Дополнительное образование в контексте социально-педагогической деятельности

14 декабря 2021 года в ГБПОУ «Воробьевы горы» прошёл семинар «Дополнительное образование: инновационная образовательная практика».

В вебинаре приняли участие 342 человека, среди которых педагоги дополнительного образования, методисты, педагоги-организаторы, специалисты управленческого звена.

Участники семинара обсудили различные мнения, точки зрения о внедрении инновационных образовательных технологий при реализации дополнительных общеразвивающих программ.

Ведущая семинара Зоя Алексеевна Каргина, начальник Нормативно-методического отдела Управления дополнительных образовательных программ, рассказала о ключевых образовательных технологиях дополнительного образования. Спикер описала принципы педагогической технологии «перевернутый класс» и драмогерменевтики. Особое внимание было уделено персонализированному/гибкому обучению (flexible learning), обучению по запросу и кейс-обучению. Отдельно рассматривались аспекты технологий дополненной и виртуальной реальности (VR/AR), Stem-технологий, а также геймификации образования — использования игровых элементов в неигровом контексте, когда элементы игры используются для достижения реальных целей.

Тему геймификации образования продолжила Наталья Николаевна Муранова, педагог дополнительного образования Центра художественного образования. Она ярко и подробно рассказала о функциях и типах игр, привела примеры докладов обучающихся и результатов выполненных ими практических занятий. «Любое занятие можно превратить в игру и устроить настоящий фейерверк!», — подчеркнула спикер.

Следующее выступление представила Алена Дмитриевна Белева, преподаватель медиажурналистики Центра медиатехнологий ГБПОУ «Воробьевы горы». Слушатели узнали откуда берутся идеи и как их придумывать, как решать задачи в ТРИЗ-педагогике, как использовать ТРИЗ-технологии на занятиях журналистикой. Презентация завершилась поучительной притчей о конкурсе на звание лучшего художника. Лучшим художником (а в нашем случае педагогом), по мнению докладчика, должен быть признан тот, кто движется дальше, не останавливаясь на достигнутом.

Художественный руководитель Московского городского творческого коллектива «Музыкальный театр-студия „Галёрка“» Центра «Исток» Алексей Николаевич Кузнецов рассказал о новых «инструментах» реализации традиционных форм музыкально-театральной деятельности. В выступлении были освещены вопросы структуры и специфики театра-студии «Галёрка», модели обучения исполнительским искусствам и музыкальному театру, особенности проведения и трансляции концертов и спектаклей.

Затем последовал доклад педагога дополнительного образования, методиста Центра астрономического и космического образования Дениса Владимировича Денисенко. Кратко охарактеризовав спектр программ, докладчик представил уникальный авторский метод поиска и открытия новых астрономических объектов. Области применения, результаты, преимущества и дополнительные возможности инновационных подходов были подробно освещены в его презентации. Показательно, что многие ученики Центра астрономического и космического образования делают настоящие научные открытия.

Семинар завершился выступлением руководителя Центра библиотечно-информационных ресурсов Софьи Вячеславовны Горизонтовой и педагога-организатора Центра библиотечно-информационных ресурсов Николая Владимировича Гладких. Слушатели узнали об образовательных проектах в работе современной библиотеки, творческих мастерских, книжных выставках. Особое внимание было уделено циклу «Вначале были мифы». Эти занятия включают не только хронологическое изложение материала, но и знакомят обучающихся с произведениями искусства разных эпох, в которых отразились исторические события.

Слушатели высказали слова благодарности в адрес всех выступающих, представивших интересный, ценный и богатый опыт.

  • Инновационные образовательные технологии, доступные к реализации в условиях дополнительного образования, Каргина З.А.
  • Геймификация процесса обучения декоративно прикладному творчеству, Муранова Н.Н.
  • Опыт реализации ТРИЗ-технологии в процессе обучения журналистике, Белева А.Д.
  • «Новые инструменты» реализации традиционных форм музыкально-театральной деятельности, Кузнецов А.Н.
  • Инновационные технологии в образовании. Центр открытия астрономических объектов, Денисенко Д.В.
  • Образовательные проекты в работе современной бибилиотеки, Горизонтова С.В., Гладких Н.В.

https://youtube.com/watch?v=RU-gNlMnkRU%3Ffeature%3Doembed

Программы художественной направленности в системе дополнительного образования ориентированы на развитие творческих способностей детей в различных областях искусства и культуры, передачу духовного и культурного опыта человечества, воспитанию творческой личности, получению учащимися основ будущего профессионального образования. Основной целью данного направления является: раскрытие творческих способностей обучающихся, нравственное и художественно-эстетическое развитие личности ребёнка. Художественная направленность включает следующие группы программ: исполнительство на струнных, народных, духовых, клавишных, ударных инструментах, оркестры и ансамбли, сольный вокал, хоровое пение, эстрадно-джазовое творчество, театральное творчество, цирковое искусство, хореографическое искусство, художественное слово, литературное творчество, изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, дизайн.

