Доклад на тему Обновлённый ФГОС к каким изменениям готовиться школе в 2022-23 учебном году. Нововведения в образованиистатья

Шпилевая Н.В., учитель технологии МБОУ СШ № 7 г. Ярцева

«Ключевые особенности обновленных ФГОС»

Министерство просвещения Российской Федерации  новые федеральные государственные образовательные стандарты. Это свод правил для всех образовательных учреждений по всей России.

Обновленные ФГОС для школ вступят в силу с 1 сентября 2022 года и коснутся начального общего и основного общего образования (НОО и ООО соответственно). Дети, принятые в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться по новым стандартам.

Цель обновлённых ФГОС:

  • создание единого, динамично развивающегося образовательного пространства;
  • получение качественного образования;
  • формирование гармонично развитой личности школьника.
  • Приказ министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
  • Приказ министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Раньше ФГОС представлял собой обязательный минимум содержания образования и требования к выпускникам. Теперь же стандарты — это трехуровневая система требований. Как говорят специалисты, система “трех Т”:

  • первое «Т» — требования к структуре основных образовательных программ;
  • второе «Т» — требования к уровню подготовки выпускников (результатам освоения);
  • третье «Т» — требования к условиям реализации основных образовательных программ.

требований к структуре состоит в том, что в стандарте зафиксировано наличие обязательной и формируемой участниками частей образовательного процесса и их соотношение, в том, что определены разделы основной образовательной программы (содержательно и количественно) и в том, что задается интеграция учебной и внеурочной деятельности.

Изменилось представление об  – стандарт ориентируется не только на предметные как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты.

Изменились методологические основы системы оценки достижения требований стандарта к результатам образования – критериальной основой оценки становятся результаты деятельности по реализации и освоению основной образовательной программы не только на уровне обучающихся, но и на уровне педагогов и образовательных учреждений.

Впервые в структуре ФГОС задаются требования к условиям осуществления образования, дифференцированным по видам ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических, информационных, учебно-методических).

Ключевое отличие обновлённых ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано:

  • . Выражается в следующем: школам дана возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов.
  • : раньше прописывалось, что оно должно быть, а сейчас у него появились конкретные черты.

«Гражданский» блок должен привить неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, готовность к участию в гуманитарной деятельности и понимание роли различных социальных институтов в жизни человека.

Патриотизм понимается как:

– интерес к изучению родного языка, понимание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, истории и культуры;

– ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, к боевым подвигам и трудовым достижениям россиян;

– уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в стране.

  • Более точно обозначены . Понятно, что должен знать и понимать ученик.
  • Появление нового понятия «функциональная грамотность». Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования.

ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни.

Уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован, и становится понятно, что в него входит.

  • Возможность углубленного изучения отдельных предметов, начиная с начальной школы.
  • Повышение статуса школ, инновационных площадок и их ответственность в части авторства качества образовательных программ и достигаемых результатов.
  • Предусматривают гибкость усвоения отдельных сроков программ в связи с индивидуальным планом, ОВЗ
  • деление на подгруппы по различным основаниям.
  • В рабочих программах и курсах внеурочной деятельности, кроме разбивки по темам (тематического планирования), указывается форма проведения занятия.
  • Рассчитан диапазон часов (минимум-максимум) при 5-ти и 6-ти дневной неделе (минимум ниже, максимум – чуть выше тех часов, которые были в стандарте).
  • На уровне ОО по 5-ти предметам (математика, информатика, физика, биология, химия) результаты определены на базовом и углубленном уровне. Школа выбирает
  • Самое главное – появилось . Появились выверенные рабочие программы.
  • овладение универсальными учебно-познавательными действиями: базовые логические Д., базовые исследовательские Д., работа с информацией;
  • овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: общение, совместная деятельность;
  • овладение универсальными регулятивными действиями: самоорганизация, самоконтроль.

Изменения в обновленных ФГОС НОО И ООО

  • Проект нового ФГОС вступит в силу 1 сентября 2022 года.
  • Обновленные стандарты коснутся детей, которые пойдут в первые и пятые классы в сентябре 2022 года.
  • Актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как помогают в реальной жизни.
  • Среди новшеств выделяются: вариативность, функциональная грамотность, единство воспитания и обучения и необязательность второго иностранного языка.

И в заключении хотелось бы отметить, что лишь диалог, сотрудничество, содействие и сотворчество всех участников образовательного процесса могут обеспечить успех модернизации образования.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Гимназия №4 г.Усть-Джегуты»

«Особенности обновлённых ФГОС

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №4 г.Усть-Джегуты»

1 сентября 2022 года  нас ждёт обновление ФГОС. Рассмотрим ожидаемые изменения во ФГОС и что они будут значить для школьников и их родителей.

Что такое ФГОС?

ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность требований к программам образования.

По ФГОС пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Словом, ФГОС — это фундамент образовательного процесса.

Основной задачей ФГОС является создание единого образовательного пространства по всей России. Считается, что оно обеспечит комфортные условия обучения для детей при переезде в другой город или, к примеру, при переходе на семейное обучение.

ФГОС также обеспечивает преемственность образовательных программ. Предполагается, что каждый ученик на предыдущей ступени обучения получает все знания, необходимые для перехода на следующую. Иначе говоря, нельзя перейти в пятый класс, не владея знаниями и умениями начальной школы.

ФГОС должны соблюдать образовательные учреждения любого уровня, начиная с детского сада и заканчивая курсами повышения квалификации. Под эту необходимость попадают не только государственные, но и частные учебные заведения. Ведь все они подчиняются закону «Об образовании в Российской Федерации».

Три поколения стандартов

ФГОС принято делить на три поколения — в зависимости от того, в каких годах они применялись.

Первое поколение ФГОС

Были приняты в 2004 году и назывались государственными образовательными стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не использовалась. Основной целью Стандарта 2004 года был не личностный, а предметный результат, ввиду чего Стандарт быстро устарел. Во главу ставился набор информации, обязательной для изучения. Подробно описывалось содержание образование: темы, дидактические единицы.

Второе поколение образовательных стандартов

ФГОС второго поколения разрабатывались с 2009 по 2012 год. Акцент в них сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Фокус сместили на личность ребёнка. Много внимания уделено проектной и внеурочной деятельности. Предполагается, что обучающиеся по федеральным государственным стандартам 2 поколения должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни.

Третье поколение ФГОС

Переход на новые образовательные стандарты третьего поколения будет осуществлён в сентябре 2022 года. Обсуждение новых ФГОС началось ещё весной 2018, и с тех пор прорабатывается их грядущее внедрение.

Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. Дело в том, что в предыдущих поколениях  Стандарт включал только общие установки на формирование определённых компетенций. Учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе изучать, поэтому образовательные программы разных школ отличались, а результаты обучения не были детализированы. Предполагается, что новые ФГОС определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.

Что нового готовит ФГОС для учеников начальной школы?

Документ, регламентирующий обучение в 1-4 классах, был утверждён 31 мая 2021 года и также вступает в силу с 1 сентября 2022 года:

  • он содержит постулат о необходимости формирования у детей представлений о России как «о стране, устремлённой в будущее», её месте в мире и исторической роли;
  • программа обучения детей разделена на две части: 80% состоит из обязательной части начального общего образования, а 20% отведено на учебные курсы и внеурочную деятельность, которую может предоставить конкретная школа. Выбор этих факультативов остаётся за родителями.
  • в школе должны быть созданы условия для работы с одарёнными учениками, проходить интеллектуальные и творческие соревнования, созданы условия для научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
  • система оценки полученных знаний должна иметь комплексный подход, учитывать динамику освоения предметов и «ориентировать образовательную деятельность на личностное развитие и воспитание обучающихся»

Отметим, что данные ФГОС не будут использоваться для детей с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями. Для учеников с особыми потребностями создаются адаптивные образовательные программы.

Предметная программа начальной школы: учимся писать, считать и любить Родину.

В новый ФГОС для 1-4 классов также добавили задачи на развитие патриотизма у детей. Их реализация должна отражаться в предметных и личностных результатах освоения программ по ряду учебных дисциплин.

В числе обязательных предметов в начальной школе:

  • Русский язык и литературное чтение.
  • Родной язык или государственный язык республики,  РФ и литературное чтение.
  • Основы религиозных культур и светской этики (на выбор – изучение православной, буддийской, иудейской, исламской культуры, либо основы религиозных культур народов России или основы светской этики).

В стандартах прописано право детей проходить обучение в начальной школе на родном языке из числа языков народов России, либо изучать его «в пределах возможностей, предоставляемых системой образования».

В школах, где языком преподавания является русский, изучение родного языка осуществляется по заявлению родителей ученика и при наличии возможности преподавания предмета у образовательной организации.

Подход к изучению иностранных языков в начальной школе

Ученики начальной школы к её окончанию должны научиться строить диалог на 4-5 фраз со стороны каждого собеседника, составлять монолог на 4-5 реплик, воспринимать и понимать на слух до минуты адаптированного текста и писать тексты объёмом до 80 слов в рамках тематического блока «Мир моего «Я». Мир моих увлечений. Мир вокруг меня. Родная страна и страна изучаемого языка».

Окружающий мир – не только о природе

Новый ФГОС, как и пока действующий, ставил в задачи учебного модуля формирование у детей уважительного отношения к семье и семейным традициям, школе, «родному краю, России, её истории, культуре, природе», но теперь также появилась цель развить у детей «чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы». У ребёнка должны сложиться первоначальные представления о «важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего России».

Шахматы вместо физкультуры не ввели

На этапе разработки нового федерального образовательного стандарта для начальной школы активно обсуждалось предложение заменить один из уроков физической культуры шахматными занятиями. В ряде учебных заведений страны даже вводились экспериментальные программы. Однако повсеместной такая практика не станет – в новом ФГОС нет никакой информации о введении обязательного обучения игре в шахматы детей в 1-4 классах. Зато появилась установка на повышение физической и умственной работоспособности, в том числе для подготовки к выполнению нормативов физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

ФГОС идёт в ногу со временем?

Школьное образование должно быть динамичным и отражать изменения, которые происходят в науке и культуре, идти в ногу с техническим прогрессом. В то же время на него накладывают отпечаток перемены, происходящие в обществе. В связи с этим федеральные образовательные стандарты, формирующие учебную программу, а также задачи по воспитанию и развитию детей, регулярно обновляются.

Родители, с учётом мнений которых складываются многие аспекты процесса школьного образования, должны быть в курсе норм, которые вводят новые ФГОС, чтобы сделать процесс обучения детей максимально комфортным и продуктивным.

Стандарты нового поколения унифицируют темы и подходы преподавания. Благодаря этому школьник сможет получить все необходимые знания и навыки в любом образовательном учреждении каждого региона страны. А педагог может быть уверен, что его учебная программа подойдёт даже для ученика, который только перешёл из другой школы.

И в заключении хочу сказать: «Да, инновации требуют огромной затраты сил, времени, но это то, что делает нас современным своему времени. Мы стремимся к успеху. И если будут успешными учителя и школа, значит, есть надежда на то, что наши ученики тоже будут успешными и счастливыми!»

Доклад на тему «Обновлённый ФГОС: к каким изменениям готовиться школе в 2022-2023 учебном году. Нововведения в образовании»

Выступление учителя начальных классов МБОУ СОШ № 18: Кувшинниковой Е.А.

Мы с вами все находимся в начале большого, непростого, но очень важного пути – пути по воссозданию единого образовательного  пространства в РФ. 31 мая 2021 года были утверждены Федеральные государственные стандарты начального общего и основного общего образования. Эти стандарты имеют по отношению к прежним ряд особенностей.

Главное это то, что в стандарте появилось содержание образования. Все вы знаете, как непросто двигался этот вопрос: были очень разные точки зрения и оживлённые дискуссии. Но тем не менее нельзя не признать, что конструкция, когда стандарты не содержат четких содержательных ориентиров, примерные основные образовательные программы, не задавала достаточно жесткой рамки для того, чтобы мы все понимали, чему и как мы учим детей. И можно много говорить о вариативности образовательного процесса, но в первую очередь нельзя забывать о равном доступе всех детей к качественному образованию.

И в этом 2022 году 2нагрянули» очередные перемены. В связи с этим вспоминаются слова китайской народной мудрости, которые также приписываются Конфуцию, философу Китая: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен». Но в преломлении к сегодняшнему дню продолжить ее можно так: «Если вы не сможете воспользоваться ПРЕИМУЩЕСТВАМИ этих перемен».

На мой взгляд, время действительно интересное, потому что в мире перемен делаются новые научные открытия, появляются новые технологии, новое производство, новая экономика и, конечно, новое образование, которое призвано обучать и воспитывать человека нового мира. Именно это должны сделать ФГОС, новые федеральные государственные образовательные стандарты, которые вступили в силу с 1 сентября этого учебного года.

Основная задача ФГОС  – создание единого образовательного пространства по всей России. Считается, что оно обеспечит комфортные условия обучения для детей при переезде в другой город или, к примеру, при переходе на семейное обучение.

Какие бывают ФГОС?

• На каждой ступени образования — свои стандарты. Школьникам необходимо руководствоваться следующими документами:

• ФГОС на общего образования (1-4 классы),

общего образования (5-9 классы),

общего образования (10-11 классы),

• ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Главной задачей обновлённых ФГОС (третьего поколения) заявлена конкретизация требований к обучающимся. Дело в том, что в предыдущей редакции Стандарт включал только общие установки на формирование определённых компетенций. Учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе изучать, поэтому образовательные программы разных школ отличались, а результаты обучения не были детализированы. Предполагается, что новые ФГОС определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.

В новой версии всё очень подробно: какой минимум знаний и умений должен освоить ученик. Упор сделан на то, как ребенок может применять знания на практике.

В документах отмечается, что ФГОС обеспечивают единство образовательного пространства России, вариативность содержания образовательных программ, благоприятные условия воспитания и обучения, формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями.

Новые ФГОС начали действовать с 1 сентября 2022 года в каждой школе, а ребята, которые приняты в 1 и 5 классы в 2022 году, начали учиться по обновленным ФГОС. Другим учащимся продолжить обучение по ним возможно будет только при согласии родителей.

Сегодняшние ФГОС содержат общие, размытые формулировки.

обновленных стандартов станет следующее: весь учебный процесс будет описан очень подробно. В документе будут максимально точно сформулированы требования к предметам всей школьной программы, по каждому учебному предмету даны четкие требования к образовательным результатам, конкретизировано, какой минимум знаний и умений должен освоить ученик. Также упор сделан на применении знаний на практике.

– любой родитель сможет ознакомиться с документом и понимать, чему именно учат в школе их ребенка, а значит, повышается вероятность включения в процесс образования родителей

повысится за счет единства содержания;

, которые также детализированы и конкретизированы в обновленном документе , будет направлено на реализацию программы воспитания;

к тому, как должна реализовываться образовательная программа, что позволит создать равные возможности для того, чтобы ребята получили качественное образование.

Другие грядущие изменения.

Шахматы в начальной школе

Увеличится количество школ, в которых занятия шахматами станут обязательными для начальных классов по новому стандарту образования. Они заменят третий урок физкультуры. Для первоклассников нагрузка составит 33 часа в год, для остальных учеников — 34 часа. Учителя проходят дополнительную подготовку.

Второй иностранный язык и ЕГЭ по иностранному языку.

Помимо шахмат, обязательным предметом во многих школах станет второй иностранный — он вводится в рамках реализации новых ФГОС.

По новому стандарту образования его включили в перечень обязательных предметов с 2022 года. Экзамен будет разделён на два уровня: базовый и профильный. Скорее всего, обязательным иностранным станет  — язык международного общения.

С младших классов школьники теперь начнут изучать финансовую грамотность. Министерство просвещения поясняет, что о введении нового предмета речь не идет, так как это повысит нагрузку на учащихся. Изучать финансовую грамотность школьники будут в рамках предметов «Окружающий мир», «Математика», «Обществознание», «Информатика», «География» и др.

«Школьные программы должны давать максимально актуальные знания , которые бы учащиеся могли применять в реальной жизни», -подчеркнули в Минпросвещения. –Поэтому новые стандарты позволяют обновить содержание программ и в части гуманитарных направлений, и в части предметов научно-технического цикла, расширить знания школьников о здоровом образе жизни, экологии, задействовать интерактивные программы, формирующие патриотическое воспитание».

также включено в обновленные ФГОС, где акцент сделан на формирование российской гражданской идентичности.

Что это значит? Когда девятиклассник завершает уровень образования, он должен быть готов выполнять свои гражданские обязанности, иметь системные знания о месте РФ в мире, её исторической роли, территориальной целостности.

Основные изменения, внесённые в проекты современных ФГОС:

• Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями.

• Сделан акцент на развитие  — метапредметных и личностных.

• Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).

• Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и так далее).

• Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и тому подобное).

• Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения. Содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось).

• Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов.

Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, в последнем образовательном стандарте уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Основные «мягкие» навыки человека.

  • Способность работать в команде.
  • Способность принимать решения и решать проблемы (лидерство).
  • Способность общаться с людьми в организации и вне её.
  • Способность планировать, организовывать и выделять приоритеты.
  • Способность искать и обрабатывать информацию.

Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.

В школах 50 регионов России с 1 сентября было запланировано открыть более 2000 классов с современной техникой: 3D-принтерами, интерактивными панелями, конструкторами по робототехнике и VR-очками. Планируется, что к 2024 году таких центров в российских школах будет 16 тысяч.

Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи. Благодаря обновлённым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.

Все учебные заведения ориентируются на образовательные стандарты, которые разрабатывает государство.

Вариативность остается, Закон об образовании никто не меняет, и если учитель хочет разрабатывать свою программу, никто ему препятствовать в этом не будет. Но хотя большинства учителей создана возможность пользоваться примерными рабочими программами, как считают авторитетные учёные-педагоги, для того, чтобы не заниматься бюрократией, а иметь больше времени на профессиональное развитие, на работу с детьми.

Основные трудности педагогических работников на этапе введения ФГОС.

  • упрощённое понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода;
  • сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока;
  • отсутствие готовности руководителей ОУ и педагогических работников к планированию и организации образовательного процесса в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС;
  • традиционный подход руководителей ОУ к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя;
  • Принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов;
  • Отсутствие методических рекомендаций авторов УМК.

Предполагается, что образовательные стандарты третьего поколения улучшат современную образовательную систему и конкретизируют её задачи.

Спасибо за внимание!

10 нововведений, которые будут в школе: патриотическое воспитание, отмена второго иностранного и другие

Начиная с 1 сентября 2022 года школьная жизнь изменяется. Теперь в школе не будут оказывать «образовательные услуги» — зато начинают заниматься патриотическим воспитанием детей.

1. Учебная неделя будет начинаться с подъёма флага и пения гимна

2. Классные руководители будут проводить «разговоры о важном».

3. Обязательный второй иностранный язык отменят, зато будут преподавать финансовую грамотность

4. Историческое просвещение начнётся с первого класса

5. Старшеклассники (начиная с 8 класса) смогут дополнительно изучать программирование

6. Семиклассники будут писать ВПР по четырём предметам (математика и русский язык) и двум, выбранным случайно,

7. Продлёнка станет частью образовательного процесса

За учениками будут не только присматривать, их будут воспитывать, а также будут помогать готовиться к урокам, организовывать физкультурно-оздоровительные и культурные мероприятия.

Решение об открытии продлёнки в конкретной школе будет принимать родительский совет. Плату за группы продлённого дня частично перенесут с родителей на региональный бюджет — чиновники должны будут выделять для этого дополнительное финансирование.

8. В московских школах на входе снова будут измерять температуру.

9. Учителям снизят бюрократическую нагрузку

Президент Владимир Путин подписал закон о снятии излишней бюрократической нагрузки с педагогов. Список документов, с которыми нужно работать учителям, сократится до 5 пунктов:

  • программа предмета и курса (в том числе внеурочной деятельности);
  • журнал учета успеваемости;
  • журнал внеурочной деятельности (для педагогов, ведущих внеурочную деятельность);
  • план воспитательной работы (для классных руководителей).

Помимо этого, регионы получили право устанавливать свои необходимые перечни документации для школ по согласованию с Минпросвещения.

10. «Образовательных услуг» больше не будет

Формулировку «оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования» заменили на «финансовое обеспечение реализации образовательных программ» и «финансовое обеспечение выполнения государственного или муниципального задания».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *