спектра?
У каждого ребенка аутизм проявляется по-разному. Его можно распознать по нескольким признакам. Родители обычно замечают, что с ребенком как-то особенно трудно. Все дети капризничают, но с детьми, у которых есть аутизм, договориться намного сложнее.
Родители также обращают внимание на задержку речи детей. Не следует думать, что появление речи автоматически решает все проблемы.
Изложите признаки аутизма сложно, но в настоящее время проводят исследования взаимодействия визуального контакта. Дети без нарушений нервной системы реагируют на глаза и лицо человека, а внимание детей с расстройством аутизма привлекают неодушевленные предметы.
При росте детей нейротипичные приобретают навыки и развиваются быстрее, чем дети с РАС.
Влияет ли аутизм на физическое здоровье и продолжительность жизни?
Влияет. Согласно официальной статистике, смертность людей с РАС в России в 10 раз выше, чем у населения в целом.
Но здесь необходимо учитывать тот факт, что, как правило, у таких людей есть еще заболевания помимо расстройства. У людей с аутизмом могут быть расстройства ЖКТ, неврологические заболевания, у 40% есть когнитивные нарушения (снижение памяти, умственной работоспособности).
Для максимальной эффективности помощи каждому ребенку необходимо индивидуализировать ее. Как было упомянуто ранее, у детей с РАС часто сопутствуют другие заболевания, поэтому помощь должна быть комплексной — и психологической, и физической. Перед началом помощи специалист-дефектолог должен провести всестороннее обследование и разработать соответствующую обучающую и поведенческую программы. Существуют научно доказанные методы коррекции, такие как прикладной анализ поведения, которые действительно помогают людям с РАС.
Различные дефиниции включены в понятие расстройств автистического спектра.
Нейротипичные люди имеют меньше различий друг с другом по сравнению с людьми, страдающими РАС. Некоторые могут иметь сильные когнитивные нарушения, а другие — нет. У некоторых могут быть проблемы с сенсорными ощущениями, в то время как другие могут не иметь никаких проблем с речевыми навыками и быть общительными. Это две совершенно разные категории людей с РАС. Программа вмешательства должна быть адаптирована под эти критерии.
Если у ребенка есть потребность в медицинском обследовании и помощи, то необходимо сначала лечить заболевание, а затем переходить к специализированной программе. Раннее вмешательство также включает в себя обучение родителей. Программа лечения индивидуальна и учитывает возможности семьи, а также потребности ребенка внутри семьи. То, что ребенок учится индивидуально у специалиста, должно использоваться в повседневной жизни в семье.
Программы вмешательства и обучения длительны от 20 до 40 часов в неделю и реализуются специалистами и родителями. Поддержка ребенка с аутизмом требует значительных усилий взрослых.
Как диагностировать аутизм?
Необходимо, чтобы признаки РАС были замечены у человека и зафиксированы до трехлетнего возраста для его диагностики, поскольку ранее это заболевание называлось ранний детский аутизм. Однако, РАС можно диагностировать и после трехлетнего возраста.
Как растет и развивается ребенок с РАС?
У каждого ребенка с аутизмом свои особенности. Некоторые могут учиться в школе или детском саду без помощи тьютора, а для других нужна специальная программа. Если аутизм не является тяжелой формой, то ребенок может учиться и работать в будущем наравне с другими людьми. Кроме того, взрослые с аутизмом должны иметь возможность работать для своего личностного развития, заниматься чем-то и общаться со сверстниками.
У некоторых будут наставники, кто-то будет нуждаться в небольшой помощи, а кто-то будет полностью самостоятельным. Каждый уникален как в молодости, так и во взрослой жизни.
Каковы причины аутизма? РАС– это приобретенное заболевание или генетическое?
Обследование детей должно проводиться с участием генетика, так как некоторые из них могут иметь генетические нарушения. Однако, не все дети страдают от таких нарушений. Это зависит от каждого конкретного случая, поэтому врачи должны проводить обследование грамотно.
Количество людей с этим расстройством увеличивается каждый год, верно ли это утверждение?
В настоящее время количество детей с расстройством аутистического спектра увеличилось. Причиной этому является улучшение методов диагностики и выявления заболевания, что привело к более широкому распространению его среди населения.
Как вести себя родителям и близким с ребенком, у которого РАС?
Родители испытывают сильный стресс при подтверждении диагноза. Обычно в течение года-полутора ребенок выглядит как обычный, но затем возникают «тревожные звоночки», и родители начинают искать ответы на свои вопросы. Когда диагноз подтверждается, родители в шоке. В первое время им особенно нужна помощь специалиста, особенно матерям. В дальнейшем родители должны решать множество задач, связанных с обучением навыкам и медицинскими проблемами.
Важно помнить, что РАС — не приговор, но это большой совместный труд родителей, близких ребенка и специалистов.
Заявка на обучение или
консультацию
Заполните форму, и специалист свяжется с вами.
Аутизм что это за болезнь симптомы и причины развития заболевания
Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК
Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊
Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 — 19:00 МСК
Термин «аутизм» (autismus) был введён ещё в начале XX века.
Бесплатные занятия с логопедом
Бесплатный курс ИКТ для детей
Термин «аутизм» (autismus) был введён ещё в начале XX века, однако данная патология психического развития до сих пор до конца не изучена. Аутизм у детей сопровождается рядом признаков и симптомов, которые приводят к разрыву с окружающей реальностью. Ребёнок с этим расстройством уходит в себя и болезненно воспринимает всякое вмешательство в своё внутреннее пространство. Не все специалисты относят аутизм к психическим расстройствам. Некоторые расценивают его как особенное психоэмоциональное состояние. В России аутизм считается заболеванием, поэтому далее он будет рассмотрен с точки зрения заболевания.
Причины аутизма
Причины возникновения аутизма у детей до сих пор остаются неизвестными. Не установлены единые механизмы проявления данной патологии на клеточном и молекулярном уровнях. Различные части мозга не взаимодействуют должным образом, что и приводит к заболеванию. Некоторые из факторов, которые могут способствовать возникновению болезни, перечислены ниже:
- Наследственность. Риск рождения аутичного ребёнка выше в тех семьях, где уже есть дитя с этим заболеванием. С каждой последующей беременностью риск рождения больного человека увеличивается в 2 раза;
- Инфекции. Если мать во время беременности переболела краснухой, ветрянкой или оспой;
- Другие врождённые патологии. Часто аутизм сопровождается такими врожденными заболеваниями как ДЦП или туберозный склероз;
- Нарушение жирового обмена матери. Простым языком, причиной для возникновения аутизма может послужить ожирение матери;
- Хромосомные аномалии;
- Экология, интоксикация организма медикаментами, химическими веществами во время беременности.
Аутизм может быть вызван социальными факторами и окружающей средой, но чаще всего это связано с причинами, перечисленными выше.
Причиной возникновения аутизма часто упоминают вакцины, однако пока не доказано, что они влияют на развитие этой патологии.
Проявления аутизма
Обычно аутизм диагностируют к трём годам жизни ребёнка. Некоторые отклонения можно заметить даже до года. Если есть предрасположенность, специалист может определить наличие патологии уже в 3 месяца. У мальчиков аутизм встречается чаще, чем у девочек. В дальнейшем мы рассмотрим признаки аутизма для разных возрастных групп более подробно.
Симптомы аутизма уникальны для каждого случая. Аутист не различает предметы по их одушевленности и не воспринимает человека как единое целое, а скорее как набор несвязанных частей тела.
У этого ребенка нарушено восприятие сигналов, которое нормально у здоровых людей: он реагирует слабо на сильные сигналы и очень бурно на слабые. Например, если его позвать громким голосом, он не обратит внимания, а если позвать тихо и шепотом, это может его взволновать.
Описаны основные признаки аутизма у детей.
Нарушение связи с окружением. Проявляется так:
- Отсутствие интереса к ровесникам. Обычно детям нравятся другие дети, они стараются пойти с ними на контакт, радуются, когда встречают их на улице. Данный интерес полностью отсутствует у аутичных детей, которые держатся обособленно и уходят в себя;
- Отсутствие эмоций к родителям. Аутичный малыш пытается избежать всякого телесного контакта. Например, если попросить такого ребёнка передать игрушку, то он кинет её на пол, потому что передать её в руки означает вступить в телесный контакт. В младенческом возрасте такая защита может проявляться в том, что новорожденный бурно реагирует, когда мать берет его на руки. И всё-таки, было доказано, что аутисты страдают в отсутствие родителей. Просто если здоровый ребенок плачет, кричит, зовёт маму, то аутист никак не выражает свое беспокойство;
- Отсутствие интереса к играм с выраженными социальными ролями, неспособность проявлять воображение. Дети во время игр всегда выбирают какую-либо социальную роль: играют в магазин, в школу, в более раннем возрасте катают машинку или куклу в коляске. Аутисту все эти игры не интересны;
- Отсутствие зрительного контакта. При попытке заговорить с человеком, появляется ощущение, что он смотрит как будто сквозь собеседника;
- Скудная мимика и ограниченная жестикуляция. Аутичные дети редко улыбаются и используют жестикуляцию исключительно для выражения своих потребностей. Один из первых признаков познания мира – постоянно вытянутый указательный палец, которым он показывает на интересующие его вещи, явления и предметы. Так дитя делится со взрослыми опытом познания, вовлекая в него окружающих. Аутист использует жесты только для удовлетворения каких-то первичных особенностей. Например, есть или пить;
- Ребенок не копирует поведение взрослых. Это ещё один из способов познания мира и формирования личности. Дети слушают разговоры взрослых, подражают им (девочки надевают мамины туфли на каблуках, мальчики просят посадить их за руль автомобиля, чтобы быть, как папа). Аутист никого не пытается копировать.
У многих детей, страдающих аутизмом, наблюдается нарушение или отсутствие развития речи. Это связано с их склонностью к погружению в собственный мир, что мешает развитию данной способности. Характерные признаки необычного речевого поведения:
- Развитие речи значительно задержано или полностью отсутствует. Дошкольник заучивает только фразы для ежедневного обихода, глаголы в инфинитивной форме (спать, пить, ходить). Часто речь ребёнка не имеет смыла и не направлена на контакт с окружающими. Дети могут говорить о себе в третьем лице. Вместо того, чтобы сказать: «я иду гулять», он говорит: «он идёт гулять» или «Андрей идёт гулять»;
- Эхолалия, то есть неконтролируемое повторение слов. Малыш, сам того не замечая повторяет одну и ту же фразу или слово много раз в течение долгого периода времени. Часто аутисты на заданный вопрос отвечают, повторяя этот же вопрос;
- Аутист не обращается за помощью, не задаёт вопросов.
Стандартное поведение, известное как стереотипия, заключается в повторении одних и тех же действий. Ранее было сказано, что ребенок может повторять одни и те же слова. То же самое может относиться к действиям или жестам. Например, ребенок с аутизмом может открывать и закрывать дверь в течение нескольких часов, кружиться вокруг своей оси, пожимать плечами и т.д.
У людей с аутизмом всегда должен быть определенный график дня и точный маршрут для похода в школу или детский сад. Не следует перемещать мебель и игрушки в их комнатах, так как любые изменения в их обычных ритуалах могут быть для них трудными.
Проявления аутизма по возрастным группам
Если у ребенка аутизма нет дополнительных заболеваний, то внешне он может выглядеть так же, как и другие дети.
У детей в возрасте до 2 лет можно определить аутизм по следующим признакам:
- Не улыбается, не жестикулирует, не гулит, часто фиксирует взгляд на одном месте. Если ему попытаться скорчить гримасу, то он никак на нее не отреагирует;
- Тихо играет на протяжении долгого времени;
- При особо тяжёлых формах заболевания вышеперечисленные признаки могут сопровождаться конвульсиями и приступами эпилепсии.
Диагноз «ранний детский аутизм» чаще всего устанавливается у детей в возрасте от 2 до 7 лет. Кроме указанных характеристик, симптомы данного нарушения могут включать в себя другие признаки.
- Во избежание всякого контакта, дитя пытается самостоятельно научиться себя обслуживать, не просит о помощи в повседневных делах;
- Не наступает период, когда малыш задаёт вопрос «почему?». Это связано с нарушением речи;
- Могут быть гиперактивны. Им сложно усидеть на месте и сконцентрировать внимание на чём-то одном;
- Отличаются особой походкой: ходят на цыпочках, или же раскачиваясь вправо-влево. Часто у детей нарушена координация движений, и им тяжело даётся научиться ходить по лестнице, или попасть по футбольному мячу;
- Аутист пуглив. Причём часто его пугают совершенно неожиданные вещи;
- Привередливы в еде. Аутистам нравится определённый набор продуктов. Эти вкусы формируются в раннем детстве и на всю жизнь;
- Проблемы с пищеварением. Их связывают с нарушениями мозговой деятельности. В мозг не поступают сигналы из пищеварительной системы, что и приводит к проблемам;
- Проблемы со сном. Малыш не различает день и ночь, уровень его активности не зависит от времени суток. Поэтому его трудно уложить спать. Он часто просыпается по ночам, в среднем за ночь спит по 7 часов и меньше. При повышенной пугливости и гиперактивности может страдать от кошмаров и бессонницы.
Дети школьного возраста и старше
- Избирательность в предметах. Аутисты не успевают по всем предметам. Но они могут проявлять феноменальные способности в каком-то одном из них. Например, умножать в уме многозначные числа, или, прочитав один раз литературное произведение, тут же пересказать его;
- Невербальное выражение чувств. Такие дети молчаливы, поэтому часто выражают свои чувства при помощи рисунка, музыки или стихов. Стихи, которые пишут аутисты, часто не имеют смысла для остальных;
- Трудности при половом созревании. Если в детстве человек не получает должной терапии, то в период полового созревания он может впасть в депрессию и даже проявлять агрессию. Он чувствует, что он не такой, как все и в этом возрасте может начать страдать.
Виды аутизма
Выделяют 3 степени аутизма в зависимости от симптомов и адаптации в обществе.
- Скрытую, о которой на протяжении всей жизни человек может и не знать. В таких случаях излишняя замкнутость списывается на особенности характера;
- Атипичную, когда проявляется часть симптомов. Такой вид аутизма определяется после 3 лет;
Существует синдром Аспергера, который является разновидностью атипичной формы и часто диагностируется только к 10 годам. У детей, страдающих этим синдромом, может быть хорошо развит интеллект и правильное речевое поведение, однако могут возникать проблемы с координацией движений, повышенной эгоцентричностью и концентрацией внимания на одном занятии. При правильной терапии такие дети могут успешно интегрироваться в общество, получить высшее образование и создать семью.
- Типичную. Такая форма диагностируется чаще всего, присутствует большая часть симптомов.
Форма бывает легкой или тяжелой.
Дети с легкой формой аутизма могут успешно интегрироваться в общество, посещать обычные школы и заводить друзей при условии ранней диагностики и своевременной корректировки.
Контакт при тяжелой форме аутизма устанавливается сложно, что затрудняет интеграцию человека в общество. Дети дошкольного возраста с тяжелым аутизмом могут нанести вред себе, например, кусать, щипать или биться головой о пол. Это поведение является проявлением самозащиты.
Синдром Ретта — одна из тяжелых форм аутизма, которой страдают только девочки (мальчики погибают до рождения). Часто он сопровождается другими диагнозами. Ребенок может нормально развиваться до 1,5 лет, а затем развитие останавливается. Растет голова, пропадают речевые навыки и координация движений. Коррекция такого состояния крайне сложна.
Диагностика аутизма
Определение аутизма проблематично, так как родители часто неверно интерпретируют нежелание детей контактировать, смотреть в глаза и быть в одиночестве, списывая это на особенности характера или избалованность. К специалистам они обращаются уже поздно.
В США родителям детей в возрасте 1,5 лет предлагается пройти опрос на выявление признаков аутизма. Опрос состоит из 15 простых вопросов, которые помогают определить характеристики ребенка: нравится ли ему играть, нравится ли ему, когда его берут на руки, стремится ли он к общению с другими детьми, смотрит ли он людям в глаза. Если на большинство вопросов ответ «нет», то дальнейшее обследование назначается обязательно.
Выявление аутизма — это набор действий, который направлен на определение конкретного типа заболевания и исключение других диагнозов, которые могут быть ошибочно приняты за аутизм (синдром гиперактивности и дефицита внимания, тугоухость или шизофрения).
Родители первыми замечают странности в поведении малыша и проводят первичную диагностику. Если наблюдаются систематические проявления, они обращаются к специалисту или группе специалистов для проведения полноценной диагностики. Для эффективной встречи с экспертами рекомендуется подготовиться заранее, подготовив фото и видео, на которых запечатлено поведение ребенка.
Доктор может подтвердить или опровергнуть диагноз, наблюдая за ребенком в его обычной среде и используя различные шкалы и опросники для оценки его поведения. Одним из шагов в процессе проверки является интервью с родителями.
Осуществляется контроль на эпилептические приступы и повреждения мозга.
Аутизм в настоящее время чаще диагностируется благодаря более точным методам выявления его признаков.
Коррекция аутизма
Аутизм невылечимый заболевание. Не существует лекарств для больных, а медикаменты применяются только для смягчения агрессии, регулирования сна и работы желудочно-кишечного тракта. Некоторые пациенты следуют безглютеновой диете, но её эффективность не доказана. Фитотерапия используется для решения проблем со сном. Лекарственное лечение проводится под медицинским контролем.
Для интеграции человека с аутизмом в общество можно использовать следующие методы:
- Обучение общению. Относится как общение вербальное, так и невербальное. Ребёнок учится отзываться на своё имя, просить о помощи, когда ему что-то необходимо. Невербальное общение включает в себя как обучение родителей пониманию своего чада через его поведение, так и общение с ним самим при помощи, например, обмена карточками. Данный тип общения характерен для детей с тяжёлой формой заболевания;
- Занятия с логопедом для коррекции или формирования речи. На этих занятиях аутист расширит свой словарный запас, научится не повторять слова и фразы. Развитие речевых навыков – это один из основных способов для адаптации и вливания в общество;
- Обучение навыкам интеграции и самообслуживания. Включает комплекс мероприятий направленных на формирование игровых стимулов и ведению рутины. С одной стороны, аутисты стараются стать независимыми, чтобы избежать всяческого контакта со взрослым, но с другой, у него могут отсутствовать другие элементарные навыки. Например, дети с аутизмом долго учатся ходить на горшок и чистить зубы;
- Поведенческая терапия. Данная терапия направлена на анализ поведения и определения индивидуальных симптомов. На основе этого подбирается ряд процедур по коррекции поведения;
- Занятия с психиатром или психологом (или и с тем и с другим, зависит от степени отклонения). Здесь важно выбрать специалиста надолго. Во-первых, аутист плохо переживает смену привычного уклада жизни, во-вторых, важно следовать одной программе коррекции;
- Оздоровительные процедуры. На ребёнка хорошо действует физическая активность. Единственное условие – он должен заниматься с профессионалами, которые знают о его проблеме, либо заниматься в специальных группах. По понятным причинам, таким детям противопоказаны командные виды спорта. Лучше всего выбрать активность, которая предусматривает монотонную деятельность (например, плавание).
Что делать родителям
Родителям ребенка с диагнозом «аутизм» важно принять его безусловно. Чем раньше болезнь обнаружится, тем проще ею управлять. Поэтому важно обратиться к специалистам при наличии симптомов. Следующие рекомендации могут быть полезны:
- Запастись терпением и осознать, что результаты будут не сразу. В целом, при небольших отклонениях результаты заметны уже через несколько месяцев. Однако могут быть моменты, которые ребёнок усвоит лучше и моменты, которые он усвоит хуже. При несильных расстройствах и регулярной терапии, в совершеннолетнем возрасте человек имеет все шансы жить самостоятельно;
Родителям важно понимать, что до периода полового созревания ребенок не испытывает дискомфорта и чувствует себя комфортно в своем мире.
- Завести домашнее животное, если нет на то противопоказаний. Аутисты очень любят животных. Контакт с животными для них – это своего рода терапия;
- Выстроить последовательную и логичную линию поведения с малышом. Не повышать голос, объяснять всё чётко и медленно, подстроить свой режим дня под режим аутиста.
- Следовать всем указаниям специалистов. Не пытаться добавить что-то от себя, это может ухудшить ситуацию;
- Вмешиваться в пространство малыша и пытаться побуждать в нём стимулы, эмоции. При этом стараться не вырывать его из привычной обстановки и периодически давать ему возможность побыть в одиночестве;
- Не пугаться, если дитя волнуется или проявляет злость при попытке его социализировать. В данном случае наличие эмоций – это положительный признак;
- Хвалить и поощрять даже при минимальном прогрессе. Вскоре он поймёт выгоду положительных отзывов и будет стараться следовать требуемой линии поведения;
- Вовлекать в процесс воспитания других родственников, учить их и дошкольника общаться друг с другом;
- Не запирать малыша дома. Это только усугубит его состояние. Очень важно постепенно расширять круг знакомств, провоцировать его на общение, пытаться мотивировать на прогулку, игры на детской площадке, поход в гости к родственникам и друзьям;
- Общаться с другими родителям, у которых дети с похожим недугом. Обмен опытом об успехах детей помогает избавиться от чувства отчаяния и одиночества, вселить надежду;
- Хотя бы раз в год выделять время для себя, оставлять ребёнка с бабушками и дедушками и уезжать в отпуск.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Получит ли ребёнок с аутизмом инвалидность? В России детям с аутизмом дают группу инвалидности после прохождения специальной контрольной комиссии. Для прохождения комиссии необходимо предоставить всю документацию с заключением психиатра и психолога, пройти ряд лабораторных анализов. Чаще всего инвалидность дается аутисту пожизненно в возрасте
3-х лет даже, если симптомы детского аутизма проявляются в 2 года и раньше.
После получения статуса инвалида государство предоставляет финансовую поддержку на корректирующую терапию.
Есть возможность у аутистов иметь детей и вероятность рождения здоровых детей также существует. Однако, поскольку данное заболевание часто передается по наследству, оно может проявиться еще внутриутробно.
Если ребенок рождается в семье, где один из родителей страдает аутизмом, то вероятность его здоровья составляет 50%. Если оба родителя больны, то вероятность рождения здорового ребенка снижается до 25%, а также возможен риск наличия гена у новорожденного.
В семьях, где уже были беременности, вероятность рождения нездорового ребенка повышается. Для выявления скрытого аутизма проводят диагностику у новорожденных, которые относятся к группе риска.
Какие игрушки лучше покупать детям с аутизмом? Аутисты не нуждаются во множестве игрушек. Достаточно двух-трех, но любимых предметов. Избыток разных игрушек может их испугать. Многих родителей беспокоит, какую игрушку выбрать, так как аутисты не проявляют своих эмоций ярко, и сложно понять, что им нравится, а что нет.
Наблюдение за ребёнком играет важную роль. Аутисты чаще всего привыкают к определенному типу игрушек (машинки, куклы, поезда, медведики), не отпуская их. Следовательно, подарить ему похожую игрушку будет хорошей идеей.
Выбирая подарок, можно учитывать возрастные критерии. Для детей до 3 лет подойдут игры, которые помогают развивать мелкую моторику, такие как кубики, конструкторы и развивающие коврики. Для малышей постарше подойдет спиннер.
Не стоит дарить компьютерные игры детям, которые уже склонны к отрыву от реальности.
Аутизм что это за болезнь симптомы и причины развития заболевания
Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК
Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊
Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 — 19:00 МСК
Аутизм — это психическое расстройство, в котором нарушается формирование личности.
Бесплатные занятия с логопедом
Бесплатный курс ИКТ для детей
Когда в семье появляется младенец, это всегда счастливое событие. Все с удовольствием следят за его ростом и развитием. Однако иногда родителей смущает поведение и развитие их малыша, и они замечают, что что-то идет не так. Ребенок существенно отличается от сверстников: его поведение, речь и взаимодействие социума не соответствуют возрастным нормам. Это состояние называется аутизмом.
Автизм — это нарушение формирования личности, которое проявляется в различных уровнях развития у детей. У некоторых детей наблюдается глубокая умственная отсталость, в то время как другие проявляют одаренность в определенных сферах искусства. Это разнообразие симптомов и проявлений делает воспитание таких детей одним из самых сложных разделов педагогики. Более 80% больных детей признаются инвалидами.
Аутизм у детей не связан с профилактическими прививками, которые должны быть сделаны по графику, чтобы защитить ребенка от инфекционных заболеваний. Несмотря на распространенное мнение обратного, нет подтверждения тому, что качество прививок является основной причиной развития аутизма у детей в современном обществе.
Необходимо честно принять диагноз ребенка и не отказываться от него. Стоит пересмотреть свои планы и принять ребенка таким, какой он есть. Важно создавать для него дружелюбную атмосферу и организовывать окружение, которое будет комфортным для малыша.
Дети могут развить аутизм в возрасте до трех лет. Первые признаки заболевания могут быть незаметны, и ребенок может просто немного отставать в развитии. Иногда происходит обратное: у совершенно здорового ребенка, который активно играл и развивался, могут возникнуть проблемы, и ранее приобретенные навыки могут исчезнуть.
Признаки аутизма у детей
Аутизм — необычное заболевание, которое проявляется у каждого ребенка по-разному. Но все больные имеют общие признаки. Симптомы зависят от возраста детей, поэтому аутизм можно разделить на ранний, детский и подростковый.
Ранний аутизм у детей
Характерные признаки и симптомы раннего аутизма.
- Ребенок не отзывается на собственное имя.
- Малыш любит играть в одиночестве.
- При общении с другими детьми или людьми ребенок-аутист не смотрит в глаза собеседнику.
- У детей-аутистов отсутствие чувства опасности.
- У детей, страдающих этим заболеванием отмечается необычная привязанность к предметам.
- Дети с аутизмом избегают тесного контакта, объятий.
- В поведении детей с аутизмом может присутствовать неуместный смех.
- Отмечается сниженная чувствительность к боли.
Признаки данного заболевания могут быть определены следующим образом:
- Ребенок замкнут и не желает принимать участие в разговорах.
- У него возникает желание заниматься только чем-то одним, определенным занятием, исключаю другие виды деятельности.
- В речи наблюдается повтор одних и тех же слов, звуков.
- Отмечается тяжелая адаптация ко всему новому.
- Отмечается слабое усвоение нового материала, отсутствует способность запоминать материал.
- Возникает причудливое поведение, например, он подолгу кружится, хлопает в ладоши и прочее.
- У ребенка практически отсутствует какая-либо реакция на родителей, педагогов, воспитателей.
Подростковый аутизм характерен для более старших детей и обуславливается наличием следующих симптомов заболевания?
- У ребенка отмечается явное нежелание общаться, принимать участие в разговорах.
- Стадия полового созревания проходит более болезненно, нежели у сверстников.
- Иногда у таких детей отмечаются приступы повышенной агрессии.
- Вследствие перечисленных факторов может начаться развитие депрессии.
- В тяжелых случаях не исключено развитие эпилепсии.
Причины развития заболевания
Поражение головного мозга не является основной причиной аутизма. Точные причины развития этого заболевания неизвестны, но наиболее распространенными считаются:
- Наследственность. Если у кого-то из родственников уже диагностировали аутизм, то риски повторного его появления у ребенка возрастает в разы.
- Перенесенные вирусные инфекции матерью во время беременности могут спровоцировать развитие недуга.
- Неблагоприятным образом может сказаться ожирение беременной женщины.
- Недоношенный плод.
Число детей, страдающих аутизмом, существенно увеличилось в последнее время. Причина этого явления остается неизвестной, возможно, на это повлияло ухудшение экологических условий окружающей среды. Также, более подробное изучение этого заболевания показывает, что оно чаще всего встречается у мальчиков.
Как диагностировать аутизм у ребенка
Точный диагноз возможен только после клинического наблюдения за ребенком и выявления возможных симптомов. Существует достаточное количество тестов для диагностики.
Дети часто используют невербальное общение при выполнении заданий на определение уровня развития. Они успешно справляются с тестами, где нужно показать, а не сказать. Поэтому для диагностики следует выбирать несколько методов.
При обнаружении признаков аутизма у ребенка, родители должны незамедлительно обратиться к психиатру, чтобы избежать задержки в постановке диагноза и повысить шансы на эффективное лечение.
Методы лечения аутизма у детей
Для излечения аутизма у ребенка необходимо проводить процедуры, физические упражнения и регулировать питание. Эти меры помогут ребенку научиться контролировать свое тело и развивать навыки, необходимые для самостоятельности. Однако не существует стандартизированных методов лечения, поэтому каждый использует свои собственные способы.
Важно помнить, что то, что работает для одного человека, может быть бесполезным для другого. Если рекомендуемый метод не сработал, нужно попробовать следующий.
Родители должны учитывать особенности ребенка при выборе метода лечения и всегда согласовывать свои действия с врачом. Необходимо учитывать, как малыш будет воспринимать эксперимент, прежде чем соглашаться на него. Правильный выбор метода лечения может значительно повлиять на успехи в развитии.
Детей, страдающих аутизмом, учат управлять своим поведением. И чем раньше начать это делать, тем больше возможность достигнуть хороших результатов.
Не следует ждать быстрого выздоровления, нужно быть терпеливым и сильным. Очень важно, как родители относятся к происходящему и принимают ситуацию — это половина успеха.
Обучение ребенка-аутиста
Создание границ обучения необходимая часть, поскольку у многих детей возникают проблемы с адаптацией в новых для них условиях.
Вот несколько советов по обучению ребенка-аутиста.
- Во всем соблюдать режим, график, чтобы ребенок знал, чего ему ожидать далее по его расписанию на день, можно сделать часы, на которых будут приклеены картинки. Изображения будут указывать на занятия и время их проведения.
- Ни в коем случае нельзя мешать планам малыша, если он хочет читать с любимым предметом в руках, обязательно нужно это разрешить.
- Следует рассказывать и читать истории, из которых ребенок сможет вынести правильную модель поведения и реакций. Целесообразно задавать вопросы, например: «Почему мальчик грустил?», «Что порадовало лисенка?»
- При фиксировании внимания ребенка на определенном предмете используйте данную ситуацию с выгодой. Например, если это котенок, путешествуйте вместе с ним по разным странам. Так малыш сможет получить некоторые знания по географии.
- Задания необходимо диктовать по мере их выполнения или же записывать, потому как длинные команды могут смутить ребенка.
Важно!
Не повышайте на больных детей голос, ведь у них очень чувствительный слух. Старайтесь выбирать творческие и интересные задания. При отсутствии желания разговаривать у ребенка, запаситесь картинками, с помощью которых он сможет выражать свои желания. Если малыш не реагирует на свое имя нет надобности повторять его несколько раз, он все равно не поймет, что обращаются именно к нему.
Какие прогнозы делают врачи
Прогнозы по поводу детского аутизма невозможны, так как его причина остается неизвестной. Не существует универсального метода лечения. Никто не может гарантировать успешную учебу ребенка или его поступление в ВУЗ, в связи с недостаточными знаниями о заболевании.
Родители детей с аутизмом часто задаются вопросом: является ли эпилепсия обязательным симптомом этого заболевания? У приблизительно 30% детей наблюдается эпиактивность в мозге. Тем не менее, если наблюдать за больными ночью, то можно заметить, что данное состояние встречается у 90% детей, но не доходит до приступов.
Аутизм — болезнь или особенности психического развития
[object Object]Признаки и симптомы аутизма
Обычно РАС проявляется у детей до трех лет. Первичный диагноз ставится при наличии симптомов, называемых «триадой аутизма».
Проявляться все три группы признаков могут по-разному:
Виды расстройств аутистического спектра
Симптомы, описанные выше, характерны для всего комплекса расстройств (РАС). Каждое из них имеет свои уникальные признаки.
В МКБ-11 виды аутизма выделяются по критериям наличия или отсутствия нарушений интеллектуального развития и функционального языка.
В предшествовавшей классификации выделяли:
• Ранний инфантильный аутизм — задержка развития моторики, неадекватные реакции, избегание контактов с людьми, скудный словарный запас.
• Синдром Каннера — полный уход в себя, отсутствие контактов с внешним миром, повторение слов, отрешенное выражение лица.
• Синдром Аспергера — эгоцентризм, обесценивание общения, необычные интересы, низкий уровень эмпатии, замедленная моторика.
Синдром Ретта раньше относили к РАС, однако сейчас он рассматривается как самостоятельное расстройство, связанное с генетическими мутациями. Он диагностируется только у женщин и во многом сводится к утрате целенаправленности движений.
Аутизм у детей
Родители легко могут заметить проявление болезни даже у новорожденного. Если ребенок в возрасте 8 месяцев не реагирует на собственное имя — это первый тревожный сигнал.
До двух лет могут наблюдаться такие симптомы:
• к 12 месяцам — малый запас жестов, включая полное отсутствие указательного;
• к 18 месяцам — избегание общения, непонимание речи, нетипичные игры;
• к 24 месяцам — отсутствие имитации поведения, избегание социального взаимодействия, ограниченный набор используемых слов.
В данном возрасте сложно предсказать, насколько выражен будет РАС в будущем, возможно это проявление синдрома Аспергера, который не всегда воспринимается как нарушение и часто рассматривается как эксцентричность. Однако есть вероятность развития синдрома Каннера, который мешает полноценной жизни в обществе и требует постоянного присмотра.
Аутизм у взрослых
[object Object]Виды взрослого аутизма
Чаще у взрослых встречается атипичный аутизм, который не имеет всех симптомов триады. Существует первичное и вторичное расстройство, важно понимать разницу для правильной помощи.
Первичный связан с психическими нарушениями. Причины его неизвестны, есть лишь предпосылки неврологического характера. Степень выраженности симптомов может быть разной — от синдрома Каннера с полным отрывом от окружающего мира до легкого противопоставления себя обществу.
Во вторичное РАС люди погружаются поневоле, например, из-за болезни, ограничивающей социальные контакты. Для возвращения к нормальной жизни им достаточно простой адаптации (установки слухового аппарата, челюстного протеза и т.п.).
Что такое высокофункциональный аутизм?
Высокофункциональной называют форму аутизма, сочетающуюся с выдающимися умственными способностями. Это разновидность синдрома Саванта, при котором высокий IQ сопровождает различные психические расстройства.
При сочетании ВФА с синдромом Каннера ребенок демонстрирует феноменальную память, хотя обычно он изъясняется простыми словами. Запомнить он может большие и сложные тексты, а потом декламировать их без привязки к контексту.
В сочетании с синдромом Аспергера высокофункциональный аутизм проявляется:
• повышенной внимательностью к деталям;
• превалирующей эффективностью индивидуальной работы в противопоставление групповой;
• нетипичными для возрастной группы интересами;
• предпочтением исследовательской деятельности.
Савантам присущи достижения в области науки, искусства, литературы. Однако они испытывают трудности в общении с другими людьми, в детстве становятся объектами насмешек или травли.
Диагностика аутизма
Для постановки такого диагноза требуется консультация психиатра. Обследование проводится в нескольких направлениях:
• Изучение клинической симптоматики. У детей РАС выявляется при наличии триады признаков. У взрослых симптомы одной из групп могут отсутствовать.
• Генетическое исследование. Все РАС (кроме взрослого вторичного) имеют хромосомную природу.
• Скрининговые тесты. Они позволяют установить степень выраженности расстройства.
Для детей и взрослых предусмотрены различные тесты. M-CHAT адресован родителям, которые должны ответить на вопросы о поведении ребенка. С его помощью выявляется не только РАС, но и предрасположенность к нему. Шкала Саймона Барон-Коган используется для самодиагностики взрослых.
Лечение расстройств аутистического спектра
Поскольку РАС — это не болезни, говорить о лечении не совсем корректно. Избавиться от нарушений нельзя, но правильная коррекция позволяет адаптироваться к жизни в обществе. Для помощи детям с расстройствами аутистического спектра привлекаются:
• логопеды;
• дефектологи;
• психологи;
• неврологи;
• психотерапевты.
Желательно участие членов семьи в коррекционно-развивающих занятиях. С одной стороны, это помогает малышу перенимать модели взаимодействия с людьми, с другой — родственники под контролем специалиста учатся взаимодействовать с ребенком.
Взрослым, страдающим РАС, требуется помощь психотерапевта. Обычно ее оказывают в форме когнитивно-поведенческой терапии, задача которой — сформировать навыки общения и социальной адаптации. Для снижения уровня тревожности возможно назначение антидепрессантов.
Профилактика
Поскольку у расстройств аутистического спектра генетическая природа, предотвратить их появление невозможно. Однако своевременное выявление позволяет быстрее начать коррекционные занятия и не допустить инвалидизации в будущем.
Во избежание усугубления симптоматики психотерапевты рекомендуют родственникам пациентов:
• Принимать их такими, какие они есть: не ругать за несоответствие общественным ожиданиям.
• Не предъявлять высоких требований. Не каждый аутист — савант, у многих есть нарушения умственного развития.
• Обеспечить психологический комфорт: не заставлять общаться против воли, не оставлять в толпе.
Отказ от прививок, вопреки мифу, не предотвращает развитие аутизма. Предрасположенность к нему заложена в генах, вакцинация от паротита или кори на генетический код не влияет.
Статья на конкурс «био/мол/текст»: Они видят мир по-другому, не любят контактировать с обществом, имеют «странности» в поведении и нарушения речи. Родители и воспитатели часто принимают их за одаренных детей со своими особенностями, но врачи уже давно определили их диагноз — «расстройство аутистического спектра». В этой статье вы узнаете о том, что такое расстройство аутистического спектра и что известно о причинах его развития.
Конкурс «био/мол/текст»-2018
Эта работа опубликована в номинации «Свободная тема» конкурса «био/мол/текст»-2018.
Генеральный спонсор конкурса — компания «Диаэм»: крупнейший поставщик оборудования, реагентов и расходных материалов для биологических исследований и производств.
Спонсором приза зрительских симпатий выступил медико-генетический центр Genotek.
«Книжный» спонсор конкурса — «Альпина нон-фикшн»
Если вы знаете одного человека с аутизмом,
то вы знаете одного человека с аутизмом.
Стивен Шор,
профессор Университета Адельфи (США),
имеет диагноз «аутизм»
Рисунок 1. Причины РАС
Симптомы
Рисунок 2. Симптоматика РАС
Проще говоря, дети с расстройством аутистического спектра не интересуются общением с людьми, плохо их понимают, любят придерживаться различных ритуалов, склонны к повторяющимся движениям тела, могут иметь языковые проблемы и задержки в интеллектуальном развитии. Различные симптомы приводят к значительному ухудшению во многих областях адаптивного функционирования. Одновременно с этим, дети с РАС часто имеют и множество сильных сторон: усидчивость, внимание к деталям, хорошая зрительная и механическая память, склонность к однообразной работе, что может быть полезно в некоторых профессиях.
История заболевания
Рисунок 3. Ученые, которые внесли свой вклад в учение о расстройствах аутистического спектра
Рисунок 4. Фрагмент рисунка о связи РАС и вакцин