Психология и педагогика
Некоторые дети могут посещать школу или детский сад только при определенных условиях, это и называется «доступная среда». Но что делать, если учреждение отказывается обучать ребёнка, ссылаясь на отсутствие этой среды? Рассказывают в блоге общественной организации «Перспектива».
В статье 43 Конституции РФ закреплено право на образование. У родителей каждого ребенка, независимо от того, есть у ребенка инвалидность или нет, существует право выбора: садика, школы, а также — формы обучения. Но иногда, вопреки Конституции, на пути детей с инвалидностью в образовательное учреждение возникают препятствия, которые существенно влияют на их интеграцию в общество.
Например, когда ребенка с инвалидностью не зачисляют в образовательное учреждение под предлогом отсутствия элементов доступной среды в учебном заведении или отказывают в предоставлении услуги тьютора или вовсе предлагают оформить домашнюю форму обучения. Но самая большая сложность — отсутствие у родителей информации о своих правах и правах ребенка.
Задача этого блога, который мы — юристы региональной общественной организации людей с инвалидностью «Перспектива» — решили завести в преддверии учебного года — восполнить этот пробел и дать родителям детей с инвалидностью максимально корректную информацию. А также в формате небольших инструкций дать рабочие инструменты по защите своих прав для конструктивного диалога с образовательными учреждениями и органами образования.
Этому же посвящена работа одного из наших проектов — горячей линии по инклюзивному образованию на портале «Все включены», где каждый: родитель ребенка с инвалидностью, студент с инвалидностью, педагоги и другие представители образовательного сообщества, работающие с детьми с инвалидностью, могут задать свой вопрос об инклюзивном образовании нашим юристам совершенно бесплатно. Для этого нужно заполнить форму. Обращения принимаются со всех регионов России.
Тьютор — специалист, который помогает организовать весь процесс обучения: учит ребенка искать информацию и правильно распределять ресурсы для обучения, определяет методику обучения, взаимодействует с родителями, сопровождает ребенка, оказывает ему педагогическую и психологическую поддержку.
Ассистент (помощник) оказывает ребенку техническую помощь, помогает ему быть независимым, обеспечивает взаимодействие с другими детьми, в том числе с использованием планшетов и средств альтернативной коммуникации. Ассистент также помогает ребенку выполнить повседневные задачи: снять верхнюю одежду или надеть ее, сменить обувь, передвигаться по школе, делать конспект урока, если есть такая необходимость.
Необходимость сопровождения ребенка тьютором как и необходимость в помощи ассистента обычно установлена:
- в заключении психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК);
- в решении школьного ПМПК (консилиума).
Но бывает и так, что даже при отсутствии этой рекомендации в заключении ПМПК, школьный консилиум может принять положительное решение, то есть признать необходимость постоянного или временного сопровождения ребенка тьютором или ассистентом.
Заявление в ПМПК
Если ваш ребенок нуждается в помощи тьютора или ассистента, обязательно указывайте на это при прохождении ПМПК. Напишите в ПМПК заявление о том, чтобы обязательно был рассмотрен вопрос насколько вашему ребенку необходима помощь тьютора или ассистента. Подробно укажите конкретные причины такой потребности. В качестве доказательств приложите характеристику из школы, заключения врачей и психологов, указывающих на трудности, которые ребенок не сможет преодолеть без помощи специалистов.
Как вы уже поняли, потребность ребенка в помощи тьютора или ассистента определяется психолого-медико-педагогической комиссией. В заключении ПМПК должны быть указаны рекомендации по созданию специальных условий для обучения и воспитания ребенка на базе образовательной организации. В том числе, потребность в получении услуг ассистента (помощника) или тьютора (п. 2.16 письма Минобрнауки России от 23.05.2016 N ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий»; п. 21 приказа Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).
Помощь тьютора или ассистента — не простая формальность
Это часть права ребенка на создание специальных условий для получения образования, напрямую гарантированного законом. В организациях, осуществляющих образовательную деятельности по АООП, создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися по ч. 2 ст. 79 ФЗ «Об образовании».
