Что влияет на развитие функциональной грамотности у ребенка. » Что необходимо проверить при развитии функционального интеллекта

О чем речь? Считается, что формирование функциональной грамотности, то есть способности человека применять на практике полученные в ходе чтения навыки, начинается за школьной партой. Однако свои первые знания из книг ребенок может получить и ранее.

На что обратить внимание? Потому так важно научить детей навыку не просто чтения, а осознанного чтения. И здесь скорость отходит на второй план, так как если ребенок буквально «проглатывает» книгу, но не понимает, о чем она, говорить о функциональной грамотности будет сложно.

Что такое функциональная грамотность

О том, что такое функциональная грамотность, впервые заговорил Алексей Леонтьев – советский психолог, философ и педагог. По его мнению, это понятие означает умение работать с информацией. Причем информация может быть любого рода, но получаем мы ее в основном через чтение. Современные достижения таких наук, как нейролингвистика, психолингвистика и нейродидактика, убеждают нас в том, что чтение – это чрезвычайно сложный когнитивный процесс.

Что влияет на развитие функциональной грамотности у ребенка. » Что необходимо проверить при развитии функционального интеллекта

Техника чтения, в свою очередь, является наиболее важным фактором, влияющим на формирование функциональной грамотности. Каждый ребенок осваивает ее самостоятельно, преодолевая возникающие на его пути сложности и препятствия:

  • Незнакомые слова. Как бы мы к этому ни относились, но словарный запас современного ребенка заметно отличается от запаса слов детей, которые пошли в школу всего лишь 10 лет назад. Это не хорошо и не плохо – просто констатация очевидного факта.
  • Непривычное построение фраз. Язык живой, он постоянно меняется, подстраиваясь под новые реалии окружающего мира. Поэтому и наша речь становится другой. Это хорошо заметно при чтении книг. Положите рядом книгу современного автора, книгу из 60-х годов и прочитайте первый абзац – вы сразу почувствуете разницу.
  • Дети не готовы трудиться. У них отсутствует мотивация – ведь многое в этой жизни они получают без труда.
  • Нарушенное восприятие окружающего мира и чувств. Когда школьники начинают изучать произведения классической литературы, выясняется, что они недопонимают разницу в оттенках чувств и отношений между людьми.
  • Неумение обходить непонятное, свободно обращаться с большим текстом и со смыслами в нем. Современный ребенок легко теряет смысл прочитанного текста, если встречает в нем непонятное слово. К данной взаимосвязи хорошо подходит высказывание Гете: «Чего человек не понимает, тем он не владеет».

Если ребенок не понимает того, о чем читает, то у него постепенно вырабатывается нелюбовь к процессу чтения как таковому. Соответственно, если школьник не умеет и не любит читать, не понимает смысла прочитанного, то у него неизбежно начнутся проблемы в учебе, потому что изучение любого предмета строится на чтении. А если не происходит формирования основ функциональной грамотности, ребенку не нравится учиться, то откуда возьмется тяга к знаниям, любовь к этому процессу? Все закономерно.

Почему формирование функциональной грамотности учащихся так важно сегодня

Нельзя отрицать тот факт, что современный мир стал намного сложнее, чем он был двадцать, а тем более тридцать лет назад. Новые технологии, новые профессии, новые сферы экономики, изменения в социально-психологическом состоянии самого человека – все это требует от педагогики перестроения самих основ, нового подхода к ребенку. На смену аналого-текстологическому миру пришел визуально-цифровой, а вместе с ним – необходимость расширения, переосмысления процесса формирования и развития функциональной грамотности.

Что влияет на развитие функциональной грамотности у ребенка. » Что необходимо проверить при развитии функционального интеллекта

В национальном проекте «Образование» сформулированы две основные задачи:

  • обеспечение конкурентоспособности российского образования в мировом масштабе, вхождение в десятку ведущих стран мира по качеству образования
  • воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности.

Что влияет на развитие функциональной грамотности у ребенка. » Что необходимо проверить при развитии функционального интеллекта

Определение функционально грамотной личности включает в себя все, что необходимо человеку для полноценной насыщенной жизни. Путем формирования компонентов функциональной грамотности в личности удается развить способность к тому, чтобы все знания, умения и навыки, которые она приобретает в течение жизни, использовать для решения самых разнообразных задач в любой сфере деятельности, для общения и построения социальных отношений.

Другими словами, функционально грамотная личность – это человек, легко ориентирующийся в окружающем его мире, поступающий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Поэтому он умеет многое:

  • самостоятельно делать выбор и принимать решение;
  • отвечать за это решение;
  • нести ответственность за себя и своих близких;
  • проходить самообучение и постоянно учиться новому;
  • спокойно находить решение даже в нестандартной ситуации;
  • легко адаптироваться к любому социальному окружению и оказывать на него активное влияние;
  • понимать, что жизнь среди людей – это постоянные компромиссы и поиски общего решения, что кроме собственного мнения, которое надо защищать и отстаивать, существуют и другие, к которым надо хотя бы прислушиваться;
  • владеть устной и письменной речью как основными средствами общения и взаимодействия с другими людьми;
  • пользоваться современными информационными технологиями;
  • иметь в своем распоряжении набор компетенций, как ключевых, так и по различным отраслям знаний.

Основные направления функциональной грамотности

В программу формирования функциональной грамотности входят 6 направлений.

Читательская грамотность

Это базовый навык ФГ. Он означает способность человека не только понимать письменную речь, но и по максимуму использовать ее во всем многообразии для собственных и общественных целей.

Что влияет на развитие функциональной грамотности у ребенка. » Что необходимо проверить при развитии функционального интеллекта

Естественнонаучная грамотность

Это способность человека с помощью приемов формирования функциональной грамотности осваивать естествознание и применять полученные знания для определения и постановки вопросов, объяснения различных природных явлений и научного решения многочисленных естественнонаучных проблем.

Математическая грамотность

  • находить и определять проблемы в окружающей действительности, которые можно решить с привлечением математического аппарата;
  • озвучивать эти проблемы языком математики;
  • решать найденные проблемы с помощью математических методов;
  • анализировать использованные методы решения;
  • соотносить полученные результаты с поставленной проблемой;
  • обобщать и фиксировать результаты решения.

Финансовая грамотность

Свободное ориентирование среди финансовых понятий и рисков, обладание необходимыми навыками, мотивацией и уверенностью для разрешения финансовых ситуаций в пользу собственного и общественного благополучия, осознанное участие в экономической жизни.

Креативное мышление

Умение подходить к проблеме неординарно, смотреть на вещи с уникальной точки зрения, замечать то, что не бросается в глаза, творчески относиться к решению задач.

Глобальные компетенции

  • разбираться в глобальных проблемах и межкультурном взаимодействии, осмысливать их с критической точки зрения;
  • понимать, что культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие окружающей действительности, суждения и взгляды людей, и осознавать, как это происходит;
  • открыто и эффективно взаимодействовать с другими людьми с позиции уважения их человеческого достоинства.

6 технологий формирования функциональной грамотности

Чтобы формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся проходили продуктивно, педагоги должны применять специальные развивающие образовательные технологии. Они должны быть активными, функциональными, ориентированными на личность. В перечень таких видов деятельности и технологий входят:

Что влияет на развитие функциональной грамотности у ребенка. » Что необходимо проверить при развитии функционального интеллекта

  • Проблемно-диалогическая технология – помогает осваивать новые знания, формировать различные организационные, интеллектуальные и другие навыки и умения, в том числе умение самостоятельно учиться.
  • Технология формирования правильной читательской деятельности – через мероприятия по формированию функциональной грамотности создает условия для развития способностей к коммуникации.
  • Технология проектной деятельности – помогает сформировать навыки в организации и проведении различных конкурсов, викторин, мини-опросов, подготовке моделей и плакатов, развивает интеллектуальные, коммуникативные и оценочные умения, с помощью которых готовые проекты проходят презентацию.
  • Уровневая дифференциация обучения – помогает изменить стиль взаимодействия учителя с учениками, при котором ученик становится партнером, имеющим право принимать собственные решения, например, о том, чему и как учиться, а основная задача учителя при этом – помочь ученику принять и выполнить свое решение.
  • Информационные и коммуникационные технологии – с их помощью формируются такие интеллектуальные умения, как сравнение и обобщение, анализ и синтез.
  • Технология оценивания достижений учащихся в учебе и др.

Если учитель ставит перед собой задачу формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках, то к нему будут предъявлены требования по наличию у него соответствующих компетенций:

  • Учитель должен быть компетентным в тех вопросах, которые он разбирает с учащимися. Только в этом случае он сможет самостоятельно разрабатывать задания и использовать их в учебном процессе.
  • Учитель – это организатор (или координатор) продуктивной деятельности учащихся. Для успешного решения этой задачи он должен обладать педагогической компетентностью.

Что влияет на развитие функциональной грамотности у ребенка. » Что необходимо проверить при развитии функционального интеллекта

Из этого следует, что ученики учатся действовать, только находясь непосредственно в процессе этого действия. А работа учителя заключается в разработке плана формирования функциональной грамотности и выборе образовательных технологий, которые на каждом уроке формируют ФГ учащихся в соответствии с их возрастом.

Поэтому основная проблема, с которой сталкивается учитель сегодня – это формирование его технологической компетентности. В нее входят глубокое знание теории и практический опыт успешного применения современных образовательных технологий на уроках с учетом необходимости адаптировать и модифицировать их под индивидуальные и возрастные особенности учащихся.