Программы технической направленности в системе дополнительного образования ориентированы на развитие технических и творческих способностей и умений обучающихся, организацию научно-исследовательской деятельности, профессионального самоопределения. Техническая направленность включает следующие группы программ: техническое конструирование, моделирование и макетирование (лего-конструирование и моделирование, робототехника, авиа, судо, ракето или автомоделирование и др. ), производственные технологии (радиоэлектроника, технический дизайн, эргономика и др. ), мультимедиа и IT-технологии (технологии киноискусства, фототехнологии, программирование и WEB- дизайн и др. ), техническое творчество и инновационное предпринимательство (инновационные бизнес технологии, проектная деятельность, исследовательская деятельность).

Программы естественнонаучной направленности в системе дополнительного образования ориентированы на развитие интереса учащихся к изучению и охране природы, биологии, географии, экологии и других наук о Земле, являюсь основной частью непрерывного экологического образования. В настоящее время экологическое образование становится значимым в организации системы непрерывного экологического образования и воспитания подрастающего поколения. Особым фактором, обусловливающим специфику экологического образования в данном направлении, является организация целенаправленной практической деятельности, как непременного условия всей деятельности учреждений дополнительного образования в экологическом образовании, в какой бы форме оно ни организовывалось. Естественнонаучная направленность включает следующие группы программ: основы и углубленное изучение экологии и биологии (общая экология, современные экологические проблемы, ботаника и др. ), прикладные эколого-биологические программы (аквариумистика, охрана природы, растениеводство и др.

Программы социально-гуманитарной направленности ориентированы на изучение психологических особенностей личности, познание мотивов своего поведения, изучение методик самоконтроля, формирование личности как члена коллектива, а в будущем как члена общества, изучение межличностных взаимоотношений, адаптацию в коллективе. Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач социально-гуманитарного направления, которая актуальна, прежде всего, потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в социальной системе, очертить профессиональные перспективы. Образовательные программы данной направленности охватывают широкий возрастной диапазон и многофункциональны по своему назначению.

Социально-педагогическая направленность включает следующие группы программ: развитие дошкольников (социализация и общение, интеллектуальное развитие, логопедия, художественно-эстетическое и творческое развитие, подготовка к школе, социокультурная адаптация детей, в том числе мигрантов и др. ), занятия с детьми с ОВЗ (коррекция и социокультурная реабилитации детей с ОВЗ, инклюзия), основы медиа-информационных технологий, основы психологии, социологии, политологии и права, игротехники и игровое конструирование, профориентация и предпрофессиональная подготовка.

Программы физкультурно-спортивной направленности в системе дополнительного образования ориентированы на физическое совершенствование учащихся, приобщение их к здоровому образу жизни, воспитание спортивного резерва нации. Физкультурно-спортивная направленность включает следующие группы программ: спортивная подготовка (шахматы, настольный теннис, бокс и различные виды борьбы), общая физическая подготовка и фитнес для детей.

Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

В рамках нашей статьи мы хотим обратиться к такому педагогическому средству как арт-технологии. Арт-технологии – это совокупность форм, методов и средств различных видов искусства, направленных на развитие творческого потенциала личности в образовательном процессе. Арт-технологии называют также художественно-творческими технологиями, подразумевая под ними совокупность знаний, умений, навыков и способов деятельности педагога или психолога, которые позволяют воздействовать на личность ребенка (подростка) средствами художественного творчества. В педагогическом контексте использования арт-технологий обычно говорят об арт-педагогике – обучении и воспитании средствами различных видов искусств.

Однако, следует четко разграничивать понятие арт-технологий с понятием арт-терапия. Они, конечно, имеют много общего, но пользуясь одними средствами, решают разные задачи. Арт-терапия направлена на психологическую коррекцию и лечение, в свою же очередь арт-технологии способствуют достижению целей и решению задач развития личности и ее образования.

На важную роль искусства в работе с детьми и подростками указывали представители зарубежной педагогики Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли, а также отечественные ученые Л. Выготский, А. Граборов, Е. Екжанова, Т. Комарова и др. Они утверждают, что художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, формирует мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует развитию восприятия, произвольного внимания, воображения, речи, мелкой моторики, коммуникации. Восприятие произведений искусства может приносить приятные впечатления и способствует преобразованию негативных эмоций в позитивные. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства.

Арт-технологии разрабатываются на основе комплекса ведущих идей идеи гуманизма, креативности, интегративности и рефлексивности задают ориентацию для практической деятельности арт-педагога. Кроме того, они реализуются в процессе невербального общения, что важно и ценно для тех детей, которые не расположены к открытому общению, так как не очень хорошо говорят на русском языке, не всегда могут словами выразить свои внутренние переживания.

Арт-технологии могут быть применены в условиях образовательного процесса (в практике преподавания предметов гуманитарного и художественного циклов – литературы, музыки, изобразительного искусства, интегрированных уроков) и внеурочной деятельности обучающихся, в условиях реализации моделей внеурочной деятельности в школе полного дня, в системе дополнительного образования детей, в работе волонтеров и т.

Благодаря использованию арт-технологий, каждый ребёнок делает собственные открытия, выходит за рамки привычного, увлекается, создавая уникальные художественные образы; обобщает эстетические представления об окружающем мире; сможет найти новых друзей, снять стрессовое напряжение, сократить адаптивный период вынужденной смены места жительства и обучения; выстроить доброжелательные отношения с ровесниками и взрослыми; восстановить физическое здоровье, улучшить душевное и духовное самочувствие.

В современных исследованиях выделяется очень важный аспект: арт-технологии могут использоваться с различными возрастными категориями дошкольников. Арт-технологии выходят за рамки работы с детьми, имеющими проблемы, но в то же время не дублируют сферу художественного образования и эстетического воспитания. То есть, в содержание понятия «арт-технологии» не следует включать только специальное художественное обучение детей с проблемами, также не стоит сводить смысл арт-технологий к обучению навыкам рисования, а следует добавить формирование основ художественной культуры и социальную адаптацию личности средствами искусства.

Поскольку арт-технологии включают в себя средства и методы, способствующие более качественному и эффективному обучению и воспитанию, то их задачи включают в себя создание позитивного, мотивированного процесса обучения и воспитания, а также условий личностного развития. Решение этих задач возможно через осознание и активизацию жизненных ресурсов; развитие и активизация творческого потенциала; обучение навыкам саморегуляции; обучение коммуникативным навыкам; развитие сферы восприятия.

В арт-педагогике обучение технологическим приемам рассматривается как средство достижения педагогических задач. Освоение художественных приемов и технологий работы художественными материалами осуществляется через исследование возможностей этих материалов, иногда через игру с ними, через неожиданные комбинации и смешение техник. Умение обращаться с художественными материалами ведет к большей свободе, дает новый импульс развитию, стимулирует самовыражение. Художественные материалы в реализации арт-технологий можно классифицировать на графические, живописные, имитационные.

Подводя итог всему вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что арт-технологии имеют огромный потенциал для создания положительного климата в обществе. Арт-педагогика в целом и АРТ-технологии, в частности, имеют много общего в функции коррекции, диагностики, профилактики средствами искусства и художественной деятельности, а также нарушений социальной, психологической, профессиональной адаптации детей. В настоящее время сделан вывод о специфическом влиянии работы с разными художественными объектами на эмоциональное состояние ребенка. Изучение влияние художественных объектов на оздоровление эмоционального состояния ребенка находится в стадии исследования, но неоспорим тот факт, что эти данные в скором времени дадут толчок к развитию всей арт-педагогики.

Список использованных источников

Афанасьева А. Арт-технологии в диагностике и развитии креативности ребенка во внеурочной деятельности // В сборнике: Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации материалы всероссийской научно-практической конференции (заочной) с международным участием. ответственный редактор А. Нагорнова. 2016. 94-98.

Лелявина К. , Клименко Г. Арт-технологии в образовательном процессе средней школы // В сборнике: Перспективы развития науки и образования:III международная научно-практическая конференция. 2016. 87-90.

Степанова А. , Жданова С. Арт-технологии в социализации учащихся // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии сборник материалов 9-ой Международной научно-практической конференции. 2016. 95-98.

Санникова Л. Образовательный процесс как элемент внутренней системы дошкольной образовательной организации //
Научно-методический электронный журнал концепт. 2016. № 9. 102-107.

Тема цифровизации образования не случайно все чаще появляется в СМИ, Интернете и других источниках. Цифровизация, несомненно, влияет общество, экономику в целом и на процесс и качество образования в частности. Новые технологии, внедряемые в процесс школьного образования, способны увлечь школьников гораздо сильнее, чем простые лекции.

Сегодня в школах внедряется целый ряд информационно-образовательных инструментов, без которых мы уже не представляем нашу работу. Однако, с момента своего появления в школе информационные технологии не прекращают развиваться.

Второе десятилетие XXI века стало периодом внедрения в образование интернет-технологий, использования мобильных устройств на уроках и во внеурочной деятельности, электронных журналов и дневников, цифровых дидактических игр и технологий виртуальной реальности и др.

Сторителлинг

Одной из технологий эффективных коммуникаций является сторителлинг. Сторителлинг – в переводе с английского «рассказывание историй». Аналог в русском языке слово «сказительство». Цель сторителлинга: формирование мотивации к определенному действию через ассоциацию слушателя с героем истории. Как метод сторителлинг был впервые обозначен и испытан руководителем крупной международной компании Armstrong International Дэвидом Армстронгом. Сейчас сторителлинг активно используется в бизнесе, PR1, маркетинге, журналистике и в образовании.

1 Свя́зи с обще́ственностью, PR – технологии создания и внедрения при общественно-экономических и политических системах конкуренции образа объекта (идеи, товара, услуги, персоналии, организации – фирмы, бренда)

Современное поколение плохо воспринимает большие тексты, и, поэтому, учителям стоит использовать нестандартные способы передачи информации.

Что необходимо предпринять для создания хорошей истории?

2 Па́ттерн – схема-образ, действующая как посредствующее представление, или чувственное понятие, благодаря которому в режиме одновременности восприятия и мышления выявляются закономерности, как они существуют в природе и обществе.

Виды сторителлинга

Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.

В активном сторителлинге педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. Слушатели активно вовлекаются в процесс создания и рассказывания историй. Активный сторителлинг способствует передаче не только явного, но и неявного знания через практическую деятельность. Педагог вовлекает слушателей в активную деятельность, чем формирует у обучающихся определенные умения и навыки. Такие как, умения создавать истории самостоятельно, моделировать различные ситуации и находить выход из проблемной ситуации, анализировать истории, делать выводы.

Цифровой сторителлинг – формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, скрайбинг3, инфографика). Любая история легче рассказывается и воспринимается, если ее подкрепить визуальным или аудио рядом. Цифровой (визуальный) сторителлинг позволяет не только создать наглядный материал для уроков, структурировать информацию, но и повысить результативность обучения, облегчить восприятие и запоминаемость информации.

3 Скрайбинг – это процесс визуализации сложного смысла простыми образами, при котором отрисовка образов происходит в процессе донесения информации. Особенность скрайбинга, по сравнению с другими способами донесения сложной информации, в том, что он задействует одновременно слух, зрение и воображение человека.

Цель: представить объёмную, сложную для восприятия информацию в простой форме.

Для того, чтобы пользоваться цифровым сторителлингом с наибольшей степенью эффективности существует множество сервисов web. Давайте рассмотрим примеры использования цифровых инструментов для визуализации сторителлинга.

Дополнительное образование в контексте социально-педагогической деятельности

Сообществом дизайнеров, разработчиков, студентов и преподавателей Северо-западного университета Knight Lab, работающих над экспериментами для продвижения журналистики в новые пространства были созданы следующие сервисы: TimeLineJS, SoundCiteJS, JuxtaposeJS, StoryMap, SceneVR.

Новые инструменты визуализации сторителлинга

TimeLineJS – ось времени (хронология, линия времени) один из наиболее мощных аппаратов, который может применяться как в средствах массовой информации, так и в блогах, в сайтах, в электронных учебных курсах. Это не единственный сервис, с помощью которого можно создавать ленту времени, но один из самых продвинутых, полупрофессиональный. В блоге А. Баданова «Интерактивности» можно узнать о лентах времени (Timerime , Dipity и др.

TimelineJS – это инструмент с открытым исходным кодом, который позволяет любому создавать визуально насыщенные интерактивные временные шкалы. На сайте данного сервиса даются советы по созданию шкалы времени, пошаговая инструкция.

Данный сервис позволяет размещать не только числовые данные и текст, но и картинки с видео и аудио, что позволяет оживить историю, сделать её эмоциональной.

Лента времени универсальна. Она может быть использована и в начальной и в средней школе для визуализации событий, размещаемых в хронологическом порядке. А именно, биография известных особ; последовательность развития события в литературном произведении; рост и развитие живых существ, формирование и образование природных объектов или явлений в окружающем мире.

SoundCiteJS- сервис, который позволит зазвучать вашему тексту. Аудио – это мощное устройство, которое может добавить эмоции или контекст в историю. К сожалению, аудиоклипы навязывают неудобный выбор: читать или слушать, но не то и другое вместе. SoundCite – это простой в использовании инструмент, который позволяет добавлять встроенный звук в вашу историю. Аудиофайл не изолирован; он играет прямо под выбранным вами текстом. Клипы можно использовать в ситуациях, когда требуются озвучить музыку, произнесенное слово или естественные звуки.

JuxtaposeJS – простое сравнение кадров. Этот бесплатный и простой в использовании сервис может быть использован в обучении. Регистрация в сервисе не требуется. Все, что нужно знать, чтобы начать работу – ввести ссылки на сравниваемые изображения. А затем опубликовать их.

Идеально подходит для сравнения историй: показать изменения в окружающем мире; для организации фотоматериалов к проекту, во внеурочной деятельности.

Juxtapose помогает рассказчикам сравнивать два одинаковых медиафайла, включая фотографии и GIF-файлы. Он идеально подходит для освещения историй, которые объясняют медленные изменения во времени (рост города, рост леса и т. ) или до / после историй, показывающих воздействие отдельных драматических событий (стихийные бедствия, протесты, войны, так далее).

Используем на уроках окружающего мира (интерактивное путешествие), во внеурочной и проектной деятельности.

SceneVR – интересный способ рассказать истории с совершенно новой точки зрения. Он превращает вашу коллекцию панорамных и VR-готовых фотографий в слайд-шоу с навигационными сценами, позволяя вам создавать уникальные 360° повествования. Простой в использовании редактор позволяет упорядочить фотографии, добавить описания и добавить текст.

Инфографика

Не всегда текст самый удобный формат передачи информации. В настоящее время привлекают внимание тексты с интересной визуализацией материала. Для создания визуальной истории можно использовать инфографику. Инфографика делает ёмкий контент удобным, позволяет структурировать информацию в выразительной и привлекательной форме. Здесь и цифровые данные, и текстовые пояснения. Инфографика4 в настоящее время пользуется популярностью. Помогут в этом сервисы Piktochart, Сreately, Google Chart и другие.

4 Инфогра́фика – это графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию. Одна из форм графического и коммуникационного дизайна.

Данный сервис позволяет создавать буклеты, объявления, флайеры, презентации и другие творческие работы для уроков литературного чтения, окружающего мира, а также анимации для Инстаграма и Фейсбука. Подходит для совместной работы над проектами. Минус: есть платный контент.

Tilda – это бесплатный сервис с русским интерфейсом, который позволяет создавать красочные истории (сайты) с эффектами пролистывания страниц. Основатель сервиса Никита Обухов. История формируется из готовых блоков с разнообразным контентом. Публикации в этом сервисе выглядят красиво с эффектной формой подачи информации. Tilda чаще используется для создания оригинальных презентаций, лонгридов, лендингов. Авторы предлагают множество готовых шаблонов с различными блоками, в которых можно комбинировать текстовый, визуальный, видео контент, ссылки, цитаты. После регистрации в сервисе на почту приходит интересных и доступных пять уроков по работе в данном сервисе. Есть платный контент. Функционал Tilda интуитивно понятен, ориентирован на эффектное оформление лонгридов5 (долгое чтение: много текста разбитого на части с помощью мультимедийных элементов).

5 Лонгри́д – (англ. longread; long read – букв. «долгое чтение») – формат подачи журналистских материалов в интернете (англ. Long-form journalism).

Авторы предлагают более 200 дизайнов, которые можно настроить под себя с помощью 450 готовых блоков. Идеально для размещения информации, историй, проектной деятельности, для дистанционного обучения.

Внедрение новых информационно-образовательных технологий – это сложная задача, но нам необходимо идти в ногу со временем. И когда мы испытываем трудности в освоении и использовании нового технологического инструмента, то на помощь приходят ученики, которые естественным образом осваивают информационно-цифровые технологии. Не случайно их называют поколением Z или «аборигенами цифрового общества».

Информационно-образовательные технологии не заменят учителей. Цифровые инструменты лишь помогают педагогам в достижении их образовательных целей.

Закончить статью хочется словами американского ученого и предпринимателя Крейга Баррета6: “Чудеса творят не компьютеры и технологии, а учителя”.

6 Баррет Крейг (Barrett Craig R. ) (р. 29 августа 1939, Сан-Франциско) – американский ученый и предприниматель, глава корпорации Intel

  • Алексанков А.М. Четвертая промышленная революция и модернизация образования: международный опыт // Стратегические приоритеты.- 2017, № 1 с. 53-69.
  • Кудлаев М.С. Процесс цифровизации образования в России.// “Молодой учёный” Международный научный журнал: ООО “Издательство Молодой ученый”.- 2018, № 31 (217), c. 27-31.

Современные образовательные технологии в дополнительном образовании из опыта работы

Технологическое творчество педагога – явление не новое. В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии. Но сегодня педагогических технологий применяется много. Как среди них выбрать? Знание современных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре – условие успешной деятельности педагога сегодня. И это понятно: ведь любая технология, прежде всего, отвечает на вопрос: как добиться запланированного результата?
Слово «технология» происходит от греческих слов techne – искусство, мастерство и logos – учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.

По мнению Б. Лихачева, педагогическая технология – это «совокупность психолого – педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно – методический инструментарий педагогического процесса», определяющая порядок функционирования всех средств, используемых для достижения педагогических целей

Практически все известные педагогические технологии можно поделить на следующие группы по идеям, которые лежат в основе их создания.

I группа – личностно-ориентированные технологии, главная установка которых – уникальность, целостность личности, способной на осознанный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Это технологии сотрудничества, коллективной творческой деятельности, игровые, клубные и другие.

II группа – это технологии управления познавательным процессом. В их основе – четкая дозировка учебного материала, его постепенное усвоение, поэтапный контроль и оценивание. Это блочно-модульные, проблемно-модульные, развивающие, а также многие программированные, информационные технологии (Шаталов В. , Эрдниев П. , В. Занков, В. Давыдов, Кэролл и Блум).

III группа – технологии «свободного воспитания». В их основе лежит проектирование образовательного процесса «от ребенка», от его способностей, потребностей и мотивов. Задача педагога состоит в создании условий, среды, обеспечения для развития и обучения ребенка, доверие к его личному опыту, потенциальным возможностям. Это гуманно-личностное обучение, «ненаправленное» обучение, семейная школа, технология автодидактики и витагенного обучения (Ш. Амоношвилли, А. Белкин, др.

IV группа – технологии, преодолевающие формализм школы. В их основе лежат идеи критики нормирования и формализма содержания обучения, режима дня, власти преподавателя, классной формы селекции детей по возрасту и т. Это дистанционное и концентрированное обучение, парковая технология, артпедагогика и др.

V группа – техногенные технологии, которые мало изучены: суггестия, обучение во сне, гипнотическое обучение, медитации, аутотренинги и.

Педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.

Роль педагога в дополнительном образовании должна заключаться в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.

Благодаря использованию педагогических технологий образовательный процесс становится:

  • управляемым
  • системным
  • результативным
  • гибким
  • современным

В практике мною применяются следующие образовательные технологии:

  • Технология развивающего обучения, направленная на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения.
  • Здоровье сберегающая технология с целью укрепления здоровья детей. Учитываю возрастные особенности детей и их психофизические возможности.
  • Педагогика сотрудничества. Использую в работе равноправный союз с обучающимися, учитывая то, что каждый ребёнок имеет право на свою точку зрения.
  • Метод проектов. Этот метод создаёт благоприятные условия для проявления творческого потенциала учащихся.
  • Технология педагогической диагностики. Эта технология способствует выявлению потенциальных возможностей детей.

Любое занятие включает в себя объединение нескольких технологий. Подробнее остановлюсь на некоторых из них.

Личностно – ориентированное обучение

Выстраиваю учебный процесс в рамках личностно – ориентированного обучения. Считаю, что каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории с учётом индивидуализации и дифференциации обучения.

В своей работе активно использую три основные технологии личностно-ориентированного обучения:

  • технология уровневой дифференциации
  • технология проектной деятельности

Технология уровневой дифференциации

Цель технологии уровневой дифференциации:

∙ создание условий учащимся, проявляющим интерес и способности к предмету для усвоения материала на более высоком уровне.