Специальные условия для получения образования — это предоставление услуг ассистента, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ч. 3 ст. 79 «Об образовании»).
Если в заключении ПМПК прописана потребность ребенка в услугах тьютора или ассистента, ему должна быть предоставлена помощь таких специалистов. Это в рамках закона.
Идём в школу
Для получения услуг тьютора или ассистента необходимо предоставить заключение ПМПК в школу и в орган образования, который является учредителем школы. Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.
Заключение ПМПК является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей (п. 23 приказа Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).
А если в заключении ПМПК не прописана потребность ребенка в услугах тьютора или ассистента? Есть два варианта действий.
- Добивайтесь признания потребности ребенка в помощи тьютора или ассистента через ПМПК. Вы имеете право обжаловать заключение территориальной ПМПК в центральную ПМПК, указывая, что вашему ребенку в силу особенностей здоровья и развития такая помощь действительно необходима.
- Образовательное учреждение, например, школа может по собственной инициативе ввести в штатное расписание должности тьютора или ассистента, не дожидаясь соответствующего заключения ПМПК в отношении конкретного ребенка. Из ФГОС ОВЗ следует, что в реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования «при необходимости» возможно временное или постоянное участие тьютора и ассистента (помощника).
На школьном ПМПК (консилиуме) может быть принято решение о том, что ребенок, получающий образование по АООП НОО, действительно нуждается в помощи таких специалистов. Из письма Минпросвещения России от 20 февраля 2019 года № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» следует, что в случае отсутствия в заключении психолого-медико-педагогической комиссии таких рекомендаций психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательной организации может быть принято решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи, в том числе относительно периода предоставления услуг тьютора и (или) ассистента (помощника):
- на период адаптации обучающегося в образовательной организации;
- на какой-либо промежуток времени (учебную четверть, полугодие, учебный год);
- на постоянной основе.
Обжалуем отказ
Образовательное учреждение или орган образования не могут отказать в создании специальных условий при наличии соответствующей рекомендации ПМПК. Финансовые, кадровые и административные трудности не могут служить причиной задержки или отказа в предоставлении помощи тьютора или ассистента. Такие действия родители вправе обжаловать в прокуратуре или в суде.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Тьюторское сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
в контексте внедрения ФГОС
Тьютор (от англ. Tutor) – специалист, который организует условия для успешной интеграции обучающегося с особенностями развития в образовательную и социальную среду школы.
Из-за введения инклюзивного образования возникла потребность, даже необходимость в специальном человеке в помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.
Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов обучающегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы.
В настоящее время в образовательных учреждениях растет количество детей, «требующих особого отношения». К таким детям относятся одаренные дети, дети с задержками и отклонениями в развитии, дети-инвалиды, дети с различными нарушениями здоровья, с проблемами в общении и т.д.
Тьюторское сопровождение ребенка в школе состоит из следующих этапов:
- диагностико-мотивационный (развитие и стимулирование у ребенка мотивации к дальнейшей образовательной деятельности);
- проектировачной (сбор информации, консультирование, поддержка самостоятельности и активности ребенка, индивидуальный поиск его интересов);
- реализационный (проект, исследование, результат);
- аналитический (анализ трудностей, рефлексия, планирование дальнейшей работы).
Основные этапы индивидуального сопровождения:
- сбор информации о ребенке;
- анализ полученной информации;
- выработка рекомендаций совместно с другими специалистами;
- составление индивидуального плана работы с обучающимся;
- решение поставленных задач;
- анализ ситуации развития ребенка, выработка дальнейшей стратегии.
Эти этапы подходят для всех детей, поступающих в школу. Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, тьютор назначается по заявлению родителей и на основании заключения ПМПК. Получив общие сведения о ребенке, о его семье, о его интересах, особенностях, тьютор устанавливает контакт с ребенком. Помогает ему входить в образовательный процесс и в контакт с другими детьми, т.е. в социальную жизнь школы.
Ребенок с особыми образовательными потребностями требует к себе несколько иного подхода.
При получении положительной эмоциональной поддержки ребенок с ОВЗ быстрее осваивается в новой среде, снижается тревожность, напряжение.
Так какова же роль тьютора в команде?
- тьютор – персональный сопровождающий обучающегося с ОВЗ;
- тьютор – помощник учителя;
- тьютор – второй учитель в классе.
Он совместно с учителем осуществляет работу по адаптации учебной программы для ребенка. Совместно с психологом, социальным педагогом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом тьютор помогает выявлять возникшие проблемы в школьной жизни ребенка. На школьном консилиуме рассказывает о ходе работы с ребенком, заявляет о возникших проблемах, принимает участие в разработке индивидуального маршрута для обучающегося, ведет записи и отслеживает положительную динамику успехов. Сотрудничество разных специалистов – залог успешности инклюзии.
Родители ребенка дополняют команду взрослых. Они становятся активными помощниками в работе специалистов с их ребенком. Вместе они обсуждают школьную жизнь подопечного.
Учитель и тьютор – одна команда, в которой должны быть четко распределены роли как на уроке, так и во внеклассной деятельности. В сознании ученика с ОВЗ лидером должен оставаться учитель, а тьютор восприниматься как помощник. Тьютор следит за тем, что излагает учитель, и подает материал в том объеме и на том уровне, который понятен ученику. Ребенок находится в классе вместе с другими учениками, слушает учителя, ответы учеников, выполняет задание, которое ему по силам. А процесс активности ученика находится под контролем тьютора.
работы тьютора заключается в создании комфортных условий для успешного включения ребенка с ОВЗ в среду школы, чтобы ребенок смог усваивать адаптированную для него образовательную программу в удобном темпе и в соответствующем объеме. При этом деятельность по сопровождению ребенка с особенностями развития не должна нарушать образовательного и коммуникативного пространства той группы детей, в которой он находится.
Чтобы условия в школе были комфортными и мотивировали ребенка с ОВЗ на его развитие, в основу работы тьютора должны быть положены такие понятия как:
- вера в ребенка;
- искренний интерес к его личности;
- принятие его особенностей;
- создание условий для успешного обучения ребенка;
- создание условий для успешной социализации ребенка;
- максимальное раскрытие потенциала его личности.
Какими же средствами достигаются эти задачи:
- организация и адаптация жизненного пространства (рабочего мести и других мест, где бывает ребенок в школе);
- понимание зон ближайшего развития ученика с ОВЗ, опора на его скрытые внутренние ресурсы, дозирование нагрузки, адаптация учебного материала, адаптация учебных пособий.
Адаптация образовательной среды – залог успешного включения обучающегося с ОВЗ в жизнь школы. Для этого нужно приспособить помещение школы (пандусы, дверные проемы, туалеты, освещенность и т.д.), режим дня, учебные программы и методические пособия. Нужно выбрать место в классе для ребенка и тьютора, подобрать парту в соответствии с требованиями и особенностями ребенка (маркировка, высота сиденья, наклон парты, свет и т.д.).
Тьютор создает условия ребенку для успешного общения с другими детьми и взрослыми в школе. Для формирования гармоничных отношений с окружающими тьютор выстраивает свою работу по основным направлениям:
- тьютор – подопечный;
- тьютор и учитель;
- тьютор и другие дети;
- тьютор и родители.
Общие рекомендации по работе с детьми с ОВЗ
Объем материала и количество заданий должны быть уменьшены. Тексты заданий простые, короткие, понятные по содержанию. Нужно активно использовать наглядность, опоры, образцы выполнения заданий, алгоритмы. Дети с ОВЗ на уроках быстро утомляются, внимание рассеянное, быстро истощаемое. При организации обучения необходимо адаптировать содержание учебного материала. Базовый материал подлежит многократному повторению, закреплению, дифференциации задания в зависимости от коррекционных задач. Необходимо тщательно подбирать и комбинировать методы и приемы обучения, менять виды деятельности. Обучение должно проходить без принуждения, основанное на успехе, интересе, доверии. Важно, чтобы ребенок поверил в свои возможности, испытал чувство успеха.
Если ребенок встревожен, расстроен, то в комфортном месте тьютор может поговорить с ребенком, помочь успокоиться, обсудить ситуацию, а затем вернуться в класс.
У ребенка с ОВЗ как правило плохо развита мелкая моторика. Используется «Совместное» письмо. Тьютор держит руку ребенка в своей. Ручка и карандаш подобраны удобные с мягким грифелем, удобным стержнем.
Об эффективности работы тьютора можно судить по следующим критериям:
- согласованное, четкое взаимодействие тьютора с администрацией школы, учителем, специалистами с целью организации жизненного и образовательного пространства ребенка с ОВЗ;
- положительная динамика в процессе включения ребенка с особенностями развития в класс, школьное сообщество;
- регулярное ведение дневника и другой отчетности, необходимой для отслеживания динамики процесса.
Тьютор ведет дневник сопровождения, в котором фиксирует значимые проявления ребенка с ОВЗ для отслеживания динамики его учебной и социальной жизни. А также фиксирует свои действия и действия учителя. По записям можно проследить, как ребенок включается в задания, в коммуникацию, что меняется, с какими трудностями сталкивается. Запись в дневнике свободная, но фиксируется дата, время, название урока, результат (что удалось, что не удалось).
Необходимо помнить, что непосредственное участие тьютора в жизни ребенка с развитием его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и с педагогами.
- Соколова В.Р. Другие дети /В.Р. Соколова// Новая среда. – 2006. – № 9.
- Основы деятельности тьютора: учебно-методическое пособие / Под науч. ред. С.А. Щенникова, А.Г. Теслинова, А.Г. Чернявской. В 9 книгах. – Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002.
Чем тьютор отличается от коуча
Главное отличие: коучи работают со старшими подростками и со взрослыми. Коуч подталкивает человека в движении к уже сформированной цели и обычно даёт довольно жёсткие установки.
Задача тьютора: помочь ребёнку понять, чего он хочет. Тьютор часто работает в ситуации неопределённости, когда познавательный запрос ещё не сформирован. У него более мягкие, подталкивающие к самостоятельным решениям методы.
Инструменты и этапы работы тьютора
Далее мы разберём, чем занимается тьютор и как строятся его взаимоотношения с подопечными. Его работа предполагает несколько встреч и разные виды взаимодействий:
- Беседа. Тьютор с ребёнком ведёт разговор по определённым правилам. С помощью коучинговых технологий, активного слушания и различных поддерживающих элементов выстраивается открытый диалог. Открываясь, собеседник переходит на новый уровень осознания и выходит из беседы интеллектуально обогащённым. Неконтактным детям предлагаются альтернативные формы общения — рисунки, тексты и другие.
- Вопросы. Когда установлен доверительный контакт, тьютор начинает выявлять запрос ребёнка — задаёт особым образом сформулированные вопросы. Если подросток не готов отвечать, инструмент заменяется на другой.
- Личностно-ресурсная карта. Наглядное изображение путей реализации познавательного запроса ребёнка. На карту вносятся все доступные ресурсы: школьные и внеурочные, онлайн и офлайн. Удобно составлять в виде майндмэпа. Как правило, пополняется при каждой встрече ребёнка и тьютора.
- Пробы. Это новые для человека действия, выполняемые на условиях безопасности. Ребёнок должен осознавать, что может попробовать что-то новое и в любой момент отказаться, если не понравилось, его не будут ругать, не поставят «двойку»; а если понравится, напротив, ему помогут масштабировать проект.
Примерное содержание ресурсной карты
Тьютор — помощник школьника
Основная роль тьютора и на семейном образовании, и в школе — помочь ребёнку определиться с вектором развития на ближайшее будущее. Обычно для этого проводится несколько личных консультаций, а для ребёнка на семейном образовании они могут быть проведены дистанционно. Работа тьютора состоит из нескольких этапов.
Исследовать интересы ребёнка
Тьютор выявляет те сферы, которые интересны школьнику и могут пригодиться в будущем. Это можно узнать при помощи тестов, доверительного диалога или «проб»: практических заданий, которые тьютор даёт ребёнку выполнить прямо на месте или дома, например, посещение мастер-класса или образовательного мероприятия, или же ребёнок может попробовать сделать что-то своими руками.
Выявить сильные и слабые стороны
Для постановки цели и задач нужно понимать, от чего отталкиваться и с чем придётся работать. Для этого тьютор помогает ребёнку проанализировать свои сильные и слабые стороны, советует, над чем нужно поработать и как это сделать. А также во время консультаций он составляет ресурсную карту, в неё входят кружки, дополнительные занятия, возможности для самообразования, даже друзья и семья.
Рассказывает о профессиях
Профориентация — важный этап деятельности тьютора. На основе всех проведённых исследований тьютор подбирает несколько профессий, которые подходят ребёнку, и рассказывает о них подробнее: в чём заключается работа, тяжело ли учиться и какие предметы нужно подтянуть уже сейчас. На этом этапе тьютор помогает поставить образовательные цели и строит индивидуальный план обучения.
В «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» исследования проводятся при помощи уникального теста Skillfolio, который был разработан специально под индивидуальные образовательные маршруты. После прохождения теста ребёнок узнает, где ему лучше учиться, а тьютор расскажет, в каких профессиях он сможет применить полученные знания.
Чем тьютор отличается от репетитора
Задача репетитора: улучшить знания ребёнка по конкретному предмету в рамках определённой программы.
Задача тьютора: дать свободу и научить брать на себя ответственность. Он не объясняет сложные темы и не заставляет учиться. Тьютор в образовании создаёт среду и объясняет, что каждое действие и бездействие имеет вес.
Кто такой тьютор
Тьютор в школе — это специалист, который исследует интересы и создаёт среду для развития ребёнка. Он ориентируется не на потребности учебной программы или образовательного стандарта, а на потребности учащегося. При этом тьютор старается привести его познавательные запросы в гармонию с интересами и возможностями семьи.
Чтобы яснее осознать роль и обязанности тьютора в образовании, обособим его от других специалистов, занимающихся развитием личности и работающих со школьниками.
Когда школьнику необходим тьютор
- Когда семья строит план образования детей. Особенно актуально на семейном образовании.
- Когда у ребёнка пропал интерес к учёбе или нужна помощь в формировании познавательного запроса.
- Когда хочется увидеть имеющиеся образовательные ресурсы и найти новые.
В «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» мы часто сталкиваемся с такими потребностями детей и родителей, поэтому запустили ещё одно направление персонального сопровождения учащихся.
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ
10 августа 2018
Цели и задачи тьютора
Цель тьютора — успешно включить ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательной школы, проектировать образовательный маршрут ученика и участвовать в его реализации.
1. Обеспечить ребенку комфортное пребывания в школе.
- Помочь родителям в выборе школы и поступленнии в нее, в том числе с оформлением документов (частное тьюторство).
- Организовать в классе и школе рабочее место и место отдыха ребенка: парта ученика в классе и место тьютора, бумажные и электронные учебные материалы, освещение, специальные сенсорные принадлежности, помещение для индивидуальных занятий.
- Организовать пространство школы в соответствии с реальными возможностям «особого» ученика: навигация по школе с указателями, разметкой, табличками-текстами, карточками-пиктограммами, пандусы.
- Обеспечить ребенку особый школьный режим.
- Сотрудничать с педколлективом школы, родителями, одноклассниками для создания комфортной психологической атмосферы.
2. Обеспечить социализацию ребенка.
3. Обеспечить усвоение ребенком общеобразовательной программы.
- Адаптировать программы и учебный материал с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его психические, физические особенности и ресурсы.
- Корректировать учебный маршрут в зависимости от прогресса развития ребенка.
- Вместе с ребенком преодолевать затруднений в учебе.
- Свести всех специалистов (учителя, психолога, дефектолога, логопеда, завуча) и родителей в единую систему для реализации образовательного маршрута.
Тьюторские функции
Тьютор, находясь с ребенком в течение всего школьного дня
- Корректно и четко помогает ученику встраиваться в учебный процесс.
- Поддерживает школьника в новой, непривычной, постоянно меняющейся ситуации.
- Ведет дневник наблюдений.
- Содействует учителю таким образом, чтобы обучение ребенка с ОВЗ не влияло на качество образования всего класса.
Черты характера, необходимые тьютору для выполнения функций: терпение и коммуникабельность, умение строить грамотные, очень тактичные отношения.
Самая важная книга для родителей
В это издание вошли бестселлеры профессора Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» и хрестоматия «Родителям: как быть ребенком» — книги, совершившие революцию в области воспитания и продолжающие окрылять родителей. Автор подробно рассматривает воспитательные нормы, бытующие в нашей культуре много десятилетий, — и показывает, почему они утратили эффективность. Юлия Борисовна доказывает, что не только с малышами, но и с трудными подростками отношения можно исправить всегда, — научившись общаться по-другому. И дает пошаговые инструкции к тому, как это сделать.
Коммуникация со школой
Тьютор или предоставляется школой по решению ПМПК и является членом ее коллектива, или нанимается родителями. Тогда образовательное учреждение заключает с ним договор о волонтерской работе.
Чтобы дети с ограниченными возможностями могли успешно участвовать и реализовываться в учебном процессе, тьютору необходимо соблюдать следующие принципы коммуникации со школой
1. Открытость. Согласованный с учителем выход за рамки стандартной программы и использование всех культурно-социальных ресурсов, включая музеи, дома науки и творчества и т.п.
2. Вариативность. Использование всех имеющихся ресурсов школы (кружки, секции, библиотека, доолнительные занятия) и создание новых: «Комната тишины» для детей с РАС, «Комната с батутом» для гиперактивных школьников.
3. Непрерывность. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют постоянного последовательного сопровождения в школе на всех возрастных этапах, но с изменением содержания работы. Первый класс — сопровождение на всех уроках и переменах. Далее, в зависимости от успехов ребенка — помощь на письменных предметах, в решении конфликтных ситуаций в классе. В старшей школе —участие в подготовке учебно-исследовательских проектов и в профориентации.
4. Индивидуальный подход. Выбор наиболее удобных форм, темпов и способов обучения. Единая система коммуникации тьютора и учителя с учеником в зависимости от его ведущей системы восприятия: визуальной, аудиальной, кинестетической. Например, ребенок с проблемой мелкой моторики пишет на доске пример не мелом, а губкой и решает до того, как вода высохнет.
5. Индивидуализация. Совместное с учителем принятие и следование индивидуальным приоритетам ребенка. Обучение тому, что именно сейчас для этого ребенка наиболее важно. Так на уроке географии все дети зачитывают доклады о природе Севера, а «особый» ребенок показывает подборку ярких видеосюжетов о народных традициях региона. Или при сильной антипатии ребенка и учителя-предметника тьютор предлагает дистанционный вариант.
Еще не все учителя психологически готовы принять тьютора. У одних присутствие на уроках другого специалиста подсознательно вызывает негативные эмоции. Другие контактирую с «особым» учеником исключительно через тьютора. Но стоит учителю осознать, что тьютор — это дополнительный профессиональный ресурс и партнер, как начинается процесс взаимодействия.
Ставятся общие образовательные цели и задачи с учетом харатера ребенка и его поведенческих реакций. Намечаются пути преодоления трудностей. Решаются технические задачи: на каком уроке тьютор нужен, на каком нет. Или когда тьютор может на несколько уроков оставить подопечного и поработать в другом классе (если у специалиста несколько тьюторантов). В итоге, эффективно сотрудничая с учителем и формируя у ребенка понимание о главной роли учителя в обучении, тьютор становится связующим звеном между учеником и школой.
Если с ребенком трудно
Коммуникация с родителями.
- Помогает осознать и принять индивидуальность ребенка и на ее основе выбрать индивидуальную учебную стратегию.
- Вместе с родителями развивает положительное отношение ребенка к самому себе, уверенность в своих силах.
- Рассказывает родителям, как прошел учебный день, с какими трудностями столкнулся ребенок и как их преодолел.
- Обсуждает с родителями свои записи в дневнике наблюдений.
- Вместе с родителями контролирует выполнение домашних заданий.
- Организует совместное посещение (ребенок-тьютор-родитель) индивидуальных корреционных занятий у психолога и дефектолога.
- Вместе с родителями консультируется у учителей-предметников.
- Знакомит родителей с одноклассниками ребенка.
- Помогает наладить общение с родительским коллективом класса.
Коммуникация с ребенком
Тьютор встречает ребенка в школе, помогает раздеться, ведет на урок
- Использует письмо «рука в руке».
- Дозирует учебную нагрузку, определяя, когда остановиться и переключиться на новое задание. Выбирает для выполнения более доступные задания.
- Следит за физическим и эмоциональным состоянием: применяет точечный массаж пальцев, мочек ушей, выводит в игровую комнату и там проводит занятие адаптивного ФК.
- Наблюдает за общением детей и подключает к нему тьюторанта.
- Во время общения с одноклассниками учит ребенка строить диалог, обращаться с просьбой, благодарить.
- Помогает ребенку решать конфликты.
- Главное для тьютора — иметь доверительные и эмоциональные отношенй с тьюторантом, быть его проводником, защитником, помощником, выразителем желаний.
- В результате тьюторского сопровождения в инклюзивном образовании у детей с ОВЗ выявляются и развиваются образовательные мотивы и интересы. Дети включаются в школьную жизнь и успешно проходят образовательный маршрут. Значит, профессия «тьютор» выполняет свою миссию.
Логопедия. Теория и практика
В книге-пособии представлена целостная, комплексная система изучения и преодоления нарушений речи в разном возрасте. Эта книга необходима логопедам, дефектологам, воспитателям и учителям различных коррекционных учреждений, специалистам, изучающим речевые проблемы, студентам дефектологических факультетов, родителям детей с нормальным развитием и ограниченными возможностями здоровья.
Тьюторское сопровождение в «Фоксфорде»
Наша программа тьюторского сопровождения направлена на личностное развитие — это взгляд в будущее ребёнка.
Программа осуществляется дистанционно: тьютор и ребёнок общаются в режиме реального времени по видеосвязи.
- тьюторы — специалисты, непосредственно работающие с детьми;
- тьюторант и представители тьюторанта — ребёнок и родители.
Структура программы включает в себя 9 индивидуальных онлайн-встреч. Первая общая встреча со всеми участниками программы проводится в начале тьюторского сопровождения, а вторая — в конце.
Тьютор в школе не обсуждает с подростком личную жизнь, внутрисемейные отношения, вопросы религии. Если ли у родителей появятся вопросы, они могут принять участие во встрече — в начали или в конце.
Темы индивидуальных встреч:
- «Моё будущее. Мои мечты и планы» — интенция подростка о своём будущем и будущем человечества.
- «Моя ресурсная карта» (начало) — выявление доступных и желаемых ресурсов.
- «Моя ресурсная карта» (окончание) — аккумуляция культурно-предметных и социальных ресурсов.
- «Путь к мечте» (начало) — разграничение мечтаний, целей и планов.
- «Путь к мечте» (продолжение) — постановка цели, пробы, фиксация того, что получилось.
- «Строю свой индивидуальный маршрут» — саморазвитие, самоконтроль, тайм-менеджмент, рефлексия.
Тьютор — наставник и друг
Тьютор — это специалист, который изучает интересы ребёнка и создаёт среду для его развития.
В переводе с латинского тьютор — это наставник. Они появились ещё в XIV веке в Британских университетах — Оксфорде и Кембридже — и были посредниками между профессорами и студентами: помогали составить расписание, объясняли, как применять академические знания в реальном мире.
Со временем функции тьютора значительно расширились. Этот специалист работает по принципу индивидуализации образовательного процесса: стандартизированное обучение не всегда эффективно, поэтому сейчас многие стремятся перевести своих детей на индивидуальный образовательный маршрут или семейное обучение.
Программа тьюторского сопровождения полезна, если ребёнок:
- не знает, чем он будет заниматься в будущем и не имеет интересов;
- потерял мотивацию к получению образования;
- хочет научиться самостоятельно ставить цели и обращаться с информацией по самообразованию;
- планирует перейти на индивидуальный учебный план.
Отдельный вид тьюторов — специалисты сопровождения в инклюзивном образовании, которые помогают детям с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться в обществе. В обязанности тьютора здесь входит организация учёбы, нахождение сильных сторон у детей и помощь в их развитии.
Чем тьютор отличается от дефектолога
Тьюторов могут ошибочно принимать за педагогов-дефектологов. Однако сферы их деятельности и задачи различаются.
Задача педагога-дефектолога состоит в изучении психофизических особенностей, системы восприятия и темперамента для восстановления или коррекции недостающей функции. Например, дефектолог может разглядеть у слабовидящего ребёнка музыкальные задатки и сфокусировать развитие в этом направлении.
Задача тьютора: создавать события, которые меняют образ мыслей и представление о будущем. Это одна из форм антропопрактики — работа в пространстве субъективной реальности человека.
Эпигенетические исследования показывают, что независимо от унаследованных задатков, всегда есть место потенциалу неизвестности и развитию. Взаимодействие в новой среде, с новыми людьми и новыми способами способно изменить будущее. В обязанности тьютора в школе входит открыть ребёнку возможности для такого взаимодействия.
Чем тьютор отличается от психолога
Школьный психолог оказывает психологическую помощь детям и взрослым. Часто — в конфликтных ситуациях. При этом применяются психологические методы.
Задача тьютора: помочь с самоопределением. Тьютор в школе — это прежде всего педагог. По профессиональному стандарту он обязан пройти соответствующую переподготовку. Отдельные специалисты могут иметь ещё диплом психолога, но в тьюторском сопровождении используется педагогический инструментарий.
Связующее звено между системой и ребёнком
Тьюторы обязательно имеют высшее педагогическое или психолого-педагогическое образование и проходят курсы повышения квалификации. Требования к тьютору очень высокие, ведь для ребёнка важно, сможет ли он довериться взрослому.
Должностные обязанности наставника в школе или на семейном образовании не сильно отличаются. Длительность тьюторского сопровождения обсуждается индивидуально с каждым ребёнком и родителем. Это могут быть 2–3 встречи, а иногда это работа на несколько месяцев.
- анализ личности и интересов школьника;
- оценка ресурсов ребёнка и помощь в формулировании цели;
- составление индивидуального плана обучения;
- помощь в профориентации;
- анализ деятельности и результата работы ребёнка, корректировка учебного плана;
- обучение самостоятельной корректировке стратегии образования и преодолению проблем и трудностей самообразования;
- мотивирование на участие в проектной и научно-исследовательской деятельности;
- проведение встреч с педагогами и родителями для обсуждения плана обучения, его корректировки и анализа результатов (на семейном образовании это обсуждается только с родителями);
- помощь в сочетании учёбы с другими интересами.
В современном образовании тьютор — незаменимый человек. Он поможет сделать процесс обучения наиболее эффективным именно для вашего ребёнка. На семейном образовании роль тьютора особенно важна, потому что родителям без педагогического опыта бывает трудно грамотно составить индивидуальный план обучения.
Чем тьютор отличается от наставника
Задача наставника: реагировать на возникающие у ребёнка трудности. Это могут быть сложности с планированием времени, самоконтролем, освоением отдельного предмета, учебной мотивацией.
Задача тьютора: помощь в прокладывании для ребёнка индивидуального образовательного маршрута, включающего в себя формальное и неформальное обучение. Вот их особенности:
- Формальное обучение связано с получением документов установленного образца. Оно может быть основным (получение школьного аттестата) и дополнительным (диплом музыкалки или художки). Всегда ограничено по времени.
- Неформальное обучение направлено на удовлетворение личных интересов. Может выражаться в каком-либо форматном мероприятии (экскурсии, мастер-классе, дискуссионном клубе, лагере) или быть случайным (например, на образование может повлиять беседа с эрудированным человеком). Не имеет дедлайнов, может продолжаться всю жизнь.