DDOS-GUARD

Безрукова В. Образовательные технологии: ориентиры для выбора. // Директор школы. – № 8. – 1999

Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Книга для учителя. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 1991

Гузеев В. От методик к образовательной технологии. // Народное образование. – 1998. – № 7

14 декабря 2021 года в ГБПОУ «Воробьевы горы» прошёл семинар «Дополнительное образование: инновационная образовательная практика».

В вебинаре приняли участие 342 человека, среди которых педагоги дополнительного образования, методисты, педагоги-организаторы, специалисты управленческого звена.

Участники семинара обсудили различные мнения, точки зрения о внедрении инновационных образовательных технологий при реализации дополнительных общеразвивающих программ.

Ведущая семинара Зоя Алексеевна Каргина, начальник Нормативно-методического отдела Управления дополнительных образовательных программ, рассказала о ключевых образовательных технологиях дополнительного образования. Спикер описала принципы педагогической технологии «перевернутый класс» и драмогерменевтики. Особое внимание было уделено персонализированному/гибкому обучению (flexible learning), обучению по запросу и кейс-обучению. Отдельно рассматривались аспекты технологий дополненной и виртуальной реальности (VR/AR), Stem-технологий, а также геймификации образования — использования игровых элементов в неигровом контексте, когда элементы игры используются для достижения реальных целей.

Тему геймификации образования продолжила Наталья Николаевна Муранова, педагог дополнительного образования Центра художественного образования. Она ярко и подробно рассказала о функциях и типах игр, привела примеры докладов обучающихся и результатов выполненных ими практических занятий. «Любое занятие можно превратить в игру и устроить настоящий фейерверк!», — подчеркнула спикер.

Следующее выступление представила Алена Дмитриевна Белева, преподаватель медиажурналистики Центра медиатехнологий ГБПОУ «Воробьевы горы». Слушатели узнали откуда берутся идеи и как их придумывать, как решать задачи в ТРИЗ-педагогике, как использовать ТРИЗ-технологии на занятиях журналистикой. Презентация завершилась поучительной притчей о конкурсе на звание лучшего художника. Лучшим художником (а в нашем случае педагогом), по мнению докладчика, должен быть признан тот, кто движется дальше, не останавливаясь на достигнутом.

Художественный руководитель Московского городского творческого коллектива «Музыкальный театр-студия „Галёрка“» Центра «Исток» Алексей Николаевич Кузнецов рассказал о новых «инструментах» реализации традиционных форм музыкально-театральной деятельности. В выступлении были освещены вопросы структуры и специфики театра-студии «Галёрка», модели обучения исполнительским искусствам и музыкальному театру, особенности проведения и трансляции концертов и спектаклей.

Затем последовал доклад педагога дополнительного образования, методиста Центра астрономического и космического образования Дениса Владимировича Денисенко. Кратко охарактеризовав спектр программ, докладчик представил уникальный авторский метод поиска и открытия новых астрономических объектов. Области применения, результаты, преимущества и дополнительные возможности инновационных подходов были подробно освещены в его презентации. Показательно, что многие ученики Центра астрономического и космического образования делают настоящие научные открытия.

Семинар завершился выступлением руководителя Центра библиотечно-информационных ресурсов Софьи Вячеславовны Горизонтовой и педагога-организатора Центра библиотечно-информационных ресурсов Николая Владимировича Гладких. Слушатели узнали об образовательных проектах в работе современной библиотеки, творческих мастерских, книжных выставках. Особое внимание было уделено циклу «Вначале были мифы». Эти занятия включают не только хронологическое изложение материала, но и знакомят обучающихся с произведениями искусства разных эпох, в которых отразились исторические события.

Слушатели высказали слова благодарности в адрес всех выступающих, представивших интересный, ценный и богатый опыт.

  • Инновационные образовательные технологии, доступные к реализации в условиях дополнительного образования, Каргина З.А.
  • Геймификация процесса обучения декоративно прикладному творчеству, Муранова Н.Н.
  • Опыт реализации ТРИЗ-технологии в процессе обучения журналистике, Белева А.Д.
  • «Новые инструменты» реализации традиционных форм музыкально-театральной деятельности, Кузнецов А.Н.
  • Инновационные технологии в образовании. Центр открытия астрономических объектов, Денисенко Д.В.
  • Образовательные проекты в работе современной бибилиотеки, Горизонтова С.В., Гладких Н.В.

https://youtube.com/watch?v=RU-gNlMnkRU%3Ffeature%3Doembed

Скоро здесь появится информация о курсеТематический план

Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Развитие системы дополнительного образования детей началось в России в конце 19 века. Именно в то время стали возникать первые мастерские, клубы, кружки, летние оздоровительные лагеря, дневные приюты для детей. На уровне государства развитие системы дополнительного образования детей началось в самом конце 1917 года. Только к 1940 году было создано почти 2 тысячи внешкольных учреждений, которые находились в ведении министерств просвещения, культуры и путей сообщения. Постепенно система дополнительного образования стала эффективным преемником внеклассной и внешкольной работы. Она является базисом дополнительного образования детей. Основная цель современной системы дополнительного образования детей – создание методических и технических возможностей для получения знаний, а также условий для творческого развития ребенка. Современная система дополнительного образования кроме традиционных форм включает в себя новые методы. Все более популярными становятся авторские программы развития и дополнительного образования, новейшие методики занятий. Структуры системы дополнительного образования формируют у детей самосознание, ощущение ценности личности, самостоятельность и уверенность в своих силах. Занимаясь дополнительным образованием, ребенок развивает интересы, удовлетворяет творческие потребности, усваивает знания в том объеме и темпе, которые позволяют его индивидуальные особенности. Система дополнительного образования включает в себя шесть направлений:

социально-педагогическое (волонтерство, работа с детьми с особенными потребностями или с одаренными детьми).

На сегодняшний день примерно третья часть школьников занимается разными видами образовательной деятельности в свободное время. В большей степени в учреждениях дополнительного образования обучаются дети в возрасте от 9 до 15 лет.

Педагогический процесс в системе дополнительного образования предполагает (так же, как и в основном образовании) применение различных методов, приемов, технологий работы с детьми. Наряду с традиционными методами, технологиями работы применяются и инновационные. Рассмотрим применение проектной технологии в дополнительном образовании.

Проектная технология не является принципиально новой в мировой педагогике. Она возникла еще в начале 20-го столетия в США и связывалась с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Килпатриком. Проектная технология привлекла  внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные технологии в практике преподавания.

Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского project us. Буквальный перевод – «брошенный вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют, во-первых – совокупность документов, необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых – это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение – какой-либо замысел или план. Цель проектной технологии (Дж. Дьюи, У. Килпатрик, С. Шацкий) заключается в организации самостоятельной познавательной и практической деятельности. Результатом использования данной технологии должно стать овладение учащимися алгоритмом и умением выполнять самостоятельно проектные работы; формирование познавательного интереса; умение выступать и отстаивать свою позицию; реализация творческого потенциала в исследовательской и предметно-продуктивной деятельности. При использовании данной технологии меняется роль педагога – ему отводится роль консультанта, наставника, направляющего.

В наше информационное время в дополнительном образовании проектная деятельность создает детям благоприятную почву для развития конкурентноспособных навыков. В учреждении дополнительного образования педагог имеет возможность создать поистине уникальную среду, в которой дети становятся двигателями и генераторами идей, а педагог осуществляет контроль, берет на себя менторскую и консультирующую роль и следит за соблюдением техники безопасности.

Примером использования проектной технологии в системе дополнительного образования (в частности, в кружке по декоративно-прикладному творчеству) может быть изготовление изделия в какой-либо технике декоративно-прикладного искусства. Ученик может сам выбрать интересующую его тему, либо сделать это с помощью педагога. Далее следует этап поиска информации, учащийся самостоятельно изучает историю вопроса, отбирает нужный ему материал. В текстовой части проекта должна быть представлена историческая справка, описание процесса и алгоритма изготовления продукта и т. В процессе подготовки текстовой части проекта у учащихся формируется навык самостоятельного поиска информации, умение обобщать и систематизировать материал. Изготовление изделия способствует формированию и развитию навыков мастерства. Немаловажным этапом является представление продукта проекта. На этом этапе учащийся должен в доступной форме рассказать о проделанной работе, остановиться на проблемных моментах, если таковые были, ответить на вопросы слушателей. Таким образом, дети имеют возможность испытать на практике, что означает выбрать себе интересующую тему и взять на себя обязательство по ее изучению и представлению перед коллективом сверстников и контролирующей инстанцией (педагог, потребители проекта). Данный вид деятельности способствует формированию, кроме ремесленных навыков, их оттачиванию, еще и ответственности, развитию коммуникативных навыков, навыков публичного выступления. Проектная деятельность позволяет учащимся выступить не в роли пассивного слушателя, а в роли самостоятельного добытчика знаний, активного участника образовательного процесса. Это, несомненно, будет способствовать формированию познавательного интереса, профессиональной ориентации подростков, их успешной социализации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 2012 № 273-ФЗ

Ответом на эти вызовы для коллектива Института дополнительного образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» стало использование технологий педагогического дизайна при проектировании  дополнительных образовательных программ. Проводимые в течение двух лет коллективом Института исследования обозначили четыре ключевые группы слушателей программ дополнительного образования. Так, помимо традиционных для Института потребителей программ в лице педагогов и студентов, ими стали школьники, прежде всего учащиеся старших классов, и родители. Для каждой категории были проанализированы ключевые запросы и выделены приоритетные направления, которые в большей степени касались не изменения содержания программ, а их трансформации в современные форматы, в том числе и в форматы современных электронных курсов.

Использование технологий педагогического дизайна, позволили при проектировании программы выстроить следующую логику:

  • составление «Карты слушателя» как детализированного образа целевой аудитории программы;
  • анализ запроса и сопоставление его с возможностями целевой аудитории;
  • работа «проектного офиса» по созданию прототипа программы;
  • тестирование программы на фокус-группе;
  • внесение корректировок и, наконец, реализация программы для целевой аудитории.

Использование технологий педагогического дизайна, с одной стороны усложнило процесс разработки образовательной программы, прежде всего за счет временной составляющей, но с другой стороны позволило сделать программы более ориентированными на потребности и возможности целевой аудитории. Существует ряд классификаций проектных офисов в зависимости от уровня зрелости проектного менеджмента:

  • «хранилище информации» — накапливает опыт и формирует базу знаний по проектам; служит для сбора информа.ции о проведенных проектах, в основном являясь подобием архива проектов;
  • «скорая помощь» служит сервисным центром ответов на вопросы, возникающих у менеджеров проектов и других участников проектной деятельности организации;
  • «наставник» предназначен для распростра.нения предыдущего опыта реализации проектов организа.ции на другие проекты;
  • «управляющий» проектный опыт является более прогрессивным, поскольку позволяет осуществлять все ба.зовые функции управления проектами: определение содержания проектов; планирование и распределение ресурсов; контроль за исполнением проектов и исполнением бюджетов проектов; оценка допущений и рисков;

Модель проектного офиса идеально подходит для организации мультипроектного управления, при котором необходима консолидация всех ведущихся проектов и используемых ресурсов. В нашем случае разработка образовательных программ в режиме проектного офиса опирается на четыре методологических подхода:

  • партнерство – как привлечение к разработке и реализации программ ведущих экспертов данной сферы и авторов лучших профессиональных практик по тематике программ дополнительного образования;
  • индивидуализация – как внутренняя логика построения программы, позволяющая слушателям выбирать модули и уровни участия и выстраивать индивидуальную образовательную траекторию;
  • модульность – как вариативность содержания программ и возможность моделировать блоки разных программ в формате playbook;

В качестве примеров использования технологий педагогического дизайна в разработке и реализации программ дополнительного образования  Института можно привести три программы. Первая программа «Эдьютеймент как педагогическая технология»

  • образовательного – работа со спикерами по игрофикации и геймификации;
  • проектного – работа в смешанных командах по созданию авторских образовательных продуктов совместно с наставником;
  • внедренческого – тестирование и апробация созданных образовательных продуктов в реальной педагогической практике.
  • Богданова Е.В. Алтыникова Н.В. Деятельность окружного координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров в сибирском федеральном округе: стратегии партнерства // Вестник педагогических инноваций. 2018. № 4 (52). С. 134–143.
  • Богданова Е.В. Моделирование деятельности клубных форм дополнительного образования молодежи // Современное педагогическое образование. 2019. № 1. С. 49–55.
  • Богданова Е. В., Дмитриев В.Е., Ильин А.С.,  Кудашов Г. Н. EDUTAIMENT как педагогическая технология:  учебно-методическое пособие для  студентов  направлений подготовки. Новосибирск: Изд-во ООО «Немо Пресс», 2019. 120 с.
  • Массовые открытые онлайн-курсы НГПУ. URL: mooc.nspu.ru (Дата обращения: 30.08.2021).

Современные педагогические технологии в учреждении дополнительного образования детей

Современные педагогические технологии являются одним из необходимых условий эффективности инновационной деятельности УДОД.

Реформа образования в России  вызвала ряд серьезных изменений в привычной для нас практике обучения и воспитания детей:

·      обновление содержания образования;

·      внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности.

Трудные, порой противоречивые, но неизбежные преобразования отражаются и на деятельности учреждений дополнительного образования детей. И если содержание образования в них претерпело значительные изменения, то образовательные технологии обновляются медленно: прочно закрепилась традиционная система, а с новыми технологиями многие борются.

Педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.

Учреждение дополнительного образования детей – особое учреждение, которое должно стать не просто местом обучения детей, а пространством разнообразных форм общения.

Роль педагога в дополнительном образовании должна заключаться в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.

Принципиальная педагогическая установка учреждений дополнительного образования детей – такое воспитание ребенка, при котором предмет и дисциплина не самоцель, а средство формирования и совершенствования всех граней личности: интеллекта, практического ума, трудолюбия, физического развития, характера и воли к самореализации, другими словами – это способ проникнуть в богатейший внутренний мир ребенка, понять и расширить его пределы.

Условием эффективности освоения любой учебной программы в дополнительном образовании является увлеченность ребенка той деятельностью, которую он выбирает. Нельзя навязать ребенку стремление к творчеству, заставить его мыслить, но можно предложить ему разные способы достижения цели и помочь ему ее достичь, научить приемам, необходимым для этого. Поэтому в системе дополнительного образования учебная программа создается под каждого ученика.

Отсутствие в учреждениях дополнительного образования детей жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников добровольных объединений детей и взрослых, комфортность  условий для творческого и индивидуального развития детей, адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни создают благоприятные условия для внедрения личностно-ориентированных технологий в практику их деятельности.

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:

­       Личностно-ориентированное обучение  (Якиманская  И

­       Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);

­       Коллективный способ обучения.

­       Технологии адаптивной системы обучения;

­       Педагогика сотрудничества  («проникающая технология»);

­       Технология КТД;

­       Технология ТРИЗ;

­       Проблемное обучение;

­       Коммуникативная технология;

­       Технология программированного обучения;

­       Игровые технологии;

­       Технологии развивающего обучения;

Технология личностно-ориентированного обучения  (И. Якиманская) сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка).

Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.

В соответствии с данной технологией для каждого обучающегося составляется индивидуальная образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на характеристиках, присущих данному ребёнку, гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития.

В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.

Технология индивидуализации обучения (адаптивная) – такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными (Инге Унт, В. Шадриков). Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией.

В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя, а в учреждении дополнительного образования детей – со стороны самого обучающегося, потому что он идет заниматься в то направление, которое ему интересно.

В соответствии с обозначенными положениями в учреждении дополнительного образования детей может применяться несколько вариантов учета индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся:

1)   Комплектование учебных групп однородного состава с начального этапа обучения на основе собеседования, диагностики динамических характеристик личности.

2)   Внутригрупповая дифференциация для организации обучения на разном уровне при невозможности сформировать полную группу по направлению.

3)   Профильное обучение, начальная профессиональная и допрофессиональная подготовка в группах старшего звена на основе психолого-педагогической диагностики профессиональных предпочтений, рекомендаций учителей и родителей, интересов обучающихся и их успехов в определенном виде деятельности.

4)   Создание персонифицированных учебных программ по направлениям.

Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп  обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет обучающемуся работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении. В массовой школе индивидуальное обучение применяется ограниченно.

Групповые технологии. Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.

Выделяют следующие разновидности групповых технологий: групповой опрос; общественный смотр знаний; учебная встреча; дискуссия; диспут; нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.

Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.

Современный уровень дополнительного образования характеризуется тем, что групповые технологии широко используются в его практике. Можно выделить уровни коллективной деятельности в группе:

·        одновременная работа со всей группой;

·        работа в парах;

·        групповая работа на принципах дифференциации.

Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.

Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. Работа в парах сменного состава позволяет развивать самостоятельность и коммуникативность.

Групповая технология складывается из следующих элементов:

· постановка учебной задачи и инструктаж о ходе работы;

· планирование работы в группах;

· индивидуальное выполнение задания;

· обсуждение результатов;

· сообщение о результатах;

· подведение итогов, общий вывод о достижениях.

Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является приоритетной целью. Наиболее плодотворно в системе дополнительного образования применяется  Технология коллективной творческой деятельности (И. Волков,  И. Иванов) которая широко применяется в дополнительном образовании.

В основе технологии лежат организационные принципы:

·      социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых;

·      сотрудничество детей и взрослых;

·      романтизм и творчество.

·      выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т

·      воспитания общественно-активной творческой личности и способствует организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.

Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.

Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Широко используется игра, состязательность, соревнование. Коллективные творческие дела – это социальное творчество, направленное на служение людям. Их содержание – забота о друге, о себе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях. Творческая деятельность разновозрастных групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость. Основной метод обучения – диалог, речевое общение равноправных партнеров. Учебные кабинеты создаются как творческие лаборатории или мастерские (биологические, физические, лингвистические, художественные, технические и т. ), в которых дети независимо от возраста получают начальную профессиональную подготовку.

Оценивание результатов – похвала за инициативу, публикация работы, выставка, награждение, присвоение звания и др. Для оценивания результатов разрабатываются специальные творческие книжки, где отмечаются достижения и успехи.

Можно говорить о некоторых принципах организации коллективного дела как творческого. Это принципы состязательности, игры, импровизации, которые работают потому, что они опираются на глубокие психологические основания: потребности человека в самоутверждении, самовыражении, общении.

Конкретных  форм КТД великое множество. Правда, если вглядеться в подобные списки, быстро обнаруживаешь за разными названиями повторяющиеся схемы организации. Назовем эти схемы методиками — «бой», «защита», «эстафета», «путешествие», ролевая игра.

Трудовые дела: атака трудовая, десант трудовой, подарок далеким друзьям, рейд, фабрика трудовая.

В трудовых КТД воспитанники и их старшие друзья осуществляют заботу через труд-творчество. В центре внимания воспитателей — освоение трудовой культуры, развитие нравственного отношения к труду, собственности, материальным богатствам нашего общества, к таким сторонам окружающей жизни, которые нуждаются в практическом улучшении и которые можно усовершенствовать или своими силами, или помогая другим людям.

Цель трудовых КТД — обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радостной жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески.

Обогащение воспитанников трудовым опытом происходит во взаимосвязи с другими видами общественно ценной практики.

Познавательные дела: вечер (сбор) весёлых задач, вечер (сбор) – путешествие, вечер (сбор) разгаданных и неразгаданных тайн, город весёлых мастеров, защита фантастических проектов, пресс-бой, пресс– конференция, рассказ – эстафета, собрание – диспут, турнир– викторина, турнир знатоков, устный журнал (альманах).

Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость.

Например, турнир знатоков — познавательное дело-обозрение, проводится несколькими коллективами, каждый из которых по очереди организует творческое состязание (свой тур) между остальными участниками. Турнир знатоков можно проводить в классе (между звеньями, бригадами) или между классными коллективами, а также между сводными командами старших и младших

Художественные дела. Примеры КТД: Кольцовка песен. Концерт – «молния». Кукольный театр. Литературно-художественные конкурсы. Турнир знатоков поэзии. Эстафета любимых занятий. Эстафета – «ромашка».

Например. Кольцовка песен — массовая игра-обозрение, участники которой, составляющие несколько команд, поочередно (по кругу) исполняют песни на выбранную тему.

Спортивные дела: веселая спартакиада, спартакиада народных игр, «Тайна» («Следопыты») и т.

Технология исследовательского (проблемного) обучения, при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров.

Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде.

Технология проблемного обучения предполагает следующую организацию:

·      Педагог создает проблемную ситуацию, направляет обучающихся на ее решение, организует поиск решения.

·      Обучающийся ставится в позицию субъекта своего обучения, разрешает проблемную ситуацию, в результате чего приобретает новые знания и овладевает новыми способами действия.

Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.

Принципы проблемного обучения:

-развивающий характер обучения;

-интеграция и вариативность в применении различных областей знаний;

-использование дидактических алгоритмизированных задач.

Методические приемы создания проблемных ситуаций могут быть следующими:

-педагог подводит детей к противоречию и предлагает им найти способ его разрешения;

-излагает различные точки зрения на вопрос;

-предлагает рассмотреть явление с различных позиций;

-побуждает детей делать сравнения, обобщения, выводы;

-ставит проблемные вопросы, задачи, задает проблемные задания.

Особенностью данного подхода является реализация идеи “обучение через открытие”: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.

Технология проведения учебного занятия в соответствии с теорией проблемного обучения (М. Махмутов, И. Лернер):

· ознакомление обучающихся с планом занятия и постановка проблемы;

· дробление проблемы на отдельные задачи;

· выбор алгоритмов решения задач и изучение основного учебного материала;

· анализ полученных результатов, формулировка выводов.

Игровые технологии (Пидкасистый П. , Эльконин Д. ) обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.

Различают следующие классификации педагогических игр:

-по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);

-по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др

-по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др

-по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.

Основные принципы игровых технологий:

-природо – и культуросообразность;

-умение моделировать, драматизировать;

Цели образования игровых технологий обширны:

-дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;

-воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;

-развивающие: развитие качеств и структур личности;

-социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

Способность включаться в игру не связана с возрастом, но содержание и особенности методики проведения игр зависят от возраста.

В практической работе педагоги дополнительного образования часто используют готовые, хорошо проработанные игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом. Тематические игры связанны с изучаемым материалом, например, “Моделирование случаев из жизни”, “Стихийное бедствие”, “Путешествие во времени” и т. Особенностью таких занятий является подготовка учащихся к решению жизненно важных проблем и реальных затруднений. Создается имитация реальной жизненной ситуации, в которой ученику необходимо действовать.

Обычно группу разбивают на подгруппы, каждая из которых самостоятельно работает над каким-либо заданием. Затем итоги деятельности подгрупп обсуждаются, оцениваются, определяются наиболее интересные наработки.

Игровая технология применяются педагогами в работе с учащимися различного возраста, от самых маленьких до старшекласcников и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни. Все группы раннего развития дошкольников используют игровые технологии.

Новые информационные технологии обучения

в дополнительном образовании детей

Новые информационные технологии (по Г. Селевко) – это технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». Вообще говоря, любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование). На наш взгляд, более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Новые информационные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.

Компьютерная технология может осуществляться в следующих вариантах:

I – как проникающая технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).

II – как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.

III – как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

Цели новых информационных технологий:

· Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.

· Подготовка личности «информационного общества».

· Предоставление ребенку возможности для усвоения такого объема учебного материала, сколько он может усвоить.

· Формирование у детей исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Концептуальные положения новых информационных технологий:

· Обучение – это общение ребенка с компьютером.

· Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка.

· Диалоговый характер обучения.

· Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.

· Взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект – объект, субъект – субъект, объект – субъект.

· Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.

· Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.

· Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики.

Заключение

Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы:

-разбудить активность детей;

-вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;

-подвести эту деятельность к процессу творчества;

-опираться на самостоятельность, активность и общение детей.

Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. В условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности, поэтому цель внедрения инновационных технологий – дать детям почувствовать радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений.

Успешность применения новой технологии зависит не от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей.

Но главное – педагог должен уметь самостоятельно проанализировать свою работу, выявить недостатки, определить их причины и выработать пути исправления, то есть основными профессиональными умениями для этой работы педагога являются аналитические.

Таким образом, педагог при внедрении новой технологии в образовательный процесс должен уметь:

·  применять методы и приемы обучения, используемые в данной технологии;

·  проводить и анализировать учебные занятия, построенные по новой технологии;

·  научить детей новым методам работы;

·  оценивать результаты внедрения новой технологии в практику, используя методы педагогической диагностики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.