1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (далее – Порядок) устанавливает правила организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
2. Настоящий порядок является обязательным для организаций дополнительного профессионального образования; образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение (научные организации или иные юридические лица) (далее совместно – организация).
3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование 1.
1 Часть 3 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326).
4. Организация осуществляет обучение по дополнительной профессиональной программе на основе договора об образовании, заключаемого со слушателем и (или) с физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение, либо за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 февраля 2014 года Приказом Минобрнауки России от 15 ноября 2013 года № 1244 – см. предыдущую редакцию.)
5. Содержание дополнительного профессионального образования определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2 и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование 3.
2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598, 2013, № 19, ст. 2326.
3 Часть 6 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326).
6. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) 4.
4 Часть 2 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326).
5 Часть 4 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598, 2013, № 19, ст. 2326).
В структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.
6 Часть 5 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326).
В структуре программы профессиональной переподготовки должны быть представлены:
характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации;
характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы.
7. Содержание реализуемой дополнительной профессиональной программы и (или) отдельных ее компонентов (дисциплин (модулей), практик, стажировок) должно быть направлено на достижение целей программы, планируемых результатов ее освоения.
8. Содержание реализуемой дополнительной профессиональной программы должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе 7.
7 Часть 9 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации « (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326).
9. Для определения структуры дополнительной профессиональной программы и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц. Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается организацией 8.
8 Части 4, 5 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326).
Структура дополнительной профессиональной программы включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты9. Учебный план дополнительной профессиональной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
9 Пункт 9 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326).
10. Программа профессиональной переподготовки разрабатывается организацией на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ 10.
10 Часть 10 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326).
11. Пункт исключен с 16 февраля 2014 года – Приказ Минобрнауки России от 15 ноября 2013 года № 1244 – см. предыдущую редакцию.
12. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании 11. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.
11 Часть 13 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326.)
13. Дополнительная профессиональная программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки.
Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.
Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержания дополнительных профессиональных программ.
Сроки стажировки определяются организацией, самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.
Стажировка носит индивидуальный или групповой характер и может предусматривать такие виды деятельности как:
самостоятельную работу с учебными изданиями;
приобретение профессиональных и организаторских навыков;
изучение организации и технологии производства, работ;
непосредственное участие в планировании работы организации;
работу с технической, нормативной и другой документацией;
выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);
участие в совещаниях, деловых встречах.
По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.
14. При реализации дополнительных профессиональных программ организацией, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения 12.
12 Часть 3 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326).
Обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой дополнительной профессиональной программы, осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации 13.
13 Пункт 3 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326).
15. Дополнительные профессиональные программы реализуются образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации 14.
14 Часть 1 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326).
16. Образовательный процесс в организации может осуществляться в течение всего календарного года. Продолжительность учебного года определяется организацией.
17. Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, семинары по обмену опытом, выездные занятия, консультации, выполнение аттестационной, дипломной, проектной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом.
Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
18. При освоении дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки возможен зачет учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), освоенных в процессе предшествующего обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) дополнительным профессиональным программам, порядок которого определяется организацией самостоятельно.
19. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией самостоятельно.
Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации: удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке 15.
15 Часть 15 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326).
Квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью и (или) выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам освоившим часть дополнительной профессиональной программы и (или) отчисленным из организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией.
Документ о квалификации выдается на бланке, образец которого самостоятельно устанавливается организацией.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 16 февраля 2014 года приказом Минобрнауки России от 15 ноября 2013 года № 1244 – см. предыдущую редакцию.)
20. При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации 16.
16 Часть 16 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326).
21. Оценка качества освоения дополнительных профессиональных программ проводится в отношении:
соответствия результатов освоения дополнительной профессиональной программы заявленным целям и планируемым результатам обучения;
соответствия процедуры (процесса) организации и осуществления дополнительной профессиональной программы установленным требованиям к структуре, порядку и условиям реализации программ;
способности организации результативно и эффективно выполнять деятельность по предоставлению образовательных услуг.
22. Оценка качества освоения дополнительных профессиональных программ проводится в следующих формах:
внутренний мониторинг качества образования;
внешняя независимая оценка качества образования.
Организация самостоятельно устанавливает виды и формы внутренней оценки качества реализации дополнительных профессиональных программ и их результатов.
Требования к внутренней оценке качества дополнительных профессиональных программ и результатов их реализации утверждается в порядке, предусмотренном образовательной организацией.
Организации на добровольной основе могут применять процедуры независимой оценки качества образования, профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ и общественной аккредитации организаций.
Дополнительное профессиональное образование дает лицам, которые ощутили недостаток знаний, шанс повысить уровень своей привлекательности для работодателей и выйти на новый виток карьеры.
В зависимости от того, где трудится конкретный работник, и каких знаний ему не хватает, он может выбрать для себя форму дополнительного профессионального образования с учетом видов, зафиксированных Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ об образовании в нашем государстве.
Формы дополнительного образования
Согласно положениям пунктов 4 и 5 ст. 76 этого нормативно-правового акта, обучающиеся имеют следующие возможности при получении дополнительного образования:
- повышение имеющегося уровня квалификации в рамках уже освоенной профессии, предполагающее освоение новых навыков и умений, которые повысят уровень профессиональной компетентности. Это может дать работнику возможность по окончании занятий получить более серьезную должность с повышенным уровнем дохода – такие позиции часто требуют важных умений по уже полученной специальности. Здесь имеются в виду программы повышения квалификации, продолжительность которых в соответствии с Письмом Минобрнауки от 9 октября 2013 г. N 06-735 обязана составлять не менее 16 часов;
- освоение совершенно новой профессии или специальности, требующее получения большого объема новой информации. По результатам такого обучения лицо, прошедшее его, получает правомерную возможность заниматься новым для себя видом работы, имея документы о получении необходимого дополнительного образования. При таких обстоятельствах программа дополнительного квалификационного образования будет называться программой профессиональной переподготовки, а ее продолжительность составит не менее 250 часов.
Конкретный вид дополнительного образования для каждой ситуации определяется целями обучающегося и его карьерными планами.
Лица, получающие дополнительное профессиональное образование
Согласно действующему законодательству приобрести дополнительное профессиональное образование могут следующие категории специалистов:
- лица, которые уже получили среднеспециальное или высшее образование и хотели бы улучшить свои навыки и знания по полученной специальности;
- лица, получившие диплом, которые намерены изменить профессию и получить право работать по новой специальности;
- лица, которые только проходят обучение в образовательной организации и хотели бы, выйдя на рынок труда, иметь конкурентное преимущество перед другими кандидатами в виде навыков, полученных при освоении курса дополнительного образования;
- лица, которые обучаются по конкретной специальности, однако уже решили, что эта профессия для них не подходит, и хотели бы отказаться от нее, чтобы впоследствии работать по другой специальности. При этом такая ситуация не запрещает работнику все же получить диплом по основной специальности: не исключено, что позже он передумает и вернется к этому профилю.
Все эти категории граждан имеют право освоить курс дополнительного профессионального образования и получить подтверждающие документы. При этом пакеты документации, представляемые для поступления на такой курс, для них будут различаться.
Документация, необходимая для поступления на обучающий курс
Проводить подготовку по любому дополнительному виду образования имеют право только аккредитованные обучающие организации, имеющие лицензию. Они обязаны соблюдать действующие требования к организации обучающего процесса в рамках дополнительного образования, организуемого для взрослых слушателей. Поэтому при поступлении на курс претендентам придется предоставить пакет документации, подтверждающей их готовность к освоению программы. Он включает:
- документ, удостоверяющий личность;
- диплом об имеющемся среднеспециальном или высшем образовании;
- заявление о прохождении обучения.
Для студентов, которые пока еще учатся в образовательном учреждении, вместо диплома представляется справка, подтверждающая прохождение обучения. Для отдельных категорий граждан, подающих заявку, могут потребоваться и другие документы: например, иностранным гражданам придется предоставить заверенную копию диплома, полученного в родной стране.
Содержание программы курса определяется обучающей организацией. При ее разработке эксперты учитывают требования рынка к подготовке по этому профилю, вид рабочей деятельности, которым придется заниматься слушателям, нормы профессиональных стандартов для этой профессии, требования Единого тарифно-квалификационного справочника профессий и должностей и другие факторы.
Продолжительность курса определяется содержанием программы. Однако при этом с учетом нормативов законодательства она не может быть меньше минимальной: 16 часов для курсов повышения квалификации и 250 часов – для программ профессиональной переподготовки.
Документация по окончании курса
Поскольку в российской практике существует два основных вида обучения, позволяющего получить дополнительные профессиональные навыки и знания, для них разработаны два разных вида документации, подтверждающей освоение программы:
- по окончании курса повышения квалификации – удостоверение о дополнительном образовании, дающее право продолжать работу по выбранной специальности и претендовать на должности с более высоким уровнем ответственности;
- по окончании курса дополнительного образования, пройденного в виде профессиональной переподготовки, – диплом о профпереподготовке, дающий право работать по новой специальности.
Роль профессиональных стандартов в дополнительном образовании
Согласно Письму Минтруда от 4 апреля 2016 г. N 14-0/10/В-2253 профстандарты представляют собой нормативно-правовую базу, которая обеспечивает соответствие уровня рабочей квалификации, навыков и знаний сотрудников разных отраслей текущим требованиям рынка труда. При этом их применение не ограничивается вопросами найма и отбора персонала, в ходе которого работодатель получает возможность установить степень соответствия характеристик конкретного сотрудника содержанию профстандарта по его специальности. Кроме этого, профстандарты также должны применяться в целях составления и корректировки содержания образовательных программ, которые следует приводить в соответствие с ситуацией на рынке труда.
При этом сфера дополнительного профессионального образования предполагает особую значимость профессиональных стандартов, поскольку в этой области новые тенденции и требования со стороны работодателей проявляются максимально быстро. В этой связи компании, организующие услуги в области дополнительного профессионального образования, обязаны осуществлять регулярный мониторинг содержания профстандартов в профессиональных областях, в которых они работают, и оперативно корректировать содержание программ обучения в случае внесения изменений в действующие документы.
Профстандарты в дополнительном образовании
Сейчас в Российской Федерации уже действуют несколько сотен утвержденных профессиональных стандартов, и благодаря активной работе Министерства труда и занятости РФ их количество постоянно растет. При этом в соответствии со ст. 195.3 ТК РФ применение профстандартов, которые в установленном порядке были согласованы и приняты всеми уполномоченными ведомствами, обязательно для работодателей. Правда, на текущий момент такое требование распространяется лишь на несколько видов профессий – например, главных бухгалтеров, педагогических работников и др. Однако организации дополнительного профессионального образования учитывают требования действующих профстандартов в содержании разработанных ими курсов дополнительного обучения.
образования и науки
от 1 июля 2013 г. N 499
ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
Список изменяющих документов
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 15.11.2013 N 1244)
1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (далее – Порядок) устанавливает правила организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
2. Настоящий порядок является обязательным для организаций дополнительного профессионального образования; образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение (научные организации или иные юридические лица) (далее совместно – организация).
(п. 4 в ред. Приказа Минобрнауки России от 15.11.2013 N 1244)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Исключен. – Приказ Минобрнауки России от 15.11.2013 N 1244.
Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использовании при исполнении своих должностных обязанностей.
Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержание дополнительных профессиональных программ.
Сроки стажировки определяются организацией самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.
Стажировка носит индивидуальный или групповой характер и может предусматривать такие виды деятельности, как:
Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть дополнительной профессиональной программы и (или) отчисленным из организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией.
Нормативно-правовые акты в сфере образования
- НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
- НПА в области дополнительного образования. Профессиональное обучение
- Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
499 Приказ – утверждает порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, устанавливает правила организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Данный порядок является обязательным для организаций дополнительного профессионального образования, образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение.
Официальные реквизиты нормативного акта:
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Наши контакты
Хотите заглянуть внутрь дистанционного курса«Мастер банковского дела»?
- НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
- НПА в области дополнительного образования. Профессиональное обучение
- Письмо Минобрнауки России от 09.10.2013 № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании»
06-735 Письмо – дает разъяснения об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования.
Официальные реквизиты документа:
Письмо Минобрнауки России от 09.10.2013 № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании»