Марина Сергеевна Баева
Эксперт по предмету «Педагогика»
Задать вопрос автору статьи
Требования, предъявляемые к процессу наблюдения
Наблюдение – это целенаправленный и планомерный процесс восприятия объекта, явления или действия, результаты которого фиксируются исследователем (наблюдателем).
Метод наблюдения является одним из наиболее древних методов исследования, в педагогике он направлен в первую очередь на познание учащегося, особенностей его поведения, общения, взаимодействия с другими участниками, уровня знаний, умений, навыков и развития и т.д.
В современной педагогике метод наблюдения активно применяется как самостоятельно, так и в сочетании с другими методами исследования (опрос, анкетирование, интервью, беседа, тестирование и т.д.).
Сущность педагогического наблюдения заключается в точной и полной фиксации, которые исследователь получает с помощью собственных органов чувств и жизненного опыта, а также профессиональных знаний, умений и навыков.
Сделаем домашкус вашим ребенком за 380 ₽
Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online
Бесплатное пробное занятие
*количество мест ограничено
Основная функция педагогического наблюдения – это избирательный прием сведений об исследуемом предмете, явлении или процессе в условиях прямой и обратной связи исследователя с ним.
В качестве объектов педагогического наблюдения могут выступать только лишь те стороны воспитания и обучения, которые можно зафиксировать без нарушения естественного течения педагогического процесса.
Так, объектами педагогического наблюдения могут быть:
- используемые педагогом методы, средства и приемы воспитания и обучения, совершенствования личностных качеств учащихся и т.д.;
- процесс взаимодействия и общения между участниками педагогического процесса;
- параметры, характеризующие реализуемый педагогический процесс;
- величина и характер образовательной нагрузки.
Выбор объекта педагогического наблюдения зависит от поставленной цели.
Педагогическое наблюдение организуется на основании предварительно составленной программы, которая содержит цели, задачи, методы, средства и т.д.
«Программа педагогического наблюдения» 👇
Примерный план Программы педагогического наблюдения:
- Тема педагогического наблюдения.
- Цель педагогического наблюдения.
- Задачи педагогического наблюдения, которые формулируются исходя из поставленной цели на основании следующих требований:
задачи по изучению конкретных психологических содержательных характеристик испытуемого;изучение учащихся как носителей психических особенностей и сопоставление полученных результатов с известными признаками;исследование причин, которые лежат в основе изучаемой проблемы. - задачи по изучению конкретных психологических содержательных характеристик испытуемого;
- изучение учащихся как носителей психических особенностей и сопоставление полученных результатов с известными признаками;
- исследование причин, которые лежат в основе изучаемой проблемы.
- Определение предмета наблюдения.
- Сформулированные конкретные критерии предмета наблюдения, которые необходимо исследовать в ходе наблюдения.
- Ситуация педагогического наблюдения (созданная педагогом или естественная).
- Форма регистрации фактов, получаемых в ходе наблюдения.
- Обработка полученных результатов и их представление в законченном виде.
Примерные Программы педагогического наблюдения
Примерная программа педагогического наблюдения за процессом восприятия нового учебного материала учащимися.
- Проведение подготовки учащихся к процессу восприятия нового ученого материала:
выявление и актуализация имеющегося у учащихся знаний и опыта;осуществление активизации подсознательных процессов учащихся. - выявление и актуализация имеющегося у учащихся знаний и опыта;
- осуществление активизации подсознательных процессов учащихся.
- Создание всех необходимых условий для обеспечения учащимся точного и полного восприятия нового учебного материала:
постановка и принятие учащимися цели и задач восприятия (установка на восприятие);создание благоприятного эмоционального отношения к воспринимаемому учебному материалу;формирование у учащихся интереса;привлечение внимания. - постановка и принятие учащимися цели и задач восприятия (установка на восприятие);
- создание благоприятного эмоционального отношения к воспринимаемому учебному материалу;
- формирование у учащихся интереса;
- привлечение внимания.
- Осуществление педагогического управления восприятием наглядностей и пособий.
- Формулировка направляющий и уточняющих вопросов, необходимых для лучшего восприятия учебного материала.
- Применение эффективных методов, средств и приемов, направленных на выделение из общего материла важного и основного (интонацией, вопросами, записями на доске и т.д.).
- Всесторонний учет индивидуальных различий восприятия учащихся.
Примерная программа педагогического наблюдения за вниманием учащихся.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Жанна Хачатуровна Степанян
Педагогическое наблюдение — это непосредственное восприятие и познание реализуемого педагогического процесса в его естественных условиях.
Педагогическое наблюдение в школе проводится в процессе урока, учебной внеклассной деятельности и т.д. Данный метод давно зарекомендовал себя как один из легко организуемых. В настоящее время его используют все меньше. Однако именно наблюдение дает учителю полное представление о личности ребенка, особенностях его поведения с окружающими и т.д.
Ценность метода педагогического наблюдения
Педагогическое наблюдение в современной школе используется совместно с такими методами исследования как анкетирование, тестирование и опрос.
Ценность педагогического наблюдения в школе заключается в следующем:
- Позволяет отмечать динамику развития ребенка школьного возраста. Дети развиваются с большей интенсивностью, чем взрослые. Все изменения легко отследить в процессе организованного педагогического наблюдения и зафиксировать их соответствующим образом. Анкетирование и тестирование в данном случае проводить сложно и нецелесообразно, так как процесс их организации и обработка результатов занимают больше времени, чем при наблюдении.
- Позволяет сформировать общую картину развития ребенка, так как позволяет охватить все стороны жизнедеятельности ребенка. В процессе педагогического наблюдения, можно отследить, как ребенок общается со сверстниками и взрослыми, его поведение во время учебного занятия и на перемене и т.д.
- Наблюдение предоставляет исследователю точные сведения. Так, если при анкетировании и тестировании испытуемый может слукавить или ответить не правильно, то в процессе наблюдения, особенно скрытого, исследователь видит и фиксирует истинную картину.
- Получаемые результаты, а особенно если наблюдение проводят несколько исследователей, будут адекватными, соответственно полученные выводы максимально точные и верные.
- Педагог, проводящий исследования непосредственно включен в повседневную деятельность учащихся, что позволяет ему заметить все факты, даже те, которые кажутся незначительными и могут быть пропущены при ином методе исследования.
«Педагогические наблюдения в школе» 👇
Таким образом, педагогическое наблюдение позволяет исследователю «увидеть» истинную картину динамики развития ребенка, особенности его поведения и взаимодействия с окружающими, отношение к обучению, сверстникам и педагогам.
Значимость педагогического наблюдения в школе состоит в том, что ребенок может и не знать о проводимом исследовании, соответственно он ведет себя естественно и непринужденно. В то время как при иных методах исследования он может постараться дать такие ответы, которые от него ожидают взрослые. Что приводит к получению не точных результатов и выводов о личности ребенка.
Еще одной особенностью педагогического наблюдения в школе является то, что в процессе его проведения, педагог имеет возможность получить истинные сведения не только о динамике развития ребенка, но и дать объективную оценку отношения ребенка к окружающей его действительности, отношению к миру и людям, выделить особенности взаимодействия с другими людьми, в зависимости от их социального статуса и положения.
Ситуации выбора в педагогическом наблюдении
При организации педагогического наблюдения, исследователю очень важно правильно подобрать ситуацию, в которой он будет наблюдать за ребенком. Выбор ситуации зависит от поставленной цели наблюдения.
Педагогическое наблюдение в школе может быть организовано с целью выявления отношения ребенка с окружающим миром, другими учащимися, учителями, либо с целью выявления динамики его развития.
Одной из наиболее распространенных ситуаций является ситуация выбора.
Ситуация выбора подразумевает создание педагогом ситуации, при которой ребенку необходимо сделать выбор, в соответствии со своими взглядами и убеждениями, например, ситуация выбора, при которой ребенок должен решить: помочь ему однокласснику или пройти мимо, списать домашнее задание или сделать самому и т. д.
Н. Л. Селивановой были выделены следующие ситуации, которые могут быть организованы с целью проведения педагогического наблюдения в школе:
- Ситуация конфликта – позволяет исследователю понаблюдать за тем, как ведут себя учащиеся во время конфликтов друг с другом или с учителями. В процессе наблюдения педагог фиксирует проявляемые детьми личностные качества (умение прощать, злоба, злопамятство, умение идти на компромисс, чувство справедливости, безрассудство и т.д.).
- Ситуация новичка – наблюдение проводится в то время, когда в класс приходит новенький ученик. Задача педагога понаблюдать за тем, как дети ведут себя с новым ребенком, как его встречают, какие при этом личностные качества они проявляют (добродушие, равнодушие, радушие и т.д.).
- Ситуация соотнесения – наблюдение проводится во время конкурсов, соревнований, викторин и иных ситуация, когда учащимся приходится сравнивать себя с другими учащимися, либо сравнивать свой класс с другим. Педагог отмечает такие качества личности как самонадеянность, агрессия, умение честно бороться и принимать проигрыш, высокомерие и т.д.
- Ситуация успеха – педагог наблюдает за тем как дети переживают собственный успех и успех других детей, а также как они воспринимают свое поражение, какие качества они проявляют, в чем видят причину неудач и т.д.
- Ситуация столкновения мнений – наблюдение проводится во время организованных бесед, дискуссий, споров и т.д., либо это могут быть стихийно возникшие ситуации, при которых дети отстаивают свою точку зрения или мнение. Педагог отмечает, как дети общаются в этот момент, выслушивают мнение оппонента или напротив, перебивают. Умеет ли ребенок принять точку зрения другого и признать неправильность своего мнения.
- Ситуация игры – наблюдению подвергается поведение ребенка во время разнообразных игр (спортивные, дидактические, сюжетно-ролевые и т.д.). Педагог отмечает не только поведения ребенка в процессе игры, но его личностные качества, умение работать в команде.
Помимо указанных ситуаций, для проведения педагогического наблюдения в школе, могут быть использованы любые другие ситуации, в которых ребенок проявляет себя как личность, показывает свои знания и умения.