Примеры заданий, направленных на формирование функциональной грамотности

На основании требований ФГОС к формированию функциональной грамотности в школе все больше предлагают учащимся задания разного вида по развитию ФГ начального и продвинутого уровня. Их необходимо включать в учебный процесс и равномерно распределять в течение всего года.

Что влияет на развитие функциональной грамотности у ребенка. » Что необходимо проверить при развитии функционального интеллекта

Их основные особенности и отличия от остального учебного материала:

  • привязка к реальным возможным ситуациям, в которых дети могут представить себя;
  • обязательное соответствие возрасту обучающихся;
  • системность и взаимосвязь знаний и факторов, входящих в эти задания.

Для формирования функциональной грамотности у младших школьников и ее развития очень важно, чтобы поставленные задачи соответствовали их практическому жизненному опыту. Близкая тема вызовет интерес и подтолкнет к поиску новых знаний. Поэтому вместо безликих землекопов и токарей для составления задач лучше использовать персонажи из популярных мультфильмов и компьютерных игр.

Пример. Задача, решением которой станет количество пластика, необходимое для изготовления копии золотого ключика на 3D-принтере. Если перед постановкой задачи провести мастер-класс, то дети полностью погрузятся в решение и обязательно предложат свои варианты.

Большую роль в формировании функциональной грамотности играет дополнительное образование. Занятия в кружках и секциях развивают творческие способности, формируют умение креативно мыслить, прививают компьютерную и читательскую грамотность. Если правильно синхронизировать работу педагогов и метапредметные связи, то дети довольно быстро обретут нужные компетенции.

В средних и старших классах объем знаний постепенно растет, повышается и сложность анализа получаемой информации. В этом возрасте с детьми уже можно обсуждать проблемы мирового масштаба, причины возникновения войн и социального неравенства. Критерии оценки знаний тоже становятся более строгими.

Задания формируются на стыке учебных дисциплин и разных наук, чтобы дети одновременно изучали историю и литературу, географию и экономику и могли сделать выводы на основе выявленной взаимосвязи предметов. Хорошее развитие ФГ дают исследовательские работы в составе группы или индивидуально, разработка проектов по естественно-научным и социологическим направлениям.

В старшей школе критическое мышление развивают на основе анализа информации, учат определять и находить в ней фейки и вирусный контент. Сложнее становятся задачи и по финансовой грамотности. Например, старшеклассникам можно дать задание построить финансовую пирамиду и рассчитать сроки ее функционирования.

Что влияет на развитие функциональной грамотности у ребенка. » Что необходимо проверить при развитии функционального интеллекта

Формирование функциональной грамотности и ее мониторинг – задача каждого современного педагога. Это сложный процесс, в котором учителю самому придется проявлять креативность и творческое мышление, находить и использовать в работе инновационные формы и методы обучения.

Только в случае успешного изучения и освоения всех элементов функциональной грамотности можно говорить о воспитании инициативного, самостоятельного, социально ответственного человека, который готов адаптироваться к постоянно меняющемуся миру, сохраняя в нем свое место.

Что это такое? Функциональная грамотность учителя подразумевает его способность применять имеющиеся знания на практике, продуктивно заниматься саморазвитием и, разумеется, умение педагога передавать подобные навыки своим подопечным.

Как освоить? В современном мире формирование функциональной грамотности происходит несколько иначе, чем раньше. Это связано с развитием технологий, глобализацией процессов развития, а также некоторыми особенностями нынешних социальных отношений.

Понятие функциональной грамотности

Когда говорят о функциональной грамотности, подразумевают качество знаний, навыков, способностей, которое позволяет человеку правильно взаимодействовать с окружающими и считается минимумом из того, что нужно, чтобы жить в определённой среде.

Что влияет на развитие функциональной грамотности у ребенка. » Что необходимо проверить при развитии функционального интеллекта

Особенно явно увидеть функциональную грамотность можно при стабильной ситуации, а функциональную безграмотность, наоборот, в переменчивых ситуациях, изменении образа жизни или профессиональной деятельности. Функционально грамотным можно считать того, кто прошёл определённый этап обучения.

Функциональная грамотность – это общий навык, который накапливается во время изучения всех предметов. Поэтому она проявляется по-разному.

Что содержит в себе определение «функциональная грамотность»:

  • Читательская грамотность. Умение понимать и вникать в письменные тексты, применять добытую из них информацию в решении жизненных вопросов и для повышения уровня знаний и ресурсов, чтобы активно участвовать в жизни социума.
  • Математическая грамотность. Умение человека осознавать и видеть значение математики для нашего мира, грамотно высказывать обоснованные математические гипотезы и знать, как можно использовать математику для удовлетворения потребностей, которые испытывает творческий, заинтересованный и разумный индивид.
  • Естественнонаучная грамотность. Возможность применять естественнонаучные знания для вычленения из вереницы жизненных проблем тех задач, которые можно решить, используя научные методы, для формирования итогов, являющихся результатом наблюдений и исследований, способных помочь понять окружающий мир и перемены в нём, происходящие из-за деятельности человека. К тому же она способствует принятию правильных решений.

Функциональная грамотность рождается под влиянием большого количества факторов и современных общественных направлений, среди которых применение супертехнологий в производственной и гуманитарной деятельности, глобальные процессы развития, повышение профессионального уровня и систематизация процессов, создание рыночных социальных отношений и прочее.

Функциональная грамотность как необходимая компетенция для учителя

Должен ли учитель в обязательном порядке обладать функциональной грамотностью? Конкретных требований как таковых нет, но есть ряд нормативных документов, исходя из которых можно сделать вывод, что функциональная грамотность должна быть у каждого преподавателя.

Что влияет на развитие функциональной грамотности у ребенка. » Что необходимо проверить при развитии функционального интеллекта

Существует Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в котором говорится о том, что при формировании национального проекта в сфере образования Правительство РФ должно приложить все усилия для обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования, в том числе и вхождение Российской Федерации в топ-10 стран мира по качеству общего образования.

К тому же есть госпрограмма РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Развитие образования» (2018–2025 годы). В ней прописано, что нужно сохранять лидирующие позиции РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS), помимо этого, в международном исследовании качества математического и естественно-научного образования (TIMSS); продвижение Российской Федерации в международной программе по оценке образовательных достижений обучающихся (PISA).

ФГОС содержит в себе такую информацию:

  • Смена образовательной парадигмы является компетентностным подходом.
  • Особенности взаимоотношений и преподавания между участниками образовательного процесса: помощь, деятельностный подход.
  • Главный элемент организации учебного процесса – практико-ориентированная, исследовательская, проектная деятельность, в ходе которой ученикам нужно проявлять самостоятельность, активность, творческое мышление.
  • Тип контроля: совокупность оценок учебных результатов по таким группам, как личностные, предметные, метапредметные.

В итоге получается, что наличие функциональной грамотности у педагога является не просто нормой, а обязательным фактором, ведь сейчас нормативные показатели выстраиваются лишь с учётом данной компетенции.

Что нужно для формирования функциональной грамотности

Современные педагоги отличаются от прошлых поколений тем, что они придерживаются компетентностного подхода. Последний подразумевает под собой общую систему формирования целей, разделения содержания, оценку результатов организационной и технологической структуры обучения.

В компетентностном подходе происходит акцентирование не на усвоении материала и информативности, а на умении решать проблемы, преодолевать трудности с помощью полученного личного опыта.

Что влияет на развитие функциональной грамотности у ребенка. » Что необходимо проверить при развитии функционального интеллекта

Центральной точкой этого процесса является функциональная грамотность, потому что она подразумевает умение человека решать жизненные и профессиональные вопросы, используя прикладные знания. Чтобы происходило формирование функциональной грамотности учителя, он должен иметь такие компетенции, как:

  • Профессиональную. Сюда относится решение профессиональных вопросов и основных задач, понимание и внедрение в образовательный процесс современных технологий, владение способами педагогической диагностики, организация оценочно-ценностной рефлексии.
  • Коммуникативную. Навык разработки плана по выстраиванию отношений с людьми, объединять их для совместной работы над решением общих задач. Способность показывать результаты своей деятельности обществу, выбирать наиболее подходящие формы и методы демонстрации.
  • Информационную. Результативный поиск, отбор нужной информации, её преображение под особенности образовательной программы и дидактических принципов. Применение в процессе обучения компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых учебных ресурсов.
  • Правовую. Грамотное применение на занятиях законодательных и других нормативных правовых документов, а также узконаправленных актов и другой документации во время решения подходящих вопросов.

3 уровня развития функциональной грамотности

Развитие функциональной грамотности учителя делится на три уровня: личностный, личностно-профессиональный и профессионально-технологический.

В первом, личностном, уровне смотрят на то, насколько человек способен совершать определённую работу. Он тесно взаимодействует с позитивным типом мышления, основанного на том, что всё в мире подчиняется законам гармонии, добро всегда побеждает зло, а каждый человек имеет хорошие качества. Подобное оптимистическое мировоззрение раскрывает новые возможности и ресурсы в профессиональной сфере.

Не менее важным качеством личности учителя считается умение реально смотреть на свою работу и владеть самоконтролем, осознавая, что только он ответственен за свои действия, а не окружающие люди или сложившаяся ситуация. Личностный уровень функциональной грамотности – это комплекс устойчивых личностных качеств и стиль преподавания.

Что влияет на развитие функциональной грамотности у ребенка. » Что необходимо проверить при развитии функционального интеллекта

Под личностно-профессиональным уровнем подразумевается пригодность для работы в сфере образования. Это деятельность по реализации педагогического процесса. Профессиональное развитие – естественный вид самореализации педагога, в основе которого лежит навык объединения всех субъектов образования, организации развития и воспитания обучающихся.

Что влияет на развитие функциональной грамотности у ребенка. » Что необходимо проверить при развитии функционального интеллекта

К профессионально-техническому уровню относится полное постижение знаний, умений и навыков, современных образовательных и информационных технологий в конкретной сфере деятельности, цель которого заключается в развитии учеников.

Индикатор функциональной грамотности педагога

В современном мире учитель не просто человек, который чему-то обучает, но ещё и тот, кому приходится сталкиваться с неопределённостью, спорными ситуациями, двойственностью, ненадёжными источниками информации, нахождением других точек зрения.

По каким признакам можно оценивать функциональную грамотность учителя:

  • Компетентности в разработке и создании плана занятия: высокая скорость работы, умение удерживать или переводить внимание обучающихся, применение различных форм подачи информации: через фото, видео, аудио, компьютер.
  • Компетентность в руководительстве классом: высокий уровень активности учащихся, многообразие форм обучения и заданий, совместная деятельность педагога с детьми.
  • Организация условий и применение способов, которые дают возможность ученикам максимально принимать участие в образовательном процессе, проявлять самостоятельность: индивидуальные задания в коллективе и в паре, эмоциональная вовлечённость учащихся, выстраивание взаимоотношений в классе.
  • Разработка своей деятельности, так, чтобы она как можно лучше подходила ученикам: разделение заданий по уровню сложности и объёму, самостоятельная работа и ответная реакция, применение творческих заданий.
  • Использование различных способов оценки: инструментов оценивания, партнёрская оценка, личное самооценивание или в группе.

Что должно быть в итоге? Дети на уроке принимают энергичное участие, скорость и сила деятельности тоже на высоком уровне. Учащиеся активные, им интересно всё, что происходит на занятии, они отвечают эмоционально и нестандартно. Атмосфера на занятиях живая и воодушевляющая, но при этом в ней нет напряжения, дети чувствуют себя комфортно.

Преподаватели выстраивают хорошие взаимоотношения с учащимися: показывают, что им интересен и нравится ребёнок, демонстрируют удовлетворенность их деятельностью, помогают тем, у кого возникают трудности. Когда учитель сам вовлечён в процесс обучения, создаётся нужная атмосфера в классе.

Способы формирования навыков функциональной грамотности

Существует пять видов образования функциональной грамотности учителя – их можно применять не только в отношении учащихся, но и преподавателей:

  • Улучшать коммуникативные навыки: грамотно подавать важную мысль послания, разрабатывать текст, основываясь на различных данных – прислушиваясь к своему, читательскому и авторскому мнению. Смело выступать на публике, рассказывать о своих идеях и обсуждать их вместе с аудиторией.
  • Проверять любую информацию на достоверность, особенно если она взята из сомнительных источников, брать во внимание конкретность числовых данных и суждений. Обязательно задавать себе вопросы о том, вызывают ли эти данные доверие, чем они обоснованы, от кого они и с какой целью, их смысл.
  • Принимать участие в обсуждениях: совещаться на выбранную тему, брать во внимание различные мнения по данному вопросу, чётко формулировать свои мысли и доступно их высказывать, перенимать опыт собеседников в ведении дискуссии. Становиться участником конференций и всевозможных форумов.
  • Заниматься расширением кругозора: изучать искусство, экологию, здоровый образ жизни, воздействие науки и техники на развитие общества. Читать литературные произведения, журналы, узнавать экспертное мнение по различным вопросам. Можно иногда устраивать проверку своих знаний через участие в викторинах, интеллектуальных играх, географических диктантах или в «Тотальном диктанте» по русскому языку.
  • Заниматься самопознанием: ставить перед собой цели и задачи, планировать этапы их решения, искать неординарные пути, проводить анализ информации, формулировать выводы.

Через работу над функциональной грамотностью учитель вырабатывает умение использовать имеющуюся информацию на практике и справляться с возможными трудностями. Её основой является реальная человеческая грамотность и широта знаний о мире. Она способствует независимому мышлению и выработке собственного взгляда на происходящее.

Все мы знаем, что нужно научиться правильно читать и писать, но редко нам говорят, что этого может быть недостаточно. В реальной жизни важно критически мыслить и логически рассуждать. Иначе многие люди рискуют быть обманутыми хитрыми шарлатанами или навредить самому себе.

Понятие такого типа грамотности впервые появилось около 60 лет назад для того, чтобы отразить связь между общим образованием человека и его способностью использовать приобретенные знания в разных ситуациях в реальной жизни. Другими словами, этот тот набор умений и навыков, который помогает людям успешно решать различные проблемы в обществе.

Функциональная грамотность несколько напоминает способность к логическому мышлению, которое мы используем при решении разнообразных задач в нашей жизни. Большую роль при этом играет функциональное чтение, которое подразумевает чтение текстов и понимание их смысла.

Что влияет на развитие функциональной грамотности у ребенка. » Что необходимо проверить при развитии функционального интеллекта

Отсутствие такой грамотности связано с тем, что в школах, колледжах и университетах недостаточно практики. Дети учатся составлять слова из букв, потом читать их, затем учителя проверяют технику чтения ребенка, не делая упор на смысл прочитанного. Студенты слушают лекции или читают доклады, зачастую не понимая услышанного и сказанного. Все это свидетельствует о том, что знания не находят отражения в реальной жизни, и у человека не развивается навык функциональной грамотности.

Зачем нужно развивать функциональную грамотность

Психологи утверждают, что развивать ее однозначно необходимо. Причина в том, что именно она помогает нам справляться с проблемами в нашей жизни и делать верные умозаключения.

В современном мире особенную популярность набирают тесты по функциональной грамотности. Эти тесты зачастую включают в себя вопросы, которые периодически возникают в нашей голове каждый день. Например вот такое задание в стиле рекламы:

Как вы понимаете значение рекламной фразы: тестирование нового увлажняющего крема «Мягкий» показало, что он увлажняет на 70% эффективнее?

а) Крем «Мягкий» лучше, чем другие крема, на 70%.
б) Смысл рекламной фразы мне не понятен.
в) Новый увлажняющий крем лучше, чем старый.

С рекламными щитами, объявлениями и роликами мы сталкиваемся ежедневно, нас призывают купить новую стиральную машину, задуматься об ипотеке или зайти в новый ресторан. Многие из них как раз содержат похожие утверждения о том, что одно лучше другого, но что на самом деле мы понимаем из этой фразы? Является ли предмет лучшим из всех или он просто лучше предыдущего? Если человек грамотен, то он ответит, что фраза не понятна ему, поскольку не содержит никаких уточняющих обстоятельств.

Можно привести еще один пример:

Губернатор Борвилля объявил о нападении диких пчел на туристов, которые приезжают насладиться красотами Борвилля. Он рекомендует туристам надевать защитные костюмы для прогулок, останавливаться при приближении пчел и только затем продолжать прогулку.

Значит ли это, что:

а) Пчел привлекают защитные костюмы туристов.
б) Губернатор не запрещает туристам гулять в Борвилле в обычной одежде.
в) Туристы не имеют права выходить из дома без защитного костюма.

Объявления о предостережении граждан также можно часто услышать в новостях, но не всегда у людей правильно получается понимать их и интерпретировать. В такой ситуации навыки функциональной грамотности могут спасти человеку жизнь или здоровье, именно поэтому важно понимать смысл услышанного и правильно выстраивать в голове логические цепочки. Правильным ответом будет второй, то есть туристы вполне могут гулять по улице в чем пожелают.

Что влияет на развитие функциональной грамотности у ребенка. » Что необходимо проверить при развитии функционального интеллекта

Как развить навыки функциональной грамотности

Основным помощником человека в этом случае является критическое мышление. Нужно ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений. Необходимо ответить себе на вопросы, точна ли услышанная или увиденная информация, есть ли у нее обоснование, каков главный ее посыл.

Можно также чаще решать логические задачи, тренироваться понимать главную мысль текста или сообщения. Полезно научиться формулировать ее в одном предложении, таким образом будет ясна суть. Важным условием является расширение знаний о мире, чтение книг и журналов, изучение различных экспертных точек зрения. Можно периодически проверять свои знания, участвовать в географических диктантах или тотальных диктантах по русскому языку.

Функциональная грамотность помогает людям использовать запас имеющейся информации, применять ее на практике и решать сложные жизненные задачи. Она основывается на реальной грамотности людей и широте их знаний о мире, помогая мыслить независимо от массовой культуры.

Проблемы формирования функциональной грамотности. Поиски и пути решения

Бурлака Елена Николаевна, г. Ноябрьск.

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №10 с УИФ и ТД»,

Ваше дело –  это русский язык и литература,

это то, что делает русских русскими.

Это то, что создаёт большой, многообразный,

многонациональный русский мир

и поддерживает его статус.

В. В. Путин

Давайте попробуем представить мир без образования. Каким он будет? И как жить в этом мире? Ответ вполне очевиден: без знаний не будет развития. Не будет докторов, инженеров, учёных, учителей, а будет пустота, хаос. Разве мы этого хотим? Однозначно: нет.

Современному российскому обществу нужны школы, которые отвечают запросам государства. Их миссия заключается в обучении и воспитании мыслящих людей, способных активно участвовать в развитии и преобразовании России. Гарантией развития России является внедрение современных методов и технологий в образовательное пространство. Обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к социально значимым достижениям. Одним из показателей успешности вхождения в мировое образовательное пространство является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач. Важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни.

Согласно А. А. Леонтьеву (доктор психологических и педагогических наук академик), «функциональная грамотность» – способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности. С её помощью формируется функционально грамотная личность: человек познающий, человек, умеющий жить среди людей, человек самостоятельный.

Как же фундаментальные знания в этой области смогут стать важнейшей основой школьного образования в гуманитарной науке?

Вряд ли нужно кого-то убеждать в том, насколько важны сегодня умения чтения и работы с информацией: без них нельзя не только успешно осваивать школьные и вузовские программы, получить приличную работу и продвигаться по карьерной лестнице, но и быть просто грамотным пользователем сети Интернет, адекватно общаться с окружающими.

Выделяется несколько видов функциональной грамотности: читательская, математическая, естественнонаучная.

Проблема формирования функциональной грамотности актуальна для школьников всех возрастов.

Проанализировав педагогическую литературу по данной теме, прихожу к выводу, что процесс овладения компонентами функциональной грамотности продолжается всю жизнь.

Как одно из направлений функциональной грамотности я позиционирую читательскую грамотность.

Обратимся к понятию читательская грамотность:

В современной педагогике можно встретить огромное количество новых форм формирования читательской грамотности, которыми учитель пополняет свою профессиональную копилку.

Но прежде, как мне кажется, педагог просто обязан определить уровень своей функциональной грамотности, ответив на вопросы:

1. Обращаете ли вы внимание на то, как вы читаете?

2. Знаете ли вы о том, что любой текст содержит, как правило, три уровня информации: фактуальную (то, о чём в тексте сказано в явном виде, напрямую), подтекстовую (то, о чём напрямую не сказано, но можно прочесть «между строк») и концептуальную (это основная идея текста, его главные смыслы, которые читатель формулирует самостоятельно)?

3. Умеете ли вы вычитывать все три уровня текстовой информации?

4. Знаете ли вы, что все тексты нельзя читать абсолютно одинаково, что существуют различные приёмы чтения в зависимости от того, какой текст вы читаете и с какой целью?

6. Владеете ли вы приёмами разных видов чтения?

7. Умеете ли вы менять стратегию и тактику чтения в зависимости от цели чтения и вида текста?

8. Умеете ли вы до начала чтения и по ходу чтения прогнозировать дальнейшее содержание текста и проверять себя?

9. Видите ли вы в тексте скрытые авторские вопросы? Если да, то пытаетесь ли прогнозировать ответы на них и затем проверять себя по ходу чтения – то есть вести так называемый «диалог с автором»?

10.Умеете ли вы устно и письменно передавать содержание текста сжато? А выборочно?

11. Умеете ли вы находить в тексте ключевые слова и, наоборот, на основе группы ключевых слов определять тему и основное содержание текста?

12. Умеете ли вы представлять текстовую информацию в ином виде (например, составить на основе прочитанного текста план, таблицу, схему, тезисы, конспект, простейший график или диаграмму)? А наоборот: составить связный текст на основе таблицы, схемы, плана, тезисов?

Когда вы ответите положительно на все вопросы, можно серьёзно задуматься над тем, что и как сделать, чтобы и ваши ученики стали успешными, чему и как научить на литературе, чтобы этот предмет был интересен и важен детям.

Мы должны больше внимания уделять развитию устной и письменной речи учащихся, языку как средству коммуникации, поощрять литературное, журналистское, эпистолярное творчество детей.

Сегодня у нас есть шанс существенно повысить мотивацию и эффективность учебной деятельности за счёт применения информационных инструментов. При этом мы должны максимально использовать возможности современных медийных технологий. Красивая русская речь в рамках учебного процесса должна звучать и с экранов телевизоров и в наушниках детских плееров с доступом к Интернет-вещанию.

Основная проблема современного школьника – не недостаток «знаний», а недостаточность использования в образовательной деятельности современных методов, предполагающих формирование у учащихся способности ставить проблему и определять свою личную позицию.

Порой из-за завышенных требований ребёнок теряет веру в себя, перестаёт продвигаться в учебе, начинает искать обходные пути. Необходимо обеспечить реалистичность требований на базовом уровне, понятность их обществу, ребёнку, учителю, дать возможность каждому выполнить программу на возможном и нужном ему уровне: от базового до самого высокого.

А где, как ни на уроках литературы, можно включить детей в понимание и развитие окружающего мира, где мы начинаем воспитывать и учить ребенка преобразовывать общество, в котором он живёт в соответствии с вырабатываемыми им идеалами.

В этом и состоит задача учителя: помочь ученику выйти из школы с высоким уровнем читательской грамотности.

Как я уже говорила, в педагогике много форм, которые учитель может использовать в своей работе. Я бы хотела поделиться некоторыми приёмами из собственного опыта.

Уже много лет я применяю форму «Мастерская создания звукового и временного пространства», которую я когда-то подсмотрела на сайте «Центр Развития Молодежи» в рубрике «Первоклассная газета». Используя этот приём, я формирую навыки работы с информацией, а ребята получают удовольствие от учения. Материал входит в рабочую тетрадь, которая называется «Рабочая тетрадь по формированию читательской грамотности».

Образец раздаточного материала 1 Определение временных отношений

1. Прочитайте задания и напишите к ним ответы

1. В качестве объекта анализа выступает глава 6 романа «Дубровский»

1) установите компоненты главы;

2) определите существенные свойства каждого компонента, установив между ними временные связи

2. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Телега жизни» и определите временные отношения, о которых говорит поэт:

Хоть тяжело подчас в ней бремя,

Телега на ходу легка;

Ямщик лихой, седое время,

Везёт, не слезет с облучка.

С утра садимся мы в телегу;

Мы рады голову сломать.

И, презирая лень и негу,

Кричим: – Пошёл!..

Но в полдень нет уж той отваги;

Порастрясло нас; нам страшней

И косогоры и овраги;

Кричим: Полегче, дуралей!

Катит по-прежнему телега;

Под вечер мы привыкли к ней

И дремля едем до ночлега,

А время гонит лошадей.

Учащиеся, работая с текстом, не просто определяют, что А.С. Пушкин пишет об утре, дне, вечере и ночи, а вычленяют информацию о временной связи жизни человека «рождение – детство – зрелость – старость – смерть».

Другой приём я позаимствовала из проекта «Культурный марафон», который был разработан Яндексом совместно с Министерством просвещения и Министерством культуры.

Моё внимание привлекло занятие, на котором делали необычные вещи – рисовали музыку и исполняли рисунок.

«Хорошая идея: почему бы не попробовать на уроке литературы?», – подумала я. И попробовала. Что из этого получилось?

Получилась Музыкальная кардиограмма образа.

Суть работы состояла в том, чтобы нарисовать «кардиограмму жизни главного героя» (Например, в 7 классе мы рисовали образ Дубровского). Для того чтобы выполнить такую работу, надо обязательно знать текст, сюжеты, связанные с главным героем.

Все вы знаете, что музыку записывают нотами. Давайте представим, что вы ничего про ноты не слышали, но у вас есть задача: как-то зафиксировать на примере знакомой мелодии сюжетную линию жизни главного героя романа А.С. Пушкина «Дубровский» В. Дубровского.

Теперь возьмём лист бумаги и карандаш и зарисуем движениями выше линия, ниже – ниже и т.д. как меняется характер героя по мере развития сюжета произведения. Двигаться будем слева направо по листу.

Давайте посмотрим, что получилось. Попробуем сравнить, у всех ли вышел один и тот же рисунок.

Смотрите, мелодия одна — но рисунки получились разные.

То, что мы делали, немного напоминает кардиограмму — кривую, которая в графическом виде показывает работу сердца.

Можно также предложить второй этап работы:

А теперь давайте посмотрим на рисунок и проверим, можно ли по нему выстроить линию жизни главного героя в романе. Помогает ли она вам? Давайте поработаем по любому рисунку.

Схема 1 Музыкальная кардиограмма образа

Вот так в современном мире электронные ресурсы помогают заинтересовать детей, мотивировать их, вовлечь простым и необычным путём в мир книги, заставить творчески мыслить.

1. ДОКЛАД ректора МГУ Садовничего В.А. «Школа – фундамент гражданского общества и инновационного развития России» для заседания Государственного Совета при Президенте Российской Федерации: М., МГУ, 2008 г.

2. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с., под редакцией Азимова Э. Г., Щукина А.Н.

3. Статья «Педагогика здравого смысла» доктора психологических и педагогических наук академика Леонтьева А.А., М.1999 г.

1.       Литературный электронный журнал https://1sept.ru

2.       Автономная некоммерческая организация «Центр Развития Молодежи» Первоклассная газета https://cerm.ru/page

3.       Электронный справочник заместителя директора школы https://e.zamdirobr.ru/

4.       Читательские умения https://www.pinterest.ru/jlpsite

Больше, чем урок http://academy.mosmetod.ru/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *