Детско-родительские конфликты

Каждому родителю иногда приходится сталкиваться с трудностями при воспитании своих чад. Бывает так, что детско-родительские конфликты разрешить совсем непросто.

Об этом свидетельствует статистика обращений на Детский
телефон доверия: около 58 % звонков поступает от детей и подростков,
испытывающих трудности при взаимоотношении с родителями. Невозможность
выговориться в кругу семьи и найти понимание приводят к тому, что дети
замыкаются в себе, наносят самоповреждения, либо проявляют агрессию. В свою
очередь взрослые, не сумевшие найти подход к своим детям, чувствуют
подавленность. Таким образом, родитель часто выбирает не лучшие альтернативы:
закрыть глаза на проблемы и дистанцироваться от ребёнка, либо занять позицию
обороны и защищать «свою крепость». Психолог детского телефона доверия слышит в
таком случае от родителей: «Я не справляюсь со своим ребёнком».

Конечно, ни наставления, ни тем более грубость не приносят
нужного результата. А может быть стоит иногда спросить себя: нужного кому?

Ещё в первой половине XVII века знаменитым чешским педагогом-гуманистом Яном Амосом
Коменским было сказано: «Легко следовать за тем, кто правильно идёт впереди». Это
значит, что дети особенно восприимчивы к личному примеру, и никакие наставления
не принесут такого результата, как личный пример. Это совсем не говорит о том,
что нужно быть супергероем. Просто в моменты, когда ты что-то пытаешься
требовать от ребенка, нужно задать себе несколько простых вопросов:

  • кому это нужно? Мне или ребёнку?
  • если это нужно ребёнку, уверен ли я в этом на
    100 % (спросил ли я об этом у него)?
  • не расходятся ли мои требования к ребенку, с тем
    как я поступаю сам? (например, если я хочу, чтоб ребенок читал 10 страниц
    художественной литературы в день, читаю ли я сам хотя бы 3?).

Детско-родительские конфликты

Поэтому, первое, что должен сделать родитель, чтобы не
допустить развития конфликтов: научиться прислушиваться к ребёнку, распознавать
его потребности, понимать его. Для этого следует помнить, что если ребенок
из-за чего-то переживает, то это для него действительно важно. Эта рекомендация
актуальна для любого возраста. Конечно, если ребенку всего несколько месяцев, и
он не может сказать о своих потребностях, то родителю приходится их угадывать.
Но чем старше становится чадо, тем больше нужно интересоваться его чувствами и
мыслями, чтобы стать его другом и партнёром.

Детско-родительские конфликты чаще всего связаны с
особенностями воспитания и жизненной позицией родителя. В зависимости от
доминирующего в семье стиля воспитания можно выделить несколько типов
конфликтов:

Конфликты на фоне противоречивого отношения к ребёнку. Этот вид
конфликтов проще всего проиллюстрировать через анализ взаимоотношений подростка
и родителя. Чрезмерная опека может чередоваться с отношением по типу: «Сделай
сам и не приставай ко мне с глупыми вопросами». Преодолеть это можно через
осознание родителями своих противоречивых чувств, что позволит сбалансировать
систему прав и обязанностей, сделать последовательным отношение к ребенку в
различных ситуациях.

 Конфликты на фоне диктатуры
родителей. При таком типе конфликтов абсолютно игнорируются мотивы и
потребности ребёнка. Родитель, будучи уверенным в своей правоте, навязывает
ребенку образ мыслей и стиль поведения, часто игнорируя его личное пространство
(читая переписки в социальных сетях, входя без стука в комнату, подслушивая
телефонные разговоры и т.п.). Научиться уважать мнение и свободу ребёнка – путь
к преодолению подобных конфликтов.

Детско-родительские конфликты

Конфликты на фоне иллюзии мирного сосуществования. Данный тип
конфликтов вытекает из нейтральной позиции родителей. Каждый предоставлен сам
себе и каждый занимается тем, чем ему хочется. При таком типе конфликта
упускается из виду то, что семья – это совет, конгломерат прав и обязанностей,
взаимных ожиданий и взаимной поддержки. Помогайте своим детям, просите их о
помощи, решайте проблемы сообща, и подобных конфликтов не возникнет.

Детско-родительские конфликты

Конфликт на фоне гиперопеки. Это тот случай, когда опека душит
любую инициативу ребёнка. Позвольте ему допускать ошибки, падать и вставать. Но
при этом будьте готовы в любой момент прийти на помощь. Дайте ребёнку ту
степень свободы, при которой он сможет быть ответственным за свои действия и
поступки (сообразно возрасту и психическому развитию).

Конфликт на фоне муштрования ребёнка. При таком типе конфликта
семья для ребёнка превращается в настоящую армию. Бесконечные кружки и секции,
изучение иностранных языков и обливание ледяной водой. Всё это происходит без
учёта потребностей ребёнка, его интересов и возможностей. Интересуйтесь — что
нравится Вашему ребёнку, пробуйте вместе с ним разные виды деятельности,
предоставьте возможность выбора, ничего ему не навязывайте.

Только научившись понимать и принимать ребёнка, вы не
допустите развитие конфликтов. Зная основные ошибки воспитания, можно стать
ребёнку настоящим другом и наставником.

Детско-родительские конфликты

Резюмируя краткий обзор детско-родительских конфликтов,
хотелось бы сказать пару слов о том, где можно получить профессиональную
психологическую помощь. При возникновении психологических трудностей родитель и
ребёнок всегда может обратиться на бесплатную линию детского телефона доверия 8-800-2000-122.
Телефон анонимный, работает круглосуточно.

Кризисный центр в рамках празднования Международного дня Детского телефона доверия приглашает к участию в социальной акции «ЛИНИЯ ДОВЕРИЯ». Акция включает проведение онлайн-флешмоба и онлайн-конкурса.

#доверяемвместе74 #детскийтд #кризисныйцентр74

Не оставайтесь равнодушными — присоединяйтесь к «ЛИНИИ ДОВЕРИЯ»!

Важнейшая социальная функция семьи – воспитания подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитание в семье; определяющих содержания ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой ступени онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития. Прежде ответственность за воспитание ребенка возлагалось на общество, в то время как индивидуальное родительство охватывало лишь относительно непродолжительный период детства ребенка до начала выполнения им социальных функций. С изменением задач социализации ребенка в рамках семейного воспитания на каждой из возрастных стадий его развития претерпевают изменения конкретные формы и средства воспитательных воздействий, характер отношений ребенка с родителями.

Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка – потребность в социальном контакте, базового доверия к миру и привязанности в младенчестве; формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном, сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществление самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте.

Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействий с партнером, совместная деятельность и сотрудничество с взрослыми как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития.

Детско-родительское отношение составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка. Эмоциональная сторона детско-родительских отношений в значительной степени предопределяет благополучие психического развития ребенка и реализацию воспитательного потенциала родительства как социального института. Эмоциональное отношение к партнеру у родителей и ребенка в контексте их отношений имеет различное происхождение, психологическое содержание и динамику развития. Если применительно к супружеским отношениям можно говорить о принципиальном равенстве партнеров – как в отношении генезиса, так и развития и реализации эмоциональной связи, то в случае детско-родительских отношений природа детской и родительской любви оказывается различной. Эмоциональное отношение родителя к ребенку квалифицируется как феномен родительской любви, причем в современной психологии четко разделяют эмоциональное отношение к ребенку матери и отца, выступающие как материнская или отцовская любовь. Наряду с понятием родительская любовь используется термин «принятие», характеризующий аффективную окраску отношения родителя к ребенку и признание его самоценности. Эмоциональная близость определяет аффективный знак отношения (симпатия – антипатия) и эмоциональную дистанцию между родителем и ребенком. Конфликты в детско-родительских отношениях одни из самых распространенных в повседневной жизни.

Невозможно найти такую семью, где бы отсутствовали конфликты между родителями и детьми. Даже в благополучных семьях в более чем 30% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения с обоими родителями. Почему же возникают конфликты между родителями и детьми? Кроме общих причин, продуцирующих конфликтность взаимоотношений людей, которые рассмотрены выше, выделяют психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей.

1. Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия. Дисгармония семьи — это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.

2. Деструктивность семейного воспитания. Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания: разногласия членов семьи по вопросам воспитания; противоречивость, непоследовательность, неадекватность; опека и запреты во многих сферах жизни детей; повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений.

3. Возрастные кризиса детства. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности. Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства. Выделяют следующие возрастные кризисы детей (Д.Б. Эльконин): – кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);

– кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольному возрасту);

– кризис 6-7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту); – кризис полового созревания (переход от младшего школьного к подростковому возрасту – 12-14 лет);

– подростковый кризис 15-17 лет.

4. Личностные особенности родителей и детей. Среду личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п.

Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей. Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями:

*конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка);

*конфликт сверх заботы (излишняя опека и сверх ожидания); конфликт неуважения прав на самостоятельность детей (тотальность указаний и контроля);

* конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).

Обычно ребёнок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:

– реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);

– реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);

– реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий). Исходя из этого, основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие:

1. Повышение психолого-педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.

2. Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.

3. Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса.

4. Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям. По мнению психологов (Д. Лешли, А. Рояк, Т. Юферова, С. Якобсон), конструктивному поведению родителей в конфликтах с маленькими детьми может способствовать следующее:

– всегда помнить об индивидуальности ребенка.

– учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения;

– стараться понять требования маленького ребенка;

– помнить, что для перемен нужно время;

– противоречия воспринимать как факторы нормального развития;

– проявлять постоянство по отношению к ребенку;

– чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив;

– одобрять разные варианты конструктивного поведения;

– совместно искать выход путем перемены в ситуации;

– уменьшать число «нельзя» и увеличивать число «можно»;

– ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость.

– дать ребенку возможности прочувствовать неизбежность негативных последствий его проступков.

– логически разъяснять возможности негативных последствий;

– расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;

– использовать положительный пример других детей и родителей;

– учитывать легкость переключения внимания у маленьких детей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *