Дополнительное образование общеразвивающее и профессиональное

Федеральный закон определяет дополнительное образование (ДО) как учебный процесс, направленный на удовлетворение потребностей человека во всестороннем развитии, духовном, нравственном, интеллектуальном, физическом и профессиональном совершенствовании, а не на повышение образовательного уровня.

Федеральный закон № 273 определяет дополнительное образование (ДО) как учебный процесс, направленный на удовлетворение потребностей человека во всестороннем развитии, духовном, нравственном, интеллектуальном, физическом и профессиональном совершенствовании. При этом цель повышения образовательного уровня не ставится.

О чем речь? Различные виды дополнительного образования призваны не только дать новые знания, но и в целом развивать личность обучаемого. Данные возможности доступны как для школьников, так и для специалистов, которые нуждаются в повышении квалификации.

На что обратить внимание? Если с детьми все более-менее понятно, то в случае с ДПО (дополнительным профессиональным образованием) все сложнее. Для его получения иногда необходимо иметь специальность и диплом, а также правильно выбрать центр обучения.

В статье рассказывается:

  • Суть дополнительного образования
  • Виды дополнительного образования для детей
  • Виды дополнительного профессионального образования
  • Формы и условия ДПО
  • Проблемы ДПО в России
  • Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит: айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
  • Понятие дополнительного профессионального образования
  • Нормативная база дополнительного профессионального образования
  • Виды дополнительного профессионального образования
  • Формы дополнительного профессионального образования
  • Кому доступно ДПО
  • Организации, предоставляющие возможность получения ДПО
  • Документы для получения дополнительного профессионального образования
  • Документация, подтверждающая прохождение ДПО
  • Отличия ДПО от дополнительного образования
  • Проблемы ДПО в России
  • Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит: айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains

Дополнительное профессиональное образование является необходимым для некоторых специальностей (например, врачей), а представителям других профессий оно позволяет улучшить свои навыки и получить возможность для карьерного роста.

При этом не следует путать ДПО с просто дополнительным образованием, которое менее регламентировано и более доступно. В нашей статье мы расскажем, каковы отличия дополнительного профессионального образования, кто предоставляет данные услуги и какие проблемы в этой сфере наиболее актуальны.

Кому доступно ДПО

Дополнительное профессиональное образование доступно:

  • тем, у кого уже есть среднее или высшее профессиональное образование;
  • тем, кто находится в процессе получения образования (проходит обучение в колледже или вузе) и еще не имеет диплом.

Дополнительное образование общеразвивающее и профессиональное

То есть студенты колледжей и вузов имеют право одновременно с получением основного образования проходить обучение по программам ДПО. Однако документ, удостоверяющий освоение программы повышения квалификации или профессиональной переподготовки, будет выдан им только по окончании курса основного образования.

Для этого выпускник должен иметь диплом об окончании вуза или колледжа. Для зачисления студента на программы ДПО он должен предоставить образовательной организации справку из «основного» учебного заведения.

Так, обучаясь по выбранной специальности, можно одновременно получать дополнительные знания, которые сделают выпускника более востребованным специалистом на рынке труда, а также смежную специальность или еще одну профессию в дополнение к основной.

Что касается иностранных граждан и лиц без гражданства, они также имеют право на получение дополнительного профессионального образования, но только в том случае, если их диплом признается в Российской Федерации.

. Дополнительное образование детей и взрослых

1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

2. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и дополнительные образовательные программы спортивной подготовки. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются для детей и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются для детей. Дополнительные образовательные программы спортивной подготовки реализуются для детей и для взрослых.

3. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.

4. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями. Содержание дополнительных образовательных программ спортивной подготовки определяется соответствующей образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, с учетом примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки.

5. Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств определяются в соответствии с частями 3 – 7 статьи 83 настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях

Статья 75 дополнена частью 6 с 1 января 2023 г. – Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 127-ФЗ

6. Особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта определяются статьей 84 настоящего Федерального закона.

Цели дополнительного образования

Функции и задачи дополнительного образования детей при всем разнообразии форм проведения занятий и методов обучения сводятся к достижению следующих целей:

  • Раскрытие творческого потенциала учащихся.
  • Удовлетворение личностных потребностей в развитии по всем направлениям – от спортивного до интеллектуального.
  • Укрепление физического здоровья.
  • Выявление и поддержка талантливых детей любого возраста и учеников, проявивших неординарные способности.
  • Профессиональное обучение.
  • Создание условий для непрерывного индивидуального развития.
  • Помощь в осознанном выборе будущей сферы профессиональной деятельности или вида творчества.

На достижение этих целей работают десятки тысяч специализированных учреждений и организаций дополнительного образования: мастерских, объединений, студий, центров, домов творчества, секций. Такие же задачи ставят перед собой и кружки при школах или вузах.

Все эти заведения работают в нескольких направлениях дополнительного общеразвивающего образования:

  • техническое;
  • художественное;
  • краеведческое;
  • спортивное;
  • туристическое;
  • естественно-научное;
  • социальное;
  • физкультурное;
  • педагогическое.

Благодаря плодотворной работе неравнодушных воспитателей и педагогов в стране развивается множество интегрированных или, наоборот, узкоспециализированных направленностей дополнительного образования. Так, например, в естественно-научном направлении – эколого-биологический профиль, в техническом творчестве – робототехника. Социально-педагогическая ориентация дополнительного образования предусматривает обучение волонтерству, добровольчеству, работе с группами детей, нуждающихся в особом уходе, или с талантливыми и одаренными школьниками.

Дополнительное образование формирует устойчивую потребность в приобретении новых знаний, стимулирует внутреннее развитие и творчество, помогает реализовать себя по максимуму. Многие выдающиеся педагоги и теоретики образования понимают ДО как целенаправленный воспитательный и учебный процесс, который ведется при помощи специальных дополнительных программ.

Профессиональное ДО

Дополнительное профобразование направлено на повышение квалификации или приобретение новых умений работниками, уже имеющими высшее или среднее профессиональное образование. Объем знаний, которые слушатели получают на курсах, зависит от задач учебных программ:

  • Повышение квалификации – кратковременные циклы, нацеленные на пополнение багажа знаний в конкретной отрасли. Это могут быть разной продолжительности курсы, семинары, тренинги, симпозиумы.
  • Профессиональная переподготовка – более продолжительные программы, ориентированные на получение новых глубоких знаний в рамках одной специальности или направления профдеятельности.

Исторические вехи дополнительного образования

В России система ДО начала формироваться на заре ХХ столетия, когда появились кружки, клубы, мастерские, летние оздоровительные лагеря, дневные приюты для детей. Единичные организации открывались по инициативе прогрессивных педагогов.

Культурологическое направление в дополнительном образовании стало первой ласточкой всей внешкольной учительской деятельности. В начале ХХ века в Москве основатели культурно-просветительского общества «Сетлемент», что значит «комплекс» или «поселение», ставили перед собой задачу удовлетворить духовные и социальные потребности детей и молодых людей из малообеспеченных семей.

Октябрьская революция выдвинула лозунг о необходимости перехода от внешкольного воспитания к детскому ДО. Сначала появились станции юных любителей природы – так дополнительное образование в Москве и крупных городах молодого советского государства сделало свои первые шаги. Уже через год состоялся съезд по вопросам внешкольного обучения, посвященный проблемам дальнейшего совершенствования ДО. В 30-е годы бурно развивались все формы внеклассных учреждений. К 1940 году в стране насчитывалось уже 1 846 заведений внешкольного воспитания.

После войны восстанавливались не только заводы и фабрики, но и организации дополнительного образования. Массово строились дворцы пионеров, загородные лагеря труда и отдыха, станции юннатов и техников, спортшколы для детей всех возрастов.

Работа учебных заведений до конца 80-х годов строилась строго в рамках советской идеологии, учреждения дополнительного образования тоже подчинялись четко определенным установкам. Единичные альтернативные движения и структуры быстро подавлялись и закрывались, несмотря на достигнутые ими высокие результаты и приобретенную популярность. Тем не менее организации дополнительного образования накопили уникальный опыт в сфере воспитания талантливых молодых людей.

Сложная ситуация 90-х годов прошлого века, к счастью, не привела к полному распаду системы внеклассной работы. На новом витке развития все учреждения, функционировавшие во внешкольном обучении, не просто сменили вывески, перестав называться домами пионеров или юных ленинцев, – изменилось качество, содержание и формы деятельности этих организаций.

Сегодня в инфраструктуру отрасли дополнительного образования только детей (не говоря уже о взрослых) входит более 11 тысяч учреждений, в которых занимаются примерно 10 миллионов учащихся разного возраста. Занятия в центрах, дворцах, домах, кружках и секциях преимущественно платные, но в рамках государственной стратегии развития дополнительного образования введена система персонифицированного ДО, которая предусматривает целевое индивидуальное финансирование из бюджета страны занятий каждого конкретного ребенка.

Более подробно обо всем, что касается дополнительного образования детей и взрослых, вы узнаете из материалов раздела.

Виды дополнительного профессионального образования

Виды дополнительного образования условно делятся на три группы, включающие в свой состав:

  • дипломированную профессиональную подготовку учащихся, с получением документа соответствующего образца (диплома);
  • переподготовка, с занимаемым объемом обучения до 100 академических часов либо аудиоматериалы до 500 часов прослушивания, в конце которого выдается профильное удостоверение;
  • краткосрочные курсы, авторские семинары, тренинги профессионального или личностного роста. Все эти образовательные программы напрямую связаны с предоставлением информации, нацеленной на повышение квалификации обучаемой группы.

Всестороннее информационное обеспечение студентов в группе — это базовая задача образовательной программы, являясь основой эффективного учебного процесса.

Дополнительное образование общеразвивающее и профессиональное

Виды дополнительного профессионального образования

Отметим, что стажировка, как вид дополнительного образования, относят к категории дипломированной подготовки либо переподготовки.

Любая профессиональная деятельность требует от сотрудника или руководителя постоянного развития и поддержания уровня собственных знаний и навыков. Курсы повышения квалификации являются основным инструментом улучшения своих профессиональных возможностей. Наглядным тому примером может служить знакомство персонала с новыми технологиями, оборудованием либо возвращением сотрудников к работе после долгого перерыва.

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

Дополнительное образование общеразвивающее и профессиональное

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

Успешный карьерный рост напрямую зависит от постоянного расширения собственных профессиональных качеств, даже в том случае, когда рабочие должностные инструкции принципиально не меняются. Неудовлетворенность сотрудника условиями оплаты труда, графиком работы либо занимаемой должностью, является самыми частыми причинами смены деятельности, а значит и необходимости обучаться заново.

Источниками новых знаний и умений могут быть специализированные курсы, тематические семинары, тренинги профессионального роста. Организации и учреждения, различного профессионального профиля, направленные на получения дополнительного образования, максимально адаптированы для своих учеников, реализуя обучение онлайн, без отрыва от работы, обеспечивая комфортный учебный процесс.

Организации, предоставляющие возможность получения ДПО

На сегодняшний день дополнительное профессиональное образование можно получить главным образом в независимых организациях ДПО и корпоративных университетах. Так, лидирующие позиции в этой сфере образования имеет Корпоративный университет РЖД, в котором прошли обучение более 100 тысяч человек только в 2020 году.

Дополнительное образование общеразвивающее и профессиональное

Чтобы получить файл, укажите e-mail:

Подтвердите, что вы не робот,указав номер телефона:

Программы ДПО есть и в вузах. Главным среди них по количеству обученных сейчас является Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), которая к тому же отлично зарабатывает на реализации программ ДПО. В 2020 году общий доход вуза от дополнительного профессионального образования составил 2,8 млрд рублей.

В расчёте на одного научно-педагогического работника это 1,919 млн рублей. Результат серьезный, особенно если вспомнить, что средний показатель по стране – 199 тысяч рублей.

Дополнительное образование общеразвивающее и профессиональное

Организации, предоставляющие возможность получения ДПО

Стоит отметить, что показатели Академии социального управления, Московской государственной академии хореографии и Московского городского университета управления ещё выше. А вот медицинские вузы в этом плане отстают, несмотря на действие системы непрерывного медобразования.

Если рассмотреть доход РАНХиГС от обучения студентов по программам дополнительного профессионального образования в разрезе общего дохода вуза, а он составил 19 млрд рублей, то цифра в 2,8 млрд рублей не кажется маленькой. Однако если сравнить ее с доходами крупнейших EdTech-компаний, становится ясно, что высшие учебные заведения не имеют лидерства в этой сфере.

Нужно понимать, что вузы и EdTech-компании имеют несколько разную целевую аудиторию, то есть работают на разные сегменты рынка.

Вузы, реализуя программы дополнительного профессионального образования, ориентируются на определенные категории слушателей и не конкурируют с современными образовательными платформами. Об этом заявил Андрей Минаев, ректор Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. Он выделил несколько типов учащихся в сфере ДПО.

  • Абитуриенты, поступающие в вуз и имеющие на руках диплом о среднем профессиональном образовании или зарубежный аттестат (они нередко посещают подготовительные курсы, помогающие в поступлении).
  • Действующие студенты образовательной организации, которые нацелены на получение сразу двух дипломов.
  • Сотрудники региональных органов власти, которым необходимо повышать имеющуюся квалификацию по управленческим дисциплинам.

Ректор Рязанского университета отметил, что вуз занимается развитием программ дополнительного профессионального образования для этих людей и стремится к популяризации идеи получения ДПО в рамках обучения по основной специальности.

В Московском государственном университете технологий и управления им. К.Г. Разумовского говорят о необходимости внедрения практико-ориентированных программ (например, когда студент помимо основной специальности имеет возможность получить профессию сомелье).

Ректор Смоленского государственного университета Михаил Артеменков отметил, что в секторе ДПО вузы работают уверенно, у них имеется годами наработанный опыт реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Кроме того, они целенаправленно занимаются развитием этого направления. Основными заказчиками такого обучения, как сообщил Артеменков, являются органы государственной власти региона и студенты этих же вузов.

Дополнительное образование общеразвивающее и профессиональное

Ректор подчеркнул, что работа подразделений ДПО ведется на рыночных условиях: помощь государства в реализации программ может составлять только 20-30 % от общих вложений, однако получить их не так-то просто (нужно участвовать в открытых аукционах с другими поставщиками услуг).

Артеменков считает, что их целевая аудитория – это по большей части собственные студенты вуза и представители местных органов власти, которые скорее всего также ранее учились в нем, получая высшее образование. Государственные учреждения дополнительного профессионального образования не имеют серьезного потенциала для массового привлечения другой аудитории.

Понятие дополнительного профессионального образования

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) является частью непрерывного образования взрослых, его получение занимает больше времени по сравнению с другими подсистемами.

Дополнительное образование общеразвивающее и профессиональное

Понятие дополнительного профессионального образования

ДПО тесно связано с ситуацией на рынке труда, экономическим положением страны, производственным сектором, интересами и потребностями предприятий, населения и государства. Оно оказывает влияние на развитие общества, будучи включено в систему профессиональной переориентации граждан в период проведения реформ.

Дополнительное профессиональное образование позволяет людям чувствовать себя увереннее в новых жизненных обстоятельствах, дает возможность отстаивать свои права и защищать собственные интересы.

ДПО имеет ряд важных особенностей.

  • Удовлетворяет потребность общества и государства в непрерывном развитии кадрового потенциала.
  • Связывает курсовое обучение с самообразованием, жизненным и профессиональным опытом обучающихся.
  • Содержание дополнительного профессионального образования носит междисциплинарный характер.
  • Учебный курс строится на базе профессиональных потребностей и интересов специалистов с учетом их должностных обязанностей, служебного статуса и профессионально значимых качеств личности.

Система дополнительного профессионального образования является достаточно гибкой: она учитывает потребности государства и самих специалистов, подстраивается под текущие обстоятельства, ориентируется на конечный результат. Особенностью сферы ДПО является тот факт, что в ней задействованы взрослые люди, которые уже получили базовое профессиональное образование и имеют опыт работы по специальности.

Документация, подтверждающая прохождение ДПО

По итогам обучения слушателю, успешно освоившему материал и сдавшему квалификационный экзамен, выдается диплом. Существует два типа дипломов о прохождении ДПО.

  • Удостоверение о дополнительном образовании, дающее право продолжать работу по выбранной специальности и претендовать на должности с более высоким уровнем ответственности. Выдается по окончании курса повышения квалификации.
  • Диплом о профессиональной переподготовке, дающий право работать по новой специальности. Выдается по окончании курса дополнительного образования, пройденного в виде профессиональной переподготовки.

Документы для получения дополнительного профессионального образования

Для осуществления обучения по программам ДПО нужно иметь соответствующие аккредитацию и лицензию. Организация, уполномоченная обучать студентов, обязана соблюдать действующие требования к учебному процессу в рамках дополнительного образования для взрослых слушателей. Этим объясняются и требования к желающим пройти курс. Они должны предоставить следующий пакет документов:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • диплом об имеющемся средне-специальном или высшем образовании/справка, подтверждающая прохождение обучения в текущий момент;
  • заявление о прохождении обучения.

В ряде случаев нужно предоставить дополнительные документы. Например, от иностранных граждан также требуют заверенную копию диплома, полученного в родной стране.

Проблемы ДПО в России

Несмотря на довольно высокий уровень развития в России программ дополнительное профессиональное образования, есть перечень проблем, которые мы подробно рассмотрим:

Необходимость более глубокого внимания федеральных и региональных властей к системе ДПО

Следует определить актуальность и общие экономические выгоды как регионам, так и федеральному уровню от внедрения и использования населением программ ДПО. Во многих областях формат получения дополнительного образования развит слабо. Ситуация стала меняться в лучшую сторону только в последнее время.

Дополнительное образование общеразвивающее и профессиональное

Проблемы ДПО в России

В соответствии с этим был представлен документ «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста» (в соответствии с п. 16 протокола заседания правительственной комиссии по импортозамещению от 3 октября 2015 г. № 2) от лица Агентства стратегических инициатив, целью которого является формализация актуальности внедрение стандарта ДПО в ведущих промышленных регионах страны.

Состав данного документа (стандарта) в следующем:

  • формирование алгоритма кадровых решений при содействии координационного совета при главе субъекта РФ и департамента внутренней кадровой политики;
  • анализ показателей региональной экономики в соответствии с кадровыми потребностями местных предприятий на период 5-7 лет (предоставить их число и название);
  • составить дорожные карты Комитетом промышленности регионального правительства штатной помощи промышленным регионам необходимыми профессиональными работниками;
  • налаживание договорных связей между предприятиями региона и различными видами учреждений дополнительного профессионального образования, для последующей реализации в подготовке кадрового состава;
  • представлены программные пути решения внедрения и плановой реализации систем дополнительного образования специалистов, с учетом необходимых профессиональных нужд каждого предприятия.

Недостаточное финансирование программ ДПО

Во многих государственных организациях в их плановой штатной работе с персоналом требуется в определенный промежуток времени отправлять своих работников на курсы повышения квалификации. Касается это, преимущественно, переподготовки в сферах защиты персональных данных и экологии. И в связи с явной недостаточностью выделяемых средств, не каждая организация может себе этого позволить.

Коммерческие структуры часто отправляют повышать профессиональные качества своих работников в частные центры ДПО, что тоже не может быть выходом из-за разного уровня материальных возможностей.

Образовательные центры частного сектора, предоставляющие услуги дополнительного профессионального образования не имеют возможности вести переподготовку по всем актуальным специальным знаниям. Территориально находясь в крупных центрах (Москва), они накладывают дополнительные затраты на предприятия по организации командировок своих сотрудников

Конкурентные проблемы

Область системы учреждений дополнительного профессионального образования очень обширна. Образовательные центры разнятся своим уровнем материальной базы, кадровым потенциалом и снижение стоимости услуг — единственный выход для привлечения слушателей во время поведения соответствующих тендеров и конкурсов.

В результате, не проводя качественную учебную подготовку, студентам выдаются на руки дипломы без реальной базы профессиональных знаний и умений. В подобном заведении попросту нет нужной специализированной информации и необходимых научных материалов. В таком случае назвать студента выпускником прошедшим ДПО и подтвердившим свой уровень квалификации нельзя. Заказчик вынужден проводить проверку полученных знаний своих сотрудников по факту.

Видя данную проблему недостаточного уровня подготовки в системе ДПО у ряда образовательных учреждений, Министерство труда и занятости РФ предложило внести дополнения в профессиональные стандарты и уже существующие нормативные акты для обязательного применения их в ряде профессий педагогического, бухгалтерского и других направлений (ст. 195.3 ТК РФ).

Можно констатировать, что современные информационные технологии дают все возможности получения любой формы (очного, заочного, дистанционного графика) дополнительного профессионального образования. Что, в свою очередь, гарантирует качественный профессиональный и личностный рост в любых сферах современной трудовой деятельности.

Существует два типа программ дополнительного профессионального образования.

Повышение квалификации

Эта программа предполагает приобретение новых и усовершенствование уже имеющихся знаний, умений и навыков в уже знакомой профессиональной области, получение дополнительных компетенций, которые требуются для осуществления трудовой деятельности в текущей ситуации.

Человек может работать в крупной компании, отвечая за определенный сектор, но при переводе в другой департамент ему скорее всего понадобится пройти обучение, чтобы повысить свою квалификацию в рамках имеющейся специальности и иметь возможность выполнять обязанности на новом рабочем месте.

Дополнительное образование общеразвивающее и профессиональное

Программа повышения квалификации в среднем длится от 72 до 144 часов. Минимальный срок обучения – 16 часов. В остальном по длительности программ ограничений нет. Слушатели, успешно освоившие курс и сдавшие аттестацию, в конце получают удостоверение о повышении квалификации.

Профессиональная переподготовка

Программа профессиональной переподготовки позволяет освоить новую профессию/получить другую квалификацию. Минимальная длительность таких программ составляет 250 академических часов, максимальная законом не регламентируется. В основном они осваиваются за 250–500 часов, однако существуют и более объемные программ длительностью около 1 000 часов.

Они разбиваются на три семестра, обучение занимает примерно полтора года. Прослушав полный курс профессиональной переподготовки и пройдя аттестацию, слушатели получают дипломы.

Основные различия между этими программами.

  • Программа повышения квалификации рассчитана на людей, которые хотят получить новые знания в своей сфере деятельности: изучить изменения в законодательстве, приобрести навыки, которыми они не обладают, знания, которых требует быстро меняющаяся ситуация в профессиональной области. Одним словом, эта учеба позволяет стать еще более сильным, осведомленным и востребованным специалистом.
  • Профессиональная переподготовка нужна тем, кто хочет кардинально сменить сферу деятельности или получить новую специальность, смежную с уже имеющейся. Так, например, переводчик может полностью сменить профиль и стать экономистом.

Получается, что в рамках повышения квалификации человек усовершенствует свои знания, а в рамках переподготовки – приобретает новую профессию.

По сути профессиональная переподготовка представляет собой более простой, короткий и бюджетный вариант второго высшего или среднего профессионального образования. Человеку не нужно снова отправляться в вуз колледж или же магистратуру после четырех лет бакалавриата. Курсы переподготовки пройти гораздо проще, их проводят организации дополнительного профессионального образования.

Суть дополнительного образования

Получение новых знаний и умений – неотъемлемая часть интеллектуального развития современного человека. Механизм дополнительного образования значительно расширяет жизненный кругозор и предоставляет большие возможности для профессионального и личного роста.

Дополнительное образование общеразвивающее и профессиональное

Суть дополнительного образования

Дополнительное образование обеспечивает соответствие следующим критериям:

  • Условия обучения. Исходя из личных соображений, будущий ученик сам определяет для себя время, график учебы, месторасположение, стоимость и другие дополнительные условия.
  • Специализация. Дополнительное образование сегодня представлено большим выбором направлений для личностного и профессионального роста. Каждый имеет возможность подобрать обучение в соответствии с его профессией.
  • Ограничение. Каждый из видов дополнительного образования имеет собственные критерии отбора студентов, как по возрасту, так и по цене курса и количеству свободных для обучения мест.

Преподавание на курсах дополнительного образования ведется исключительно профильными специалистами, окончивших высшее учебное заведение, получивших согласно программе необходимую квалификацию.

Виды дополнительного образования для детей

Процесс дополнительного образования детей постоянно совершенствуется. Цели и задачи учебных программ расширяются и дополняются, согласно мировым научным стандартам.

Современные образовательные учреждения, в рамках своей деятельности, предоставляют разные виды дополнительного детского обучения. Ключевыми критериями выбора самого образования являются всестороннее развитие личности ребенка, правильное восприятие и будущая профессиональная направленность.

Дополнительное изучение иностранных языков, математических и художественных курсов, а также других учебных дисциплин, являются наглядным примером разнообразия направленности дополнительного образования детей, определяемые талантом, способностями и индивидуальностью к обучению.

Дополнительное образование общеразвивающее и профессиональное

Виды дополнительного образования для детей

Различают следующие виды учреждений дополнительного образования:

  • Факультеты дополнительного образования федерального уровня.
  • Сетевые профессиональные учреждения дополнительного образования.
  • Авторские методики и курсы, семинары специалистов-педагогов узкого профиля.

Творчество, как важный элемент дополнительного образования, включает в себя следующие формы, которые различаются между собой творческой активностью, принципами объединения и направленностью интересов и талантов.

Выделяют семь основных: кружок, студия, ансамбль, театр, оркестр, класс, школа.

  • Кружок – самая распространенная форма дополнительного образования, состав которой образуется добровольным объединением детей по творческим интересам, способностям и увлечениям. Такое образование наиболее творчески активно.
  • Студия – как правило, коллектив, объединенный единой творческой деятельностью, совместными занятиями на определенные темы, формированием соответствующих знаний и умений.
  • Ансамбль – групповое музыкальное объединение детей для исполнения различных художественных произведений. Выступление ансамбля может быть как совместным, так и сольно. Обучение в ансамбле также происходит в коллективе либо индивидуальном порядке.
  • Театр – способ объединения, при котором акцент творческой деятельности делается на представлении, как методе эффективной реализации образного потенциала каждого из его участников.
  • Оркестр – творческая группа, выраженная в совместном исполнении детьми музыкальных произведений. Оркестр объединяет в себе игру на разных инструментах, участники которого демонстрируют разнообразные направления в музыке.
  • Класс – коллектив, собранный из детей одного возраста. В классе учебные занятия проходят совместно в разных сферах творчества, согласно, образовательной программы.
  • Школа – разноплановое объединение узкой специализации. В системе дополнительного образования обеспечивает изучение различных предметов, с возможностью более глубокого обучения наследующих этапах учебного процесса.

Рассмотрим проблемы, с которыми сталкивается дополнительное профессиональное образование в России.

Отсутствие системного подхода к ДПО на федеральном и региональном уровнях

Суть системного подхода заключается в итоговой пользе, которую дополнительное образование приносит экономике России. К сожалению, половина регионов страны не может похвастаться должным уровнем развития сектора ДПО. Однако ситуация постепенно выправляется.

Агентство стратегических инициатив разработало документ «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста» (в соответствии с п. 16 протокола заседания правительственной комиссии по импортозамещению от 3 октября 2015 г. № 2), который запустил активное внедрение этого стандарта в наиболее промышленно развитых регионах.

Рассмотрим, в чем выражается региональный стандарт.

  • Происходит разработка стратегии кадрового развития региона (процесс обеспечивают координационный совет при главе субъекта РФ и департамент внутренней кадровой политики).
  • Осуществляется анализ экономической ситуации в регионах, определяются специалисты, в которых нуждаются местные предприятия (наименования и количество) в перспективе ближайших 5–7 лет.
  • Комитетом промышленности регионального правительства разрабатывается дорожная карта по содействию в обеспечении промышленных предприятий региона кадрами.
  • Заключаются соглашения между региональными предприятиями и образовательными организациями, которые будут заниматься подготовкой специалистов.
  • Разрабатываются программы, по которым должно быть реализовано дополнительное профессиональное образование работников. При этом учитываются потребности предприятий.

Отсутствие материальной базы для развития ДПО

Не секрет, что даже работники государственных организаций, которым в соответствии с принятыми законами полагается пройти обязательное повышение квалификации (например, по программам защиты персональных данных либо охраны окружающей среды), не имеют возможности сделать это. Денег на обучение от государства не выделяется.

Дополнительное образование общеразвивающее и профессиональное

Отсутствие материальной базы для развития ДПО

Частные компании порой рекомендуют сотрудникам повысить квалификацию за свой счет. Однако далеко не все могут себе это позволить. В результате дополнительное профессиональное образование реализуется не в полном объеме.

Серьезные корпорации нередко создают внутренние учебные центры для подготовки персонала в соответствии с собственными потребностями

Однако частное учреждение дополнительного профессионального образования как правило не может охватить все актуальные профессии. Да и располагаются такие центры в основном в столице, что накладывает на компанию дополнительные расходы, связанные с командированием туда сотрудников.

Дополнительное образование общеразвивающее и профессиональное

Недобросовестная конкуренция

ДПО – это сфера, в которой работают множество организаций, однако далеко не все из них обладают отличным кадровым потенциалом, современным оборудованием и помещениями для проведения занятий. При этом демпинг помогает им обходить более квалифицированных конкурентов в конкурсах на оказание образовательных услуг.

В итоге качество получаемого студентами образования страдает, а иногда услуги и вовсе не оказываются в полном объеме. Слушателям просто выдают дипломы по итогам обучения. Разумеется, ни о каком развитии ДПО в этом случае и речи нет. Поэтому заказчику очень важно осуществлять контроль результатов обучения по каждой программе.

В данный момент Министерство труда и занятости РФ проводит работу по разработке и утверждению новых профессиональных стандартов в дополнение к нескольким сотням уже существующих. По закону их применение является обязательным для работодателей (ст. 195.3 ТК РФ). Однако в настоящее время такое требование распространяется лишь на несколько видов профессий (бухгалтеры, педагогические работники и др.).

В то же время организации дополнительного профессионального образования при составлении курсов дополнительного обучения учитывают требования действующих стандартов.

Уровни ДО

Дополнительное образование входит в систему непрерывного учебного процесса, который состоит из следующих уровней:

  • дошкольный (детский сад);
  • начальный (младшие классы);
  • основной (9 классов);
  • общий средний (11 классов);
  • средний профессиональный (СПО – колледжи, техникумы, училища);
  • высший (вузы).

Причем для каждого из этих уровней – от дошкольного до высшего – разрабатываются соответствующие программы дополнительного образования, и по окончании их изучения уровень имеющегося базового образования не повышается.

Это значит, что девятиклассник, получивший сертификат курсов робототехники, так и останется обладателем основного образования, а одиннадцатиклассник, пять лет изучавший на курсах иностранный язык, – общего среднего образования. Выпускник колледжа, пройдя программу повышения квалификации, не получит вузовский диплом и соответствующую ему квалификацию. Бакалавр после профессиональной переподготовки не станет магистром.

Дополнительное образование ориентировано на две возрастные группы – для детей и для взрослых.

Вид дополнительного образования определяется типом программ, по которым проводится обучение, а они могут быть двух основных категорий, которые, в свою очередь, подразделяются еще на два подвида:

  • Общеобразовательные:
    общеразвивающие;предпрофессиональные.
  • общеразвивающие;
  • предпрофессиональные.
  • Профессиональные:
    повышение квалификации;профессиональная переподготовка.
  • повышение квалификации;
  • профессиональная переподготовка.

По общеразвивающим программам могут учиться и взрослые (на всевозможных курсах – иностранного языка, программирования, кройки и шитья и т. д.), и дети (в кружках рисования, пения, танцев, моделирования и т. д.).

Предпрофессиональные программы предназначены только для детей и ориентированы на их подготовку к поступлению в творческие или спортивные колледжи и вузы. Необходимые знания и навыки будущие музыканты, художники, спортсмены получают в ДШИ, ДМШ, школах олимпийского резерва, секциях и т. д.

Программы дополнительного профессионального образования ориентированы на слушателей, уже получивших (или еще продолжающих получать) среднее или высшее профессиональное образование. Другими словами, повышать квалификацию и проходить переподготовку могут только студенты вузов и ссузов или специалисты, имеющие базовое профобразование.

Формы дополнительного профессионального образования

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам дополнительного профессионального образования (ДПО) прописан в Приказе Министерства образования РФ №499 от 1 июля 2013 года. В документе говорится, что содержание программы и договор с образовательным учреждением определяют форму обучения на курсах. Она может быть очной (очно-заочной), заочной и дистанционной.

Если обучение ведется по очной форме, слушатель должен присутствовать на занятиях лично. Курс зачитывается на территории образовательной организации или на территории предприятия, которое организовало для своих сотрудников такое обучение (при наличии условий для проведения занятий).

Заочная форма обучения предполагает получение знаний слушателями курса путем самообучения с использованием предоставленных образовательным учреждением программ, а также очные занятия.

Обучение, как правило, имеет три фазы. На первой слушатели получают информацию о программе ДПО и учебные материалы для самостоятельного освоения. В ходе второй фазы они изучают эти материалы. Третья фаза представляет собой проверку знаний в виде квалификационного экзамена или теста.

Дополнительное образование общеразвивающее и профессиональное

Заочная форма обучения на курсах ДПО

Дистанционный формат обучения возможен в том случае, когда образовательная организация обладает необходимыми техническими возможностями. Тогда обучение осуществляется через Интернет. Слушатели могут изучать материал, слушая лекции онлайн или в записи. Для этого им нужно зайти в личный кабинет на специальной платформе.

Там же можно участвовать в семинарах, получать задания, проходить тесты и т.д. Подобная форма обучения дает возможность получать новые знания по разным программам без отрыва от выполнения рабочих обязанностей.

Формы и условия ДПО

Обучение программам профессионального дополнительного образования вышеперечисленных двух категорий производится несколькими способами:

  • очная форма (посещения в личном порядке каждого учебного занятия в определенный академический период);
  • очно-заочная форма (смешанный тип посещения учебных занятий, с возможностью выполнять задания на дому);
  • дистанционная форма (выполнение поставленного учебного плана удаленно на дому или на работе).

Преимущество такого разнообразия форм обучения в программах учреждений высшего образования позволяет учащимся выбирать наиболее подходящий для них график учебы. По окончанию в полученных дипломах не указывается на очной либо заочной форме он обучался, отмечаются только наименование пройденной программы и ее общее время.

Как правило, формат дополнительного профессионального обучения определяет само учреждение образования. Даже, в случае отсутствии конкретной информации о формах обучения на официальных источниках конкретным курсам, у ученика всегда есть возможность сменить на более подходящий вариант учебы на курсе. Стажировка, как вид обучения, формализуется в индивидуальном порядке, в зависимости от технической возможности отдельного образовательного учреждения.

Возможность пройти программу профессиональной подготовки или курсы повышения квалификации могут лица с уже имеющимся высшим профессиональным либо среднем образованием. В случаях неоконченной основной учебой, студент имеет возможность по ее окончанию в вузе одновременно получить два диплома (основной и по программе ДПО)

Доступность различных видов программ дополнительного образования дает прекрасную возможность проходить профессиональную переподготовку и иностранным студентам, главным требованием к которым является признание их аттестатов, а также дипломов на территории Российской Федерации.

Необходимость заново сдавать экзамены при поступлении на программу дополнительного профессионального обучения исключается в случае соблюдения формальных минимальных условий, а именно подтверждение базового образования (диплом), средне-профессионального и наличия соответствующих документов (справки), указывающих на текущее обучение в вузе или колледже.

В отдельном случае, некоторые виды учреждений дополнительного образования могут перед поступлением назначить сдачу, и это в основном, касается ситуаций получения более углубленных знаний, например курса альтернативной магистратуры. Оплатив самостоятельно стоимость обучения, или используя грант, студент непосредственно приступает к учебе.

Максимальная ценовая доступность есть главное достоинством всех форматов ДПО по отношению к классическому обучению в вузе, с его более продолжительным сроком получения диплома и высокой ценой обучения.

Будущие студенты программ ДПО имеют огромный выбор видов учреждений дополнительного образования на территории РФ. Важно заметить, что большинство из представленных образовательных центров (вузы, колледжи, техникумы) предоставляют уникальную возможность обучаться в дистанционном режиме. Студенты могут находиться в Москве или другом городе по месту жительства, не прекращая при этом свою основную рабочую либо учебную деятельность.

Право предлагать курсы профессионально переподготовки или курсы повышения квалификации имеют организации, имеющие в наличии лицензию Рособрнадзора. К ним относятся:

  • вузы (университет, институты, академии);
  • техникумы, училища, колледжи;
  • образовательные центры, специализирующиеся по программам ДПО;
  • лаборатории и исследовательские научные центры и институты.

Учреждения, занимающиеся вопросами ДПО, могут быть как государственными, так и частными.

Отличия ДПО от дополнительного образования

Важно понимать, что дополнительное образование и дополнительное профессиональное образование – это разные вещи. К ДПО предъявляются более жесткие требования: чтобы пройти курс, человек должен предъявить диплом о высшем или средне-специальном образовании. А вот дополнительное образование имеет возможность получить любой желающий.

Дополнительное образование общеразвивающее и профессиональное

Отличия ДПО от дополнительного образования

Важно отметить некоторые особенности ДПО.

  • Учебные планы регулируются законами. Это касается наименования тем, количества учебных часов, которые отводятся на изучение материала, и т.д.
  • Слушатель курса получает новую специальность или приобретает новые компетенции в уже имеющейся.
  • По окончании обучения студенту выдается официальный документ (удостоверение о повышении квалификации или же диплом о профессиональной переподготовке) на фирменном бланке и заверенный печатями.
  • Программы ДПО готовятся скрупулезно, с доскональной проработкой нюансов.
  • Дополнительное профессиональное образование доступно только взрослой аудитории с образованием.

Ранее ДПО можно было получить только по очной форме обучения. Сегодня существует широкий спектр дистанционных программ, которые позволяют учиться без отрыва от работы.

Нормативная база дополнительного профессионального образования

Каждая программа дополнительного профессионального образования имеет свои особенности. Существуют разные формы организации программ – это касается и количества учебных часов, и содержания. Но так или иначе они отличаются от высшего профессионального образования и создаются по определенным технологиям с учетом состава аудитории (взрослые люди с профессией).

При составлении программы ДПО специалисты всегда ориентируются на соответствующие профессиональные стандарты. Это отражается на содержании учебно-методической документации, особенностях организации учебного процесса, проведении рекламных кампаний и т. д. На текущий момент существует около 900 стандартов, охватывающих почти все виды профессиональной деятельности.

Дополнительное профессиональное образование в вузе может быть направлено на подготовку студентов по программам, которые ориентированы на освоение определенных трудовых функций. Например, тех, что нужны заказчику или необходимы для сдачи экзамена на профессиональный сертификат.

Законодательная база ДПО:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 76) от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
  • приказы и методические рекомендации Минобразования России и других ведомств.

При составлении программ и определении их продолжительности учитывают необходимость освоения обучающимися всего объема информации, который позволит достигнуть запланированных результатов и приобрести нужные компетенции, новую квалификацию.

Минимальная длительность программы повышения квалификации составляет 16 часов, а программы профессиональной переподготовки – 250 часов.

Дополнительное образование общеразвивающее и профессиональное

Нормативная база дополнительного профессионального образования

Существует Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 N23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов». Согласно документу, на стандарты обязаны ориентироваться работодатели и образовательные организации профессионального образования в следующих случаях:

  • при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
  • при разработке профессиональных образовательных программ;
  • при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Когда разрабатывается программа ДПО, пишется обоснование, в котором должны быть указаны взятый за основу профессиональный стандарт, обобщенная трудовая функция (ОТР) и трудовые функции, по которым будет осуществляться повышение квалификации.

Обоснование программы профессиональной переподготовки должно содержать профессиональный стандарт (или несколько стандартов) по данному направлению и ФГОС ВПО, используемые в программе соответствующие ОТР и трудовые функции из профессиональных стандартов, виды деятельности, компетенции по видам деятельности и практический опыт из ФГОС ВПО, по которым будет осуществляться переподготовка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *