Дополнительное образование в контексте социально-педагогической деятельности

Программа предназначена для преподавателей детских школ искусств, училищ и колледжей в сфере культуры и искусства, а также педагогов общеобразовательных школ и других организаций дополнительного образования, художественных руководителей творческих коллективов, кружков и секций, которым необходимо получить актуальные знания по методикам и технологиям работы с детьми с РАС, знания о фундаментальных основах и понятии аутизма.

В ходе программы будут рассмотрены различные речевые, сенсорные, поведенческие особенности детей и методы эффективной коммуникации для освоения ими образовательных программ.

Обращаем ваше внимание, что в программе возможны незначительные изменения

Направление подготовки: 44. 05 Педагогическое образование с двумя профилями

Профиль: Изобразительное искусство и Дополнительное образование

Образовательная программа ориентирована на подготовку обучающихся к педагогической деятельности в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна в учреждениях основного, среднего общего образования и в учреждениях дополнительного образования детей и взрослых; на решение профессиональных задач педагогического и методического типа.

Длительность обучения – 5 лет (очная форма). Программа имеет государственную аккредитацию.

Цель программы – подготовка выпускника к самостоятельному решению задач профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства в общем образовании и педагога дополнительного образования (область – изобразительное,  декоративно-прикладное искусство и дизайн).

Что я буду изучать?
Учебный процесс  строится на основе фундаментальной университетской подготовки, которая ведется по дисциплинам модулей Мировоззренческий, Коммуникативный, Здоровьесберегающий, Психолого-педагогический, Методический, Предметно-содержательный, Профильные.

Назначение модуля «Мировоззренческий» состоит в том, чтобы ввести обучающихся в круг философско-антропологических, социально-исторических, этико-культурных и экономико-правовых проблем современности, познакомить их с достижениями теоретического мышления в познании закономерностей бытия человека и общества. Теоретико-методологические знания, накопленные в данных областях, составляют фундамент существующих стратегии образования и педагогической практики, являясь органичной частью общей профессиональной подготовки учителя.

Дисциплины модуля «Коммуникативный» («Иностранный язык», «Русский язык и культура речи», и др. ) ориентированы на формирование и совершенствование коммуникативных компетенций для решения профессиональных задач, связанных с межличностным и межкультурным взаимодействием, осуществлением деловой коммуникации в устной и письменной форме на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке.

Модуль «Здоровьесберегающий» включает такие дисциплины, как «Безопасность жизнедеятельности», «Физическая культура», «Физическая культура (элективная дисциплина)». Основное назначение модуля «Здоровьесберегающий» связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся.

Модуль «Психолого-педагогический» состоит из дисциплин психологической и педагогической направленности, а также учебной практики.

В состав модуля «Методический» включены дисциплины, содержание которых раскрывает теоретические и методические основы планирования, проектирования и реализации образовательного процесса по изобразительному,  декоративно-прикладному искусству и дизайну в образовательных учреждениях различного типа: общеобразовательная школа, художественная школа или школа искусств, учреждения дополнительного образования.

Модуль «Предметно-содержательный» ориентирован на изучение фундаментальных дисциплин художественного профиля: «История изобразительного искусства», «Основы теории и практики изобразительного искусства» «Академический рисунок», «Композиция», «Цветоведение» и др.

Модули «Профильные» содержат дисциплины конкретной специализации: «Специальный рисунок», «Специальная живопись», «Проектирование в декоративно-прикладном искусстве» «Проектирование в дизайне», «Компьютерная графика)», «Художественная керамика», «Художественный текстиль» и др.

Где я буду работать?
Выпускники работают в образовательных учреждениях всех типов – общеобразовательные школы, детские художественные школы, школы искусств, детские сады. Путей профессиональной реализации много, все они связаны с образованием и развитием, научно-исследовательской и художественно-творческой деятельностью.

Бакалавры имеют возможность продолжить обучение в магистратуре по направлению 44. 01 Педагогическое образование, магистерская программа «Изобразительное искусство», 44. 01 Педагогическое образование «Декоративно-прикладное искусство в образовании» 44. 01 Педагогическое образование «Дизайн-образование» и далее  в аспирантуре по направлению подготовки 44. 01 Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации), направленность: Теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство), а также получить дополнительную квалификацию в Институте дополнительного профессионального образования.

Библиографическое описание

В статье рассматриваются отличительные особенности, специфика и условия формирования культуры делового общения в учреждениях дополнительного образования.

Ключевые слова: деловое общение, дополнительное образование, учреждение дополнительного образования.

В современных социально-экономических условиях в сфере дополнительного образования всё большее значение приобретает имидж учреждения, складывающийся из взаимовлияния различных факторов — важнейшим из которых является культура делового общения персонала.

На сегодняшний день в политической и бизнес-сфере существуют общепринятые международные правила делового взаимодействия. В сфере дополнительного образования, в настоящий момент, нет унифицированной системы правил корпоративного «поведения», в каждом отдельном учебном заведении, зачастую, стихийно складывается своя культура делового общения.

Актуальность исследования культуры делового общения в учреждениях дополнительного образования обусловлена необходимостью подготовки специалистов с высоким нравственным и культурным уровнем, способных эффективно решать поставленные задачи и поддерживать престиж учреждения в современных непростых условиях рыночной экономики.

Под деловым общением мы понимаем многомерный процесс коммуникации в профессионально-предметной сфере для осуществления значимых целей.

Культура делового общения в сфере дополнительного образования на сегодняшний день не получила достаточного освещения в научной литературе. Исмагиловой, О. Кузнецовой, В. Фалей и др. достаточно подробно изучена культура делового общения в учреждениях дошкольного образования.

Большая часть научных работ имеет узко-педагогическую направленность. Таковы работы В. Грехнева, А. Леонтьева, М. Фалей, В. Кан-Калик, И. Колосовой, М. Телегина и других, посвящённые специфике педагогического общения.

Но сфера делового общения не ограничивается коммуникацией между педагогом и учеником — профессиональная коммуникация осуществляется также на уровнях «преподаватель-родитель», «преподаватель-преподаватель», «преподаватель-иные сотрудники учреждения», а также между иными сотрудниками учреждения.

− умение формулировать цели и задачи общения;

− умение организовать общение и управлять им;

− умение ставить вопросы и конкретно отвечать на них;

− владение навыками и приемами, тактикой и стратегией общения;

− умение вести разговор, деловое совещание и т

− способность анализировать конфликты и разрешать их;

− умение доказывать и обосновывать, аргументировать и убеждать,

− умение достигать соглашений и решений, вести беседу, дискуссию, диалог, спор, переговоры.

 коммуникативно-деятельностные условия (наличие коммуникативных способностей для достижения целей профессиональной деятельности)

 индивидуально-психологические условия (высокая культура делового общения)

 ценностно-смысловые (мотивация к эффективной профессиональной деятельности).

Вышеизложенное в значительной степени может быть применимо и к учреждениям дополнительного образования. Но, тем не менее, в данной образовательной сфере имеется своя специфика, которую необходимо учесть.

Исходя из этого, перед дополнительным образованием стоят особые задачи, что непосредственно накладывает влияние и на особенности культуры делового общения персонала соответствующих учреждений.

Также учреждения дополнительного образования, к сожалению, находятся в более сложных финансовых условиях, чем иные государственные образовательные учреждения. На сегодняшний день, в том числе и бюджетные учреждения дополнительного образования получают значительную часть доходов, оказывая платные образовательные услуги. Вливаясь в систему рыночной экономики, учреждения автоматически принимают её условия, одним из которых является владение культурой делового общения для персонала.

Таким образом, формирование и развитие культуры делового общения в учреждениях дополнительного образования является насущной необходимостью, продиктованной веянием времени. Проблемы культуры делового общения сотрудников данных учреждений на настоящий момент требуют подробного изучения и экспериментального исследования.

Основные термины (генерируются автоматически): деловое общение, дополнительное образование, учреждение, деловое общение персонала, дошкольное образование, культура, педагогическое общение, развитие культуры, РФ, рыночная экономика.

Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Современный уровень развития системы образования предъявляет повышенные требования к педагогу дополнительного образования и его профессиональной деятельности: расширения уровня его знаний и формирование новых управленческих навыков. Эти изменения связаны м быстро меняющимся содержанием образования и отстающим от него управленческим образованием.

Решение данной проблемы должно приводить к изменению системы педагогического менеджмента: созданию комплекса управленческих новаций, способствующих развитию учреждений дополнительного образования детей. Управление, в педагогическом смысле – это осуществление педагогом ряда последовательных задач: подготовка и проведение занятий, организация выполнения задач и контроль над их выполнением, подведение результатов и многое другое.

Профессионализм педагога, качество его работы влияют на эффективность работы всего учреждения, так как педагог является существенно – ценным составляющим педагогического процесса. Для этого необходимо направить систему менеджмента на развитие инициативы педагога, повышение их ответственности за качество образовательных услуг. Изучению данной проблемы были посвящены работы: В. Лазарева, П. Третьякова и других. В своих трудах большое значение они предавали формированию новых подходов к педагогическому менеджменту, и совершенствованию содержания образования в образовательных учреждениях. Были предложены и внедрены такие учебные курсы, как: « Основы менеджмента в образовании» (Е. Безруков 1998г), «Основы педагогического менеджмента» (С. Понарина 1998г) и другие.

Стоит дать определение терминам « Менеджмент» и «Педагогический менеджмент». Менеджмент – это система управления производством (учреждением, организацией), применяемая с целью повышения его эффективности. Педагогический менеджмент – это комплекс принципов, методов, организационных форм и приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития. Педагогическому менеджменту присуща своя специфика, которая выражается в своеобразии предмета, орудия, продукта и результата труда менеджера (в нашем случае – педагога дополнительного образования). Предметом труда педагога дополнительного образования в образовательном процессе выступает деятельность самого педагога; продуктом труда – информация (изделие, поделка и т. ), а орудием труда является слово, речь педагога.

Для эффективности управления образовательным процессом в учреждениях дополнительного образования необходимо учитывать высокую компетентность и профессиональное мастерство каждого педагога. Компетентность педагога характеризуется его готовностью к выполнению профессиональной деятельности, психолого – педагогической подготовки и т. Компетентность включает в себя: знание своего предмета, эрудицию, педагогическое мастерство.

Педагогический менеджмент как система деятельности педагога определяется следующими задачами:

Рассмотрение периодичности и последовательности не только отдельных действий педагога, но и всей деятельности в целом.

Соблюдение методики и правил выполнения отдельных видов работы в определенные отрезки времени.

Определение требований к качеству результата деятельности и эффективности способов достижения целей.

Установление требований к составу и квалификации педагогов, определенных для конкретной деятельности.

Определение количества необходимой информации, и ее основных источников.

Соблюдение основных правил контроля и учета хода и результатов деятельности менеджментов (педагогов).

В теории менеджмента различают 3 принципиально – различных инструмента управления:

Организация, основой которой является – воздействие на человека сверху, с помощью функций мотивации, планирования, организации и контроля деятельности.

Культура управления, включающая в себя: ценности, социальные нормы, правила поведения, признанные обществом.

Рынок и рыночные отношения, основанные на купле – продаже образовательных услуг.

С позиции педагогического менеджмента, Ю. Конаржевским выделяются следующие управленческие принципы:

Принцип целостного взгляда человека: рассмотрение каждого члена педагогического процесса как личность сов всеми ее потребностями, целями, переживаниями, которые он испытывает в процессе педагогической деятельности.

Принцип сотрудничества предполагает переход от коммуникации к общению, от субъектно – объектных ксубъектно – субъектным отношениям.

Принцип социальной справедливости направлен на управление педагогическим процессом, при котором все участники процесса находятся в равном положении друг с другом.

Принцип индивидуального подхода предусматривает учет индивидуальных особенностей учащихся, уровня их знаний, интересов, способностей.

Принцип обобщения работы педагога заключается в стремлении педагога разнообразить свою профессиональную деятельность. Этим, в основном должны заниматься образовательные учреждения: они должны побуждать и поддерживать у педагога профессиональный интерес, что, несомненно, приведет к эффективности работы учреждения.

Принцип личностного стимулирования обеспечивает личную заинтересованность педагога в работе, принятие им определенных обязательств перед образовательным учреждением и коллективом.

Принцип целевой гармонизации предусматривает – целеустремленность, целесообразность управления процессом обучения.

Принцип горизонтальных связей предполагает установление связей между всеми членами педагогического коллектива, обмен информацией, опытом.

Позволяет перейти от вертикальной командно-административной системы управления к горизонтальной системе профессионального сотрудничества, включающая в себя корпоративный стиль управления, учитывающий индивидуальные качества каждого человека, и личностный подход к деятельности по достижению максимальных результатов.

Обеспечивает возможность развития каждого ребенка и его личности, и создают условия для развивающего образовательного учреждения.

Создают комфортный психолого – педагогический климат для всех участников образовательного процесса.

Педагогический менеджмент УДО имеет свою специфику, так как связан с творческой деятельностью детей и подростков. В работе В. Симонова «Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом» педагогический менеджмент характеризуется как теория, методика и технология эффективного управления образовательным процессом. Внедрение педагогического менеджмента в практику деятельности современного образовательного учреждения вызвано необходимостью осуществления адекватного управления в условиях реформирующегося российского образования, когда образовательные учреждения уходят от единообразия, предоставляют населению вариативные образовательные услуги, развиваются, на основе демократизации, участвуют в инновационных процессах.

Педагогический менеджмент в работах некоторых современных авторов выступает как комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательными системами, направленный на повышение их эффективности.

Можно сделать вывод, что внедрение педагогического менеджмента в практику деятельности педагога дополнительного образования и современного образовательного учреждения вызвано необходимостью осуществления адекватного управления в условиях реформирующегося российского образования, когда образовательные учреждения уходят от единообразия, предоставляют населению вариативные образовательные услуги, развиваются, на основе демократизации, участвуют в инновационных процессах.

Симонов В. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами. : Педагогическое общество России, 1999.

Хафизова А. Педагогический менеджмент как особый вид управленческой деятельности // Фундаментальные исследования. – 2005. – №3 – с. 93-94

В статье Дополнительное образование как условие развития коммуникативных компетенций подростков говорится о роли коммуникативной компетенции в жизни человека. Дана краткая характеристика двух психологических подсистем общения подростков. Раскрываются пути развития коммуникативной компетенции в условиях занятий дополнительного образования.

Ключевые слова: коммуникация, коммуникативные компетенции, подростковый период, дополнительное образование детей.

В настоящее время невозможно представить современное общество без различного рода коммуникаций.

Овладение основами коммуникации позволяет специалистам различного рода эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами, реализуя комфортно-психологическое общение и разнообразные стратегии и тактики, ориентированные на достижение компромисса и сотрудничества. А это, в свою очередь, снижает риск неблагоприятных последствий решений при ведении переговоров и консультировании, проведении деловых совещаний и собраний.

Коммуникация это уникальный, специфический вид деятельности, без которого невозможно стать хорошим профессионалом: юристом, менеджером или лингвистом, а для таких специальностей, как, например, паблик рилейшнз деятельность или специалист по торгам и переговорам — это не только коммуникативная, но и профессиональная компетентность, от развития которой зависит успех и карьера.

Именно поэтому важно развивать данную компетенцию с ранних лет жизни.

Еще в младенческом возрасте ребенок начинает вступать в процесс общения с окружающим его миром. С возрастом круг общения увеличивается, потребность в коммуникации возрастает.

Наиболее продуктивным возрастом, когда ребенок начинает наиболее эффективно проявлять социальную активность, становится способен самостоятельно мыслить, а потребность в общении достигает своего пика, является подростковый период.

В это время в систему общения подростка входит взаимодействие двух основных социально-психологических подсистем:

Подростки в период пубертата, с одной стороны, сохраняют черты, которые были им присущи в младшем школьном возрасте: потребность в поддержке, авторитетность взрослого, некритичность в подражании некоторым проявлениям взрослых, с другой — появляются новые черты, вступающие в противоречие со старыми — стремление к независимости, к уважительному и серьезному отношению со стороны взрослых к личной жизни и правам подростка. Противоречивость, мозаичность общения подростков отражают неоднозначность, рассогласованность характера их отношений со значимыми людьми. Характерными для подросткового возраста являются имитации чьего-либо поведения. Чаще имитируется поведение значимого взрослого, достигшего определенного успеха, причем в первую очередь обращается внимание на внешнюю сторону. При недостаточной критичности и несамостоятельности в суждениях такой образец для подражания может оказать негативное влияние на поведение подростка. Сравнительно редко проявляется у подростков отрицательная имитация, когда определенный человек выбирается в качестве отрицательного образца.

В отрочестве, как хорошо известно, общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений.

В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность

В этой единой системе происходит процесс становления личности подростка и, в частности, развитие его потребностей и мотивов, способов межличностной коммуникации.

Дополнительное образование, как один из факторов развития и становления в том числе коммуникативных умений, дает возможность подростку реализовать себя, повысить собственную самооценку, а также статус в глазах сверстников, родителей и учителей.

Предлагая подростку такие направления реализации, как техническое, естественнонаучное, физкультурно-спортивное, художественное, туристско-краеведческое, социально0педагогическое, мы можем предполагать успешно сформированную коммуникативную компетентность.

Это достигается путем увеличения пространства, в котором обучающийся может развиться, реализовать свои личностные качества. Несомненным плюсом является возможность выбора учащимся форм занятий.

Во время взаимодействия на занятиях взрослого и подростка происходит развитие нравственных качеств последнего. От педагога требуется умения ненавязчиво помочь подростку в реализации своего потенциала, помочь в решении личностных проблем в неформальной обстановке. С этим направлением связано развитие индивидуальных способностей подростков, которое зачастую отсутствует на уроках. Будучи слабым учеником в школьных предметах, подросток имеет возможность реализовать свой потенциал на занятиях в спортивной секции или на кружке творческой направленности. Возможно, изменения имиджа подростка, как «троечника» или «трудного».

Еще одна важная особенность дополнительного образования в становлении личности подростка — эмоциональная насыщенность. Отношение к какой-либо сложной жизненной ситуации складывается у ученика не на примере хрестоматийных героев, а при взгляде на конкретного человека, его отношению к жизненным ситуациям, его ошибкам, победам.

Дополнительное образование влияет на культуру подростков. Знакомство с ценностями культуры происходи через призму его личных интересов, традиций социума. Такой подход не дает перенасыщать ученика информацией и, как следствию, утрате традиций.

На занятиях дополнительного образования познавательная деятельность детей и подростков выходит за рамки обычной школьной программы. В рамках занятий подростки имеют уникальную возможность конструктивного взаимодействия друг с другом, а также с окружающими. Через такие формы как игра, труд и исследовательская активность расширяется область межличностных контактов, что так необходимо в подростковом возрасте.

  • Емельянов Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности — М.: Просвещение, 2015. — 183 с.
  • Леонтьев А. А. Психология общения. М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2011.- 420 с.
  • Пенькова Е. А. Организация текстовой деятельности как средство формирования коммуникативной компетентно- сти учащихся в процессе преподавания русского языка // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 5. С.29–34. 6. Примерная основная
  • Формирование универсальных учебных действий в ос- новной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. 159 с.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, подросток, дополнительное образование детей, коммуникативная компетенция, конструктивное взаимодействие, отношение, подростковый возраст, подростковый период, развитие, сверстник.

Ответом на эти вызовы для коллектива Института дополнительного образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» стало использование технологий педагогического дизайна при проектировании  дополнительных образовательных программ. Проводимые в течение двух лет коллективом Института исследования обозначили четыре ключевые группы слушателей программ дополнительного образования. Так, помимо традиционных для Института потребителей программ в лице педагогов и студентов, ими стали школьники, прежде всего учащиеся старших классов, и родители. Для каждой категории были проанализированы ключевые запросы и выделены приоритетные направления, которые в большей степени касались не изменения содержания программ, а их трансформации в современные форматы, в том числе и в форматы современных электронных курсов.

Использование технологий педагогического дизайна, позволили при проектировании программы выстроить следующую логику:

  • составление «Карты слушателя» как детализированного образа целевой аудитории программы;
  • анализ запроса и сопоставление его с возможностями целевой аудитории;
  • работа «проектного офиса» по созданию прототипа программы;
  • тестирование программы на фокус-группе;
  • внесение корректировок и, наконец, реализация программы для целевой аудитории.

Использование технологий педагогического дизайна, с одной стороны усложнило процесс разработки образовательной программы, прежде всего за счет временной составляющей, но с другой стороны позволило сделать программы более ориентированными на потребности и возможности целевой аудитории. Существует ряд классификаций проектных офисов в зависимости от уровня зрелости проектного менеджмента:

  • «хранилище информации» — накапливает опыт и формирует базу знаний по проектам; служит для сбора информа.ции о проведенных проектах, в основном являясь подобием архива проектов;
  • «скорая помощь» служит сервисным центром ответов на вопросы, возникающих у менеджеров проектов и других участников проектной деятельности организации;
  • «наставник» предназначен для распростра.нения предыдущего опыта реализации проектов организа.ции на другие проекты;
  • «управляющий» проектный опыт является более прогрессивным, поскольку позволяет осуществлять все ба.зовые функции управления проектами: определение содержания проектов; планирование и распределение ресурсов; контроль за исполнением проектов и исполнением бюджетов проектов; оценка допущений и рисков;

Модель проектного офиса идеально подходит для организации мультипроектного управления, при котором необходима консолидация всех ведущихся проектов и используемых ресурсов. В нашем случае разработка образовательных программ в режиме проектного офиса опирается на четыре методологических подхода:

  • партнерство – как привлечение к разработке и реализации программ ведущих экспертов данной сферы и авторов лучших профессиональных практик по тематике программ дополнительного образования;
  • индивидуализация – как внутренняя логика построения программы, позволяющая слушателям выбирать модули и уровни участия и выстраивать индивидуальную образовательную траекторию;
  • модульность – как вариативность содержания программ и возможность моделировать блоки разных программ в формате playbook;

В качестве примеров использования технологий педагогического дизайна в разработке и реализации программ дополнительного образования  Института можно привести три программы. Первая программа «Эдьютеймент как педагогическая технология»

  • образовательного – работа со спикерами по игрофикации и геймификации;
  • проектного – работа в смешанных командах по созданию авторских образовательных продуктов совместно с наставником;
  • внедренческого – тестирование и апробация созданных образовательных продуктов в реальной педагогической практике.
  • Богданова Е.В. Алтыникова Н.В. Деятельность окружного координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров в сибирском федеральном округе: стратегии партнерства // Вестник педагогических инноваций. 2018. № 4 (52). С. 134–143.
  • Богданова Е.В. Моделирование деятельности клубных форм дополнительного образования молодежи // Современное педагогическое образование. 2019. № 1. С. 49–55.
  • Богданова Е. В., Дмитриев В.Е., Ильин А.С.,  Кудашов Г. Н. EDUTAIMENT как педагогическая технология:  учебно-методическое пособие для  студентов  направлений подготовки. Новосибирск: Изд-во ООО «Немо Пресс», 2019. 120 с.
  • Массовые открытые онлайн-курсы НГПУ. URL: mooc.nspu.ru (Дата обращения: 30.08.2021).

Опыт РГПУ представлен на конференции «Развитие дополнительного образования

Дополнительное образование в контексте социально-педагогической деятельности

21-22 апреля команда института информационных технологий и технологического образования РГПУ им. Герцена приняла активное участие в юбилейной Х Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Развитие дополнительного образования: традиции и инновации», организаторами которой выступили Комитет по образованию Санкт-Петербурга, Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга и Минский городской институт развития образования.

Целью конференции явился всесторонний анализ реализации стратегических направлений дополнительного образования.

Тематика вопросов, которые обсуждались на конференции: современные научные подходы к проектированию и реализации воспитательных моделей дополнительного образования детей и учащейся молодежи; создание условий для воспитания человека, гражданина, патриота средствами дополнительного образования детей и молодежи; инновационные модели воспитательной работы с молодежью (интерактивные технологии, новые формы воспитания, детские и молодежные движения, добровольчество, молодежное и подростковое самоуправление и т. ); результаты научных исследований (опытно-экспериментальной работы) в области изучения особенностей поколения нового тысячелетия и реализации воспитательных моделей дополнительного образования; особенности воспитания детей и молодежи в пространстве медиатехнологий и интернета; формирование цифровых компетенций учащихся для использования возможностей проектирования индивидуальных учебных планов, сетевых форм реализации программ и поддержки одаренных детей; повышение профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования в сфере воспитания детей и молодежи; социальное партнерство в дополнительном образовании; зарубежный опыт организации и реализации дополнительного образования детей и молодежи в области воспитания.

От института информационных технологий и технологического образования в организации и проведении конференции приняли участие: доцент кафедры технологического образования Олег Костейчук (член Оргкомитета, модератор Пленарного заседания и Круглого стола, выступление с докладом: «Цифровая компетентность как составляющая профессионализма педагога дополнительного образования»), доцент кафедры цифрового образования Татьяна Павлова (выступление с докладом: «Индивидуализация обучения и цифровые компетенции учащихся: ответственность педагога»), ассистент кафедры технологического образования Наталия Козина (выступление с докладом: «Цифровая среда поддержки проектной деятельности учащихся»), руководитель студенческого объединения РОБОHerzen, студентка ИИТиТО по направлению «Технологическое образование» Вероника Валивахина.

Участниками конференции стали руководители, педагогические работники образовательных учреждений, преподаватели и студенты организаций среднего и высшего образования из 15 регионов России, а также представители Республики Беларусь. Всего в работе конференции приняло участие 482 человека. В рамках работы конференции прошло пленарное заседание, была организована работа трех секционных заседаний и двух круглых столов.

Дополнительное образование в контексте социально-педагогической деятельности

Материалы предоставлены институтом информационных технологий и технологического образования РГПУ им. Герцена

Социально-педагогическая роль системы дополнительного образования

Система дополнительного образования имеет важное значение в развитии подрастающего поколения. Она не только ориентирована на дополнительное обучение учащихся по различным направлениям, но и наделена обширным воспитательным потенциалом.

Дополнительное образование возникло не случайно. Его появление стало итогом социального развития общества. Оно является социально востребованным.

Дополнительное образование выполняет следующие функции:

  • Воспитывающая;
  • Проф-ориентационная;
  • Развивающая;
  • Социально-педагогическая;
  • Профилактическая;
  • Оздоровительная.

Помимо перечисленных имеются и иные функции дополнительного обучения, но они не такие значимые и масштабные.

Дополнительное образование наделено огромными социальными возможностями. Воспитание подрастающего поколения и его развитие является приоритетным направлением образовательной политики государства. Система дополнительного образования располагает всеми возможностями для создания необходимых условий для индивидуального подхода к воспитанию, обучению и развитию детей, реализации индивидуального потенциала учащихся, облегчение процесса прохождения ими социальной адаптации и формирование свойств личности, обеспечивающих их продуктивное социальное взаимодействие и готовность к социальной деятельности, различной профессиональной направленности.

Система дополнительного образования имеет важное развивающее значения для людей с ограниченными возможностями. Они помогает им реабилитироваться в социальной среде, проводит профилактику развития асоциального поведения, выполняет психотерапевтическую помощь в социальной адаптации к различным условиям обучения, социальной жизнедеятельности, требованиям и правилам образовательной системы.

Благодаря дополнительному образования, люди, имеющие разнородные отклонения в развитии, находят свое место в социуме, приспосабливаются к нормальной жизнедеятельности в нем (или же происходит смягчение процесса социальной изоляции индивида с ограниченными возможностями).

Дополнительное образование реализуется на всех уровнях обучения и имеет образовательные программы для детей всех возрастов и различных возможностей.

Социальное значение системы дополнительного образования для обычных детей сводится к следующему:

  • Помогает в развитии навыков социального поведения и социального взаимодействия;
  • Развивает личность с учетом ее личностных потребностей, особенностей и стремлений;
  • Формирует привычку рационального и целесообразного использования досуга;
  • Развивает навыки формирования межличностных социально-психологических взаимоотношений.

Программы дополнительного образования ориентированы на развитие социально значимых свойств личности и ее ключевых компетенций.

Социально-педагогическая работа в учреждениях дополнительного образования

Педагогический процесс в учреждениях дополнительного образования строится по иной схеме, отличающей работу заведений общего образования. Педагогическое взаимодействие с детьми строится по иным принципам и нормам.

Основными видами социально-педагогической работы в заведениях дополнительного образования являются следующие:

  • Разнородная предметно-практическая деятельность, носящая либо массовый, либо групповой характер. Сюда относятся разнообразные праздники, соревнования, конкурсы. Они требуют от детей активизации своих умений и стремления к участию в коллективной деятельности, ориентированной на результат. Это открывает возможности испытания своих сил, стимулирует детей к саморазвитию и совершенствованию своих умений, помогает детям самоутвердиться, получить похвалу и одобрение. Такая деятельность носит эпизодический характер.
  • Творческие объединения детей, занятия в которых носят регулярный, систематический характер. Сюда относятся различные творческие кружки, спортивные секции. Они принимают всех желающих, независимо от наличия у них конкретных способностей и степени их развития. Они помогают в развитии творческих задатков детей, удовлетворяют потребности и желания в занятиях той или иной творческой деятельностью.
  • Занятия для одаренных детей. Сюда относятся научные сообщества и конференции, проведение экспедиций, брейн-рингов. Они требуют от детей расширенных знаний и навыков в конкретной области. В свою очередь, они расширяя их теоретические знания и практические навыки ребенка. Кроме того, такая деятельность имеет социальную направленность. Дети учатся выполнению действий, являющихся полезными для общества, а также несению ответственности за ее качественное исполнение. Это помогает развить у ребенка самоуважение к своей личности и самоактуализирует его деятельность.

Направления социально-педагогической работы системы дополнительного образования

Основными направлениями социально-педагогической деятельности системы дополнительного образования являются следующие:

  • Оказание воспитания подрастающего поколения. Система дополнительного образования ориентирована на развитие ребенка в социальном, нравственном, эстетическом, физическом, интеллектуальном направлении. Оно предполагает развитие социальных навыков и психических процессов организма ребенка, а также способствует совершенствованию его духовных качеств.
  • Создание в социальной сфере отношений гуманистической направленности. Дополнительное образование стремится к оздоровлению окружающей среды: природы и общества, ее продуктивному и полезному преобразованию, созданию условий для гармоничного развития всех членов социума.
  • Удовлетворение потребностей и стремлений ребенка, а также разрешение его социальных проблем, сглаживание сложностей социальной адаптации, профилактика социальной дезадаптации.

Деятельность в учреждениях дополнительного характера строится на основе принципа добровольности. Это означает, что ребенок может попробовать себя в той или иной деятельности и поменять ее, если она окажется для него неинтересной. Это помогает детям найти то занятие, которое реально им интересно и, к которому имеются склонности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.