Дневник педагогических наблюдений на учащегося класса ФИО МБОУ СОШ 3

Марина Сергеевна Баева

Эксперт по предмету «Педагогика»

Задать вопрос автору статьи

Требования, предъявляемые к процессу наблюдения

Наблюдение – это целенаправленный и планомерный процесс восприятия объекта, явления или действия, результаты которого фиксируются исследователем (наблюдателем).

Метод наблюдения является одним из наиболее древних методов исследования, в педагогике он направлен в первую очередь на познание учащегося, особенностей его поведения, общения, взаимодействия с другими участниками, уровня знаний, умений, навыков и развития и т.д.

В современной педагогике метод наблюдения активно применяется как самостоятельно, так и в сочетании с другими методами исследования (опрос, анкетирование, интервью, беседа, тестирование и т.д.).

Сущность педагогического наблюдения заключается в точной и полной фиксации, которые исследователь получает с помощью собственных органов чувств и жизненного опыта, а также профессиональных знаний, умений и навыков.

Сделаем домашкус вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

Бесплатное пробное занятие

*количество мест ограничено

Основная функция педагогического наблюдения – это избирательный прием сведений об исследуемом предмете, явлении или процессе в условиях прямой и обратной связи исследователя с ним.

В качестве объектов педагогического наблюдения могут выступать только лишь те стороны воспитания и обучения, которые можно зафиксировать без нарушения естественного течения педагогического процесса.

Так, объектами педагогического наблюдения могут быть:

  • используемые педагогом методы, средства и приемы воспитания и обучения, совершенствования личностных качеств учащихся и т.д.;
  • процесс взаимодействия и общения между участниками педагогического процесса;
  • параметры, характеризующие реализуемый педагогический процесс;
  • величина и характер образовательной нагрузки.

Выбор объекта педагогического наблюдения зависит от поставленной цели.

Педагогическое наблюдение организуется на основании предварительно составленной программы, которая содержит цели, задачи, методы, средства и т.д.

«Программа педагогического наблюдения» 👇

Примерный план Программы педагогического наблюдения:

  • Тема педагогического наблюдения.
  • Цель педагогического наблюдения.
  • Задачи педагогического наблюдения, которые формулируются исходя из поставленной цели на основании следующих требований:
    задачи по изучению конкретных психологических содержательных характеристик испытуемого;изучение учащихся как носителей психических особенностей и сопоставление полученных результатов с известными признаками;исследование причин, которые лежат в основе изучаемой проблемы.
  • задачи по изучению конкретных психологических содержательных характеристик испытуемого;
  • изучение учащихся как носителей психических особенностей и сопоставление полученных результатов с известными признаками;
  • исследование причин, которые лежат в основе изучаемой проблемы.
  • Определение предмета наблюдения.
  • Сформулированные конкретные критерии предмета наблюдения, которые необходимо исследовать в ходе наблюдения.
  • Ситуация педагогического наблюдения (созданная педагогом или естественная).
  • Форма регистрации фактов, получаемых в ходе наблюдения.
  • Обработка полученных результатов и их представление в законченном виде.

Примерные Программы педагогического наблюдения

Примерная программа педагогического наблюдения за процессом восприятия нового учебного материала учащимися.

  • Проведение подготовки учащихся к процессу восприятия нового ученого материала:
    выявление и актуализация имеющегося у учащихся знаний и опыта;осуществление активизации подсознательных процессов учащихся.
  • выявление и актуализация имеющегося у учащихся знаний и опыта;
  • осуществление активизации подсознательных процессов учащихся.
  • Создание всех необходимых условий для обеспечения учащимся точного и полного восприятия нового учебного материала:
    постановка и принятие учащимися цели и задач восприятия (установка на восприятие);создание благоприятного эмоционального отношения к воспринимаемому учебному материалу;формирование у учащихся интереса;привлечение внимания.
  • постановка и принятие учащимися цели и задач восприятия (установка на восприятие);
  • создание благоприятного эмоционального отношения к воспринимаемому учебному материалу;
  • формирование у учащихся интереса;
  • привлечение внимания.
  • Осуществление педагогического управления восприятием наглядностей и пособий.
  • Формулировка направляющий и уточняющих вопросов, необходимых для лучшего восприятия учебного материала.
  • Применение эффективных методов, средств и приемов, направленных на выделение из общего материла важного и основного (интонацией, вопросами, записями на доске и т.д.).
  • Всесторонний учет индивидуальных различий восприятия учащихся.

Примерная программа педагогического наблюдения за вниманием учащихся.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Жанна Хачатуровна Степанян

Педагогическое наблюдение — это непосредственное восприятие и познание реализуемого педагогического процесса в его естественных условиях.

Педагогическое наблюдение в школе проводится в процессе урока, учебной внеклассной деятельности и т.д. Данный метод давно зарекомендовал себя как один из легко организуемых. В настоящее время его используют все меньше. Однако именно наблюдение дает учителю полное представление о личности ребенка, особенностях его поведения с окружающими и т.д.

Ценность метода педагогического наблюдения

Педагогическое наблюдение в современной школе используется совместно с такими методами исследования как анкетирование, тестирование и опрос.

Ценность педагогического наблюдения в школе заключается в следующем:

  • Позволяет отмечать динамику развития ребенка школьного возраста. Дети развиваются с большей интенсивностью, чем взрослые. Все изменения легко отследить в процессе организованного педагогического наблюдения и зафиксировать их соответствующим образом. Анкетирование и тестирование в данном случае проводить сложно и нецелесообразно, так как процесс их организации и обработка результатов занимают больше времени, чем при наблюдении.
  • Позволяет сформировать общую картину развития ребенка, так как позволяет охватить все стороны жизнедеятельности ребенка. В процессе педагогического наблюдения, можно отследить, как ребенок общается со сверстниками и взрослыми, его поведение во время учебного занятия и на перемене и т.д.
  • Наблюдение предоставляет исследователю точные сведения. Так, если при анкетировании и тестировании испытуемый может слукавить или ответить не правильно, то в процессе наблюдения, особенно скрытого, исследователь видит и фиксирует истинную картину.
  • Получаемые результаты, а особенно если наблюдение проводят несколько исследователей, будут адекватными, соответственно полученные выводы максимально точные и верные.
  • Педагог, проводящий исследования непосредственно включен в повседневную деятельность учащихся, что позволяет ему заметить все факты, даже те, которые кажутся незначительными и могут быть пропущены при ином методе исследования.

«Педагогические наблюдения в школе» 👇

Таким образом, педагогическое наблюдение позволяет исследователю «увидеть» истинную картину динамики развития ребенка, особенности его поведения и взаимодействия с окружающими, отношение к обучению, сверстникам и педагогам.

Значимость педагогического наблюдения в школе состоит в том, что ребенок может и не знать о проводимом исследовании, соответственно он ведет себя естественно и непринужденно. В то время как при иных методах исследования он может постараться дать такие ответы, которые от него ожидают взрослые. Что приводит к получению не точных результатов и выводов о личности ребенка.

Еще одной особенностью педагогического наблюдения в школе является то, что в процессе его проведения, педагог имеет возможность получить истинные сведения не только о динамике развития ребенка, но и дать объективную оценку отношения ребенка к окружающей его действительности, отношению к миру и людям, выделить особенности взаимодействия с другими людьми, в зависимости от их социального статуса и положения.

Ситуации выбора в педагогическом наблюдении

При организации педагогического наблюдения, исследователю очень важно правильно подобрать ситуацию, в которой он будет наблюдать за ребенком. Выбор ситуации зависит от поставленной цели наблюдения.

Педагогическое наблюдение в школе может быть организовано с целью выявления отношения ребенка с окружающим миром, другими учащимися, учителями, либо с целью выявления динамики его развития.

Одной из наиболее распространенных ситуаций является ситуация выбора.

Ситуация выбора подразумевает создание педагогом ситуации, при которой ребенку необходимо сделать выбор, в соответствии со своими взглядами и убеждениями, например, ситуация выбора, при которой ребенок должен решить: помочь ему однокласснику или пройти мимо, списать домашнее задание или сделать самому и т. д.

Н. Л. Селивановой были выделены следующие ситуации, которые могут быть организованы с целью проведения педагогического наблюдения в школе:

  • Ситуация конфликта – позволяет исследователю понаблюдать за тем, как ведут себя учащиеся во время конфликтов друг с другом или с учителями. В процессе наблюдения педагог фиксирует проявляемые детьми личностные качества (умение прощать, злоба, злопамятство, умение идти на компромисс, чувство справедливости, безрассудство и т.д.).
  • Ситуация новичка – наблюдение проводится в то время, когда в класс приходит новенький ученик. Задача педагога понаблюдать за тем, как дети ведут себя с новым ребенком, как его встречают, какие при этом личностные качества они проявляют (добродушие, равнодушие, радушие и т.д.).
  • Ситуация соотнесения – наблюдение проводится во время конкурсов, соревнований, викторин и иных ситуация, когда учащимся приходится сравнивать себя с другими учащимися, либо сравнивать свой класс с другим. Педагог отмечает такие качества личности как самонадеянность, агрессия, умение честно бороться и принимать проигрыш, высокомерие и т.д.
  • Ситуация успеха – педагог наблюдает за тем как дети переживают собственный успех и успех других детей, а также как они воспринимают свое поражение, какие качества они проявляют, в чем видят причину неудач и т.д.
  • Ситуация столкновения мнений – наблюдение проводится во время организованных бесед, дискуссий, споров и т.д., либо это могут быть стихийно возникшие ситуации, при которых дети отстаивают свою точку зрения или мнение. Педагог отмечает, как дети общаются в этот момент, выслушивают мнение оппонента или напротив, перебивают. Умеет ли ребенок принять точку зрения другого и признать неправильность своего мнения.
  • Ситуация игры – наблюдению подвергается поведение ребенка во время разнообразных игр (спортивные, дидактические, сюжетно-ролевые и т.д.). Педагог отмечает не только поведения ребенка в процессе игры, но его личностные качества, умение работать в команде.

Помимо указанных ситуаций, для проведения педагогического наблюдения в школе, могут быть использованы любые другие ситуации, в которых ребенок проявляет себя как личность, показывает свои знания и умения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *