DDOS-GUARD

Цель программы

Среди творческих занятий моделирование и конструирование занимает достойное место. Процесс превращения плоского бумажного листа в объемную фигуру не оставляет равнодушными ни детей, ни взрослых. При моделировании проявляются творческое мышление и воображение, развивается фантазия, моторика рук. Дети при занятиях конструированием приобретают навыки технической деятельности, постигают азы работы с чертежами, машиностроения, учатся размышлять, фантазировать, представлять в уме форму и устройство поделки. Занятия моделированием развивают внимательность, усидчивость, математические способности, интерес к технике и конструкторско-технологической деятельности. Педагог на занятиях учит следовать инструкциям, понимать схемы изделий, бережному отношению к материалам, умению работать в команде, участвовать в коллективном поиске решений.

Цель курса дистанционной профессиональной переподготовки – познакомить слушателей с различными способами работы с бумагой, методиками конструирования картонных и бумажных изделий, приемам создания композиций из бумаги.

Основные задачи программы

Изучение нормативно-правового обоснования дополнительного образования.

Изучение общих дисциплин по профессии педагога:

·           изучение педагогики и психологии процесса образования;

·           изучение методик обучения по программам дополнительного образования, техник проектирования программ в дополнительном образовании;

·           освоение современных технологий учебы в организации дополнительного образования;

·           изучение норм ФГОС;

·           знакомство с учетом возрастных особенностей учеников в дополнительном образовании;

·           знакомство с методически сопровождением учебного процесса в дополнительном образовании;

·           обучение построению планов и организации обучения в дополнительном образовании.

Освоение специальных дисциплин:

·         изучение техник моделирования из бумаги;

·         изучение различных проектов конструирования;

·         освоение оригами и киригами;

·         обучение изготовлению поделок из бумаги и картона;

·         освоение создания бумажных скульптур;

·         изучение методик обучения и приемов конструирования изделий из бумаги.

Методы обучения

Программа профессиональной переподготовки разработана так, чтобы обучение чтобы процесс обучения был максимально легким и без потери качества, а слушатели проходили обучение до конца, не бросая его из-за огромного объема информации и сложных заданий, а также могли совмещать обучение с работой или параллельным образованием.

Курс сжатый, но качественный. В лекциях и вебинарах педагогами собрана самая важная информация, соответствующая требованиям профессиональных стандартов и ФГОС.

Выполнять практические задания, сдавать тесты и зачеты можно в удобное время в пределах учебного графика.

Для сдачи итогового междисциплинарного экзамена дается 3 попытки. Тесты по промежуточным модулям и дисциплинам можно сдавать неограниченное количество раз.

Слушатели получают доступ к системе дистанционного обучения (СДО). За время прохождения курса они знакомятся с учебными материалами, выполняют задания, загруженные в СДО. Проходят промежуточные тестирования и итоговую аттестацию, имеют доступ к библиотеке вебинаров, после просмотра которых можно получить сертификат в электронном виде. Для скачивания доступны методички, лекции, дополнительная учебная литература.

Практическая подготовка слушателей основана на проработке типичных рабочих моментов. Мы даем творческие задания, учим составлять планы занятий, которые пригодятся в работе.

Ответом на эти вызовы для коллектива Института дополнительного образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» стало использование технологий педагогического дизайна при проектировании  дополнительных образовательных программ. Проводимые в течение двух лет коллективом Института исследования обозначили четыре ключевые группы слушателей программ дополнительного образования. Так, помимо традиционных для Института потребителей программ в лице педагогов и студентов, ими стали школьники, прежде всего учащиеся старших классов, и родители. Для каждой категории были проанализированы ключевые запросы и выделены приоритетные направления, которые в большей степени касались не изменения содержания программ, а их трансформации в современные форматы, в том числе и в форматы современных электронных курсов.

Использование технологий педагогического дизайна, позволили при проектировании программы выстроить следующую логику:

  • составление «Карты слушателя» как детализированного образа целевой аудитории программы;
  • анализ запроса и сопоставление его с возможностями целевой аудитории;
  • работа «проектного офиса» по созданию прототипа программы;
  • тестирование программы на фокус-группе;
  • внесение корректировок и, наконец, реализация программы для целевой аудитории.

Использование технологий педагогического дизайна, с одной стороны усложнило процесс разработки образовательной программы, прежде всего за счет временной составляющей, но с другой стороны позволило сделать программы более ориентированными на потребности и возможности целевой аудитории. Существует ряд классификаций проектных офисов в зависимости от уровня зрелости проектного менеджмента:

  • «хранилище информации» — накапливает опыт и формирует базу знаний по проектам; служит для сбора информа.ции о проведенных проектах, в основном являясь подобием архива проектов;
  • «скорая помощь» служит сервисным центром ответов на вопросы, возникающих у менеджеров проектов и других участников проектной деятельности организации;
  • «наставник» предназначен для распростра.нения предыдущего опыта реализации проектов организа.ции на другие проекты;
  • «управляющий» проектный опыт является более прогрессивным, поскольку позволяет осуществлять все ба.зовые функции управления проектами: определение содержания проектов; планирование и распределение ресурсов; контроль за исполнением проектов и исполнением бюджетов проектов; оценка допущений и рисков;

Модель проектного офиса идеально подходит для организации мультипроектного управления, при котором необходима консолидация всех ведущихся проектов и используемых ресурсов. В нашем случае разработка образовательных программ в режиме проектного офиса опирается на четыре методологических подхода:

  • партнерство – как привлечение к разработке и реализации программ ведущих экспертов данной сферы и авторов лучших профессиональных практик по тематике программ дополнительного образования;
  • индивидуализация – как внутренняя логика построения программы, позволяющая слушателям выбирать модули и уровни участия и выстраивать индивидуальную образовательную траекторию;
  • модульность – как вариативность содержания программ и возможность моделировать блоки разных программ в формате playbook;

В качестве примеров использования технологий педагогического дизайна в разработке и реализации программ дополнительного образования  Института можно привести три программы. Первая программа «Эдьютеймент как педагогическая технология»

  • образовательного – работа со спикерами по игрофикации и геймификации;
  • проектного – работа в смешанных командах по созданию авторских образовательных продуктов совместно с наставником;
  • внедренческого – тестирование и апробация созданных образовательных продуктов в реальной педагогической практике.
  • Богданова Е.В. Алтыникова Н.В. Деятельность окружного координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров в сибирском федеральном округе: стратегии партнерства // Вестник педагогических инноваций. 2018. № 4 (52). С. 134–143.
  • Богданова Е.В. Моделирование деятельности клубных форм дополнительного образования молодежи // Современное педагогическое образование. 2019. № 1. С. 49–55.
  • Богданова Е. В., Дмитриев В.Е., Ильин А.С.,  Кудашов Г. Н. EDUTAIMENT как педагогическая технология:  учебно-методическое пособие для  студентов  направлений подготовки. Новосибирск: Изд-во ООО «Немо Пресс», 2019. 120 с.
  • Массовые открытые онлайн-курсы НГПУ. URL: mooc.nspu.ru (Дата обращения: 30.08.2021).

Современные педагогические технологии в учреждениях дополнительного образования

Само это слово – «технология» происходит от греческих techno – это значит искусство, мастерство, умение и logos – наука, закон. Дословно «технология» – наука о мастерстве. Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их. Среди педагогических технологий по сфере применения в образовательной области можно выделить следующие:
– универсальные – пригодные для преподавания почти любого предмета;

– ограниченные – пригодные для преподавания нескольких предметов;
– специфические – пригодные для преподавания одного – двух предметов. Отсутствие в учреждениях дополнительного образования детей жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников добровольных объединений детей и взрослых, комфортность условий для творческого и индивидуального развития детей, адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни создают благоприятные условия для внедрения современных педагогических технологий в практику их деятельности. В настоящее время в практике работы учреждений дополнительного образования детей используется ряд образовательных технологий.

Технология личностно-ориентированного развивающего обучения. Технология личностно-ориентированного развивающего обучения предполагает максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Принципиальным является то, что учреждение дополнительного образования не заставляет ребенка учиться, а создает условия для грамотного выбора каждым содержания изучаемого предмета и темпов его освоения. Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка. Подготовка учебного материала предусматривает учет индивидуальных особенностей и возможностей детей, а образовательный процесс направлен на «зону ближайшего развития» ученика.

Технология индивидуализации обучения. Технология индивидуализации обучения (адаптивная) – такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными (Инге Унт, В. Шадриков). Индивидуализация обучения – принципиальная характеристика дополнительного образования детей. Его главная цель – персонифицировать образовательную деятельность, придать ей личностный смысл. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет ученику работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении.

Групповые технологии. Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию. Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности. Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. По мнению создателей технологии, основные принципы предложенной системы – самостоятельность и коллективизм (все учат каждого и каждый учит всех). Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.

Технология адаптивной системы обучения. Границкой предложена Технология адаптивной системы обучения, центральное место в которой занимает работа в парах сменного состава, которая рассматривается как одна из форм организации устно-самостоятельной работы на занятии. Обучающая функция педагога сводится до минимума (до 10 минут), таким образом, время на самостоятельную работу детей максимально увеличивается. Работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативность.

Педагогика сотрудничества («проникающая технология»). В дополнительном образовании широко используется Педагогика сотрудничества (С. Шацкий, В. Сухомлинский, Л. Занков, И. Иванов, Е. Ильин, Г К Селевко и др. ), которая предполагает совместную развивающую деятельность взрослых и детей, скрепленную взаимопониманием, совместным анализом ее хода и результата. Два субъекта учебной деятельности (педагог и ребенок) действуют вместе, являются равноправными партнерами. Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развиваются современные образовательные учреждения:
– превращение педагогики знания в педагогику развития личности;
– в центре всей образовательной системы – личность ребенка;
– гуманистическая ориентация образования;
– развитие творческих способностей и индивидуальности ребенка;
– сочетание индивидуального и коллективного подхода к образованию. Новая трактовка индивидуализации обучения в педагогике сотрудничества заключается в том, чтобы в системе образования идти не от учебного предмета, а от ребенка к учебному предмету, учитывать и развивать его потенциальные возможности; учитывать способности детей и конструировать индивидуальные программы их развития.

Технология коллективной творческой деятельности. Наиболее плодотворно в системе дополнительного образования применяется технология коллективной творческой деятельности (И. Волков, И. Иванов), в которой достижение творческого уровня является приоритетной целью. Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Задачи технологии:
– выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т. );
– воспитание общественно-активной творческой личности, которое и способствует организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.

Технология «ТРИЗ». Как педагогику творчества рассматривают технологию «ТРИЗ» – Теорию Решения Изобретательских Задач (Альтшуллер Г. Цель технологии – формирование мышления обучающихся, подготовка их к решению нестандартных задач в различных областях деятельности, обучение творческой деятельности. Принципы технологии ТРИЗ:
– снятие психологического барьера перед неизвестными проблемами;
– гуманистический характер обучения;
– формирование нестандартного образа мышления;
– практико-ориентированное внедрение идей. Технология ТРИЗ создавалась как стратегия мышления, позволяющая делать открытия каждому хорошо подготовленному специалисту. Автор технологии исходит из того, что творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все). Процесс изобретательской деятельности представляет собой основное содержание обучения.

Технология исследовательского (проблемного) обучения. Технология исследовательского (проблемного) обучения, при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров. Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде. Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению. Трудность управления проблемным обучением состоит в том, что возникновение проблемной ситуации – индивидуально, поэтому от педагога требуется использовать подход, способный вызвать активную познавательную деятельность ребенка.

Коммуникативная технология обучения. Характерной чертой большинства педагогических технологий является учебная дискуссия, вовлечение детей в которую связано с формированием коммуникативной культуры. С этой целью в дополнительном образовании применяется специальная коммуникативная технология обучения, то есть обучение на основе общения. Отношения между участниками образовательного процесса – педагогом и ребёнком – основаны на сотрудничестве и равноправии. Главное в технологии – речевая направленность обучения через общение. Особенностью этого подхода является то, что ученик предстает на какое-то время автором точки зрения по обсуждаемому вопросу. Примерами реализации такого подхода в системе дополнительного образования детей могут быть занятия, в содержание которых заложено противоречие, неоднозначность взгляда, неоднозначность решения. Но педагог заранее должен спроектировать способы вовлечения учащихся в общий разговор, продумать контраргументы для тезиса и антитезиса, знать желаемый результат обсуждения. Очевидно, что усвоение способов учебных действий происходит не в процессе слушания педагога, а в процессе собственной свободной активной деятельности.

Технология программированного обучения. Технология программированного обучения – предусматривает усвоение учебного материала, построив его как последовательную программу подачи и контроля порций информации. Технология программированного обучения предполагает усвоение программированного учебного материала с помощью обучающих устройств (ПК, электронные учебники и др. Главная особенность технологии заключается в том, что весь материал подается в строго алгоритмичном порядке сравнительно небольшими порциями. Как разновидность программированного обучения возникли блочное и модульное обучение. Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы и состоит из последовательно выполняемых блоков, гарантирующих усвоение определенной темы:
– информационный блок;
– тестово-информационный блок (проверка усвоенного);
– коррекционно-информационный блок;
– проблемный блок (решение задач на основе полученных знаний);
– блок проверки и коррекции. Все темы повторяют вышеприведенную последовательность. Модульное обучение (П. Цявиене, Трамп, М. Чошанов) – индивидуализированное самообучение, при котором используется учебная программа, составленная из модулей. Модуль представляет собой содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном, углубленном. Обучающийся выбирает для себя любой уровень. Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Еще одним вариантом программированного обучения является технология полного усвоения знаний. Технология полного усвоения задает единый для всех обучающихся уровень овладения знаниями, но делает переменными для каждого время, методы и формы обучения. В работе по этой системе главной особенностью является определение эталона полного усвоения для всего курса, который должен быть достигнут всеми учениками. Поэтому педагог составляет перечень конкретных результатов обучения, которые он хочет получить.

Информационно-коммуникационные технологии. Новые информационные технологии (по Г. Селевко) – это технологии, использующие специальные технические информационные средства (ПК, аудио, кино, видео). Новые информационные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерная технология может осуществляться в следующих вариантах:
– как проникающая технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам или разделам);
– как основная ( наиболее значимая из используемых в данной технологии частей);
– как монотехнология (когда все обучение опирается на применение компьютера). Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

Технология проектного обучения. Технология проектного обучения – технология, при которой не даются готовые знания, а используется технология защиты индивидуальных проектов. Проектное обучение является непрямым, и здесь ценен не только результат, но в большей мере сам процесс. Проект – буквально это «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Эффективность применения проектной деятельности в дополнительном образовании заключается в том, что:
– происходит развитие творческого мышления;
– качественно меняется роль педагога: устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность;
– вводятся элементы исследовательской деятельности;

– формируются личностные качества обучающихся, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально;
– происходит включение обучающихся в «добывание знаний» и их логическое применение. Педагог превращается в куратора или консультанта.

Игровые технологии. Игровые технологии (Пидкасистый П. , Эльконин Д. ) обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Цели образования игровых технологий обширны:
-дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;
-воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;
-развивающие: развитие качеств и структур личности;
-социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды. Игровые технологии могут применяться педагогами в работе с учащимися различного возраста, от самых маленьких до старшеклассников и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни.

Интерактивные технологии. Интерактивные технологии обучения – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и обучающегося, а также обучающихся друг с другом. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность высказываться по поводу того, что они знают и думают. Интерактивная деятельность на занятиях предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В условиях интерактивного занятия происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Это помогает формировать участнику взаимодействия собственное мнение, отношение, отрабатывать навыки поведения в той или иной ситуации, создавать систему своих ценностей. Более того, поскольку знания не даются в готовом виде, активно стимулируется их самостоятельный поиск всеми участниками запланированного общения.

Здоровьесберегающие технологии. Понятие «здоровьесберегающие технологии» появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. В дополнительном образовании используются три основных вида здоровьесберегающих технологий:
– санитарно-гигиенические;
– психолого-педагогические;
– физкультурно-оздоровительные. Критерии санитарно-гигиенические – это не только личная гигиена, но и обстановка и гигиенические условия в кабинете, в спортивном или танцевальном зале. К психолого-педагогическим критериям, прежде всего, относится психологический климат на занятии. Эмоциональный комфорт, доброжелательная обстановка повышают работоспособность, помогают раскрыть способности каждого ребенка, и это приводит в конечном итоге к хорошим результатам. Физкультурно-оздоровительные критерии – организация занятия с учетом моментов оздоровления, от которых во многом зависят функциональное состояние обучающихся в процессе деятельности, возможность длительно поддерживать умственную и физическую работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

В заключение хочется ещё раз отметить, что все педагогические технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы:
– разбудить активность детей;
– вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;
– подвести эту деятельность к процессу творчества;
– опираться на самостоятельность, активность и общение детей.

Рекомендуем посмотреть

Игровые технологии на уроке географии

Работа с одаренными детьми в дополнительном образовании. Из опыта работы

Эффективные формы работы педагога дополнительного образования с родителями

Сотрудничество с родителями в системе дополнительного образования

Технология развития критического мышления на уроке литературы

Ушаков А. 11 ФГБОУ ВО “Кубанский государственный университет”В статье рассматривается проблема научно-технологического обеспечения процесса личностно-профессионального саморазвития педагога в современной цифровой интегративной макросреде. В результате исследования разработана процессуальная модель проектирования и реализации индивидуальной профессионально развивающей траектории саморазвития педагога в условиях интегративной образовательной среды. Данная модель имеет системный характер и включает взаимосвязанные друг с другом мотивационно-смысловой, проектировочно-прогностический, самоорганизационно-деятельностный, рефлексивно-исследовательский и корректировочно-аналитический этапы проектирования и реализации индивидуальной профессионально развивающей траектории саморазвития педагога с конкретизацией их научно-технологического обеспечения. Процесс личностно-профессионального саморазвития педагога в интегративной образовательной среде обеспечивается следующим комплексом психолого-педагогических условий: создание профессионально развивающей среды на основе интеграции ее ресурсов в личностно значимые смыслы педагога; осуществление саморазвития на основе самоорганизации как способности управлять собственным поведением и эмоционально-волевой сферой; использование комплекса технологий и методик в проектировании и реализации индивидуальной профессионально развивающей траектории саморазвития; осуществление саморазвития в соответствии с поэтапным характером данного процесса; оказание социально-педагогической поддержки педагогу и тьюторское сопровождение его саморазвития как личности и профессионала. Разработанная модель воспроизводима и может быть использована педагогами системы общего, профессионального и дополнительного образования с учетом специфики и конкретных условий образовательных организаций. индивидуальная профессионально-развивающая траекторияинтегративная образовательная среда2. Бектурова З. Индивидуальная траектория профессионального развития педагога в условиях повышения квалификации // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 5-3. 360-361. Файн М. Индивидуальная образовательная траектория педагога как средство достижения его профессионального развития // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-1. 348-351. Щукина Н. Индивидуальная образовательная траектория педагога как инновационная модель его профессионального развития // Пермский педагогический журнал. 2013. № 4. 123-127. Сластенин В. Профессиональная педагогика: акмеологический подход // Сибирский педагогический журнал. 2006. № 4. 10-22. Щедровицкий П. Очерки по философии образования. : Педагогический центр «Эксперимент», 1993. 154 с.

Движущей силой развития педагога как личности и профессионала является собственный смысл данного процесса, в этом случае развитие переходит на уровень саморазвития. Способность определять и реализовывать приоритеты деятельности в аспекте собственного развития на основе самоорганизации и саморегуляции деятельности определяется как личностно-профессиональное саморазвитие. В современных постоянно изменяющихся условиях общества и экономики саморазвитие выступает в качестве одной из важнейших ключевых компетенций, так как развивающийся на основе собственных смыслов специалист способен мобильно реагировать на изменяющиеся требования и вызовы в сфере профессиональной деятельности.

Поступательные процессы цифровизации образования в глобальном масштабе обусловливают массовое внедрение информационно-коммуникационных технологий и формирование единой интегративной профессионально развивающей макросреды, ресурсы которой значительно повышают возможности саморазвития педагога как личности и профессионала. Интегративная макросреда организована как система взаимодействующих микросред, при этом такая многомерная структура в максимальной степени предоставляет практически неограниченные возможности для процессов развития и саморазвития специалистов.

В связи с этим актуализируется проблема научно-технологического обеспечения процесса личностно-профессионального саморазвития педагога в современной цифровой интегративной макросреде. Именно в таких новых условиях профессионально развивающей среды необходимо оказание всесторонней научно-методической помощи педагогам в проектировании и реализации индивидуальной траектории саморазвития.

Цель исследования: обосновать на теоретико-методологическом уровне и разработать процессуальную модель проектирования и реализации индивидуальной профессионально развивающей траектории саморазвития педагога в условиях интегративной образовательной среды. Такая воспроизводимая модель позволит значительно повысить результативность личностно-профессионального саморазвития педагогов системы общего, профессионального и дополнительного образования.

Практико-ориентированной целью разработки модели является оказание научно-методической помощи педагогам в разработке и практической реализации индивидуальной профессионально развивающей траектории саморазвития в современных цифровых образовательных условиях. Разработка практических рекомендаций по оптимизации личностно-профессионального саморазвития педагогов позволит осуществлять тьюторское сопровождение данного процесса.

Материалы и методы исследования. Исследование на общеметодологическом уровне основано на базовых принципах методологии научно-педагогического исследования; фундаментальных научных представлениях о структурно-содержательной целостности и причинно-следственной взаимосвязи явлений и процессов в окружающем социуме, его материальной и системной сущности; понятиях о диалектических процессах формирования, развития и саморазвития; положениях об органическом единстве практики и теории в осуществлении исследований.

Процессуальная модель проектирования и реализации индивидуальной профессионально развивающей траектории саморазвития педагога в условиях интегративной образовательной среды базируется на использовании системного, интегративно-средового и синергетического методологических подходов.

В основе системного подхода находится отношение к процессу личностно-профессионального саморазвития педагога как системе – совокупности взаимосвязанных компонентов (мотивы, идея и замысел, цель и задачи, деятельность, результат, корректировка). Такой подход определяется принципами составляющей целостности, структурированности, соподчиненной иерархичности, множественности и, безусловно, системности. Системность в личностно-профессиональном саморазвитии основана на возможностях личности и является не только творчеством, но и искусством.

Интегративно-средовой подход заключается в понимании цифровой профессионально развивающей среды как макросистемы взаимодействующих микросред в единстве их многообразия. Результатом такого объединения микросред является возникновение новой сущности макросреды с присущими ей новыми характеристиками.

Синергетический подход исследует процесс личностно-профессионального саморазвития педагога в интегративной образовательной среде как комплексную открытую систему, способную к самоорганизации в условиях нестабильного динамичного состояния. При этом взаимодействие отдельных компонентов такой системы приводит к образованию упорядоченной структуры, что обеспечивает результат процесса саморазвития.

В исследовании использовались такие методы педагогического исследования, как анализ философской и психолого-педагогической литературы, моделирование, проектирование, обобщение, абстрагирование, синтез, анкетирование, математическая обработка полученных данных. В разработке модели проектирования и реализации индивидуальной профессионально развивающей траектории саморазвития педагога в условиях интегративной образовательной среды применялись следующие практико-ориентированные технологии: форсайт-технология, проектно-исследовательская технология, тренинги, учебные кейсы, приемы стратегического и тактического планирования и др.

Результаты исследования и их обсуждение

С целью установления затруднений педагогов в проектировании и реализации индивидуальных профессионально развивающих траекторий саморазвития было проведено исследование в форме анкетирования, в котором приняли участие 50 педагогов различных уровней образования, а именно средних общеобразовательных школ, колледжей и вузов г. Краснодара, а также 20 студентов – будущих педагогов выпускного курса ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет». Результаты анкетирования представлены в таблице 1.

Затруднения педагогов в проектировании и реализации индивидуальных профессионально развивающих траекторий саморазвития (ИПРТС)

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о высокой степени необходимости оказания научно-методической помощи педагогам в проектировании и реализации их траекторий саморазвития.

Нами разработана процессуальная модель, которая дает возможность педагогам разных уровней образования самостоятельно не только спроектировать, но и реализовать траекторию собственного развития в постоянно и динамично изменяющихся средовых условиях усиливающейся цифровизации образовательных систем. Такая воспроизводимая модель позволяет целенаправленно и системно организовать процесс собственного развития с использованием практически неограниченных вариативных ресурсов цифровой макросреды. В обобщенном и схематичном виде разработанная процессуальная модель проектирования и реализации траектории саморазвития педагога представлена на рисунке.

DDOS-GUARD

Основой процессуальной модели является поэтапный характер деятельности в целях собственного развития в последовательности мотивационно-смыслового, проектировочно-прогностического, самоорганизационно-деятельностного, рефлексивно-исследовательского и корректировочно-аналитического этапов. Концентрический принцип саморазвития предполагает переход на новые уровни достижения вершин профессионального мастерства.

Мотивационно-смысловой этап инициирует саморазвитие на основе смыслов данного процесса. В этом случае обретение внутреннего смысла выступает в качестве движущей силы непрерывного личностно-профессионального саморазвития. На такой смыслообразующей основе определяются ведущие мотивы и потребности, осуществляется замысел профессионально развивающей траектории саморазвития.

Основу проектировочно-прогностического этапа составляет целеполагание – определение желаемого результата саморазвития, при этом возможны различные варианты и способы проектирования профессионально развивающих траекторий, обладающих свойством неограниченной вариативности. В проектировании данных траекторий используются различные приемы как стратегического, так и тактического планирования (SWOT-анализ, технология педагогического дизайна и др. Основополагающее значение в проектировании траекторий саморазвития принадлежит форсайту – технологии определения будущего, его исследования как карте вероятностных событий. Варианты маршрутов выбираются в качестве возможных направлений саморазвития как личности и профессионала. При достижении точек бифуркации педагог оказывается в ситуации выбора способов, путей и направлений своего собственного развития, другими словами, происходит ветвление путей достижения поставленной цели саморазвития как личности и профессионала.

Самоорганизационно-деятельностный этап связан с непосредственной реализацией педагогом индивидуальной профессионально развивающей траектории и достижением поставленной цели. Способность самостоятельно не только устанавливать цели, но и осуществлять управление своим поведением, мыслями и чувствами определяется как самоорганизация, неразрывно связанная с саморегуляцией процесса саморазвития как личности и профессионала. С целью оказания научно-методической помощи педагогам, осуществления тьюторского сопровождения процесса саморазвития нами разработан учебный видеокейс «Свой путь направь к звездам», рассматривающий профессиональный кризис как точку роста педагога и возможность проектирования и реализации индивидуальных профессионально развивающих траекторий. Данный кейс включает формирование умений осуществлять выбор и принимать решения в плане собственного саморазвития, преодолевать профессионально-личностные кризисы на основе использования коучинга, ресурсной загрузки, тренингов роста и других современных технологий.

Рефлексивно-исследовательский этап включает мониторинговые технологии на основе исследовательского подхода, который заключается в обобщении результатов собственного опыта саморазвития, использовании методики оценки его результативности.

Корректировочно-аналитический этап предполагает концентрический принцип непрерывного процесса саморазвития педагога на основе анализа деятельности и поэтапной реализации личностно-профессионального саморазвития. Такой концентрический принцип заключается в переходе на новые уровни достижения вершин профессионализма и развития личности.

– создание профессионально развивающей среды на основе интеграции ее ресурсов в личностно значимые смыслы педагога;

– осуществление саморазвития на основе самоорганизации как способности управлять собственным поведением и эмоционально-волевой сферой;

– использование комплекса технологий и методик в проектировании и реализации индивидуальной профессионально развивающей траектории саморазвития;

– осуществление саморазвития в соответствии с поэтапным характером данного процесса;

– оказание социально-педагогической поддержки педагогу и тьюторское сопровождение его саморазвития как личности и профессионала.

Таким образом, в результате исследования обоснована на теоретико-методологическом уровне и разработана воспроизводимая процессуальная модель проектирования и реализации индивидуальной профессионально развивающей траектории саморазвития педагога в условиях интегративной образовательной среды. Такая модель позволяет оказывать социально-педагогическую поддержку саморазвивающимся педагогам в условиях современной цифровой интегративной макросреды.

Формы тьюторского сопровождения и социально-педагогической поддержки педагога в период саморазвития многообразны и имеют комплексный характер: сопровождение педагога на всех этапах его саморазвития; создание центров и лабораторий социально-педагогической поддержки; оказание психологической, юридической и социальной помощи; повышение квалификации; проведение вебинаров и онлайн-консультаций; участие в грантовой деятельности и конкурсах на соискание премий; разработка бизнес-проектов и их реализация; социальное партнерство и продвижение оригинальных научных и социально значимых проектов, их внедрение в науку и практику.

Перспективы исследования заключаются в дальнейшем совершенствовании научно-методического обеспечения процесса личностно-профессионального саморазвития педагога в цифровой интегративной макросреде современного образования.

Библиографическая ссылка

DDOS-GUARD

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Требования к слушателям

Для поступления на обучение гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  • диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании;
  • документ, удостоверяющий личность и гражданство;
  • справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости);
  • свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости);
  • СНИЛС – необходим для добавления документа об образовании в Федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении»;
  • документы принимаются в электронном виде (скан или фото хорошего качества) в форматах: JPEG, JPG, PNG, doc, docx, pdf.

Посмотрите программу
Изучите учебный план
Ознакомьтесь с отзывами

DDOS-GUARD

«Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ (моделирование из бумаги)» с присвоением квалификации «Педагог дополнительного образования (моделирование из бумаги)»

№пп

Наименование дисциплин

Общая трудоемкость, в акад. часах

 Работа обучающегося в СДО 

Формы промежуточной и итоговой аттестации (ДЗ, З)

Лекции 

Тестирование 

Практические занятия 

Нормативно-правовой  раздел

1

Нормативно-правовые основы дополнительного образования

26

22

2

2

ДЗ

Раздел общепрофессиональных  дисциплин

2

Педагогика дополнительного образования

38

30

2

6

ДЗ

3

Психология в образовательном процессе

30

22

2

6

ДЗ

4

Методика преподавания по программам дополнительного образования. Проектирование программ в дополнительном образовании

30

22

2

6

З

5

Современные образовательные технологии в дополнительном образовании

34

26

2

6

З

6

Федеральные государственные образовательные стандарты и Федеральные государственные требования   

34

26

2

6

З

7

Возрастные особенности обучающихся в дополнительном образовании

44

36

2

6

З

8

Методическое сопровождение в дополнительном образовании

34

26

2

6

З

9

Планирование и организация учебного процесса в дополнительном образовании

42

34

2

6

З

Раздел специальных  дисциплин

10

Основы моделирования из бумаги

38

28

2

8

ДЗ

     11

 
Разновидности проектов конструирования
  32

  18

  2

  12

  З

     12

Оригами и киригами
  32

  22

  2

  8

  ДЗ

     13

 
Поделки из бумаги и картона
  38

  24

  2

  12

  З

     14

Скульптура из бумаги. Игрушки
  40

  20

  2

  18

  З

     15

 
Методика обучения конструированию из бумаги
  36

  22

  2

  12

  З

Итоговая аттестация

12

     

Итоговый междисциплинарный экзамен

ИТОГО

540

DDOS-GUARD

Большое спасибо за возможность приобрести интересную специальность, помогающую разнообразить занятия с детьми, увлечь их. Было очень интересно заниматься самой, думаю, что и дети будут в восторге.

Варягина Полина Андреевна, г. Томск

Очень интересный и познавательный курс. Спасибо педагогам за то, что поделились собственным опытом, наработками коллег. Пополнил свой багаж новыми интересными поделками и моделями, очень рад и благодарен.

Аборин Станислав Сергеевич, г. Мурманск

Спасибо за увлекательный курс, возможность приобрести интересную специальность, отлично рассмотренные методики обучения. После обучения мне есть чем разнообразить уроки, увлечь ребятишек.

Малова Оксана Вячеславовна, г. Цимлянск

Загрузить ещё.

DDOS-GUARD

Результат обучения

Вы умеете пробудить любознательность и интерес к устройству простых технических изделий, научить читать и зарисовывать схемы изделий, создавать композиции поделок в разных техниках, складывать модули оригами.

Вы можете применять полученные знания в работе педагога по моделированию из бумаги в организациях дополнительного образования, кружках, развивающих центрах, внеклассной работе общего образования.

Вы получаете диплом установленного образца о профессиональной переподготовке, дающий вам право на ведение профессиональной деятельности в сфере дополнительного образования.

По окончании обучения регистрационные данные выданных документов вносятся в Федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.