Дополнительное образование в контексте социально-педагогической деятельности

Социально-педагогическая роль системы дополнительного образования

Система дополнительного образования имеет важное значение в развитии подрастающего поколения. Она не только ориентирована на дополнительное обучение учащихся по различным направлениям, но и наделена обширным воспитательным потенциалом.

Дополнительное образование возникло не случайно. Его появление стало итогом социального развития общества. Оно является социально востребованным.

Дополнительное образование выполняет следующие функции:

  • Воспитывающая;
  • Проф-ориентационная;
  • Развивающая;
  • Социально-педагогическая;
  • Профилактическая;
  • Оздоровительная.

Помимо перечисленных имеются и иные функции дополнительного обучения, но они не такие значимые и масштабные.

Дополнительное образование наделено огромными социальными возможностями. Воспитание подрастающего поколения и его развитие является приоритетным направлением образовательной политики государства. Система дополнительного образования располагает всеми возможностями для создания необходимых условий для индивидуального подхода к воспитанию, обучению и развитию детей, реализации индивидуального потенциала учащихся, облегчение процесса прохождения ими социальной адаптации и формирование свойств личности, обеспечивающих их продуктивное социальное взаимодействие и готовность к социальной деятельности, различной профессиональной направленности.

Система дополнительного образования имеет важное развивающее значения для людей с ограниченными возможностями. Они помогает им реабилитироваться в социальной среде, проводит профилактику развития асоциального поведения, выполняет психотерапевтическую помощь в социальной адаптации к различным условиям обучения, социальной жизнедеятельности, требованиям и правилам образовательной системы.

Благодаря дополнительному образования, люди, имеющие разнородные отклонения в развитии, находят свое место в социуме, приспосабливаются к нормальной жизнедеятельности в нем (или же происходит смягчение процесса социальной изоляции индивида с ограниченными возможностями).

Дополнительное образование реализуется на всех уровнях обучения и имеет образовательные программы для детей всех возрастов и различных возможностей.

Социальное значение системы дополнительного образования для обычных детей сводится к следующему:

  • Помогает в развитии навыков социального поведения и социального взаимодействия;
  • Развивает личность с учетом ее личностных потребностей, особенностей и стремлений;
  • Формирует привычку рационального и целесообразного использования досуга;
  • Развивает навыки формирования межличностных социально-психологических взаимоотношений.

Программы дополнительного образования ориентированы на развитие социально значимых свойств личности и ее ключевых компетенций.

Социально-педагогическая работа в учреждениях дополнительного образования

Педагогический процесс в учреждениях дополнительного образования строится по иной схеме, отличающей работу заведений общего образования. Педагогическое взаимодействие с детьми строится по иным принципам и нормам.

Основными видами социально-педагогической работы в заведениях дополнительного образования являются следующие:

  • Разнородная предметно-практическая деятельность, носящая либо массовый, либо групповой характер. Сюда относятся разнообразные праздники, соревнования, конкурсы. Они требуют от детей активизации своих умений и стремления к участию в коллективной деятельности, ориентированной на результат. Это открывает возможности испытания своих сил, стимулирует детей к саморазвитию и совершенствованию своих умений, помогает детям самоутвердиться, получить похвалу и одобрение. Такая деятельность носит эпизодический характер.
  • Творческие объединения детей, занятия в которых носят регулярный, систематический характер. Сюда относятся различные творческие кружки, спортивные секции. Они принимают всех желающих, независимо от наличия у них конкретных способностей и степени их развития. Они помогают в развитии творческих задатков детей, удовлетворяют потребности и желания в занятиях той или иной творческой деятельностью.
  • Занятия для одаренных детей. Сюда относятся научные сообщества и конференции, проведение экспедиций, брейн-рингов. Они требуют от детей расширенных знаний и навыков в конкретной области. В свою очередь, они расширяя их теоретические знания и практические навыки ребенка. Кроме того, такая деятельность имеет социальную направленность. Дети учатся выполнению действий, являющихся полезными для общества, а также несению ответственности за ее качественное исполнение. Это помогает развить у ребенка самоуважение к своей личности и самоактуализирует его деятельность.

Направления социально-педагогической работы системы дополнительного образования

Основными направлениями социально-педагогической деятельности системы дополнительного образования являются следующие:

  • Оказание воспитания подрастающего поколения. Система дополнительного образования ориентирована на развитие ребенка в социальном, нравственном, эстетическом, физическом, интеллектуальном направлении. Оно предполагает развитие социальных навыков и психических процессов организма ребенка, а также способствует совершенствованию его духовных качеств.
  • Создание в социальной сфере отношений гуманистической направленности. Дополнительное образование стремится к оздоровлению окружающей среды: природы и общества, ее продуктивному и полезному преобразованию, созданию условий для гармоничного развития всех членов социума.
  • Удовлетворение потребностей и стремлений ребенка, а также разрешение его социальных проблем, сглаживание сложностей социальной адаптации, профилактика социальной дезадаптации.

Деятельность в учреждениях дополнительного характера строится на основе принципа добровольности. Это означает, что ребенок может попробовать себя в той или иной деятельности и поменять ее, если она окажется для него неинтересной. Это помогает детям найти то занятие, которое реально им интересно и, к которому имеются склонности.

Предварительный просмотр

Администрация города Дубны Московской области

Управление народного образования

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества г. Дубны Московской области»

(Ц Д Т)

Роль дополнительного образования в формировании личности и ее социализации на примере деятельности МБОУ ДОД «Центр детского творчества г. Дубны Московской области»

Мачалкина К.

Учреждение дополнительного образования как институт социализации

Если рассматривать процесс социализации личности, то непременно выстроится взаимосвязь «социализация – воспитание – самовоспитание».

Основываясь на уже данное расширенное определение понятия, социализация предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно с взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентации, своего стиля жизни.

Воспитание представляет собой систему целенаправленных, педагогически организованных взаимодействий взрослых с детьми, самих детей друг с другом. Именно в таком личностном взаимодействии происходит изменение мотивационно-ценностной системы личности ребенка, возникает возможность для предъявления детям социально значимых норм и способов поведения, поэтому воспитание является одним из главных путей организованной социализации.

Взаимосвязь социализации и воспитания нельзя рассматривать, игнорируя процесс самовоспитания, так как реально осуществляемая социализация обязательно предполагает свою вторую сущность – индивидуализацию: становление личности со всей присущей ей уникальностью и неповторимостью, своеобразное обретение себя. Самовоспитание в этом контексте – в высшей степени осознанная и самостоятельная деятельность человека по совершенствованию своей личности, характеризующаяся тем, что он осознает себя и действует как субъект социализации.

Учреждение дополнительного образования детей – открытая площадка, реализуемая перечисленные компоненты. Именно поэтому
статус учреждений дополнительного образования стоит рассматривать на достойном уровне, так как качество образовательных услуг, предлагаемых этими учреждениями довольно высоко. Сегодня это образовательные программы, основанные на базисном плане учреждения дополнительного образования. Программы, авторами которых становятся сами педагоги дополнительного образования в
контексте с типовыми программами
, являются результатом творческой интеграции осмысления и анализа научно-методической литературы и собственного практического опыта. В основе программ лежит парадигма взаимодействия, что предполагает возможность определенной их коррекции, с учетом индивидуальных способностей и уровня подготовленности детей. Реализация таких программ на практике приводит к тому, что в процессе социально-педагогического взаимодействия учитывается соответствие конкретного дела и личных возможностей детей, создаются условия для опережающего развития более подготовленных детей, обеспечивается индивидуальный темп передачи материала для детей, имеющих трудности в его усвоении. Важным условием их эффективности становится учет приоритетных видов деятельности детей в различных возрастных группах и другие психофизические особенности возраста.

Особенностью процесса дополнительного образования детей, как уже говорилось выше, является то, что он предоставляется детям в их свободное время и развертывается на фоне свободного выбора, добровольного участия, избирательности учащимися своего образовательного пути, режима, уровня и конечного результата. Эта специфика выражается в необходимости конструирования в программе дополнительного образования особой методики творческого сотрудничества, деятельности педагога и ребенка, педагога и творческого объединения, методики активного и интенсивного обучения.

Структура МБОУ ДОД ЦДТ

В 1962 году в Дубне открылся Дом пионеров, в 1985 году ему было передано здание бывшей школы №6 на ул. Мира. Первым директором Дома пионеров была Л. Доценко. В Доме пионеров работали: городской пионерский штаб, школа пионерского и комсомольского актива. В 1994 году Дом пионеров преобразован в учреждение дополнительного образования детей – Центр детского творчества.

С 1989 года его руководителем была Лидия Ивановна Быкова. За большой вклад в дело воспитания и творческого развития подрастающего поколения Л. Быкова награждена знаком «Отличник просвещения Российской Федерации», грамотами и дипломами.

Профиль деятельности –
осуществление образовательной деятельности по реализации дополнительных образовательных программ.

Структура Центра детского творчества четкая и вместе с тем многогранная, нацеленная на то, чтобы лучшим образом обеспечить взаимодействие всех членов коллектива. Во главе руководства и организации учебно-воспитательного процесса стоит директор. Текущие и организационные вопросы решаются через заместителя директора по учебно-воспитательной работе в тесной связке с педагогами-организаторами в административном здании и педагогами-организаторами детских клубов по месту жительства «Буревестник» и «Факел», которые входят в состав Центра. Сами занятия проходят на базах общеобразовательных школ города.

Работа по направлению безопасности учебно-воспитательного процесса и охраны труда руководит заместитель директора по безопасности учебного процесса.

Вопросы материального и хозяйственного сопровождения решаются заведующим хозяйством, в ведении которого находится младший обслуживающий персонал.

Основные направления, цель и задачи работы организации

Основная цель образовательного процесса: создание социально-педагогических условий для гармоничного и разностороннего творческого развития личности воспитанников, реализации их творческих способностей в системе взаимодействия общего и дополнительного образования.

  • развитие у детей и подростков мотивации к познанию и творчеству;
  • реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства;
  • изучения социального заказа родителей и удовлетворение потребности детей в реализации творческих способностей средствами дополнительного образования;
  • расширение межведомственных связей, сотрудничество Центра с другими образовательными учреждениями, учреждениями культуры, другими организациями города.

В Центре детского творчества реализуются дополнительные образовательные программы следующих направлений:

Деятельность МБОУ ДОД ЦДТ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества г. Дубны Московской области» – это образовательное учреждение, в котором каждый ребенок может найти занятие по душе, раскрыть свои таланты и способности. В Центре детского творчества предоставляются стартовые возможности каждому ребенку, оказывается особое внимание и поддержка одаренным и талантливым детям, поднимается их индивидуальное развитие на качественно новый уровень.

Работая над созданием и совершенствованием образовательных программ, особое внимание уделяется разработке долгосрочных программ, рассчитанных на 3 и более лет обучения, с целью увеличения курса обучения, занятости и сохранности контингента обучающихся. Периодически проводится внутренняя экспертиза программ в целях повышения их эффективности и результативности.

Основные направления деятельности:

  • обучение детей в возрасте от 5 до 18 лет по образовательным программам различных направлений творческой деятельности;
  • научно-методическое обеспечение образовательного процесса;
  • организация и проведение фестивалей, праздников, концертов, творческих встреч, выставок, познавательного досуга.

Предметом деятельности Учреждения являются:

Занятия в коллективах Центра обеспечивают творческую и социальную самореализацию личности ребенка, способствует профессиональной ориентации и адаптации подростков. С детьми работают инициативные, творческие, квалифицированные педагоги дополнительного образования, увлеченные своим делом педагоги-организаторы, концертмейстеры.

Деятельность в отношении дополнительного образования детей на муниципальном уровне на примере города Дубна осуществляется на основании ежегодно реализуемого перспективного плана, который предусматривает основные направления деятельности в области образования. Это перспективный план работы Городского управления народного образования администрации города Дубны и муниципального бюджетного учреждения «Центр развития образования г. Дубны Московской области». Данный план включает в себя:

  • изучение деятельности и обобщение опыта работы;
  • регулирование деятельности (справки, приказы, согласования);
  • городские программы, семинары, совещания (совет), методическая работа;
  • городские и областные мероприятия;

Помимо этого плана реализуется инициативная деятельность учреждений в городе, в сотрудничестве с другими учреждениями (социальные службы, городские библиотеки, городской центр занятости населения, СМИ, образовательные учреждения, негосударственные образовательные учреждения, ГОВД, ГИБДД и другие), частными предпринимателями и другими заинтересованными лицами.

Центр детского творчества реализует программы и проекты дополнительного образования в отношении детей группы риска (см. Приложение 1) (на основании электронного запроса Министерства образования и науки Московской области и соответствующего письма Центра развития образования города Дубны Московской области).

Педагоги дополнительного образования Центра максимально обеспечивают возможность занятий по образовательным программам с детьми группы риска. Это могут быть специально разработанные образовательные программы или адаптированные базовые программы, осуществляемые в Центре с разработкой индивидуального учебного плана.

Организуя работу с детьми группы риска,
происходит эффективное включение их в процесс социализации по следующим критериям, которые для детей группы риска имеют важнейшее значение:

  • социальная адаптированность, предполагающая активное приспособление детей групп риска к условиям социальной среды, а также минимизацию рисков, возникающих в процессе интеграции ребенка в общество, оптимальное включение его в новые или изменяющиеся условия процесса адаптации, а также достижение успехов в реализации поставленных целей;
  • социальная автономизация, предполагающая реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, а также сохранение данных установок;
  • социальная активность, рассматриваемая как реализуемая готовность к социальным действиям в сфере социальных отношений и их развитие,направленная на социально значимое преобразование окружающей среды, инициативность, творчество, самостоятельность, результативность действий.

Анализ мониторинга социального потенциала развития личности в МБОУ ДОД ЦДТ

50 выпускников разных лет выпуска творческих объединений муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центра детского творчества г. Дубны Московской области» в возрасте 18-25 лет.

Цель исследования
была определена исходя из гипотезы, а именно: реализация дополнительного образования способствует целостному развитию детей и подростков, их успешной социализации, раскрытию индивидуализации и творческого потенциала и в дальнейшем оказывает влияние на выбор профессиональной деятельности.

  • определить уровень влияния дополнительного образования на формирование личности как целостного единства и взаимосвязи компонентов процесса социализации (со стороны педагога, социальной группы, образовательного процесса и т.д.)
  • определить уровень удовлетворенности выпускниками услугами дополнительного образования как потенциальной площадки для самореализации;
  • определить степень влияния дополнительного образования на возможность роста и развития личности, на выбор дальнейшей профессиональной деятельности.

Для решения поставленных задач в исследовании был использован следующих
комплекс методов исследования:

  • метод сбора информации;
  • метод приема и обработки информации;
  • метод обобщения полученной информации;
  • метод анализа полученной информации.

Характеристика понятийно-категориального аппарата:

Образование

единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Дополнительное образование детей
и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Социализация. Социально-педагогическая характеристика этого понятия выражается, по меньшей мере, пятью подходами:

Под
формированием личности
понимается процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий (социальной среды, социально организованного воспитания и обучения); процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений и различных видов деятельности.

Развитие
в широком смысле – процесс совершенствования имеющихся качеств и приобретения новых свойств, изменение качеств от простого к сложному, от низшего к высшему. Применительно к человеку развитие может означать:

  • всестороннее развитие человека как индивида;
  • физическое развитие, формирование физически здорового и жизнеспособного человека, развитие его силы, ловкости, выносливости и т.д.;
  • развитие психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения и т.д.);
  • развитие личности как сложной, обладающей индивидуальностью системы внутреннего мира человека, приобретение новых личностных качеств.
  • проведение массового сбора данных (анкетный опрос);
  • обработка полученных данных;
  • составление выводов по проведенному исследованию.

На 2014-2015 учебный год кол-во учащихся Центра составляет 1253 человека (данные приведены на конец учебного года). Контингент обучающихся женского пола составляет 943 человека, соответственно, мужского пола – 310 человек.

Выделим процентное соотношение обучающихся по половому признаку:

Как уже было мною упомянуто, респонденты – выпускники творческих объединений следующих направлений: художественное, социально-педагогическое и научно-техническое (физкультурно-спортивное не было рассмотрено по причине новизны творческих объединений данного направления, а также включенности в занятия младших школьников).

Выборка респондентов происходила по следующим критериям:

  • долгосрочная программа (3 и более лет), но с возможным совмещением с краткосрочными программами (1-2 года);
  • фактическое распределение обучающихся Центра по направлениям: художественное направление – 77,4%, социально-педагогическое – 14,6%, научно-техническое – 4,4%, физкультурно-спортивное – 3,6% (данные приведены с повторами детей, так как существует возможность заниматься в нескольких творческих объединениях Центра).

Анкета содержит в себе 3 блока: общая информация о респонденте, дополнительное образование как система и влияние дополнительного образования на развитие личности в процессе социализации и дальнейший выбор профессиональной деятельности на примере деятельности творческих объединений МБОУ ДОД «Центр детского творчества г. Дубны Московской области» (см. Приложение 2).

Блок №1 анкеты включает общие вопросы на определение личности с целью выявления соотношения данных респондента и его результатов.

Контингент респондентов женского пола составляет 34 человека, соответственно, мужского пола – 16 человек. Результаты анкеты по половому признаку в процентном соотношении выглядят следующим образом:

Данная тенденция в Центре существовала всегда, в силу преобладания художественного направления. Заинтересованность учащихся мужского пола в творческих объединениях художественного направления в основном присутствует до среднего школьного возраста (11-15 лет). В этом возрасте наблюдается переключение на другой вид деятельности, как правило, научно-технической направленности. Данную особенность предусматривают педагоги, отражая эту специфику в продолжительности образовательных программ.

Выборка по возрасту не производилась.

Укажите место учебы и специальность, а также место работы и Ваши основные обязанности.

Вопрос №4. Контактная информация

Данная информация являлась дополнением к анкете.

Вопрос №5. Творческое объединение ЦДТ, которое Вы посещали (возможно несколько вариантов ответов).

При анализе результатов присутствовали взаимосвязи выбора двух творческих объединений одного направления, а также были отмечены совмещения занятий в творческих объединениях разных направленностей.

При включенности учащегося в занятость разных направленностей стоит особое внимание уделить графику таких занятий, который исключит перегрузку организма ребенка.

Вопрос №6. Кто оказал влияние на Вас, когда Вы начали посещать ТО (творческое объединение) ЦДТ? (возможно несколько вариантов ответов).

Равные результаты были получены по вариантам школьные педагоги и родители – 32%. И данный выбор логично объясним: семья и школа два главных института социализации личности ребенка в возрасте до 18 лет, которые оказывают наибольшее влияние на процесс взросления.

Друзья и знакомые – 24%, в данной ситуации выступают «мотиваторами», которые подсказывают и направляют в определении занятости. Но это имеет место быть, конечно же, в подкреплении данного выбора родителями или педагогами. Респонденты частично выделяли такие взаимосвязи как «школьные педагоги – друзья, знакомые», «родителя – друзья, знакомые», допуская двойные ответы.

Группа респондентов, выделив «другой» вариант ответа, указали на собственный выбор досуговой деятельности, некоторые из них также выделили взаимосвязь «собственный выбор – родители поддержали».

Вопрос №6. Почему Вы выбрали именно то или иное творческое объединение (ТО) в учреждении ЦДТ? (возможно несколько вариантов ответов).

Наиболее популярные ответы в выборе занятия в творческом объединении Центра:

Блок №2 содержит ряд вопросов, посвященных дополнительному образованию детей как системе. Данные вопросы позволят выявить отношение целевой аудитории к учреждениям дополнительного образования детей.

Вопрос №1. В вашем представлении качественное дополнительное образование – это образование, которое? (возможно несколько вариантов ответов).

56% респондентов отметили, что основными критериями качественного дополнительного образования детей является возможность проявить свои творческие способности и таланты, а также дает новые знания, умения и навыки.

32% респондентов утверждают, что дополнительные образовательные программы готовят к выбору дальнейшей профессиональной деятельности. Данное утверждение можно подтвердить тем, что у ребенка есть возможность попробовать свои силы в различных сферах профессиональной деятельности, меняя и совмещая их. Данный вариант ответа не предполагает полноценное определение профессиональной деятельности, а лишь дает возможность выбора через пробы занятий в различных творческих объединениях разных направлений.

24% опрошенных утверждают, что немаловажным критерием качественного ДОД является укрепление сил и здоровья, учитывая, что анкетирование не распространялось на выпускников физкультурно-спортивного направления. Следовательно, можно сделать вывод, что респонденты ориентировались на личный опыт и практику занятий в ТО. Этот момент очень важен, учитывая нагрузку, которую получает ребенок в школе, а после на дополнительном занятии.

В том числе 20% респондентов отметили возможность завести новых друзей и знакомых, что в свою очередь позволяет практиковать межличностные отношения.

Вопрос №2. Какие черты личности, на Ваш взгляд, развиваются у занимающегося по программам дополнительного образования (в творческих объединениях/кружках/секциях и т. ) (возможно несколько вариантов ответов).

60% человек отметили: развитие личностных качеств (дисциплина, внимательность, аккуратность и т. ), расширение кругозора, повышение эрудированности, саморазвитие интеллектуальных способностей (четкость мышления, способность делать выводы и т.

52% респондентов упомянули о развитии навыков общения и самопрезентации, а также о стремлении самостоятельно развивать и применять полученные знания.

Вопрос №3. На Ваш взгляд, является ли посещение учреждений дополнительного образования условием полноценного развития ребенка?

Большая часть респондентов, а именно 66% отметили, что посещение учреждений дополнительного образования является полноценным условием развития личности ребенка в пору его детства и юношества.

24% человек допустили вариант ответа «другое», а именно отметили, что занятия по дополнительным образовательным программам лишь частично влияют на полноценное развитие личности ребенка.

2 человека отрицают возможность полноценного развития ребенка в учреждении дополнительного образования детей.

Вопрос №4. Выскажите Ваше мнение, как человек, прошедший данный этап, о возможности подготовки к выбору будущей профессиональной деятельности (возможно несколько вариантов ответов).

Респонденты отмечают значение и роль дополнительного образования в выборе профессиональной деятельности.

Дополнительное образование детей дает возможность допрофессиональной подготовки детей. Только раскрыв свои потенциальные способности и попробовав реализовать их еще в пору детства и юношества, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения.

Блок №3 посвящен деятельности МБОУ ДОД ЦДТ. Данный блок содержит ряд вопросов следующего характера:

  • удовлетворенность выпускника различными сторонами работы того или иного творческого объединения (возможность адаптации в малой социальной группе, самореализация и т.д.);
  • оценка деятельности творческого(их) объединения(ий) по определенным параметрам;
  • степень интереса к социально значимой деятельности на данный момент;
  • применение полученных навыков и умений, социальных ролей и отношений при взаимодействии в социуме.

Вопрос №1. Ваша удовлетворенность различными сторонами работы творческого объединения, которое Вы посещали в ЦДТ.

Во всех предложенных вариантах выпускники отмечают, что образовательная деятельность, осуществляемая в Центре, «в полной мере» их удовлетворяет.

На основе полученных результатов можно определить эффективность деятельности учреждения. Результаты предполагают социальную приспособляемость на занятии в творческом объединении, социальную активность и гибкость в виде результатов деятельности обучающегося, которая также рассматривается как социальная готовность к социальным действиям, творчеству.

Вопрос №2. Напишите наиболее запомнившиеся события и Ваши главные достижения за время занятий в творческом(их) объединении(ях) ЦДТ.

Каждое направление деятельности, как правило, определяет цели, на которые ориентируется деятельность творческих объединений. В силу этого представители художественного, а также социально-педагогического направлений упоминали выставки, фестивали, концерты, где принимали участие как артисты, как организаторы. Отмечали, что показательные выступления помогали преодолевать страхи, способствовали раскрытию личности. Также являлись участниками мероприятий всероссийских и международных уровней, которые предполагали длительные поездки.

Выпускники научно-технического направления поделились своим опытом участия в научно-исследовательских конференциях, успехами в различных экспериментальных работах и показательных мероприятиях.

Вопрос №3. Какие личностные характеристики, которые выработались у Вас за время занятий в ТО ЦДТ оказали существенное влияние на процесс адаптации в социуме? (возможно несколько вариантов ответов).

Показатели, которые набрали наибольшие результаты: 60% – самостоятельность; 56% – ответственность, дисциплинированность; 52% – аккуратность, коммуникативные качества; 40% – терпимость.

Показатели, которые набрали наименьшие результаты: 12% – воля; 14% – справедливость; 14% – высокие жизненные запросы/требовательность.

Стоит отметить выбор приоритетных показателей на основе направленности творческого объединения. Художественное и научно-техническое направления: оппоненты данных направлений наравне наиболее часто упоминали такие качества как самостоятельность, дисциплинированность, терпимость, аккуратность. Основное отличие это преобладание общения, а именно приобретение коммуникативных навыков на занятиях в творческих объединениях художественного направления.

Только представители социально-педагогического направления отметили такие варианты как доброта, честность, справедливость.

Вопрос №4. Что из перечисленного Вы оцениваете как преимущество творческого объединения ЦДТ, где Вы занимались?

Показатели утверждают, что то или иное творческое объединение обеспечивает возможности реализации творческого потенциала учащихся как, на мой взгляд, одного из важнейших компонентов полноценного становления личности ребенка. Также в полной мере учащимися усваиваются коммуникативные навыки.

Вопрос№5. Повлияло ли посещение ТО на Ваши взгляды в выборе дальнейшей профессиональной деятельности?

16% респондентов (8 человек) отметили, что на них оказало влияние занятия в творческом объединении и определило их дальнейшую деятельность. Результаты показали, что в основном данный вариант выбрали выпускники научно-технического направления и в данный момент либо их учебная деятельность, либо профессиональная связаны с профилем творческого объединения. Так, например, сейчас выпускники научно-технического направления обучаются в таких учреждениях высшего образования как МГУ им. Ломоносова (физический факультет), НИУ ВШЭ (факультет прикладной математики и кибернетики), МУПОЧ «Дубна» (ядерная физика и технологии (радиационная биология), МФТИ (факультет прикладной математики и физики) и т.

Из 32% респондентов, в основном художественного направления отметили, что в основном занятия в творческом объединении определили их хобби. Выпускники социально-педагогической направленности отмечали заинтересованность в самостоятельной практической деятельности.

Вопрос №6. Вызывает ли на данный момент у Вас интерес та деятельность, которой Вы занимались на занятиях в ТО ЦДТ?

Присутствует положительная тенденция самостоятельной организации времяпрепровождения, ориентируясь на имеющийся опыт.

Допуская вариант ответа «другое», респонденты отмечали такие варианты ответов, как «использую навыки по мере необходимости», а также «возможность проявить свою эрудированность» и т.

Вопрос № 7. Хотите ли Вы, чтобы Выши дети/будущие дети посещали занятия в учреждениях дополнительного образования?

Приложение 2

Если анкета попала к Вам, значит Вы когда-то занимались в творческом(их) объединении(ях) Центра детского творчества г. Дубны

Данная анкета будет проанализирована и ее результаты будут использованы в исследовании.

Прошу Вас ответить на представленные вопросы.

Ответы необходимо вписать в форму или выделить тот или иной ответ.

Анкета анонимна, ее можно не подписывать.

*Творческое объединение (ТО), Центр детского творчества (ЦДТ)

  • мужской
  • женский
  • Возраст
    _______________
  • Укажите место учебы и специальность, а также место работы и Ваши основные обязанности
  • родители
  • иной вариант ______________________________________________________________________
  • получаю удовольствие от занятий ТО
  • интересна данная направленность деятельности ТО
  • формирование, развитие характера
  • полезно для расширения кругозора

В вашем представлении качественное дополнительное образование – это образование, которое (возможно несколько вариантов ответов):

  • укрепляет здоровье и силы
  • готовит к выбору будущей профессиональной деятельности
  • дает возможность проявить свои творческие способности и таланты
  • помогает найти друзей по интересам
  • дает новые знания, умения и навыки
  • позволяет занять свободное время

Какие черты личности, на Ваш взгляд, развиваются у занимающегося по программам дополнительного образования (в творческих объединениях/кружках/секциях и т. ) (возможно несколько вариантов ответов):

  • развитие личностных качеств (дисциплина, внимательность, аккуратность и т.п.)
  • стремление развить полезные навыки и умения
  • расширение кругозора, повышение эрудированности
  • стремление развить физические качества (сила, ловкость, координация и т.п.)
  • саморазвитие интеллектуальных способностей(четкость мышления, способность делать выводы и т.п.)
  • развитие навыков общения и самопрезентации
  • стремление к повышению общего культурного уровня (развитие речи, культура общения)
  • повышение интереса к учебной деятельности
  • ничего из перечисленного
  • иное (напишите) ____________________________________________________________________
  • да, является
  • нет, не является

В УДО (учреждении дополнительного образования) я имею возможность:

  • расширить свои знания о мире профессий
  • попробовать свои силы в профессиональной деятельности
  • узнать о своих способностях в профессиональной деятельности
  • приобрести свой практический опыт в профессиональной деятельности

Подготовка к выбору будущей профессиональной деятельности в УДО не нужна, так как:

  • содержание программ в УДО не связано с подготовкой к выбору будущей профессиональной деятельности
  • преследую другие цели (напишите)

III. Влияние дополнительного образования на развитие личности в процессе социализации и на дальнейший выбор профессиональной деятельности на примере деятельности творческих объединений (ТО) МБОУ ДОД «Центра детского творчества г. Дубны Московской области» (ЦДТ):

Практически нет

На достаточном уровне

В полной мере

1. Престиж ТО

2. Положительная атмосфера на занятиях

3. Взаимоотношения со сверстниками

4. Взаимоотношения с педагогом

5. Возможность самовыражения

6. Учебный процесс

7. Результаты (успехи в конкурсах, фестивалях, соревнованиях, выступлениях)

  • терпимость
  • справедливость
  • чуткость
  • доброта
  • честность
  • высокие жизненные запросы/требовательность
  • образованность
  • хорошие манеры поведения
  • воля
  • аккуратность
  • контакты с людьми
  • возможность творческой деятельности
  • возможность создавать что-либо своими руками
  • это определило мою дальнейшую деятельность
  • это был полезный опыт, но без особого влияния
  • никак не повлияло
  • да, с радостью занимаюсь чем-нибудь подобным в свободное время
  • да, интересуюсь новостями, изучаю литературу, смотрю программы, передачи по соответствующей тематике и т.д.
  • нет, мой интерес давно пропал

Спасибо за участие!

Иванченко В. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы. Практическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов-организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, классных руководителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2007. – 256 с.

Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества г. Дубны Московской области» от 12 мая 2011 года.

Голованова Н. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. –– СПб. : Речь, 2004. – 272 с.

Анализ работы муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества г. Дубны Московской области» за 2014-2015 учебный год.

Важнейшей составляющей образовательного пространства России является дополнительное образование детей. Оно сочетает в себе воспитание, обучение, социализацию молодого человека, поддерживает и развивает талантливых и одаренных детей, формирует здоровый образ жизни, осуществляет профилактику безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений в детско-юношеской среде.

Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, реализующих потребность детей и подростков в познании и творчестве.

Развитие системы дополнительного образования в России началось с конца XIX века. Сначала стали возникать кружки, клубы, мастерские, дневные приюты для детей, летние оздоровительные лагеря. На государственном уровне развитие системы дополнительного образования начинается с ноября 1917 года.

Бурное развитие системы дополнительного образования позволило создать к 1940 году 1846 внешкольных учреждений, находящихся в ведение министерств культуры, путей сообщения, просвещения. После окончания Великой Отечественной войны Советское правительство также уделяло особое внимание развитию системы дополнительного образования. Постоянно увеличивалась численность Домов пионеров, станций юных техников, натуралистов и туристов, пионерских лагерей и детских спортивных школ.

Развитие системы дополнительного образования показало, что она является эффективным преемником внешкольной и внеклассной работы и воспитания. Система дополнительного образования является базисом, на котором основывается дополнительное образование детей.

Дополнительное образование является важным звеном в воспитании личности ребенка. Система дополнительного образования помогает учащимся в выборе будущей профессии, способствует их самореализации.

Система дополнительного образования не ограничена государственными образовательными стандартами. Сейчас развитие системы дополнительного образование вышло на новый уровень и переживает новый виток развития. Современная система дополнительного образования включает три составляющие:

Создание территориальной сети учреждений дополнительного образования;

Систему подготовки и переподготовки педагогических кадров;

Эффективная интеграция всех этих трех составляющих создаст условия для дальнейшего развития системы дополнительного образования.

Система дополнительного образования позволяет создать учащимся условия для эффективного обучения и отдыха. Основная цель системы дополнительного образования – создание технических и методических возможностей получения знаний, условий для творчества ребенка.

Учреждения дополнительного образования решают задачи обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи, решая задачи адаптации детей к жизни в обществе, способствуя формированию общей культуры, позволяя организовать содержательный досуг.

Основными среди них являются:

· экономико-правовое.

Программы дополнительного образования реализуются как в специализированных центрах, так и в общеобразовательных учреждениях. Для школьников и учащихся организованы занятия в кружках, секциях, студиях, клубах.

Задачи в системе дополнительного образования детей, решение которых требует особого внимания:

Обеспечение гарантий доступности дополнительного образования для всех групп детского населения и учащейся молодежи, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, детей «группы риска» и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

Обеспечение качества, эффективности дополнительного образования детей за счет совершенствования содержания, организационных форм и технологий дополнительного образования детей, разработки инновационных образовательных программ, в том числе технического профиля, адаптивного спорта, обеспечивающих гибкость, вариативность, внутреннее развитие дополнительного образования;

Развитие системы поддержки одаренных детей;

Повышение социального статуса и профессиональное совершенствование педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей;

Повышение эффективности управления системой дополнительного образования региона;

Создание современной инфраструктуры системы дополнительного образования детей, укрепление материально-технической базы, совершенствование экономических отношений.

Об актуальности дополнительного образования и необходимости тесного взаимодействия основного и дополнительного образования сегодня говорится достаточно много. Приведу еще несколько примеров.

В одной из работ, оценивающих современную систему образования, приводится отрывок из сочинения десятиклассницы. В нем девушка, уже почти получившая общее среднее образование, поднимает проблему практической результативности этого образования. Да, пишет она, я училась рисованию, но не умею рисовать; я училась пению, но не умею петь; меня учили шить, но сшить что-нибудь самостоятельно я не могу; я изучала английский язык, но не могу на нем общаться. И так же многие из ее одноклассниц. Причем, все они имеют только положительные оценки. Понятно, что нельзя по одному случаю судить о системе образования в целом. Но задуматься это заставляет. Многие из студентов, которым на занятиях приводился этот пример, с ним соглашались и подтверждали подобную результативность основного образования, по крайней мере, в практико-деятельностной сфере.

В настоящее время наблюдается тенденция к дальнейшему развитию системы дополнительного образования. Дополнительное образование отличает от основного образования по ряду признакам:

Строгая практическая направленность;

Дополнительное образование, ориентированное на практическое освоение разных образовательных областей, способно компенсировать приведенный выше недостаток основного образования. Кроме того, практико-деятельностная основа дополнительного образования выражается и в том, что ребенок пытается самостоятельно решать жизненно важные для себя проблемы, что, безусловно, оказывает влияние на его развитие.

Таким образом, можно говорить о том, что дополнительное образование является сегодня актуальным полноценным и необходимым компонентом системы непрерывного образования. А полнота образования может быть обеспечена только интеграцией основного и дополнительного образования.

Дополнительное образование

— термин имеет три значения:

приобретение учащимися учебного заведения дополнительных знаний, умений и навыков, не предусмотренных обязательными программами обучения;

любая форма неформального получения дополнительных знаний, умений и навыков лицом, имеющим общее или профессиональное образование;

любая форма формального получения дополнительных знаний, умений и навыков лицом, имеющим общее или профессиональное образование. Дополнительное образование (формальное иили неформальное) является важнейшей составляющей системы непрервного образования.

— образование, получаемое по дополнительным программам общего и /или профессионального образования, направленное на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, государства, а также на повышение профессиональной классификации и переподготовку кадров для всех сфер социальной и экономической деятельности.

(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. – М. , 2004. 37)

Смотреть что такое “Дополнительное образование” в других словарях

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

  • Присутствует позитивная тенденция озабоченности родителей и школьных педагогов в социально значимой занятости детей во второй половине дня.
  • Учреждение дополнительного образования детей – площадка, которая совмещает деятельность, приносящую удовольствие и пользу.
  • Наличие положительной динамики развития личностных качеств, приобретения необходимых компонентов социализации в рамках обучения – данные показатели утверждают, что учреждение дополнительного образования детей выполняет свои функции как модель социализации личности.
  • Творческая составляющая образовательного процесса имеет важное значение для личностного развития человека в пору его детства и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем. Творчество рассматривают как инструмент прогрессивной педагогики для развития потенциала социализации детей, формирования здоровой творческой личности. В процессе созидательной творческой деятельности ребенок растет, развивается, всякий раз возвышается до уровня сложности, трудности тех проблем, которые становятся объектом его предметной деятельности. Творчество способствует формированию установки на труд, уверенности в себе и в своих силах, а также развитию внимания и мелкой моторики.
  • Отмечается перспективность творческих объединений Центра различных направленностей, но, тем не менее, требуется уделить данному направлению работы должное внимание для дальнейшего развития и совершенствования.
  • Существование возможности продолжения профессиональной деятельности по изначально заданному направлению в учреждении дополнительного образования. Небольшой процент респондентов отметили данную тенденцию и уже это прогресс для данного учреждения. Для увеличения числа необходимо в комплексе учитывать общие, специфические и частные условия со стороны образовательного процесса Центра, а также со стороны родителей.

Данный анкетный опрос и его результаты представляет собой проект мониторинга удовлетворенности выпускниками Центра детского творчества образовательным процессом. Это позволяет поддерживать обратную связь с выпускниками, а в перспективе полученная информация может представлять собой базу статистических и иных данных.

К письму МУ ЦРО

от
25. 2014 г. №
117/7. 1-15

Наименование организации дополнительного образования:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества г. Дубны Московской области» (ЦДТ)

№ п/п

Название программы

Количество часов
в неделю

Количество охваченных детей группы риска

Примечание

Проекты (сборы, лагеря отдыха)

Программа летней оздоровительной площадки «Счастливые дети – счастливая Дубна!» (детский клуб по месту жительства «Факел») (три смены)

Первая смена
Вторая смена
Третья смена

1)Многодетные семьи
2) Неполные семьи
3) Беженцы (2 и 3 смена)

Клубный досуг

Творческие объединения

«Танцевальная ритмика»

1-й год-4 часа
2-й год-6часов
3-й год-6 часов

Программа для детей с ограниченными возможностями по здоровью (инвалиды)

СОП

«Фольклорный ансамбль»

1-й год -4часа
2-й год-4часа
3-й год-6часов
4-й год-6часов
5-й год-6 часов

Инвалид

СОП

«Художественное слово»

4 часа в неделю

«Эстетика быта»

1-й год-4 часа
2-й год-6 часов

«Школа физического эксперимента»

1-й год-2 часа
2-й год-2 часа

«Школа конфликтологов»

4 часа в неделю

«Конструирование и моделирование одежды»

1-й год-4 часа
2-й год-6часов
3-й год-6 часов
4-й год-6 часов

«Подвижные игры со спортивными элементами»

1-й год-4 часа
2-й год-4 часа

Вокально-хоровой ансамбль «Подснежник»

1-й год-4 часа
2-й год-6часов
3-й год-6 часов

«Театр мод»

1-й год-4 часа
2-й год-6 часов
3-й год-6 часов

«Лепка из соленого теста»

1-й год-4 часа
2-й год – 4 часа

«Основы дизайна»

1-й год-4 часа
2-й год-6 часов
3-й год-6часов
4-й год-6часов

«Хореография» (творческое объединение «Веселая академия»)

1-й год-2 часа
2-й год-4 часа
3-й год-6 часов
4-й год-6 часов
5-й год-6 часов
6-й год-6 часов
7-й год-6 часов

«Художественная роспись ткани»

1-й год-4 часа
2-й год-6часов
3-й год-6часов

«Красочное путешествие»

1-й год-4 часа
2-й год-4 часа
3-й год-4 часа

«Мир бисера»

1-й год-4 часа
2-й год-6 часов
3-й год-6 часов
4-й год-6 часов
5-й год-6 часов

«Веселая ритмика»

1-й год-4 часа
2-й год-4 часа
3-й год-6 часов
4-й год-6 часов

Вокально-инструментальный ансамбль

1-й год– 6 часов
2-й год- 6 часов
3-й год– 6 часов
4-й год-6 часов
5-й год-6 часов

«Художественная вышивка и лоскутная пластика»

1-й год-4часа
2-й год-6 часов
3-й год-6часов

Направления дополнительного образования по ФГОС ФГОС определяет направленности дополнительного образования – шесть основных профилей: художественный, технический, естественнонаучный, туристско-краеведческий, социально-педагогический, физкультурно-спортивный

Социально – педагогическая направленность включает следующие группы программ: развитие дошкольников (социализация и общение, интеллектуальное развитие, логопедия, художественно-эстетическое и творческое развитие, подготовка к школе, социокультурная адаптация детей, и др. ), игротехники и игровое конструирование,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *