Гимнастика — особенный вид спорта. С ее помощью можно сделать фигуру стройной, она дисциплинирует, но здесь довольно много сложных упражнений, к этому виду спорта нужно привыкать постепенно. Нужно определиться, каким видом гимнастики вы будете заниматься в будущем — спортивная, художественная, атлетическая, оздоровительная или же просто делать упражнения для поддержания своего организма в форме.
Начало занятий
Лучше всего заниматься в спортивной школе, спортивном клубе под присмотром тренера или инструктора. Таким образом экономиться множество усилий на поисках методик занятий. Но простейшие гимнастические упражнения вполне можно делать и дома. Если в будущем нужны хорошие результаты, желательно начинать заниматься с детства, спортивные школы принимают в гимнасты с четырех-пяти лет. Чем раньше начать, тем легче будет осваивать трудные упражнения.
Но более простые гимнастические комплексы вполне можно выполнять в любом возрасте. Нужно только найти свободный полчаса несколько раз в неделю, желательно три раза, заниматься через день. Если заниматься реже, результата не будет, так как будет пропадать тонус мышц и растяжка. Приобретите спортивный коврик и одежду, которая не будет стеснять движения.
Чтобы был хороший результат, нужно соблюдать нетрудный режим питания, тем более, что гимнастика хорошо помогает похудеть. Чтобы успешно сжигать жир, нужно перед занятием десять минут побегать или поскакать со скакалкой. Упражнения на занятиях нужно делать так, чтобы нагружать проблемные места. До тренировки можно поесть белковую пищу (творог, яйцо, куриное мясо), во время выполнения упражнений можно пить чистую воду, а после занятий с принятием пищи лучше подождать минимум два часа.
Основные правила занятий:
- Нужно сделать разминку — разогреть шею, суставы, спину с помощью вращающих и наклонных упражнений. Учтите, что холодные мышцы легко травмируются.
- Кроме растяжек делайте разминку на гибкость, это также важно.
- Упражнения делать без перерыва, лучше ограничить время выполнения, чем делать передышки. Так повышается физическая выносливость.
- Приседать, отжиматься, делать выпады можно только после более простых упражнений, усложнять программу можно только через месяц после начала занятий. Не ждите быстрого результата.
https://youtube.com/watch?v=OgB4jcMeUIo%3Ffeature%3Doembed
Упражнения для начала
Следующие упражнения для полностью начинающих, кто не имеет физической подготовки вовсе. В следующем комплексе можно на что-то опираться, например на стул, стол или спинку кровати, можно на дверь или стену. Когда мышцы окрепнуть, от опоры можно отказаться. Задание следующих упражнений — хорошо разомнуться, прочувствовать удовольствие от физической нагрузки.
- Выставьте одну ногу вперед и делайте выпады сначала на одну ногу, потом на вторую. Угол ноги должен быть тупым, максимум — прямым. Задню ногу можно сгибать в колене, даже касаться им пола. Ноги можно широко расставить, так легче. Со временем можно взять в руки гантели. Тренируются бедра и ягодицы.
- Внутреннюю поверхность бедер и ягодиц можно тренировать приседаниями вбок. Нужно широко расставить ноги, носки прямые и переносить вес тела на одну ногу пока не почувствуется напряжение в мышцах.
- Поставьте руки на спинку стула, станьте на на носочки, туловище и спину поставьте прямо, поставьте одну ногу впереди и делайте ею круги, словно на балете. Эти движения укрепляют стопы, укрепляют бедра.
- Для формировки талии и живота делайте наклоны — поставьте ровные ноги на ширину плеч нагибайтесь, дотягиваясь рукой к колену. Мышцы корпуса должны растягиваться и напрягаться.
- Отжимания от пола тренируют грудные мышцы, а также живот, плечи и спину. Но результат будет, если держать спину ровно и отжиматься, касаясь грудью пола. Чтобы научиться отжиматься правильно, сначала отжимайтесь от спинки кресла, потом от кровати, а уж потом от пола. Отжимания сильно нагружает сердце, поэтому нужно делать упражнение осторожно и без излишних нагрузок.
- Упражнение с гимнастической палкой. Возьмите палку в обе руки, поставьте перед собой, кисти должны быть шире плеч. И с усилием приближайте палку к груди и отдаляйтей этот гимнастический снаряд, касаясь поочередно верха и низа груди.
https://youtube.com/watch?v=2ax28C-hWPY%3Ffeature%3Doembed
Простейшие трюки
Разогрейте организм упражнениями, которые нравятся — бегайте, приседайте, прыгайте из согнутых коленей. Важно делать движения, которые ускоряют кровообращение, а значит готовят сердце к более сильным нагрузкам, так называемые кардиоупражнения. Потом приступайте к простейшим трюкам, которые уже можно вполне считать гимнастическими.
- Становясь на акробатический мостик, выполняется растяжка спины. Нужно лечь на пол, сгибая колени, подошвы должны быть на полу, пальцы ладоней развернуты в сторону стоп. Потом вытягиваете спину вверх. Можно учится делать мостик у стены, медленно сползая вниз руками. Но цель — делать это упражнение с положения стоя. Вытягивайте спину постепенно, так как вполне можно травмировать спину чрезмерной нагрузкой. Перед упражнением сделайте разминку для спины — наклоны стоя в стороны, вперед и назад.
- Постепенно делайте растяжку, пробуя стать на шпагат. Начинающим лучше начинать с выпадов вперед, нужно пробовать коснуться к земле пальцами вытянутых рук. Потом пробуйте сделать продольный шпагат — поставьте ступни на ширине плеч, потом наклоняйтесь в сторону ноги, которая будет впереди и таким образом тяните ногу вперед, а корпус вниз. Можно попросить, чтобы кто-то помог потянуть ногу и подстраховал. Для удобства выбирайте мягкую поверхность, например ковер. Потом вытягивайте заднюю ногу, добейтесь напряжения в бедрах и так несильно покачайтесь. С усилием делать не надо, так как возможна травма, боли не должно быть. Сначала можно опираться на стул рукой. Лучше понемножку, но часто и каждый день, шпагат может получится даже через полгода ежедневного труда. Со временем учитесь делать поперечный шпагат.
- Учитесь делать стойку на руках. Конечно, без опоры вряд ли скоро получится, а вот у стены — вполне хорошее упражнение для начинающих. Стойка — путь к колесу, сальту и другим упражнениям гимнастической акробатики. Нужно немного расставить ноги, поставить руки на расстоянии ладони от стены и быстро поднять ноги. Упражнение будет получаться ровно настолько, насколько у вас развита координация и насколько развиты мышцы рук и корпуса. Частое повторение приведет к результату.
- Делайте прыжки на батуте — подогните ноги под себя, ноги врозь как на поперечном шпагате, в согнутом положении — как складка на полу. Развивается вестибулярный аппарат, в воздухе улучшается растяжка. Не переусердствуйте, батут — опасный снаряд. Также начинающим рекомендуется делать простейшие упражнения на бревне — приседания, махи, для равновесия.
Спортивная гимнастика – это вид гимнастики, традиции которой восходят к античности. Этот термин относится к двигательным упражнениям, которые помогают обеспечить хорошую осанку, а также сохранить правильные пропорции тела. Гимнастика – популярная дисциплина на многих спортивных мероприятиях, она стала олимпийским видом спорта уже в 1896 году и с тех пор претерпела серьезные изменения. Далее будут рассмотрены все основные моменты, связанные с этим видом спорта.
Содержание
- История спортивной гимнастики
- В чем заключается суть спортивной гимнастики?
- Соревнования по спортивной гимнастике
История спортивной гимнастики
Спортивная гимнастика – один из старейших и один из самых зрелищных видов спорта в программе летних Олимпийских игр (IO). Более двух тысяч лет назад в Древней Греции гимнастические упражнения были центром культурного возрождения. Помимо выполнения сложных гимнастических упражнений, мужчины стремились постичь такие направления, как:
- искусство;
- музыка;
- философия.
Греки верили в баланс между разумом и телом, который мог быть достигнут только благодаря сочетанию физических упражнений и интеллектуальной деятельности. Сегодня спортивная гимнастика представляет собой искусное сочетание спорта и искусства, но основная идея остается неизменной и по сей день.
Современная спортивная гимнастика берет свое начало в 19 веке. В 1881 году была основана Международная федерация гимнастики (FIG) для продвижения этого вида спорта. В 1886 году спортивная гимнастика была включена в число олимпийских видов спорта, а в 1903 году в бельгийском городе Анверс был проведен первый чемпионат мира по гимнастике, названный 1-м гимнастическим турниром.
Когда-то спортивной гимнастикой занимались исключительно мужчины. В настоящее время в гимнастике соревнуются как мужчины, так и женщины.
В чем заключается суть спортивной гимнастики?
Спортивная гимнастика отражает двигательные функции человеческого тела. Простые гимнастические упражнения, выполняемые ежедневно, улучшают осанку. Спортивная гимнастика также помогает улучшить физическую форму, поэтому многие люди, тренирующиеся в других видах спорта, используют гимнастику как способ повысить свою работоспособность.
Занятия спортивной гимнастикой приносят много пользы:
разогревают суставы и выравнивают кровяное давление;
подходят для повышения гибкости тела, улучшения координации, моторики и ловкости;
улучшают общее состояние организма.
Спортивная гимнастика – это в первую очередь работа со снарядами. Она также включает в себя элементы акробатики и калистеники (последняя – это физическая активность с использованием веса собственного тела, например, отжимания или приседания). Спортивная гимнастика включает в себя сложные упражнения продолжительностью от 30 до 90 секунд с использованием различных инструментов. На всех видах спортивных соревнований выступления мужчин и женщин оцениваются судейской коллегией, которая присуждает баллы за сложность упражнений и правильность техники. Правила подсчета очков установлены Международной федерацией гимнастики.
Участники завоевывают индивидуальные или командные медали в отдельных видах. Участники соревнований по спортивной гимнастике, как правило, люди невысокого роста. Невысоким людям легче выполнять большинство упражнений. Спортивная гимнастика требует развития высокого уровня физической подготовки. Люди, тренирующиеся в этом виде спорта, в первую очередь работают над такими элементами, как:
- двигательная координация;
- сила;
- гибкость;
- динамика движений;
- техника выполнения упражнений.
Выполнение свободных последовательностей упражнений требует от спортсменов хорошей работы дыхательной и кровеносной систем, поэтому во время тренировок состояние их организма также укрепляется. Как и любой вид спорта, спортивная гимнастика также связана с огромными нагрузками на организм и может привести к травмам. Однако при любительской практике количество преимуществ оказывается непомерно высоким.
Соревнования по спортивной гимнастике
Соревнования по спортивной гимнастике у мужчин и женщин включают различные упражнения. Женщины участвуют в 4 соревнованиях, а мужчины – в целых 6. Участники завоевывают медали индивидуально в каждом соревновании, а также в гимнастическом многоборье (сумма очков из всех соревнований). Подсчетом очков в спортивной гимнастике занимается судейская коллегия, которая оценивает сложность комбинации упражнений и правильность техники их выполнения. Спортсмен, набравший большее количество баллов, становится победителем.
Женская спортивная гимнастика
Соревнования по женской гимнастике включают такие снаряды, как:
- опорный прыжок;
- разновысокие брусья;
- бревно;
- вольные упражнения на ковре.
Опорный прыжок – это соревнование, которое включает в себя прыжок через гимнастический стол сразу после отталкивания от него двумя или одной рукой и сочетающееся с представлением гимнастических элементов на лету, таких, как многократные вращения вдоль оси тела. Разбег до прыжка не должен превышать 25 метров. Для женщин длина гимнастического стола составляет 125 см.
Равновесные брусья – это упражнения, требующие комбинации маятниковых движений, стоек на руках, вращений и сальто с использованием двух параллельных шестов на высоте 1,95 см и длиной 3,5 м.
Бревно – это приспособление, основным элементом которого является деревянный брус, покрытый мягким материалом, по нему гимнаст перемещается для поддержания равновесия.
Вольные упражнения на ковре – это акробатические прыжки в сочетании с гимнастическими элементами: силой, гибкостью и балансом. Они выполняются спортсменом на ковре размером 12х12 метров.
Выступление может длиться максимум 90 секунд и выполняется под специально подобранную музыку. Женская гимнастика была включена в олимпийскую программу еще в 1928 году и впервые была представлена на Играх в Хельсинки в 1952 году. В 1992 году Международная федерация гимнастики повысила минимальный возраст для гимнасток до 17 лет.
Мужская спортивная гимнастика
Соревнования по мужской спортивной гимнастике включают такие упражнения, как:
- опорный прыжок;
- вольные упражнения на ковре;
- конь-махи;
- кольца;
- параллельные брусья;
- перекладина.
Опорные прыжки, как и в женских упражнениях, включают в себя прыжки через гимнастический стол. Разница заключается в длине стола, которая для мужчин должна составлять 135 см.
Вольные упражнения на ковре, как и женские, представляют собой ритмичную и гармоничную композицию, в которой представлены акробатические прыжки в сочетании с гимнастическими элементами. Разница в том, что для мужчин продолжительность выполнения не должна превышать 70 секунд.
Конь-махи – это упражнение, которое включает в себя круговые движения с соединенными или разведенными ногами, при этом руки держат весь вес тела.
Кольца – это упражнение, включающее в себя элементы выносливости, маха и силы, и предполагающее висение в упоре или стояние на руках.
Параллельные брусья – это упражнение, которое состоит из элементов полета и взмаха на двух параллельных шестах (поручнях).
Последним гимнастическим упражнением, которое выполняют мужчины, является перекладина. Ее суть заключается в выполнении вращательных движений тела от опоры к опоре вокруг оси тела. Это упражнение состоит исключительно из маховых элементов.
Гимнастика спортивная
Историческое развитие
Материальное обеспечение
Правила
Специальные правила судейства
Правила судейства для мужчин
Правила судейства для женщин
Оценка упражнений для мужчин
Оценка упражнений для женщин
Соревнования
Техника
Тактика
Обучение и тренировка
Структура и систематика
Страховка и оказание помощи
Техника каждого гимнастического упражнения строится с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей человека и действующих в соответствии с этим физических законов. На нее оказывает влияние конструкция снарядов. Хорошо организованная методическая работа зависит от точных знаний этих факторов.
Они помогают тренерам понять все процессы движения и преждевременно распознать технические ошибки и причины их возникновения. В упражнениях на снарядах следует обращать внимание на физические закономерности, обусловленные силой тяжести, сопротивлением трения и воздуха, а также инерцией.
Важным условием успешного выполнения упражнения являются, кроме того, правильно использованная энергия, знание закона сил, действующих в маховых движениях и во вращениях, и знание закономерностей тормозного и ускоряющего импульса и упругости снарядов.
Гимнастика спортивная: анатомо-физиологические сведения
Анатомо-физиологические сведения помогают правильно оценить функциональные возможности двигательного аппарата человека. Для осуществления оптимальной техники необходимо обращать внимание на точное исполнение Правил судейства и учитывать закономерности учебно-тренировочного процесса.
Гимнастика спортивная: анализ движения
Анализ движения определяет общее впечатление от гимнастического упражнения, причем важную роль играют здесь построение упражнения, форма движения, темп, динамика и ритм движения. Безошибочная техника требует, чтобы начальные, основные и конечные движения упражнения находились в правильном соотношении друг к другу, чтобы они точно согласовывались в объеме, направлении, скорости, продолжительности и силе.
Кроме того, важное значение имеет правильное чередование мышечного напряжения и расслабления. Упражнение должно протекать ритмично и плавно, распределение элементов должно быть цельным. Следует обращать особое внимание на оптимальную нагрузку корпуса, тазобедренных суставов и плечевого пояса и на правильное положение головы. Хорошая техническая подготовка связана также с быстротой реакции и требует от гимнаста определенных теоретических знаний.
Гимнастика спортивная
Историческое развитие
Материальное обеспечение
Правила
Специальные правила судейства
Правила судейства для мужчин
Правила судейства для женщин
Оценка упражнений для мужчин
Оценка упражнений для женщин
Соревнования
Техника
Тактика
Обучение и тренировка
Структура и систематика
Страховка и оказание помощи
Упражнения в акробатике бывают статические, когда спортсмен делает сложные элементы без движения, например, стойки и динамические — когда упражнения делаются в движении, однако статические упражнения, например стойки могут быть основой для динамических — колеса, движения разгибом. Сложные трюки могут быть составлены из разных одиночных статических и динамических упражнений, например маховое сальто состоит из шпагата и сальто, рондат сальто — из стойки, переворота и сальто. Акробатические элементы в основном используются в спортивной, художественной гимнастике, спортивной акробатике, но также они являются частью спортивных акробатических танцев, цирковых выступлений, паркура и даже боевых искусств.
Простые упражнения
Акробатические упражнения бывают двух типов — динамические и статические. Динамические делаются в движении с переворотом через голову, статические связанные с удержанием тела в равновесии в различных позициях.
К динамическим акробатическим упражнениям относятся:
- перекаты
- кувырки
- перевороты
- движения дугой
- сальто.
Статические акробатические упражнения:
- стойки
- мосты
- шпагаты.
Динамические акробатические упражнения:
- Перекаты — касание пола без переворота через голову, их делают, группируясь и прогибаясь в разные стороны.
- Кувырки — перевороты через голову прямо, после чего спортсмен касается пола частями тела без паузы. Кувырки могут быть одиночными, а также исполняются сериями, могут быть вперед, назад, группируясь и прогибаясь.
- Перевороты — это переворачивание через голову, после чего делается опора на руки, голову, или одновременно на руки и голову. В акробатике возможна одна или две фазы полета, делаются назад, вперед, с места, разбега. Перевороты колесом с поочередной опорой на одну, другую руку, потом на одну и другую ногу, полета нет, делаются в стороны, вперед, назад. Перекидки — медленное вращение тела с опорой на обе или одну руку без полета, делаются вперед, назад с разных положений перед перекидкой, положение после упражнения также произвольное.
- Полуперевороты отличаются от переворотов тем, что нет полного вращения, делаются вперед, а также назад, сопровождаются перепрыгиванием с одной части тела на другую.
- Движение дугой или разгибом — переход из упора лежа из согнутого положения на лопатках в стойку на ноги, исполняют согнувшись, с прогибом, переворачиваясь и без поворотов.
- Сальто — переворот через голову без опоры на руки.
Статические упражнения:
- Стойки — неподвижное статическое положение вниз головой, в акробатике популярны в построении пирамид. Стойки являются элементами для более сложных элементов, например рондата, колеса, поэтому стойка — базовый элемент, который нужно уметь делать без поддержки на протяжении длительного времени. Например, гимнасток с юных лет учат делать стойку с опорой только на руки на протяжении полуминуты, доводя время стойки на руках до одной минуты. Также стойка является основой для тренировочного упражнения ходьба на руках.
- Мосты характеризуются прогибом в пояснице и груди с опорой на руки и ноги, реже — на голову и ноги. В спортивной акробатике мосты делают в парах с помощью поддержек.
- Шпагаты — расположение ног на одной линии, продольной или поперечной, делаются на полу, в спортивной акробатике — в поддержках смешанных пар.
- Поддержки в спортивной акробатике — неподвижное статическое положение верхнего партнера на голове, ногах, руках, плечах нижнего партнера. Упражнения с поддержкой — шпагат, стойка и другие.
Обучение сложным элементам
Сложные акробатические упражнения имею повышенную сложность выполнения и, как правило, состоят из нескольких элементов, таким образом, они «складываются» из разных упражнений и очень зрелищные. Но обучение подобным трюкам занимают месяцы, поскольку они по своей сути сопряжены с возможными травмами, и спешка неуместна.
Маховое сальто вперед
Маховое сальто похоже на темповое сальто (сальто без группировки), это сальто со шпагатом или полушпагатом, вперед или назад. В спортивной гимнастике маховое используется на бревне и вольных упражнениях как специальное требование обязательной программы первого взрослого разряда. Чтобы уметь делать маховое сальто, нужно делать мостик, шпагат, темповое сальто вперед и также динамически делать махи.
Перед маховым нужно разомнуться — бегаем, разминаем спину и растягиваемся, делая складочки на шпагате. Потом делаем махи стоя.
Начинаем обучение с темпового сальто в яму. Потом делаем подготовку к маховому — руки вверх, правая нога перед и делаем мах назад так, чтобы ступня оказалась на уровне головы. Объединяем темповое сальто с махом, стараемся объединить эти элементы с раскрытым шпагатом, когда спортсмен оказывается вниз головой.
Спортсмены паркура часто делают маховое немного через сторону. Это не гимнастическое маховое. Маховое в спортивной гимнастике обязательно прямое, идущее по одной линии, чтобы упражнение можно было сделать на бревне. Также обучение можно проводить на батуте. Но так как это упражнение травматическое — можно повредить спину, шею, упасть на голову, делайте маховое сальто на мягкой поверхности и обязательно со страхующим инструктором на начальном этапе обучения.
Если выучите маховое, можно приступать к обучению более сложного упражнения — махового з поворотом.
Как делать рондат фляк
Рондат фляк — один из главных элементов в акробатике, так как из него входят в винты и двойные сальта. Учимся делать это сложное упражнение.
Бегаем, разминаем спину, растягиваемся, делаем колесо, потом делаем курбеты (стойка на руках, когда ноги падают назад, нужно оттолкнуться руками).
Потом обучаемся рондат фляку (лучше в гимнастическую яму) — делаем колесо, однако когда руки на полу, объединяем ноги и делаем курбет. Через несколько дней отработки этой части упражнения делаем фляк — сначала на краю ямы приседаем, опуская руки и прыгаем назад в яму мостиком, отталкиваемся руками и курбетом становимся на ноги.
Потом два упражнения объединяем — делаем рондат и прыжок в яму, а потом на коврике делаем рондат фляк. Из сложностей — на рондат фляке можно потянуть спину, если быть неподготовленным или недостаточно разомнуться, так как упражнение делается резко.
Винт
Винт — это очень сложное упражнение, доступное только тренированным спортсменам, которые хорошо знакомы с такими специальными упражнениями, как бланш и рондат фляк сальто. Будучи упражнением группы Б, его используют для получения высоких баллов на соревнованиях, чемпионатах разного уровня. В зависимости от уровня спортсмена, можно делать два или даже три винта.
Винт нужно обязательно делать под присмотром тренера, или же хотя бы спортсмена, который может без труда сделать этот элемент. Сначала разминаемся — растягиваемся, прогибаемся, делаем простые прыжки с поворотом на 360 градусов. Потом на батуте делаем бланш, потом подходим к подводящим упражнениям (упражнения, которые помогают подготовится к исполнению основного упражнения).
После этого делаем бланш с небольшим переворотом, желательно не на батуте, а в яму. Переворот с каждым днем увеличиваем и в конце доводим до 360 градусов. Потом переходим опять на батут. После закрепления упражнения его можно делать на мягкой дорожке или пружинящем мате. Делаем рондат, фляк, бланш, а потом переворачиваемся винтом.
При исполнении винта можно недокрутить в воздухе и упасть, подвернув ногу. Или же можно слишком рано уйти в крутку и это тоже может привести к падению. Поэтому, не смотря на динамику, в воздухе нужен самоконтроль.
Не смотря на то, что акробатика, является занятием , в котором можно сделать спортивную карьеру, в тренировках самое главное — не погоня за результатом, а безопасность. Акробатика устроена так, что результат не может прийти быстро, даже при интенсивных занятиях. Нужны три составляющие — интенсивность, безопасность и время тренировок. Тренируясь, организм развивает мышцы, гибкость, а также перестраивает центральную нервную систему на выполнение точных движений, которые сопряжены с сильными нагрузками.
В период всеобщей самоизоляции и карантина большинство людей сидит дома. Однако, это не повод бросать следить за собой и переставать заниматься спортом. Для поддержания физической формы нет необходимости в дорогих тренажерах и фитнес-тренерах, при желании заниматься спортом можно самому, используя подручные средства.
Утренняя зарядка многими недооценивается, некоторые и вовсе относятся к ней скептически. В данном материале мы расскажем, зачем нужна зарядка по утрам, какие упражнения наиболее эффективны, покажем различные тренировочные комплексы, а также посоветуем музыку, под которую заниматься будет приятнее всего.
Зачем нужна зарядка по утрам
Зарядка с утра обычно представляет собой несложный комплекс общих упражнений, который человек делает утром сразу после пробуждения. Зарядка помогает проснуться, повышает жизненный тонус и подготавливает организм к тяжелому рабочему дню.
Большинство людей недооценивает значение утренней зарядки и последний раз слышало о ней в каком-нибудь советском фильме, а делали, наверное, ещё будучи ребенком в детском лагере. Не стоит пренебрегать ей – она не только помогает проснуться, но и выполняет ещё несколько важных функций:
- увеличивает кровоток и лимфоток;
- повышает тонус;
- снимает вялость после долгого сна;
- ускоряет внутриклеточный метаболизм;
- активизирует работу мозга, это положительно влияет на мыслительные процессы и концентрацию внимания;
- тренирует выносливость;
- тренирует вестибулярный аппарат.
Помимо этого, зарядка благотворно влияет на работу внутренних органов и различных систем в организме человека. В первую очередь выигрывает сердечно сосудистая система – при регулярном выполнении утренней зарядки ваше сердце будет стучать медленнее на 10 ударов в минуту. Нетрудно посчитать, сколько ударов в месяц или год сэкономит обычная утренняя зарядка. Помните, что сердце – двигатель нашего организма и многие возрастные болезни связаны именно с сердечнососудистой системой.
Особенности занятий в домашних условий
Необходимо найти оптимальное время подъема. Вы должны успеть сделать все дела и при этом уместить в ваш график зарядку. Продолжительность занятий для начинающих составляет 10-15 минут, а для тех, кто уже более менее адаптировался к нагрузкам – полчаса. После окончания зарядки рекомендуется принимать контрастный душ в течение 10 минут.
Все упражнения лучше делать натощак, завтракая после зарядки. Также можно выпить стакан воды после пробуждения – это поможет запустить ЖКТ и способствует разжижению крови.
Каждая зарядка состоит из трех этапов: разминка, комплекс основных упражнений, финальный комплекс. Необходимо равномерно распределить нагрузку. Рекомендуется выполнять упражнения в порядке: от простых к сложным. В случае, если почувствуете себя плохо, прекратите упражнения. Не стоит мучать себе и заниматься через боль и дискомфорт.
Разминка
Перед зарядкой нужно провести небольшую разминку. Выполняйте все упражнения плавно, без резких движений.
Вращения головы и шеи
Плавно наклоняйте голову поочередно в левую и правую сторону, затем наклоните вперед так, чтобы подбородок касался груди.
Следующее упражнение – вращательные движения головы по часовой и против часовой стрелки.
Последнее – повороты головы вправо и влево.
Разминка, этап 1
Разминка рук
Поднимите руки на уровень груди и сожмите ладони в замок. Вращайте кистевые суставы, затем локтевые. Плечевые суставы разминайте движениями вытянутых или согнутых в локтях рук по кругу, вперед и назад.
Спина и корпус
Руки на поясе, тазобедренным суставом выполняйте круговые движения по часовой и против часовой стрелки.
Вращение тазобедренным суставом
Следующее – выполняйте наклоны к левой и правой ноге, разгибаясь в спине.
Ноги
Поднимите перед собой ногу, немного согните в колене и начните вращать голеностопом. Если вам сложно удерживать равновесие, найдите опору или упритесь рукой в стену.
Завершите разминку ходьбой на месте. Перейдем к зарядке.
Зарядка для начинающих
Этот вариант наиболее простой, время выполнения – 15 минут.
Упражнение #1, наклоны
Поставьте ноги на ширину плеч, руками тянитесь к полу, старайтесь достать его, затем разогнитесь и уприте руки в бок.
Упражнение #2, шаги на месте
Шагайте на месте, старайтесь поднимать колени на максимальную высоту.
Шаги на месте
Теперь положите ладони на ягодицы и старайтесь пятками достать их, выполняя захлестывающие движения по 10 раз каждой ногой.
Упражнение #3, махи ногами
Поочередно делайте махи ногами, каждой ногой по 10 раз.
Упражнение #4, пресс
Ложитесь на пол – желательно постелить специальный коврик. Начинайте подтягивать ноги к груди, сначала по очереди, а затем вместе. Каждую по 10 раз.
Упражнение на пресс
Теперь, все также лежа на спине, одновременно поднимайте ноги и руки, стараясь руками коснуться ног.
Упражнение #5, планка
Планка – одно из самых сложных упражнений для неподготовленного человека, у которого слабая мышечная выносливость. Старайтесь начинать с такого времени, какое вам кажется наиболее комфортным, а затем ежедневно увеличивайте продолжительность.
Читайте подробнее про упражнение планка.
Можно стоять на кулаках, ладонях или локтях.
Комплекс упражнений для более подготовленных
Можно выполнять некоторые упражнения с грузом, например, с гантелями.
Упражнение #1, приседания
Это одно из самых распространенных физических упражнений, но многие его делают неправильно. Поставьте ноги на ширину плеч, следите за тем, чтобы спина была прямая, а колени сильно не выпячивались за уровень носков.
Упражнение #2, выпады
Поставьте левую или правую ногу вперед и согните под прямым углом. Оставшаяся нога отводится назад и таким же образом сгибается. Возвращайтесь в исходную позицию и делайте выпад с другой ноги. Выполняйте по 15 раз на каждую ногу.
Упражнение #3, отжимания
Поставьте руки чуть шире плеч и делайте классические отжимания, планомерно поднимаясь и опускаясь.
Упражнение #4, обратные отжимания
Для этого упражнения потребуется кресло или скамья. Положите руки на вспомогательный предмет и делайте равномерные движения вверх и вниз, как показано на картинке.
Упражнение #5, планка
Упражнение #6, шаги на месте
Делайте интенсивные движения, шагая на месте и стараясь максимально высоко поднимать колени. Затем поднимитесь на носочки, вскиньте руки вверх и зафиксируйтесь в таком положении на 20 секунд.
Музыка для зарядки
Выполнение упражнений с музыкальным сопровождением помогает держать темп, а прослушивание любимых композиций просто поднимает настроение. Старайтесь выбирать ритмичную музыку, которую можно “отстучать”. Меняйте композиции в зависимости от темпа и вида тренировки – для бега подойдет та музыка, которая не подойдет, например, для остальных упражнений. В интернете есть много специальных плейлистов, которые подобраны специально для физических нагрузок и бега.
Итог
Зарядка с утра помогает человеку проснуться, запустить свой организм, дать мышцам сигнал к работе. Она положительно влияет на сердечно сосудистую и другие системы, оздоравливает и держит тело в тонусе.
Найдите в своем графике лишних 15-20 минут и уделите их зарядке. После нескольких дней регулярных занятий вы почувствуете легкость и прилив сил, а также будете заниматься с удовольствием.
Читайте также
- Эффективная разминка для всех
- Растяжка в домашних условиях – упражнения на растяжку дома, как делать?
- Упражнения на растяжку всего тела для начинающих – как делать, виды тренировок
- Как сесть на шпагат – советы для начинающих
- Поперечный шпагат – как растягиваться, ТОП лучших упражнений для выполнения поперечного шпагата
- Как сесть на продольный шпагат правильно и быстро – подводящие упражнения к продольному шпагату дома + видео
- Комплекс упражнений на растяжку мышц после тренировки
- Говорят, что растяжка не помогает и не улучшает результаты, поэтому ее можно не делать. Это правда?
- Больше о тренировках, питании, спортивной медицине и спорте как занятии – в разделе «Здоровье»
- Подписывайтесь на телеграм-канал Sports.ru о здоровье
Гимнастика художественная – техника
Гимнастика относится к технико-композиционным видам спорта. Спортивное достижение в значительной мере определяется степенью владения и сложностью технических навыков (техники). При этом нужно различать технику упражнений с предметом и без предмета.
Кажущееся благодаря различным вариациям и комбинациям многообразие техники сводится к нескольким характерным техническим и структурным группам упражнений.
Структурные группы упражнений без предмета. Различаются следующие группы упражнений без предмета: шаговые комбинации, прыжки, стойки, повороты, маховые движения, волны, наклоны корпуса и элементы, выполняемые на полу.
Гимнастика художественная: шаговые комбинации
Общими техническими признаками этих элементов являются продвижение вперед и цикличность. Комбинированные шаги, основу которых составляют ходьба, бег, подскоки, придают упражнению широту движений и разнообразие и хорошо подчеркивают характер и ритм музыки. Возможны разнообразные комбинации шагов с участием головы и рук, а также круговые движения вокруг оси корпуса.
Гимнастика художественная: прыжки
Структура движения в прыжках характеризуется толчком, полетом и фазой приземления. Прыжки выполняются как нецикличные элементы по определенным правилам эстетики движения. Толчок начинается с определенного в зависимости от прыжка сгиба суставов ног, колен, корпуса. Силовой толчок всегда должен заканчиваться напряжением всех суставов и переходить в вертикальный прыжок, прыжок с продвижением вперед или прыжок с поворотом.
Многообразие прыжков и их специальные названия следуют из характерного положения тела в фазе полета. В этой фазе достигается полное выражение техники прыжка в соответствии с требованиями и фиксируется на короткое время положение корпуса, головы, рук.
Основной задачей при приземлении является достижение посредством сгиба суставов ног, колен и бедер бесшумного приземления, что приводит гимнастку в состояние покоя или создает переход к следующему элементу. Участие ног в толчке и приземлении точнее характеризует имеющееся разделение прыжковых элементов.
Различают прыжки с толчком двумя ногами и приземлением на две ноги (заключительные прыжки), прыжки с толчком одной ногой и приземлением на ногу, производящую маховые движения (прыжки с перешагиванием), прыжки с толчком одной ногой и приземлением на опорную ногу (подбивной прыжок).
Гимнастика художественная: стоики и повороты
Стоики и повороты предъявляют высокие требования к умению держать равновесие. Гимнастка должна держать корпус в равновесии, имея незначительную площадь опоры, а также при постоянном перемещении центра тяжести тела и преодолевая при этом действие силы тяжести и центробежной силы.
Характерные движения проявляются в начальной фазе, фазе стойки или вращения и в заключительной фазе. К начальной фазе элементов на равновесие предъявляются различные технические требования. При этом различают подъем на носок с полусогнутой ноги в колене после предшествующего перемещения вперед массы тела и подъем напряженной опорной ноги на носок с полусогнутого колена.
Гимнастика художественная: маховые движения
Маховые движения требуют дифференцированного приложения силы и хорошей координации движений участвующих в махах частей тела с движением прямых ног, сообщающих импульс телу. При этом важно правильно выбрать момент приложения силы. В зависимости от участия тех или иных частей тела различают маховые движения рук, корпуса и всего тела, которые выполняются в горизонтальном и вертикальном направлениях.
Гимнастика художественная: волны
Волны характеризуются незначительным движением тела вверх и вниз при сохранении точки опоры. Сгиб и распрямление участвующих в волне суставов приводят к противоположно направленным и относительно закругленным перемещениям определенных точек тела. Различают волны корпуса, спины, рук.
Гимнастика художественная: наклоны туловища
Являясь наиболее трудными элементами, наклоны с большой амплитудой требуют максимального прогиба спины вперед и назад. Тело при этом не должно быть закреплено.
Гимнастика художественная: элементы, выполняемые на полу
Элементы, выполняемые на полу, состоят из многих следующих друз за другом и быстро сменяющихся элементов, которые характеризуются нижним упором, образованным с помощью ступней или отталкиванием от ступней (прыжок). В настоящее время на соревнованиях допускаются следующие элементы: стойки на коленях, положения лежа, сидя, смешанные упоры, кувырки, взмахи из положения упора.
Элементы или целые комбинации, выполняемые на полу, играют всевозрастающую роль на современных соревнованиях. Трудность и оригинальность этих эффектных упражнений и комбинаций повышаются благодаря применению техники упражнений с предметом, как, например, взмахи, броски, перекат и подбрасывание.
Гимнастика художественная: структурные группы упражнений с предметом
Композиции упражнений с предметом предъявляют к спортсменкам особые требования, которые состоят из уверенного владения предметом, гармоничного соединения с техникой упражнений без предмета и музыкального сопровождения. Различают следующие структурные группы упражнений: взмахи и круги, круги руками, вращения кисти, броски и ловля, перекат, подбрасывание, вращения предмета, а также спиральные и волнообразные движения.
Гимнастика художественная: взмахи, круги, круги руками
При выполнении взмахов и кругов характерен перенос импульса тела на предмет. Величина и динамика вызывающих импульс движений должны соответствовать массе, величине, форме и материалу предмета.
Гимнастика художественная: круговые вращения кисти.
Под этим понимаются вращения кисти от предмета (например, обруч), а также вращения предмета с помощью кисти (например, мяч). Такие упражнения требуют ловкости и точной координации движений. Эти вращения осуществляются воронкообразным вращением кисти руки при относительно неподвижном лучезапястном суставе. Вращениям способствует пружинное напряжение всего тела.
Гимнастика художественная: броски и ловля
Броски и точный прием предмета требуют высокой точности, хорошей координации и реакции. Путь ускорения и торможения при броске и приеме должен соответствовать нужной высоте броска и характеристике предмета. Время и место броска и приема предмета определяется предусмотренной траекторией полета (вертикально, дугообразно).
Бросок можно сделать в стойке, во время разбега, в прыжке или перед началом вращения. Бросок предмета начинается обычно с глубокого приседания или размахивания и переходит в движение всего тела вверх. При приеме предмета гим-настка вытягивает руку навстречу предмету, опускает его под действием скорости падения предмета или делает вымах.
Гимнастика художественная: перекат.
Мяч, булаву и обруч можно перекатывать по полу или отдельным частям тела. Элементами, которые выполняются при перекате, являются: разведение ног в стороны, стойка, вращения, прыжки и элементы, выполняемые на полу. Размашистая, с участием всего корпуса техника переката является условием точного по времени и месту переката (по прямой линии, дугообразно, с кручением). При перекате предмета по отдельным частям тела необходима наклонная площадь опоры, что возможно при точном приспособлении тела к движению мяча.
Гимнастика художественная: подбрасывание и подскоки.
Подбрасывание может выполняться в соединении с самой разнообразной техникой владения телом и в различных ритмических вариантах с мячом или обручем, по полу или отдельным частям тела. Сгиб и распрямление отдельных суставов, а также движение частей тела вверх и вниз (например, руки, ноги, плечи) постоянно приспосабливаются к движению предмета.
Гимнастика художественная: вращения.
Вращение обруча, мяча и булавы является исключительно упражнением на ловкость. Получив импульс, предмет свободно вращается по полу, на руке или, после дополнительного усилия со стороны спортсменки, в воздухе.
Гимнастика художественная: волны и спирали.
Это упражнения с лентой. Хорошее владение техникой этих упражнений требует дифференцированного приложения силы, большой подвижности и интенсивного участия всего тела. Волнообразные линии возникают при вертикальном или горизонтальном дугообразном движении палки-держателя. Спирали – это следующие друг за другом круговые витки, которые возникают в результате комбинации вращательного и поступательного движения палки-держателя.