Дополнительное образование в контексте социально-педагогической деятельности

О нас

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Обратная связь

Форма обратной связи

Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать образование лучше?

Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Что это такое?

В научных источниках литературы описано, что человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Человек поэтому не может исполнять те или иные функции или обязанности.

Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим.

Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию. Обычно инвалиды стремятся к изоляции, отличаются заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и неуверенностью в своих силах.

Поэтому работу необходимо начинать с детского возраста. Значительное внимание в рамках инклюзивного образования должно быть уделено социальной адаптации инвалидов.

Никитина Наталья Васильевна
Из опыта работы в дополнительном образовании детей с ОВЗ «Сфера, не имеющая границ»

Дополнительное образование в контексте социально-педагогической деятельности

Сфера-не имеющая границ!

На базе Центра детского творчества с 2011по2013 год функционировал семейный клуб «Росток» для семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. Мне довелось поработать с особыми детьми с их семьями. В обществе бытует мнение, что если ребёнок инвалид значит он ненормальный, но столкнувшись один на один с особыми детьми, я поняла, что так думают невоспитанные люди, не умеющие ставить себя на место других. Дети занимались с разными диагнозами заболеваний: ДЦП, аутисты, дауны, с нарушением речи, слуха, зрения, был мальчик, у которого на руке частично отсутствовали пальцы, да может быть такие дети не сильны в математике, физике, в гуманитарных науках, но творчество для особых детей это огромная доступная сфера деятельности, где не существует никаких ограничений.

Ежемесячно проводились заседания семейного клуба «Росток», где оказывалась информационно – консультативная, психологическая поддержка семьям. Тематика была разнообразная : «Коммуникативное развитие детей», «Моя семья – моя радость», Воспитание в христианских традициях», «Сюжетно-ролевые игры в воспитании детей». В работе клуба обсуждали темы: «Иппотерапия-путь к здоровью», «Как проводить массаж в домашних условиях», «Познаю себя и других» где выступали специалисты ГУЗ «Николаевская ЦРБ», знакомили с новыми методами и приёмами в технике массажа, показывали лечебную оздоровительную гимнастику.

В ходе занятий по развитию творческих способностей дети учились через средства художественной выразительности контролировать и выражать своё эмоциональное состояние, создавать самим себе положительное настроение. Наблюдалась положительная динамика в развитии детей, дети преодолевали психологические барьеры замкнутости и отчуждённости, учились быть более самостоятельными, организованными.

С детьми проводились игры на знакомство, на снятие эмоционального напряжения, конкурсы, викторины. Дети получали интеллектуальное, культурное, эстетическое и физическое развитие, преодолевали социальное отчуждение через взаимопомощь и взаимовыручку.

Творчески дети развивались, делая различные поделки из природного и бросового материала, принимали участие в культурно – досуговых социальнозначимых мероприятиях: «День матери», «Осенние посиделки», «Новогоднее представление», «Рождественские посиделки», «Рождественская ёлка». Интересно и разнообразно проходила декада инвалидов с 1 по 10 декабря, дети вместе с родителями участвовали в праздничных, спортивно – развлекательных мероприятиях: «Пожелаем друг другу добра», «Если хочешь быть здоров – с нами занимайся», «День именинника», «Игротека» в викторинах «Волшебный мир сказок». Дети участвовали в конкурсе рисунков: «Природа и мы» «Птицы наши друзья», мастер – классах, по изготовлению поделок из солёного теста, где были отмечены грамотами Куркин Илья, Буртаев Данил, Ларина Наталья, Аширов Ильдар.

Проводились районные и областные агитпоезда «За здоровый образ жизни», для участия приглашали специалистов с ГУЗ «Николаевская ЦРБ», на которых проводились тренинги с родителями, конкурсно – познавательные мероприятия, благодаря которым, дети получали положительные эмоции, чувство сплочённости.

Сенсорная комната представляет собой помещение, где ребенок или взрослый, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при сопровождении специалиста исследует окружающее.

Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему человека, очарование «живой сказки», создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности – все это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорных комнат.

Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) в сенсорной комнате оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека: как расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Поэтому сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы.

Большое внимание уделялось проведению социокультурных мероприятий: «День защитника Отечества», «Международный женский день», «Международный день семьи», «День защиты детей», «День знаний», «Осенние посиделки», «День матери», «Декада инвалидов», «Новогоднее представление», «Масленица», «День именинника».

Дети посещали цирк, кукольные спектакли.

В летний период с июня по август проходило оздоровление детей в лагере дневного пребывания под названием «Парус надежды». Лагерь посещали дети с ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных и многодетных семей.

-культурно – досуговое;

-художественно – эстетическое;

С детьми проводились конкурсы на лучшую отрядную газету, игры на знакомство и снятие эмоционального напряжения. В течение всех смен дети получали интеллектуальное, культурное, эстетическое и физическое развитие. С целью изучения и сохранения природы родного края проводились экскурсии в лес, в сквер, к реке в парковую зону, где дети сочетали отдых с трудом, очищая территории от мусора. Дети посещали местный краеведческий музей, изучая историю Николаевского района, историю образования села Николаевка.

В целях повышения культуры воспитания, дети посещали детскую библиотеку, культурно – досуговый центр МКДЦ. С детьми проводились познавательные викторины о природе, животном мире, о птицах, об истории родного края. Дети принимали активное участие в конкурсных программах и праздниках «Гинес- шоу», «Уроки вежливости», «Судари и сударыни», «Праздник русской берёзки», «Русский сувенир», «Прощальный карнавал». Забавляли ребят игры- эстафеты «Там на неведомых дорожках», игры- путешествия «Земля наш общий дом», игры на внимание «Весёлые мартышки», «Бананы», «Скачки», «Рыбки» и др. Для развития двигательной активности проводились подвижные игры «Северные олени», «Гусеница», «Карусель», «Кошки- мышки» и др.

Педагоги центра детского творчества проводили с детьми мастер-классы по изготовлению объёмных поделок из природного и бросового материала, аппликаций из цветной и гофрированной бумаги, рисовали рисунки в разных техниках исполнения: «монотипия», «по мокрому листу, цветными мелками на асфальте, пальцами руки по листу, благодаря которым развивается мышление, память, мелкая моторика пальцев рук.

В дополнительном образовании могут найти себя как обычные дети, так и дети особые с ограниченными возможностями, а также их родители, бабушки и даже дедушки. Особые дети очень способные, у них доброе сердце и большая открытая душа, надо только почувствовать это, увидеть, и соприкоснуться. Надо научиться видеть в каждом человеке божественную сущность, тогда мнение о ненормальных детях, людях раствориться.

Дополнительное образование в контексте социально-педагогической деятельности

Дополнительное образование в контексте социально-педагогической деятельности

Дополнительное образование в контексте социально-педагогической деятельности

Дополнительное образование в контексте социально-педагогической деятельности

Дополнительное образование в контексте социально-педагогической деятельности

Дополнительное образование в контексте социально-педагогической деятельности

Дополнительное образование в контексте социально-педагогической деятельности

Дополнительное образование в контексте социально-педагогической деятельности

Дополнительное образование в контексте социально-педагогической деятельности

Дополнительное образование в контексте социально-педагогической деятельности

Дополнительное образование в контексте социально-педагогической деятельности

Дополнительное образование в контексте социально-педагогической деятельности

Дополнительное образование в контексте социально-педагогической деятельности

Дополнительное образование в контексте социально-педагогической деятельности

Мы можем факелом гореть тепло и свет, даруя, людям,а можем пнем трухлявым тлеть,если себе служить лишь будем.

Цель проекта – создание условий для эффективной реализации мероприятий по созданию новых мест дополнительного образования детей в субъектах Российской Федерации, получающих субсидии на создание новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

Создание новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей – мероприятие государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в рамках которого предусмотрено финансовое обеспечение в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Образование», в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», приведённых в Приложении № 5 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642. Нормативные документы:

Федеральный проект «Успех каждого ребенка»

Методические рекомендации Министерства просвещения РФ по созданию новых мест

Изменения и дополнения рекомендаций от 14. 2021

Целевая модель региональной системы дополнительного образования

Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09. 2018 г. № 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”

Методические рекомендации по независимой оценке качества ДОД

Методрекомендации с разграничением понятий внеурочная деятельность и ДОД

Об организации и осуществлении сетевой формы

Санитарные правила и нормы

О внесении изменений в методические рекомендации в целях создания новых мест

Создание новых мест дополнительного образования детей

Опыт реализации проекта в 2019 году

О подходах к моделированию развития региональных систем дополнительного образования в целях создания новых мест

Коммуникационное сопровождение национальных проектов

Анализ данных и возможности самообследования для решения задачи по созданию новых мест

Типовые модели создания новых мест по направленностям:Презентация «Типовые модели развития инфраструктурной составляющей региональной системы дополнительного образования детей»

Модель естественнонаучной направленности

Модель социально-педагогической направленности

Модель технической направленности

Модель физкультурно-спортивной направленности

Модель художественной направленности

Брендирование типовых моделей:

Брендинг типовых моделей

Шрифт и цвет

Регламент информационной и консультационной поддержки:

Повышение квалификации педагогов, руководителей и специалистов в рамках проекта:

Инструкция для слушателей

Письмо об обучении и зачислении слушателей

Информация о курсе

Материалы курса по созданию новых мест

Семинар 29 июня 2021

Видеозапись семинара 29. 21 «Обучение в 2021 году»       Видеозапись семинара 6 августа 2021 года Программа круглого стола 21 августа  Программа семинара 25 августа      Видеозапись семинара 21 августа 2021 года      Видеозапись семинара 25 августа 2021 года

23 сентября 2021 годаМетодическое сопровождение создания новых мест дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности

Программа круглого стола 23 сентября 2021 года      Видеозапись круглого стола 23 сентября 2021 года

29 сентября 2021 годаМетодическое сопровождение создания новых мест дополнительного образования детей в художественной и социально-гуманитарной направленностейПрограмма круглого стола 29 сентября 2021 года      Видеозапись круглого стола 29 сентября 2021 года

4 октября 2021 годаМетодическое сопровождение новых мест дополнительного образования детей в области краеведенияПрограмма круглого стола 4 октября 2021 года       Видеозапись круглого стола 4 октября 2021 года

7 октября 2021 года Методическое сопровождение создания новых мест дополнительного образования детей в области науки и техникиПрограмма круглого стола 7 октября 2021 года

Видеозапись круглого стола 7 октября 2021 года

Научно-практическая конференция по теме «Инновационные методы применения оборудования в целях обучения и воспитания, обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам всех направленностей дополнительного образования детей». Даты проведения 27 октября 2021 г. с 10:00 до 15:50 – очная часть с дистанционным участием, 29 октября 2021 г. с 12:00 до 16:00 – дистанционная часть. Программа конференции  Программа конференции 27-29 октября 2021 года (PDF, 518 Кб)           Научно-практическая конференция по теме по теме «Лучшие практики эффективного использования оборудования и средств обучения и воспитания в рамках создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей» (по итогам 2019-2020 гг. Дата проведения 14 декабря 2021 г. Программа конференции  Программа конференции 14 декабря 2021 года (PDF, 463 Кб)

Предложения по совершенствованию методического сопровождения создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей

Предложения по совершенствованию методич. провождения создания новых мест (PDF, 555 Кб)

Форум педагогических и управленческих работников дополнительного образования детей «Новые возможности для успеха каждого ребенка!»Дата проведения:15 декабря 2021 г. , 10:00-17:00 (мск). Формат проведения:дистанционный. Раздаточные материалы:- Программа мероприятия  Программа Форума (PDF, 392 Кб) – Сборник методических материалов и рекомендаций по созданию новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей

Сборник методических материалов и рекомендаций (PDF, 1. 05 Мб)

Дополнительное образование в контексте социально-педагогической деятельности

Цель Проекта: создание условий для социализации детей и подростков  с ограниченными возможностями здоровья через построение социально-педагогической развивающей среды в условиях учреждения дополнительного образования естественнонаучной направленности.

  • Апробация и внедрение модели инклюзивного образования для социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждении дополнительного образования, разработка локальных актов, регламентирующих деятельность  ГОУ ДО ТО «ЦДОД» по инклюзивному дополнительному образованию.
  • Создание системы внутреннего и внешнего сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями города Тулы и Тульской области, позволяющие  повысить качество работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
  • Организация условий для полноценной реализации творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья (кадровые, информационные, материально – технические).
  • Привлечение родителей и повышение их профессиональной грамотности по развитию инклюзивного дополнительного образования.Обобщение и распространения опыта, полученного в ходе реализации проекта «Мир для всех один».

Актуальность проекта:Одна из наиболее актуальных педагогических проблем современности  – это социализация детей с ограниченными возможностями здоровья. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами дополнительного образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Один из наиболее сложных жизненных этапов у детей с ограниченными возможностями здоровья — это минимальная коммуникабельность, умение общаться в социуме и находить друзей. Элементарное познание человеческих ценностей – дружба, любовь, забота, культурное наследие – становится невозможным из-за ограниченной мобильности. А ведь для многих детей – это единственная возможность для самореализации, самостановления, для получения необходимого жизненного опыта. Системная работа специалистов учреждений дополнительного образования позволит социализировать детей с ограниченными возможностями здоровья, научить контактировать со сверстниками, почувствовать себя полноправным членом общества. Ожидаемые результаты Проекта:

  • Повышения качества и доступности предоставляемых дополнительных образовательных услуг путем создания вариативной системы инклюзивного дополнительного образования.
  • Расширение интересов и творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Внедрение практики инклюзивного образования в работу учреждения.
  • Адаптация действующих дополнительных общеразвивающих программ и создание новых, соответствующим запросам и потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их социализации.
  • Увеличение числа педагогов дополнительного образования, использующих в педагогической практике передовые методики и технологии комплексной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Обобщение и распространение опыта педагогов на муниципальном и региональном уровне. Выпуск методических рекомендаций по теме проектной деятельности, проведение круглых столов, семинаров, конференций.
  • Увеличение охвата детей с ограниченными возможностями здоровья системой дополнительного образования с целью максимального раскрытия их творческого потенциала;
  • Увеличение численности родителей, ориентированных на сотрудничество в вопросах комплексной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждении дополнительного образования.

Участники Проекта:Участниками Проекта являются дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья, педагогические работники образовательных организаций Тулы и Тульской области для детей с ОВЗ, социальные партнеры Проекта. Взаимодействие с социальными партнерами в рамках Проекта:Заключены договоры о сетевом взаимодействии и сотрудничестве

  • ГОУ ТО «Щёкинская школа для обучающихся с ОВЗ», директор Зотова Татьяна Васильевна;
  • Государственное образовательное учреждение Тульской области «Тульская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 4», директор Курдюмова Надежда Ильинична;
  • Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Тульский областной центр образования», директор Полянский Сергей Александрович;
  • ГОУ ТО «Суворовская школа для обучающихся с ОВЗ», Тульская область, г.Суворов, ул.Гагарина, д.7, директор Губанова Елена Алексеевна;
  • Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» г. Щёкино, директор Морозова Лилия Ревгатовна;
  • «Общественная организация «Тульское региональное общество матерей с детьми-инвалидами «Свет ты мой», председатель Лазарева Раиса Михайловна;
  • Государственное учреждение Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 1», директор — Ковалёва Галина Петровна;
  • Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» г. Белёва Тульской области, директор Цыганкова Елена Николаевн;
  • Государственное учреждение здравоохранения «Тульский областной детский многопрофильный санаторий «Иншинка», филиал для детей с ОВЗ
  • Тульская региональная общественная организация содействия инвалидам детства с расстройствами аутистического спектра и их семьям «Маленькая страна – МЫ ЕСТЬ!», вице-президент Минаева Елена Леонидовна;
  • Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» г. Алексин, директор Решилина Ирина Фёдоровна.

Значимые мероприятия в рамках Проекта:

  • Экологический фестиваль для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов «Открываем Землю»Цель фестиваля — формирование у детей и подростков экологического мировоззрения и активной жизненной позиции по отношению к окружающему миру.
  • Фестиваль «Голосуй за книгу», приуроченный к Международному дню детской книги.Цель фестиваля —  формирование у обучающихся потребности в чтении как источнике интеллектуального и творческого развития.
  • Фестиваль «Мы шагаем по Планете!», посвящённый Дню защиты Земли.Цель фестиваля — развитие традиций уважительного отношения к планете Земля, бережного отношения к природе, раскрытие творческого потенциала обучающихся, направленного на пропаганду экологически ответственного природоохранного поведения.
  • Фестиваль «Три вехи в истории Страны», посвященный празднованию 500-летия возведения Тульского кремля, большой засечной черты, Году Памяти и Славы.Цель фестиваля — формирование уважительного отношения к истории России, бережного отношения к памяти защитников Отечества, раскрытие творческого потенциала обучающихся, направленного на изучение исторической роли тульского края в становлении и укреплении российской государственности.

Дополнительное образование в контексте социально-педагогической деятельности

Областной эколого-образовательный проект «Мир для всех один»создание условий для социализации детей и подростков  с ограниченными возможностями здоровья через построение социально-педагогической развивающей среды в условиях учреждения дополнительного образования естественнонаучной направленности.

  • Апробация и внедрение модели инклюзивного образования для социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждении дополнительного образования, разработка локальных актов, регламентирующих деятельность  ГОУ ДО ТО «ЦДОД» по инклюзивному дополнительному образованию.
  • Создание системы внутреннего и внешнего сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями города Тулы и Тульской области, позволяющей  повысить качество работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
  • Организация условий для полноценной реализации творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья (кадровые, информационные, материально – технические).
  • Привлечение родителей и повышение их профессиональной грамотности по развитию инклюзивного дополнительного образования.
  • Обобщение и распространения опыта, полученного в ходе реализации проекта «Мир для всех один».
  • Повышение качества и доступности предоставляемых дополнительных образовательных услуг путем создания вариативной системы инклюзивного дополнительного образования.
  • Расширение интересов и творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Внедрение практики инклюзивного образования в работу учреждения.
  • Адаптация действующих дополнительных общеразвивающих программ и создание новых, соответствующих запросам и потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их социализации.
  • Увеличение числа педагогов дополнительного образования, использующих в педагогической практике передовые методики и технологии комплексной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Обобщение и распространение опыта педагогов на муниципальном и региональном уровне. Выпуск методических рекомендаций по теме проектной деятельности, проведение круглых столов, семинаров, конференций.
  • Увеличение охвата детей с ограниченными возможностями здоровья системой дополнительного образования с целью максимального раскрытия их творческого потенциала.
  • Увеличение численности родителей, ориентированных на сотрудничество в вопросах комплексной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждении дополнительного образования.
  • ГОУ ТО «Щёкинская школа для обучающихся с ОВЗ», директор Зотова Татьяна Васильевна;
  • Государственное образовательное учреждение Тульской области «Тульская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 4», директор Курдюмова Надежда Ильинична;
  • Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Тульский областной центр образования», директор Полянский Сергей Александрович;
  • ГОУ ТО «Суворовская школа для обучающихся с ОВЗ», директор Губанова Елена Алексеевна;
  • Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» г. Щёкино, директор Морозова Лилия Ревгатовна;
  • «Общественная организация «Тульское региональное общество матерей с детьми-инвалидами «Свет ты мой», председатель Лазарева Раиса Михайловна;
  • Государственное учреждение Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 1», директор — Ковалёва Галина Петровна;
  • Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» г. Белёва Тульской области, директор Цыганкова Елена Николаевн;
  • Государственное учреждение здравоохранения «Тульский областной детский многопрофильный санаторий «Иншинка», филиал для детей с ОВЗ;
  • Тульская региональная общественная организация содействия инвалидам детства с расстройствами аутистического спектра и их семьям «Маленькая страна – МЫ ЕСТЬ!», вице-президент Минаева Елена Леонидовна;
  • Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» г. Алексин, директор Решилина Ирина Фёдоровна.

Цель фестиваля — формирование у детей и подростков экологического мировоззрения и активной жизненной позиции по отношению к окружающему миру.

Цель фестиваля —  формирование у обучающихся потребности в чтении как источнике интеллектуального и творческого развития.

Цель фестиваля — развитие традиций уважительного отношения к планете Земля, бережного отношения к природе, раскрытие творческого потенциала обучающихся, направленного на пропаганду экологически ответственного природоохранного поведения.

Цель фестиваля — формирование уважительного отношения к истории России, бережного отношения к памяти защитников Отечества, раскрытие творческого потенциала обучающихся, направленного на изучение исторической роли тульского края в становлении и укреплении российской государственности. Проект «Мир для всех один»: события, факты

  • Широкая масленица – блинами славится!
  • Областной экологический фестиваль для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов «Открываем Землю»
  • Выставка конкурсных работ областного экологического фестиваля для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов «Открываем Землю»
  • «Цветы Победы» — воспитательное мероприятие для  обучающихся ГОУ ТО  «Донская школа № 1»

Целями развития дополнительного образования детей являются создание условий для самореализации и развития талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности.

Целевые показатели реализации Концепции приведены в приложении.

Для достижения целей развития дополнительного образования детей необходимо решение следующих задач:

совершенствование системы организации и управления дополнительного образования, направленной на выстраивание региональной политики в части развития региональных систем дополнительного образования детей с учетом задач социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, в том числе потребностей соответствующих отраслей экономики;

обновление инфраструктуры дополнительного образования детей, в том числе путем предоставления субъектам Российской Федерации субсидий из федерального бюджета;

совершенствование системы персонифицированного учета и персонифицированного финансирования в рамках целевой модели, в том числе выдача сертификатов персонифицированного финансирования независимо от места проживания, состояния здоровья ребенка и уровня материальной обеспеченности семьи (за исключением детских школ искусств, организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки с 1 января 2023 г. ), а также оказание информационно-консультационной поддержки родителям (законным представителям) для получения детьми качественного дополнительного образования;

обновление содержания и методов обучения при реализации дополнительных общеобразовательных программ на основе комплексного анализа доступности услуг в субъектах Российской Федерации, интересов и потребностей различных категорий детей (в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья), демографической ситуации и прогнозов социально-экономического развития;

формирование единого открытого образовательного пространства дополнительного образования детей, расширение участия организаций негосударственного сектора в реализации дополнительных общеобразовательных программ;

организация воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства, а также формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности;

расширение возможности для использования в образовательном и воспитательном процессе культурного и природного наследия народов России;

укрепление потенциала дополнительного образования в решении задач социокультурной реабилитации детей-инвалидов, расширения возможности для освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья программ дополнительного образования по всем направленностям путем создания специальных условий в образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы (в том числе с использованием сетевой формы реализации образовательных программ, дистанционного обучения);

включение в дополнительные общеобразовательные программы по всем направленностям компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и навыков, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического развития страны;

использование возможностей дополнительного образования для повышения качества образовательных результатов у детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ;

формирование механизмов преемственности и непрерывности образовательных траекторий в общем, дополнительном образовании детей, среднем профессиональном и высшем образовании;

распространение эффективных моделей интеграции, начального общего, основного общего и среднего общего образования и дополнительного образования (“школа полного дня” и др. ), в том числе путем совершенствования механизмов финансового обеспечения реализации общеобразовательными организациями дополнительных общеобразовательных программ (включая сетевую форму реализации образовательных программ);

использование механизма зачета общеобразовательными организациями образовательных результатов, полученных детьми в ходе освоения дополнительных общеобразовательных программ;

вовлечение обучающихся в программы и мероприятия ранней профориентации, обеспечивающие ознакомление с современными профессиями и профессиями будущего, поддержку профессионального самоопределения, формирование навыков планирования карьеры, включающие инструменты профессиональных проб, стажировок в организациях реального сектора экономики;

расширение участия профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ;

обеспечение взаимодействия с наставниками из научных организаций, образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций для вовлечения детей в научную деятельность;

сохранение сети организаций дополнительного образования детей;

обеспечение в каждом субъекте Российской Федерации централизованной системы управления сетью детских школ искусств органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области культуры и сетью организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки с 1 января 2023 г. , органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта;

совершенствование научно-методического и ресурсного обеспечения ведомственных систем дополнительного образования;

создание новых мест для увеличения количества обучающихся в системе дополнительного образования детей, в том числе увеличение охвата детей дополнительными предпрофессиональными программами в области искусств в детских школах искусств;

реализация современных образовательных моделей, обеспечивающих применение обучающимися полученных знаний и навыков в практической деятельности (хакатоны, волонтерство, социальные проекты, дискуссионные и проектно-исследовательские клубы и др

создание на базе общеобразовательных организаций сети технологических кружков для подготовки нового поколения технологических лидеров, инженеров и ученых, а также школьных спортивных клубов и школьных спортивных лиг по видам спорта для формирования здорового спортивного образа жизни обучающихся, школьных музеев, театров, медиацентров;

содействие в разработке и внедрению современных учебно-методических комплексов, в том числе цифровых, по всем направленностям дополнительного образования;

развитие системы творческих конкурсов, фестивалей, научно-практических конференций, в которых принимают участие обучающиеся;

совершенствование деятельности по организации экскурсий для детей, включая экскурсии по историко-культурной, научно-образовательной и патриотической тематике, оказание содействия в организации детских культурно-патриотических круизов;

формирование в каждом субъекте Российской Федерации туристских маршрутов для ознакомления детей с историей, культурой, традициями, природой соответствующего региона, а также с выдающимися деятелями, внесшими весомый вклад в развитие субъекта Российской Федерации;

создание условий для профессионального развития и самореализации управленческих и педагогических кадров дополнительного образования детей;

совершенствование механизмов подготовки и непрерывного повышения квалификации педагогических и управленческих кадров и привлечения их в систему дополнительного образования детей, в том числе в сельской местности;

разработка мер поддержки для молодых специалистов, работающих в системе дополнительного образования детей, содействие их профессиональному развитию;

развитие института наставничества в системе дополнительного образования детей;

создание условий для использования в системе дополнительного образования детей цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, цифровых инструментов управления, в том числе оснащение организаций.

Трехзвенная шкала ограниченных возможностей

Это – британский ее вариант. Шкала была принята в восьмидесятых годах прошлого столетия Всемирной организацией здравоохранения. Она включает в себя следующие ступени.

Первая – носит название “недуг”. Речь идет о любой утрате или аномалии (психологической/физиологической, анатомической структуры или функции).

Вторая ступень подразумевает пациентов с дефектами и потерей способности исполнять такую деятельность, которая считается нормальной для остальных людей.

Третья ступень – недееспособность (инвалидность).

Виды овз

В утвержденной классификации нарушений основных функций организма выделен ряд типов. Остановимся на них более подробно.

Нарушения психических процессов. Речь идет о восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, эмоциях и воле.

Нарушения в сенсорных функциях. Это – зрение, слух, обоняние и осязание.

Нарушения функций дыхания, выделения, обмена веществ, кровообращения, пищеварения и внутренней секреции.

Изменения статодинамической функции.

Дополнительное образование в контексте социально-педагогической деятельности

Дети-инвалиды, которые относятся к первой, второй и четвертой категориям, это большая часть из общего количества. Их отличают те или иные отклонения и нарушения развития. Поэтому таким детям требуются особые, специфические методы обучения и воспитания.

Психолого-педагогическая классификация детей, которые относятся к системе специального образования

Рассмотрим этот вопрос более подробно. Поскольку от этого будет зависеть выбор приемов и методов обучения и воспитания.

  • Дети, имеющие нарушения в развитии. Они отстают в психическом и физическом развитии из-за того, что есть органическое поражение центральной нервной системы и нарушения функционирования анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речевого).
  • Дети, которые имеют отклонения в развитии. Отличаются перечисленными выше отклонениями. Но они ограничивают их возможности в меньшей степени.

Дети с ОВЗ, дети-инвалиды имеют значительные нарушения в развитии. Они пользуются социальными пособиями и льготами.

Существует также педагогическая классификация нарушений.

Она состоит из следующих категорий.

Дети, с нарушениями:

  • слуха (позднооглохшие, слабослышащие, глухие);
  • зрения (слабовидящие, слепые);
  • речи (разные степени);
    интеллекта;
  • задержкой психоречевого развития (ЗПР);
  • опорно-двигательного аппарата;
  • эмоционально-волевой сферы.

Четыре степени нарушения здоровья

В зависимости от того, какова степень нарушения функций и возможностей адаптации, можно определить степень нарушения здоровья.

Традиционно выделяют четыре степени.

Первая степень. Развитие ребенка с ОВЗ происходит на фоне легкого и умеренного нарушения функций. Эти патологии могут являться показанием для признания инвалидности. Однако, как правило, не всегда это происходит. Более того, при правильном обучении и воспитании ребенок может полностью восстановить все функции.

Вторая степень. Это третья группа инвалидности у взрослых. У ребенка существуют выраженные нарушения в функциях систем и органов. Несмотря на лечение, они продолжают ограничивать его социальную адаптацию. Поэтому такие дети нуждаются в особых условиях обучения и жизни.

Третья степень нарушения здоровья. Она соответствует второй группе инвалидности у взрослого. Наблюдается большая выраженность нарушений, которые значительно ограничивают возможности ребенка в его жизнедеятельности.

Четвертая степень нарушения здоровья. Она включает в себя резко выраженные нарушения функций систем и органов, из-за которых происходит социальная дезадаптация ребенка. Помимо этого, можно констатировать необратимый характер поражений и, зачастую, неэффективность мероприятий (лечебных и реабилитационных). Это первая группа инвалидности у взрослого. Усилия педагогов и врачей нацелены обычно на то, чтобы не допустить критического состояния.

Проблемы развития детей с ОВЗ

Это особая категория. Дети с ОВЗ отличаются наличием физических и психических отклонений, которые способствуют формированию нарушений общего развития. Это общепринятая позиция. Но необходимо разобраться в данном вопросе более подробно.

Если говорить о ребенке с незначительными ОВЗ, что это такое мы уже определили, то необходимо отметить, что при создании благоприятных условий, можно избежать большей части проблем с развитием. Многие нарушения не являются ограничителями между ребенком и окружающим миром. Грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ позволит им овладеть программным материалом и обучаться вместе со всеми в общеобразовательной школе, посещать обычный детский сад. Они могут свободно общаться со своими ровесниками.

Дополнительное образование в контексте социально-педагогической деятельности

Однако, дети-инвалиды с серьезными нарушениями нуждаются в специальных условиях, в особом образовании, воспитании и лечении.

Социальная политика государства в области инклюзивного образования

В России в последние годы разрабатываются определенные направления социальной политики, которые связаны с увеличением количества детей с ОВЗ. Что это такое и какие проблемы решаются, рассмотрим немного позднее. Пока же отметим следующее.

Базовые положения социальной политики опираются на современные научные подходы, имеющиеся материально-технические средства, детально разработанный юридический механизм, общенациональные и общественные программы, высокий уровень профессиональной подготовки специалистов и прочее.

Несмотря на прилагаемые усилия и прогрессивное развитие медицины, количество детей с ограниченными возможностями стабильно растет. Поэтому основные направления социальной политики направлены на решение проблем их обучения в школе и пребывания в дошкольном учреждения. Рассмотрим это более подробно.

Инклюзивное образование

Обучение детей с ОВЗ должно быть направлено на то, чтобы создавать благоприятные условия для реализации равных возможностей с ровесниками, получения образования и обеспечения достойной жизни в современном обществе.

Дополнительное образование в контексте социально-педагогической деятельности

Однако реализация данных задач должна осуществляться на всех ступенях, начиная от детского сада и заканчивая школой. Остановимся ниже на этих стадиях.

Создание «безбарьерной» образовательной среды

Базовая проблема инклюзивного образования – создать «безбарьерную» образовательную среду. Основное правило – доступность ее для детей с ОВЗ, решение проблем и трудностей социализации.

В образовательных учреждениях, которые обеспечивают их сопровождение, необходимо соблюдение общепедагогических требований к техническому оснащению и оборудованию. Особенно это касается осуществления бытовых нужд, формирования компетентности и социальной активности.

Помимо этого, особое внимание должно уделяться воспитанию и обучению таких детей.

Проблемы и трудности инклюзивного образования

Несмотря на проводимую работу, при обучении и воспитании детей с ОВЗ не все так просто. Существующие проблемы и трудности инклюзивного образования сводятся к следующим позициям.

Во-первых, коллектив детей не всегда принимает ребенка с ОВЗ за “своего”.

Во-вторых, педагоги не могут освоить идеологию инклюзивного образования, и существуют трудности при реализации методов обучения.

В-третьих, многие родители не хотят, чтобы их нормально развивающиеся дети ходили в один класс с “особенным” ребенком.

В-четвертых, не все инвалиды способны адаптироваться к условиям обычной жизни, не требуя к себе дополнительного внимания и условий.

Дети с ОВЗ в дошкольном учреждении

Дети с ОВЗ в ДОУ – это одна из основных проблем неспециализированного детского сада. Поскольку процесс взаимоадаптации очень сложен для ребенка, родителей и педагогов.

Дополнительное образование в контексте социально-педагогической деятельности

Приоритетной целью интегрированной группы является социализация детей с ОВЗ. Для них дошкольное учреждение становится начальной ступенью. Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал (интеллектуальный и личностный). Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в школе

Приоритетная задача современного инклюзивного образования – усилить внимание к социализации детей-инвалидов. Необходима утвержденная адаптированная программа для детей с ОВЗ для обучения в общеобразовательной школе. Однако имеющиеся в настоящее время материалы разрознены и не объединены в систему.

С одной стороны, инклюзивное образование в общеобразовательной школе начинает появляться, с другой стороны, усиливается неоднородность состава учащихся с учетом уровня их речевого, умственного и психического развития.

Подобный подход приводит к тому, что существенно затрудняется адаптация как условно здоровых детей, так и детей с ОВЗ. Это приводит к дополнительным, нередко непреодолимым трудностям при реализации индивидуального подхода педагога.

Дополнительное образование в контексте социально-педагогической деятельности

Поэтому дети с ОВЗ в школе не могут просто обучаться наравне с другими. Для благоприятного результата необходимо создание определенных условий.

Социально-педагогическая роль системы дополнительного образования

Система дополнительного образования имеет важное значение в развитии подрастающего поколения. Она не только ориентирована на дополнительное обучение учащихся по различным направлениям, но и наделена обширным воспитательным потенциалом.

Дополнительное образование возникло не случайно. Его появление стало итогом социального развития общества. Оно является социально востребованным.

Дополнительное образование выполняет следующие функции:

  • Воспитывающая;
  • Проф-ориентационная;
  • Развивающая;
  • Социально-педагогическая;
  • Профилактическая;
  • Оздоровительная.

Помимо перечисленных имеются и иные функции дополнительного обучения, но они не такие значимые и масштабные.

Дополнительное образование наделено огромными социальными возможностями. Воспитание подрастающего поколения и его развитие является приоритетным направлением образовательной политики государства. Система дополнительного образования располагает всеми возможностями для создания необходимых условий для индивидуального подхода к воспитанию, обучению и развитию детей, реализации индивидуального потенциала учащихся, облегчение процесса прохождения ими социальной адаптации и формирование свойств личности, обеспечивающих их продуктивное социальное взаимодействие и готовность к социальной деятельности, различной профессиональной направленности.

Система дополнительного образования имеет важное развивающее значения для людей с ограниченными возможностями. Они помогает им реабилитироваться в социальной среде, проводит профилактику развития асоциального поведения, выполняет психотерапевтическую помощь в социальной адаптации к различным условиям обучения, социальной жизнедеятельности, требованиям и правилам образовательной системы.

Благодаря дополнительному образования, люди, имеющие разнородные отклонения в развитии, находят свое место в социуме, приспосабливаются к нормальной жизнедеятельности в нем (или же происходит смягчение процесса социальной изоляции индивида с ограниченными возможностями).

Дополнительное образование реализуется на всех уровнях обучения и имеет образовательные программы для детей всех возрастов и различных возможностей.

Социальное значение системы дополнительного образования для обычных детей сводится к следующему:

  • Помогает в развитии навыков социального поведения и социального взаимодействия;
  • Развивает личность с учетом ее личностных потребностей, особенностей и стремлений;
  • Формирует привычку рационального и целесообразного использования досуга;
  • Развивает навыки формирования межличностных социально-психологических взаимоотношений.

Программы дополнительного образования ориентированы на развитие социально значимых свойств личности и ее ключевых компетенций.

Социально-педагогическая работа в учреждениях дополнительного образования

Педагогический процесс в учреждениях дополнительного образования строится по иной схеме, отличающей работу заведений общего образования. Педагогическое взаимодействие с детьми строится по иным принципам и нормам.

Основными видами социально-педагогической работы в заведениях дополнительного образования являются следующие:

  • Разнородная предметно-практическая деятельность, носящая либо массовый, либо групповой характер. Сюда относятся разнообразные праздники, соревнования, конкурсы. Они требуют от детей активизации своих умений и стремления к участию в коллективной деятельности, ориентированной на результат. Это открывает возможности испытания своих сил, стимулирует детей к саморазвитию и совершенствованию своих умений, помогает детям самоутвердиться, получить похвалу и одобрение. Такая деятельность носит эпизодический характер.
  • Творческие объединения детей, занятия в которых носят регулярный, систематический характер. Сюда относятся различные творческие кружки, спортивные секции. Они принимают всех желающих, независимо от наличия у них конкретных способностей и степени их развития. Они помогают в развитии творческих задатков детей, удовлетворяют потребности и желания в занятиях той или иной творческой деятельностью.
  • Занятия для одаренных детей. Сюда относятся научные сообщества и конференции, проведение экспедиций, брейн-рингов. Они требуют от детей расширенных знаний и навыков в конкретной области. В свою очередь, они расширяя их теоретические знания и практические навыки ребенка. Кроме того, такая деятельность имеет социальную направленность. Дети учатся выполнению действий, являющихся полезными для общества, а также несению ответственности за ее качественное исполнение. Это помогает развить у ребенка самоуважение к своей личности и самоактуализирует его деятельность.

Направления социально-педагогической работы системы дополнительного образования

Основными направлениями социально-педагогической деятельности системы дополнительного образования являются следующие:

  • Оказание воспитания подрастающего поколения. Система дополнительного образования ориентирована на развитие ребенка в социальном, нравственном, эстетическом, физическом, интеллектуальном направлении. Оно предполагает развитие социальных навыков и психических процессов организма ребенка, а также способствует совершенствованию его духовных качеств.
  • Создание в социальной сфере отношений гуманистической направленности. Дополнительное образование стремится к оздоровлению окружающей среды: природы и общества, ее продуктивному и полезному преобразованию, созданию условий для гармоничного развития всех членов социума.
  • Удовлетворение потребностей и стремлений ребенка, а также разрешение его социальных проблем, сглаживание сложностей социальной адаптации, профилактика социальной дезадаптации.

Деятельность в учреждениях дополнительного характера строится на основе принципа добровольности. Это означает, что ребенок может попробовать себя в той или иной деятельности и поменять ее, если она окажется для него неинтересной. Это помогает детям найти то занятие, которое реально им интересно и, к которому имеются склонности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.