Как начать обучение?
2. Сформировать пятилетний цикл обучения.
3. Для поддержания и повышения своего профессионального уровня вы можете включать в свой план обучения образовательные элементы, входящие в перечни Портала:
Для определения трудоемкости в непрерывном образовании применяется система зачетных единиц (ЗЕТ): 1 ЗЕТ равен 1 академическому часу. Результаты освоения образовательных элементов с учетом указанной трудоемкости в ЗЕТ будут учитываться в вашем портфолио.
4. Если у вас есть вопросы по работе в личном кабинете, воспользуйтесь виртуальным туром – виртуальный помощник в автоматическом режиме покажет вам основные функции той страницы, которая у вас открыта в этот момент. Чтобы открыть виртуального помощника, нажмите на знак вопроса в верхнем меню и выберите «Виртуальный тур». Обратите внимание, в настройках необходимо включить опцию «Хочу получать подсказки».
Обучение специалистов здравоохранения по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, в том числе по программам непрерывного образования, может проводиться как за счет средств федерального бюджета, так и на договорной основе. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2021 года №273 «Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансирования обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования», в качестве источника финансирования обучения могут использоваться средства нормированного страхового запаса (НСЗ) Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС), территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ТФОМС).
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 марта 2021 г. №205н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования», из средств нормированного страхового запаса ФФОМС/ТФОМС может оплачиваться обучение по программам повышения квалификации, реализуемым с применением одной или нескольких образовательных технологий: стажировки, симуляционного обучения (в том числе мастер-классы), дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а также реализуемым в сетевой форме при условии, что направление программы повышения квалификации соответствует:
− видам, формам и профилям медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (для медицинских работников федеральных медицинских организаций), или в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования (для медицинских работников региональных медицинских организаций);
− должности медицинского работника, профессиональную деятельность по которой он осуществляет в медицинской организации.
Выбор программы повышения квалификации для обучения за счет средств НСЗ ФФОМС/ТФОМС осуществляется исключительно с использованием Портала.
Выбор программы повышения квалификации для обучения за счет средств НСЗ ФФОМС/ТФОМС осуществляется медицинскими работниками:
а) осуществляющими трудовую деятельность в федеральной медицинской организации и (или) региональной медицинской организации;
б) осуществляющими оказание в федеральной медицинской организации и (или) региональной медицинской организации медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (для федеральной медицинской организации) или территориальной программы обязательного медицинского страхования (для региональной медицинской организации);
в) не проходившими обучение по программам дополнительного профессионального образования в течение года, предшествующего соответствующему финансовому году.
Взаимодействие участников направления медицинского работника на дополнительное образование за счет средств НСЗ ФФОМС, НСЗ ТФОМС представлен на схеме.
Обучение медицинских работников является непрерывным процессом, потому что проходят данное обучение медицинские работника на протяжении практически всей своей медицинской карьеры. Кроме получения высшего или среднего медицинского образования и прохождения интернатуры/ординатуры, специалисты при необходимости получения новой специальности проходят профессиональную переподготовку, а после получения определенной специальности им необходимо каждые пять лет подтверждать ее и проходить повышение квалификации по каждой специальности. Поэтому дополнительное профессиональное образование медицинских работников является достаточно распространенным. В данной статье мы рассмотрим существующие в законодательстве требования к организациям, которые планируют осуществлять деятельность по дополнительному профессиональному обучению медицинских работников.
Если организация планирует проводить дополнительное профессиональное обучение для специалистов с медицинским образование, то данной организации сначала необходимо получить лицензию на осуществление образовательной деятельности с указанием данного вида работ. Но в связи с тем, что к диплому о профессиональной переподготовке и к удостоверению о повышении квалификации медицинским работникам должен быть выдан сертификат специалиста по данной специализации, то необходимо соблюдать действующие требования законодательства к организационно-правовой форме и основным видам деятельности для данных организаций. В соответствии с Приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 982н сертификат специалиста может выдаваться образовательными или научными организациями, поэтому проводить профессиональную переподготовку для медицинских работников может только некоммерческая организация основным видом деятельности которой является образовательная деятельность. Также для получения данной лицензии необходимо сначала будет получить санитарно-эпидемиологическое заключение от Роспотребнадзора на соответствие помещения действующим санитарным требованиям и заключение о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности от МЧС России. И только после получения данных заключений необходимо будет получить данную лицензию на осуществление образовательной деятельности.
В соответствии со статьей 82 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, при осуществлении дополнительного профессионального медицинского образования должна проводиться практическая подготовка обучающихся, которая заключается в участии специалистов в осуществлении медицинской деятельности в соответствии с образовательными программами. Образовательная организация для организации практической подготовки может заключить договор с медицинской организацией, у которой есть лицензия на виды, соответствующие реализуемым образовательным программам. Образовательная организация, также может проводить практическую подготовку обучающихся у себя, если она организует медицинскую практику и получит лицензию на осуществление медицинской деятельности.
В соответствии с Приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 982н для организации и проведения сертификационного экзамена в организации, которая имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности по дополнительному профессиональному образованию, должна создаваться комиссия, в состав которой включаются специалисты в области здравоохранения и медицинской науки. Таким образом, комиссия должна состоять как из практикующих медицинских работников, так и преподавателей, занимающихся научной деятельностью. Состав данной экзаменационной комиссии утверждается руководителем организации. Данная комиссия должна состоять из председателя экзаменационной комиссии, которым является руководитель организации, и членов экзаменационной комиссии, так же на заседании экзаменационной комиссии должен присутствовать секретарь экзаменационной комиссии. Следовательно, минимальный состав комиссии – 4 человека. Состав экзаменационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые комиссией решения. Регламент работы экзаменационной комиссии, количество членов и сроки проведения и сдачи сертификационного экзамена определяются организацией и утверждаются ее руководителем.
Сертификат специалиста выдается на бланке образца, установленного в Приказе Минздрава России от 29.11.2012 № 982н. Данные бланки должны быть защищены от подделок полиграфической продукции. Они печатаются специализированными организациями, которые имеют лицензию на осуществления деятельности по производству и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции. Организация, которая планирует выдавать сертификат специалиста, должна или сама получить данную лицензию на осуществление деятельности по производству и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции, или же заключить гражданско-правовой договор с организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности. Выданные сертификаты специалистов регистрируются в образовательной организации, которая выдала данный сертификат, в книге учета выданных сертификатов специалистов, которая оформляется в бумажном и в электронном виде. Выдача сертификатов специалистов не регистрируется в государственном органе, реестр выданных документов осуществляется только самой образовательной организацией.
Если подвести итог всему вышесказанному, то для осуществления дополнительного профессионального образования для медицинских работников Вам сначала необходимо организовать некоммерческое юридическое лицо, основными целями деятельности которого будет являться образовательная деятельность, после этого необходимо будет получить санитарно-эпидемиологическое заключение и заключение о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности. После получения данных заключений Вы сможете обратиться в лицензирующий орган для получения лицензии. Если же у Вас возникнут какие-то трудности с организацией учебного центра по дополнительному профессиональному образованию медиков, то Вы всегда сможете обратиться в Объединенные Юристы. Мы всегда будем рады прийти Вам на помощь и разрешить возникшие у Вас сложности.
юрист, специалист по лицензированию
группы Объединённые Юристы.
От порядка и программ до специализированных курсов
Медицинские реформы коснулись не только повседневной работы, но и программ повышения квалификации врачей. С 2021 года аккредитация стала обязательной формой проверки знаний специалистов: без нее невозможен допуск к профессиональной деятельности. Для чего нужно постоянно учиться и как контролируется этот процесс? Откуда брать баллы, необходимые для допуска к аттестации? Как проходят аккредитационные испытания? Ответы на эти вопросы ищите в статье.
Если в год я пройду обучение в объеме более 50 академических часов (50 ЗЕТ), будут ли они учтены?
Все результаты вашего обучения учитываются в портфолио: 1 академический час равен 1 ЗЕТ. Если в год вы прошли обучение в объеме более 50 академических часов, оно будет отражено в вашем портфолио.
Обращаем ваше внимание, образовательные элементы засчитываются по дате завершения обучения, а портфолио на Портале формируется по годам в рамках вашего пятилетнего цикла по специальности.
Я медицинский работник с высшим немедицинским образованием, как мне сформировать пятилетний цикл по специальности?
Согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.10.2022 N 709н “Об утверждении Положения об аккредитации специалистов” (вступает в силу с 1 января 2023 года и действует до 1 января 2029 года), специалистам с высшим немедицинским образованием, имеющим стаж на должностях медработников менее 5 лет, предстоит пройти первичную специализированную аккредитацию, которая не включает в себя оценку портфолио и набор ЗЕТ.После прохождения процедуры первичной специализированной аккредитации в личном кабинете специалиста с высшим немедицинским образованием Вы сможете сформировать пятилетний цикл обучения для набора ЗЕТ для последующего прохождения периодической аккредитации.Если у Вас стаж работы более 5 лет, то в личном кабинете специалиста с высшим немедицинским образованием, в настоящее время, Вам не нужно никакие документы регистрировать. Сформировать пятилетний цикл обучения для набора ЗЕТ Вы сможете после прохождения периодической аккредитации.
Зачем нужно повышать квалификацию
В частности, в законе говорится, что оказывать медицинскую помощь могут только лица, имеющие среднее или высшее медицинское образование. Кроме того, медицинские работники обязаны совершенствовать свои знания и профессиональные навыки не реже, чем раз в 5 лет, обучаясь по дополнительным профессиональным программам.
Масштабная перемена в система дополнительного профессионального образования затронула медицинских и фармацевтических специалистов. На смену сертификату специалиста, который получали после курсов повышения квалификации, пришла система аккредитации. Так, сертификаты, полученные до 2021 года, остаются действительными в течение пяти лет, на которые они были выданы. При этом их владельцы уже включены в систему аккредитации, следовательно, они должны пройти регистрацию на портале НМО и начать строить свою образовательную траекторию, зарабатывать баллы.
Согласно принципам аккредитации, медицинский специалист должен показать, что он не только овладел знаниями и навыками, необходимыми профессионалу в сфере здравоохранения, но и знаком со стандартами медицинской помощи и установленным порядком ее оказания. По крайней мере, так утверждает часть 3 статьи 69 Закона № 323-ФЗ. Порядок и процедуры аккредитации описывают:
- Приказ Минздрава РФ от 25 февраля 2016 года № 127н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категории лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов» (далее — Приказ № 127н);
- Приказ Минздрава РФ от 2 июня 2016 года № 334н «Об утверждении положения об аккредитации специалиста» (далее — Приказ № 334н);
- Приказ Минздрава РФ от 6 июня 2016 года № 352н «Об утверждении порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, формы свидетельства об аккредитации специалиста и технических требований к нему».
Итак, согласно закону всего предусматривается три вида аккредитации:
- первичная
— ее проходит молодой специалист, только что окончивший медицинское учебное заведение, и только после этого его можно допустить к работе;
- первичная специализированная
— проходится после обучения новому виду медицинской деятельности (получения узкой специализации), представляет собой ординатуру и курсы профессиональной переподготовки;
- периодическая
— повторяется раз в пять лет на протяжении всей профессиональной деятельности медика.
Аккредитация проходит под видео-и аудиоконтролем и состоит из трех этапов:
- Тестирование
. Создается индивидуальный набор из 60 тестовых заданий, в каждом из которых четыре варианта ответа, правильный лишь один. На прохождение теста дается 90 минут. На сегодня на сайте методического центра аккредитации
доступно 3500 тестов по специальности «стоматология» и 3200 вариантов по специальности «фармация».
- Оценка практических навыков в симуляционных условиях
. Для прохождения экзамена используются фантомы, манекены и другие симуляторы. В 2016 году при аккредитации стоматологов на демонстрацию навыка отводилось 10 минут.
- Решение клинических задач
. По сути, это собеседование, во время которого специалист проводит разбор трех ситуационных задач (кейсов) на клиническое мышление. На подготовку к ответу отводится 60 минут, на сам ответ — 10 минут.
Для того чтобы быть допущенным к периодической аккредитации, специалист должен предоставить портфолио — отчет за последние пять лет о профессиональной деятельности. То есть на смену курсам повышения квалификации, которые проходили раз в пять лет, пришло непрерывное профессиональное образование врача. Организаторы здравоохранения считают, что такая система позволит специалистам непрерывно обновлять знания. Действительно, медицина — наука, в которой информация обновляется очень быстро: появляются новые методы диагностики, лечения, меняется информация об эффективности тех или иных лекарственных средств и держать руку на пульсе приходится постоянно.
Порядок и программы повышения квалификации врачей
Таким образом, за пять лет к моменту прохождения аккредитации специалист должен накопить 250 баллов, где один балл равен одному часу дополнительного профессионального образования. Набирать баллы можно не одномоментно, а постепенно:
- участвуя в конференциях, семинарах, в том числе дистанционных;
- участвуя в симуляционных тренингах, мастер-классах;
- проходя циклы повышения квалификации, как очные с применением дистанционных технологий и без, так и заочные.
Конференции, семинары, мастер-классы могут быть как очными, так и заочными (вебинары). Последние подойдут тем, кто не имеет возможности посещать конференции очно, особенно специалистам, практикующим в отдаленных районах нашей страны.
Но самый удобный способ получения баллов в системе непрерывного медицинского образования — это циклы повышения квалификации.
Во-первых
, они рассчитаны на 18 или 36 часов, а это 18 или 36 баллов.
Во-вторых
, они не обязательно должны быть очными. Позволяется и прохождение дистанционного обучения (оно может быть как очным, так и заочным), главное, чтобы организация, осуществляющая образовательную деятельность, была допущена Координационным советом по непрерывному образованию к участию в программе непрерывного медицинского образования, а программа обучения была внесена в перечень образовательных программ (образовательных мероприятий), размещенных на Портале непрерывного медицинского образования.
Топ-9 наиболее востребованных специальностей
Вот какие специальности наиболее востребованы на сегодня по данным поисковых систем и какие квалификационные требования предъявляются к врачам этих специальностей:
К сведению
В соответствии с частью 5 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ программы профессиональной переподготовки направлены на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. Они относятся к дополнительным образовательным программам и разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов к результатам освоения программ.
- Физиотерапевт
. Высшее образование по специальности «Педиатрия» или «Лечебное дело». Подготовка в ординатуре по специальности «Физиотерапия» — первичная, либо переподготовка — при уже имеющейся другой врачебной специализации.
- Стоматолог
. Специалитет — высшее образование по специальности «Стоматология». Интернатура или ординатура по специальности «Стоматология общей практики».
- Терапевт
. Специалитет по этой профессии называется «Лечебное дело», дополнительная подготовка не требуется, за исключением обязательного для всех врачей непрерывного медицинского образования в течение всей профессиональной деятельности.
- Рентгенолог
. Требуется высшее образование (специалитет) по специальностям «Лечебное дело» или «Педиатрия», также возможны «Медицинская биофизика» и «Медицинская кибернетика». Первичная специальная подготовка по специальности «Рентгенология» в интернатуре или ординатуре, также возможна переподготовка с других врачебных специальностей.
- Педиатр
. В отличие от терапевта, которым может стать только «взрослый» специалист — то есть окончивший ВУЗ по специальности «Лечебное дело», стать педиатром может как человек, изначально выбравший профессию детского врача — специалитет «Педиатрия», так и выпускник лечебного факультета, который готовит будущих терапевтов. В любом случае потребуется профессиональная подготовка в интернатуре или ординатуре по специальности «Педиатрия». А вот переподготовку по этой специальности могут пройти только семейные врачи, то есть прошедшие ординатуру по специальности «Общая врачебная практика (Семейная медицина)». Врачу узкого профиля переучиться на педиатра, минуя этот этап, нельзя.
- УЗИ-специалист (специальность «Ультразвуковая диагностика»)
. Такому специалисту, как и рентгенологу, можно иметь высшее образование не только по специальностям «Лечебное дело» или «Педиатрия», но и «Медицинская биофизика» или «Медицинская кибернетика». Далее потребуется ординатура по специальности «Ультразвуковая диагностика». Переучиться на эту специальность может любой врач, имеющий узкую специализацию.
- Реаниматолог
. Точнее, анестезиолог-реаниматолог. Специалитет «Лечебное дело» или «Педиатрия». Интернатура или ординатура по специальности «Анестезиология и реаниматология». А вот переучиться на эту специальность может только врач-нефролог или неонатолог.
- Врач ЛФК (специальность «Лечебная физкультура и спортивная медицина»)
. Ординатура по специальности доступна после получения специалитета «Лечебное дело» или «Педиатрия». Переучиться может любой врач узкой специальности.
Что касается повышения квалификации по данным специальностям на очных курсах, то, как правило, далеко ходить не надо — кафедры постдипломного образования есть практически во всех российских медицинских образовательных учреждениях. Именно на их базе до сих пор проводились курсы повышения квалификации, которые врачи посещали раз в 5 лет перед продлением сертификата.
С заочным обучением ситуация не так однозначна. С одной стороны — часть вебинаров уже есть на Портале непрерывного медицинского образования. Но многие врачи говорят о том, что информации на портале недостаточно для набора нужного количества баллов, поэтому приходится искать другие организации, которые аккредитованы в системе НМО, как, например, курсы АНО ДПО «Современная научно-технологическая академия».
Итак, как и любые другие профессионалы в области медицины, врачи рассмотренных специальностей должны непрерывно повышать свою квалификацию, раз в пять лет проходить аккредитацию. Ежегодно необходимо «получать» не менее 50 часов обучения, что приравнивается к 50 баллам. Не менее 70% часов (баллов) должны приходиться на обучение по основной специальности. 30% баллов можно набрать, обучаясь смежным областям.
Вопросы о системе непрерывного медицинского образования
Скорость обновления информации в медицине и фармации требует постоянного совершенствования профессиональных компетенций, т.е. не быстрого «набора» всех 250 ЗЕТ непосредственно перед следующей процедурой аккредитации, а планомерного обучения в течение всего периода.
объем обучения за пятилетний период – не менее 250 академических часов (или 250 ЗЕТ). Оптимальный график обучения в течение одного года – около 50 академических часов (или 50 ЗЕТ). При необходимости возможны незначительные отклонения в суммарной трудоемкости ежегодно осваиваемых образовательных элементов.
Мало модулей по моей специальности. Что делать?
Основным образовательным элементом для формирования образовательного портфолио является обучение на циклах по программам повышения квалификации.
Размещение ИОМ на Портале осуществляется по мере их разработки. Перечень образовательных элементов постепенно пополняется. Для того, чтобы получать оповещение о размещении новых ИОМ в соответствии с вашей специальностью, в настройках включите опцию «Получать уведомления по почте».
Нахожусь в декретном отпуске, нужно ли проходить обучение?
С одной стороны, вы имеете гарантированное государством право заниматься только уходом за ребенком, поэтому обучение вы можете проходить только при наличии вашего желания и возможности, с другой стороны, отпуск по уходу за ребенком не является препятствием для освоения интерактивных образовательных модулей и участия в образовательных мероприятиях, особенно проводимых с применением дистанционных технологий.
Как правильно подготовить документы для периодической аккредитации и куда направить?
С инструкцией по подготовке документов для периодической аккредитации вы можете ознакомиться по ссылке
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.10.2022 N 709н “Об утверждении Положения об аккредитации специалистов” для прохождения периодической аккредитации специалист должен направить в Федеральный аккредитационный центр (ФАЦ):
В портфолио должны быть включены:
Документы представляются через личный кабинет федерального регистра медицинских и фармацевтических работников (ФРМР) https://lkmr.egisz.rosminzdrav.ru или заказным письмом с уведомлением по следующим адресам федерального аккредитационного центра:
Что представляет собой профессиональная переподготовка врачей?
Профессиональная переподготовка врачей — это совершенствование медицинскими работниками своего профессионального уровня путем обновления имеющихся и получения новых знаний в образовательных и научных организациях. В процессе освоения программы переподготовки врачи:
- овладевают современными методами решения профессиональных задач;
- изучают передовой опыт;
- приобретают навыки для работы на более высоких должностях;
- получают новые знания и умения по отдельным дисциплинам для выполнения нового для себя вида медицинской деятельности.
Профессиональную переподготовку важно отличать от второго высшего образования, хотя, на первый взгляд, они очень схожи, ведь фактически преследуют одну цель — получить новую специальность. В отличие от второго высшего, профессиональную переподготовку можно пройти не только в высших учебных заведениях, но и в других образовательных учреждениях.
Кроме этого, к переподготовке допускаются лица не только с высшим, но также с начальным и средним профессиональным образованием. Обучение по программе профессиональной переподготовки завершается получением диплома о такой подготовке, в то время как, второго высшего — дипломом бакалавра или магистра.
Таким образом, профессиональная переподготовка — это одна из 3 форм дополнительного профессионального образования, наряду со стажировкой и повышением квалификации. В правовом поле она регулируется Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273-ФЗ или Закон об образовании), а также приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 августа 2012 года № 66н «Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях» (далее — Приказ о дополнительном профессиональном образовании медработников).
Не следует забывать также, что профессиональная переподготовка — это право работника, согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации. При этом необходимость такого обучения для своих сотрудников работодатель определяет сам, на что указывает статья 196 этого же нормативно-правового акта.
Согласно статье 23 Закона № 273-ФЗ, пройти профессиональную переподготовку врачи могут в:
- организациях дополнительного профессионального образования;
- высших учебных заведениях;
- профессиональных образовательных организациях;
- организациях, осуществляющих обучение (например, научных).
В процессе обучения все эти организации используют программы, утвержденные Министерством здравоохранения Российской Федерации по конкретным специальностям.
На заметку
Профессиональная переподготовка врачей по специальности «Рентгенология» выполняется на основе приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 августа 2017 года № 538н «Об утверждении примерных дополнительных профессиональных программ по специальности «Рентгенология».
Несмотря на то что по общему правилу к профессиональной переподготовке допускаются лица с начальным и средним специальным образованием, пройти курс профессиональной переподготовки для высших медицинских специалистов могут только лица, которые ранее уже отучились на одну из медицинских специальностей в медицинском университете. Иными словами, профпереподготовка для врачей рассчитана лишь на врачей.
Такая переподготовка рассматривается как изменение направления профессиональной деятельности на уже имеющемся уровне образования и как расширение квалификации медперсонала для адаптации к новым социальным и экономическим условиям, в том числе для соответствия требованиям международных стандартов.
Она организовывается в соответствии с Квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утвержденными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 года № 707н. Именно в этом документе определено, какая переподготовка и какому специалисту необходима.
Таким образом, профессиональная переподготовка расширяет профессиональные и карьерные возможности для врачей практически любого профиля.
Как уже говорилось выше, профессиональная переподготовка выполняется на основе примерных программ, разработанных Министерством здравоохранения Российской Федерации. В таких программах указан срок обучения в академических часах, а также их распределение на вычитку фундаментальных, специальных и смежных дисциплин. Как правило, больше всего часов отводится именно на специальные дисциплины.
Как утверждает Приказ о дополнительном профессиональном образовании медработников, повышение квалификации, профессиональная переподготовка и стажировка проводятся главным образом с отрывом от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения. При этом сроки и формы обучения по таким программам выбираются образовательными и научными организациями самостоятельно с учетом потребностей работодателей.
Самыми распространенными формами профессиональной переподготовки сегодня являются дистанционная и очная. Что общего и различного у этих форм и какую лучше выбрать для получения новой компетенции расскажем далее.
В чем разница между дистанционной и очной переподготовкой медицинских работников
Согласно статье 16 Закона об образовании, дистанционное образование — это обучение с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Такие технологии применяются в Российской Федерации на основе приказа Министерства образования и науки России от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
На организацию, осуществляющую дистанционную переподготовку, возлагаются дополнительные обязанности:
- обеспечить высокий уровень технического оснащения места оказания образовательных услуг;
- обеспечить уровень технической подготовки педагогического и научного персонала;
- организовать необходимую учебно-методическую помощь обучающимся в дистанционном режиме.
Вне зависимости от формы обучения переподготовка медицинских работников строится на:
- профессиональных стандартах;
- квалификационных требованиях к специальностям и должностям в сфере здравоохранения;
- федеральных государственных стандартах результатов освоения образовательных программ.
Алгоритм разработки программы профессиональной переподготовки и при очной, и дистанционной форме обучения включает следующие этапы:
- создание рабочей группы из педагогов и представителей работодателей;
- определение подходящих для программы профессиональных стандартов;
- сопоставление федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов;
- выведение ожидаемых результатов освоения программы переподготовки;
- подбор инструментов и средств оценки результатов обучения;
- формирование содержания программы;
- разработка учебного плана и календарного графика обучения.
Процесс разработки программы переподготовки медицинских работников завершается ее экспертизой. К этому мероприятию привлекаются как педагоги, осуществляющие обучение, так и представители работодателей, заинтересованных в получении работниками новой компетенции, и также представители обучающихся.
Таким образом, единственная разница между очным и дистанционным обучением — это формат общения между преподавателем и обучающимся.
Сегодня очную профессиональную переподготовку врачей проводят многие высшие учебные заведения, например, Российский университет дружбы народов, в то время как дистанционную предпочитают организации дополнительного профессионального образования, например, «Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Современная научно-технологическая академия». Для сравнения мы выбрали три идентичных курса переподготовки в этих учреждениях по очной и дистанционной форме соответственно и привели ниже основные показатели в таблицах 1–3.
Как свидетельствуют результаты сравнения, профессиональную переподготовку специалист может пройти в дистанционном или очном режиме по одним и тем же специальностям, при этом результат в виде документального подтверждения будет одинаковым.
Однако стоимость одного часа при дистанционном формате обучения получается немного дешевле — примерно 114 против 119 или 166 рублей. Казалось бы, выгода не слишком велика, но стоит помнить и о расходах на дорогу: даже сумма, потраченная на оплату проезда в метро, представляется довольно существенной. А ведь речь может идти и о приезде из области или из другого региона, а это уже ощутимый удар по бюджету. Притом время, потерянное в пути, может быть использовано с куда большей пользой. Кроме того, если учесть, что дистанционные курсы могут быть очными, очно-заочными и заочными, то выгода такого формата очевидна и исчисляется не только в денежном эквиваленте.
Конечно, в связи с отсутствием очного контакта и постоянного контроля со стороны педагога при дистанционной переподготовке «студенту» необходима жесткая самодисциплина, а также благоприятные условия для обучения дома или в офисе. Однако эти минусы кажутся незначительными на фоне очевидных плюсов:
- самоконтроль образовательного процесса (учащийся самостоятельно выбирает темп освоения материала);
- отсутствие необходимости посещать образовательную организацию в определенное время и в определенном месте;
- постоянная доступность материалов для обучения вне зависимости от географического нахождения «студента».
Дистанционное обучение выступает сегодня достойной альтернативой очному. Однако есть нюансы, на которые стоит обращать внимание. В связи с тем, что в процессе дистанционного обучения специалисты используют подготовленные для них в письменном виде материалы, качество новых знаний зависит в первую очередь от уровня этих материалов. Именно поэтому к выбору поставщика дистанционных услуг следует подходить очень ответственно.