Стремление к профессиональному развитию связано с освоением новых рабочих инструментов и технологий, карьерным продвижением или перспективами повышения зарплаты. Есть два основных вида последипломного обучения, доступных любым специалистам. Из этой статьи вы узнаете, чем отличается профессиональная переподготовка от повышения квалификации.
В педагогике ежегодно появляются новые тенденции, требования, стандарты, технологии. Поэтому преподаватели должны постоянно учиться, развиваться и повышать уровень своего образования. Из статьи можно узнать о том, как пройти переподготовку учителю, о правах и обязанностях учителей, связанных с получением дополнительного образования и о различиях между повышением квалификации и переподготовкой.
Что такое повышение квалификации?
В ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) дано следующее определение: «Повышение квалификации – это обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков специалистов в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации». Таким образом, повышение квалификации — это дальнейшее обучение работника той же профессии в целях совершенствования профессиональных знаний, умений, навыков, реализуется в рамках дополнительного профессионального образования (далее – ДПО). По определению ТК РФ (ст. 195.1) «Квалификация — это уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности».
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам определен приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 года № 499.
Что такое дополнительное профессиональное образование?
Как определено Законом об образовании (ст. 76) дополнительное профессиональное образование — это профессиональное образование, осуществляемое посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Это могут быть и краткосрочные программы, но объемом не менее 16 часов.
Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. Это уже программы продолжительностью не менее 250 часов.
Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. Обучение по дополнительным профессиональным программам может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании, а также полностью или частично в форме стажировки. Повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке (п. 1 ч. 10 ст. 60 Закона об образовании). Посещение отдельных разовых семинаров, «круглых столов», конференций не означает прохождения педагогом повышения квалификации, поэтому сертификаты об участии в них не могут засчитываться в качестве документов о повышении квалификации.
Повышение квалификации – это краткосрочное обучение для увеличения и (или) обновления профессиональной компетенции в рамках своей специальности. Этот вид дополнительного профессионального образования позволяет:
- получать новые знания и навыки в своей профессии;
- осваивать передовые технологии, методы и приемы;
- знакомиться с современными тенденциями и направлениями работы в своей сфере.
Пройдя обучение по соответствующей программе, можно повысить свой разряд или категорию, если такие градации есть в профессии.
Программы повышения квалификации различаются по количеству академических часов.
- Краткосрочные – до 72. Обучение помогает закрыть пробелы в профессиональных знаниях.
- Тематические – 72-100. Это разновидность краткосрочной программы с углубленной проработкой темы.
- Долгосрочные – более 100. Курсы предназначены для глубокого всестороннего изучения темы и приобретения комплекса умений и навыков.
Повышение квалификации не может длиться менее 16 часов. Программу обучения подбирают в соответствии с конкретными целями и текущими производственными потребностями организации или образовательными потребностями сотрудников.
Повышение квалификации проходят люди с профильным высшим или средним профессиональным образованием. Периодичность и порядок этого мероприятия определены законодательством и регламентируются перечнем нормативно-правовых актов: от ТК РФ (ст. 196-197) и профессиональных стандартов до локальных актов конкретных организаций.
Работники большинства отраслей обязаны проходить повышение квалификации периодически, один раз в несколько лет.
Допускается досрочное прохождение курсов по желанию сотрудников или в связи с возникшей необходимостью. Если периодичность не установлена законодательно, организация имеет право определить ее самостоятельно.
Что такое профессиональная переподготовка
Профессиональная переподготовка – это обучение по программе дополнительного профессионального образования (ДПО) для получения новой специальности. В зависимости от специфики пройденного курса переобучение дает разные возможности.
- Освоение нового вида профессиональной деятельности. Например, юрист может стать бухгалтером, а педагог экскурсоводом.
- Другая специализация в рамках своей профессии. Так, пройдя педагогическую переподготовку, художник сможет преподавать рисование в школе или вести кружок декоративно-прикладного искусства.
- Приобретение дополнительной квалификации. Врач любой специализации получит право работать психотерапевтом или диетологом только после соответствующей профпереподготовки.
Основная суть переподготовки в том, что за короткий срок (от 2 месяцев) можно освоить новую профессию или направление деятельности, соответствующее профстандартам.
Продолжительность обучения по программам профессиональной переподготовки регламентирована Приказом Минобрнауки РФ № 499 от 01.07.2013 г. Минимальный срок освоения курсов – 250 академических часов. Средняя продолжительность переобучения – до 500 часов. По некоторым направлениям длительность обучения может доходить до 2000 академчасов.
Для некоторых категорий специалистов минимальное время переподготовки увеличено. Это касается гражданских служащих, для которых оно должно быть не менее 500 часов (Указ Президента РФ № 68, п. 11 от 21.02.2019), а также медицинских работников (576 часов).
Учебные планы профпереподготовки содержат только специальные дисциплины, необходимые для освоения конкретных профессиональных навыков и знаний.
На курсы переподготовки принимают слушателей с высшим или средним профессиональным образованием и студентов-старшекурсников ССУЗов или ВУЗов. Однако документ о дополнительном образовании можно получить не раньше, чем диплом института или колледжа.
Поэтому, если студента отчислят с основного места учебы, он автоматически лишается права на получение диплома о переподготовке.
Для поступления на некоторые программы необходимо профильное профессиональное образование. В частности, при приеме документов на переподготовку по медицинским специальностям требуют диплом медицинского ВУЗа.
Профессиональная переподготовка не является обязательным мероприятием. Как правило, работник идет учиться по собственной инициативе. Мотивы бывают разными: от стремления занять более высокую должность до смены профессии.
При определенных обстоятельствах на обучение может направить и работодатель. Например, это касается государственных служащих, выдвинутых на высшие посты или сотрудников какой-либо организации, претендующих на вакантную должность другого профиля.
Можно ли отказаться от обучения
По закону (ст. 46 ФЗ № 273 «Об образовании») человек может заниматься педагогической деятельностью в одном из двух случаев.
- Если его образование отвечает квалификационным требованиям.
- Если его образование отвечает профессиональным стандартам.
Это означает, что по профессиональным стандартам педагогом может быть человек с дипломом о профессиональном образовании или с дипломом другого ВУЗа и педагогической профпереподготовкой.
Поэтому дипломированного педагога, не прошедшего курсы повышения квалификации или отказывающегося их проходить, не могут сразу уволить с работы. Но без обучения педагог не пройдет аттестацию и не получит квалификационную категорию, от которой зависит размер зарплаты. Поэтому отказ от обучения по программам ДПО невыгоден для педагогического работника.
К тому же со временем меняются программы, подходы, технологии и инструменты обучения. Человеку, который не получает новых знаний, сложно будет соответствовать новым требованиям и выполнять свои профессиональные обязанности на высоком уровне.
Если преподаватель систематически отказывается от обучения, это может закончиться увольнением. Первый раз он получит замечание с занесением в личное дело. За второе такое же нарушение – выговор. На третий раз педагога уволят с формулировкой «Невыполнение служебных обязанностей».
Различия между повышением квалификации и переподготовкой
Профпереподготовка и повышение квалификации – это разные виды дополнительного профессионального образования. В таблице наглядно показаны их отличия по разным параметрам.
Общее в обоих видах программ то, что по окончании педагог должен пройти итоговую аттестацию для присвоения квалификации и получения документа.
Диплом о прохождении профессиональной переподготовки
Удостоверение о повышении квалификации.
Кто может получать дополнительное профессиональное образование
Для получения дополнительного профессионального образования по программе повышения квалификации нужно иметь профильное педагогическое образование – высшее или среднее профессиональное.
На переподготовку могут идти люди с образованием по любой специальности и направлению деятельности.
Обучаться могут и студенты ВУЗов и ССУЗов. Однако документ о повышении квалификации или переподготовке студент получит не раньше, чем станет выпускником основного учебного заведения. Если же его отчислят, то документ о дополнительном образовании он не получит.
Как подтвердить получение образования
Проходить обучение следует в учреждении, имеющем лицензию на обучение по программам дополнительного профессионального образования. К ним относятся высшие или средние специальные учебные заведения, а также организации ДПО.
Обучение завершается итоговой аттестацией в разных формах:
- зачет;
- устный или письменный экзамен;
- защита реферата, проекта, программы;
- тестирование;
- круглый стол;
- собеседование.
После успешной сдачи итогового экзамена педагог получает документ о ДПО (п. 15 ст. 76 ФЗ № 273).
Как было сказано выше, после курсов повышения квалификации выдается удостоверение, а после освоения программы переподготовки – диплом. Эти документы можно приложить к портфолио при прохождении аттестации.
Регулярное повышение профессионального уровня является одновременно правом и обязанностью педагогических работников. Педагог может выбирать курсы по своему усмотрению или пройти те, которое оплачивает организация. Систематическое переобучение по программам дополнительного образования – не формальность, а условие продуктивной работы и профессионального роста.
Дополнительный отпуск и свободные дни
Право на дополнительный 30-дневный отпуск с сохранением средней зарплаты имеют педагоги, заочно обучающиеся по следующим программам повышения квалификации:
- аспирантура;
- ассистентура-стажировка;
- ординатура.
Если обучение проходит в другом городе, то время, затраченное на проезд до места учебы и обратно, прибавляется к дополнительному отпуску.
При заочном обучении на курсах повышения квалификации педагогу предоставляется один свободный день в неделю с сохранением 50% заработной платы.
Если организация направила педагогического работника на краткосрочные курсы повышения квалификации в выходной день, ему должен быть предоставлен другой день для отдыха.
Предоставление учебного отпуска для посещения курсов ДПО регламентируется трудовым или ученическим договором. Он заключается в письменной форме между педагогом и работодателем.
Повышение квалификации как обязанность педагогического работника
Профессия учителя требует постоянного совершенствования, регулярного обновления знаний, использования современных наиболее результативных технологий и обучающих методов. Все это возможно лишь при непрерывном обучении, повышении квалификации. Поэтому неслучайно, что в число обязанностей педагогических работников, определенных ч. 1 ст. 48 Закона об образовании, входит обязанность «систематически повышать свой профессиональный уровень». Данное требование распространяется на всех педагогических работников, независимо от того, работают они по ФГОС или не работают.
Кто относится к педагогическим работникам?
К педагогическим работникам относятся работники, которые работают по трудовому договору и выполняют обязанности по обучению, воспитанию детей и организации образовательной деятельности (п.21 ст.2 ФЗ от 29.12.2012 № 274-ФЗ). Должности педагогов перечислены в Номенклатуре, утвержденной постановлением Правительства от 08.08.2013 №678.
Право педагогического работника на дополнительное профессиональное образование
Право педагогических работников на получение дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года установлено Законом об образовании (п. 2 ч. 5 ст. 47). Периодичность прохождения повышения квалификации в течение этого периода устанавливает работодатель.
Зачем нужны повышение квалификации и переподготовка
Переобучение и дополнительное профессиональное образование помогают педагогам быть в курсе изменений в сфере образования, успешно справляться со своими обязанностями, повышают конкурентоспособность, уверенность в своих силах и чувство профессиональной удовлетворенности.
Вот основные причины, по которым педагоги должны периодически получать дополнительное образование:
- внедрение цифровых технологий в школьный курс обучения;
- поиск новых способов и уровней общения с детьми и подростками;
- изменения ФГОС и других требований к процессу обучения;
- внедрение проектных технологий;
- появление новых приемов, методов и программ в работе со специфическими категориями учащихся (одаренными, трудными, инвалидами и другими).
По данным опроса, проведенного в рамках программы развития преподавателей «Я учитель», около 37% педагогов столкнулись с ситуациями, требующими новых подходов и умений.
Документы о получении ДПО
Обучение на любых курсах ДПО заканчивается итоговой аттестацией. Если она успешно пройдена, выпускник получает документ, подтверждающий получение дополнительного профессионального образования.
Вид документа зависит от срока обучения и наименования пройденной программы.
- От 16 до 100 часов – Удостоверение о повышении квалификации.
- От 100 часов – Свидетельство о повышении квалификации.
- От 250 часов – Диплом о профессиональной переподготовке.
Любой документ о дополнительном профессиональном образовании установленного образца, независимо от того, получен он в государственном или частном образовательном учреждении. Это означает, что все образовательные организации самостоятельно принимают решение о том, как выглядит бланк диплома или удостоверения (ФЗ № 273 ст. 60 п. 3).
Обучение по программам ДПО могут проводить только лицензированные образовательные организации, иначе документы о полученном дополнительном образовании будут недействительны.
Дипломы, удостоверения и свидетельства выдаются после успешного прохождения итоговой аттестации, форма и порядок которой определяется и утверждается локальными актами образовательной организации.
Образцы документов
Образец диплома о профессиональной переподготовки
Приложение к диплому о профессиональной подготовке
Образец удостоверения о повышении квалификации
Дополнительное профессиональное образование – это право или обязанность?
С одной стороны, закон говорит о том, что педагоги имеют право на любой вид профильного ДПО не реже, чем раз в 3 года ( ст. 47 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ»). С другой стороны, в статье 48 того же федерального закона говорится об обязанности педагогов систематически повышать уровень профессионального мастерства. Поэтому регулярное получение дополнительного профессионального образования по профилю работы является для педагогов одновременно правом и обязанностью.
Если директор направляет учителя на курсы, которые оплачиваются из бюджета школы, он обязан их пройти. Отказ будет считаться нарушением Трудового Кодекса. Но если педагог самостоятельно оплатил и прошел курсы, то по закону работодатель не должен отправлять его учиться второй раз.
Учитель имеет право отказаться от курсов, если он болен или находится в декретном отпуске. Но, чтобы приступить к работе после долгого перерыва, нужно пройти аттестацию, к которой допустят только после обучения.
Персонифицированная модель повышения квалификации педагогических работников
Персонифицированная модель повышения квалификации – повышение квалификации работников ОУ, осуществляемое по образовательным программам повышения квалификации, включенным в реестр заказа Комитета по образованию.
Персонифицированная модель повышения квалификации – это повышение квалификации, обеспечивающее возможность выбора обучающимися работниками образования индивидуальных образовательных траекторий обучения.
В 2019 году в Санкт-Петербурге продолжается реализация персонифицированной модели повышения квалификации педагогических работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга. Приём заявок от образовательных организаций на реализацию образовательных программ повышения квалификации и слушателей на обучение по программам повышения квалификации осуществляет Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования “Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий” (Вознесенский, д. 34 А).
Направления повышения квалификации:
Русский язык и литература
История и обществознание
Астрономия
Начальные классы
Педагогика дополнительного образования
Психологическое сопровождение детей и подростков
Здоровьесберегающие технологии
Физическая культура
Теория и методика дошкольного образования
Содержание образования в области профессионального образования
Современный образовательный менеджмент
Информационные технологии для преподавателей-предметников, педагогов дошкольных образовательных учреждений, в том числе в дистанционном режиме.
Уважаемые педагоги! Если Вы планируете пройти курсы повышения квалификации по персонифицированной модели повышения квалификации, то Вам необходимо:
1. Заполнить форму заявления.
2. Согласовать заявление с руководителем Вашего образовательного учреждения.
3. Направить заверенное заявление в Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования “Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий” (пр. Вознесенский, д. 34 А).
4. Пройти процедуру on-line регистрации на сайте http://ppk.rcokoit.ru/ , выбрав направление и программу повышения квалификации.
По итогам комплектования групп на программы повышения квалификации Вам сообщат время и место проведения обучения.
Как выбрать курсы
Выберите курсы повышения квалификации на сайте организации дополнительного профессионального образования, образовательной организации высшего образования или иной организации, которая вправе заниматься повышением квалификации педагогов.
Убедитесь, что программа курса соответствует профилю деятельности педагога.
Проверьте содержание программы. Программа должна учитывать положения профессионального стандарта и квалификационные требования по должности, которые приведены в Квалификационном справочнике, утвержденном приказом Минздравсоцразвития от 26.08.2010 № 26.08.2010 № 761 н.
Учиться на курсах повышения квалификации можно очно, очно-заочно и дистанционно. Выберите ту форму обучения, которая позволит получить новые знания и навыки и не помешает работе школы.
Разница между повышением квалификации и профессиональной переподготовкой
У профпереподготовки и повышения квалификации есть и общие черты, и различия. Оба вида ДПО осуществляются в лицензированных образовательных организациях и выдают выпускникам документы установленного образца по результатам итоговой аттестации.
Различия между курсами собраны в таблице.
Виды ДПО отличаются по объему усваиваемых знаний и уровню потенциальных возможностей, которые появляются после обучения. Систематическое обновление профессионального багажа является залогом эффективности в работе и появления новых перспектив.