Дополнительное образование в контексте социально-педагогической деятельности

Значимость социально-педагогического направления в дополнительном образовании

В настоящее время в учреждениях дополнительного образования детей получило развитие такое направление как социально-педагогическое. Данное направление ориентировано на развитие психических свойств личности, интеллектуальных и коммуникативных способностей, корректировку общего развития, формирование у детей лидерских качеств, а также организацию досуга детей и подростков социализирующей направленности.

Учреждения дополнительного образования используют в своей деятельности традиции, методы и стиль максимально приближенный к условиям современного социума, то соответственно обладают большими возможностями по социализации подрастающего поколения.

Программы социально-педагогической направленности в дополнительном образовании предназначены для:

создания необходимых условий для осуществления социального творчества, посредством разнообразных форм деятельности;
создания необходимых условий для самоутверждения, осознания себя как личности, развития собственных способностей и интересов, в рамках современных динамичных социально-экономических условиях. обеспечения соблюдения гармонизации интересов каждого учащегося и интересов окружающего его общества.

По продолжительности реализации, программы социально-педагогической направленности являются долгосрочными и многоуровневыми (общекультурный, углубленный и допрофессиональный уровни). Кроме того, они являются многофункциональными, так как способны охватить широкий возрастной диапазон учащихся.

Коллектив учащихся, который работает по программе социально-педагогической направленности, является специфическим, так как основной задачей, направленной на получение конечного результата, является не получение конкретных знаний и умений, а положительная социализация каждого участника.

Группы социально-педагогического направления в дополнительном образовании

Многообразие программ социально-педагогической направленности дополнительного воспитания, принято делить на четыре основные группы:

  • Программы, разработанные для детских общественных организаций и сообществ.
  • Программы досуговой деятельности.
  • Программы, направленные на приобщение детей к правилам и нормам и современного общества, через формирование у них правовой культуры, экономического мышления, навыков предпринимательской деятельности. Все это осуществляется через реализацию тренинговых психологических программ, программ педагогической ориентации и допрофессиональной подготовки по различным направлениям подготовки и специальностям (профессиям).
  • Программы, разработанные для детей и подростком имеющих различные отклонения в психическом и физическом развитии.

Таким образом, программы социально-педагогической направленности, разрабатываются с целью создания необходимых условий для самоутверждения и самореализации личности, а также для предоставления возможностей апробации собственных знаний и умений в практической деятельности.

Возможности, предоставляемые детям дополнительным образованием

Все учащиеся, которые включены в социально значимую деятельность, в рамках дополнительного образования, имеют следующие возможности:

  • Приобретение собственного социального опыта.
  • Формирование и развитие личностных качеств, необходимых для полноценного существования в рамках современного общества: трудолюбие, организованность, ответственность, чувство долга, требовательность к самому себе, культура общения и поведения, коммуникабельность, навыки эффективного взаимодействия с окружающими.
  • Возможность реализовать себя в общественно и социально значимых делах, направленных на становление таких личностных позиций как гражданин города или страны.
  • Активное использование образовательных возможностей истории и культуры родного края, области или города, для развития личности учащихся. Формирование у них осознания необходимости включения сциокультурных начал в собственную жизнь.
  • Активная реализация программ по самосохранению, самореализации и саморазвитию.
  • Возможность овладеть спектром способов по постановке наиболее актуальных и жизненных целей, формирование собственного маршрута развития.
  • Возможность овладения разнообразными способами рефлексии собственного поведения и состояния.

Реализация различных видов деятельности, включенных в программы социально-педагогического направления дополнительного образования, открывают перед детьми и подростками большие возможности для создания и прохождения развивающих ситуаций, решения жизненных и практических задач, получение необходимо социального опыта.

Участие в ситуациях позволяет учащемуся наращивать собственные личностные ресурсы, совершенствовать и управлять ими. Для этого педагогом не просто организуются определенные ситуации, а разрабатывается комплекс, который состоит из взаимосвязанных между собой ситуаций, причем каждая несколько сложнее предыдущей.

Последовательность ситуаций выстраивается от упрощенных, регулируемых педагогом ситуаций, к реальным, стихийно возникающим ситуациям взаимодействия и деятельности воспитанника. Переход должен осуществляться постепенно, с ростом возможностей учащегося, в использовании имеющихся у него ресурсов.

Педагог дополнительного образования – это специалист, который проводит занятия по различным предметам, не включенным в обязательную школьную программу. Основной целью педагога является раскрытие и последующее развитие творческих способностей ребенка

В отличие от учителей школ и преподавателей вузов, педагоги дополнительного образования не могут давать ученикам объемные домашние задания — иначе у учащихся просто не останется времени на основную учебу и на отдых. Нужно соблюдать баланс между навыками, которые оттачивает ученик, и временем, которое он тратит

Где могут работать педагоги дополнительного образования ? В государственных и частных школах (в том числе музыкальных, художественных и пр. ), в секциях и клубах, в центрах раннего и детского развития, детских технопарках, центрах внешкольной работы, школах развития интеллекта, творческих студиях и пр. 25 мая 2020 г

Педагоги дополнительного образования работают в государственных, частных и специализированных детских садах и школах, в клубах, кружках и центрах развития. В их обязанности входит развитие детей с помощью игр, рисования, изготовления поделок, танцев, конкурсов. Они организуют детский досуг, участвуют в прогулках

Назначение системы дополнительного образования – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ и услуг в соответствии с социальным запросом общества

диплом вуза по любой специальности из укрупненного направления бакалавриата « Образование и педагогические науки» 44. 01 или колледжа по специальности 44. 03 «Педагогика дополнительного образования »), диплом непедагогического вуза или колледжа, дополненный документом о дополнительном профобразовании по педагогике

В среднем, начинающий специалист зарабатывает от 16000 рублей, а именитый педагог с ощутимым опытом и качественным образованием – до 70000 рублей

Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте

Педагоги дополнительного образования – это специалисты, которые организуют секции, кружки, студии и клубы для дошкольников и младших школьников, где дают углубленные знания по робототехнике, 3D-конструированию, видеомонтажу и технологиям разработки сайтов, развивают навыки, выходящие за рамки школьной программы

10 « направленностей дополнительных образовательных программ: научно-технической, • спортивно-технической, • художественной, • физкультурно-спортивной, • туристско-краеведческой, • эколого-биологической, • военно-патриотической, • социально-педагогической, • социально-экономической, • естественно-научной»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.