Цёхла С.Ю., Орлова Н.Н. (2022) Методические подходы к оценке эффективности труда научно-педагогических работников при цифровых трансформациях образования

Целевые показатели оценки  эффективности деятельности

педагогов дополнительного образования

В современной образовательной среде постоянно происходят изменения в сфере оплаты труда педагогам дополнительного образования в целях повышения эффективности их деятельности. С 2014 г наши  педагоги переходят на эффективный контракт.

Эффективный договор предложен Правительством России. Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 годы установлена примерная форма трудового договора (примерная форма эффективного контракта) с работником государственного (муниципального) учреждения.

Эффективный контракт – прежде всего трудовой договор с работником, в соответствие с которым условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования. В эффективном контракте должны быть уточнены и конкретизированы трудовая функция каждого работника, показатели и критерии оценки эффективности его деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда.

Также в эффективном контракте должны быть конкретизированы должностные обязанности работника, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг.

В рамках реализации Программы поэтапного  совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, на основании Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 апреля 2013 г №167н «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (бюджетного) учреждения при введении эффективного контракта» и в соответствии с Методическими рекомендациями Министерства образования и науки РФ по разработке показателей эффективности деятельности мною разработаны целевые показатели оценки эффективности деятельности педагога дополнительного образования. Каждому показателю соответствует своя форма отчетности и количество баллов.

№Показатели                                                                                                                                                                    Форма отчетностиМаксимальное количество баллов                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Образовательно-воспитательная  деятельность                                                                                       Сохранность контингента обучающихся в творческих объединениях (на конец полугодия):                          80-89% – 1 балл 90-99% – 2 балла100 % – 3 баллаСправка администрации ОУ123Реализация  различных типов дополнительных образовательных программ:модернизированная  программа – 1 баллэкспериментальная программа, утвержденная на заседании экспертной комиссии ЦДО – 2 баллаавторская программа – 3  баллаОбразо-                                                                                          вательная программа  123Наличие системы отслеживания  динамики индивидуальных образовательных результатов обучающихся (стартовый, промежуточный и итоговый) – 1 баллМониторинг1Наличие электронного документооборота педагога с учреждением с использованием сети Интернет – 1 баллЭлектронная почта1Наличие устных и письменных замечаний от администрации школ о низком уровне исполнительской дисциплины педагога ДОза каждое замечание – (-1 балл)Заявление-1Создание элементов образовательной инфраструктуры (Предоставить утвержденный план развития кабинета,                                                                                                                                                            выполняемость плана развития кабинета):частичное выполнение – 0,5 балласоответствие плану – 1 баллВыполнение плана0,51Работа с детьми:поставленных на учёт в комиссии по делам несовершеннолетнихиз «группы риска», попавшими в трудную жизненную ситуациюс ограниченными возможностямидетьми-сиротами(за каждого обучающегося – 0,2 балла)Социальный паспорт, копии справок со школы0,2Реализация  оздоровительных, развивающих программ в каникулярное время – 2 баллаПлан, справка, фотодокумент                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                2Количество учащихся, ставших победителями или призёрами выставок, конкурсов, фестивалей,  научно-практических конференцийКопии грамот, дипломовРайонГран при – 71 м – 52 м – 33 м – 1Кол-во уч-ся:До 5 – 1До 10 – 3Более 10 – 5РеспубликаГран при – 121 м – 102 м – 83 м – 64 м – 65 м – 4Кол-во уч-ся:1-5  – 36-10  – 511-15 –  816-20 – 1221-25 – 1526-30 – 18Участие в выезде   – 5Межрегиональн. Гран при – 251 м – 202 м – 183 м – 154 м – 155 м – 106 м – 107 м – 88 м – 8 9 м – 6 10 м – 6 Кол-во уч-ся:1-5  – 56-10  – 811-15 – 12 16-20 – 1521-25 – 1826-30 – 21Участие в выезде   – 10                  ВсероссийскийГран при – 301 м – 252 м – 233 м – 204 м – 205 м – 186 м – 187 м – 168 м – 169 м – 1410 м – 14 Кол-во уч-ся:1-5  – 86-10  – 1211-15 – 15 16-20 – 1821-25 – 2126-30 – 24Участие в выезде   – 15        МеждународныйГран при – 451 м – 402 м – 383 м – 354 м – 355 м – 306 м – 307 м – 258 м – 259 м – 2010 м – 20             Кол-во уч-ся:1-5  – 106-10  – 1311-15 – 15 16-20 – 1821-25 – 2126-30 – 24Участие в выезде   – 20    10. Результативность участия педагога в конкурсах профессионального мастерства:Копии грамот, дипломовУчреждение1 м – 52 м – 43 м – 3Участие – 2Район1 м – 72 м – 63 м – 5 Участие – 3Республика1 м – 162 м – 143 м –  12Участие – 10Межрегиональн. 1 м – 202 м – 183 м –  16Участие – 15Всероссийский1 м – 262 м – 243 м –  22Участие- 20Международный1 м – 312 м – 293 м –  27Участие – 2511Выбор выпускниками дальнейшего образования или будущей профессии по направлению дополнительной образовательной программы, профессиональной ориентации:обучаются по профилю – 4 балла;не обучаются по профилю, но продолжают деятельность по направлению- 2 балл. Справка с места учебы42Научно-методическая деятельность12Распространение педагогического опыта педагога  в профессиональном сообществе через проведение семинаров, конференций, организованных самим педагогом: на уровне учреждения – 2 баллана муниципальном уровне – 4 балла; на республиканском уровне – 6 баллов;на региональном  уровне – 8 баллов; на российском уровне – 10 баллов;на международном уровне – 12 балловСправка13Руководство методическим объединением, проблемной, творческой группой педагогов – 3 балл, наставничество – 1 баллСправка о работе3114Разработка авторских методических пособий, выпуск книгза каждый – 15 балловНаличие 1515Связь с общественностью15Работа педагога с социальными партнерами (за каждое сотрудничество -0,5 балла)Договора, фотоматериалы,справки0,516Участие педагога в составе экспертных (рабочих и т. ) групп. на муниципальном  уровне  – 2 балла, на республиканском – 3 балла, на региональном – 4 балла, на всероссийском –  5 баллов, на международном – 6 баллов рабочая группа – 3 баллаСправка, протокол заседания 0,511,522,53317Наличие жалоб, замечаний со стороны родителей, за каждое замечание – (-2 балла)Заявление-218Наличие публикаций в СМИ:Копии публикаций в газетах, журналах0,51234О деятельности  педагога другими авторами на уровне:Самим педагогом о своей деятельности на уровне:муниципалитета – 1 балл;республики – 2 балла;России – 3 балла;международном – 4 балла; своего учреждения – 1 балл;муниципалитета – 2 балла;республики – 3 балла;России – 4 балла;международном – 5 баллов;19Вовлечение родителей в совместную деятельность:от 20% до 50%  от одной группы – 1 баллот 50 %  и выше от одной группы – 2 баллаФотоматериалы, справка120Использование единой информационной среды образовательного учреждения, доступной родителям и детямналичие материалов – 1 баллНаличие на сайте материалов11,521Штраф за непосещение семинаров, собраний педсоветов на уровне:Учреждения – «-3» балла;Муниципалитета – «-4» баллаПротоколы семинаров, собраний- 3-4

Цитировать:Цёхла С. , Орлова Н. Методические подходы к оценке эффективности труда научно-педагогических работников при цифровых трансформациях образования // Экономика труда. – 2022. – Том 9. – № 2. – С. 299-320. – doi: 10. 18334/et. 114247.

Аннотация:Достижение результатов труда в высшей школе, прохождение процедуры мониторинга эффективности образовательной деятельности требует от научно-педагогических работников повышения эффективности их личного труда. Стратегия вузов в направлении повышения результатов деятельности преподавателей основана на разработке методики оценки эффективности труда работников, которая должна быть регламентирована и доведена до сведения сотрудников. Личные достижения в труде необходимо увязать со стратегическими направлениями развития образовательного учреждения и мотивировать людей на их выполнение. В статье рассмотрены отдельные методические походы к оценке эффективности труда научно-педагогических работников при цифровых трансформациях. Поднята дискуссия о современных тенденциях в формировании теоретических и методических основ повышения эффективности труда на основе мотивации и стимулирования. Проведен анализ динамики численности научно-педагогических работников, средней заработной платы, рабочего времени и удовлетворенности преподавателей оплатой труда. Сформулированы предложения о совершенствовании положений по оплате труда на основе уточнения видов цифровой работы, подлежащей оценке при балльно-рейтинговой системе заработка, процентном формировании фонда стимулирующих выплат, цифровой трансформации сбора и обработки данных для мониторинга результатов работы преподавателей, управления производительностью и эффективностью труда

Ключевые слова: балльно-рейтинговая система оценки, производительность труда, профессорско-педагогический состав, средняя заработная плата, цифровой профиль

Введение. Система
образования в последние годы мобильна по отношению к тем цифровым изменениям,
которые касаются организации учебного процесса, коммуникационного
взаимодействия со студентами и коллегами, электронной оцифровки
учебно-методической базы. Цифровые технологии затронули и научную работу. Они
связаны с разработкой программ, баз данных, электронных платформ,
проектирования цифровой архитектуры университетов, дистанционного проведения
научных мероприятий. Новшества науки и образовательного процесса сказались на
повышении трудоемкости выполнения работ, предусмотренных учебной нагрузкой
преподавателей. При этом изменения в системе науки и высшего образования
требуют от преподавателей получения результатов, которые бы способствовали
выполнению показателей деятельности вузов при прохождении итогового мониторинга
качества образования и эффективности деятельности образовательных учреждений. Для того чтобы повысить личную заинтересованность преподавателей в достижении
результатов, мотивировать их на выполнение цифровых работ, в образовательных
организациях следует разработать и применять систему оценки эффективности труда
научно-педагогических работников. Стимулирование работников осуществляется на
основе градации заработной платы на базовую часть, компенсационные и
стимулирующие выплаты. Расчет и оценка эффективности труда на основе показателей
и критериев эффективности, процедуры сбора, обработки и подтверждения
результатов труда, порядок и сроки выплаты заработной платы сотрудникам составляют
основу методики оценки эффективности труда научно-педагогических сотрудников
образовательного учреждения, которая должна быть регламентирована и утверждена
ученым советом вуза.

Цель исследования заключается в
совершенствовании методики оценки эффективности труда научно-педагогических
работников на основе перераспределения средств фонда стимулирования и
применения весовых коэффициентов балльной оценки рейтинга преподавателей при
подсчете заработной платы.

Материалы и методы исследования. Об
эффективности труда научно-педагогических работников в последние годы, особенно
в связи с пандемией и применением гибридной системы обучения, говорят много. В
то же время мало публикаций по данному вопросу. Это может быть связано с
несколькими причинами. Во-первых, финансовая сторона вопроса имеет особую
специфику, которая связана с различиями в установлении оплаты труда
квалификационным группам сотрудников вузов, поэтому возникает много нюансов в
расчетах. Во-вторых, необходимо принимать во внимание текущие изменения в
трудовых отношениях между работодателями и работниками, которые продиктованы
особенностями заключения эффективного контракта. В-третьих, в связи с
достижением национальных целей и пандемией необходимо отслеживать изменения в
тех видах работ, которые являются востребованными и инновационными в цифровом
пространстве, обеспечивают развитие цифровых компетенций и нужны для рынка
труда. Обсуждение данного вопроса требует знания и понимания ситуации и
практической адаптации методики оценки эффективности труда к деятельности
вузов.

Производительность и эффективность труда в
образовательных учреждениях – это особые категории экономики труда, которые
имеют определенные особенности и трактуются иначе при разработке и применении
методики оценки эффективности труда научно-педагогических работников. Производительность труда характеризует результаты учебной, методической,
научной и воспитательной работы, которые достигает работник за единицу времени. Можно оценить результаты труда каждого научно-педагогического работника, а
также сопоставить объем работы с заработной платой научно-педагогических
работников. Эффективность труда будет измеряться соотношением полученных
внебюджетных доходов на каждого сотрудника либо на 1 рубль затрат на оплату
труда.

Методика оценки эффективности труда
строится на системной основе. При этом используются методы предикативного
анализа, балльной оценки, весовых коэффициентов, интегральной оценки. Учитываются следующие принципы: объективность, определенность, соразмерность,
справедливость, измеряемость, достижимость, прозрачность.

Ухарова Александра Александровна,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска»

Критерии качества работы педагога дополнительного образования.

Проблемы качества образования заключаются в степени расхождения между реальным состоянием образовательного процесса и его стандартами и образовательными потребностями. Основными критериями качественного образования на уровне учреждения дополнительного образования являются: наличие некоторого набора общеобразовательных  программ, содержание которых обеспечивает подготовку детей в соответствии с их образовательными и жизненными потребностями; степень приближения практико-ориентированной части содержания образовательных программ к требованиями потенциальных заказчиков, на которых ориентируется образовательное учреждение; уровень освоения детьми выбранных ими образовательных программ; уровень удовлетворенности обучающимися результатами обучения.

В условиях складывающегося рынка образовательных услуг могут быть востребованы лишь образовательные услуги высокого качества. Оказать их может только профессионально компетентный педагог. Вопрос оценки достижения результатов образовательной деятельности – это вопрос о защите от некачественных образовательных услуг. Следовательно, для удовлетворения социального заказа в системе дополнительного образования необходима диагностика достижений учащихся.

Учреждения дополнительного образования несут ответственность за мониторинг своего собственного качества. Культура качества в образовании возникает тогда, когда решение проблем потребителя становится целью каждого сотрудника образовательного учреждения и при этом структура образовательного учреждения позволяет им это делать.

Ни для кого не секрет, что качество образования не появляется внезапно. Его необходимо проектировать. Проектирование можно назвать по сути инновационным процессом, т. в результате рождается модифицированная или абсолютно новая модель, программа.

Основная трудность в осуществлении диагностики результатов образовательной деятельности – отсутствие надежного инструмента их измерения. Многие разработки анализируют различные аспекты проблемы, а не проблему в целом, где в качестве объекта анализа должна быть поставлена целостная система оценивания совокупности достижений в процессе обучения.

В качестве стандарта для педагога дополнительного образования, согласно Типовому положению, выступает образовательная (типовая, модифицированная, авторская) программа, утвержденная педагогическим советом ЦДОД, которая содержит в себе критериальное описание минимального уровня знаний, умений и навыков по определенному предмету.

Наиболее оптимальным представляется подход, учитывающий в комплексе достижения обучающихся в учебной, личностной и социальной сферах.

Говоря о достижениях учащихся, как о текущих, так и об итоговых, в сфере дополнительного образования можно выделить, как минимум, три группы параметров, по которым эти достижения необходимо отслеживать: учебные, личностные, социально-педагогические. Каждый из параметров может стать приоритетным в том или ином детском коллективе, в зависимости от его специфики.

Рассмотрим основные параметры учебных достижений обучающихся в сфере дополнительного образования:

Уровень освоения детьми содержания преподаваемого предмета.

Критериями данного параметра выступают глубина и широта знаний, разнообразие умений и навыков, грамотность (соответствие существующим нормативам, правилам, технологиям) практических действий.

Отследить уровень усвоения детьми содержания образовательной программы можно по следующим показателям: усвоение; умение выполнить работу по образцу; умение анализировать; участие детей в обучении; количество учащихся, в полной степени освоивших программу; качество детских творческих “продуктов”; стабильность практических достижений обучающихся.

Устойчивость интереса детей к преподаваемому предмету, предлагаемой деятельности и коллективу.

Критериями данного параметра являются характер мотивов прихода в коллектив, продолжительность пребывания в коллективе, участия детей в образовательном процессе и характер мотивов ухода ребенка из коллектива. Показателями устойчивости интереса детей к предмету, деятельности, коллективу являются: текущая и перспективная сохранность контингента; наполняемость коллектива и количество групп на начало года; положительные мотивы посещения занятий; осознание детьми социальной значимости и нужности предмета (деятельности и коллектива) для себя; оценка ребенком роли предмета в его планах на будущее; широкое применение учащимися знаний на практике; наличие преемников и детей, выбравших свое дело или профессию, связанную с предметом.

Направленность динамики личностных изменений. Этот параметр определяется характером изменения личностных качеств; направленностью позиции ребенка в жизни и деятельности, характером жизненных ценностей; адекватностью мировосприятия, миропонимания и мировоззрения возрасту.

Нравственное развитие учащихся (ориентация детей на нравственные ценности). Уровень воспитательных воздействий проявляется в характере отношений между педагогом и детьми, между членами детского коллектива, в том или ином состоянии микроклимата в группе; в характере ориентаций и мотивов каждого ребенка и коллектива в целом, в культуре поведения учащихся.

Приобщенность учащихся к культурным ценностям (мировым, российским, региональным). Следующие два параметра характеризуют как личностные достижения учащихся, так и учебные (скорее их можно назвать учебно-личностными достижениями).

Уровень творческой активности детей. При анализе степени проявления творческих способностей детей в учебной и внеучебной деятельности в первую очередь необходимо обратить внимание на то, как деятельность педагога создает условия для развития творческих способностей каждого ребенка, ориентирована ли эта деятельность на изобретательский уровень. Показатели степени творческой активности детей: наличие системы поисковой, изобретательской, творческой деятельности детей; настроение и позиция детей в творческой деятельности (желание – нежелание, удовлетворенность – неудовлетворенность); эмоциональный комфорт (или дискомфорт) при работе над нестандартным заданием; боязнь ошибки при выражении собственного мнения, точки зрения; наличие детей, занимающихся сверх программы или сверх временных границ курса обучения; наличие творческих изделий, выполненных детьми вне занятий; активность детей в учебном процессе и других видах деятельности; приоритет в образовательном процессе репродуктивной или творческой деятельности учащихся.

Надо отметить, что уровень творческой активности нельзя в полной мере отождествлять с качеством творческих достижений учащихся, т. в данном случае прежде всего речь идет о выявлении позиции, отношения, желания ребенка участвовать в разных видах деятельности и о степени влияния педагога на эту позицию.

Уровень практической реализации творческих достижений учащихся.

Критерии этого параметра – степень стабильности творческих достижений во временном и качественном отношениях; динамика развития каждого ребенка и коллектива в целом; разнообразие творческих достижений: по масштабности, степени сложности, по содержанию курса обучения и видам деятельности, по количеству детей, имеющих творческие достижения; удовлетво-ренность учащихся собственными достижениями, объективность самооценки.

Диагностика личностных достижений учащихся – наиболее трудный аспект педагогической деятельности.

Критериями данного параметра являются создание условий для формирования адекватной “Я-концепции”; социализация, адаптация и реабилитация ребенка; педагогическая коррекция; жизненное и профессиональное определение ребенка, забота о здоровье детей и охрана прав детства.

Показатели реализации педагогом социальных функций: адекватность поведения, выбора детьми позиций в отношениях и решений в различных ситуациях; организация оздоровительной деятельности, снижение заболеваемости, отсутствие негативных изменений в состоянии здоровья, формирование здорового образа жизни; взаимодействие с семьей; действия педагога, направленные на профессиональное определение учащихся; адаптация выпускников к рыночным условиям; аналитические материалы педагога, фиксирующие и отслеживающие судьбы выпускников; действия педагога по охране прав ребенка и социальной защите: участие в разрешении затруднительных для детей ситуаций; поиск специалистов, способных оказать помощь учащимся; материальная поддержка детей: организация производственной деятельности, присуждение стипендий и пр. ; выдача сертификатов и др. документов об образовании как объективная оценка и социальная поддержка выпускника.

В оценке качества деятельности и результатов деятельности можно выделить следующие позиции оценивания:

1) по ребёнку – показатели личности ученика, а также сумма показателей его обученности по конкретной программе и воспитанности; изменение его направленности, мотивов, ценностных ориентаций, жизненной позиции; успешность его социализации, освоение социальных ролей, профессиональная сориентированность);

2) по педагогу – профессионализм коллектива в целом и каждого конкретного педагога (рост его профессионализма, педагогического мастерства, изменение позиции в воспитательном процессе и организации деятельности учреждения); творческий, научно-исследовательский, методический потенциал, общечеловеческая культура, такт, сдержанность, внимательность, заботливость).

3) по родителям – изменение отношений в семье, рост активности родителей в организации процесса обучения в ЦДОД, становлении коллектива);

Проведение самооценки дает возможность педагогическому работнику адекватно оценить собственные притязания в отношении профессиональной аттестации, увидеть достоинства и недостатки в своей профессиональной деятельности, определить задачи своего профессионального развития.

Критерии и показатели, характеризующие качество  результатов профессиональной  деятельности педагога дополнительного образования

Качество предоставления образовательных услуг

1 Доля обучающихся, занимающихся по адаптированной программе

2 Доля обучающихся, занимающихся по авторской  программе

Степень сформированности психолого-педагогической компетентности

1 Наличие положительных внешних оценок деятельности педагога

2Создание благоприятного психологического климата в детском коллективе

3 Наличие системы показателей эффективности образовательного процесса  и результатов   диагностики   по данным  показателям

4 Динамика показателей эффективности образовательного процесса

Подтверждающие документы: Отзывы и результаты анкетирования учащихся, родителей; данные, полученные на основе различных методик психолого-педагогической диагностики(анкетирование)

Результативность деятельности педагога

1 Вариативность использования различных видов деятельности обучающихся (походы, экскурсии, акции и

2 Количество призовых мест и лауреатов конкурсных мероприятий (конкурсы, гранты, фестивали, конференции, марафоны, смотры, отчетные концерты, праздники, утренники, выставки, ярмарки, соревнования и т

3 Доля обучающихся (от охваченных подготовкой по данному направлению у данного педагога), получивших призовые места на мероприятиях муниципального и регионального уровней

4 Признание высокого профессионализма педагога администрацией учреждения

Роль педагога в профессиональном самоопределении воспитанников

Подтверждающие документы: отчёт об использовании  различных видов деятельности в образовательном процессе; копии дипломов, грамот, сертификатов победителей конкурсов, смотров, конференций и т. ; справка – подтверждение факта подготовки данным педагогом конкретного победителя; справка о количестве обучающихся, получивших призовые места на мероприятиях различного уровня; анкеты, отзывы, благодарственные письма администрации о деятельности педагога дополнительного образования.

Профессиональное развитие педагога

1Освоение программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки

2 Обобщение и распространение собственного педагогического опыта через  открытые занятия, мастер-классы, выступления на семинарах, круглых столах

3 Наличие опубликованных  авторских  методических и дидактических разработок, рекомендаций, учебных пособий

4 Участие в профессиональных конкурсах «Сердце отдаю детям», «Лидер в  образовании», «Фестиваль достижений молодых специалистов» и т.

5 Участие педагога в опытно-экспериментальной деятельности, апробация новых технологий, методик

Подтверждающие документы: информация об обобщенном педагогическом опыте; список опубликованных материалов, подкрепленный выходными данными; копии дипломов и грамот профессиональных конкурсов; публикации о деятельности педагога дополнительного образования в средствах массовой информации, копии сертификатов авторской деятельности, распорядительные документы, свидетельствующие об участие педагога в опытно-экспериментальной деятельности, краткое описание используемой технологии.

  • Астраханцева С.В. Управление качеством обучения и воспитания в учреждении дополнительного образования // Дополнительное образование. – 2006. – №9. – С.12-15.
  • Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Портфолио в системе педагогической диагностики// Педагогическая диагностика– 2005. – № 3.
  • Журкина А.Я. Мониторинг качества образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования детей. – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005. – 72с.
  • Кодолов С.М. Система контроля и оценки результатов деятельности участников образовательного процесса // Дополнительное образование. – 2005. – №8. – С.17-24.
  • Круглова Л.Ю. О деятельности педагога в условиях модернизации дополнительного образования// Дополнительное образование. – 2006. – №9. – С.8-11.

«Достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией»

Максимальное количество баллов – 24

«Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности (если деятельность педагогических работников связана с направлениями педагогической работы, по которым такие мероприятия проводятся)»

Показатель «Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности»Максимальное количество баллов – 52. Организация  работы с обучающимися, имеющими способности к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности:  Портфолио:Информационно-аналитический отчет, стр. 5, 6Приложения:4диагностический и инструментарий, другие формы выявления способных обучающихся; индивидуальный «маршрут» обучения способных обучающихся, портфолио, карты творческого  роста обучающихсясоздаёт условия для развития и реализации индивидуальных способностей обучающихся в процессе их обучения и воспитания2разрабатывает и реализует индивидуальные «маршруты» обученияразрабатывает механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся, в т. портфолио22

«Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активное участие в работе методических объединений педагогических работников организации»

«Личностные и профессиональные качества педагогического работника»

«Профессиональная компетентность педагогического работника в области информационной основы деятельности, постановке и достижении педагогических задач при реализации образовательной программы на уроке (учебном занятии, воспитательном, методическом и других мероприятиях)»

Показатель «Знания педагогического работника в области государственной образовательной политики, педагогики, психологии, методики преподавания и содержания предмета (направления деятельности)»Максимальное количество баллов  – 405. Результаты квалификационного экзамена  показатель не раскрытне менее 60 % от максимально возможной суммы баллов не менее 80 % от максимально возможной суммы баллов5. Показатель «Постановка педагогических задач при реализации образовательной программы на уроке/учебном занятии (на примере конспекта урока/учебного занятия)»Максимальное количество баллов – 5(суммирование)0 баллов – показатель не раскрыт0,5 баллов – информация частично соответствует показателю1 балл – информация в полной мере соответствует показателю5. Педагог при подготовке к учебному занятию: ставит цели, направленные на ожидаемый и диагностируемый результат обучения  представляет задачи учебного занятия как систему действий педагога по достижению цели  планирует постановку обучающимися цели обученияставит задачи, структурирующие и организующие деятельность обучающихся на каждом из этапов учебного занятия: вводном, основном, обобщающем и заключительном планирует использование методических приемов, заданий, направленных на мотивирование обучающихся  5. Показатель ««Компетентность педагогического работника при реализации образовательной программы на  уроке/учебном занятии» 5. Компетентность педагога в области постановки цели и задач занятия: ставит цели, соответствующие возможностям, способностям, потребностям обучающихся данного возрастаставит цели, реальные для выполнения в течение одного занятия  ставит цели, направленные на диагностируемый результат обучения  представляет задачи занятия как систему действий педагога  по достижению цели  учитывает принцип операциональности при формулировании задач 5. Компетентность педагога в области мотивирования обучающихся: организует постановку обучающимися цели учения

«Высокие сертифицированные достижения педагогического работника»

Показатель «Поощрения за активное участие в развитии и совершенствовании системы образования Российской Федерации и/или Сахалинской области» 6. 1Награждение в межаттестационный период государственными наградами по профилю работыПортфолио:Стр. 12Приложение 126. Почетная грамота министерства образования Сахалинской области) по профилю работ50

Численность профессорско-преподавательского
состава по округам Российской Федерации, человек

Субъект Российской
Федерации

2015

2017

2018

2019

2020

Темп
роста, снижения 2020/2019

Темп
роста, снижения 2019/2018

Российская
Федерация

279758

245078

236057

229334

223088

97,28

97,15

Центральный
федеральный округ

88084

79173

77523

76668

75141

98,01

98,90

Северо-Западный
федеральный округ

33229

29490

28385

27491

26863

97,71

96,85

Южный
федеральный округ

27111

23745

22661

21799

21029

96,47

96,19

Северо-Кавказский
федеральный округ

14436

11501

11119

10664

10210

95,74

95,90

Приволжский федеральный
округ

51447

44854

42714

41336

40369

97,66

96,77

Уральский
федеральный округ

19049

16270

15364

14901

14535

97,54

96,99

Сибирский
федеральный округ

32587

28567

27175

25958

25042

96,47

95,52

Дальневосточный
федеральный округ

13815

11478

11116

10517

9899

94,12

94,61

Данные анализа демонстрируют снижение
численности профессорско-преподавательского (ППС) состава в вузах страны, что
придает остроту проблеме дефицита кадров в системе высшего образования. В целом
по России темп снижения численности ППС в 2019 г. по сравнению с 2018 г. составил 97,15%, в пандемийный период в 2020 г. по сравнению с 2019 г. – 97,28%. Относительно благополучная картина по сохранению кадрового потенциала
наблюдается в Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Уральском федеральных
округах. Наибольшие темпы снижения численности преподавателей по сравнению со
среднероссийскими показателями отмечаются в Южном, Северо-Кавказском, Сибирском
и Дальневосточном федеральных округах – около 4%. По отношению к 2015 г. процент сокращения численности ППС по России в целом составил примерно 20%
(223088:279758×100% = 79,74%).

В Центральном федеральном округе темпы
снижения количества преподавателей составляют в среднем 1–2%. При этом по
отношению к 2015 г. число преподавателей уменьшилось на 15% (75141:88084×100%
= 85,31%). Наибольшее количество вузов сосредоточено в г. Москве (табл.

Численность профессорско-преподавательского
состава по Центральному федеральному округу Российской Федерации, человек

Субъект
РФ

2015

2017

2018

2019

2020

Темп
роста, снижения 2020/2019

Темп
роста, снижения 2019/2018

Российская
Федерация

279758

245078

236057

229334

223088

97,28

97,15

Центральный
федеральный округ

88084

79173

77523

76668

75141

98,01

98,90

Белгородская
область

2691

2376

2318

2313

2275

98,36

99,78

Брянская
область

1438

1108

1040

1003

990

98,70

96,44

Владимирская
область

1584

1252

1218

1188

1153

97,05

97,54

Воронежская
область

5425

4984

4802

4705

4594

97,64

97,98

Ивановская
область

2054

1759

1690

1601

1543

96,38

94,73

Калужская
область

1274

983

902

844

834

98,82

93,57

Костромская
область

918

633

629

566

548

96,82

89,98

Курская
область

2416

1908

1800

1755

1717

97,83

97,50

Липецкая
область

1425

1149

1010

948

935

98,63

93,86

Московская
область

4917

3601

3853

3862

3806

98,55

100,23

Орловская
область

1911

1668

1517

1405

1308

93,10

92,62

Рязанская
область

1960

1816

1701

1722

1667

96,80

101,23

Смоленская
область

1653

1406

1347

1305

1270

97,32

96,88

Тамбовская
область

1567

1281

1247

1229

1350

109,85

98,56

Тверская
область

1854

1596

1559

1532

1475

96,28

98,27

Тульская
область

1813

1490

1442

1358

1267

93,30

94,17

Ярославская
область

2123

1814

1799

1804

1785

98,95

100,28

г. Москва

51061

48349

47649

47528

46624

98,10

99,75

За последние три года существенно
сокращается численность ППС в Ивановской, Костромской, Орловской, Рязанской,
Смоленской, Тверской, Тульской областях при достаточно стабильной картине сохранения
штата преподавателей по России и Центральному федеральному округу. Темп
снижения числа ППС в этих регионах составил от 3 до 7%. В Тамбовской области
даже удалось сохранить и увеличить количество преподавателей в пандемийный
период по сравнению с предыдущими годами.

Одним из показателей эффективности труда
при его оценке является доля преподавателей, имеющих ученую степень. От
дефицита компетентного персонала зависит качество и уровень организации
учебного процесса, в т. по программам аспирантуры, магистратуры и
дополнительного профессионального образования. Мониторинг данных позволяет
оценить динамику ППС, имеющих степень доктора и кандидата наук (рис.

Цёхла С.Ю., Орлова Н.Н. (2022) Методические подходы к оценке эффективности труда научно-педагогических работников при цифровых трансформациях образования

Рисунок 1. Численность профессорско-преподавательского
состава по Российской Федерации по категориям сотрудников, имеющих ученые
степени, человек

По данным рисунка 1, при
сокращении численности ППС за последние годы ленточная диаграмма воспроизводит
тот же тренд и среди преподавателей вузов, имеющих степень кандидата наук. Динамический ряд по докторам наук остается практически неизменным. По состоянию
на 2020 г. численность кандидатов наук в 3,7 раза превышает число докторов
наук (129628:35039 = 3,7 раз). Примерно такое же соотношение прослеживается во
все годы исследуемого периода.

Результаты и эффективность научных
достижений зависят от численности научных сотрудников научных центров и
институтов страны. Анализ ретроспективы цифр и построенная столбиковая
диаграмма показывают, что снижается численность персонала, который занят
научными исследованиями и разработками (рис. Если пять лет
назад в сфере науки было занято 370 379 человек, то по итогам 2020 г. это число составило 346 497 человек. Темп снижения составил 93,55% (346 497:
370 379×100%=93,55%)

Цёхла С.Ю., Орлова Н.Н. (2022) Методические подходы к оценке эффективности труда научно-педагогических работников при цифровых трансформациях образования

Рисунок 2. Численность
персонала, занятого научными исследованиями и разработками по Российской
Федерации, человек

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *