В
целях проведения оценки эффективности деятельности государственных учреждений
Свердловской области, в отношении которых Министерство образования и молодежной
политики Свердловской области осуществляет функции и полномочия учредителя
сформирован рейтинг эффективности деятельности подведомственных учреждений за
2021 год.
Рейтинг
составлен на основании данных итоговой оценки расчета достигнутых показателей
эффективности деятельности учреждений в программном комплексе «Информационная
система управления финансами».
Показатели для осуществления всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориямПОКАЗАТЕЛИ для осуществления всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой и высшей), в соответствии с группой должностей и п. 36, 37 Порядка:
ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования»
Цитировать:Цёхла С. , Орлова Н. Методические подходы к оценке эффективности труда научно-педагогических работников при цифровых трансформациях образования // Экономика труда. – 2022. – Том 9. – № 2. – С. 299-320. – doi: 10. 18334/et. 114247.
Аннотация:Достижение результатов труда в высшей школе, прохождение процедуры мониторинга эффективности образовательной деятельности требует от научно-педагогических работников повышения эффективности их личного труда. Стратегия вузов в направлении повышения результатов деятельности преподавателей основана на разработке методики оценки эффективности труда работников, которая должна быть регламентирована и доведена до сведения сотрудников. Личные достижения в труде необходимо увязать со стратегическими направлениями развития образовательного учреждения и мотивировать людей на их выполнение. В статье рассмотрены отдельные методические походы к оценке эффективности труда научно-педагогических работников при цифровых трансформациях. Поднята дискуссия о современных тенденциях в формировании теоретических и методических основ повышения эффективности труда на основе мотивации и стимулирования. Проведен анализ динамики численности научно-педагогических работников, средней заработной платы, рабочего времени и удовлетворенности преподавателей оплатой труда. Сформулированы предложения о совершенствовании положений по оплате труда на основе уточнения видов цифровой работы, подлежащей оценке при балльно-рейтинговой системе заработка, процентном формировании фонда стимулирующих выплат, цифровой трансформации сбора и обработки данных для мониторинга результатов работы преподавателей, управления производительностью и эффективностью труда
Ключевые слова: балльно-рейтинговая система оценки, производительность труда, профессорско-педагогический состав, средняя заработная плата, цифровой профиль
Введение. Система
образования в последние годы мобильна по отношению к тем цифровым изменениям,
которые касаются организации учебного процесса, коммуникационного
взаимодействия со студентами и коллегами, электронной оцифровки
учебно-методической базы. Цифровые технологии затронули и научную работу. Они
связаны с разработкой программ, баз данных, электронных платформ,
проектирования цифровой архитектуры университетов, дистанционного проведения
научных мероприятий. Новшества науки и образовательного процесса сказались на
повышении трудоемкости выполнения работ, предусмотренных учебной нагрузкой
преподавателей. При этом изменения в системе науки и высшего образования
требуют от преподавателей получения результатов, которые бы способствовали
выполнению показателей деятельности вузов при прохождении итогового мониторинга
качества образования и эффективности деятельности образовательных учреждений. Для того чтобы повысить личную заинтересованность преподавателей в достижении
результатов, мотивировать их на выполнение цифровых работ, в образовательных
организациях следует разработать и применять систему оценки эффективности труда
научно-педагогических работников. Стимулирование работников осуществляется на
основе градации заработной платы на базовую часть, компенсационные и
стимулирующие выплаты. Расчет и оценка эффективности труда на основе показателей
и критериев эффективности, процедуры сбора, обработки и подтверждения
результатов труда, порядок и сроки выплаты заработной платы сотрудникам составляют
основу методики оценки эффективности труда научно-педагогических сотрудников
образовательного учреждения, которая должна быть регламентирована и утверждена
ученым советом вуза.
Цель исследования заключается в
совершенствовании методики оценки эффективности труда научно-педагогических
работников на основе перераспределения средств фонда стимулирования и
применения весовых коэффициентов балльной оценки рейтинга преподавателей при
подсчете заработной платы.
Материалы и методы исследования. Об
эффективности труда научно-педагогических работников в последние годы, особенно
в связи с пандемией и применением гибридной системы обучения, говорят много. В
то же время мало публикаций по данному вопросу. Это может быть связано с
несколькими причинами. Во-первых, финансовая сторона вопроса имеет особую
специфику, которая связана с различиями в установлении оплаты труда
квалификационным группам сотрудников вузов, поэтому возникает много нюансов в
расчетах. Во-вторых, необходимо принимать во внимание текущие изменения в
трудовых отношениях между работодателями и работниками, которые продиктованы
особенностями заключения эффективного контракта. В-третьих, в связи с
достижением национальных целей и пандемией необходимо отслеживать изменения в
тех видах работ, которые являются востребованными и инновационными в цифровом
пространстве, обеспечивают развитие цифровых компетенций и нужны для рынка
труда. Обсуждение данного вопроса требует знания и понимания ситуации и
практической адаптации методики оценки эффективности труда к деятельности
вузов.
Производительность и эффективность труда в
образовательных учреждениях – это особые категории экономики труда, которые
имеют определенные особенности и трактуются иначе при разработке и применении
методики оценки эффективности труда научно-педагогических работников. Производительность труда характеризует результаты учебной, методической,
научной и воспитательной работы, которые достигает работник за единицу времени. Можно оценить результаты труда каждого научно-педагогического работника, а
также сопоставить объем работы с заработной платой научно-педагогических
работников. Эффективность труда будет измеряться соотношением полученных
внебюджетных доходов на каждого сотрудника либо на 1 рубль затрат на оплату
труда.
Методика оценки эффективности труда
строится на системной основе. При этом используются методы предикативного
анализа, балльной оценки, весовых коэффициентов, интегральной оценки. Учитываются следующие принципы: объективность, определенность, соразмерность,
справедливость, измеряемость, достижимость, прозрачность.
Исследования
показывают, что основной причиной уменьшения численности преподавателей и
незаинтересованности молодежи в защитах кандидатских диссертаций является
недостаточный уровень заработной платы, отсутствие мотивации со стороны
руководства вузов, неэффективная работа по распределению фонда заработной платы
и оценке начисления баллов сотрудникам за достижение высоких показателей в
педагогической и научной работе.
На рисунке 3 представлена
динамика средней заработной платы по России и преподавателей вузов, до 2020 г. наблюдается рост средней номинальной заработной платы преподавателей вузов. В 2020 г. она составила 94 573 руб. Темпы роста заработной платы в 2020 г. по
сравнению с 2019 г. составили в сфере науки и образования – 109,9%.
Рисунок 3. Динамика средней номинальной
заработной платы преподавателей вузов и средней заработной платы по России,
рублей
В 2021 г. эффективность работы,
выраженная размером полученного заработка за учебные и научные достижения,
составила по итогам 3 квартала 2021 г. – 95 255 руб. , по сравнению с 2020 г. темпы роста составили 100,7%, что на 9,2% меньше показателя предыдущего
исследуемого периода. Остроту проблемы заработной платы научных работников и
ППС отражают цифры статистики (рис.
Рисунок 4. Динамика заработной платы научно-педагогических работников по России, рублей
Динамика средней заработной платы
работников списочного состава по России наглядно демонстрирует ее
неустойчивость на протяжении последних трех лет. Самый высокий размер
заработной платы наблюдается в науке – у научных сотрудников. По итогам 3
квартала 2021 г. средний размер заработной платы научных сотрудников по
России составил 104 007 руб. К итогу 1 квартала 2019 г. сумма
заработной платы в науке была равна 88 835 рублей. Сумма заработной платы
в системе высшего образования в 2021 г. составляет 95 255 рублей. В 2019 г. сумма заработной платы была равна 84 148 рублей. Наименьший размер
заработной платы – у преподавателей и мастеров производственного обучения. В 2021 г. заработная плата составила 43 799 рублей, что на 7289 рублей больше
показателя 2019 г. – соответственно, 36 510
рублей. При этом если динамический ряд по научным сотрудникам относительно
ровный, без существенных колебаний, то в высшем образовании и колледжах
отмечается неустойчивость выплат заработной платы в предковидный, ковидный и
постковидный периоды.
Таким образом, выявлены проблемы в высшей
школе и науке, которые связаны с сокращением численности ППС, низкими темпами
роста заработной платы, неудовлетворенностью оплатой труда и стимулирующими
доплатами, высокой средней продолжительностью рабочего времени при ограничениях
трудового законодательства. Их решение обусловливает необходимость
совершенствования методики оценки эффективности труда научно-педагогических
работников, выделения объема нагрузки на выполнение цифровых работ.
Методические подходы к оценке
эффективности труда научно-педагогических работников
Принципиальными позициями проработки методики
оценки эффективности труда в вузах, по нашему мнению, являются:
Формирование
и распределение фонда заработной платы.
Перечень
показателей и критериев оценки эффективности работ ППС (по каждой должности).
Порядок
расчета и оценки эффективности деятельности ППС.
Процедура
сбора, подтверждения, фиксации и обработки данных об эффективности труда ППС.
Порядок
и периодичность стимулирующих выплат по результатам оценки и мониторинга
эффективности труда ППС.
Автоматизация
и цифровизация процессов сбора и обращения данных, назначения стимулирующих
надбавок.
Размер стимулирующих доплат
преподавателям в вузах зависит от фонда оплаты труда, который складывается из
базовой части, компенсационных и стимулирующих доплат. Базовая часть формируется
из окладов, ставок заработной платы по профессиональным квалификационным
группам (уровням). Компенсации включают выплаты при отклонении от нормальных
условий труда, при работе в местностях с особыми климатическими условиями. Это
могут быть выплаты при увеличении объема работа. Стимулирующие выплаты
направляются на поощрение преподавателей за выполнение показателей
эффективности труда.
Рекомендации по
перераспределению фонда оплаты труда на стимулирование ППС по выполнению
показателей эффективности труда
Источник финансирования и часть ФОТ
Виды
выплат за показатели эффективности труда
Средства
субсидий, поступающих из федерального бюджета на финансовое обеспечение
выполнения государственного задания на оказание государственных услуг
(выполнение работ)
Базовая
часть оплаты труда
70%
на обеспечение размеров окладов, ставок заработной платы работников (без
учета районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате лиц,
работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях)
Выплаты
компенсационного характера
10%
с учетом условий труда и норм законодательства Российской Федерации
Стимулирующие
выплаты
20% выплат за
интенсивность, высокие результаты работы, качество выполняемых работ; за стаж
непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы
Средства,
поступающие от приносящей доход деятельности
Стимулирующие
выплаты
100% выплат за
интенсивность, высокие результаты работы, качество выполняемых работ; за стаж
непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы
Такой порядок перераспределения
затрат на оплату труда позволит повысить эффективность работы за счет тех
показателей, которые будут выполняться сотрудниками в рамках осуществления
эффективного контракта.
При этом рекомендуется использовать
балльно-рейтинговую систему оценки эффективности труда, причем она должна быть
регламентирована внутренними локальными документами вуза и проводится в
автоматизированном формате при заполнении цифрового профиля преподавателя или
научного работника. На наш взгляд, разработка системы показателей и критериев
оценки эффективности труда включает две группы показателей: абсолютные показатели
эффективности работы по ее видам: учебная, методическая, научно-исследовательская,
проектная и воспитательная; и относительные показатели, которые позволят
рассчитать производительность труда и эффективности труда для моделирования
факторного влияния и выполнения показателей. Абсолютные показатели выполнения
нагрузки, которые формируют базовую часть заработка работника, измеряются в
часах. Абсолютные показатели выполнения работы, которые формируют стимулирующую
часть заработка работника, измеряются в баллах. А следовательно, необходимо
методически оценить стоимость 1 балла для оценки эффективности труда
преподавателя.
Абсолютные показатели эффективности
носят количественный и качественный характер и включаются в итоговый рейтинг
преподавателя при его цифровом заполнении. На рисунке 5 показан
фрагмент заполнения цифрового рейтинга преподавателя с загрузкой сведений о
публикации в Научной электронной библиотеке, что удобно для проверки
объективности внесения данных в компьютерную автоматизированную систему вуза.
Данный показатель эффективности
преподавателя по публикациям заносится в рейтинг по группе абсолютных
показателей «Научно-исследовательская работа и разработки» и ему присваивается
оценочный балл, установленный Положением об эффективном контракте и Методикой
оценки показателей и критериев эффективности труда, как и иные аналогичные
показатели рейтинга сотрудника.
Рисунок 5. Фрагмент заполнения цифрового рейтинга
преподавателя с загрузкой сведений о публикации
Фрагмент трансформации
рейтинга ППС, показатели и критерии оценки с учетом цифровых достижений
Показатели эффективности и полученный
результат труда должны иметь стоимостную оценку. Поэтому в методику расчета
необходимо включить формулу расчета стоимости 1 (одного) балла затрат труда,
которые связаны с получением результата.
Размер средней стоимости 1 (одного) балла
исчисляется по формуле:
–
стоимость 1 (одного) балла показателя эффективности работы преподавателя;
–
фонд стимулирующих выплат, утвержденный для материального стимулирования
преподавателя за повышение эффективности труда;
–
общее количество баллов, полученных всеми работниками вуза за достижение
показателей эффективности за период, в семестре (учебном полугодии),
предшествующем отчетному периоду.
С учетом экспертной оценки балльный
эквивалент стоимости единицы затрат труда на выполнение цифровой работы будет
отличаться. При этом значимость выполненной преподавателем работы для
прохождения вузом мониторинга будет существенной. Таким образом, на
стимулирование учебной работы необходимо запланировать – 20% фонда
стимулирующих надбавок, на поощрение учебно-методико-цифровой работы – 30%
фонда стимулирующих надбавок, на научно-исследовательскую работу и разработки –
30% фонда стимулирующих надбавок, на организационно-проектную работу – 10%
фонда стимулирующих надбавок, на воспитательную работу – 10% фонда
стимулирующих надбавок.
Рекомендуемые относительные показатели
производительности и эффективности труда преподавателей для целей управления
Показатель
Формула расчета
Экономическая оценка показателя
Объем нагрузки в расчете на единицу времени,
час
,
Vn – объем нагрузки в расчете
на единицу времени, час. ;
Vrv – общий объем часов (нагрузки) продолжительности рабочего
времени, установленный в вузе за год, час. ;
Prv – количество рабочих часов по производственному календарю за
год, час
Характеризует загруженность преподавателя в расчете на 1 час
рабочего времени по производственному календарю
Объем нагрузки в расчете на 1 ППС, час
,
Vn – объем нагрузки в расчете на 1 ППС, час. ;
Vrv – общий объем часов (нагрузки) продолжительности рабочего
времени, установленный в вузе за год, час. ;
Pppc – количество ППС, человек. Характеризует среднее значение объема часов нагрузки на 1 ППС
(средний общий объем учебной работы)
Производительность труда в расчете на 1 ППС, тыс. руб. ,
Pt – производительность труда, тыс. руб. ;
Vv – стоимостное выражение разработанного объема учебных,
методических и научных продуктов (исчисляется из расчета средней стоимости 1
часа работы преподавателя), тыс. руб. ;
Pppc – количество ППС, человек
Характеризует объем выработки в стоимостном выражении,
приходящий на 1 единицу ППС
Производительность труда в расчете на 1 ППС, единиц
,
Pt – производительность труда, единиц;
Rn – количество единиц разработанных продуктов (отдельно по
учебной, методической и научной работе), единиц;
Pppc – количество ППС, человек
Характеризует объем выработки в натуральном выражении,
приходящий на 1 единицу ППС
Эффективность труда в расчете на 1 ППС, тыс. руб. ,
Et – эффективность труда, тыс. руб. ;
Nf – средства от приносящей доход деятельности в год, тыс. руб. ;
Pppc – количество ППС, человек
Характеризует объем внебюджетного финансирования, приходящийся
на 1 единицу ППС
Эффективность труда в расчете на 1 рубль затрат на оплату труда,
тыс. руб. ,
Et – эффективность труда, тыс. руб. ;
Nf – средства от приносящей доход деятельности в год, тыс. руб. ;
Pppc – затраты на оплату труда, тыс. руб. Характеризует объем внебюджетного финансирования, приходящийся
на 1 рубль затрат на оплату труда
Так как при нюансах и трудоемкости работ
оценку эффективности труда необходимо переводить в цифровой формат, то
процедура сбора, подтверждения, фиксации и обработки данных упрощается на
основе автоматической привязки подтверждающих документов, мероприятий, курсов к
конкретному преподавателю. При открытии профиля сотрудником в компьютерной
автоматизированной системе он будет уже частично заполнен, и поиск необходимого
обоснования для набора баллов будет вести намного легче.
Порядок и периодичность осуществления
стимулирующих выплат по результатам оценки эффективности деятельности ППС
рекомендуется пересмотреть и перейти с разовой оплаты по итогам предыдущего
года на двухразовую оплату. Вуз сам для себя определяет сроки пересмотра
рейтинга. Показатели эффективности деятельности работников и критерии ее оценки
устанавливаются на семестр с 1 сентября по 31 января, и с 01 февраля по 31
июля.
Заключение. Таким
образом, разработка внутренних положений и методик оценки эффективности труда,
которые включают определение системы показателей и критериев оценки, процедур
сбора и подтверждения данных, автоматизированного режима заполнения и хранения
данных для формирования вузовских, региональных и федеральных мониторингов
позволяет своевременно отследить результаты и показатели труда, скорректировать
решения по перераспределению заработной платы сотрудников.
Численность профессорско-преподавательского
состава по округам Российской Федерации, человек
Субъект Российской
Федерации
2015
2017
2018
2019
2020
Темп
роста, снижения 2020/2019
Темп
роста, снижения 2019/2018
Российская
Федерация
279758
245078
236057
229334
223088
97,28
97,15
Центральный
федеральный округ
88084
79173
77523
76668
75141
98,01
98,90
Северо-Западный
федеральный округ
33229
29490
28385
27491
26863
97,71
96,85
Южный
федеральный округ
27111
23745
22661
21799
21029
96,47
96,19
Северо-Кавказский
федеральный округ
14436
11501
11119
10664
10210
95,74
95,90
Приволжский федеральный
округ
51447
44854
42714
41336
40369
97,66
96,77
Уральский
федеральный округ
19049
16270
15364
14901
14535
97,54
96,99
Сибирский
федеральный округ
32587
28567
27175
25958
25042
96,47
95,52
Дальневосточный
федеральный округ
13815
11478
11116
10517
9899
94,12
94,61
Данные анализа демонстрируют снижение
численности профессорско-преподавательского (ППС) состава в вузах страны, что
придает остроту проблеме дефицита кадров в системе высшего образования. В целом
по России темп снижения численности ППС в 2019 г. по сравнению с 2018 г. составил 97,15%, в пандемийный период в 2020 г. по сравнению с 2019 г. – 97,28%. Относительно благополучная картина по сохранению кадрового потенциала
наблюдается в Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Уральском федеральных
округах. Наибольшие темпы снижения численности преподавателей по сравнению со
среднероссийскими показателями отмечаются в Южном, Северо-Кавказском, Сибирском
и Дальневосточном федеральных округах – около 4%. По отношению к 2015 г. процент сокращения численности ППС по России в целом составил примерно 20%
(223088:279758×100% = 79,74%).
В Центральном федеральном округе темпы
снижения количества преподавателей составляют в среднем 1–2%. При этом по
отношению к 2015 г. число преподавателей уменьшилось на 15% (75141:88084×100%
= 85,31%). Наибольшее количество вузов сосредоточено в г. Москве (табл.
Численность профессорско-преподавательского
состава по Центральному федеральному округу Российской Федерации, человек
Субъект
РФ
2015
2017
2018
2019
2020
Темп
роста, снижения 2020/2019
Темп
роста, снижения 2019/2018
Российская
Федерация
279758
245078
236057
229334
223088
97,28
97,15
Центральный
федеральный округ
88084
79173
77523
76668
75141
98,01
98,90
Белгородская
область
2691
2376
2318
2313
2275
98,36
99,78
Брянская
область
1438
1108
1040
1003
990
98,70
96,44
Владимирская
область
1584
1252
1218
1188
1153
97,05
97,54
Воронежская
область
5425
4984
4802
4705
4594
97,64
97,98
Ивановская
область
2054
1759
1690
1601
1543
96,38
94,73
Калужская
область
1274
983
902
844
834
98,82
93,57
Костромская
область
918
633
629
566
548
96,82
89,98
Курская
область
2416
1908
1800
1755
1717
97,83
97,50
Липецкая
область
1425
1149
1010
948
935
98,63
93,86
Московская
область
4917
3601
3853
3862
3806
98,55
100,23
Орловская
область
1911
1668
1517
1405
1308
93,10
92,62
Рязанская
область
1960
1816
1701
1722
1667
96,80
101,23
Смоленская
область
1653
1406
1347
1305
1270
97,32
96,88
Тамбовская
область
1567
1281
1247
1229
1350
109,85
98,56
Тверская
область
1854
1596
1559
1532
1475
96,28
98,27
Тульская
область
1813
1490
1442
1358
1267
93,30
94,17
Ярославская
область
2123
1814
1799
1804
1785
98,95
100,28
г. Москва
51061
48349
47649
47528
46624
98,10
99,75
За последние три года существенно
сокращается численность ППС в Ивановской, Костромской, Орловской, Рязанской,
Смоленской, Тверской, Тульской областях при достаточно стабильной картине сохранения
штата преподавателей по России и Центральному федеральному округу. Темп
снижения числа ППС в этих регионах составил от 3 до 7%. В Тамбовской области
даже удалось сохранить и увеличить количество преподавателей в пандемийный
период по сравнению с предыдущими годами.
Одним из показателей эффективности труда
при его оценке является доля преподавателей, имеющих ученую степень. От
дефицита компетентного персонала зависит качество и уровень организации
учебного процесса, в т. по программам аспирантуры, магистратуры и
дополнительного профессионального образования. Мониторинг данных позволяет
оценить динамику ППС, имеющих степень доктора и кандидата наук (рис.
Рисунок 1. Численность профессорско-преподавательского
состава по Российской Федерации по категориям сотрудников, имеющих ученые
степени, человек
По данным рисунка 1, при
сокращении численности ППС за последние годы ленточная диаграмма воспроизводит
тот же тренд и среди преподавателей вузов, имеющих степень кандидата наук. Динамический ряд по докторам наук остается практически неизменным. По состоянию
на 2020 г. численность кандидатов наук в 3,7 раза превышает число докторов
наук (129628:35039 = 3,7 раз). Примерно такое же соотношение прослеживается во
все годы исследуемого периода.
Результаты и эффективность научных
достижений зависят от численности научных сотрудников научных центров и
институтов страны. Анализ ретроспективы цифр и построенная столбиковая
диаграмма показывают, что снижается численность персонала, который занят
научными исследованиями и разработками (рис. Если пять лет
назад в сфере науки было занято 370 379 человек, то по итогам 2020 г. это число составило 346 497 человек. Темп снижения составил 93,55% (346 497:
370 379×100%=93,55%)
Рисунок 2. Численность
персонала, занятого научными исследованиями и разработками по Российской
Федерации, человек