DDOS-GUARD

Требования к земельному участку

Расстояния от
промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных объектов, транспортных дорог и
магистралей до учреждений дополнительного образования принимают в соответствии
с требованиями, предъявляемыми к планировке и застройке городов, поселков и
сельских населенных пунктов.

Размещение учреждений дополнительного
образования, в т. включающие зоны отдыха, спортивные площадки и спортивные
сооружения для детей и подростков (в т. пляжи), на территориях
санитарно-защитн ы х
зон не допускаются.

Через территории учреждений
дополнительного образования не должны проходить магистральные инженерные коммуникации
городского (сельского) назначения (водоснабжения, канализации).

Рекомендуемая пешеходная и транспортная
доступность данных учреждений для детей – не более 30 мин в одну сторону.

Отдельно стоящие учреждения дополнительного образования
детей размещают на обособленных участках.

При проектировании и строительстве
учреждений дополнительного образования площадь участков определяется заданием
на проектирование.

Участок должен иметь наружное освещение при норме
освещенности на земле 10 лк.

Территория участка должна быть огорожена забором высотой 1 ,2 – 1 ,5 м или зелеными насаждениями.

Не допускается посадка колючих кустарников
с ядовитыми плодами, размещение клеток содержания диких животных, опасных для
жизни детей и взрослых.

На участке выделяются функциональные зоны: площадки для
занятий объединений детей различных профилей на открытом воздухе, спортивные
площадки, площадки для тихого отдыха детей, хозяйственная зона с постройками,
зеленая зона. Количество функциональных зон и их размеры определяются самими
учреждениями дополнительного образования детей в зависимости от направленности
реализуемых программ.

Для учреждений дополнительного образования
рекомендуется следующее примерное распределение территории на зоны и участки в зависимости
от их назначения:

·
спортивная
площадка 0 ,7
– 1 ,1 га, включающая
легкоатлетическую площадку (0 ,5 г а), футбольное поле (45 ×20 м), две волейбольные (9 ×18 м), две
баскетбольные (16 ×28 м) площадки, либо по
одной волейбольной, баскетбольной и комбинированной площадке; кордодром,
бассейн для судомоделистов, автодром, картодром;

·
учебно-опытная
зона 0 ,15
– 0 ,4 га, включающая
участки овощных, полевых и декоративных культур, сад, зоологическую,
метеорологическую и географическую площадки;

·
зона отдыха
и аттракционов, площадью 0 ,15 – 0 ,5 га, включающая площадки для тихих и подвижных игр;

·
хозяйственная
площадка площадью 0 ,05 – 0 ,1 га.

Зеленая зона должна составлять не менее 50 % территории учреждения
дополнительного образования детей.

Зону хозяйственного двора следует предусматривать в
глубине участка. На хозяйственном дворе размещают хозяйственные постройки,
мусоросборники. Мусоросборники с крышками должны быть установлены на расстоянии
не менее 25 м от окон и дверей здания на
площадке с твердым покрытием (бетонированные, асфальтированные) с удобным и
асфальтированным подъездом со стороны улицы. Разме р к онтейнерной площадки
должен превышать площадь мусоросборников на 1 ,0 м со всех сторон.

Требования к водоснабжению и канализации

Здания учреждений
дополнительного образования детей должны быть оборудованы системами
хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией
и водостоками.

Водоснабжение и канализация учреждений дополнительного
образования должны быть централизованными.

В случаях отсутствия в населенном пункте
централизованных систем водоснабжения, учреждение дополнительного образования
необходимо обеспечить питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям,
предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.

В неканализованных районах учреждения
дополнительного образования оборудуются внутренней канализацией, при условии
устройства местных очистных сооружений, или выгребами с последующим удалением
стоков на очистные сооружения при согласовании с учреждениями
Госсанэпиднадзора.

В учреждениях дополнительного образования должен быть
организован питьевой режим для детей, обеспечивающий безопасность качества
питьевой воды, которая должна отвечать требованиям санитарных правил.

В помещениях для занятий изобразительным искусством,
скульптурой техническим творчеством, юных натуралистов, в кинофотолабораториях,
в лабораториях, помещениях для образовательной деятельности, мастерских,
помещениях медицинского назначения, комнате технического персонала, санитарных
узлах необходимо устанавливать раковины с подводкой горячей и холодной воды.

В помещениях для проведения занятий спортом и
хореографией предусматриваются гардеробные для верхней одежды (при отсутствии
общей гардеробной). Раздельно для мальчиков и девочек необходимо предусмотреть
помещения для переодевания, туалеты, душевые, умывальные с раковинами для мытья
рук с подводкой к ним горячей и холодной воды, из расчета 1 душевая сетка и 1
раковина на 10 человек.

Требования к естественному и искусственному
освещению

Основные помещения
учреждений дополнительного образования должны иметь естественное освещение. Без
естественного освещения допускается проектировать умывальные; снарядные,
душевые, уборные при гимнастическом зале; душевые и уборные персонала; кладовые
и складские помещения (кроме помещений для хранения легковоспламеняющихся
жидкостей); радиоузлы, кинофотолаборатории, книгохранилища.

В мастерских масляной и акварельной живописи должны быть
обеспечены необходимые условия естественного освещения. Расчетное значение
коэффициента естественного освещения (КЕО) должно соответствовать: для I светоклиматического пояса – 5,1 % , но не менее 3 ,8 % ; для II – 4 ,1 % , но не менее 3 ,0 % ; для III – 3 ,6 % , но не менее 2 ,5 %. Такие условия КЕО
должны быть созданы с помощью верхнего и бокового естественного освещения
мастерских.

В остальных помещениях учреждений
дополнительного образования коэффициент естественного освещения зависит от вида
деятельности и должен соответствовать требованиям строительных норм и правил.

Неравномерность естественного освещения помещений для
детей и подростков при боковом освещении не должна прев ышать 3:1.

Светопроемы учебных
помещений должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами
типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен,
мебели.

Направленность светового потока от окон на рабочую
поверхность должна быть левосторонней. Не рекомендуется направление светового
потока спереди и сзади. В слесарных мастерских естественный свет на рабочую
поверхность должен падать справа в связи с особенностями рабочей позы.

В помещениях, ориентированных на южную сторону горизонта,
следует применять отделочные материалы и краски неярких холодных тонов –
бледно-голубой, бледно-зеленый; в помещениях, ориентированных на северные
румбы, следует использовать светлые, теплые тона – бледно-розовый,
бледно-желтый, бежевый и др.

Для отделки учебных помещений должны использоваться
диффузно отражающие отделочные материалы, краски с коэффициентом отражения: для
потолка – не менее 0 ,8 , стен и оборудования – не менее 0 ,7 , пола – 0 ,4.

Для предупреждения затенения окон и снижения естественной
освещенности в помещениях необходимо сажать деревья не ближе 15 м от здания, кустарники – 5 м.

На рабочих местах обучающихся должны быть обеспечены
уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении
помещений не ниже:

·
в учебных
помещениях для теоретических занятий                       –
300 – 500 лк ;

·
в
компьютерных кабинетах                                                              –
300 – 500 лк;

·
в мастерских
по обработке металла                                                –
600 лк;

·
в мастерских
по обработке дерева                                                   –
500 лк;

·
в швейных
мастерских                                                                       –
600 лк;

·
изостудии,
живописи, рисунка, скульптуры                                   –
300 – 500 лк;

·
концертных
залах                                                                               –
300 лк;

·
звукоаппаратной
                                                                               –
150 лк;

·
спортивных
залах                                                                               –
200 лк (на
полу);

·
рекреациях                                                                                          – 150 л к;

·
в помещениях
для занятий юных натуралистов                             –
не менее 300
лк.

При использовании ламп накаливания уровни
освещенности уменьшаются в 2 раза.

В помещениях технического творчества при выполнении
зрительных работ I – IV разрядов, как правило, следует применять
систему комбинированного освещения (местное и общее).

В учебных помещениях,
спортивных и концертных залах и других должна применяться система общего
освещения, которое должно быть равномерным. Светильники следует располагать в
виде сплошных или прерывистых линий параллельно линии зрения работающих.

Чистку светильников
общего освещения необходимо проводить не реже 2
раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы. Запрещается привлекать к
этой работе учащихся.

Требования к воздушно-тепловому режиму

В основных помещениях
учреждений дополнительного образования детей температура воздуха должна
соответствовать параметрам табл.

Перепад между температурой воздуха внутри помещения и
т емпературой внутренней поверхности ограждающей конструкции
должен быть не более 6 °С.

В помещениях для занятий детей относительная влажность и
скорость движения воздуха должны составлять: в теплый период года –
относительная влажность воздуха – 60 – 30 % , скорость движения воздуха – 0 ,2 – 0 ,3 м/с; в холодный и переходные периоды года – влажность – 45
– 30 % , скорость
движения воздуха – не более 0 ,2 м/с.

Средние расчетные
температуры воздуха в основных помещениях

Основные помещения
Температура воздуха, °С ( t ) в разных климатических районах и подрайонах

I а, I б, I г
I в, I д , II , III
IV

Комнаты для занятий объединений
учащихся
21
18
17

Лаборатории
21
18
17

Мастерские по обработке
металла, дерева, с крупным станочным оборудованием, кружки технического моделирования
17
15
15

Помещения для музыкальных
занятий объединений детей, клубные комнаты, для занятий вокалом, актовый зал
– лекционная аудитория, зрительный зал
20
18
18

Спортивные залы: при отсутствии мест для зрителей при наличии мест для зрителей
18 15

Залы ванн бассейнов
На 1 – 2 ° выше температуры
воды в ванне

Залы для подготовительных
занятий в бассейнах; хореографические классы
18

Воздухообмен в основных помещениях учреждений дополнительного
образования должен соответствовать строительным нормам и правилам.

Требования к режиму деятельности детей

Режим
учебно-воспитательного процесса (расписание занятий) должен иметь
санитарно-эпидемиологическое заключение.

Расписание занятий в учреждениях дополнительного
образования детей составляется с учетом того, что они являются дополнительной
нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в
общеобразовательных учреждениях, и поэтому необходимо соблюдение следующих гигиенических
требований.

При зачислении в объединение каждый ребенок должен
представить справку от врача о состоянии здоровья с заключением о возможности
заниматься в группах дополнительного образования по избранному профилю.

Посещение ребенком
занятий более чем в 2 объединениях (секциях,
студиях и т. ) не рекомендуется. Предпочтительно совмещение занятий
спортивного и неспортивного профиля. Кратность посещения занятий одного профиля
рекомендуется не более двух раз в неделю.

Между занятиями в
общеобразовательном учреждении (независимо от обучения) и посещением учреждения
дополнительного образования детей должен быть перерыв для отдыха не менее часа.

Начало занятий в
учреждениях дополнительного образования должно быть не ранее 8. 00 ч, а их окончание – не
позднее 20. 00
ч.

Занятия детей в
учреждениях дополнительного образования могут проводиться в любой день недели,
включая воскресенья и каникулы.

Продолжительность
занятий детей в учреждениях дополнительного образования в учебные дни, как
правило, не должна превышать 1,5 ч, в выходные
и каникулярные дни – 3 ч. После 30 – 45 мин занятий необходимо устраивать перерыв длительностью не
менее 10 мин для отдыха детей и проветривания
помещений. Продолжительность каждого занятия и длительность отдельных видов
деятельности приведены в прилож.

Занятия с использованием компьютерной
техники проводят в соответствии с гигиеническими требованиями к видеодисплейным
терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам.

В учреждениях дополнительного образования детей при
наличии двух смен занятий в середине дня необходимо устраивать 1-2 -часовой перерыв между сменами для уборки и сквозного
проветривания помещений.

При привлечении школьников среднего и старшего возрастов
к трудовой деятельности режим дня должен организовываться в соответствии с
санитарными правилами по содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха
и гигиенических критериев допустимых условий и видов работ для
профессионального обучения и труда подростков.

Требования к санитарному состоянию и содержанию
территории и помещений

В учреждениях дополнительного образования детей должны регулярно
проводиться санитарно-гигиенические мероприятия и профилактическая дезинфекция.

При работе учреждения в 2 смены уборку должны
проводить дважды: между сменами занятий и в конце рабочего дня. Во всех помещениях
должна проводиться ежедневная влажная уборка помещений с использованием соды,
мыла, синтетических моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных для
использования в установленном порядке.

Один раз в месяц необходимо проводить
генеральную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств.

Окна и оконные проемы снаружи и изнутри
моют не менее 3
раз в год (весной, летом, осенью).

Места общего пользования (буфет, туалеты, душевые)
необходимо убирать постоянно с использованием дезинфицирующих средств.

В туалетах дезинфекции подлежит помещение и
санитарно-техническое оборудование. Сидения на унитазах должны мыться теплой
водой с мылом. Раковины и унитазы следует чистить квачами или щетками с
использованием чистящих и дезинфицирующих средств.

Использованные квачи и уборочный материал
необходимо погрузить в 0 ,5 % -ны й раствор гипохлорида
кальция или 1 %-ный раствор хлорной извести на
30 мин, затем прополоскать и высушить. Чистые
квачи и уборочный инвентарь следует хранить в специально промаркированной таре
в хозяйственном шкафу или в помещении для обработки и хранения уборочного
инвентаря.

В туалетах должны быть педальные ведра,
туалетная бумага, мыло (лучше жидкое с дозатором), сушка для рук или разовые
салфетки, полотенца для вытирания рук.

В душевых должна проводиться ежедневная уборка и
дезинфекция (помещения, предметы обстановки – скамьи, шкафчики, резиновые
коврики).

В душевых необходимо пользоваться
индивидуальной обувью, мылом, мочалкой.

Обработку и дезинфекцию спортивного инвентаря следует
проводить следующим образом:

·
спортивный
ковер очищается ежедневно с использованием пылесосов; рекомендовано
использование моющих пылесосов для организации влажной уборки не реже 3 – 4 раз в месяц;

·
тренировочные
мешки, чучела и переносной спортивный инвентарь протирают влажной ветошью не
менее 1 – 2 раз
в день, а металлические части спортивного инвентаря – сухой тряпкой;

·
маты должны
не реже 1 раза
в неделю очищаться от пыли с помощью пылесосов или выколачиваться на открытом
воздухе.

Маты, исключая кожаные, должны иметь
съемные матерчатые чехлы, которые по мере их загрязнения должны подвергаться
стирке не реже 1
раза в неделю; кожаные маты протираются влажной ветошью, с использованием
мыльно-содовых растворов.

Для детей дошкольного и школьного возраста
кожаные маты следует обрабатывать мыльно-содовым раствором ежедневно.

В учреждениях дополнительного образования должны быть
предусмотрены отдельные помещения для обработки и хранения уборочного
инвентаря, приготовления моющих и дезинфицирующих средств.

В помещениях уголков живой природы необходимо ежедневно
проводить влажную уборку, чистку клеток, кормушек и замену подстилки, мыть
поилки и менять воду.

Раз в две недели клетки, кормушки, поилки
необходимо дезинфицировать 3 % -ны м раствором хлорамина с последующей промывкой проточной
водой, высушиванием. После этого в клетку можно заложить чистую подстилку и
насыпать корм.

Санитарные требования к столовым и буфетам принимаются в
соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами к организациям
общественного питания.

На территории участка
следует проводить ежедневную уборку. Мусор необходимо собирать в металлические
мусоросборники с закрывающимися крышками. Очистку мусоросборников производить
при их заполнении на 2 /3
объема. После опорожнения мусоросборники следует дезинфицировать.

Медицинское обеспечение

Работники учреждений дополнительного
образования детей должны проходить обязательные медицинские осмотры при
поступлении на работу и периодические медосмотры в установленном порядке.

Медицинское наблюдение за детьми, занимающимися в
спортивных школах и секциях, необходимо проводить не реже 2 раз в год.

После перенесенных заболеваний дети допускаются к
занятиям спортом только со справками врача.

Учреждение дополнительного образования детей должно быть укомплектовано
медицинскими аптечками для оказания доврачебной помощи.

Обязанности руководителя учреждения
дополнительного образования

Руководитель
учреждения дополнительного образования организует и обеспечивает:

·
наличие в
учреждении настоящих санитарных правил и норм и доведение их содержания до
сотрудников учреждения;

·
выполнение
требований санитарных правил и норм всеми сотрудниками учреждения;

·
организацию
производственного и лабораторного контроля;

·
прием на
работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную
гигиеническую подготовку и аттестацию;

·
наличие
личных медицинских книжек на каждого работника;

·
своевременное
прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских
обследований всеми работниками в установленном порядке;

·
выполнение
постановлений, предписаний органов и учреждений госсанэпидслужб ы ;

·
условия
труда работников в соответствии с действующим законодательством, санитарными
правилами и гигиеническими нормативами;

·
эффективную
работу санитарно-технического, технологического и другого оборудования
учреждения;

·
проведение
мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации;

·
наличие
аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение;

·
организацию
санитарно-гигиенической работы с персоналом путем проведения семинаров, бесед,
лекций.

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил и норм
влечет дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в
соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» № 52 -ФЗ от 30 марта 1999 г.

Размеры столярных и слесарных
инструментов для учащихся разного возраста

Инструменты
Возраст
учащихся (лет)

10 – 12
13 – 15

№ 1 (мм)
№ 2 (мм)

Пила лучковая

длина полотна
500
550

шаг зубьев
3 ,5 – 4 ,0
4 ,0 – 5,0

Стойка пилы: высота
280
300

сечение в месте хвата
28 × 14
30 × 15

Ножовка столярная

длина полотна
280 – 300
320 – 350

шаг зубьев
5 ,0
5 ,0

Ручка (форма призмы): длина
80
90

ширина со стороны полотна
13
15

ширина со стороны ладони
20
24

ширина боковой грани
29
31

Рубанок

длина
210
244

ширина
48
56

Колодка металлическая: длина
220
250

ширина
47
52

Железка: длина
140
180

ширина
30 – 40
40

Шерхебель

Колодка: длина
220
250

ширина
38
45

Железка: длина
140
180

ширина
25
30

Молоток столярный

ма сса (г)
200
300

сечение ручки в месте хвата
26×20
28×22

Рашпиль

общая длина
200
250

Ручка: длина
112
120

диаметр наиболее толстой части
брюшка
31 ,5
34

Клещи

общая длина
150
180

длина рычагов
125
150

расстояние между внешними
сторонами рычагов в месте хвата
27
27

Н апильники драчевы е и личные

общая длина
200
250

Ручка: длина
112
120

длина наиболее толстой части
брюшка
31 ,5
34 ,0

Н ожовка слесарная

длина полотна

275

Ручка: длина

120

диаметр наиболее толстой части
брюшка

34 ,0

Молоток слесарный

масса (г)
300
400

длина
280 – 300
300 – 320

сечение ручки в месте хвата
26×20
28×22

Н ожницы по металлу

длина режущей части
60

Минимальный возраст
зачисления детей в спортивные школы по видам спорта

Возраст
Вид спорта
Возраст
Вид спорта

6
Гимнастика (дев. ) Гимнастика художеств. Фигурное катание
8
Горнолыжный Баскетбол Футбол Бадминтон Спортивное ориентирование Спортивный туризм Гольф

7
Воднолыжный
9
Биатлон

Гимнастик а ( мальчики)
Легкая атлетика (многоборье, метания, прыжки с шестом)

Прыжки в воду

Синхронное плавание
Прыжки на лыжах

Фристайл
Парусный спорт

Настольный теннис
Бейсбол

Плавание
Водное поло

Теннис
Волейбол

Акробатик а
Гандбол

Прыжки на батуте
Конькобежный

Рок-н-рол
Легкая атлетика

Спортивные танцы
Лыжные гонки

Аэробика
Шорт-трек

Дартс
Регби

Шейпинг
Софтбол

Шахматы
Хоккей с мячом

Шашки
Городки

Ушу
Лапта

10
Велоспорт Конный спорт Современное пятиборье Санный спорт Стрельба пулевая Фехтование Бокс Борьба вольная Борьба греко-римская Гребля академическая Гребля на байдарках и каноэ Дзюдо Тяжелая атлетика (юноши) Таеквандо Альпинизм Буерный спорт Гребной слалом Натурбан Полиатлон Триатлон Армреслинг Атлетизм Бильярд Гиревой Каратэ-до Кекусенкай Скалолазание Стрельба из арбалета Кикбоксинг Контактное каратэ Пауэрлифтинг Самбо
11
Стрельба из лука Стендовая стрельба

12
Бобслей

Рекомендуемый режим занятий детей в объединениях различного
профиля

№ п/п
Профили и
отдельные виды кружков
Наполняемость
групп
Число
занятий в неделю
Продолжительность
занятий*

оптимальная
допустимая

1
Занятия техническим творчеством (авиамодельный, судомодельный,
радиотехнический и др. )
10
15
2
2 по 45
мин, с 10 -минутным перерывом

2
Занятия с использованием компьютерной техники
10
15
1 – 2
2 по 30
мин учащихся 1 – 5 классов (7 – 10 лет); 2 по 45
мин – с 6 класса и старше (11 – 16 лет)

3
Художественные объединения детей:
10
15
2
2 по 45 мин

литературно-творческие

театральные
10
15
2
2 по 45 мин

хоровые
30
70
2
2 по 45 мин

оркестровые
от 10
до 30
2
репетиция – около 3 ,5 ч, внутренний
перерыв – 20 – 25 мин

музыкальные
1 /8*
1 /12**
от 2 до 3
30 мин (индивидуальные занятия), 2 – 3 по 45 мин (групповые)

бального танца
10 – 12
45
2
2 по 45 мин

хореография
10
25***
2
2 по 30 мин
– младшие школьники, 2 по 45 мин – другие группы

изобразительное искусство
10
15
2
2 – 3 – 4 по 45 мин

кинолюбителей
10
15
2
2 по 45 мин

шахматный клуб

2 – 3
2 по 45 мин

4
Занятия в кружках юных туристов и краеведов
10
15
1 – 2 похода или
занятия на местности в месяц
3 по 45
мин, занятия на местности – до 4 ч

5
Занятия эколого-биологической направленности
10
20
2 , из них одно
проводится по подг руп. 2 по 45 мин

6
Занятия физкультурно-спортивного профиля:
10
15
2 – 3
45 мин – для учащихся 8 – 13 лет, 2 по 45 мин × 2 – для учащихся 14 – 17 лет

группы начальной подготовки

радиоспорта
8
15
2 – 3
2 по 45 мин

занятия картингом
10
15
1
45 мин

прочие (морские, юных пожарников, собаководов и др. )
10
15
2 – 3
в зависимости от характера занятий, теоретические – 2 по 45 мин

* ) Продолжительность занятий от 30 до 45 мин с обязательным 10 -минутным
перерывом между ними для отдыха детей и проветривания помещений; ** ) в числителе – индивидуальные
занятия, в знаменателе – групповые; *** ) младшая группа первого года
обучения.

Примерный состав и площади помещений для занятий
детей техническим творчеством

Помещения
Площадь, м 2

на 1 ребенка
лаборантской

I. Группа помещений для младших
школьников

Для технического моделирования с лаборантской
4 ,8
18 ,0

Для работы с природными материалами
6 ,0
18 ,0

II. Группа помещений мастерских

Мастерские по обработке древесины и металла
6 ,0
18 ,0

III. Группа помещений
конструкторов-рационализаторов

Лаборатория радиоконструирования с лаборантской
4 ,8
18 ,0

Для радиотелеграфа
2 ,7

Для радиостанции KB и УКВ
3 ,6
18 ,0

VI. Группа помещений научных
обществ учащихся

Лаборатория физико-техническая с лаборантской и кабинетом
для теоретических занятий
7 ,2
18 ,0

Лаборатория химико-техническая с лаборантской и кабинетом
для теоретических занятий
7 ,2
18 ,0

Лаборатория астрономии с лаборантской и обсерваторией
4 ,1
18 ,0 + 9 ,0

V. Группа помещений для технических
видов спорта

Лаборатория авиационного и ракетного моделирования с
лаборантской
4,8
18,0

Лаборатория автомоделирования с лаборантской
3 ,6
18 ,0

Лаборатория судомоделирования с лаборантской
4 ,8
18 ,0

Помещение кинофотостудии с лаборантской
6 ,0

Перечень видов образовательных учреждений дополнительного
образования детей

Дворец – образовательное учреждение дополнительного
образования детей, реализующее дополнительные образовательные программы не
менее семи направленностей.

Центр (дом) –
образовательное учреждение дополнительного образования детей, реализующее
дополнительные образовательные программы не менее четырех направленностей.

Станция – образовательное
учреждение дополнительного образования детей, реализующее дополнительные
образовательные программы одной из направленностей.

Школа – образовательное
учреждение дополнительного образования детей, реализующее дополнительные
образовательные программы одной из направленностей, рассчитанные на три и более
лет и имеющие своей целью общую подготовку и профессиональную ориентацию в избранной
области.

Детская студия –
образовательное учреждение дополнительного образования детей, реализующее
дополнительные образовательные программы художественной направленности и
имеющие постоянный детский творческий коллектив.

Клуб – образовательное
учреждение дополнительного образования детей, реализующее дополнительные
образовательные программы одной из направленностей на основах клубной
деятельности.

Детский
оздоровительно-образовательный лагерь – образовательное учреждение
дополнительного образования детей, реализующее дополнительные образовательные
программы не менее двух направленностей в условиях отдыха и оздоровления детей.

Библиографические данные

Федеральный закон «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52 -ФЗ от 30.

Федеральный закон «Об
образовании».

Федеральный закон «О
защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении
государственного контроля (надзора)» № 134 -Ф З от 08.

Положение о
государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и
Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании,
утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № 554 от 24.

Приказ Минздрава РФ «О порядке проведения предварительных и
периодических медицинских осмотров и медицинских регламентах допуска к
профессии», № 90 от 14.

Приказ Минобразования
России, Минздрава России, Госкомспорта России и РАО от 16 июля 2002 г. № 2715 /227 /166 /19 «О совершенствовании
процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской
Федерации».

ГОСТ 19301. 1- 19301. 3-94 «Мебель детская
дошкольная. Функциональные размеры».

СНиП 23-05-95 «Естественное
и искусственное освещение».

СанПиН
2. 1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды
централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

СанПиН
2. 542-96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам,
персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

СанПиН
2. 729-99 «Полимерные и полимеросодержащие строительные материалы,
изделия и конструкции. Гигиенические требования безопасности».

СанПиН
2. 1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к
устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества».

СанПиН
2. 1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых
продуктов и продовольственного сырья».

СанПиН 2. 1078-01 «Гигиенические требования к качеству и безопасности
продовольственного сырья и пищевых продуктов».

СанПиН 3. 541-96 «Требования к
организации и проведению мероприятий по уничтожению бытовых насекомых и комаров
подвальных помещений».

СП 3. 558-96 «Общие требования
по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний».

СанПиН
2. 1031-01 «Санитарно-защитны е
зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

СП
1. 1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за
соблюдением правил и выполнением санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий».

СП 3. 1117-02 «Профилактика
острых кишечных инфекций».

МУ 2. 730-99
«Гигиеническая оценка качества почвы населенных мест».

Типовое положение об образовательном
учреждении дополнительного образования детей. Утверждено постановлением
Правительства РФ от 22. 97 № 212.

СанПиН
2. 1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в
общеобразовательных учреждениях».

СанПиН
2. 664-97 «Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для
профессионального обучения и труда подростков».

СанПиН 42-125-4270-87 «Устройство, содержание и организация работы лагерей труда
и отдыха».

СП 2. 969-00 «Гигиенические
требования к устройству, содержанию и организации режима в детских
оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул».

ГОСТ 11015-93
«Ученические столы».

ГОСТ 11016-93
«Стулья ученические».

Санитарные правила
устройства и содержания мест занятий физической культурой и спортом. Утверждены
30. 76 № 1576-76.

Каким работникам установить учебную нагрузку

Учебную нагрузку утверждают не для всех педагогов. Установите ее:

  • учителям, если реализуете основные общеобразовательные программы, в том числе адаптированные;
  • педагогам и старшим педагогам дополнительного образования;
  • учителям иностранного языка детского сада;
  • преподавателям, если реализуете дополнительные общеобразовательные программы в области искусств, физической культуры и спорта;
  • тренерам-преподавателям и старшим тренерам-преподавателям, если реализуете образовательные программы в области физической культуры и спорта.

Такие правила закрепило Минобрнауки в пункте 2. 1 Приложения 1 к приказу от 22. 2014 № 1601.

Как установить учебную нагрузку

Определяйте учебную нагрузку ежегодно к началу учебного года (п. 3 Приложения 2 к приказу Минобрнауки от 22. 2014 № 1601). Установите ее объем, рассчитайте оклады педагогов и утвердите нагрузку приказом.

Определите объем нагрузки

Рассчитывайте нагрузку, исходя из нормы 18 часов в неделю на педагога (п. 1 Приложения 1 к приказу Минобрнауки от 22. 2014 № 1601). Можете назначить больше или меньше – с учетом особенностей работы педагога и образовательной организации.

Если назначили нагрузку больше или меньше нормы, возьмите согласие работника (п. 4 Приложения 1 к приказу Минобрнауки от 22. 2014 № 1601). Оформите его в произвольном виде. Воспользуйтесь готовыми образцами.

Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!

Смотрите полный список программ проф. переподготовки и повышения квалификации ✅здесь

Законодательство не устанавливает верхний предел нагрузки для педагогов школ и детских садов. Однако для них предусмотрена 36-часовая рабочая неделя. Увеличить учебную нагрузку можно только в пределах этого времени – до 36 часов. Педагоги вправе работать больше, но для этого надо оформить внутреннее совместительство или сверхурочную работу (ст. 1, 97 ТК, письмо Минтруда от 05. 2017 № 14-2/ООГ-6849).

Установите учебную нагрузку в астрономических часах – по аналогии с нормой нагрузки от Минобрнауки. Включите в нее перемены и динамические паузы.

При расчете нагрузки учителей соблюдайте дополнительные требования:

  • сохраняйте прежний объем нагрузки в новом учебном году, если ваша школа для учителя – основное место работы;
  • обеспечьте преемственность преподавания учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей в классах и классах-комплектах;
  • поручите учителю, который вел уроки в выпускном классе, вести в новом учебном году занятия в классах, начинающих впервые изучение преподаваемого предмета, курса, дисциплины, модуля;
  • включите в учебную нагрузку часы занятий, которые учитель проводит на дому с детьми, находящимися на длительном лечении, если ваша школа для учителя – основное место работы;
  • не меняйте учебную нагрузку на каникулах, в том числе при обучении на дому, даже если заключение медорганизации – основание для такого обучения – действительно только до окончания учебного года;
  • оплачивайте отдельно нагрузку, которую учитель выполнял при замещении временно отсутствующих учителей.

Отдайте ответственному за расчет нагрузки памятку. В ней – основные правила и ограничения, которые надо соблюсти.

DDOS-GUARD

DDOS-GUARD

Рассчитайте оклады педагогов с учетом нагрузки

Учитывайте нагрузку при расчете зарплаты. Чтобы определить оклад педагога, умножьте размер ставки работника за месяц на объем его учебной нагрузки в неделю. Полученный результат разделите на 18.

DDOS-GUARD

DDOS-GUARD

В некоторых случаях, когда у учителя не хватает нагрузки до нормы в 18 часов, выплачивайте оклад полностью – как за полную ставку. Законодатель закрепил это правило, чтобы обеспечить оплату труда педагогов, когда они не могут получить большую нагрузку по не зависящим от них обстоятельствам. При этом поручите им другую педагогическую работу, чтобы в общем набралось 18 часов (п. 2 Приложения 2 к приказу Минобрнауки от 22. 2014 № 1601). Правило о доплате действует:

  • для учителей 1–4-х классов, если передали уроки иностранного языка, музыки, ИЗО и физической культуры другим учителям-специалистам;
  • учителей 1–4-х классов, которые не имеют необходимой подготовки, чтобы вести русский язык, если школа находится в сельской местности и реализует программу начального общего образования на родном нерусском языке;
  • учителей русского языка, если школа находится в сельской местности и реализует программу начального общего образования на родном нерусском языке;
  • учителей физической культуры, если организация реализует общеобразовательные программы и находится в сельской местности;
  • учителей иностранного языка, если организация реализует общеобразовательные программы и находится в поселке лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.

DDOS-GUARD

Утвердите и оформите учебную нагрузку

Утвердите учебную нагрузку приказом. Перед этим учтите мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (п. 9 Приложения 2 к приказу Минобрнауки от 22. 2014 № 1601). Подробнее читайте в рекомендации «Как учесть мнение профсоюза».

Включите учебную нагрузку в трудовой договор с работником (п. 4 Приложения 2 к приказу Минобрнауки от 22. 2014 № 1601). Если уже заключили трудовой договор, оформите дополнительное соглашение.

Когда и как изменить учебную нагрузку

Изменить учебную нагрузку можно по соглашению сторон. Для этого сообщите педагогу, что хотите ее увеличить или уменьшить. Если он согласен, заключите дополнительное соглашение к трудовому договору (п. 7 Приложения 2 к приказу Минобрнауки от 22. 2014 № 1601). На основании соглашения издайте приказ. Воспользуйтесь готовыми образцами.

По своей инициативе нагрузку можно только снизить в двух случаях – 1) когда уменьшили часы в учебных планах, учебных графиках; 2) сократилось количество обучающихся, классов, групп и классов-комплектов. По этим основаниям разрешено менять нагрузку в течение года и на начало следующего учебного года (п. 5, 1. 6 Приложения 2 к приказу Минобрнауки от 22. 2014 № 1601).

DDOS-GUARD

Чтобы уменьшить нагрузку по инициативе работодателя, предупредите педагога минимум за два месяца. Направьте уведомление. Укажите в нем причины снижения нагрузки. Воспользуйтесь готовым образцом.

Если снижаете нагрузку перед началом нового учебного года, учтите сроки отпусков работников. Предупредите их заранее – до начала отдыха. Иначе придется сохранить зарплату, исходя из объема учебной нагрузки до отпуска.

Издайте приказ о снижении учебной нагрузки. Заключите дополнительное соглашение к трудовому договору – укажите в нем новый объем нагрузки педагога.

Если работник не согласен со снижением нагрузки, предоставьте ему другую должность, которой он соответствует по квалификационным требованиям. Если таких должностей в штатном расписании нет, предложите иную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом состояния его здоровья (ст. 74 ТК). Направьте педагогу список вакантных должностей с описанием трудовых функций и условий труда – оплаты, режима рабочего времени и др. Предлагайте вакантные должности в течение двухмесячного срока уведомления.

DDOS-GUARD

DDOS-GUARD

Оплата замещения

Часы замещения временно отсутствующих по болезни и другим причинам учителей и преподавателей оплачиваются дополнительно, сверх установленной тарификации (п. 7 приложения 2 к Приказу Минобрнауки РФ от 22. 2014 № 1601).

Расчет стоимости часа замещения приведен в Письме Минобразования РФ от 29. 1995 № 87-М «О почасовой оплате труда в образовательных учреждениях» (далее – Письмо Минобразования РФ № 87-М). В нем говорится, что размер оплаты одного часа педагогической работы в месяц определяется путем деления месячной ставки заработной платы педагогического работника в соответствии с разрядом ЕТС за установленную норму часов педагогической работы в неделю на среднемесячное количество рабочих часов.

В свою очередь, среднемесячное количество рабочих часов определяется, согласно Письму Минобразования РФ от 09. 1995 № 75-М, путем умножения нормы часов педагогической нагрузки в неделю на количество рабочих дней в году по пятидневной рабочей неделе и деления полученного результата на 5 (количество рабочих дней в неделе), а затем на 12 (количество месяцев в году).

Если в году имеются предпраздничные дни, у которых продолжительность сокращена на 1 час, то их также необходимо учесть в формуле.

Например, для учителей 5 – 11-х классов норма рабочего времени составляет 18 часов в неделю. В 2019 году 247 рабочих дней и 6 предпраздничных дней сокращенной продолжительности. Среднемесячное количество часов равно 73,6 ч (18 ч х 247 дн. / 5 дн. – 6) / 12 мес. В отношении месячной ставки заработной платы педагогического работника в соответствии с разрядом ЕТС отметим следующее. Оплата труда педагогов, работающих в образовательных учреждениях субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждениях, регулируется нормативными документами, изданными органами власти субъекта, органами местного самоуправления. Как правило, это положения об оплате труда, применяемые для работников учреждений, подведомственных соответствующему органу власти. Такими положениями устанавливаются:

  • размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников с учетом Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих или профессиональных стандартов для профессиональных квалификационных групп работников по квалификационным уровням;
  • размеры надбавок за работу при наличии особых условий труда территориального и бытового характера (работу в сельской местности, районах Крайнего Севера);
  • перечень выплат компенсационного характера;
  • перечень выплат стимулирующего характера.

В месячную ставку для расчета оплаты часов замещения включаются надбавки за квалификационную категорию, надбавки за почетное звание и стаж, доплаты за специфику работы в организации за установленную норму часов педагогической работы в неделю. При этом оплата производится по стоимости часа того преподавателя, который замещает отсутствующего сотрудника.

Контроль проведения замен осуществляется учебной частью учреждения и фиксируется в соответствующем журнале, книге учета, табеле, то есть документе, установленном для этих целей самим учреждением.

Учитель русского языка и литературы замещал в мае 2019 года своего заболевшего коллегу. Должностной оклад по ПКГ в данном муниципальном образовании для должностей педагогических работников четвертого квалификационного уровня составляет 11 200 руб. Замещающий учитель имеет первую квалификационную категорию с повышением должностного оклада на 20%, также ему установлена надбавка в размере 15% от должностного оклада за ведение уроков с углубленным изучением предмета (за специфику работы в учреждении). Согласно журналу замещения учитель провел 7 часов учебных занятий.

Стоимость 1 педагогического часа у него составит 210 руб. (11 200 руб. х 1,2 х 1,15 / 73,6 ч).

Размер оплаты часов замещения – 1 470 руб. (210 руб. х 7 ч).

Оплата часов работы на дому

Мы уже отмечали, что учебные часы обучения детей на дому в соответствии с медицинским заключением, а также часы занятий по физкультуре с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, включаются в учебную нагрузку учителя общеобразовательного учреждения, для которого оно является местом основной работы на общих основаниях (Рекомендации об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений, доведенные Письмом Минобрнауки РФ № АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 96 от 26. 2004). Но в случаях необходимости обучения на дому в середине учебного года, то есть после того, как тарификационные списки утверждены, и при условии продолжительности такого обу­чения не более 2 месяцев, оплата данного обучения будет производиться также по часам.

Нетарифицированные часы обучения на дому оплачиваются по правилам, установленным уже упомянутым Письмом Минобразования РФ № 87-М, как произведение расчетной оплаты одного часа и количества часов индивидуального обучения. При этом согласно п. 11 Письма Минобрнауки РФ № АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 96 учителям и другим педагогическим работникам за индивидуальное обучение на дому на основании медицинского заключения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, осуществляется повышение ставок заработной платы (должностных окладов) на 20%.

Воспользуемся данными примера 1 и включим в расчет еще один повышающий коэффициент 1,2 (за индивидуальное обучение на дому).

Стоимость одного педагогического часа составит 252 руб. (11 200 руб. х 1,2 х 1,15 х 1,2 / 73,6 ч).

Размер оплаты часов работы на дому – 1 764 руб. (252 руб. х 7 ч).

Оплата педагогической работы не более 300 часов в год

Привлечение к педагогической работе в объеме не более 300 часов в год с почасовой оплатой, как мы уже отмечали, не является совместительством. Если дополнительную педагогическую работу выполняет лицо, с которым у работодателя уже заключен трудовой договор, выполнение такой работы может быть оформлено в соответствии со ст. 2 ТК РФ, которая допускает поручение работнику с его письменного согласия выполнения в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. Дополнительная работа поручается путем совмещения профессий (должностей) (например, в случае привлечения к педагогической работе сотрудников административно-управленческого персонала (должность заместителя директора совмещается с должностью учителя)), а также путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ (ч. 2 ст. 2 ТК РФ). В письменном соглашении с работником указываются срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание, объем, а также размер доплаты (ч. 3 ст. 2, ст. 151 ТК РФ) – количество часов педагогической работы и стоимость часа. Он будет рассчитываться по правилам, изложенным выше (см. Письмо Минобразования РФ № 87-М).

Подчеркнем еще раз, что рассмотренный вариант оформления дополнительной работы возможен только в пределах установленной для работника продолжительности рабочего времени – основное рабочее время и с согласия работодателя (ч. 1 ст. 2 ТК РФ, п. 2 Постановления Минтруда РФ от 30. 2003 № 41). Если преподаватель будет выполнять дополнительную педагогическую работу за пределами предусмотренного для него рабочего времени, то потребуется оформить трудовой договор на внутреннее совместительство.

В образовательном учреждении работать на условиях почасовой оплаты труда могут как внутренние преподаватели-почасовики, так и приглашенные внешние специалисты. Из пункта 2 Постановления Минтруда РФ № 41 следует, что если педагогическая работа на условиях почасовой оплаты осуществляется в объеме не более 300 часов в год, то заключения трудового договора не требуется, однако не сказано, как должны быть оформлены взаимоотношения между учреждением и внешними преподавателями-почасовиками. Отсутствуют разъяснения и в других нормативных документах. Но поскольку привлечение к работе, выполнение работы, наконец, оплата работы в принципе невозможны без правовых оснований, взаимоотношения должны быть оформлены.

Нередко с преподавателями-почасовиками заключаются договоры возмездного оказания услуг. Это крайне неверное решение, так как гражданско-правовые договоры оформляются на выполнение разовых работ, для получения разового результата. Гражданско-правовой договор не предусматривает обязанности работника подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять трудовую функцию, определенную штатным расписанием. Действующее законодательство содержит прямой запрет на заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем (ч. 2 ст. 15 ТК РФ). Отношения, возникшие на основании таких договоров, могут быть признаны трудовыми работодателем по заявлению работника или предписанию госинспектора труда либо в судебном порядке. В случае такого нарушения работодателю грозит штраф в размере от 50 тыс. до 100 тыс. руб. , а в случае повторного нарушения – от 100 тыс. до 200 тыс. руб. 4 ст. 27 КоАП РФ).

Таким образом, и с преподавателями-почасовиками, приглашенными в учреждение извне, следует оформлять трудовые отношения. В штатном расписании должна быть предусмотрена ставка (часть ставки). На практике часто возникают вопросы об оформлении преподавателя на почасовую работу, для которого нет ставки в штатном расписании. Мы считаем такую ситуацию надуманной. Если учебные планы и программы предусматривают педагогические часы, значит, в штатное расписание должна быть включена ставка (доля ставки) на эти часы педагогической нагрузки.

Письмом Минобразования РФ № 87-М предусмотрена возможность руководителям образовательных учреждений в пределах имеющихся средств, если это целесообразно экономически и не ущемляет интересов основных работников данного учреждения, привлекать для проведения учебных занятий с обучающимися (воспитанниками) высококвалифицированных специалистов с применением ставок и условий почасовой оплаты, установленных Постановлением Минтруда РФ от 21. 1993 № 7 «Об утверждении ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий в учреждениях, организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании». В настоящее время этот документ отменен, но главный посыл Письма Минобразования РФ № 87-М, по нашему мнению, сохранен и сегодня: для оплаты труда высококвалифицированных специалистов, привлекаемых для проведения отдельных занятий, курсов, лекций, факультативов, учебных предметов, по которым в целом на образовательное учреждение предусмотрено незначительное количество учебных часов, а также при оплате труда лиц из числа профессорско-преподавательского состава вузов, работников научных учреждений учреждение может применять повышенные часовые ставки, если финансовые возможности учреждения позволяют такое увеличение.

В случае, когда учебная нагрузка, определенная учебным планом, не была тарифицирована по причине вакантности ставок и к выполнению такой работы был привлечен преподаватель на условиях почасовой оплаты, расчет стоимости часа его работы производится в обычном порядке.

На преподавателя-совместителя учреждения среднего профессионального образования возложена учебная нагрузка по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в объеме 108 часов на 2018 – 2019 учебный год.

Преподаватель имеет первую квалификационную категорию с надбавкой в размере 20%. Положением об оплате труда работников учреждений, подведомственных органу власти субъекта РФ, установлен должностной оклад по ПКГ четвертого квалификационного уровня в размере 17 500 руб. Норма часов за ставку заработной платы – 72 часа в месяц.

Согласно сведениям учебной части преподаватель в мае 2019 года провел 6 часов учебных занятий.

Стоимость одного педагогического часа работы преподавателя составит 291,67 руб. (17 500 руб. х 1,2 / 72 ч).

Заработная плата за май равна 1 750,02 руб. (291,67 руб. х 6 ч).

Отметим, что и для преподавателя-почасовика сохраняются все гарантии, предусмотренные трудовым законодательством (в частности, право на оплачиваемый отпуск). Расчет отпускных будет производиться из сумм фактического заработка за проведенные часы.

Возможность применения почасовой оплаты работы педагога ограничена исчерпывающим перечнем случаев. Общим же порядком учебная нагрузка тарифицируется, и такая система оплаты труда в большей степени защищает интересы работников.

При применении почасовой оплаты важен не только расчет стоимости часа, но и оформление выполняемой работы. Порядок начисления почасовой оплаты труда должен быть предусмотрен в локальном нормативном акте учреждения. Кроме того, конкретные часовые ставки должны быть указаны в трудовом договоре с работником.

Норма рабочего времени

В соответствии со ст. 333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю. При этом согласно Приказу № 1601 в зависимости от должности и (или) специальности педагогического работника ему может быть установлена или продолжительность рабочего времени в неделю, или норма часов педагогической работы за ставку зарплаты.

Так, педагогам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу, педагогам-психологам, социальным педагогам, старшим воспитателям дошкольных учреждений и другим работникам, перечисленным в п. 1 приложения 1 к Приказу № 1601, установлена продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю. Старшим воспитателям других учреждений – 30 часов в неделю.

Для остальных должностей и (или) специальностей установлена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы. Например, норма в размере 20 часов в неделю установлена для учителей-дефектологов и учителей-логопедов, а для музыкальных руководителей и концертмейстеров она составляет 24 часа в неделю.

Для учителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, преподавателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, и для других учителей и преподавателей, перечисленных в п. 1 приложения 1 к Приказу № 1061, установлена норма часов не педагогической, а учебной (преподавательской) работы – 18 часов в неделю.

Для некоторых должностей предусмотрена годовая норма часов за ставку. Так, норма учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы установлена преподавателям организаций, осуществляющих деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и основным программам профессионального обучения.

Выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования (то есть педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу) характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподаванием. Выполнение другой части педагогической работы осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов (п. 1 Особенностей).

В силу п. 3 Особенностей ненормированная часть педагогической работы, требующая затрат рабочего времени, вытекает из должностных обязанностей педагогов, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педагогического работника.

Такая работа, в частности, включает в себя участие в деятельности педагогических, методических советов и родительских собраний, подготовку к обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, периодические кратковременные дежурства в период образовательного процесса, обязанности, связанные с классным руководством, проверку письменных работ.

Режим рабочего времени учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой, без дополнительной оплаты, в частности занятиями в группе продленного дня, кружковой работой, проведением индивидуальных занятий на дому с обучающимися (п. 5 Особенностей).

Рабочим временем для педагогических работников также являются периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и не совпадающих с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками работников. В этот период педагоги осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени, определенной до начала каникул, и ненормированной, необходимой для выполнения работ, предусмотренных п. 3 Особенностей, с сохранением заработной платы в установленном порядке (п. 1, 4. 2 Особенностей).

Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера (п. 6 Особенностей).

Также к рабочему времени педагогов относятся периоды отмены учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям. В эти периоды педагоги и другие работники образовательных учреждений привлекаются к учебно-воспитательной, методической и организационной работе в том же порядке, который установлен для работы в каникулы.

Объем педагогической нагрузки учителям и преподавателям определяется ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) и устанавливается локальным нормативным актом учреждения, а педагогам – трудовым договором. При этом измениться в текущем году по инициативе работодателя в сторону уменьшения он не может. Исключение установлено для учителей и преподавателей в случае уменьшения количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращения количества обучающихся, занимающихся, групп, классов (п. 3 – 1. 5 приложения 2 к Приказу № 1601).

Режим работы педагогов

В соответствии с п. 2 Особенностей и ст. 47 Закона № 273-ФЗ режим рабочего времени и времени отдыха педагогов, включающий предоставление выходных дней, определяется с учетом режима деятельности образовательного учреждения (круглосуточное пребывание обучающихся, воспитанников, пребывание их в течение определенного времени, сезона, сменность учебных занятий и другие особенности работы учреждения) и устанавливается коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом Особенностей.

Если режим рабочего времени и времени отдыха для конкретного работника отличается от общих правил, действующих у работодателя, условие об этом необходимо включить в трудовой договор (ст. 57 ТК РФ).

Напомним, что гл. 16 ТК РФ предусмотрены следующие режимы рабочего времени:

  • пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями;
  • шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем;
  • рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользя­щему графику;
  • неполная рабочая неделя;
  • сменная работа.

Продолжительность рабочего дня:

  • ненормированный рабочий день (для отдельных категорий работников);
  • неполный рабочий день (смена);
  • гибкий график (начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены) определяется по соглашению сторон);
  • разделение рабочего дня на части.

Педагогам, а особенно работающим в учреждениях с круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников (школы-интернаты, детские дома, интернаты при общеобразовательных учреждениях), могут быть установлены любые режимы рабочего времени, как пятидневка, так и сменный или гибкий график. При этом согласно п. 3 Особенностей в исключительных случаях в данных учреждениях, когда чередуется воспитательная и учебная деятельность в течение дня в пределах установленной нормы часов, работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного органа либо по согласованию с ним может вводить для воспитателей, осуществляющих педагогическую работу в группах воспитанников школьного возраста, режим рабочего дня с разделением его на части с перерывом, составляющим два и более часа подряд, с соответствующей компенсацией такого неудобного режима работы в порядке и размерах, предусматриваемых коллективным договором.

Однако, как отмечено в Особенностях, для экономии времени воспитателей целесообразно предусматривать вместо такого режима режим работы с разной ежедневной продолжительностью рабочего времени в утренние часы до начала занятий и в часы после их окончания, имея в виду установление суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы общая его продолжительность в неделю (месяц, квартал) не превышала среднемесячной нормы часов за учетный период.

То есть в итоге рекомендуется установление гибкого графика с суммированным учетом рабочего времени.

Что касается учителей и преподавателей, они, как правило, трудятся в режиме пяти- или шестидневной рабочей недели.

Педагогам дополнительного образования устанавливается норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы

Согласно Приказу Минобрнауки № 1601 от 22. ставка педагога дополнительного образования ДОУ составляет 18 рабочих часов в неделю. При этом зарплата преподавателя зависит от целого комплекса обстоятельств и факторов

Рекомендуемая наполняемость групп в учреждениях дополнительного образования – не более 15 детей (за исключением хоровых, танцевальных, оркестровых и т. С учетом направленности программ дополнительного образования занятия проводятся индивидуально или с группой детей

В среднем, начинающий специалист зарабатывает от 16000 рублей, а именитый педагог с ощутимым опытом и качественным образованием – до 70000 рублей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.