DDOS-GUARD

Категория слушателей: Социальные педагоги, психологи, педагоги-организаторы и педагогические работники других специальностей, вовлеченные в создание, организацию и реализацию деятельности служб школьной медиации в образовательных организациях

Предлагаемая дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки будет способствовать разрешению противоречия между необходимостью развития и интеграции медиативной восстановительной практики всех государственных и общественных институтов, участвующих в воспитании и формировании личности, и недостаточностью кадровых условий для реализации этой практики.

Цель программы – получение дополнительных знаний, умений и навыков, необходимых для решения профессиональных задач, предусмотренных ФГОС высшего образования по направлению подготовки 37. 02 Конфликтология (уровень магистратуры), 44. 01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) и трудовых функций, предусмотренных профессиональным стандартом “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”, а также профессиональным стандартом  № 307 “Специалист в области медиации (медиатор)” (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 15 декабря 2014 г. N 1041н), и освоение профессиональных компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности «медиация (урегулирование споров с  помощью процедуры медиации)» в административно-управленческой и офисной профессиональной области со специализацией в сфере образования.

Что такое дополнительное профессиональное образование и зачем оно

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) необходимо:

  • для удовлетворения образовательных и профессиональных потребностей, профессионального развития человека;
  • для обеспечения соответствия квалификации специалиста меняющимся условиям профессиональной деятельности,  социальной среды.

ДПО реализуется с помощью дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

Повышение квалификации – это получение обучающимися ДПО в пределах каждого уровня профессионального образования. Программы повышения квалификации направлены на совершенствование, получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, или на повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации

Профессиональная переподготовка – это вид ДПО – система получения дополнительных профессиональных знаний, умений и навыков. Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится путем освоения дополнительных профессиональных образовательных программ.

Дополнительная профессиональная подготовка  имеет целью – ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня.

Слушателям, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке –  свидетельство установленного в НовГУ образца.

Новосибирский институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования

  • Сведения об образовательной организации
  • Научно-методическая работа
  • Дополнительное профессиональное образование и ВО
  • Техническая поддержка
  • Онлайн
  • ЦНППМ
  • Фото

Система обеспечения профессионального развития педагогических работников

  • Сибирский учитель
  • Сетевая версия «ВиДО»
  • Учебно-методическая литература
  • Сборники материалов

DDOS-GUARD

В рамках реализации Программы по развитию личностного потенциала Благотворительным фондом «Вклад в будущее» и ГАОУ ВО МГПУ разработаны и проводятся программы повышения квалификации (ППК) для педагогов и руководителей образовательных организаций. Две ППК успешно прошли экспертизу и вошли в Федеральный реестр. Это «Управление созданием личностно-развивающей образовательной среды» и «Навигация обучающихся сообществ в личностно-развивающей образовательной среде».

Цель первой программы – совершенствование компетенций управленческих команд по созданию личностно-развивающей образовательной среды в школах и детских садах для личностного развития детей и педагогов. Вторая программа позволяет развивать компетенции в области сопровождения профессиональных обучающихся сообществ педагогов и рассчитана на наставников команд, реализующих Программу по РЛП. В ППК предусмотрены лекции, практические занятия, а также материалы и задания для самостоятельной работы.

На текущий момент по программе «Управление созданием личностно-развивающей образовательной среды» обучились 2902 члена управленческих команд школ и детских садов из 26 регионов РФ, а программу «Навигация обучающихся сообществ в личностно-развивающей образовательной среде» уже прошли 208 педагогов-наставников.

DDOS-GUARD

Андрей Наумович Иоффе Заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании НИИ урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ, д-р пед. наук, канд. ист. наук.

«Помещение наших программ повышения квалификации в Федеральный реестр показывает их качественную проработку, востребованность в педагогическом сообществе и продуманность заявленных содержательных направлений. Символично, что речь идёт об обучении управленческих команд и наставников, что показывает комплексный и системный подход в поддержке развития образовательной организации. Наш опыт подсказывает, что только в совместной работе и консолидации всех усилий возможно достижение высокого качества образования, интеграции обучения и воспитания, роста мастерства и профессионализма педагога. Академические успехи и личностная самореализация являются взаимодополняющими и взаимосвязанными целевыми установками, а стратегическое проектирование — важнейшим инструментом их достижения. Реализация данных программ повышения квалификации в 26 регионах РФ уже показала их эффективность, а разработанные сопровождающие материалы (технологические карты, электронные презентации, видеозаписи занятий, примерная тематика и критерии оценки проектов (управленческих, педагогических и наставнических) дают широкие возможности вариативности реализации содержания программ и комфортную профессиональную ситуацию для их адаптации в конкретных условиях любого региона без потери смыслов и значимых содержательных акцентов».

DDOS-GUARD

Екатерина Хаустова Руководитель Программы БФ «Вклад в будущее» по развитию личностного потенциала

«Цели Программы по развитию личностного потенциала ориентированы прежде всего не на поддержку отдельных образовательных организаций, а на комплексное взаимодействие с участниками системы образования. Если наши методики и образовательные решения по развитию личностного потенциала постепенно интегрируются в образовательную и педагогическую деятельность и востребованы на системном уровне, значит, мы движемся в верном направлении».

Программы повышения квалификации реализуются не только непосредственно разработчиками. С 2018 года БФ «Вклад в будущее» передал их операторам Программы по развитию личностного потенциала (институтам повышения квалификации и институтам развития образования) в 20 регионах РФ для обучения новых педагогов и управленцев. Из 2,9 тысяч обученных по соответствующей ППК «Управление созданием личностно-развивающей образовательной среды» более 1,6 тысяч человек прошли обучение именно на базе региональных Институтов развития образования.

В 2022 году к включению в Федеральный реестр готовится и третья программа повышения квалификации — «Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений».

Познакомиться с отдельными элементами программ и изучить восемь дистанционных курсов, входящих в данные ППК, можно на платформе дистанционного обучения.

В Федеральном реестре собраны дополнительные профессиональные программы педагогического образования, которые прошли профессионально-общественную экспертизу (каждую программу независимо друг от друга оценивают три федеральных эксперта). Эти программы разработаны с учётом трендов управления образовательными организациями, включают современные педагогические методики и технологии.

Организации, занимающиеся повышением квалификации в субъектах РФ, могут использовать опубликованные программы в обучении управленцев и педагогов.

Цель модернизации педагогического образования — создать механизм эффективного и динамичного функционирования педагогического образования в условиях осуществления модернизации российского образования.

Результатом модернизации педагогического образования должна стать обновленная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, отвечающая требованиям, предъявляемым обществом к педагогическим кадрам.

Разработанная система мер по модернизации педагогического образования преемственно дополняет Программу развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001—2010 годы, утвержденную коллегией Министерства образования Российской Федерации в 2001 году.

Основные направления и задачи модернизации педагогического образования

Оптимизация структуры и совершенствование организации профессиональной подготовки педагогов

Создание системы прогнозирования изменения потребности в педагогических кадрах с учетом имеющегося кадрового потенциала и перспектив развития системы образования.

Создание системы регулирования трудоустройства и закрепления выпускников вузов в общеобразовательных учреждениях.

Преодоление отставания материально-технической базы и ресурсно-информационного обеспечения педагогических образовательных учреждений от уровня современных требований.

Поддержка учебных и учебно-научных педагогических комплексов, обеспечивающих непрерывность педагогического образования.

Разработка системы взаимодействия государственных органов управления образованием и педагогических образовательных учреждений разного уровня внутри субъектов федерации и федеральных округов в целях обеспечения доступности и повышения качества педагогического образования.

Создание и внедрение современных средств контроля качества образования на всех уровнях и ступенях системы непрерывного педагогического образования.

Оптимизация структуры управления, в том числе в субъектах Российской Федерации, педагогическим образованием в целях эффективного решения задач модернизации образования.

Обеспечение мониторинга системы педагогического образования и хода ее модернизации.

Совершенствование содержания и форм подготовки педагогов

Приведение квалификационных требований к педагогическим работникам в соответствие с задачами модернизации образования.

Корректировка содержания подготовки учителей с учетом обновления содержания и технологий общего образования, в первую очередь по физической культуре, дисциплинам социально-гуманитарного блока, иностранному языку.

Корректировка содержания и форм подготовки учителей начальных классов с учетом вариативных программ и введения раннего изучения иностранного языка, информационных и коммуникационных технологий. Разработка системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для обеспечения профильного обучения в старшей школе.

Обучение педагогов использованию информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Разработка системы подготовки кадров к педагогической деятельности в полиэтнической и поликультурной среде.

Разработка и апробация в образовательных учреждениях современных моделей практической подготовки студентов.

Обновление форм и методов подготовки студентов к реализации задач воспитания в образовательных учреждениях всех видов и типов.

Разработка подходов к теоретической и практической подготовке педагогических кадров для работы в малокомплектной сельской школе в условиях обновления структуры и содержания общего образования.

Разработка содержания дополнительного профессионального образования (стажировка, профессиональная переподготовка, повышение квалификации), обеспечивающего включение действующих педагогических кадров в решении задач модернизации общего образования.

Разработка и реализация эффективных форм дополнительного профессионального образования, в том числе на основе интерактивных методов и обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

Разработка и апробация современного содержания и новых форм повышения квалификации работников педагогических образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования в целях подготовки к решению задач модернизации образования.

Научное и учебно-методическое обеспечение обновления педагогического образования

Обновление государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального педагогического образования с целью обеспечения преемственности уровней и ступеней образования и усиления его практической направленности.

Обновление Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, Классификатора специальностей среднего профессионального образования в части педагогического образования с учетом перспективных потребностей системы образования, общества и государства.

Уточнение перечня специализаций, профилей подготовки, магистерских программ и дополнительных профессиональных образовательных программ педагогического профиля, направленных на подготовку кадров для опережающего решения актуальных задач модернизации образования.

Проведение исследований для определения приоритетных научных направлений в педагогике, психологии и методиках преподавания предметов в целях координации научной работы и повышения эффективности использования научного потенциала системы педагогического образования.

Реализация мер по поддержке и стимулированию перспективных фундаментальных и прикладных научных исследований, развитию сложившихся научных школ и приоритетных научных направлений в системе педагогического образования.

Разработка и апробация новых методик практической подготовки педагогов по вопросам профилактики беспризорности, безнадзорности, социального сиротства, а также психолого-педагогической поддержки личности и семьи.

Усиление фундаментальной подготовки педагогов, формирование их способности к исследовательской деятельности в психолого-педагогической и предметной сфере.

Подготовка педагогов к использованию новых средств измерения качества обучения.

Разработка нового поколения учебников по психолого-педагогической и предметной подготовке для системы педагогического образования.

Создание федеральных комплектов учебно-методической литературы, в том числе на электронных носителях, для педагогических направлений и специальностей.

Создание комплекта программ и учебно-методических пособий для подготовки педагогов к решению задач воспитания.

Разработка учебно-методических комплектов для системы дополнительного профессионального образования, направленных на решение задач модернизации общего образования.

Цели, задачи и принципы профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.

Художественные навыки в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.

Разработать примерный план мероприятий на каникулы в детском творческом объединении.

Педагог дополнительного образования – специалист, орга­низующий образовательный процесс в непосредственном контакте с детьми в сфере свободного времени ребенка. Цели его деятельности:

– осуществляет дополнительное образование детей и под­ростков, организует их разнообразную творческую деятель­ность;

– комплектует состав воспитанников учебной группы, сек­ции, студии, клубного и другого детского объединения и при­нимает меры по сохранению контингента в течение срока обучения;

– обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (воспитания и обучения), исходя из психофизиологической целесообразности;

– обеспечивает соблюдение прав и свобод детей; участвует в разработке и реализации образовательных программ, несет ответственность за качество их выполнения, за жизнь и здо­ровье воспитанников;

– составляет план и программу занятий. Обеспечивает их выполнение;

– выявляет творческие способности детей, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей;

– поддерживает одаренных и талантливых воспитанни­ков, а также детей, имеющих отклонения в развитии;

– организует участие воспитанников в массовых меропри­ятиях;

– оказывает консультативную помощь родителям (лицам, их заменяющих), а также педагогическим работникам в пре­делах своей компетенции;

– при проведении занятий обеспечивает соблюдение пра­вил и норм охраны труда, техники безопасности и противопо­жарной защиты;

участвует в деятельности методических объединений и других форм методической работы, повышает свою профес­сиональную квалификацию. Педагог допол­нительного образования – особая категория работников образова­тельных учреждений, массовая педагогическая профессия.

Дополнительное образование детей охватывает все сферы жизнедеятельности человека. Его содержание ограничено лишь одним требованием – не приносить вреда развивающейся личности. В дополнительном образовании детей работают спе­циалисты любых отраслей знаний, любых направлений человеческой деятельности. Занятия с детьми могут вести инже­неры, артисты, театральные критики, экономисты, юристы, художники, спортсмены, тренеры, социологи, политологи, психологи.

Специалисты системы дополнительного образования детей подразделяются на несколько категорий не только по образо­ванию (педагогическое и непедагогическое) и направлениям деятельности (наиболее часто встречающиеся в практике перечислены выше), но и по характеру реализуемых функций. На этом основании можно выделить:

– специалистов, работающих непосредственно с детьми (педагогическая деятельность);

– специалистов, организующих деятельность учреждения и его подразделений (организаторская – управленческая дея­тельность);

– специалистов, обеспечивающих систему на разных уров­нях (программно-проектировочная, методическая, финансо­во-экономическая и др. обслуживающая деятельность).

В сфере дополнительного образования детей особая роль принадлежит личности ПЕДАГОГА, стремящемуся к сотворчеству, сотруд­ничеству с детьми. Профессионализм педагога дополнительного образования выражается в умении видеть и формировать педагогические задачи на основе анализа ситуаций и находить оптимальные способы их решения. Заранее предвидеть многообразие ситу­аций быстро меняющейся жизни невозможно. Поэтому од­ной из важнейших особенностей педагогической деятельнос­ти является ее творческий характер. Эталоном действий пе­дагога дополнительного образования можно считать позицию: «рядом», «наравне», «вместе», но чуть «впереди». Но при этом необходимо, чтобы действия педагога проявлялись в трех группах качеств:

– деловые качества;

– свойства личности;

– педагогическое мастерство.

Ведущие деловые качества – это:

– целеустремленность в работе;

– четкость и деловитость;

– последовательность и настойчивость в достижении целей. Свойства личности – это:

– гражданская позиция;

– моральная чистота;

– любовь к детям и педагогическому труду;

– педагогический оптимизм;

– творческий подход к делу.

1 Основным и конечным результатом профессиональной деятельности педагога дополнительного образования явля­ется сам воспитанник, развитие его личности, способнос­тей и компетентности.

Задача педагога дополнительного образования – это руко­водство разнообразной творческой деятельностью обучающих­ся (воспитанников), комплектование учебных групп (детс­ких объединений). Именно педагог призван интегрировать усилия по физическому, интеллектуальному, нравственно-духовному развитию ребенка. Профессиональная деятельность педагога дополнительного образования направлена как на развитие познавательной мотивации детей, так и на решение образовательных задач, непосредственно отвечающих жиз­ненным потребностям детей. Все это позволит в будущем прогнозировать возможности формирования у детей знаний, навыков, приобретаемых в системе дополнительного образо­вания с целью использования их в различных жизненных ситуациях.

Содержание профессиональной деятельности педагога до­полнительного образования в соответствии с квалификаци­онной характеристикой определяется ее педагогической на­правленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность, по сути, представляет собой комплекс действий по воспитанию, обучению, развитию и педагогической под­держке и социальной защите личности ребенка.

Важное место в деятельности педагога дополнительного образования занимает не только стимулирование и развитие деятельности воспитанников, но и поддержка социальных инициатив, мероприятий, акций, социальных проектов и программ на основе постоянного творческого поиска.

Задача педагога дополнительного образования – это умение создавать «ситуации успеха» для каждого ребенка, независимо от уровня его способностей. Профессиональная состоятельность педагога зависит от искреннего согласия детей и подростков сотрудничать с ним, от подлинного педагогического автори­тета. Нельзя заставить детей посещать занятия, которые им не нравятся, не удовлетворяют их духовным запросам.

Педагог дополнительного образования призван прививать детям следующие общекультурные качества:

– уважительное отношение к людям, ко всему живому, природе;

– чувство прекрасного, умение видеть и создавать красоту;

– интерес к получению знаний, навыки самостоятельного поиска творчества;

– физическая культура, стремление к здоровому и гармо­ничному образу жизни;

– умение конструктивно общаться;

– умение владеть собой, своими желаниями и эмоциями;

– умение реалистично оценивать свои возможности и конст­руктивно определять жизненные задачи, свое предназначение.

Предмет профессиональной деятельности педагога допол­нительного образования включает выполнение нескольких функций:

– исследовательской и прогностической;

– диагностической и педагогической поддержки;

– культурно-досуговой.

Эти функции проявляются в единстве, хотя у многих пе­дагогов одна из них может доминировать над другими.

Показателями результативности профессиональной дея­тельности педагога дополнительного образования могут быть:

С одной стороны:

– участие и достижения обучающихся в различных конкурсах, фестивалях, выставках, соревнованиях;

– успешное освоение ими образовательной программы;

– увлеченное отношение детей к делу, которым они зани­маются;

– ранняя профессиональная ориентация и допрофессиональная подготовка обучающихся.

С другой стороны – собственный профессиональный рост педагога дополнительного образования (участие в выставках, творческих, мастерских, сольных концертах, конкурсах).

Целями развития дополнительного образования детей являются создание условий для самореализации и развития талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности.

Целевые показатели реализации Концепции приведены в приложении.

Для достижения целей развития дополнительного образования детей необходимо решение следующих задач:

совершенствование системы организации и управления дополнительного образования, направленной на выстраивание региональной политики в части развития региональных систем дополнительного образования детей с учетом задач социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, в том числе потребностей соответствующих отраслей экономики;

обновление инфраструктуры дополнительного образования детей, в том числе путем предоставления субъектам Российской Федерации субсидий из федерального бюджета;

совершенствование системы персонифицированного учета и персонифицированного финансирования в рамках целевой модели, в том числе выдача сертификатов персонифицированного финансирования независимо от места проживания, состояния здоровья ребенка и уровня материальной обеспеченности семьи (за исключением детских школ искусств, организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки с 1 января 2023 г. ), а также оказание информационно-консультационной поддержки родителям (законным представителям) для получения детьми качественного дополнительного образования;

обновление содержания и методов обучения при реализации дополнительных общеобразовательных программ на основе комплексного анализа доступности услуг в субъектах Российской Федерации, интересов и потребностей различных категорий детей (в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья), демографической ситуации и прогнозов социально-экономического развития;

формирование единого открытого образовательного пространства дополнительного образования детей, расширение участия организаций негосударственного сектора в реализации дополнительных общеобразовательных программ;

организация воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства, а также формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности;

расширение возможности для использования в образовательном и воспитательном процессе культурного и природного наследия народов России;

укрепление потенциала дополнительного образования в решении задач социокультурной реабилитации детей-инвалидов, расширения возможности для освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья программ дополнительного образования по всем направленностям путем создания специальных условий в образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы (в том числе с использованием сетевой формы реализации образовательных программ, дистанционного обучения);

включение в дополнительные общеобразовательные программы по всем направленностям компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и навыков, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического развития страны;

использование возможностей дополнительного образования для повышения качества образовательных результатов у детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ;

формирование механизмов преемственности и непрерывности образовательных траекторий в общем, дополнительном образовании детей, среднем профессиональном и высшем образовании;

распространение эффективных моделей интеграции, начального общего, основного общего и среднего общего образования и дополнительного образования (“школа полного дня” и др. ), в том числе путем совершенствования механизмов финансового обеспечения реализации общеобразовательными организациями дополнительных общеобразовательных программ (включая сетевую форму реализации образовательных программ);

использование механизма зачета общеобразовательными организациями образовательных результатов, полученных детьми в ходе освоения дополнительных общеобразовательных программ;

вовлечение обучающихся в программы и мероприятия ранней профориентации, обеспечивающие ознакомление с современными профессиями и профессиями будущего, поддержку профессионального самоопределения, формирование навыков планирования карьеры, включающие инструменты профессиональных проб, стажировок в организациях реального сектора экономики;

расширение участия профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ;

обеспечение взаимодействия с наставниками из научных организаций, образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций для вовлечения детей в научную деятельность;

сохранение сети организаций дополнительного образования детей;

обеспечение в каждом субъекте Российской Федерации централизованной системы управления сетью детских школ искусств органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области культуры и сетью организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки с 1 января 2023 г. , органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта;

совершенствование научно-методического и ресурсного обеспечения ведомственных систем дополнительного образования;

создание новых мест для увеличения количества обучающихся в системе дополнительного образования детей, в том числе увеличение охвата детей дополнительными предпрофессиональными программами в области искусств в детских школах искусств;

реализация современных образовательных моделей, обеспечивающих применение обучающимися полученных знаний и навыков в практической деятельности (хакатоны, волонтерство, социальные проекты, дискуссионные и проектно-исследовательские клубы и др

создание на базе общеобразовательных организаций сети технологических кружков для подготовки нового поколения технологических лидеров, инженеров и ученых, а также школьных спортивных клубов и школьных спортивных лиг по видам спорта для формирования здорового спортивного образа жизни обучающихся, школьных музеев, театров, медиацентров;

содействие в разработке и внедрению современных учебно-методических комплексов, в том числе цифровых, по всем направленностям дополнительного образования;

развитие системы творческих конкурсов, фестивалей, научно-практических конференций, в которых принимают участие обучающиеся;

совершенствование деятельности по организации экскурсий для детей, включая экскурсии по историко-культурной, научно-образовательной и патриотической тематике, оказание содействия в организации детских культурно-патриотических круизов;

формирование в каждом субъекте Российской Федерации туристских маршрутов для ознакомления детей с историей, культурой, традициями, природой соответствующего региона, а также с выдающимися деятелями, внесшими весомый вклад в развитие субъекта Российской Федерации;

создание условий для профессионального развития и самореализации управленческих и педагогических кадров дополнительного образования детей;

совершенствование механизмов подготовки и непрерывного повышения квалификации педагогических и управленческих кадров и привлечения их в систему дополнительного образования детей, в том числе в сельской местности;

разработка мер поддержки для молодых специалистов, работающих в системе дополнительного образования детей, содействие их профессиональному развитию;

развитие института наставничества в системе дополнительного образования детей;

создание условий для использования в системе дополнительного образования детей цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, цифровых инструментов управления, в том числе оснащение организаций.

К сожалению, непосредственного ответа на то, что из себя представляет «профиль педагогической деятельности», в Российском законодательстве не содержится. Однако с опорой на другие нормативные правовые акты и материалы судебной практики можно ответить на вопрос о том, как именно педагогические работники могут реализовывать их право на дополнительное профессиональное образование, закрепленное в п. 5 ст. 47 ФЗ «Об образовании».

В первую очередь, можно обратиться к тексту статьи 76 ФЗ «Об образовании». Так, в ч. 2 ст. 76 данного закона указано, что дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ: программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки. В соответствии с ч. 4 ст. 76 ФЗ «Об образовании», программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Согласно ч. 5 ст. 76 ФЗ «Об образовании», программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дополнительное профессиональное образование педагогических работников может быть направлено на повышение уровня их квалификации по уже освоенным навыкам/компетенциям (например, преподаваемый предмет), или же может заключаться в изучении лицом совершенного нового для него направления. Этот вывод также подтверждается положениями Приказа Министерства Образования и Науки РФ от 01. 2013 N 499 «Об утверждении порядка и организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», в котором приводятся ссылки на упомянутые выше положения ФЗ «Об образовании».

Теперь стоит более подробно рассмотреть вопрос содержания дополнительных образовательных программ в рамках дополнительного профессионального образования педагогических работников. Так, в ч. 9 ст. 76 ФЗ «Об образовании» указано, что содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

Соответственно, для того, чтобы выяснить какую направленность должно иметь дополнительное профессиональное образование в целях соответствия профилю педагогической деятельности, необходимо обратиться к квалификационным требованиям, установленным к педагогическим работникам. Существует Приказ Минздравсоцразвития от 26. 2010 «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», в который включен раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». В данном нормативном правовом акте закреплены должностные обязанности и требования к квалификации следующих категорий педагогических работников: учитель, преподаватель, педагог-организатор, социальный педагог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре. Полный перечень должностей Вы можете посмотреть в указанном Приказе.

Можно в качестве примера рассмотреть квалификационные характеристики должности «Учитель». Так, учитель, в соответствии со своими должностными обязанностями, осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения. Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности. И это далеко не полный перечень обязанностей учителя.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в профиль педагогической деятельности включаются те функции и обязанности, которые содержатся в квалификационных характеристиках для конкретных педагогических должностей. Соответственно, по перечисленным в указанных характеристиках направлениях деятельности педагогический работник и может получать дополнительное профессиональное образование.

Непосредственного ответа на то, что подразумевается под определением «профиль педагогической деятельности», в Российском законодательстве не содержится. Однако ответить на вопрос о том, как именно педагогические работники могут реализовывать их право на дополнительное профессиональное образование, закрепленное в п. 5 ст. 47 ФЗ «Об образовании» можно путем анализа нормативно-правовых актов.

Согласно ч. 2 ст. 76 ФЗ «Об образовании», дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ: программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки. В соответствии с ч. 4, программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Согласно ч. 5, программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Касательно вопроса содержания дополнительных образовательных программ в рамках дополнительного профессионального образования педагогических работников. Так, в ч. 9 ст. 76 ФЗ «Об образовании» указано, что содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ Лосева Сергея Леонидовича

Многоуровневая подготовка профессиональных педагогов

Многоуровневое обучение – это совокупность нестандартных способов, методов и технологий обучения, ориентированных на всестороннее личностное развитие учащихся и активизацию их познавательных возможностей.

Современная образовательная система России, как и большинства стран мира, основывается на многоуровневой подготовке кадров.

Многоуровневое обучение профессиональных педагогов – это система непрерывного обучения педагогов на всех уровнях их профессиональной подготовки, с учетом особенностей реализации обучения, применяемых методов и технологий и постоянного обновления инструментария.

Многоуровневое обучение формируется на основе использования вариативных образовательных программ и способов организации учебного процесса, ориентированного на достижение целей и задач обучения. Такое обучение позволяет устранить диспропорции между спросом рынка труда и объемом кадровых ресурсов, выпускаемых образовательной системой в течение определенного временного промежутка. Кроме того, формируются новые виды образовательных заведений, новые варианты получения образования, способы подготовки профессиональных кадров, необходимых современному обществу.

При этом, многоуровневая образовательная система не уходит от сущности профессионального образования т. сохраняет систему обучения, ориентированную на социальный заказ, на выпуск специалистов, отвечающих текущим потребностям социально-экономического пространства и тенденциям мирового развития, но имеет несколько вариантов организации обучения, применения личностно-ориентированного подхода, дифференциации учебного процесса и его индивидуальной направленности.

Многоуровневое обучение функционирует таким образом, чтобы уметь своевременно готовить специалистов, исходя из быстро меняющих потребностей социума, его развития и совершенствования.

Многоуровневая подготовка профессиональных педагогов включает в себя следующие направления деятельности:

  • Применение инновационных направлений подготовки бакалавров, магистров, аспирантов, а также иных обучающихся системы профессионального и дополнительного образования, подготовки и переподготовки кадров.
  • Создание условий и ориентация будущих педагогов на непрерывное обучение, самообучение, саморазвитие. Предполагается, что каждый профессиональный педагог будет строить свою карьеру, развиваться в своей области деятельности по индивидуально избранному пути.
  • Реализация индивидуальной поддержки педагога.
  • Применение инновационных методов обучения, информационных ресурсов и современных научно-технических продуктов в образовательном процессе.

DDOS-GUARD

Рисунок 1. Структура многоуровневой системы подготовки специалистов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В настоящее время, система профессиональной подготовки педагогов включает в себя четыре уровня обучения:

  • Бакалавриат –это четырехлетнее обучение по программам профессиональной подготовки педагогов, включающих общие основы педагогической деятельности, аспекты психологии возрастного развития учащихся.
  • Магистратура – это двухлетнее обучение по избранному направлению педагогики, завершающееся написанием магистерской диссертации, включающей проведение собственных исследований и, дающей право на преподавание конкретной дисциплины.
  • Аспирантура – это научно-исследовательская деятельность педагога, связанная с разработками в области педагогики и их защитой. Обучение завершается написанием докторской диссертации и ее защитой, дающей научную степень.
  • Дополнительное профессиональное образование – это обучение педагогов, ориентированное на повышение их квалификации, расширение объема знаний и навыков, ознакомление с новыми методами и технологиями преподавания, подходами в организации образовательного процесса.

В условиях современной информатизации общества, системообразующим компонентом многоуровневого обучения педагогов выступает цифровое образовательное пространство. Оно позволяет использовать информационные ресурсы таким образом, чтобы своевременного и эффективно решать любые образовательные задачи.

Целевое назначение и задачи многоуровневой профессиональной подготовки педагогов

Целевым назначением функционирования многоуровневой подготовки педагогов выступает создание условий для развития личностного потенциала педагогов, формирования у них прочных знаний и навыков, умений их использовать в профессиональной деятельности, формирование мастерства и раскрытие творческого потенциала будущего педагога.

Профессиональный педагог должен быть подготовлен таким образом, чтобы обеспечивать целенаправленный и личностно-ориентированный процесс обучения, воспитания и развития отдельного учащегося, отвечая его интересам и потребностям современного этапа социального развития.

Многоуровневое образование педагогов ориентировано на создание сети образовательных учреждений, деятельность которых ориентирована на удовлетворение многообразных потребностей культурного развития личности и общества, создание условий для гибкой и вариативной научной подготовки педагогов, способных приспосабливаться к быстрым темпам развития общества и его непрерывно меняющимся потребностям.

Внедрение новой многоуровневой образовательной системы реализуется на основе обновления содержания образования. Оно становится более разнообразным. Каждый студент, может выбрать для себя программу обучения и варианты его осуществления. Программа обучения осваивается поэтапно. Таким образом, каждый студент, может освоить одну из программ и перейти на следующий уровень обучения или же, завершить его. Программы обучения характеризуются преемственностью и гибкостью.

В зависимости от того, какая программа освоена студентом т. е сколько уровней обучения он прошел, он становится специалистом определенного уровня и может претендовать на получение соответствующей профессиональной квалификации и должности в образовательной системе.

К основным задачам многоуровневого профессионального обучения педагогов относятся задачи, ориентированные на удовлетворение потребностей трех групп населения:

  • Удовлетворение личностных потребностей т.е. потребностей самого обучающегося. Сюда входит возможность выбора уровня профессиональной подготовки, освоение образовательной программы по данному уровню и выбор ее содержания, исходя из собственных умственных, физических и иных потребностей и возможностей.
  • Удовлетворение социальных потребностей т.е. потребностей общества в получение профессионала конкретной области. Общество ориентировано на получение квалифицированного специалиста наиболее быстрыми темпами, но с сохранением должного уровня профессиональной подготовки.
  • Удовлетворение преподавательских потребностей т.е. потребностей образовательного учреждения, его факультета. Они связаны с созданием условий для реализации научно-исследовательской деятельности, профессиональных потенций педагогов.

Дополнительное образование детей на базе организаций профессионального образования

DDOS-GUARD

Детские и молодёжные академии созданы и функционируют на базе организаций высшего, профессионального образования, а также организаций дополнительного образования. Всего на базах образовательных организаций в 2020 – 2021 учебном году планируют работу 39 детских и молодёжных академий. На базах 4 высших образовательных организаций будут функционировать 28 академий, на базах профессиональных образовательных организаций по договору сетевого взаимодействия, в том числе с ОГБН ОО ДТДМ функционирует 8 академий, 3 академии будут работать на базе областного Дворца творчества детей и молодёжи.

профессионально-направленное дополнительное образование молодежи (детей) через образовательно-практическую деятельность в авторитетной среде специалистов в соответствии с требованиями современных, передовых, развивающихся производств, организаций и предприятий.

– создание условий для развития интереса обучающихся к профессиям и специальностям профильной отрасли;

– создание условий для выстраивания обучающимся Академии индивидуального образовательного маршрута, ориентированного на дополнительную (углубленную) подготовку слушателей в профессиональной сфере;

– овладение обучающимися объемом знаний, развитие их способностей по направлению деятельности Академии;

– формирование высоконравственной, образованной личности, обладающей базовыми компетенциями современного человека;

– обеспечение необходимых условий для личностного развития, охраны и укрепления здоровья, профессионального самоопределения;

– патриотическое и гражданское воспитание детей и молодёжи;

– организация содержательного досуга обучающихся, развитие их социальной активности и социализации в современном обществе.

Аналитический отчет о деятельности академий на 2020-2021 учебный год

Аналитический отчет по детским и молодежным академиям за 2017-2020 год

Доклад Развитие ИТ-сферы

Мониторинг деятельности детских и молодежных академий за 2019-2020 учебный год.

Презентация о деятельности дестких и молодежных академий в Ульяновской области в 2020-2021 учебном году

DDOS-GUARD

DDOS-GUARD

DDOS-GUARD

DDOS-GUARD

DDOS-GUARD

DDOS-GUARD

DDOS-GUARD

DDOS-GUARD

DDOS-GUARD

DDOS-GUARD

DDOS-GUARD

DDOS-GUARD

DDOS-GUARD

DDOS-GUARD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.