В основе данного метода:

∙ индивидуализация обучения;

∙ дифференцированный уровень требований;

∙ материал дается всем учащимся на довольно высоком уровне, а проверка знаний, умений и навыков ведется на трех разных уровнях;

∙ от ученика требуется то, что он в состоянии усвоить.

∙ Позволяет детям реально оценивать свои возможности

∙ Повышается интерес к предмету

∙ Между педагогом и ребёнком устанавливаются партнерские отношения

∙ Снижается психологическое напряжение во время занятий

∙ Повышается качество знаний

Общеизвестно, что в одном творческом объединении занимаются дети, которые отличаются как своими способностями, так и отношением к работе. Поэтому изучаемый материал воспринимается ими неравномерно.

Сегодня остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей личности и навыков исследовательской деятельности.

В основе этого метода лежит творчество ребят, проявление инициативы и самостоятельности.

Проекты при этом могут быть небольшие (на одно занятие) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома.

Таким образом, у меня складывается следующая система. Сначала я даю базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем проводятся практические занятия, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу декоративно-прикладное творчество. Но в то же время, эти занятия имеют конечной целью выполнение проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение.

Проектная деятельность по своей тематике выстраивается согласно образовательным линиям и разделам программы.

Образовательный процесс реализуется через разработанную мной программу «Декоративно-прикладное творчество».

Содержание программы представлено блок – схемой, которая помогает каждому ребёнку выбрать тему своего проекта.

Стартовый. Разработка и выполнение проекта по изготовлению изделия, связанного крючком. Анализ этапов изготовления изделия. Проводится аналитическая деятельность: что уже есть, а что надо доработать и как действовать. Создаётся банк предложений. Расчёт себестоимости изделия. Практическая реализация. Выбор технологии изготовления изделия;Процесс конструирования, разработки технологий, изготовления игрушки, эскизов, чертежей;Разработка рекламы изделия. Практическое применение изделия
Защита. Представление хода работы. Оценка своего труда по критериями:-новизна и функциональность изделия,-эстетическое оформление,-экологическая безопасность,-экономическая целесообразность. Демонстрация изделий и фотоматериалов их использования. Вывод о проделанной работе

Результат проектной деятельности – это прежде всего ход самой деятельности (сама деятельность), а продукт (игрушка-подушка, игрушка-сувенир) – это одно из воплощений замысла, он помогает представить каков был замысел решения проблемы проекта.

Здоровье сберегающие технологии

Изучаю и активно внедряю в практику своей работы здоровье сберегающие технологии.

Работу по здоровье сбережению веду по нескольким направлениям. Это просветительские беседы, праздники , дни здоровья, конкурсы, пропагандирующие здоровый образ жизни

При реализации здоровье сберегающих технологий необходима рациональная организация занятий:

  • Соблюдение норм СанПин при проведении занятий и  мероприятий .
  • Организация двигательной активности.
  • Проведение на занятии в момент утомления физкультминуток, гимнастики для глаз и пальчиков.
  • Построение учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей здоровья каждого ребёнка.
  • Частая смена видов деятельности на занятии.
  • Элементы релаксации (улыбкотерапия, упражнения «Послушай и нарисуй», «Роняем руки»)

В практике мною применяются следующие здоровье сберегающие технологии:

Перечисленные технологии являются ведущими в моей работе, они позволяют результативно реализовывать идеи компетентного подхода.

Применение современных образовательных технологий дало положительную динамику роста развития воспитанников, которую отслеживаю при систематическом проведении мониторинга.

  • Интернет-ресурсы (из опыта работы Л.А. Мацко).
  • Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2т. Т1. НИИ школьных технологий, 2006. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).

Социально-педагогическая роль системы дополнительного образования

Система дополнительного образования имеет важное значение в развитии подрастающего поколения. Она не только ориентирована на дополнительное обучение учащихся по различным направлениям, но и наделена обширным воспитательным потенциалом.

Дополнительное образование возникло не случайно. Его появление стало итогом социального развития общества. Оно является социально востребованным.

Дополнительное образование выполняет следующие функции:

  • Воспитывающая;
  • Проф-ориентационная;
  • Развивающая;
  • Социально-педагогическая;
  • Профилактическая;
  • Оздоровительная.

Помимо перечисленных имеются и иные функции дополнительного обучения, но они не такие значимые и масштабные.

Дополнительное образование наделено огромными социальными возможностями. Воспитание подрастающего поколения и его развитие является приоритетным направлением образовательной политики государства. Система дополнительного образования располагает всеми возможностями для создания необходимых условий для индивидуального подхода к воспитанию, обучению и развитию детей, реализации индивидуального потенциала учащихся, облегчение процесса прохождения ими социальной адаптации и формирование свойств личности, обеспечивающих их продуктивное социальное взаимодействие и готовность к социальной деятельности, различной профессиональной направленности.

Система дополнительного образования имеет важное развивающее значения для людей с ограниченными возможностями. Они помогает им реабилитироваться в социальной среде, проводит профилактику развития асоциального поведения, выполняет психотерапевтическую помощь в социальной адаптации к различным условиям обучения, социальной жизнедеятельности, требованиям и правилам образовательной системы.

Благодаря дополнительному образования, люди, имеющие разнородные отклонения в развитии, находят свое место в социуме, приспосабливаются к нормальной жизнедеятельности в нем (или же происходит смягчение процесса социальной изоляции индивида с ограниченными возможностями).

Дополнительное образование реализуется на всех уровнях обучения и имеет образовательные программы для детей всех возрастов и различных возможностей.

Социальное значение системы дополнительного образования для обычных детей сводится к следующему:

  • Помогает в развитии навыков социального поведения и социального взаимодействия;
  • Развивает личность с учетом ее личностных потребностей, особенностей и стремлений;
  • Формирует привычку рационального и целесообразного использования досуга;
  • Развивает навыки формирования межличностных социально-психологических взаимоотношений.

Программы дополнительного образования ориентированы на развитие социально значимых свойств личности и ее ключевых компетенций.

Социально-педагогическая работа в учреждениях дополнительного образования

Педагогический процесс в учреждениях дополнительного образования строится по иной схеме, отличающей работу заведений общего образования. Педагогическое взаимодействие с детьми строится по иным принципам и нормам.

Основными видами социально-педагогической работы в заведениях дополнительного образования являются следующие:

  • Разнородная предметно-практическая деятельность, носящая либо массовый, либо групповой характер. Сюда относятся разнообразные праздники, соревнования, конкурсы. Они требуют от детей активизации своих умений и стремления к участию в коллективной деятельности, ориентированной на результат. Это открывает возможности испытания своих сил, стимулирует детей к саморазвитию и совершенствованию своих умений, помогает детям самоутвердиться, получить похвалу и одобрение. Такая деятельность носит эпизодический характер.
  • Творческие объединения детей, занятия в которых носят регулярный, систематический характер. Сюда относятся различные творческие кружки, спортивные секции. Они принимают всех желающих, независимо от наличия у них конкретных способностей и степени их развития. Они помогают в развитии творческих задатков детей, удовлетворяют потребности и желания в занятиях той или иной творческой деятельностью.
  • Занятия для одаренных детей. Сюда относятся научные сообщества и конференции, проведение экспедиций, брейн-рингов. Они требуют от детей расширенных знаний и навыков в конкретной области. В свою очередь, они расширяя их теоретические знания и практические навыки ребенка. Кроме того, такая деятельность имеет социальную направленность. Дети учатся выполнению действий, являющихся полезными для общества, а также несению ответственности за ее качественное исполнение. Это помогает развить у ребенка самоуважение к своей личности и самоактуализирует его деятельность.

Направления социально-педагогической работы системы дополнительного образования

Основными направлениями социально-педагогической деятельности системы дополнительного образования являются следующие:

  • Оказание воспитания подрастающего поколения. Система дополнительного образования ориентирована на развитие ребенка в социальном, нравственном, эстетическом, физическом, интеллектуальном направлении. Оно предполагает развитие социальных навыков и психических процессов организма ребенка, а также способствует совершенствованию его духовных качеств.
  • Создание в социальной сфере отношений гуманистической направленности. Дополнительное образование стремится к оздоровлению окружающей среды: природы и общества, ее продуктивному и полезному преобразованию, созданию условий для гармоничного развития всех членов социума.
  • Удовлетворение потребностей и стремлений ребенка, а также разрешение его социальных проблем, сглаживание сложностей социальной адаптации, профилактика социальной дезадаптации.

Деятельность в учреждениях дополнительного характера строится на основе принципа добровольности. Это означает, что ребенок может попробовать себя в той или иной деятельности и поменять ее, если она окажется для него неинтересной. Это помогает детям найти то занятие, которое реально им интересно и, к которому имеются склонности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *